Литература по декоративно прикладному искусству в доу

Обновлено: 05.07.2024

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности основанное на глубоких художественных традициях.

Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощнном виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях декоративно-прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

Цель: Расширить знания у детей старшего дошкольного возраста об особенностях прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи. (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.

3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову.

5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.

6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

7. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей.

- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

- Знают представление о многообразии окружающего мира.

- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.

- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Вид проекта : групповой

Тип проекта : информационно-познавательный, творческий

Участники проекта : воспитатель, дети, родители.

Срок реализации проекта : долгосрочный, сентябрь 2018г. – май 2019г.

Возраст детей, на которых рассчитан проект : 5-6 лет.

- беседы; чтение художественной литературы;

- подборка поговорок, пословиц;

- Виртуальная экскурсия в краеведческий музей.

Этапы проекта :

-определение цели и задачи;

- Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи).

- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.

- Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

- Подбор художественной литературы по теме проекта.

- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

План работы с детьми

содержание Сроки выполнения

содержание Сроки выполнения

Развивать память, мышление, активный словарь. 3 неделя

Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи.

Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.

Содержание Сроки выполнения

Развивать память, мышление, активный словарь. 3 неделя

Содержание Сроки выполнения

2 Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать к ней интерес. 2 неделя

Продолжать формировать представление об облике русской игрушки, избы, печи. 3 неделя

Содержание Сроки выполнения

1 занятия. Углублять эстетическое познание о народном декоративно-прикладном творчестве. Учить из глины лепить изделия. Развивать мелкую моторику рук. 3 неделя

2 занятия. Учить выполнять элементы дымковской росписи. 3. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам 4 неделя

Содержание Сроки выполнения

1 занятие Учить лепить козлика, передавая выразительные особенности (удлинённая шея, отверстие для свистка). 3 неделя

2 занятие Учить раскрашивать готовые игрушки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать у детей чувство цвета, формы. 4 неделя

Содержание Сроки выполнения

1 занятие Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Развивать мелкую моторику ребенка. 3 неделя

2 занятие Формировать умения у детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуру по величине; составлять узор в определенной последовательности. 4 неделя

Содержание Сроки выполнения

1 занятие Закреплять основные приемы объёмной аппликации. 3 неделя

2 занятие Развивать умение дошкольников применять геометрический орнамент для украшения посуды. 4 неделя

Содержание Сроки выполнения

Познакомить детей с различными видами скульптуры. 3 неделя

4 Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве. 4 неделя

План работы с родителями

содержание Сроки выполнения

5 Папка - передвижка "Виды народного декоративно-прикладного искусства". Познакомить родителей с видами декоративно – прикладного искусства. Январь

Знакомство родителей с разнообразием нетрадиционных методов рисования. Апрель

9 Фотоотчет по результатам проекта

. Познакомить родителей с проделанной работой детей. Май

Список использованной литературы

2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.

3. И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.

4. Н. Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.

C:\Users\Яна\Desktop\Page_00002.jpg

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 2 года. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

В целом, данная программа, представленная Ермолаевой Н.В., может быть использована в практике работы дошкольных учреждений.

  1. Пояснительная записка 5-8
  1. Изучаемый материал (5-6 лет) 9
  1. Изучаемый материал (6-7 лет) 9
  1. Перспективный план работы (5-6 лет) 10-12
  1. Перспективный план работы (6-7 лет) 13-15
  1. Типы занятий. Структура проведения занятия 16
  1. Содержание работы 17-22
  1. Методическое обеспечение 23-78
  1. Библиографический список 79-80

«Через красивое к человечному -

В. А. Сухомлинский.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

Темы занятий Программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Развивать мелкую моторику рук детей;
  • Обогащать словарный запас детей.
  1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
  3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Использование силуэтного моделирования
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
  • Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;
  • Использование физминуток;
  • Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Срок реализации: 2 года.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

  • Дети имеют представление о народных промыслах;
  • Умеют различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретут практические умения по работе с глиной, различными изобразительными материалами;
  • У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
  • Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
  • Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

Методы оценки результативности программы :

  • Количественный анализ;
  • Посещаемость;
  • Статистические данные;
  • Фиксация занятий в рабочем журнале;
  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • Практические материалы.
  • Формирование новых навыков и умений;
  • Анализ успешности деятельности и достижение целей;
  • Анализ диагностического материала;
  • Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, в поселке; создание декоративных книг; участие в КВНах по народным промыслам; развлечениях, досугах, праздниках.

Проект для детского сада "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству".



4.Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5.Раскраски по теме











Читайте также: