Значение публичной речи в жизни человека сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация: Статья посвящена изучению основ современной риторики, в частности публичной речи, как важному речевому явлению жизнедеятельности и профессиональной компетенции человека. В результате исследования проблем в ораторском искусстве обобщается и анализируется материал, раскрывающий сущность культуры речи, речевой коммуникации и публичных выступлений. Цель исследования: овладение практическими навыками коммуникации, ораторского искусства, публичного выступления, ориентированные на потребности сегодняшнего дня. Научная новизна статьи заключается в раскрытии речевого поведения личности – носителя языка, совершенствовании мастерства публичного выступления, в повышении уровня речевой культуры и ораторского искусства.
Ключевые слова: ораторское искусство, публичная речь, проблемы, оратор, слушатели, коммуникация, речевая культура, личность.

Public speech is an important component of public speaking skills

Chernikova Lidia Fedorovna
Doctor of Philology, Professor of the Department of Humanities and socio-economic disciplines of the Crimean branch of the Russian state University of justice, Simferopol

Abstract: The article deals with the foundations of modern rhetoric issue - the public speech, as an important speech phenomenon of human life and person’s professional language competence. It shows the results of analysis done in the field of public speech phenomena, revealing the essence of the culture of speech, speech communication and public speaking. The purpose of the research is the mastering the practical skills of modern communication, oratory and public speaking. The scientific importance of the article lies in the disclosure of the native speaker’s speech behavior, improving the public speaking skill, increasing the level of speech culture and new approaches to the study of public speaking.
Keywords: oratory, public speech, problems, speaker, listeners, communication, speech culture, personality.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью владения основами ораторского искусства, организацией, правилами и подготовкой публичного выступления, а также формой произнесения речи.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) повысить состояние речевой культуры личности и общества, уровень речевого поведения в различных видах и формах коммуникации, развить коммуникативную грамотность;

2) активизировать освоение теоретического материала на практическом уровне, что обеспечит совершенствование коммуникативно-речевых умений;

3) найти пути решения проблем по совершенствованию культуры публичного выступления.

Теоретической базой исследования послужили осмысление целевой установки публичного выступления, способы общения с аудиторией, технологии выступления.

Практическая значимость исследования заключается во внедрении форм и методов публичного выступления, системы активизации мыслительной деятельности, формировании речевых умений на высоком практическом уровне, выработке структуры публичного выступления, принципа речевого поведения, направленная на диалогизацию речевого общения.

В современной жизни огромное значение уделяется ораторскому искусству, умению выступать перед аудиторией, решая массу всевозможных задач, начиная от обычного речевого общения и заканчивая совещаниями, конференциями. Значительная роль отводится публичным выступлениям.

В юридической практике работникам юридического труда в силу своей профессии приходится много выступать перед слушателями. К сожалению, не многие могут овладеть данным искусством в совершенстве.

В настоящее время к публичному выступлению, как одной из форм делового общения, предъявляются особые повышенные требования, при которых речь должна быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой. Оратор – это дирижер, а аудитория - зрители, а зритель, как известно, достаточно критически относится к выступлениям, речи современного оратора, замечая все изъяны и речевые погрешности. Поэтому практика подсказывает, что необходима определенная подготовка, высокий профессионализм, знание вопроса, определение целей в достижении успеха.

Обычно такая речь существует в устной форме и направлена на аудиторию с целью информирования и оказания на нее желаемого воздействия. Данная речь монологическая, рассчитана на пассивное восприятие, не требующая ответной словесной реакции. Здесь главная роль отводится оратору, от которого зависит успех выступления.

Оратор – это режиссер, дирижер и исполнитель в одном лице. Зрительская аудитория ждет от оратора качественной подготовки, глубокого знания вопроса, высокого мастерства и профессионализма, а также определения целей в достижении результата. Чтобы стать оратором-профессионалом необходимо приложить огромные усилия на пути к речевой победе. Речь состоит из трех связующих элементов: самого оратора, предмета речи и аудитории, к которой выступающий будет обращен [1, с.65].

Для начинающего оратора выступление перед огромной аудиторией большое эмоциональное испытание, к которому он не всегда готов. К основным сложностям в действиях оратора относятся:

1) недостаточная подготовка к выступлению;

2) незнание техник или неумение воплотить их на практике;

Важно отметить, что многие не могут лаконично, по существу вопроса выступить на деловом совещании, встрече, аудиенции и на других важных мероприятиях, где грамотное веское слово могло бы сыграть положительную роль в исходе дела и поднять авторитет руководителя, управляющего, начальника, менеджера в глазах собеседника. Языковые ошибки и неправильное речевое поведение негативно влияет на слушателей.

Многих начинающих ораторов волнуют вопросы составления плана работы над текстом, как сделать речь запоминающейся и как ее достойно представить аудитории [3, с.107].

Надо помнить, что оратор и создатель, и исполнитель речи. Можно составить прекрасный текст, но неудачно с ним выступить. Научиться выступать с речью – это мастерство и настоящее искусство. А раз это искусство, то здесь все важно: средства речевой выразительности, манера держаться перед публикой и, конечно же, хороший дружеский и теплый контакт с аудиторией. Ведь требовательная аудитория заметит вашу неуверенность, недостаточное владение темой, методикой выступления и т.д. [4, с.45].

Любому выступающему необходимо много работать над собой, тщательно готовиться к выступлениям, как это делали выдающиеся ораторы. Особенно это касается молодых, начинающих свою карьеру в ораторском искусстве. Ведь ораторами не рождаются, ораторами становятся. Необходимо отрабатывать технику речи, речевое дыхание, дикцию, умело использовать паузы и т.д. Все это наилучшим образом поможет донести до слушателя содержание выступления [5, с.77].

Ораторское искусство требует творческого подхода. Здесь стоит отметить, что публичная речь сродни сценической речи. Поэтому оратору необходимо учиться актерскому мастерству: умению себя держать перед публикой, следить за нормами произношения и словоупотребления, акцентологией, интонацией, паузами, вниманием слушателей, жестами, мимикой и пр.

Существует четыре метода произнесения речей:

  1. чтение речи с листа;
  2. чтение с постоянным заглядыванием в текст;
  3. произнесение заученной наизусть речи;
  4. свободное произнесение и общение с аудиторией.

4-й метод будет наилучшим в плане того, что оратор всецело обращен к слушателям, а не к тексту.

10 – 80 – 10 или 15 – 70 – 15.

10% - вступление; 80% - основная часть; 10% - заключение.

Во всем ораторском искусстве нет ничего более сложного и более редкого, чем умение заставить смеяться слушателей. Если вы обладаете редким даром юмора, то вас будут слушать в три раза лучше, перед какой бы аудиторией вы не выступали. Следует обращать внимание на заданные вопросы аудитории и умело, профессионально отвечать на них. Не стоит игнорировать просьбы аудитории. Ведь вы перед подготовкой к выступлению узнали все о своих слушателях: возраст и уровень образования, профессию, цель прихода на выступление, уровень заинтересованности в теме, уровень осведомленности в данном вопросе. Легче всего говорить в относительно однородной по составу аудитории. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нежелательно допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цитатами, цифрами, уклоняться от сути проблемы. Понятное дело, что большим количеством слушателей сложнее управлять. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Наверное, в этом заключается ораторское мастерство, поскольку в речи имеется нечто значительное, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, ЧТО вы говорите, сколько в том, КАК вы это говорите. Хорошее выступление - это разговорный тон и непосредственность. Вносите в выступление свою индивидуальность, свойственную вам манеру. Не подражайте другим. Ваша речь, ваше выступление – это авторское исполнение. Необходимо в каждое выступление вкладывать душу, эмоциональную искренность - это оценят все, кто слушает вас. Принимайте зал таким, каков он есть. Ваша задача – заинтересовать слушателей, убедить их в важности ваших мыслей и слов. Если вы заинтересованы в ваших слушателях, то можно полагать, что они также заинтересуются вами. С той минуты, когда перед вами появились слушатели, во всем Космосе вы должны остаться одни. Причем слушатели – в центре [8, с.89].

Все факты, освещающие тему с обеих сторон, должны быть собраны, систематизированы, изучены и перепроверены. Проверьте их; убедитесь, что это действительно факты; затем обдумайте для себя, на какой вывод они наталкивают.

Считается, что заключительная (финальная) часть является самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Существует множество вариантов финальной речи. Можно резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении. Кстати, к такому варианту концовки выступления многие ораторы прибегают довольно часто. Можно процитировать подходящие поэтические строки, использовать цитаты, сделать слушателям подходящий комплимент, а можно ответить на вопросы, наконец, привести интересные исторические факты и явления в современной интерпретации [10, с.43].

К наиболее распространенным изъянам речи можно отнести: штампы, канцеляризмы, просторечие, тавтологию, вульгаризмы, плеоназмы, жаргонизмы, слова-паразиты и др. Часто речь оратора изобилует заимствованными словами-неологизмами, однако стоит подумать о том, что родное русское слово может быть воспринято гораздо приятнее. Говоря, например, о таком речевом изъяне, как многословие, можно сказать, что это неумение оратора сформулировать свои мысли кратко и ясно, где заметны отступления от темы, замена точных формулировок малозначащими фразами, неправильное склонение числительных, нарушение логической последовательности и т.д. [13, с.111].

Чтобы научиться мастерству публичного выступления необходимо:

  1. правильное чтение (произнесение) текста (темп, паузы, орфоэпия, акцентология и пр.);
  2. самостоятельная тренировка (желательно перед зеркалом);
  3. правильное использование невербальной коммуникации;
  4. изучение состава аудитории;
  5. придерживаться плана выступления;
  6. учиться умению пересказывать текст своими словами;
  7. работать над голосом (дикция);
  8. отрабатывать техники и умело воплощать их на практике;
  9. обращаться к экспертам по ораторскому искусству (напр., Радислав Гандапас – эксперт, ведущий телепрограмм, один из самых титулованных бизнес-тренеров России по ораторскому искусству).

Особое место в сегодняшней жизни занимают Школы ораторского мастерства, где, начиная с азов, любой желающий может научиться основам красноречия, приобрести уверенность, знать и изучать правильное построение речи, законы риторики.

Наблюдается устойчивая тенденция к постоянному возрастанию роли публичной речи в современном обществе. С чем это связано?

Во-первых, все большую роль в современном обществе начинает играть личный фактор – обаяние, привлекательность, убедительность человека в общении. Ораторское искусство – важнейший компонент личного обаяния человека, особенно если человек занимает или претендует на какой-либо пост, положение в обществе, место в социальной иерархии.

Во-вторых, в современном обществе формируется особый социально-психологический стереотип – доверие к слову. Людям, высказывания и речь которых внешне правильные точки зрения языка и приятны для собеседников, доверяют, считают высказываемые ими мысли правильными, истинными.

Существует целый ряд причин, в силу которых эффектив-

ность устного выступления, как правило, оказывается значительно выше, чем если бы данный текст распространялся среди аудитории письменно.

Каковы же эти причины?

Устное выступление – наиболее древний, а значит наиболее освоенный человечеством вид речи, наиболее привычный для человека и наименее трудоемкий для него.

Устная речь – способ общения, которым всегда владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

В условиях устной речи дополнительным воздействующим фактором является сама личность оратора, его внешность, эмоциональность, убежденность.

В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает се воздействующую силу, облегчает понимание.

В условиях устного выступления творящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, может учесть их реакцию и изменить свою речь так, чтобы достичь максимальной эффективности в данных конкретных условиях.

В условиях устного выступления обычно есть четкий адресат выступления, что позволяет ориентировать выступление на конкретные интересы и особенности аудитории.

Устное выступление оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.

Устное выступление характеризуется, наконец, простотой . реализации по сравнению с письменным – не нужны материальные затраты, специальные средства размножения и т. д.


Публичная речь — это главная составляющая ораторского искусства. Она потребуется ораторам для грамотного воздействия на слушателя, то есть для внушения и убеждения в какой-либо информации. Публичные выступления — это процесс, который состоит из произношения подготовленной речи, пассивно оказывающей влияние на аудиторию. Чтобы выступать перед публикой и иметь у нее авторитет, следует составлять грамотный и четкий текст, который будет иметь четкую структуру, логическое завершение, а также следить за своей интонацией в ходе мероприятия, помнить о грамотной самопрезентации.

Грамотные публичные выступления состоят из диалогов и монологов. Эти элементы помогают выстроить лаконичную речь. Диалог разбавляет монотонный текст, привлекает внимание слушателей. Монолог же помогает уловить основной посыл речи. Чтобы публичные выступления оказались удачными, оратор должен обладать определенными навыками и качествами, которые предусматривает ораторское искусство:

  • уверенность в себе;
  • грамотная самопрезентация;
  • умение беспрерывно говорить на одну тематику;
  • умение грамотно формулировать мысли;
  • харизма;
  • умение убеждать слушателя.

Подобного рода речи помогают повысить уровень своего профессионализма, развить уверенность в себе и харизму, улучшить самопрезентацию. Однако умение грамотно держаться на сцене и четко формулировать свои мысли подвластно не каждому человеку. Но ораторскому искусству публичных выступлений вполне можно научиться, если регулярно тренироваться и выполнять несложные упражнения, связанные с тренировкой речи.

Виды и методы выступлений

Публичные выступления классифицируют на следующие виды в зависимости от особенностей произносимой речи:

  • социальная речь. Публичное выступление позволяет выразить общественные отношения, наладить контакт с родственниками. В эту категорию можно отнести поздравительные речи, тосты, поминальные тексты;
  • церковные красноречия. Это публичное выступление включают в себя пассивное общение граждан с церковными служителями. Подобного вида речи не содержат логики, фактов, какой-либо профессиональной терминологии;
  • судебное выступление. Такие публичные выступления используются в судебной практике. Они отличаются четким стилем повествования, наличием фактов и аргументов. Судебная речь имеет повышенную степень ответственности, так как от нее зависят судьбы многих людей;
  • академическое выступление. Публичные выступления этого вида полны профессиональной терминологии, научными выражениями. К этому виду выступлений можно отнести лекции, доклады, презентации;
  • политические жанры речи. Политическое публичное выступление в ораторском искусстве — это чтение речи, связанной с экономикой, политическими отношениями, социальной сферой. Такой тип текстов произносят на митингах, предвыборных кампаниях, патриотических мероприятиях.
  • употребление кратких и емких текстов, которые не будут перегружать аудиторию;
  • применение проверенных методик, которые помогут слушателям лучше усвоить полученную информацию и сделать публичные выступления более продуктивными. При этом все приемы, используемые ораторами, не должны нарушать права аудитории;
  • быстрое и четкое произношение речи. Растягивание приводит к рассеянности слушателей и потере их внимания;
  • анализ эмоционального настроения публики. Он помогает оратору подобрать нужный тон для произношения подготовленных слов, создать эффектную самопрезентацию;
  • чтение речи по профессиональному алгоритму. Полезная информация для слушателей в обязательно порядке должна содержаться в начале и конце произносимого текста. Эта методика произношения помогает лучше донести до аудитории подготовленный материал, так как внимание людей больше всего сосредоточено на ораторе именно в эти моменты публичного выступления;
  • соблюдение этических норм. Чтобы выступать перед публикой, ораторы должны помнить о культуре публичной речи, независимо от настроения или типа слушателей.

Особенности публичных выступлений

Публичные выступления имеют свои особенности с точки зрения психологии. Они заключаются в контакте между оратором и его слушателями. Две стороны коммуникации непрерывно связаны между собой. Их отношения носят субъективно-объективный характер, они приводят к косвенному сотрудничеству. Речь оратора отличается рядом своих особенностей, которые должен знать каждый автор, делающий овладеть ораторским искусством:

  • реакция аудитории во время публичного выступления. Чтобы выступать перед публикой, необходимо уметь наблюдать за слушателями, анализировать их поведение и реакцию на произнесенный текст. Мимика граждан, желание задавать вопросы, отдельные жесты — все это поможет оратору понять настроение граждан. Именно наличие обратной связи поможет выступающему подкорректировать свою речь, выработать уверенность в себе, перестать бояться сцены и сделать публичные выступления более плодотворными;
  • устная речь. Чтобы выступать перед публикой, необходимо уметь налаживать живой диалог между участниками программы. Устная форма общения помогает лучше усвоить полученную информацию, завоевать доверие слушателей, а также сделать автору успешную самопрезентацию. Подобного рода публичное выступление считается одними из самых эффективных;
  • взаимосвязь литературы и устного произношения. Чтобы выступать перед публикой и иметь авторитет у слушателей, оратор должен перед программой тщательно продумывать свою речь, а также использовать научную и художественную литературу. Главная задача выступающего — преобразовать пресную речь в яркий и запоминающийся текст, который привлечет внимание всей публики. Совмещение разговорного и художественного стиля произношения помогает создать эффективную самопрезентацию, завоевать доверие слушателей, внушить им какую-либо информацию, побудить к действию.

Требования к ораторскому выступлению

Публичные выступления выдвигают ряд определенных требований к ораторам, желающим оказывать устное влияние на толпу людей. Чтобы выступать перед публикой, им первым делом необходимо научиться произносить тексты в различных стилях. Для каждой публики нужен индивидуальный подход, поэтому выступающий должен уметь подстраиваться под настроение граждан и тематику выступления. Ораторское искусство имеет общие приемы и требования для чтения речей:

Правила выступлений перед публикой

Публичные выступления включают в себя ряд определенных правил, помогающих ораторам достичь продуктивного результата и улучшить свои речевые навыки. Чтобы выступать перед публикой, нужно помнить о следующих моментах:

  • определение целей, которые будут донесены слушателям из представленного текста в ходе публичного выступления;
  • изучение особенностей аудитории;
  • создание профессионального образа для выступления перед слушателями;
  • определение роли оратора для публичного выступления (кумир, покровитель, хозяин). Самопрезентация— немаловажная часть в ораторском искусстве. Чтобы выступать перед публикой и завоевать ее доверие, необходимо заранее обозначить свою роль после полноценного анализа аудитории;
  • составление грамотной речи с использованием научной и художественной литературы;
  • проверка составленного текста на наличие соответствия к моральным требованиям публики;
  • корректировка текста в соответствии с правилами визуального и аудиального восприятия;
  • правильный настрой к мероприятию. Чтобы выступать перед публикой, необходимо забыть про страх публичных вступлений, неуверенность в своих силах. Слушатели чувствуют малейшие сомнения со стороны оратора, за счет чего их восприятие услышанной речи искажается, а доверие к автору пропадает. Уверенность в себе — решающий фактор в завоевании авторитета у публики и организации грамотной самопрезентации.

Публичные выступления подразумевают анализ поведения слушающих речь граждан после окончания программы. Оратору необходимо проследить за их настроением, наличием дополнительных вопросов, мимикой. Анализ происходящего поможет провести работу над ошибками и улучшить свои навыки ораторского искусства.

Типичные ошибки начинающего оратора

Грамотные публичные выступления — это не только четкое следование представленным правилам, но и анализ распространенных ошибок. Чтобы выступать перед публикой и пользоваться у нее авторитетом, нужно знать о распространенных ошибках многих авторов, пытающихся освоить ораторское искусство, которые приводят к потере интереса со стороны слушателей:

  • неправильно подобранная интонация;
  • постоянные оправдания из-за предоставления неверной информации во время публичного выступления;
  • извинения за каждую ошибку, которые подрывают самопрезентацию оратора;
  • неуверенность в себе, изначальное настраивание себя на негативный результат;
  • неподходящая к конкретному тексту мимика;
  • скучная речь в ходе публичного выступления;
  • размытый, растянутый и слишком водный текст с низкой долей содержательности;
  • чрезмерная жестикуляция;
  • высокомерное поведение оратора на своем публичном выступлении, которое ухудшает егосамопрезентацию;
  • монотонное считывание подготовленной речи по листку, отсутствие эмоциональности;
  • неправильная расстановка пауз в предложении.

Хотите тоже уверенно чувствовать себя на публике?
Приглашаем на наш курс интенсив Мастерство публичного выступления!

Фото: Shutterstock

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.


Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

«Ораторское искусство нужно для того, чтобы завоевывать достойное место в обществе, выдерживать конкуренцию и создавать свой публичный имидж, -

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

Фото:Unsplash

Как развить ораторское искусство

  • Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
  • Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
  • И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?

Фото:Steve Marcus / Getty Images

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.


Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Читайте также: