Сообщение повседневная жизнь советских людей

Обновлено: 04.07.2024

Когда заходит речь о 30-х годах, то сразу вспоминаются ГУЛаг, репрессии, политические процессы и ежовщина 1937-1938 гг., из-за чего создается впечатление, что эти годы были наполнены только страхом, визитами "черных воронков", произволом НКВД и т.д. Однако это была, хоть и трагическая, но только одна сторона жизни. Трудно поверить, но слова Сталина о том, что "жить стало лучше, жить стало веселее" , в чем-то оказались правдой. Сегодня мы расскажем о повседневной жизни советских людей в 30-е годы.

На рубеже 20-30-х годов происходит массовое переселение людей из сел и деревень в города, где можно было заработать денег и более-менее устроить жизнь и куда можно было сбежать от колхозов. Но руководство страны сразу сообразило, что этот процесс нужно жестко регулировать. В 1932 году в СССР вводится система паспортов и прописок , благодаря чему теперь можно было следить за передвижением граждан по стране. Правда, сельские и деревенские жители были лишены права получить паспорт, что, фактически, сделало их привязанными к колхозу и не давало им возможности уехать в другое место.

Как раз из-за массового заселения городов появилась пресловутая жилищная проблема с бараками, общежитиями и теми самыми коммунальными квартирами . Правда, в то время возможность иметь отдельную комнату казалась роскошью, а о просторных квартирах даже речи не велось. Квартирный вопрос , который задел Воланд в "Мастере и Маргарите", в годы репрессий решался доносами, когда опустевшую жилплощадь занимали новые жильцы.

В 1933 году в СССР были отменены карточки на продукты. Это означало некоторое улучшение жизненных условий. Открывались ресторанчики, кафе и столовые. Правда, некоторые деликатесы по-прежнему было не достать. Но в эти же годы, во многом, благодаря наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну, в рационе советских граждан появились привезенные из США консервы , сосиски , советское шампанское и даже разные виды мороженого .

Что же касается пищи духовной, то она с избытком предоставлялась советским людям. Это стало возможным потому, что еще в 20-е годы была запущена программа всеобщей ликвидации безграмотности , когда издавались специальные буквари и пособия, открывались начальные и средние школы . В итоге к 1939 году общий уровень грамотности населения достиг показателя в 87,4 % (в 1917 году он был 43 %) . В городах и селах открывались клубы, "культчайные", дворцы культуры и дома пионеров. В них проводились политические собрания, показывались советские кинофильмы, устраивались мероприятия.

В сфере образования в 30-е годы был сделан большой прорыв. Открылось множество училищ, техникумов, университетов. Выросло число студентов. Причем, образование людей перестало строиться только на марксистко-ленинской теории, но стала внедряться и традиционно-патриотическая линия. Вновь вспомнились имена исторических героев, о которых снимались фильмы (Иван Грозный, Александр Невский, Минин и Пожарский) . Не забыли и о великой русской литературе. Так, в 1937 году было широко отмечено 100-летие гибели Пушкина. Не обходили вниманием и патриотическое воспитание молодежи. Именно в эти годы появились соревнования "Готов к труду и обороне СССР" и "Ворошиловский стрелок" .

Правда, не стоит забывать и о пропагандистских моментах. Если говорить об образовании, то всякий плюрализм был уничтожен, а главной идеологической книгой стал "Краткий курс истории ВКП (б)" , редактированный Сталиным. В этом труде, который были обязаны изучать все жители СССР, излагалась "правильная" точка зрения на революцию, Гражданскую войну и 20-е годы, где бывшие герои стали предателями и врагами. А чего только стоит культ личности "отца народов" Сталина , которого в эти годы воспевали на плакатах и страницах всех газет, журналов и книг.

Пропаганда стала важной частью жизни. Ежедневно гражданам СССР рассказывали о достижениях советских летчиков и полярников, стахановцев и победителей соцсоревнований, примеры которых должны были вдохновить жителей могучего Советского Союза на новые подвиги по достижению социализма. В это время были введены награды "Герой Социалистического труда" и "Герой Советского Союза" .

Действительно, трудились в это время люди много и ударно. Эти годы ознаменованы строительством множества городов, заводов и предприятий. Была изменена Москва и построено столичное метро . Выходных было не так много, потому что нужно было достигать светлого будущего, которого люди ждали и в которое верили. Но руководство дало народу несколько праздников: 1 мая , 7 ноября и Новый Год , возвращенный при Сталине. Вождь вернул народу елку с Дедом Морозом, заменив Новым Годом старое и доброе Рождество. Остальные праздники отмечались демонстрациями , парадами на Красной площади , шествиями физкультурников . Свободное время граждан наполнялось мероприятиями в клубах, танцами, политпросвещением и футболом , который стал очень сильно развиваться в это время.

В целом, это время можно назвать периодом великого народного энтузиазма, воодушевления и подвижничества. Люди были готовы идти за своим вождем Сталиным, готовы были выполнять любые его приказы и даже готовы были верить во все, что он скажет. В эти годы руководство страны боролось за народ, открывая санатории и давая ему бесплатную медицину , образовывая его и запрещая аборты , возвращая ему историю и великую литературу.С одной стороны, это время великих свершений, которые люди творили вопреки непростым условиям и в надежде на светлое будущее. А с другой, это время великой лжи и страшных преступлений, когда вчерашние герои становились "врагами", когда соседи, друзья и коллеги оказывались "троцкистами", "контрреволюционерами" и "шпионами". Это время борьбы с верой и Богом и, одновременно - время возвышения новых богов - Ленина и Сталина.

893725672386582638562836856238652.jpg

«Весть о гибели Берлиоза распространилась по всему дому с какою-то сверхъестественною быстротой, и с семи часов утра четверга к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями, в которых содержались претензии на жилплощадь покойного.

32654812956128581682956182956819256.jpg

Визит фининспектора к нэпманше. Москва, 1928 г.

Вот лишь несколько типичных примеров. В начале ноября 1918 г. в Череповце был муниципализирован дом потомственного рабочего, 63-летнего слесаря А. И. Леонова. Трудясь в слесарной мастерской механического завода с 14 лет, тот скопил небольшую сумму и незадолго до 1917 г. в рассрочку купил дом, в котором вплоть до муниципализации проживал с женой, старшей дочерью (вдовой врача) и тремя несовершеннолетними детьми.

Состояние жилого фонда, лишившегося хозяйского присмотра, катастрофически ухудшалось. Часть муниципализированных жилых домов вскоре пришлось пустить на топку. Частный сектор жилого фонда стремительно сокращался, а советская республика оказывалась все ближе к разрушению домового хозяйства. Своеобразные итоги муниципализации можно выразить словами родившегося в те годы анекдота:

«– Революция сломала все классовые и национальные перегородки!

2738564735676219568125.jpg

Угловые жильцы. Начало XX в.

Для восстановления жилого фонда необходимы были радикальные меры, и прежде всего – вложение больших денежных средств. С началом новой экономической политики (нэп) стало возможным привлечь в сферу коммунального хозяйства частный капитал. Для этого существовали два основных пути: демуниципализация и сдача муниципализированных строений в аренду. И в том и в другом случае все расходы на восстановление и дальнейшее содержание недвижимости перекладывались с коммунальных служб и местных органов управления недвижимым имуществом на частных предпринимателей. Бывшие домовладельцы, как и арендаторы, обязывались в годичный срок осуществить капитальный ремонт строения и впоследствии содержать его в полном порядке.

Наряду с привлечением в коммунальное хозяйство частного капитала большие надежды на обеспечение сохранности жилого фонда возлагались также на помощь населения. Для этого гражданам необходимо было гарантировать элементарную стабильность жилищной политики, вызвать у них уверенность в зав­трашнем дне. Люди, живущие, что называется, на чемоданах, в постоянном страхе выселения или переселения, не будут беспокоиться о том, не протечет ли завтра крыша, не замерзнет ли зимой водопровод, не лопнут ли трубы и т. п.

283658236856823658235.jpg

Теплая комната с печкой в коммунальной квартире. Москва, 1929 г.

1048235321251251259.jpg

Телефон в квартире рабочего в новом доме на Красной Пресне. Москва, 1933 г

Татьяна Смирнова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Повседневная жизнь советских людей в 1920-1930-е гг. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ликвидация неграмотности Ликвидация неграмотности – кампания советского правительства, сущностью которой было массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой.

Советский человек - коллективист Характерной чертой идеологии советского человека являлось уничтожение разрыва между личными и общественными интересами. Вмешательство коллектива в частную жизнь человека считалось позитивным явлением. Социальная функция коллектива состояла в исправлении совершенных человеком ошибок, в предостережении от совершения новых ошибок.

Основные понятия: Коммунизм – в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства. Интернационализм – идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями. Атеизм – мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное.

Особенности досуга и развлечений в повседневной жизни советских людей (1920-е гг.)

Кузнецова И.В.

Внерабочее время всегда ассоциируется со сферой приватности, с элементами свободы и неподконтрольности. Но нормализующее вмешательство власти прослеживается и здесь. Ведь объем, структура и содержание досуга являются показателями культурных ориентиров населения, во многом влияют на его ментальные представления и поведенческие реакции. Не случайно в обществах индустриального толка возник вопрос о регулировании досуга косвенным, но вполне цивилизованным путем — посредством законодательства о продолжительности рабочего дня. Такую же попытку предприняли и большевики.

Характерной ячейкой общения для города был городской двор. Существовала автономность двора. Каждый двор принадлежал только тем, кто живет в данном доме. Дворник имел право прогнать со двора любого чужака, если тот покажется ему подозрительным. Здесь существовали свои законы, здесь играли в лапту и другие игры. Городские власти не одобряли деятельности бродячих музыкантов и певцов, цыган сучеными медведями, и пытались с ними бороться. Но, судя по мемуарам, песни и музыка под окнами продолжали звучать и позднее, до 1930-х гг.

В выходные дни тысячи и десятки тысяч горожан, не желающих сидеть дома, устремлялись в музеи, сады и парки. Большой популярностью пользовался зоосад. Интерес к музеям тоже был огромным. Впервые годы НЭПа их число стало стремительно возрастать. Преобладали коллективные экскурсии, что было удобно в организованном и техническом отношениях, а также с политико-просветительской точки зрения.

Загородные поездки и прогулки не всегда имели целью повышение своего культурного уровня. Уехать из города в выходные или праздники, чтобы просто отдохнуть на природе, искупаться и позагорать летом, покататься на лыжах зимой, становилось характерной чертой большинства горожан именно с 1920-х гг. С переходом к НЭПу стала постепенно возрождаться и дачная жизнь. В 1920-е гг. дачниками оставались преимущественно служащие и интеллигенция. Рабочих среди дачников практически не было.

Улицы, площади, скверы и сады города нередко превращались в площадки и сцены, на которых разворачивались увлекательные представления. В течение 1920-х гг. из календаря методично изымались религиозные праздники, которые официально именовались даже не праздниками, а днями отдыха. В 1930-м г. все религиозные праздники, включая Пасху, которая неизменно приходится на воскресенье, то есть официальный день отдыха, оказались исключенными из советского календаря. В 1930-м страна перешла на 5-дневную рабочую неделю, когда после 4-х рабочих дней наступал день отдыха. Направленность праздников стала односторонней:22 января – День Интернационала; 22 января – День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 года; 1 и 2 мая - Дни Интернационала; 7 и 8 ноября – Дни Октябрьской революции.[5]

Различные формы уличных шествий - это тоже элемент проведения досуга, к тому же наполненный определенным содержанием. Все служащие и рабочие были принуждены участвовать в демонстрациях под страхом увольнения со службы. Причем, на службе были заведены листки, в которых все должны были расписаться лично. Чьей подписи не окажется, тот заранее был объявлен контрреволюционером.

Анкетирование рабочих семей Петрограда в декабре 1922 г. показало, что кино и театр посещает 31% опрошенных[8]. Несомненно, что популярность кинематографа была все-таки выше. Расцвет частных театров приходится на 1923г., когда они составили почти треть всех театральных коллективов страны. Но уже тогда власть предпринимала первые меры по их уничтожению. Постановки подвергались критике в прессе, а репертуарный комитет получил право запрещать произведения, «явно направленные против советской власти и дискредитирующие советскую власть… следить за тем, чтобы репертуар не содержал в себе явной порнографии или ярко выраженных сексуальных моментов.

Таим образом, после гражданской войны, повседневный отдых жителей городов стал претерпевать изменения. Четко прослеживается тенденция к переходу от индивидуального отдыха к коллективному. На выбор граждан предоставлены прогулки в парках, посещение кружков и секций, выставок и спектаклей, а так же посещение публичных лекций. Интерес к ним был также обусловлен низкой стоимостью. Еще одним видом досуга было чтение книг, свою популярность книги заслужили постоянным ростом публичных библиотек по стране. Имелись и виды проведения свободного времени не доступные гражданам Советской России, например, театр. Это связано с высокой стоимостью билетов и расположением театров только в центре городов. Дабы предотвратить закрытие театров, государство было вынужденно постоянно субсидировать их работу.

Всё это не только помогало советскому человеку отдыхать и развиваться после ударного труда, но и способствовало формированию нового сознания.

[1] Булдаков В.П. Постреволюционный синдром и социокультурные противоречия нэпа // Нэп в контексте исторического развития России ХХ века. М., 2001. С. 210.

[3] Уэллс Г. Россия во мгле. М., 1958. С. 37.

[6] Братолюбов С.К. На заре советской кинематографии. Л., 1976.; С. 92.

[8] Рабочая молодежь Ленинграда: труд и социальный облик, 1921-1925 годы. Л., 1982. С. 53.

[9] Братолюбов С.К. Русский советский театр, 1926-1932. Л., 1982. Ч.1.С. 72.

Читайте также: