28 марта учительница русского языка пришла в школу не в трезвом состоянии

Обновлено: 04.07.2024

Тульская прокуратура начала проверку в одной из школ области. Там в нецензурной брани при учениках уличили преподавателя русского языка. Всё началось с попавшей в Интернет видеозаписи урока русского языка, которую сделали старшеклассники.

На ней слышно, как учительница ругает детей, которые не выполнили домашнее задание. Педагог говорит на повышенных тонах, часто срывается на крик, использует ненормативную лексику.

Инцидент произошел сразу после майских праздников, по некоторым данным, преподаватель из школы уже уволилась.

Накануне мы рассказывали о другом громком педагогическом скандале - в городе Златоусте Челябинской области. Там учителя начальных классов обвинили в излишней строгости к детям. Жалобы, впрочем, были анонимными, а большинство родителей встали на защиту преподавателя. На время разбирательства женщину от работы отстранили. И вот, как стало известно, заведенное против нее уголовное дело прокуратура признала незаконным.

Учитель в первую очередь – это человек, и конечно, он подвержен некоторым слабостям. В подавляющем большинстве случаев учителя ведут себя достойно и не бросают тень на свой авторитет. Но иногда бывает иначе…

Случай в Татарстане

13 февраля 2020 года в одном из городов республики Татарстан учитель технологии был абсолютно пьян, когда к нему на урок пришли мальчики. Для любого современного школьника любая из ряда вон выходящая ситуация - повод заснять происходящее на телефон, что и сделали мальчишки. А затем, благодаря социальным сетям и всемирному интернету, пьяный учитель стал самым обсуждаемым контентом.

Понять и простить?

Все понимают, что алкоголизм – это болезнь, и ее надо лечить, а для этого сначала надо признать наличие данной проблемы. Разные бывают ситуации и причины алкоголизма, но, на наш взгляд, пьяный учитель – это прямой путь к увольнению.

Уволить нельзя помиловать. Где ставим запятую?

Разберемся, так ли просто уволить учителя за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Предположим, что вы или ваш коллега почувствовал запах алкоголя от учителя. В этом случае необходимо доказать вину учителя, составить акт о подобном происшествии с подписью двух свидетелей.

Неприкасаемые

А есть вообще определенные категории людей, которые не подлежат увольнению по причине алкогольного опьянения. Например, беременные женщины. Хотя, конечно, в принципе было бы странно, если бы работающая беременная учительница, употребляла алкоголь. К исключениям также относятся те работники, которые принимают лекарства на спиртовой основе по показаниям врача. В нашей практике были такие учителя, и, к сожалению, борьба с их постоянным опьянением затягивалась на довольно длительный срок.

Молодые учительницы о работе со старшеклассникам: реальные истории

Наталья, 23 года, учитель английского языка:

«Мой первый 11 класс, в который я пришла работать сразу после университета, состоял из сплошных мальчиков и всего одной девочки. Поначалу я испугалась, почему-то была уверена, что будет очень сложно найти общий язык именно с парнями. Но в итоге оказалось, что с ними общаться намного круче и проще.

Конечно, пришлось стать гораздо сдержаннее на своих страничках в соцсетях, а парочку фотографий даже скрыла — от греха подальше. Дети же постоянно в ВК, ленту просматривают регулярно и осыпают лайками всё, что бы там у меня ни появилось. И я уже просто не знаю, как еще объяснять ученикам, что их лайки на оценки никак не повлияют.

Когда училась в университете, собиралась быть строгим учителем: никаких поблажек, строжайшая дисциплина, чёткие ответы и высокие баллы только тем, кто действительно постарался, чтобы их заслужить.


Мария, 22 года, учитель математики:

«Это мой первый год в школе, веду математику у девятиклассников. Школа самая обычная, в спальном районе, где живут рядовые заводчане. Более-менее одаренные и заинтересованные в учебе дети после начальной школы уходят в гимназии, а мне и моим коллегам, как говорится, что осталось — то осталось… У многих учеников родители в разводе, у кого-то — пьют, у кого-то — брат сидит…

Парни при каждой моей попытке написать что-то на доске или наклониться за упавшим мелом начинали издавать сладострастные стоны или демонстрировать друг другу, указывая на меня, непристойные телодвижения.

Могли во время урока играть в телефонах, надев наушники, плевались жеваной бумагой, совершенно не слушали. Ни двойки, ни походы к директору, ни вызовы родителей в школу — ничего их не брало.

Но с подводной лодки распределения никуда не денешься. Я постаралась как можно больше абстрагироваться от основных нарушителей моего спокойствия и сосредоточиться на тех, кто хотя бы немного слушает меня на уроках. Даже пару раз к психологу сходила. Через полгода стало полегче.


Любовь, 25 лет, учитель русского языка и литературы:

«Когда я впервые пришла на распределение нагрузки и мне сказали, что я буду вести у 10 класса, я испугалась. Испугалась больше всего того, что я зайду в класс, а никто не захочет меня слушать, ведь некоторые ученики выглядят старше меня, а кто-то выше меня на голову, а то и на две…

Просто ученики (любого, кстати, возраста) — это личности, это точно такие же люди, как и все мы, только меньше. И, считаясь с их мнением, прислушиваясь к ним и разделяя их интересы (я, например, как и многие ребята, большой фанат супергеройской тематики), ты заработаешь уважение, которого так ждешь.

Да, они другие. Мы в их возрасте вели себя иначе, к школе и учителям относились иначе. Но мы были на их месте, о чем, думаю, не стоит забывать ни молодым учителям, ни опытным.

Старшеклассники проявляют знаки внимания, это да. Помогают донести до учительской журнал, стопки с тетрадями, ноутбук. Это приятно, конечно. И не было ни дня в школе, чтобы кто-то из учеников не сказал мне, как хорошо я сегодня выгляжу. Но, думаю, это все-таки проявление уважения, не больше. А может, и желание подружиться.

В данный момент я — классный руководитель у девятиклассников. Бывает, конечно, всякое. Я плакала из-за них (как от счастья, так и от обиды), я ругала их, я до сих пор иногда на них кричу.


Ольга, 24 года, учитель английского языка:

«Вливаться в коллектив к взрослым, опытным педагогам было даже страшнее, чем идти на первый урок к детям. Ведь до этого ты и в школе, и в университете находишься в основном со своими сверстниками. Я очень переживала именно за эту разницу в возрасте, и на деле оказалось действительно сложно.

А вот встречи с детьми я не боялась, а даже наоборот — ждала ее. У меня было столько энтузиазма и идей, мне казалось, что я смогу научить английскому всех и каждого, но в реальности все вышло по-другому. Естественно, есть дети, которые с удовольствием учатся, а есть те, кому все эти знания — до лампочки. Иногда предлагала детям задания, и находились такие, кто отказывался их выполнять, — приходилось что-то придумывать на ходу…

Изначально, конечно, дети хотели видеть во мне больше подружку, чем учителя. Приходили со своими секретами и пытались поболтать даже на уроках. Часто жаловались на других учителей: мол, они несовременные, скучные… Но я такие разговоры не поддерживала. Я была очень категорична: учеба, и еще раз учеба.

Но прошло время, и я понимаю, что детей иногда тоже нужно выслушать, посмеяться с ними и погрустить. Другом, конечно, ты им не станешь, но главное, чтобы они тебе доверяли.


Вообще, все старшеклассники свою симпатию выражают одинаково. Они очень хотят тебе помочь. А так как по распределению я попала в сельскую школу, там это выражалось своеобразно: то огород вскопать предложат, то газон покосить… Как для человека, всю жизнь прожившего в городе, удивительным для меня в сельской местности было еще и то, что в сентябре вся школа, включая директора, учителей и всех учащихся 5-11 классов, отправляется на… сбор картофеля!

Но это подшучивание — скорее исключение, чем правило. Дети меня, я бы сказала, побаиваются. И меня это вполне устраивает. Потому что, например, у одной моей коллеги, которая оказалась после вуза в ПТУ, совсем другая история. Там ее довольно долго дети не слушали совершенно, бунтовали и даже запирали в кабинете. До истерик доходило…

Елена Колосова / LADY.TUT.BY

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Педагог – организатор гимназии № 168 в Санкт-Петербурге Серафима Сапрыкина рассказала, что ее заставили уволиться из-за чтения на уроке стихов Александра Введенского и Даниила Хармса. По ее словам, директор учреждения разозлилась на такой выбор поэтов, так как она считает их "врагами народа". Разобраться в этой истории призвали пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и министр просвещения Сергей Кравцов. Расскажем, что о ситуации говорят коллеги Сапрыкиной и почему не все поверили ее словам.


Стихи "пособников фашистов"?

На своей странице в Facebook Сапрыкина поделилась, что конфликт с директором гимназии Светланой Лебедевой из-за творчества Введенского и Хармса случился еще в декабре 2021 года. Педагог написала, что не поднимала эту историю раньше, потому что смалодушничала и испугалась.

Поэт Александр Введенский был арестован по доносу и обвинен в контрреволюционной агитации. Он скончался в 1941 году в возрасте 37 лет во время этапа из Харькова в Казань. Даниила Хармса арестовали в 1941 году по доносу и обвинили в распространении клеветнических и пораженческих настроений. Через год он умер в тюрьме "Кресты" в возрасте 36 лет. Оба поэта в 60-е годы были реабилитированы.

Сапрыкина утверждает, что руководитель гимназии приказала ей уволиться за чтение стихов репрессированных поэтов ученикам 10-го класса. Лебедева якобы назвала Хармса и Введенского "врагами народа" и "пособниками фашистов".

Эти люди, по выражению директора, были заслуженно схвачены НКВД и умучены за свои "преступления", их стихи можно обсуждать только "на ваших богемных кухнях".

По словам Сапрыкиной, директор поставила ей два условия: или добровольный уход, или увольнение по статье об утрате доверия. При этом, говорит педагог, завуч гимназии знала об уроке со стихами Введенского и Хармса и была в восторге от этой идеи. Однако на совещании по скандальному занятию она просто промолчала и никак не поддержала учительницу, уверяет Сапрыкина.


Уйти не вынуждали?

Ситуация с увольнением Сапрыкиной дошла до Кремля. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что всю информацию об этой истории необходимо перепроверить.

Нужно сначала выяснить, так это было или не так это было. Сейчас такое количество неточной или просто лживой информации, что прямо сиюминутно реагировать на нее – дело незавидное. Нужно сначала все-таки все переподтверждать.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что ведомство проверит информацию об увольнении Сапрыкиной. При этом учителя следует восстановить в правах, указал он.

"У нас учителя живут своей работой, своим делом, творчески вкладываются в развитие программ, стараются дать детям максимум, и если в ответ административный работник будет включать "дубину" по поводу и без, что мы получим на выходе? Считаю, что учитель должен быть полностью восстановлен в своих правах, продолжить работу с детьми, и сейчас вместе с регионом проверяем всю эту ситуацию. Призываю административных работников более чутко относиться к педагогам", – сказал Кравцов.

Глава Россотрудничества Евгений Примаков назвал ситуацию дикостью и безумием. По его словам, происходящее находится далеко за гранью.

Не в восторге и известный советский и российский педагог Евгений Ямбург. В беседе со "Звездой" он назвал ситуацию гнусной и позорной. Он высказал опасения, что подобные истории могут стать типическими.

"То, что 80-летняя директриса уволила учительницу, которая старшеклассникам читала Хармса и Введенского, поскольку они "враги" и "правильно их уничтожили", это полный позор, это полная педагогическая деменция", – считает Ямбург.

"Музей истории ГУЛАГа приглашает директора гимназии № 168 Светлану Лебедеву посетить экспозицию музея и готов оплатить проезд и проживание за свой счет. И, конечно, мы всегда рады провести экскурсию всем, кто сомневается в репрессиях или считает, что место этой величайшей трагедии в истории нашей страны "на богемных кухнях", – подчеркнули в музее.

Однако зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Виталий Милонов заявил "Говорит Москва", что история педагога из Петербурга – вранье.

"Судя по информации из Санкт-Петербурга, эта учительница просто всех обманула, налгала. Конечно, никто не запрещает читать Введенского и Хармса. Это абсолютное вранье. Просто стыдно, что учительница из провинции позволяет себе так нагло лгать о петербургских традициях образования", – уверен Милонов.

По его мнению, за свои слова Сапрыкина должна извиниться. Милонов убежден, что этим постом педагог хотела обратить на себя внимание зарубежных стран.


"Ей сказали, что не вовремя"

Директор гимназии Светлана Лебедева отрицает, что негативно отзывалась о Введенском и Хармсе.

В администрации Центрального района, в ведении которого находится гимназия, отметили, что Сапрыкина самовольно поменяла тему урока, не согласовав это с руководством гимназии. После этого директор провела с педагогом беседу, чтобы педагог придерживался учебного плана и согласовывал все изменения. Там добавили, что учителя никто не вынуждал увольняться, а заявление она написала по собственному желанию, подчеркнули в администрации.

Одна из сотрудниц гимназии № 168 в беседе с РЕН ТВ рассказала, что Сапрыкина работала в учреждении примерно полгода. Она занималась школьным музеем и библиотекой, отметила коллега. Она также заявила, что Сапрыкину никто не увольнял.

Ее не увольняли, она ушла сама. С ней был разговор в неделю, когда отмечали контрнаступление под Москвой. Она провела так называемый флешмоб. Ей сказали, что не вовремя, не надо это делать сейчас. Ей сказали, до конца учебного года у вас есть выбор остаться или уйти.

Один из учеников гимназии рассказал, что на классных часах Сапрыкина вела себя сдержанно и патриотично.

"Она никогда не выглядела так, будто поддерживает фашизм или нацизм. Она была спокойной и доброй. Мне кажется, что мы все недостаточно знаем о ситуации, чтобы конкретно судить о данном происшествии. Может, это не первый случай", – предположил ученик гимназии.

По его словам, руководство учреждения часто подвергается критике. Он утверждает, что родители учеников недовольны некомпетентностью педагогов, несменяемостью директора, состоянием столовой и потолков гимназии и требованиями к школьной форме.

Читайте также: