Золотой дом нерона сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Золотой Дом Нерона в Риме – уникальный дворцово-парковый ансамбль античности, самая крупная из существовавших в Европе городских резиденций правителя.

История создания

Для начала, чтобы узнать об уникальном Доме Нерона, давайте познакомимся с Нероном и узнаем, кем был этот человек.

Император Нерон – один из самых жестоких и деспотичных императоров Древнего Рима. Античные историки описывают его как хладнокровного убийцу, который ради власти не остановился даже перед убийством собственной матери.

Когда Нерон пришел к власти, на холме Палатине, где обычно селились римские императоры, свободного места не осталось. Этот маленький холм полностью был застроен дворцами и храмами предыдущих правителей и места для постройки нового императорского дворца на нем не было. Пустовал лишь тот участок холма, на котором монархи любили прогуливаться и встречались с народом.

Пожив немного во дворце Калигулы, который Нерон прозвал жалкой лачугой, новый император решает построить дворец, достойный своего величия.

Римский дворец Нерона, получивший впоследствии название Золотой Дворец, берутся проектировать знаменитые архитекторы того времени Север и Целер. Они планировали воздвигнуть не только дворец, но и громадный дворцовый комплекс, включавший в себя поля, луга, рощи, искусственные пруды, виноградники и сады.

Архитекторы задались целью создать в центре Рима не просто дачную резиденцию, а целый мир в миниатюре. Резиденция императора должна была соединяться со всеми частями Рима и представлять собой небольшой город, выстроенный в окружающей его деревне.

Но долгое время Нерону не удавалось найти в Риме удобное и достаточно большое место для возведения своего дворца. Он мог позволить себе выкупить на территории Рима частные владения, но некоторые храмы и здания не мог снести даже император.

И неожиданно в 61 году н.э. в Древнем Риме случается пожар, уничтоживший практически всю древнюю часть города. Некоторые историки убеждены, что инициатором этой катастрофы являлся сам Нерон, одержимый строительством своей резиденции. Сразу после пожара император начинает восстановление города с большой энергией и энтузиазмом, а параллельно закладывает фундамент своего дворца.

По-настоящему строиться Золотой Дом начинает в 64 году, а уже в 68 Нерон въезжает в недостроенный комплекс, поскольку здание уже имело внутреннее убранство. Но в том же году против правителя начали восстание испанские и галльские легионы, к которым присоединилась преторианская гвардия. В результате этих событий император покончил с собой, а после смерти Нерона дворец был заброшен.

В годы правления Тита Золотой Дом частично сгорел, частично был разобран, а вся территория в 79-81 годах была полностью перепланирована.

На месте дворца были построены:

  • базилика Константина;
  • Колизей;
  • арка Тита;
  • термы;
  • Форум Траяна.

Низменности были засыпаны землей, что и позволило сохраниться некоторым залам дворца.

Останки Золотого Дома обнаружили в XV столетии, при исследовании учеными более поздних строений. В 1981 году дворцово-парковый комплекс был закрыт на реконструкцию, а торжественное открытие состоялось в 1999 году.

Но даже после серьезных укреплений Золотого Дома императора Нерона в 2001 году дворец все равно частично разрушился из-за мощных дождей: влага просочилась в древнюю кладку и повредила ее. После этого случая вход во дворец строго регулируется городскими властями.

Архитектура дворца

Золотой Дом в Риме можно назвать самым большим комплексом своего времени. Его площадь включала в себя более 130 гектаров. Многие современники Нерона шутили, что если бы император разрешил, его дворец без проблем смог бы вместить всех жителей Рима.

Внешнее убранство

Дворец был назван золотым из-за позолоченного купола, который, кстати, впервые был применен в Риме не в храмовой постройке.

Главный вход в Золотой Дом украшала 35-метровая статуя императора Нерона, изображавшая правителя в образе Солнца. Многие ученые сравнивают это творение со знаменитой статуей Колосса Родосского.

По замыслу Нерона, его новая обитель должна была стать местом, в котором будет находиться бог. Связано это было с тем, что Нерон вполне серьезно приравнивал себя к богу Солнца, а также часто и вовсе отождествлял себя с ним. Даже название дворца указывает на это – его можно трактовать не только как символ богатства его внутреннего убранства, но и как отсылку к тому, что здесь обитает сам Гелиос.

За вестибюлем дворца находился огромный портик, полностью занятый холмом Велия. За этим портиком было расположено искусственное озеро, наполнявшееся соленой морской водой. На этом озере часто устраивались лодочные прогулки.

В садах и парках играли затейливые фонтаны, в прудах плавали разноцветные рыбы и плескались птицы, по акведукам текла вода, в лесах гуляли прирученные дикие звери. По берегам прудов и в зелени деревьев белели статуи.

Освещение Золотого дома Нерона было тщательно подумано: солнце проникало даже в самые отдаленные комнаты и наполняло их светом. Через специальные отверстия в потолке и стенах солнечный свет направлялся на позолоченные фрески и струи воды.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство дворца было очень богатым и отличалось великолепием и пышностью. Фрески на мифические сюжеты украшали практически все стены внутри комнат дворца, и в их деталях использовался не только мрамор, но и золото.

Интересным является и тот факт, что во время строительных работ Севером и Целером был использован недавно изобретенный цемент, и их считают первыми, кто стал пользоваться этим материалом. Благодаря такой инновации, купола и арки не нуждались в опорах мощных стен, и дворец получился на вид очень легким и воздушным.

Стены всех помещений украшали разных сортов мрамор и обильная позолота. Белый грунт потолков и стен был заполнен живописными панно. В залах, где проходили пиршества, ажурные потолки могли раскрываться, и тогда на находящихся внизу людей рассеивались благовония или сыпались цветы.

В главном восьмиугольном зале потолок был выполнен в виде безостановочно вращающегося небесного свода. В термах можно было искупаться в серных и минеральных водах.

Почти в каждом зале были интересные технологические сюрпризы, например, приводимый в действие вручную первый в истории лифт или самый крупный в мире гидравлический орган.

Некоторые помещения были полностью покрыты золотом, перламутровыми раковинами и драгоценными камнями. Всего во дворце было более ста залов.

Археологические источники свидетельствуют, что проект был реализован Нероном на 70-80%: большинство зданий было построено и отделано внутри, вся территория спланирована и озеленена.

Видео

Как добраться

Доехать удобнее всего на метрополитене до станции Colosseo или на автобусах № 53, 75, 80, 85, 87, 186, 810, до остановки Colle Oppio.

Золотой Дом Нерона в Риме как добраться

Полезная информация

  • Адрес: ул. Золотого Дома (Via della Domus Aurea), Рим
  • Время работы: ежедневно. По времени каждая экскурсия длится не более 40 минут. Заход только по группам – до 20 человек. Время для посещения строго ограничено.
  • Стоимость билета: 6,5 евро.


Прекрасно знает все достопримечательности 🇮🇹 Италии. В свободное время путешествует по стране и готов поделиться своим опытом в статьях на Italy-Insider.


Самая большая императорская резиденция из когда-либо существовавших в Римской империи, Золотой дом Нерона (Domus Aurea) в Риме представлял собой роскошный дворцовый комплекс, в котором проходили самые грандиозные празднества всех времён, одного из самых известных римских императоров. Помимо использования в его декорации тончайшего мрамора, драгоценных декоративных элементов, сложнейшей изящной настенной росписи и золотой инкрустации, здание являлось еще и техническим чудом с парящими куполами, вращающимися потолками, декоративными фонтанами и даже стекающими по стенам водопадами.

История строительства Золотого Дома Нерона


Дворец был построен чуть более чем за четыре года, и стал символом могущества и славы императора. Территория самой большой и величественной резиденции, когда-либо построенной в столице Римской империи, включала в себя холм Палатина, Велия, Оппионский холм и часть Эсквилины. Кроме того, в неё входила северо-западная часть Целио и искусственное озеро, ставшее эпицентром виллы. Огромный комплекс состоял из праздничных павильонов, термальных ванн с нормальной и серной водой и многочисленных банкетные залов.

Как и Колизей, стены Золотого дома были построены из гигантского кирпична, от которых остался только фундамент на холме Оппио. В Золотом доме было около 150 комнат. Почти все сооружения были покрыты сводами высотой 10-11 м, окружающими восьмигранный зал, центральную часть структуры, длиной около 400 м.

В летописи Тацита упоминается, что император сам руководил работами, лично заботясь о каждой детали проекта. Римский народ ненавидел этот дом, потому что на его строительство уходили драгоценные статуи из храмов Рима и Греции, имущества жителей города и всей империи. Когда этот грандиозный проект был окончательно завершен, Нерон с удовлетворением заявил: «Теперь я могу начать жить как человек«.

Domnatia memoriae Нерона и уничтожение Золотого дома


Он приказал осушить воды озера, снести здания, и построить на их территории знаменитый Амфитеатр Флавия (Колизей). Несколько лет спустя император Тит построил на развалинах Золотого дома Термы (80 г. н.э.) по проекту архитектора Аполлодора Дамасского, здесь же построил свой термальный комплекс (104-109 гг. н.э.) и император Траян.

Открытие XV века


Открытие Золотого дома Нерона произошло в конце XV века, когда молодой римлянин случайно упал в яму возле Оппионского холма и оказался в необычной пещере с древними фресками на стенах вокруг него.

Найденные фрески заинтересовали молодых римских художников, которые собирались в пещере при свете факелов для их изучения. На удивление художников, работы оказались свидетельством того, какой была живопись древнего города в период расцвета его имперского великолепия. Изысканный стиль архитектуры и сказочность мифологических сцен с воображаемыми животными, повлияли на творчество таких великих художников, как Пинтуриккио, Рафаэль и Микеланджело на фресках в Ватиканских дворцах, замке Сант-Анджело и Палаццо Мадама.

Однако древние фрески не у всех вызывали восхищение. Художник и искусствовед Джорджо Вазари и римский архитектор Витрувий резко критиковали этот древнеримский декор, считая его слишком эксцентричным и утопичным. Но несмотря на такое мнение, ставшие популярными мотивы гротесков стали украшать лучшие дома итальянских высших сословий — от папских резиденций до герцогских дворцов.

Раскопки Золотого Дома Нерона


С XVIII по XX век некоторые комнаты были очищены от земли и была опубликована серия рисунков живописных украшений. Папа Климент XIII назначил первые официальные раскопки в Золотом доме Нерона, освободившие шестнадцать комнат от земли, и последующей публикации еще шестидесяти гравюр найденных рисунков.

Несколько лет спустя архитектор Де Романис реконструировал около пятидесяти комнат, опубликовав план и отчет по проведённой работе. С 1939 по 1969 год Управление Археологическими исследованиями Рима изучил верхний этаж и установило гидроизоляцию на сводах.

Разрушение фресок, хрупкость несущей конструкции и опасность проникновения воды привели к закрытию грандиозного комплекса, который после длительной реставрации был вновь открыт для посетителей в 2017 году.

Описание строения


Внешний вид Золотого дома

В состав комплекса Domus Aurea, общей площадью около 80 га, входили виллы с полями, садами и бассейнами, павильонами для празднований и размещения гостей, и даже искусственное озеро, на месте которого позже был построен Колизей. В огромном вестибюле стоял знаменитый Колосс Нерона, гигантская статуя около 35 метров, которая увековечивала его как истинного бога в облике Бога Солнца.

Внутренняя структура


Дом Нерона славился не только обшивкой из драгоценных материалов, привезенных со всей империи, но и лепными потолками, инкрустированными драгоценными камнями, настенными росписями и цветным мрамором, покрытым сусальным золотом.

Он состоял из двух секторов: западного, с прямоугольным двориком-садом, окруженным портиком в ионическом стиле, вдоль которого расположены частные комнаты резиденции, и восточного — с восьмиугольным залом с двумя большими полигональными дворами по бокам. Особенностью зала является отверстие в своде, окул в центре, из которого он освещался обильным дневным светом.

Декорации


Новшеством в интерьерном оформлении, которому суждено было совершить революцию в искусстве, заключалось в том, что Нерон пошел против тенденции того времени украшать мозаикой только пол, а воспользовался ею также для украшения сводчатых потолков. Эта оригинальная техника впоследствии имитировалась на протяжении веков, став незаменимым элементов в развитии христианского искусства, который использовался в декоре многочисленных церквей Рима, Равенны, Константинополя и Сицилии.

Рафаэль и Золотой Дом


Раскопки одного из самых известных архитектурных комплексов в мире сыграли огромную роль в иконографии живописи Ренессанса, а в дальнейшем и современного искусства.

История эта начинается около 1480 года, когда некоторые художники (Пинтуриккио, Филиппино Липпи и Синьорелли в числе первых) спустились в полости холма Оппио, чтобы при свете факела полюбоваться расписными украшениями древнеримских домов: они думали, что находятся перед фресками Терм Тита, а вместо этого, сами о том не подозревая, обнаружили заброшенные руины огромного императорского дворца Нерона.

Многовековой интересе к гротескам, особенно в интерпретациях Рафаэля и его последователей, проявился так же и в искусстве современного периода: в творчестве таких величайших художников ХХ века, как Пол Клее и Александр Колдер, очарованных загадочностью древних и ренессансных гротесков. Они так же станут источниками вдохновения художников сюрреалистов — Виктора Браунера, Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Жоана Миро, Ив аТанги. Фантастическая, иррациональная, в сущности нереальная природа этой декоративной системы, соблазняла соим волшебным мистическим искусством. Современное прочтение древнеримских изобретений в фрейдистском ключе позволяло опять бросить вызов классическому вкусу с его избитой моралью.

Гротески Золотого дома Нерона


Гротеск — это особый живописный настенный декор популярный в Риме в эпоху Августа (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.), забытый и заброшенный на протяжении веков, пока не был обнаружен в конце XV века.

Влияние открытия древнеримской живописи в среде, уже культурно хорошо подготовленной к возрождению древнего искусства, было ошеломляющим, и не только вызывало интерес вышеупомянутых художников, но и стимулировало к постоянному заимствованию в их творчестве модели древнего живописного декора.

Характерными элементами гротескного декора является изображение сказочных и мифических существ — химер, пегасов, крылатых гениев, сатиров, сфинксов, часто изображаемых в форме стройных и гибких фигурок, которые переплетаются с геометрическими и вегетативными орнаментальными украшениями, такими как канделябры или виноградные лозы. Структура композиции выполнена с абсолютной симметрией, на белом или другом монохромном фоне.

Красочные фигуры, обрамлённые рамкой в форме побега виноградной лозы, геометрическими элементами, переплетениями и архитектурными мотивами, всегда создают определённую лёгкость и воздушность. Эффект этот достигается благодаря тому, что сюжет, почти каллиграфический, как правило, выполнен на заднем плане в миниатюрном размере. Колонны, в свою очередь, стройные, а едва намеченные арки украшены цветами и растениями.

Такие причудливые и игривые иллюстрации не всегда выполняли исключительно орнаментальную функцию. Часто они имели образовательное или энциклопедическое предназначение, представляя собой своеобразную опись искусств, наук или мифических изображений.

Золотой дом Нерона

История

Император Нерон (Nerō Claudius Caesar Augustus Germanicus) мечтал о величайшем в истории Рима (Roma) дворце. Однако центр Рима был застроен, и единственная возможность увековечить свое имя виделась в строительстве дворца в форме пассажа (domus transitoria), который бы протянулся от Палатинского (Mons Pălātīnus) до Эсквилинского холма (Mons Esquilinus).

По указанию Нерона гениальными архитекторами того времени Севером (Severus) и Целером (Tseller) был спроектирован гигантский дворцово-парковый комплекс.

Золотой дом Нерона

В центре находился украшенный золотом и драгоценными камнями дворец, а вокруг него были разбиты сады, посажены леса, засеяны луга, вырыты пруды. Внешний вид центра Рима преобразился, ландшафт 4-х холмов из семи изменился до неузнаваемости, с каждой новой точки открывались неповторимые виды, взгляд поражало обилие зелени и дивной сельской природы.

В состав комплекса вошли холмы Палатин и Эсквилин и их окрестности, а также низменное место, на котором позднее появится Колизей (Colosseo).
Планы и чертежи не дошли до наших дней, но, по отзывам современников, можно оценивать общую площадь комплекса в 40-120 гектаров.

Дворец

До наших дней дошли только фрагменты дворца, располагающиеся в парке Траяна, расположенном к северо-востоку от Колизея.
Именно он был полностью отстроен при жизни императора.

фрагменты дворца

Название Золотой дом связано с тем, что Нероном были задумано покрыть позолотой купол над своей резиденцией. Это было дерзкое решение, так как до этого золотили только купола культовых построек.

О размерах дворца можно судить по тому, что, как пишет Светоний (Svetonio), протяженность портиков вдоль боковых стен превышала полтора километра, во внутреннем дворике находился пруд, поля, посадки винограда, лес, свободно обитали дикие животные и паслись домашние. В передней находилось 36-метровое скульптурное изображение Нерона.

Мозаика и фрески

Воспоминания современников и результаты археологических исследований указывают на то, что строители дворца Нерона в качестве украшения использовали мозаичные панно не только на стенах, но и в оформлении внутренней части куполов.

кусок фрески

Центральный зал имел два свода, один из которых вращался с помощью механизмов, которые приводились в движение усилиями нескольких рабов.

Стены и потолочные своды были украшены мастером по имени Фабул (Fabul) фресками, представлявшими сюжеты древних мифов.

Статуя Нерона

До сих пор нет единого мнения по поводу того, где находилось гигантское скульптурное изображение Нерона (Colossus Neronis) работы греческого мастера Зенодора (Zenodorus), названное Колоссом: в прихожей или на территории, прилегающей к дворцу и граничащей с городом. В свидетельствах современников ее высота равняется 30-36 метрам.

скульптурное изображение Нерона

Когда Нерона не стало, по приказанию его преемника Веспасиана (Titus Flavius Vespasianus) изменили черты лица скульптуры, чтобы устранить сходство с императором Нероном, и назвали статую олицетворением Бога Солнца. Позднее, по указанию императора Адриана (Publius Aelius Traianus Hadrianus), скульптуру переместили к амфитеатру Флавиев ( Amphitheatrum Flavium), который благодаря установленному рядом Колоссу переименовали в Колизей. Император Комод (Lucius Aelius Aurelius Commodus) приказал высечь собственные черты лица вместо лика Бога Солнца. Фрагменты статуи сохранялись вплоть до 1936 года, а после этого их окончательно разобрали.

Когда Нерон в 68 году погиб, поначалу его дело пытался продолжить император Отон (Marcus Salvius Otho). Но правил он всего 3 месяца, после него к власти пришел род Флавиев, первым из которых был Веспасиан. Веспасиан решил не завершать постройку, которая требовала больших денежных вложений.

Поэтому незаконченный Золотой дом забросили. Немного позднее он был охвачен пожаром, затем территорию дворцово-паркового ансамбля разровняли, засыпали пруды, а остатки дворца оказались законсервированными под землей. На месте Золотого дома Нерона были возведены новые постройки:

  • Колизей; ;
  • Термы Траяна (Terme di Traiano);
  • Триумфальная арка Тита (Arco di Tito); (Basilica di Massenzio e Costantino) и др.

Большое количество земель было роздано для строительства частных зданий.

Спрятанные под землей остатки дворца были найдены в XV веке. С фресок дворца были сняты копии Рафаэлем (Raffaello Santi) и другими художниками эпохи Возрождения (Rinascimento). Однако под воздействием дождей и влажного воздуха фрески быстро разрушались.

Золотой дом Нерона

В XX веке в течение двух десятилетий проводились реставрационные работы, и с 1999 по 2005, с 2007 по 2010 годы подземные залы открыли для посещения экскурсантами. В 2006 и 2010 годах произошли значительные обрушения сводов подземных залов.

Как добраться

Руины Золотого дома Нерона находятся по адресу: Via della Domus Aurea.

Доехать удобнее всего на метрополитене до станции Colosseo или на автобусах № 53, 75, 80, 85, 87, 186, 810, до остановки Colle Oppio.

Золотой дом Нерона в Риме

Золотой дом Нерона (Domus Aurea) – императорская резиденция, по своему масштабу находящаяся на 2-м месте в Евразии (после Запретного города в столице Китая – Пекине).

История Domus Aurea

Нерон грезил о грандиознейшем в истории Рима (Roma) дворце. Однако центр Рима был застроен, и единственный шанс запечатлеть свое имя навеки представлялась в сооружении дворца в форме пассажа (domus transitoria), который бы раскинулся от Палатинского (Mons Pălātīnus) до Эсквилинского холма (Mons Esquilinus).

По приказу Нерона гениальными архитекторами того периода Севером (Severus) и Целером (Tseller) создан проект исполинского дворцово-паркового комплекса.

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Колизей - Без очереди

Колизей - Без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Экскурсии по Риму

Уникальные экскурсии по Риму

В центре располагался декорированный золотом и драгоценными камнями дворец, а возле него были:

  • обустроены сады
  • высажены леса
  • посеяны луга
  • выкопаны пруды, пр.

Визуальный вид центра Рима приукрасился, ландшафт 4-х холмов из семи поменялся до неузнаваемости, с любой новой точки раскрывались невообразимые виды, взгляд потрясало изобилие зелени и волшебной сельской природы.

Золотой дом Нерона: реконструкция

Как выглядел Золотой дом Нерона

В комплекс вошли холмы Палатин и Эсквилин и их окрестности, а еще низменное место, на котором в дальнейшем построят Колизей (Colosseo).

Планы и чертежи дворца Нерона не сохранились до настоящего времени, однако, по отзывам современников, общую площадь комплекса была — в 40-120 га.

Дворец Domus Aurea

До настоящего времени дошли лишь фрагменты дворца, находящиеся в парке Траяна, раскинувшемся к северо-востоку от Колизея. Как раз он был целиком возведен при жизни императора.

Имя Золотой дом Нерона имеет связь с тем, что Нероном были замыслено покрыть позолотой купол над своей резиденцией. Это было амбициозное решение, потому как до того золотили лишь купола культовых сооружений.

О размахе дворца можно сложить представление по тому, что, как пишет Светоний (Svetonio), длина портиков вдоль боковых стен была больше 1,5 км, во внутреннем дворике располагался пруд, поля, посадки винограда, лес, свободно жили дикие животные и паслись домашние. В передней располагалось 36-метровое скульптурное изображение Нерона.

Какие фрески и мозаика украшали Золотой дом Нерона

Воспоминания современников и итоги археологических изучений намекают на то, что строители Золотого дома Нерона как украшения задействовали мозаичные панно по стенам, и в декорировании внутренней части куполов.

Золотой дом Нерона: мозаика и фрески

Центральный зал обладал двумя сводами, один из которых крутился при помощи механизмов, которые приходили в движение за счет усилий нескольких рабов.

Стены и потолочные своды были декорированы мастером по имени Фабул фресками, являвшими собой сюжеты античных мифов.

Статуя Нерона

До настоящего времени нет единой гипотезы по вопросу того, где располагалось исполинское скульптурное изображение Нерона рук греческого мастера Зенодора, именованное Колоссом: в прихожей либо на территории, примыкающей к Золотому дом Нерона и граничащей с городом. В указаниях современников ее высота была 30-36 м.

Статуя Нерона

После смерти Нерона, по указу его преемника Веспасиана поменяли черты лица скульптуры, чтоб уничтожить сходство с императором Нероном, и наименовали статую воплощением Бога Солнца. Позже, по указу императора Адриана (Publius Aelius Traianus Hadrianus), скульптуру перенесли к амфитеатру Флавиев ( Amphitheatrum Flavium), который из-за поставленному рядом Колоссу переназвали в Колизей. Император Комод (Lucius Aelius Aurelius Commodus) повелел выбить свои черты лица заместо лика Бога Солнца. Фрагменты статуи уцелели практически до 1936 года, а после того их до конца разобрали.

Читайте также: