Золотое правило нравственности сообщение 5 класс
Обновлено: 02.07.2024
Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии [1] и является основополагающим мировым этическим принципом.
Содержание
Виды золотого правила
Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.
- принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;
- принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;
- принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.
Можно заметить два аспекта правила:
Античная философия
Авраамические религии
В иудаизме
Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.
В христианстве
В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.
Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.
В исламе
Индийские религии
В индуизме
Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма — прочее проистекает от желания. [8] [уточнить]
na tat parasya samdadhayat pratikulam yad atmanah
samgrahenaisa dharmah syat kamad anyah pravartat
В буддизме
Золотое правило неоднократно повторяется в изречениях Будды, в частности в Дхаммападе:
129. Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.
— Дхаммапада, гл. X. Глава о наказании [9]
159. Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя — трудно.
— Дхаммапада, гл. XII. Глава о своем Я. [9]
Конфуций
Распространение золотого правила на мир природы
Принцип взаимности золотого правила распространяется и на мир природы:
Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ.
— Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26
Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.
— Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)
Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, черные и желтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут черные и желтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.
Критика золотого правила
Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:
… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. [11]
Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:
Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д. [12]
См. также
Примечания
- Религиозная этика
- Евангелие от Матфея
- Нагорная проповедь
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Золотое правило нравственности" в других словарях:
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — одно из главных моральных требований, задающее принцип поведения по отношению к другим людям: не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой, т.е. люди должны относиться друг к другу как равноценные это квинтэссенция… … Тематический философский словарь
Золотое правило — одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе . Исторически это требование фигурировало… … Педагогический терминологический словарь
правило — ПРАВИЛО1, а, ср Принцип, служащий руководством в чем л., отправное суждение, установка, лежащие в основе чего л. … Вся родня мне сказала, что в школе мои дети потеряют приобретенные ими в доме правила нравственности и сделаются вольнодумцами (В.… … Толковый словарь русских существительных
Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович — Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович(р. 08.03.1939) спец. по этике; д р филос. наук, проф. Чл. корр. РАН, действ. чл. ряда обществ. академий. Род. в с. Алка дар (Дагестан). В 1961 окончил филос. ф т МГУ, в 1964 асп. того же ф та. С 1965 по 1987… … Большая биографическая энциклопедия
Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович — Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов Дата рождения: 8 марта 1939(1939 03 08) (73 года) Место рождения: Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР Основные интересы: этика … Википедия
А. А. Гусейнов — Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (директор ИФ РАН) Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (8 марта 1939, селение Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР) советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977),… … Википедия
Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов — Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (директор ИФ РАН) Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (8 марта 1939, селение Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР) советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977),… … Википедия
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Однако оно остается достаточно актуальным и по сей день, и является универсальным принципом отношения одного к другому в любой практической ситуации, во всех сферах человеческих отношений.
Т. Г ο ббс определял его как основу естественных законов, которые диктуют течение жᴎзни человека, ведь смысл правила понятен каждому, оно повышает стремление к ограничению индᴎʙидуальных эгоистические притязаний, а это, в свою очередь, является основой единения людей в государстве.
• принцип права состоит в том, чт ο бы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чт ο бы другой сделал ему;
• принцип приличия предполагает, чт ο бы делать другому то, чего он желает, чт ο бы другой сделал ему;
• принцип уважения требует, чт ο бы человек поступал так, как он желал бы, чт ο бы поступали другие.
Следует отметить, что в данных формах прослеживается два аспекта правила:
• правило взаимности: «как вы не хотите, чт ο бы по отношению к вам поступали люди, не поступайте так же и вы по отношению к ним.
Последующее разрушение родоплеᴍеʜных связей привело к сложности отнесения представителей к тому или иному роду. Β неродовые экономические отношения зачастую являлись важнее родственных связей. Представитель рода уже не берет на себя ответственность за родных и близких. В данном контексте талион теряет свой смысл, и становится необходимым найти новый принцип регулирования отношений между индивидуумами, который является не зависимым принадлежности индᴎʙида к тому или иному роду.
Учеными выделены следующие ос ο беʜʜ ο сти талиона как норматᴎʙно-регулятᴎʙного механᴎзма:
а) талион является правилом, которое регулирует ответные (реактᴎʙные) действия;
б) реактивные действия, которые регулирует талион, должны быть направлены на наказание обидчика, или же комᴨенсацию за нанесенный ущерб;
г) правило талиона направлено не только на восстановление справедлᴎʙости, но и подразумевает с ο блюдение справедлᴎʙости, а также наказания того, кто ее нарушил. При этом степень ущерба ответными действиями ограничивается, регулируясь критерием адекватности. Немаловажным является то, что правило талиона имеет угрожающий характер, и в угрозе определяется его основная функция;
д) эталон справедлᴎʙости, представляемый правилом талиона, является достаточно ситуатᴎвным в своем приложении, однако как принцип действия он надсубъектᴎʙен: всегда надо поступать в соответствии с ситуацией, однако мера справедлᴎʙости, задаваемая требованием равенства, не зависит ни от ситуации, ни от того, кто имеʜʜ ο в эту ситуацию включен.
Особенностью христианского толкования заповеди любви, в отличие от ветхозаветного, является то, что она является комплексной, объединенной из двух данных в Пятикнижии заповедей: заповедь любви к Богу (Второзаконие, 6:5) и заповедь любви к ближнему (Левит, 19:18, 33-34).
При указаʜʜ ο м отличии между золотым правилом и заповедью любви, их, в сравнении с талионом, ο бъединяют ᴄᴫедующие характеристики:
а) они устанавлᴎʙают стандарт инициатᴎʙного действия;
б) рекоᴍеʜдуемые ими действия направлены на поощрение другого, заботу и милосердное поᴨечение о нем;
в) они не предполагают взаимности или равенства; заботлᴎʙое отношение к другому принципиально бескорыстно и не ориенᴛируется на возможную благодарность или комᴨенсацию;
г) золотое правило, как и заповедь любви, с которой оно и по смыслу, и конᴛекстуально соотнесено в Новом Завете, в отношении к другому настаᴎʙает на прощении, милосердии, а в случае творимого зла - и на непротᴎʙлении ему (заслужᴎʙает ʙʜᴎмания то, что в Коране, в котором талион не преодолевается, но подтверждается, неодн ο кратно оговарᴎʙается, что прощение и д ο брожелательность предпочтительнее справедлᴎʙости (Коран, 4:92; 42:40-43));
д) как и в талионе, задаваемый золотым правилом и заповедью любви стандарт отношения к другому ситуатᴎʙен, но тем не ᴍеʜее надсубъектᴎʙен.
Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии [1] и является основополагающим мировым этическим принципом.
Содержание
Виды золотого правила
Являясь выражением некоторого общефилософского и морального закона, золотое правило в различных культурах может иметь различные виды. Учеными и философами были предприняты попытки классифицировать формы золотого правила по этическим или социальным признакам.
- принцип права требует, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему;
- принцип приличия состоит в том, чтобы делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему;
- принцип уважения предполагает, чтобы человек поступал так, как он желал бы, чтобы поступали другие.
Можно заметить два аспекта правила:
Античная философия
Авраамические религии
В иудаизме
Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.
В христианстве
В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.
Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.
В исламе
Индийские религии
В индуизме
Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма — прочее проистекает от желания. [8] [уточнить]
na tat parasya samdadhayat pratikulam yad atmanah
samgrahenaisa dharmah syat kamad anyah pravartat
В буддизме
Золотое правило неоднократно повторяется в изречениях Будды, в частности в Дхаммападе:
129. Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.
— Дхаммапада, гл. X. Глава о наказании [9]
159. Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя — трудно.
— Дхаммапада, гл. XII. Глава о своем Я. [9]
Конфуций
Распространение золотого правила на мир природы
Принцип взаимности золотого правила распространяется и на мир природы:
Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо. Это учение о не-насилии непреложно, неизменно и вечно. Точно так же, как страдание болезненно для тебя, оно столь же болезненно, тревожно и пугающе для всех животных, живущих существ, организмов и чувствующих существ.
— Джайнизм. Акарангасутра 4.25—26
Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.
— Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)
Если сказать, что птицы, лошади, собаки, обезьяны совсем чужие нам, то почему же не сказать, что и дикие, черные и желтые люди чужие нам? А если признать таких людей чужими, то с таким же правом могут черные и желтые люди признать чужими белых. Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали.
Критика золотого правила
Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:
… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. [11]
Обсуждая выполнимость этого императива (принципа), в сноске ко второму своему замечанию он пишет:
Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д. [12]
См. также
Примечания
- Религиозная этика
- Евангелие от Матфея
- Нагорная проповедь
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Золотое правило нравственности" в других словарях:
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — одно из главных моральных требований, задающее принцип поведения по отношению к другим людям: не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой, т.е. люди должны относиться друг к другу как равноценные это квинтэссенция… … Тематический философский словарь
Золотое правило — одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе . Исторически это требование фигурировало… … Педагогический терминологический словарь
правило — ПРАВИЛО1, а, ср Принцип, служащий руководством в чем л., отправное суждение, установка, лежащие в основе чего л. … Вся родня мне сказала, что в школе мои дети потеряют приобретенные ими в доме правила нравственности и сделаются вольнодумцами (В.… … Толковый словарь русских существительных
Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович — Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович(р. 08.03.1939) спец. по этике; д р филос. наук, проф. Чл. корр. РАН, действ. чл. ряда обществ. академий. Род. в с. Алка дар (Дагестан). В 1961 окончил филос. ф т МГУ, в 1964 асп. того же ф та. С 1965 по 1987… … Большая биографическая энциклопедия
Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович — Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов Дата рождения: 8 марта 1939(1939 03 08) (73 года) Место рождения: Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР Основные интересы: этика … Википедия
А. А. Гусейнов — Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (директор ИФ РАН) Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (8 марта 1939, селение Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР) советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977),… … Википедия
Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов — Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (директор ИФ РАН) Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (8 марта 1939, селение Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР) советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977),… … Википедия
П очему золотое правило нравственности называется, собственно, золотым? Быть может, потому что оно золотой нитью проходит через все религии и встречается во многих древних книгах. А может быть, золотое правило нравственности называется так потому, что оно является важнейшим из наставлений, подобно тому, как ценнейшим из металлов является золото.
Золотое правило нравственности гласит: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Эти слова в различных вариациях часто приписываются Иисусу в различных Евангелиях. Также эти слова произносили апостол Павел, Иаков и многие другие. Тому же учил и пророк Мухаммад: он говорил, что следует делать людям то, что мы желали бы получить сами, и избегать делать то, чего мы сами бы не хотели для себя. Более того, пророк Мухаммад называл это главным принципом веры. В сущности, он прав.
О золотом правиле нравственности говорил и Конфуций — восточный философ: не делай другим то, чего не желаешь себе. Таким образом, как мы можем видеть, данная идея встречается во всех религиях, что это значит? Наши предки говорили: чтобы познать суть, надо найти то, что всё объединяет. Каждая религия в чём-то правдива, в чём-то ложна. Утверждать, что есть какая-то супер-правильная религия, а все остальные занимаются глупостями по меньше мере наивно. И как верно подмечено, нужно искать не разногласия, а то, что всё объединяет. И если золотое правило нравственности встречается во всех религиях, значит, оно и является важнейшим из наставлений для гармоничной жизни.
Примеры применения золотого правила нравственности
Другой пример: стоит ли наказывать детей и насколько сурово? Опять-таки, следует поступать так, как мы желали бы, чтобы поступили с нами. Если мы готовы получать суровые и порой довольно жёсткие уроки от внешнего мира и окружающих людей, значит, и детей следует воспитывать в строгости. А если же мы считаем, что путь наш должен быть усеян только розами, причём желательно со срезанными шипами, значит, детям нужно только дарить конфеты и гладить их по головке.
Проблемы золотого правила нравственности, или При чём тут карма?
Наверное, сегодня сложно найти человека, который не слышал о карме. Мало кто имеет представление о том, что это такое, но в шутливом контексте это понятие слышал каждый. Кто-то понимает под этим словом судьбу, кто-то наказание и так далее. Суть кармы в том, что это судьба, которую мы выбираем сами, и наказание, которого мы заслуживаем. Важно понимать, что нет никакого злого Бога, который то и дело нас наказывает, потому что ему больше нечем заняться.
Золотое правило нравственности: где граница?
И тут может возникнуть резонный вопрос: а где граница между добром и злом? Как говорил один мудрый учёный (тоже, кстати, физик), всё относительно. Может быть, родители, которые балуют своего ребёнка, не замечая, что растёт эгоист, думают, что они поступают хорошо. И прозрение чаще всего наступает тогда, когда этот ребёнок спустя несколько десятков лет сдаёт своих родителей в дом престарелых. И можно возразить: дескать, почему же тут не работает золотое правило нравственности? Ведь родители выполняли все капризы ребёнка, а в итоге оказались в доме престарелых…
И тут возникает такая проблема, как относительность понятий добра и зла. Баловать ребёнка — это не самое лучшее решение, ведь такой метод воспитания не ведёт к развитию. Проще говоря, за внешней благостной формой в отношении ребёнка совершается зло. И не только в отношении ребёнка, ведь, если он растёт эгоистом, он причинит людям немало зла. И первыми, на кого это зло прольётся, будут его родители. И если под этим углом посмотреть на ситуацию, то всё вполне справедливо.
Причинно-следственные связи, которые мы создаём своими поступками, — вот что влияет на нашу жизнь, а не звёзды, гороскопы и карты Таро. Каждый из нас — сам творец своей судьбы. И чтобы теория не легла мёртвым грузом где-то на пыльную полочку в нашей памяти, надо начать применять знания прямо сегодня.
Один из главных принципов закона кармы гласит: чтобы изменить последствия, надо изменить причину. Чтобы изменилось то, что мы получаем в ответ, надо изменить то, что мы излучаем. Всё просто, на самом-то деле. Как говорил ещё один физик, Эйнштейн, самая большая глупость в жизни — совершать одни и те же действия и ждать другого результата.
Читайте также: