Зороастризм древнего кавказа и средней азии сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Понятие зороастризма как религиозного течения, его появление в Дагестане и особенности распространения. Обычай выставления усопших на вершинах гор, его характеристика. Обычаи в древности и в наши дни. Элементы доктрины зороастрийцев и их особенности.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.12.2015
Размер файла 337,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО“ ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Проверила:Абасова А.А.

Махачкала 2015г.

Содержание

Введение

Появление в Дагестане

Обычаи в древности и в наши дни

Литература

Зороастризм - религиозное течение, названная так по имени ее легендарного основателя пророка Зороастра (Заратуштры)сформировавшееся и возникшее в Восточном Иране на рубеже VII-VI вв. В литературе встречается и другое название этой религии-маздеизм, получившее по имени верховного иранского бога Ахура-Мазды (Ормузда), олицетворявшего "светлое, доброе начало", вечно борющегося с божеством "злого начала" Ангро-Майнью (Ахриманом) за победу добра над злом, света над тьмой. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, нашедшая отражение в священной книге откровений древних иранцев - Авесте,[1] состоявшей из двух частей: Яшты и Гаты. Последняя имеет философский характер, именно в ней и изложены основы религии. Зороастризм носит дуалистический характер: это учение о борьбе двух антагонистических космических начал - Добра и Зла.

Основателем зороастризма является древнеиранский пророк Зороастр (Заратуштра, Заратустра). До сих пор окончательно не установлено, кем в действительности был этот человек. Не известно также и точное время его жизни. В советской исторической науке долгое время считалось, что Зороастра вообще не существовало. Однако в настоящее время это положение пересмотрено.

зороастризм религиозный дагестан обычай

Появление Дагестане

Религиозная мысль предков современных народов Дагестана с древних времён развивалась в условиях постоянных контактов с культурами стран Ближнего Востока.

с. Кубачи, (Дагестан, Россия)

Отголоски зороастрийской религии можно видеть и в праздновании весеннего новогоднего праздника Новруз - одного из важнейших зороастрийских торжеств.

К пережиткам, имеющим непосредственное отношение к зороастризму, относятся представления народов Дагестана о Турше - звезде Сириусе (в Авесте - Тиштрия). Согласно этим представлениям, с появлением на небосклоне, в засушливое время года (примерно 12-15 августа) звезды Сириуса происходят существенные перемены в погоде, связанные с сильным дождем Турши.

Другой из пережитков зороастризма у кубачинцев - почитание собаки. Согласно мусульманской традиции, собака относится к числу нечистых животных и соприкосновение мусульманина с ней не допускается во избежание осквернения. В верованиях кубачинцев наоборот: считалось, что собака - животное чистое, спасающее от всяких бед, поэтому о ней нужно проявлять заботу. Убивать её нельзя и человек должен кормить её до естественной смерти. В случае, если в селении оказывалась злая или бешеная собака, причиняющая большой вред и необходимо было во что бы то ни стало избавиться от неё, то её убивал за небольшую плату (со стороны заинтересованного лица) бедняк или нищий. Убийство совершалось исключительно вне села.

Сравнительно недавно вблизи г. Дербента было открыто костехранилище - астодан. Астоданы были найдены и на возвышенности Мискинбулат. Шестнадцать каменных гробниц, высеченных в скале, найдены недалеко от селения Карамахи.

В Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее за № 1264 хранится жезл с бычьей головой, который держит мобед при богослужении.

Эти и другие сохранившиеся реликты, а также остатки погребальных сооружений, свидетельствуют о том, что проникший еще в раннем средневековье в Зирихгеран зороастризм занимал здесь достаточно прочные позиции.

Как следует из средневековых исторических документов, со второй половины VI в. н. э. Дербент становится одним из оплотов христианства на Восточном Кавказе и главным центром борьбы против последователей учения Заратуштры.

В VII в. на зороастризм обрушилась другая религия - ислам. Арабский халиф Омар, вопреки своим обещаниям, приказал разрушить все храмы огня. К IX в. были уничтожены практически все храмы огня, а к концу века зороастризм окончательно сдал свои позиции в Дагестане.

Обычаи в древности и в наши дни

в Зирихгеране сохранились и материальные следы распространения учения Заратуштры - дахмы - особого рода погребальные сооружения для выставления трупов умерших. За селением Кубачи на вершинах гор имеется несколько курганообразных искусственных холмов, считающихся заколдованными местами. Высота одного из холмов составляет 5 м, диаметр по основанию 12 м. Холм окружают ров и оплывший вал высотой более одного метра. На вершине имеется ровная площадка диаметром 4,5 м. Другой курганообразный холм имеет высоту 3,6 м, диаметр основания 24 м. На его вершине также имеется ровная площадка диаметром 8 м. Севернее селения Амузги тоже имеется искусственный курганообразный холм, аналогичный кубачинским.

Подобные документы

Религии древних иранцев. Зороастризм и маздеизм. Мифология зороастризма. Зороастризм в Древнем Иране. Зороастризм от средневековья до наших дней. Священные книги зороастрийцев. Зороастрийский календарь. Значение зороастризма.

реферат [29,8 K], добавлен 26.05.2003

Основы учения зороастризма - древнейшей религии, берущей начало в откровении пророка Заратуштры. Периодизация зороастризма, география его распространения. Сущность Ахура Мазды. Особенности исповедания веры, символы и священные тексты зороастризма.

презентация [454,3 K], добавлен 17.04.2013

Понятие зороастризма, его сущность и особенности, история возникновения и развития. Сходство зороастризма с христианством, исламом и буддизмом. Авеста – главная книга зороастризма. Влияние зороастризма на становление отношений населения Средней Азии.

реферат [11,3 K], добавлен 03.02.2009

Особенности проникновения и развития ислама в Дагестане в период раннего средневековья. Влияние исламской религии и арабо-мусульманской культуры на земельные отношения и социальную жизнь, на государственную власть и исторические традиции в Дагестане.

реферат [29,2 K], добавлен 14.03.2010

Ранние религиозные идеи. Зарождение религии зороастризм. Видение и учение Зороастра. Дальнейшая история зороастризма и изменения в нем. Признаки политеистичности, появившиеся в религии зороастризма. Проблема происхождения зла, проповедование добра.

Персоязычные таджики, до сих пор живущие в Бухаре и Самарканде, являются живыми свидетельствами иранского присутствия в сердце Центральной Азии. Присутствия, которое уходит корнями в доисторические времена. До наступления нашего тысячелетия кочевые племена саков, которых греки называли скифами, населяли азиатские степи до Монголии и даже в исламский период согдианские купцы Мавераннахра осваивали караванные пути, связывающие страны Средиземноморья с Китаем.

Где-то в третьем тысячелетии до н.э., индоарийские народы двинулись на юг от евразийской степи к иранскому нагорью, оставив среди своего наследия название “Иран”, которое этимологически происходит от слова “арийский”. Они принесли с собой элементы древней индоевропейской веры и ритуала, чьим исследованием и объяснением занимался французский ученый Жорж Дюмезиль. Путем сравнительного изучения мифов и легенд, начиная с индийских Вед и заканчивая исландскими сагами, Дюмезиль выдвинул свою версию протоиндоевропейской социальной и религиозной структуры[1].

Зороастризм

В начале первого тысячелетия до нашей эры пророк Зороастр (Заратруштра), который, скорее всего, происходил из скотоводческого поселения на территории Хорасана в Иране и в Афганистане, решил перевернуть религиозные обычаи своего народа. В результате на протяжении следующего тысячелетия при сасанидских правителях, религия, известная сегодня как зороастризм, была кодифицирована и формализована как официальная государственная религия империи.

Сасаниды, как и Ахеменидские императоры V в. до н.э., смогли включить в свои владения земли Центральной Азии, включая прибыльные торговые пути между востоком и западом. В определенный период под влиянием греков-селевкидов и кушан Бактрия оказалась под сильным влиянием буддийских идей и практик. Но в пятом и шестом веках н.э. началось распространение зороастризма. Стало ли это “возвращением” Центральной Азии к прежней религии, как утверждает большинство иранологов?

Согласно общераспространенному предположению, все иранские народы “большого Ирана” – культурного ареала, который простирался от Месопотамии и Кавказа до Хорезма, Мавераннахра, Бактрии и Памира, среди которых персы, мидийцы, парфяне, согдийцы, все были “зороастрийцами” в доисламское время.

Проявляя осторожность

Воздерживаясь от поспешного суждения об иранцах ахеменидской и парфянской эпохи как “зороастрийцах”, следует тем более осторожно подходить к Центральной Азии. Мы можем лишь идентифицировать некоторые элементы, которые явно принадлежат к иранскому религиозному “набору” из мифов, божеств, символов и ритуалов. Таким образом, в различных локальных контекстах иранское вероисповедание будет в основном состоять из элементов из этого набора, в зависимости от времени и места, значения этих элементов или отсутствия таковых, и при наличии региональных элементов неиранского происхождения.

Проблема воссоздания религиозных верований

Вероисповедания и обычаи местных обществ в огромном иранском мире могут быть реконструированы лишь частично на основании письменных источников: греческих, арабских, староперсидских, среднеперсидских и авестийских документов. Этот письменный материал дополняется археологическими находками, особенно из захоронений, многие из которых были обнаружены на территории бывшего Советского Союза. Эти находки свидетельствуют распространение жертвоприношений животных: лошадей, крупного рогатого скота и собак. Похоже, что индоевропейцы степи первыми одомашнили лошадь, которая в ранние времена исключительно запрягалась в повозку и не использовалась для езды верхом. Согласно иранской религии, душа после смерти отбывала на запряженной лошадью колеснице. Тем самым, лошади отводилась священная роль посредника между этим миром и потусторонним. На это указывают многочисленные изображения лошади в скифском искусстве, эта тема актуальна для погребального искусства степей по крайней мере еще в VI веке н.э.

У скифов был также культ солнца. Многие последователи зороастризма считали, что солнце является олицетворением Ахура Мазды, к нему восходит статус высшего существа. В иранском религиозном пространстве также существовал культ Луны. Луна приравнивается к фигуре небесного быка, которая была широко распространена в древности, особенно в Месопотамии. Свидетельства поклонения быку с начала второго тысячелетия до н.э. обнаружены в Алтын-тепе на территории современного Туркменистана. Известно, что в ранних исламских источниках упоминается Храм Мах (храм луны) в Бухаре. Интересно отметить, что одним из аспектов реформистской проповеди Зороастра было его противостояние жертвоприношению крупного рогатого скота.

Пожалуй, наиболее заметным элементом иранской религии является праздник нового года, называемый Новруз (новый день), проводимый в день весеннего равноденствия. Этот пан-иранский фестиваль, возможно, изначально был связан с фигурой Джамшида – мифического первого человека.

Многие элементы древней иранской религиозности были общими для алтайских степных народов на востоке. Тюркские погребения описываются в греческом источнике VI века н.э. – они включали жертвоприношения лошадей[7]. По сей день тувинские и монгольские шаманы носят церемониальные одежды с изображениями символов солнца и луны. А праздник Новруз празднуется сегодня тюркскими народами и другими мусульманами во всем восточном исламском мире.


Поклонение огню

Зорастрийство и буддизм в Согдиане

Более вероятно, что с ростом сасанидского влияния со стороны Ирана, местная форма буддизма, на которую, вероятно, повлияла местная иранская религиозность, все больше и больше впитывала аспекты недавно институционализированного сасанидского зороастризма. Один из примеров влияния зороастризма на эволюцию буддизма является планировка коридора вокруг буддийских ступ, будто скопированная с огненных храмов[12].

Опять же, мы не можем сказать, что население Согдианы придерживалось исключительно зороастризма или буддизма. Во-первых, Согдиана была расположена в отдалении от центров обоих религий. К тому же, у нас есть доказательства сохранения сугубо местных верований, таких как культ героя Сиявуша в Бухаре, который включал в себя жертвоприношение петуха на каждый Новый год[13]. С большой вероятностью можно сказать, что местные вероисповедания Согдианы включали элементы из ирано-индо-арийского набора, поэтому было бы заблуждением классифицировать эти вероисповедания как исключительно зороастрийские или буддийские.

Тем не менее, мы можем определенно сказать, что некоторые элементы вероисповедания, появляющиеся в определенные времена и в определенных местах, имеют большее преимущество над другими. Вероятно, к моменту арабского завоевания в середине – конце VII в. н.э., наиболее заметные элементы согдийской религиозности, такие как поклонение огню и выставление на всеобщее обозрение трупов, которые наиболее известны и описаны мусульманскими авторами, являются элементами, ассоциирующимися у нас с зороастризмом.

Но даже в мусульманских хрониках о Центральной Азии встречаются описания некоторых особенностей местной культуры, которые не смешиваются с каноническим зороастризмом Сасанидского Ирана. Согдийский историк Наршахи X века н.э. отмечает, что в свое время в Бухаре были двери мечетей с выскобленными изображениями лиц. Согласно историку, новообращенные в ислам представители низших классов снимали эти двери с пригородных домов необращенных богачей, на воротах которых были изображены идолы-покровители. Другим примером служат погребальные обычаи. Например, центральноазиатские иранцы, как и сасаниды, выставляли тела умерших на растерзание стервятников, в отличие от зороастрийцев Иранского нагорья, которые хоронили кости в глиняных, украшенных орнаментом оссуариях[14].

В повествованиях согдийских купцов, отправлявшихся с караванами вдоль Шелкового пути в Китай, они называют себя буддистами или зороастрийцами. Хотя в этих сообществах экспатриантов могли встречаться согдийцы обоих вероисповеданий, не следует делать скоропалительных выводов, поскольку, как мы видели ранее, совокупность религиозных верований и практик согдийцев может включать в себя элементы обеих религиозных традиций.

По мере присоединения Согдианы к территории ислама, согдийцы ассимилировались с персидской культурой, приняли персидский язык и стали все больше идентифицироваться как персы. Возрождение зороастрийского алфавита в IX в. н.э. было реакцией на массовые обращения зороастрийцев в ислам в Иране, что, вероятно, улучшило конфессиональную коммуникацию с теми народами Центральной Азии, которые еще не были обращены в ислам. Зороастрийцы считались “защищенной” общиной в Центральной Азии и в Иране, а в Самарканде зороастрийцам было доверено обслуживание системы водопровода[15].

Начиная с VII века н.э., в китайских источниках все чаще упоминаются зороастрийские общины. Многие зороастрийцы, судя по всему, бежали на восток по Шелковому пути после мусульманского завоевания Ирана, следуя по стопам Фируза, сына последнего сасанидского императора Йездигерда III. Фируз был принят при дворе династии Танг в Чанъань (Сиань) как “царь Персии” и стал генералом императорской гвардии. Фируз прибыл в Китай в сопровождении многочисленных беженцев, которым было разрешено строить храмы огня и исповедовать свою веру. Процветающие зороастрийские общины упоминаются на протяжении последующих веков и даже в период Монгольской империи. Зороастризм не является миссионерской религией, и эти общины не пополнялись местными новообращенными, но, скорее всего, в их рядах были зороастрийцы центральноазиатского происхождения, кроме беженцев из самого Ирана. Многочисленные храмы периода Танг в Чанъане и в других городах, вероятно, были зороастрийскими.

Заключение

Таким образом, хотя мы и можем высказать предположение о существовании определенно “канонического” зороастризма на востоке Ирана в постсасанидский период, попытки классифицировать ираноязычное население центральноазиатской Согдианы и прилегающие территории как “зороастрийские” являются необоснованными. С другой стороны, религиозные верования и обычаи иранцев Центральной Азии всегда имели много общего с верованиями и обычаями западных иранцев, что актуально и по сей день.


Проблемы места, времени и социального содержания деятельности Зороастра имеют долгую и сложную историю в науке. Ученые прошлого века и начала нашего обычно бесхитростно следовали в этих вопросах указаниям источников. Правда, поскольку и сами указания, и истолкование этих указаний не отличаются единообразием и единодушием, то и позиции ученых были далеко не одинаковы. Но все многообразие мнений можно сгруппировать по двум основным точкам зрения: одна уверена в происхождении зороастризма на востоке Иранского мира, другая предпочитает видеть его родину на западе. Первые, опираясь на наиболее древнюю и устойчивую традицию, освещенную, в частности, и авторитетом иранского эпоса, считали местом проповеди пророка Зороастра двор кави Виштаспы в Балхе, а родину самого пророка видели где-то к северу от него, в долинах Верхнего Зеравшана и Сырдарьи. Такого мнения придерживались, например, В. Томашек и В. Гейгер. Вторые, предпочитая более позднюю традицию, считали ареной деятельности Зороастра Мидию, а родину пророка искали даже в Арране (т. е. в Кавказской Албании). Примером такой трактовки можно считать работу Ф. Юсти. А вот А. В. Джексон, собравший почти исчерпывающий свод сведений источников о Зороастре, попытался создать компромиссную теорию, в которой бы нашлось место всем противоречивым указаниям источников о пророке. Понятно, что впоследствии его справедливо упрекали в слишком некритическом следовании за традицией.

Завершить обзор истории проблемы можно рассмотрением взглядов М. Бойс — автора фундаментального труда по истории зороастризма, очередные тома которого продолжают выходить. Взгляды М. Бойс не были постоянны, они изменялись от тома к тому, но в итоге как будто исследовательница пришла к следующим выводам: Зороастр жил где-то в азиатских степях к востоку от Волги, в глубокой древности, среди иранских племен, которые еще не двинулись на юг, причем родное его племя пребывало в условиях каменного века, отставая от своих соседей, уже шагнувших в бронзовый век. Правда, остается непонятным, как пророк захудалого первобытного племени мог оказать такое могущественное влияние на своих воинственных цивилизованных соседей, что его изречения тщательно сохранялись в их среде в течение более чем тысячелетия, пока не преобразили, наконец, весь иранский мир. Какими же источниками по интересующим нас вопросам располагает современная наука? Надо сказать, что круг памятников, содержащих сведения о жизни и деяниях Зороастра, довольно широк, хотя образ пророка, окутанный туманом легенд, почти во всех из них очень далек от своего исторического прототипа. Но все же черты исторической реальности можно обнаружить в них.

Что же известно нам о самом Зороастре по данным наиболее близких к его эпохе источников? В древнейшей религиозной традиции Заратуштра (авестийская форма имени Зороастра) предстает как жрец (adravan), а точнее, по его собственным словам, zaotar (Yt. 33.6), т. е. профессиональный жрец, имеющий право приносить жертвы богам и совершать соответствующие обряды, он же — сакральный поэт и всеведущий провидец. Такие жрецы специально приглашались по мере надобности для совершения необходимых ритуальных действий за вознаграждение, поэтому они могли вести странствующий образ жизни. Есть также основания видеть в них прообраз позднейших странствующих дервишей. Поэтому вопрос о месте жизни Зороастра не может иметь простого и однозначного решения: приходится говорить о местах странствий пророка, а для их определения опорными являются два пункта: место рождения пророка и место признания его, которые, согласно традиции, достаточно удалены одно от другого.

Родину пророка зороастрийская традиция и в авестийской, и в пехлевийской литературе определяет устойчиво: дом Порушаспы, отца Зороастра, стоял на берегу реки Дарджа (Vd. XIX.4; Bd ХХ.32; XXIV. 15), в стране Эран-Веж (Bd ХХ.32), здесь Зороастр и родился (Bd XXIV. 15). Правда, в пехлевийской литературе имеются и указания на Рагу, древний Рей, как на родину пророка, а в поздней традиции родиной его уже прямо объявляется Атурпатакан, причем иногда туда переносится даже и Рага как место происхождения пророка. Эти представления показывают как бы два этапа в мидийской адаптации данных о родине Зороастра; сначала она была помещена в Рагиану, один из древнейших центров расселения магов, а затем вместе с последней перенесена в Атропатену, более поздний религиозный центр. О глубокой древности этого процесса свидетельствует античная традиция: уже первые известия о Зороастре, проникавшие в античный мир, связывали его с магами: так у Ксанфа Лидийского, затем у Платона, Аристотеля и многих других.

Странствия Зороастра как бы соединяют два этих крайних пункта — родину пророка и место его признания, т. е., согласно данному выше определению, область Самарканда и область Балха. И, надо сказать, география странствий вполне согласуется с таким определением. Весь период странствий Зороастра делится на ряд этапов. В возрасте 30 лет Зороастр отправился на многолюдный праздник в область четырех потоков реки Дати, где получает первое божественное откровение в беседе с Ормаздом и Амшаспандами. Затем в течение следующих 10 лет он продолжает в разных местностях получать божественное откровение в шести беседах с каждым из Амшаспандов, причем первые два года пытается обратить в новую веру разных могущественных лиц, во владения которых приходит. Наконец, минуя ту же реку Дати (Вангхви-Датью), является к царю Гуштаспу

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зороастризм

Описание презентации по отдельным слайдам:

Зороастризм

Зороастризм выходит из религии древних иранцев (маздеизм), впоследствии она п.

Зороастризм выходит из религии древних иранцев (маздеизм), впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам
Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья.

Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические кате.

Арии поклонялись двум группам божеств:
ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка
дэвам, тесно связанным с природой.

По мере перехода к оседлой жизни и становления классового общества выделяются светлые божества:
Мазда — воплощение мудрости и правды;
Митра - воплощение согласия, договора.
Постепенно все более важное место занимает среди всех богов Ахура-Мазда (Господь Мудрости). Древние иранцы верили, что мир поделен на семь областей-кругов, самый большой из которых находится в центре и заселен людьми.

Зороастр (Заратуштра) - личность легендарная, хотя многие исследователи призн.

Зороастр (Заратуштра) - личность легендарная, хотя многие исследователи признают его реально существовавшим деятелем. О нем нет практически никаких достоверных сведений, а время его жизни в разных древних источниках варьируется от XIII до VI в. до н. э.

В наиболее ранних персидских текстах о нем не упоминается, хотя в этих текстах есть немало связываемых с его именем идей, в частности в связи с прославлением Ахура-Мазды.
Одни специалисты ставят под сомнение реальное существование пророка, другие считают, что он в свое время впал в немилость и был сознательно предан забвению, а третьи склонны видеть в религиозной системе персов времен Ахеменидов лишь предтечу зороастризма - маздеизм, т. е. первоначальную доктрину, которую впоследствии реформировал Зороастр.

Фаравахар, человеческий образ в крылатом круге. Зороастрийцы традиционно не п.

Главным нательным символом приверженца учения Заратуштры является нижняя бела.

Главным нательным символом приверженца учения Заратуштры является нижняя белая рубаха седре, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти (кушти, кусти) — тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Начиная молитву, перед любым важным делом, принятием решения, после осквернения зороастриец совершает омовение и перевязывает свой пояс (обряд Падъяб-Кошти). Седре символизирует защиту души от зла и соблазнов, её кармашек — копилку благодеяний. Кошти олицетворяет связь с Ахура Маздой и всем его творением. Считается, что человек, регулярно повязывающий пояс, будучи связан им со всеми зороастрийцами мира, получает свою долю от их благодеяний.
Символы

Требования и ОбрядыГлавное нравственное требование - сохранение жизни и борьб.

Требования и Обряды
Главное нравственное требование - сохранение жизни и борьба со злом. Никаких пищевых запретов нет.
При обряде инициации на мужчин надевают плетеный шнур в знак принятия в религиозную веру.
Обряд инициации проводится, когда ребенок достигает возраста 7 или 10 лет.
Во время обряда жертвоприношения зороастрийцы должны были пить хаому перед жертвенным огнем и произносить слова молитвы.
Верующий должен был молиться пять раз в день. Обряд молитвы, насколько известно, остался мало тронутым до сегодняшнего дня. Во время произношения молитвы он стоит, развязав свой пояс и взяв его в руки, глаза его смотрят на огонь. Постоянное повторение молитвы необходимо для укрепление веры и способствует терпимости праведного.
Были у зороастрийцев и сезонные праздники. Самый торжественный праздник — Новый год. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21 марта.

Обряд погребения был связан с основами вероучения. Древние иранцы считали, чт.

Обряд погребения был связан с основами вероучения. Древние иранцы считали, что мертвое тело оскверняет природные стихии, поэтому для погребения строили высокие башни, называемые Башнями Молчания. Когда человек умирал, к его телу подводили собаку пять раз в день. После первого подвода собаки к покойнику в помещение вносили огонь, который горел в течение трех дней после того, как покойника отнесут в Башню Молчания. Вынос тела должен был происходить в дневное время. Башня заканчивалась тремя кругами, на которые кладут обнаженные тела: на первый — мужчин, на второй — женщин, на третий — детей. Гнездящиеся вокруг башни грифы в течение нескольких часов обгладывали кости, и когда кости высыхали, их сбрасывали вниз. Считалось, что душа покойного достигает Царства Мертвых и предстает перед Божьим судом на четвертый день.
Обряды

Суть религииЗаратуштра выступил пророком верховного бога Ахура-Мазды (Ормузда.

Суть религии
Заратуштра выступил пророком верховного бога Ахура-Мазды (Ормузда) — бога добра, правды, создателя мира. Наряду с ним, изначально существует и его антипод - Анхра-Манью (бог зла, олицетворяющий мрак и смерть). Ахура-Мазда непрывно борется с Анхра-Манью, опираясь на своих помощников — добромыслие, правду, бессмертие. Ахура-Мазда создал человека свободным, и поэтому в борьбе добра со злом человек может сам выбирать позицию.
Далеко не случайно в гимнах Авесты люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.

Человек рождается и умирает множество раз. В зороастризме считается, что жизн.

Человек рождается и умирает множество раз. В зороастризме считается, что жизнь человека, которую он проходит, это работа – выбор между добром и злом. Человек снова рождается, потому что в прошлых жизнях он мог делать неправильный выбор, нарушив тем самым изначальную гармонию мира.
В зороастризме выполнение человеком индивидуальной программы, определяемой прошлой жизнью, может осуществляться на трех уровнях.
Низший уровень – уход от добра, путь осквернения, усугубления и ухудшения ситуации.
На среднем уровне человек как отрабатывает свои кармические долги, так нарабатывает новые.
На высшем уровне – наиболее трудном, предполагается активный выбор человека в сторону добра, развитие творческих способностей человека, постоянная борьба со злом.

Читайте также: