2 эпоха натурфилософских представлений о душе милетская школа элейская школа античная атомистика

Обновлено: 05.07.2024

На стадии своего зарождения философия имела связь с мифологическим сознанием. Мудрость была связана с мифом – это выражалось в умении мудрецов предсказывать и предвидеть. Они решали проблему начала – с чего все начиналось – и это тоже роднит философию с мифом.

Античная философия делится на 4 периода: 1) зарождение и формирование (6 в. до н.э.), 2) зрелость и расцвет (5-4 вв. до н.э.), 3) закат – философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 вв. до н.э.), 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-5 вв.).

Античная философия зародилась в Ионии и была представлена Милетской школой – первой философской школы Эллады – и Гераклитом. Ионийская философия – в ней еще нет деления на материализм и идеализм, в ней наличествуют многие образы мифологии.

Основателем Милетской школы считается Фалес, первый математик, астроном и физик в Ионии. Жил в конце 7 – первой половине 6 в. до н.э.

Милетская школа началом всех вещей считала начала в виде материи – то, из чего состоят все вещи, возникают и во что уходят, причем основное пребывает, а по свойством меняется, поэтому ничто не возникает и не погибает, поскольку основная природа всегда сохраняется.

Апейрон материален, но трудноопределим. Аристотель считал, что Анаксимандр пришел к апейрону потому, что выбор между разными стихиями привел тому, что другие стихии станут конечными, и он предпочел бесконечность. Кроме того, он лежит в основе всего, поэтому не может быть конечен и не должен иссякнуть. Кроме того, тогда полагали, что стихии способны превращаться друг в друга, а значит, их должно что-то объединять, а это и есть апейрон. Вечный и внутренне безграничный, находящийся в вечном движении.

Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения апейрона, о выделении противоположностей из него, об образовании четырех стихий из противоположностей. Космогония – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, в общей идее об эволюции природы.

Анаксимен – ученик и последователь Анаксимандра. Он был астрономом и метеорологом. Анаксимен находил первоначало всего сущего в воздухе. Он называл его беспредельным, апейрос. Воздухнаходится в непрестанномдвижении, дажеземля – этоуплотненныйвоздух.Все формы природы возникают через разрежение и сгущение воздуха. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, потом эфиром, а сгущаясь – ветром, облаками, водой, землей и камнем.

Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, мало говорили о душе и сознании. Фалес говорил о самодвижении души. Магнит имеет душу, потому что притягивает железо. Анаксимен видел в воздухе начало и тела, и души.

Гераклит из Эфеса (7-6 вв. до н.э.) видел начало всего сущего в огне, вечном и божественном. Это символ непрерывного движения и изменения. Периоды возгорания и угасания чередуются, и это происходит вечно.

Из огня возникает море, море образует – семя, из которого возникают земля и небо.

Души тоже вовлечены в круговорот. Светлые испарения становятся огнем и уходят в небеса, темные становятся осадками. Диалектичный взгляд. При этом у Гераклита есть понятие логоса – разумного закона, определяющего внутреннюю гармонию вещей, мироздание, задающего космосу возгорание и угасание.

Позднее появляется школа элеатов, в Элее, главные представители которой – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Новый шаг в развитии категорий древнегреческой философии, в том числе субстанции. Они поставили впервые вопрос о соотношении бытия и мышления.

Основой философии элеатов стало учение Парменида. Он учил о неизменности бытия, о том, что все неизменно в сущности своей. Во всех превращениях сущность начала не изменяется, хотя форма меняется относительно своей идеальной метафизической сущности. Истинное сущее бытие неподвижно. Есть истина, а есть мнение. Путь мнения – обманчивый мир явлений.

Философия Парменида породила много ответвлений. Он выдвигает еще один тезис – тождество бытия и мышления. Истинно сущее включает то, что можно назвать мышлением, суть которого – совокупность мнений. С одной стороны, идея о неком безусловном начале, с другой торосны – человеческое мышление причастно, поскольку способно постичь умом это безусловное начало. Мир человеческого сознания расказывается на обыденный и возвышенный.

Ученик Парменида – Зенон из Элеи. Зенон считал, что бытие неподвижно и рассуждал против движения. Ему принадлежат апории. Первая апория: движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем дойдет до конца, но чтобы попасть до половины, он должен дойти до половины половины, и так до бесконечности.

Во второй апории: Ахиллес (быстрое) не достигнет черепаху (медленное), ведь когда он придет в ту точку, которую занимала она, когда началось движение обоих в одну сторону, медленное отойдет от своего старта на такую часть первоначального расстояния между ними, на сколько скорость медленного меньше скорости быстрого.

Смысл обеих апорий в том, что если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни кончиться.

Смысл третьей в том, что движение невозможно и при допущении прерывности пространства. Летящая стрела покоится, поскольку движущийся предмет всегда занимает равное себе место, то есть покоится в нем каждый момент.

Апории Зенона вызвали много вопросов. Появился синтез учений – все, что существует, это множество неделимых, но определенных телец. Все существует по отдельности, но дает существующие вещи.

Появляется идея атома у Демокрита. Все состоит из атомов, которые отличаются по форме и величине, но все неизменны и находятся в непрерывном движении, сталкиваясь друг с другом. Движутся по природе (в этом сохраняется идея абсолютного, но соединяется два мира – мир истинно сущного и мир, в котором мы живем).

Демокрит одним из первых выдвинул идею первичных и вторичных качеств. Процесс чувственного познания объясняет так: частички тел попадают в органы чувств и вызывают у нас образы. Летучие образы состоят из атомов. Получается, что качества и объективная характеристика атомов не совпадают. У атомов есть величина, форма, а также они обладают способностью образовать нечто целое (но в органах чувств вызывают образы цвета, вкуса и т.д.).

Эволюция направлений и школ периода открытого кризиса и их состояние в области теории и практики. Размывание границ между ними, взаимопроникновение концепций и идей различных школ.

Психология развития. Влияние генетической психологии Ж. Пиаже (1896 – 1980); концепции А. Валлона (1879-1962). Эпигенетическая концепция Э. Эриксона (1902-1994). Межкультурные исследования. Культурно-исторический подход в психологии развития (М. Коул, 1996, рус. пер. 1997).

Развитие исследований по психологии личности. Движение гуманистической психологии. Направления гуманистической психологии. Теория и практика логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла.

Когнитивная психология.

Ключевые понятия: педология, теория рекапитуляции, Педоцентризм, зеркало Гезелла, ага–переживание, Инкультурация, генетическая эпистемология, гуманистическая психология, личность, полноценно функционирующий человек, открытость к переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность, недирективная терапия, логотерапия, когнитивная психология, теория структурного баланса, теория коммуникативных актов, теория когнитивного диссонанса, теория конгруэнтности.

IV. Тематический план практических (семинарских) занятий

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Предмет истории психологии.

2. Задачи истории психологии.

3. Периодизация развития психологических знаний.

4. Методологические проблемы историко-психологического исследования.

5. Методы и источники истории психологии.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

· Концепция истории психологии в отечественной и зарубежной науке.

· Отечественная историография психологии.

ЛИТЕРАТУРА:

6. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. 1997; 1999.

7. История психологии: Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1992; 1999.

8. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001.

9. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998.

10. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.

11. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Экономические и культурные особенности развития древнегреческой цивилизации как основания развития психологии.

2. Эпоха натурфилософских представлений о душе: милетская школа, элейская школа, античная атомистика.

3. Возникновение дуализма в рамках учения Платона.

4. Диалектика соотношений трёх начал души.

5. Социально-психологические взгляды Платона.

6. Функционализм Аристотеля.

7. Понятие об энтелехии и катарсисе.

8. Основные достижения поздних школ античности (ранний, средний и поздний эллинизм).

9. Итоги развития психологии античного периода и его значение для будущего психологии.

РЕФЕРАТЫ:

1. Философо-психологические воззрения в Древней Индии.

2. Понимание души в астических системах.

3. Психологические взгляды в настике (джайнизм, буддизм, локаята).

4. Отличительные особенности психологических идей в Древнем Китае.

5. Проблемы взаимодействия и соотношения психологических идей Запада и Востока.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Августин Аврелий. Исповедь. Кн.Х.

2) Аристотель. О душе /Соч. Т.1. М., 1974. Кн.1, гл.1; Кн.2, гл.1,2,12.

3) Аристотель. Сочинения: В 3 т. - М., 1975.

4) Богомолов А. С. Античная философия. - М., 1985.

5) Геродот. История. - М., 1993.

6) Гиппократ. Избранные книги. - М., 1936.

7) Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

8) История психологии: Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1992; 1999.

9) Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1936.

10) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001.

11) Платон. Сочинения: В 3 т. - М., 1968.

12) Платон. Федон. Апология Сократа. Любое изд.

13) Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998.

14) Трубецкой С. Н. История древней философии. - М., 1997.

15) Феофраст. Характеры. Любое изд.

16) Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998.

17) Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.

18) Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Общая характеристика средневековых учений о душе.

2. Арабская философия и её восприятие античных идей.

3. Психологические проблемы в схоластических системах.

4. Психология Фомы Аквинского.

5. Гуманизм как основа психологических воззрений в эпоху Возрождения. Проблема человека в деятельности итальянских гуманистов (Данте, Боккачио, Петрарка) и северном гуманизме (Эразм Роттердамский, Меланхтон, Рейхлин).

6. Психологические идеи Френсиса Бэкона.

7. Роль вспомогательных средств в процессе познания. Оценка Л.С. Выготским идей Ф. Бэкона об орудиях и вспомогательных средствах познания.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Проблемы познания и путей совершенствования человека в мистицизме (М. Экхарт, ХШ-ХIV вв.).

2. Зарождение сакрального подхода к проблеме души.

3. Сравнительная характеристика номинализма и реализма.

4. Сравнительный анализ исповеди Августина и Абеляра.

5. Общая характеристика достижений духовной психологии.

6. Развитие схоластики, особенности психологических исследований в ранней и поздней схоластике.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Грановский Т. Н. Лекции по истории Средневековья. - М., 1987.

2) Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

Гост

ГОСТ

Натурфилософия – это направление философской мысли в центре которого стоит проблематика осмысления природы, ее первоначал, проявлений и свойств.

Ионийская школа

Ионийская или Милетская школа объединяет философов, стремившихся к поиску первоначала мира в различных стихиях, и воспринимавших мир как постоянно движущееся, изменяющееся естество. Расцвет и угасание Милетской школы связаны с судьбой самой греческой Ионии – группы колоний на западном побережье Малой Азии. В период расцвета, зарождение и развитие собственной философской традиции во многом связано с близостью таких традиционных центров мудрости и знаний о мире, в особенности космическом, как Вавилония и Египет. В тоже время распространение персидского владычества на запад и утрата Милетом и иными городами независимости, повлекло за собой прекращение философской традиции. Основные идеи натурфилософов Милетской школы еще долгое время оказывали влияние на философов Эллады, куда сместился центр тяжести интеллектуальной жизни греческого мира.

Основными представителями Ионийской школы являются:

  • Фалес,
  • Анаксимандр,
  • Анаксимен,
  • Гераклит.

Фалес являлся основоположником школы, он уделял много времени не только философии, но и проблемам естествознания. В качестве первоначала мира он видел воду, или некоторую влажность, из которой в прошлом возникло все сущее, и продолжает возникать до сих пор. Землю он представлял плоским диском, который со всех сторон окружен водой.

Анаксимандр ставит в качестве первоначала апейрон – беспредельное и неизвестное вещество. Из апейрона порождаются противоположности – теплое и холодное, которые создают плоский мир находящийся в центре и три огненных сферы, окружающих его – звездный свод, Солнце и Луну.

Анаксимен обращает свое внимание на воздух. Пневма, дыхание мира, в ходе которого происходят процессы сгущения и разрежения порождает сам мир и поддерживает его существования. Анаксимен полагал, что не только Земля плоская и подобна диску, но также Солнце и Луна, и все они парят в воздушном пространстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее прогрессивным являлось учение Гераклита Эфесского По данной теме мы уже выполнили презентацию Гераклит Эфесский подробнее , прозванного также Темным, за большую сложность и неясность его идей. Гераклит установил изменчивость, постоянное движение как главную форму существования мира, и потому в качестве первоначала выбрал огонь, как наиболее изменчивую стихию. Огонь в его учении соединен с другими стихиями через круговорот – возникая из земли, огонь порождает воздух, тот в свою очередь воду, ну а из воды возникает земля.

Также Гераклит сформулировал первый закон диалектики – единства и борьбы противоположностей. Он указывал, что все в мире состоит из противоположностей, который притягиваются друг к другу, холодное становится теплым, а теплое в свою очередь холодным и т.д. Но противоположности не только взаимосвязаны, но и борются друг с другом, их борьба – главный способ движения мира и его существования.

Элейская школа

Своеобразным соперником Милетской школы и ее оппонентом во взглядах на мир и бытие, выступала Элейская школа, возникшая приблизительно в то же время (6 век до н.э.) на другом конце греческого мира в Великой Греции, на юге Аппенинского полуострова (Италия) в городе Элея. Что закономерно деятельность Элейской школы заканчивается примерно по тем же причинам, что и Милетской. Жестокий тиран, захвативший власть в полисе убивает последнего из ее представителей – Зенона Элейского По данной теме мы уже выполнили реферат "Тайна" апорий Зенона подробнее , по подозрению в демократическом заговоре.

В отличие от натурфилософов мыслители Элейской школы никогда не занимались проблемами естествознания. В центре их размышлений стояли проблемы бытия, их учение можно считать основой всей античной онтологии. К числу философов Элейской школы относят:

Ряд исследователей полагает, что основателем школы мог выступить Ксенофан По данной теме мы уже выполнили доклад философия Зенона подробнее , идеи которого непосредственно предшествуют идеям Парменида, а сам мыслитель на старости лет по ряду источников осел в Элее. Так или иначе, но Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее развивал метафизическую концепцию бытия, парадоксальную с точки зрения обыденного разума – он полагал бытие единым, неделимым, неподвижным и неизменяющимся.

Парменид полагал что мир имеет форму шара. В этом шаре все едино, не существует отдельных предметов и границ между ними, все видимое многообразие предметов и объектов, есть суть различные проявления единого мира. Более того Парменид отрицал даже наличие у единого мира частей. В мире нет ничего, кроме самого мира, никакой пустоты не существует, а значит нет четких границ, отделяющих один предмет от другой, а, следовательно, и самих предметов. Раз нет отдельных предметов и пустоты, то не существует и движения, поскольку предмет не может менять свое положение в пространстве, а раз нет движения то не существует и самого времени – все это суть иллюзии человеческого разума.

В связи с отсутствием пустоты Парменид также отрицал понятия рождения и смерти. Рождения как возникновения чего-то из ничего и смерти, как разрушения чего-то, его перехода в состояния ничто не может быть. Все проявления мира не рождаются и не умирают, а лишь преобразуются, трансформируются из одного в другое.

Мелисс обобщил и развил основные идеи Парменида, именно он выступал основным оппонентом философов Ионийской школы, во время своих визитов в Милет По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее .

Пифагорейское учение

Пифагор По данной теме мы уже выполнили реферат Пифагор подробнее является наиболее известной и в тоже время мистической фигурой древнегреческой философии. Пифагор обучался у египетских, месопотамских и греческих мудрецов, он создал свое мифо-религиозное учение, рассматривающее не только философские вопросы бытия, устройства мира, но также естественных наук и математики, а еще общественного устройства и управления.

Вокруг Пифагора сформировался орден его последователей, которые провели один из первых в истории социальных экспериментов организации практической жизни общества по философским идеалам. Хотя в конечном итоге представители ордена были изгнаны из города, а многие убиты, последователи Пифагора продолжали существовать еще на протяжении нескольких веков и вести как политическую, так и научную деятельность. Авторитет самого Пифагора был настолько высок, что даже столетия спустя его последователи приписывали свои открытия легендарному учителю из-за чего в настоящее время сложно установить, как из них принадлежат самому Пифагору, а какие его ученикам.

Одним из важнейших достижений учения Пифагора было абстрактное понимание числа. Именно Пифагор рассмотрел число оторвано от реальности, от бытового применения в свое чистом виде и заложил таким образом основы математики.

На стадии своего зарождения философия имела связь с мифологическим сознанием. Мудрость была связана с мифом – это выражалось в умении мудрецов предсказывать и предвидеть. Они решали проблему начала – с чего все начиналось – и это тоже роднит философию с мифом.

Античная философия делится на 4 периода: 1) зарождение и формирование (6 в. до н.э.), 2) зрелость и расцвет (5-4 вв. до н.э.), 3) закат – философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 вв. до н.э.), 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-5 вв.).

Античная философия зародилась в Ионии и была представлена Милетской школой – первой философской школы Эллады – и Гераклитом. Ионийская философия – в ней еще нет деления на материализм и идеализм, в ней наличествуют многие образы мифологии.

Основателем Милетской школы считается Фалес, первый математик, астроном и физик в Ионии. Жил в конце 7 – первой половине 6 в. до н.э.

Милетская школа началом всех вещей считала начала в виде материи – то, из чего состоят все вещи, возникают и во что уходят, причем основное пребывает, а по свойством меняется, поэтому ничто не возникает и не погибает, поскольку основная природа всегда сохраняется.

Апейрон материален, но трудноопределим. Аристотель считал, что Анаксимандр пришел к апейрону потому, что выбор между разными стихиями привел тому, что другие стихии станут конечными, и он предпочел бесконечность. Кроме того, он лежит в основе всего, поэтому не может быть конечен и не должен иссякнуть. Кроме того, тогда полагали, что стихии способны превращаться друг в друга, а значит, их должно что-то объединять, а это и есть апейрон. Вечный и внутренне безграничный, находящийся в вечном движении.

Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения апейрона, о выделении противоположностей из него, об образовании четырех стихий из противоположностей. Космогония – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, в общей идее об эволюции природы.

Анаксимен – ученик и последователь Анаксимандра. Он был астрономом и метеорологом. Анаксимен находил первоначало всего сущего в воздухе. Он называл его беспредельным, апейрос. Воздухнаходится в непрестанномдвижении, дажеземля – этоуплотненныйвоздух.Все формы природы возникают через разрежение и сгущение воздуха. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, потом эфиром, а сгущаясь – ветром, облаками, водой, землей и камнем.

Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, мало говорили о душе и сознании. Фалес говорил о самодвижении души. Магнит имеет душу, потому что притягивает железо. Анаксимен видел в воздухе начало и тела, и души.

Гераклит из Эфеса (7-6 вв. до н.э.) видел начало всего сущего в огне, вечном и божественном. Это символ непрерывного движения и изменения. Периоды возгорания и угасания чередуются, и это происходит вечно.

Из огня возникает море, море образует – семя, из которого возникают земля и небо.

Души тоже вовлечены в круговорот. Светлые испарения становятся огнем и уходят в небеса, темные становятся осадками. Диалектичный взгляд. При этом у Гераклита есть понятие логоса – разумного закона, определяющего внутреннюю гармонию вещей, мироздание, задающего космосу возгорание и угасание.

Позднее появляется школа элеатов, в Элее, главные представители которой – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Новый шаг в развитии категорий древнегреческой философии, в том числе субстанции. Они поставили впервые вопрос о соотношении бытия и мышления.

Основой философии элеатов стало учение Парменида. Он учил о неизменности бытия, о том, что все неизменно в сущности своей. Во всех превращениях сущность начала не изменяется, хотя форма меняется относительно своей идеальной метафизической сущности. Истинное сущее бытие неподвижно. Есть истина, а есть мнение. Путь мнения – обманчивый мир явлений.

Философия Парменида породила много ответвлений. Он выдвигает еще один тезис – тождество бытия и мышления. Истинно сущее включает то, что можно назвать мышлением, суть которого – совокупность мнений. С одной стороны, идея о неком безусловном начале, с другой торосны – человеческое мышление причастно, поскольку способно постичь умом это безусловное начало. Мир человеческого сознания расказывается на обыденный и возвышенный.

Ученик Парменида – Зенон из Элеи. Зенон считал, что бытие неподвижно и рассуждал против движения. Ему принадлежат апории. Первая апория: движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем дойдет до конца, но чтобы попасть до половины, он должен дойти до половины половины, и так до бесконечности.

Во второй апории: Ахиллес (быстрое) не достигнет черепаху (медленное), ведь когда он придет в ту точку, которую занимала она, когда началось движение обоих в одну сторону, медленное отойдет от своего старта на такую часть первоначального расстояния между ними, на сколько скорость медленного меньше скорости быстрого.

Смысл обеих апорий в том, что если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни кончиться.

Смысл третьей в том, что движение невозможно и при допущении прерывности пространства. Летящая стрела покоится, поскольку движущийся предмет всегда занимает равное себе место, то есть покоится в нем каждый момент.

Апории Зенона вызвали много вопросов. Появился синтез учений – все, что существует, это множество неделимых, но определенных телец. Все существует по отдельности, но дает существующие вещи.

Появляется идея атома у Демокрита. Все состоит из атомов, которые отличаются по форме и величине, но все неизменны и находятся в непрерывном движении, сталкиваясь друг с другом. Движутся по природе (в этом сохраняется идея абсолютного, но соединяется два мира – мир истинно сущного и мир, в котором мы живем).

Демокрит одним из первых выдвинул идею первичных и вторичных качеств. Процесс чувственного познания объясняет так: частички тел попадают в органы чувств и вызывают у нас образы. Летучие образы состоят из атомов. Получается, что качества и объективная характеристика атомов не совпадают. У атомов есть величина, форма, а также они обладают способностью образовать нечто целое (но в органах чувств вызывают образы цвета, вкуса и т.д.).

Читайте также: