Значение медицинских знаний сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Сложна среда обитания человека начала XXI столетия. Не проходит и дня, чтобы телевидение и радио не сообщали об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, террористическом акте в том или ином уголке земного шара.

Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия самого человека, нарушающего правила безопасности или не знающего их.

Предмет ОБЖ как раз решает главную задачу – уменьшить опасность для детей в ЧС, которые могут возникнуть дома, в школе, на улице и в других общественных местах. В курсе ОБЖ даются основы медицинских знаний и рекомендации по охране здоровья.

Этот раздел включает в себя:

  1. Меры по профилактике травм в школьном возрасте.
  2. Первая медицинская помощь при различных видах травм, при массовых поражениях.
  3. Основы здорового образа жизни.
ВложениеРазмер
doklad_osnovy_meditsinskih_znaniy_i_ohrana_zdorovya.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель – организатор ОБЖ

Сложна среда обитания человека начала XXI столетия. Не проходит и дня, чтобы телевидение и радио не сообщали об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, террористическом акте в том или ином уголке земного шара.

Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия самого человека, нарушающего правила безопасности или не знающего их.

Предмет ОБЖ как раз решает главную задачу – уменьшить опасность для детей в ЧС, которые могут возникнуть дома, в школе, на улице и в других общественных местах. В курсе ОБЖ даются основы медицинских знаний и рекомендации по охране здоровья.

Этот раздел включает в себя:

  1. Меры по профилактике травм в школьном возрасте.
  2. Первая медицинская помощь при различных видах травм, при массовых поражениях.
  3. Основы здорового образа жизни.

Начну с работы по профилактике травм (психических и физических) в быту, школе, общественных местах.

Таблица I. Опасные ситуации и виды травм .

Травматизм среди детей занимает ведущее место. Это объясняется отсутствием житейского опыта, любознательностью, склонностью к шалостям.

Травматизм у школьников можно разделить на:

  1. бытовой;
  2. дорожно-транспортный;
  3. уличный;
  4. спортивный;
  5. криминальный.
  1. Бытовой травматизм – в программе со 2 класса предусмотрено изучение правил безопасного поведения в быту. (острые, режущие предметы – класть их на место; не поднимать горячие кастрюли, чайники; изучаются правила пользования электроприборами; не брать лекарства). Учим правила пожарной безопасности.

Младшие школьники делают зарисовки, учатся правилам безопасности.

Распространенные нарушения – переход на красный свет и вне зоны пешеходного перехода.

Каждый месяц я сообщаю детям о состоявшихся ДТП в Московском районе по вине детей.

  1. Уличный травматизм . На улице также учимся соблюдать правила поведения, т.к. листопад, гололед и др. явления ведут к травматизму. Учимся ходить по скользкой улице (ступать на всю подошву, слегка расслаблять ноги в коленях, руки свободны), учимся падать (присесть и сгруппироваться – это позволяет не удариться головой). Особо уделяю внимание изучению правил поведения на воде и на льду. Все помните случай с учеником 9 кл. 50 школы в Парке Победы (провалился под лед), который привел к трагическим последствиям?

Безопасное поведение в школе, особенно на уроках труда. Часто имеют

место порезы (Титов, Зиновьев) стамеской или пилой. Орлов. Здесь

особое внимание. Учителям требовать соблюдение техники безопасности.

  1. Спортивный травматизм . Его источником является неправильная организация занятий физкультурой, нарушение правил оборудования спортивных помещений и площадок. Так у нас в школе на уроке физкультуры ученик Тиунов Евгений сломал ключицу (учителем физкультуры работала Калина Т.В.). В этом учебном году Брук С. вместо мяча пнул ногу Григорьева А. (сильный ушиб).
  1. Криминальный травматизм . На улице и в общественных местах наши ученики подвергаются всяким неожиданностям криминального характера. Учимся правилам безопасного поведение в криминогенных ситуациях – общение с посторонними людьми; нападение в подъезде, лифте; если ломятся в дверь; воры в квартире; темная улица. Изучаем основы безопасности в общественных местах, правила самозащиты.

II. Первая медицинская помощь при различных видах травм, при массовых поражениях.

Программой ОБЖ предусмотрено оказание первой медицинской помощи. Эти занятия учащимся очень нравятся. Они охотно изучают виды травм, на практических занятиях мы учимся оказывать первую медицинскую помощь. Начиная со 2 класса узнаем о правильном питании, о пользе сна, учимся заботиться о коже. Вырабатываем настроение в школе, дома.

В 3,4 классах учимся обрабатывать ранки, останавливать кровотечение из носа, медицинской помощи при ожогах, обморожениях, помощи при утоплении.

В 5 классе изучаем способы остановки кровотечения (накладываем жгуты, точечная остановка кровотечения).

В 6 классе знакомимся с аптечкой, изучаем ушибы, травмы, переломы, укусы, солнечные удары.

В 7 классе учимся накладывать повязки, шины. Помощь при переломах.

В 8 классе изучаем основы первой медицинской помощи пострадавшим от СДЯВ, от радиации, знакомство с СИЗ: ватно-марлевые повязки, уч. противогазы, разведение растворов (иодовая профилактика, содовый раствор).

В школе проводились объектовые тренировки по темам:

  • Аварии на ХОО;
  • Авария на атомной станции.

Вы прекрасно видели, как дети действуют в ЧС.

Что такое здоровый образ жизни?

Каких бы высот ни достигла цивилизация в своем развитии, все равно остается факт появления у человека болезней, приводящих в конце концов каждого к смерти. Медицина и, прежде всего, гигиена хотят видеть человека здоровым. Каждый из нас хочет долго жить, но никто не хочет жить правильно.

На здоровье влияют факторы: 20% - экология;

50% - образ жизни.

В понятие образ жизни входят: материальное благополучие; условия жизни, труда, отдыха, быта; жилищные условия; питание, сон, взаимоотношения с друзьями и т.д.

В курсе ОБЖ предусмотрено изучение основ здорового образа жизни:

  • физическое здоровье и личная гигиена;
  • духовное здоровье;
  • понятие о привычках здорового образа жизни;
  • закаливание и профилактика простудных заболеваний и т.п.

О физической культуре и гигиене расскажут учителя-предметники.

Объясняю учащимся, что для нормального функционирования организма необходимо:

  1. Дышать чистым воздухом . Человек без дыхания может выжить только 5 минут.
  2. Наше тело на 85% состоит из воды. Жизнь зародилась в воде, наша кровь по солевому составу очень близка к морской воде. Поэтому правильное питье воды и вообще контакт с водой – необходимые условия нашего существования. Вода – тоже естественная среда обитания человека. Без воды нельзя прожить больше 5-7 дней.
  3. Необходимо двигаться . Если мы хотим долго, необходимо вечно двигаться.
  4. Необходимо есть . Здесь мы говорим о правильном питании. Неправильное питание – причина 99 болезней. Рассматриваем с учащимися группы витаминов, в каких продуктах они содержатся. Учимся определять срок годности продуктов на упаковках. Говорю о вредных привычках в питании, об умеренности.

Так я помню, Орлов А. как только прозвенел сигнал тревоги «Пожар в

если не уследить, Вика остается голодной.

  1. Условием существования человека является цель в жизни . На данном этапе для наших ребят это учеба.
  2. Необходимо своевременно очищать организм от всех видов шлаков.

В соответствии с этими условиями составляем программу конкретных действий:

2. Физическая активность. Все это продляет жизнь.

На уроках ОБЖ говорим также о духовном здоровье.

Л.Н. Толстой словами своего героя князя Андрея Болконского высказывал мысль, что в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье, т.е. он говорил о духовном и физическом здоровье.

Подростки одного возраста отличаются по росту, весу, физической силе, ловкости – это затрудняет общение, у рослых ребят большое самомнение, но еще детский ум. Учащиеся Вадик, Андрей Григорьев – чувство безразличия, снижение инициативы, им все равно, что происходит вокруг. Васильев Коля, Ламбин Толя – не умеют сдерживать свои порывы, это приводит к отчаянным поступкам, неадекватному поведению (злобность, жестокость, агрессивность). Другие, наоборот, становятся замкнутыми, уходят в себя, это приводит к депрессии (Вика Диденко).

Все же, уяснив основы здорового образа жизни, они должны обрести уверенность, что лучшее у них впереди – нужно только себя разумно вести и иметь терпение. Особая роль здесь отводится воспитанию воли, уверенности в себе.

Вредные привычки и борьба с ними.

Курение . Недавно человечество отметило печальный юбилей – 500-летие курения.

Самая трудная часть работы. Учитывая контингент родителей, школе приходится на себя основную роль. Мама провожает ребенка в школу, сама курит. Поэтому очень трудно говорить о вреде курения. В рамках недели ОБЖ мы проводили неделю некурения. Многие ребята сумели воздержаться от курения. Другие убегали подальше от школы и курили, думая при этом, что они соблюдают неделю некурения.

На уроках по данной теме рассказываю, как курение влияет на организм. Что в 100 случаях из 100 – бронхит, страдают голосовые связки, что синильная кислота, содержащаяся в дыме, проникает в кровь и парализует клетки, приводит к кислородному голоданию, к сужению сосудов, к спазмам и в конке концов к раку легких.

Обращаюсь ко всем, помогайте в борьбе с курением, не проходите мимо курильщика. Наряду с пропагандой необходимы и закрепительные меры.

В Нью-Йорке принят закон, в соответствии которому за курение в общественных местах взимается штраф в 1000$. Более того, они стремятся, чтобы их считали некурящей страной.

У нас в Петербурге постановлением губернатора запрещено курить в больницах и школах.

Наша задача – создать здоровое пространство в школе.

Влияние алкоголя на организм человека.

В старших классах говорим о вреде наркомании. Здесь я не заостряю внимание – меньше про это слышат, в меньшей степени вырабатывается интерес.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" отражает работу по методической теме "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс". В ходе урока сочетаются элементы.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"


По проблеме "Методика преподавания курса ОБЖ в свете новых государственных стандартов общего среднего образования: чрезвычайные ситуации, основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Удостоверение -2012 год, 72 часа.


основа медицинских знаний и охрана здоровья для уч-ся 8 класса

Данный элективный курс поможет учащимся шире узнать или немного подумать о таких вещах, как зависимость здоровья людей от образа жизни и поведения. Эта программа поможет ка.


Аннотация: В лекции приведена информация, касающаяся оказания первой медицинской помощи. При этом упор сделан в основном на обыденные ситуации, которые могут случиться у каждого человека. Также для расширения знаний рассказывается небольшая история медицины и ее общие понятия (начальные знания анатомии и т.п.). При этом читатель должен понимать, что даже все основные медицинские знания невозможно охватить в рамках одной лекции, поэтому для расширения своих познаний он должен воспользоваться соответствующей литературой из списка литературы.

Медицинская помощь является одним из главных знаний для любого человека. Оно является таким, потому что это знание является по большей части практическим знанием (то есть оно нужно в практическом применении), которое может спасти жизнь человеку при определенных обстоятельствах, либо смягчить последствия различных травматических опасностей, а также смягчить течение какой-либо распространенной болезни. Прежде чем приступить к изучению некоторых медицинских понятий, необходимо вкратце познакомиться с историей медицины как таковой.

История медицины

Уже в 770—476 гг. до н. э. в Китае существовала книга "Нэй-Цзин" по медицине. Труды Гиппократа и других греческих ученых датируются более поздними периодами.(446—377 гг. до н. э.) Вопреки распространенному мнению, медицина Древнего Китая не была представлена исключительно неподкрепленными фактами, основанными лишь на религии и мифах. Так, например, до нас дошли сведения о том, что уже в V веке до н. э. в Китае проводились хирургические операции с применением наркоза и соблюдением стерильности. в высших слоях общества была развита гигиена. Для предотвращения заражения гельминтами проводились общеизвестные процедуры. Например, мытье рук перед приемом пищи. В период Танской династии(618—907 гг. до н.э) китайским врачам были известны инфекционные заболевания(к примеру, лепра). Больного и всех кто с ним контактировали, изолировали от остальных людей. Имеются сведения о том, что самые первые прививки от оспы были проведены в Китае еще за тысячу лет до нашей эры. Инокуляция содержимого оспенных пустул здоровым людям с целью их защиты от острой формы заболевания распространилась затем и в другие страны (Индию, Японию, Турцию, Малую Азию, страны Европы). Но не всегда прививки были успешно выполнены. Имеются свидетельства и о начале течения острой формы заболевания, и даже о смертях. Традиционная китайская медицина была распространена во всех слоях населения. Она не всегда соответствовала достоверным научным фактам и часто была иррациональна и основана на мифах и религии. В Японии медицина не была настолько самобытна и чаще японские врачеватели использовали китайскую медицину или некоторые ее части. Тибетская медицина корнями уходит в Индию. Именно оттуда пришли все медицинские знания на Тибет. Правда, до нас они дошли несколько измененными. Немало почерпнула медицина Тибета и от других древних цивилизаций. Из китайских источников были позаимствованы знания о некоторых лекарственных средствах природного происхождения, способах их обработки, некоторых видах лечебного массажа, иглотерапии. Все эти знания были изложены в главном медицинском трактате Тибета "Чжуд-ши ". В Тибетской медицине не используются хирургические методы. Считается, что отдельный орган болеть не может. Болеет все тело, так как оно неделимо. Тибетские врачи начинают лечение с приведения в равновесие нервной системы человека.

В египетской медицине мы встречаем смесь самых диких, суеверных, доисторических воззрений со здравыми, строго проверенными наблюдениями и выводами. Всякому врачу предписано было следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в М. приписываются богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, богине Бупастис и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов — пастофоров; они принимали больных в храмах. Преподавание М. производилось в особых школах. Гигиена в Египте играла видную роль; были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (до другим -3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела; в определенные промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счетчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов царей возводились особые курганы в виде пирамид. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в 3 видах, сообразно общественному положению умершего. Как анатомия, так и физиология почти совершенно отсутствуют в египетской медицине Телом управляют 4 духа ( деканы ). До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота, а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть. Египтянам были известны свойства 700 средств, которые добывались из всех 3 царств природы. Были известны опий и гашиш. По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не особенно много; лекарства давались всегда свежие и притом подогретые; также средства замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство детям, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу. Средства, не вводившиеся через рот, были весьма разнообразны: клизмы, тампоны, затычки, впрыскивания, втирания, окуривания, мази, припарки. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий. Египетские врачи достигли в лечении глазных болезней замечательного искусства; назначались лекарства и производились операции . Болезни кожи и особенно проказа встречались часто; проказа считалась заразительной, почему больные уединялись. Хирургия египтян значительно уступала индийской, но перевязка ран производилась вполне удовлетворительно; при переломах менялись повязки; язвы присыпались порошками или лечились мазями. Акушерство было довольно разработано; множество приемов для ведения правильных родов, также для лечения женских болезней и бесплодия были заимствованы у египтян греками и описаны греческими врачами.

Одним из основателей медицины в Древней Греции признавался Эскулап — египтянин, переехавший в Грецию. От Эскулапа считалось, что вели происхождение жрецы, занимавшиеся лечением, — асклепиады. Устройство жреческого сословия в древней Греции вполне напоминает таковое в Египте. Медицинские познания переходили от отца к сыну. Такой характер врачебное сословие удерживало в течение многих веков, но условия гражданской жизни затем произвели переворот, весьма полезный для успехов М. Лечение происходило в храмах, которых насчитывалось более 320. В храме исцеление происходило посредством инкубации: больной, молившийся в течение дня, ложился в храме и засыпал; бог являлся и во сне и объявлял свою волю. В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать медицину и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе. Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на о-ве Косе. Самой замечательной была последняя; из нее вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. На Косе болезнь считалась общим страданием и соответственно лечилась, причем обращалось внимание на телосложение и другие особенности больного. Книдская школа видела в болезни местное страдание, изучала припадки и действовала на местное расстройство; в этой школе насчитывалось немало знаменитых врачей; из них особенной славой пользовался Эйрифон. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу. Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, следовательно, и болезни. Философы освещали медицину с иной стороны, нежели врачи-практики — именно они разрабатывали ее научную сторону; они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики. Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Икк из Тарента обратил особенное внимание на питание, и эта отрасль знаний затем приняла особенное развитие. Геродик из Селимврии применил гимнастику к лечению хронических болезней, и успех его приемов заставил многих больных искать помощи не в храмах, а в гимназиях. Итак, в храмах, философских школах и гимназиях медицине изучалась с различных сторон. Значимость Гиппократа заключается в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом медицины Его сочинения были предметом особого изучения; объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку. Причины болезней разделяются на внешние и внутренние; к первым относятся: времена года, температура, вода, местность; ко вторым — индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил. Изучение изменений под влиянием болезней древняя медицина начала с жидкостей, почему патология Гиппократа и называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. В связи с этим находится учение о так называемом nереварuвании (кокции) жидкостей: напр., при насморке вытекающая из носа жидкость сначала водяниста и едкая; по мере выздоровления она делается желтой, тягучей, густой, перестает раздражать. Вот такое изменение жидкостей древние обозначали словом "переваривание" и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков; пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки; выведение переваренной жидкости называлось кризисом; последний происходит по строго определенным законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин. Это учение напоминает отчасти современные воззрения о разрешении болезней. Предсказание для Гиппократа составляет основу всей практической медицине Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного; после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем. Лечение составляет также часть системы, опирающуюся везде на опыт и наблюдения. Для применения лечебных средств указываются подходящие время и состояние болезни. Признаки болезней разработаны до крайней степени совершенства. Советуется пользоваться всеми чувствами при исследовании больного и сообщаются объективные признаки расстройств. Многие приемы, описанные Гиппократом, применены современной медицине лишь недавно(напр. постукивание и выслушивание, а некоторые еще ждут основательной разработки). У Гиппократа хирургия описана столь полно, что невольно вызывает удивление даже в наше время. Так же прекрасно разработаны операции трепанации, удаления гноя из грудной клетки, прокола живота и многие другие. Кровотечения составляют слабую сторону школы Гиппократа о хирургии, вследствие неумения останавливать их перевязкой сосудов; оттого ампутации, вылущение больших опухолей, вообще операции с большой потерей крови не производились и соответствующие больные оставлялись на произвол судьбы и растерзанию волкам.

Базовые знания анатомии человека

Для того чтобы человек мог правильно описать, что именно у него болит, а также чтобы он мог понять, как функционирует его собственный организм, ему необходимо знать свою анатомию. В этом разделе будут приведены основные анатомические знания, которые необходимо знать каждому человеку.

Для того, чтобы понять как правильно ликвидировать переломы, а также определить, какие именно кости подвержены серьезным воздействиям, необходимо ознакомиться с костной системой человека. Человеческий скелет представлен на рисунке ниже:

Скелет человека

На рисунке виден скелет человека, а также названия некоторых костей. Как можно увидеть, скелет состоит из следующих частей: Череп, ключица, лопатка, грудина, плечевая кость, ребра, позвоночный столб, лучевая кость, локтевая кость, таз, кости запястья, пястные кости, фаланги пальцев, бедро, коленная чашечка, большая берцовая кость, малоберцовая кость, кости предплюсны, плюсневые кости, пятка. Все это в совокупности составляет человеческий скелет. Если рассматривать скелет по отдельности, то можно выделить несколько частей. Одной из таких частей является скелет верхней части:

Скелет верхней части

К костям верхней конечности относятся ключица, лопатка, плечевая кость, локтевая кость, лучевая кость, кости запястья, фаланги пальцев. Помимо костей верхней части есть также кости нижней части:

Скелет нижней части

К скелету нижней части относят тазовую и бедренные кости, надколенники, большеберцовую кость, малоберцовую кость, а также кость стопы. В основном большинство травм связанных с костями происходит именно с скелетами верхней и нижней частей. Это вполне объяснимо, так как эти скелеты наиболее активно участвуют в передвижении человека, и они чаще всего подвергаются воздействию со стороны. Реже, но все равно бывают различные травмы черепа. Сам череп представлен на рисунке ниже:

Череп

Как можно увидеть череп состоит их решетчатой кости, лобной кости, теменной кости, слезной кости, носовой кости, затылочной кости, височной кости, скуловой кости, нижней челюсти, верхней челюсти, а также клиновидной кости. Так как подвижной частью в черепе является нижняя челюсть, то с ней наиболее часто случаются различные травмы, которые могут серьезно сказаться на здоровье человека. Обычно травмы нижней челюсти случаются при ударах. Интересен и тот факт, что все кости черепа соединены между собой с помощью зубчатых швов. Эти швы помогают наиболее плотно скрепить черепные кости.

Довольно частые травмы имеют место быть и в реберной части. Эти травмы могут быть достаточно опасными, так как смещение ребер может иметь серьезные последствия для внутренних органов, вплоть до их повреждения и вызова в связи с этим внутреннего кровотечения.

Другой важной частью в анатомии является мышечная часть человека. Мышцы - органы тела человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Без мышечной части, человек не смог бы обрести всю полноту своих действий, которой он обладает. Мышцы присутствуют у человека везде и покрывают его изнутри. (при составлении текста о мышцах и костях были использованы материалы: Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: 075 Учеб. пособие / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. — 271 с.: ил. 78, табл. 7.)

Различные системы человека

На данном рисунке показаны различные важные системы человека с перечислением органов, которые участвуют в процессах этих системах. Читатель должен знать название системы, а также те органы, которые существуют конкретно в этих системах. Сами же системы выполняют разные функции, а именно:

  1. Эндокринная система: регуляция процессов в организме посредством гормонов
  2. Дыхательная система: обеспечение дыхания (легкие).
  3. Пищеварительная система: переработка пищи во рту, желудке и в кишечнике.
  4. Выделительная система: удаление продуктов обмена веществ из организма.
  5. Нервная система: получение, обработка и передача информации (мозг и нервы)
  6. Кровеносная система: циркуляция крови в сердце и кровеносных сосудах
  7. Опорная система: регулирование передвижение человека

Сами же органы каждой из систем будут рассматриваться подробно при изучении конкретных проблем с теми или иными внутренними органами (например, отравление, внутренние психические расстройства).

Первая медицинская помощь – комплекс мероприятий, которые должны быть оказаны потерпевшему на месте происшествия до приезда врачей. Рассмотрим наиболее частые экстренные ситуации и меры, которые должны быть предприняты


Виды первой медицинской помощи

При кровотечениях

При артериальных кровотечениях кровь имеет алый цвет и пульсирует. Артериальные кровотечения наиболее опасные, так как за короткое время человек может потерять много крови, что может привести к смертельному исходу. Следует сразу же применить меры по остановке кровотечения.

При оказании первой помощи при артериальном кровотечении необходимо:

    нажать большим пальцем руки на артерию выше раны, чтобы остановить или хотя бы ослабить кровотечение;

    поднять поврежденную конечность вверх;

При переломах

Первая помощь при всех переломах одинакова и направлена на восстановление целостности кости, остановку кровотечения, антисептическую обработку раны, иммобилизацию конечности. При оказании помощи больному необходимо обеспечить:

  • покой,
  • неподвижность поврежденной части тела,
  • холод.

Больного необходимо очень бережно транспортировать в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи.

При отравлениях

Отравление угарным газом

Очень важно вовремя оказать первую помощь пострадавшему. Необходимо:

    Сразу вынести пострадавшего из помещения на свежий воздух, а если это невозможно, надеть противогаз или дать кислородную подушку;

При тяжелом состоянии необходимо самостоятельно провести реанимационные мероприятия – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Отравление алкоголем

При отравлении алкоголем следует принять следующие меры:


Пищевые отравления

Первая помощь пищевого отравления должна включать следующие меры:

    Промывание желудка. При пищевом отравлении необходимо удалить из желудка токсичную пищу. Для этого необходимо приготовить содовый раствор (1 столовая ложка соды на 1,5 – 2 л теплой кипяченной воды). Необходимо выпить немного раствора, а затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка. Повторить несколько раз.

При ожогах

Такие бытовые ситуации как ожог кипятком или паром встречались, скорей всего, со всеми. К счастью, при бытовых ожогах последствия не столь плачевны и обычно тяжесть поражения не превышает I или II степени ожога. Однако, и в этих случаях нужно знать, как оказать первую медицинскую помощь, а чего делать нельзя.

Необходимо сразу же устранить поражающий фактор (кипяток или пар);

  • Охладить место поражения с помощью проточной воды;
  • Закрыть влажной повязкой;
  • Обеспечить покой.

При химических ожогах, которые часто встречаются в быту при контакте с химическими веществами, способными повреждать ткани. К таким веществам относят уксусную кислоту, некоторые чистящие средства, содержащие едкие щелочи или неразбавленную перекись водорода. В таких случаях необходимо:

    Поместить пораженный участок кожи под струю холодной воды и промывать в течение 20 минут;

У нас на сайте представлено огромное количество информации, которая сможет помочь Вам в написании необходимой учебной работы.

Вам нужна качественная учебная работа (контрольная, реферат, курсовая, дипломная, отчет по практике, перевод, эссе, РГР, ВКР, диссертация, шпоры. ) с проверкой на плагиат (с высоким % оригинальности) выполненная в самые короткие сроки, с гарантией и бесплатными доработками до самой сдачи/защиты - ОБРАЩАЙТЕСЬ!

Узнать стоимость

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование

2. Принципы оказания первой медицинской помощи. Обращение с пострадавшими

3. Ранения и их виды, первая медицинская помощь при ранениях

4. Кровотечения, их виды, способы остановки кровотечений

5. Правила наложения кровоостанавливающего жгута

Оказывать первую помощь в критической ситуации должен уметь любой нормальный человек. Ведь от этого может зависеть ваша жизнь, жизнь вашего ребенка и жизнь ваших близких.

По статистике 90% погибших людей можно было спасти, если бы им сразу была оказана первая помощь. Человеческий организм - довольно живучая система, и медики, как правило, могут вернуть его к жизни. Но досадная проблема заключается в том, что тот, кто оказался рядом - не может поддержать жизнь до приезда скорой.

При этом, оказание первой помощи -это не такая уж сложная наука. Нужно просто представлять себе примерно, как работает человеческий организм, и знать основные меры возвращения его к жизни.

В данном учебнике мы постарались объяснять по каждой ситуации, что происходит с человеческим организмом, чтобы вы понимали, почему нужны именно такие действия, а не просто заучивали алгоритмы.

Желательно периодически перечитывать эти правила, или хотя бы освежать их в памяти перед дальними поездками. Поверьте, это занятие стоит того времени, которое вы на него потратите.

Принципы оказания первой медицинской помощи. Обращение с пострадавшими

Первая помощь — это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезап­но заболевшего человека.

Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует скорей­шему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться на месте происшествия быстро и умело еще до при­хода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.

При оказании первой помощи следует руководствоваться следующими принципами: правильность, целесообразность, быстро­та, обдуманность, решительность, спокойствие.

Ранения и их виды, первая медицинская помощь при ранениях

Рана – это открытое повреждение, называются нарушения целостности кожных покровов, слизистых оболочек, глубже лежащих тканей и поверхности внутренних органов в результате механического или иного воздействия.

· зияние краев раны (расхождение краев);

· нарушение функции поврежденного органа.

По характеру повреждения различают:

1. Колотые раны возникают при воздействии колющего предмета (ножа, шила, иглы). Характеризуются небольшим наружным отверстием, обычно большой глубиной раневого канала. Представляют опасность в связи с возможностью повреждения внутренних органов.

2. Резанные раны могут быть нанесены острым режущим предметом (нож, бритва, стекло, скальпель). Имеют ровные края, кровотечение наиболее выражено. Хорошо заживают.

3. Рубленные раны возникают при нанесении повреждения острым, но тяжелым предметом (топор, шашка). Внешне напоминают резаную, но всегда обширнее и нередко сопровождаются повреждением костей. Края раны имеют размозженный характер, кровотечение выражено в значительной степени.

4. Ушибленные и рваные раны есть результат воздействия тупого предмета (молоток, камень) на ткани. Края этих ран размозжены, неровные, пропитаны кровью, рана широко зияет. Меньше кровоточат, так как ткани размозжены, сосуды раздавлены, тромбированы.

5. Укушенные раны характеризуются массовой инфицированностью вирулентной флорой рта человека или животного. Осложняются чаще других ран развитием острой инфекции. Укушенные раны могут быть заражены вирусом бешенства.

6. Огнестрельные раны – раны, полученные в результате воздействия пули. При сквозных ранениях наличие входного и выходного отверстий.

В зависимости от глубины поражения:

1. Поверхностные – характеризуются повреждением кожи и слизистых оболочек.

2. Глубокие – сопровождаются повреждением сосудов, нервов, костей, сухожилий, внутренних органов.

3. Сквозные раны – ранящий предмет проходит насквозь и рана имеет входное и выходное отверстие.

4. Слепые раны – ранящий предмет застревает в теле, в тканях раневого канала.

5. Касательные раны – ранящим предметом нанесено поверхностное повреждение или он прошел рядом с органом, лишь частично его задев.

Тяжесть ранения (легкая, средняя, тяжелая степень) определяется:

- размерами внешней раны;

- характером повреждения внутренних органов;

Кровотечения, их виды, способы остановки кровотечений

Кровотечение - это истечение крови из сосудов, наступающее чаще всего в результате их повреждения. При этом речь идет о травматическом кровотечении (Обучение остановке травматического кровотечения обычно проводят на специальных медицинсках тренажерах , при помощи накладок, имитирующих различные ранения и поражения, кровотечения). Кровотечение может также возникнуть при разъедании сосуда болезненным очагом (туберкулезным, раковым, язвенным). Таким образом, возникает нетравматическое кровотечение.

Травматическое кровотечение является одним из основных признаков каждой раны. Удар, разрез, укол нарушают стенки сосудов, в результате чего из них вытекает кровь. Свертывание крови. Кровь обладает важным защитным свойством - свертываемостью; благодаря способности крови свертываться, происходит спонтанная остановка любого небольшого, главным образом капиллярного кровотечения. Сгусток свернувшейся крови закупоривает возникшее при ранении отверстие сосуда. В некоторых случаях кровотечение останавливается в результате сжатия сосуда.

Кровоточивость. При недостаточной свертываемости, проявляющейся несоразмерно длительным, замедленным свертыванием, возникает кровоточивость. Лица, страдающие этим заболеванием, могут потерять значительное количество крови при кровотечении из мелких сосудов, малых ран, причем даже может наступать смерть.

Последствия кровотечений. При кровотечениях главная опасность связана с возникновением острого недостаточного кровоснабжения тканей, потери крови, которые, обусловливая недостаточное снабжение органов кислородом, вызывают нарушение их деятельности; в первую очередь, это касается мозга, сердца и легких.

Виды кровотечений.

Кровотечения, при которых кровь вытекает из раны или же естественных отверстий тела наружу, принято называть наружным и кровотечениями. Кровотечения, при которых кровь скапливается в полостях тела, называются внутренними кровотечениями. Наружные кровотечения делятся на:

1. Капиллярное - возникает при поверхностных ранах; кровь из раны вытекает по каплям;

2. Венозное - возникает при более глубоких ранах, как, например, резаных, колотых; при этом виде кровотечения наблюдается обильное вытекание крови темно-красного цвета;

3. Артериальное - возникает при глубоких рубленых, колотых ранах; артериальная кровь ярко-красного цвета бьет струей из поврежденных артерий, в которых она находится под большим давлением;

4. Смешанное кровотечение - возникает в тех случаях, когда в ране кровоточат одновременно вены и артерии.

ОСТАНОВКА КАПИЛЛЯРНОГО И ВЕНОЗНОГО КРОВОТЕЧЕНИЙ

Первой задачей при обработке любой значительно кровоточащей раны является остановка кровотечения. Действовать при этом следует быстро и целенаправленно, так как значительная потеря крови при травме обессиливает пострадавшего и даже представляет собой угрозу для его жизни. Если удастся предотвратить большую кровопотерю, то это намного облегчит обработку раны и специальное лечение пострадавшего, уменьшит последствия травмы и ранения.

ОСТАНОВКА КАПИЛЛЯРНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ

При капиллярном кровотечении потеря крови сравнительно небольшая. Такое кровотечение можно быстро остановить, наложив на кровоточащий участок чистую марлю. Поверх марли кладут слой ваты и рану перевязывают. Если в распоряжении нет ни марли, ни бинта, то кровоточащее место можно перевязать чистым носовым платком. Накладывать прямо на рану мохнатую ткань нельзя, так как на ее ворсинках находится большое количество 6актерий, которые вызывают заражение раны. По этой же причине непосредственно на открытую рану нельзя накладывать и вату.

ОСТАНОВКА ВЕНОЗНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ

Опасным моментом венозного кровотечения, наряду со значительным объемом потерянной крови, является то, что при ранениях вен, особенно шейных, может произойти всасывание воздуха в сосуды через поврежденные ранами места. Проникший в сосуд воздух может затем попасть и в сердце. В таких случаях возникает смертельное состояние - воздушная эмболия.

Венозное кровотечение лучше всего останавливается давящей повязкой. На кровоточащий участок накладывают чистую марлю, поверх нее неразвернутый бинт или сложенную в несколько раз марлю, в крайнем случае - сложенный чистый носовой платок. Примененные подобным образом средства действуют в качестве давящего фактора, который прижимает зияющие концы поврежденных сосудов. При прижатии бинтом такого давящего предмета к ране просветы сосудов сдавливаются, и кровотечение прекращается.

В том случае, если у оказывающего помощь нет под рукой давящей повязки, причем пострадавший сильно кровоточит из поврежденной вены, то кровоточащее место надо сразу же прижать пальцами. При кровотечении из вены верхней конечности в некоторых случаях достаточно просто поднять вверх руку. В обоих случаях после этого на рану следует наложить давящую повязку.

Наиболее удобной для этих целей является карманная давящая повязка, индивидуальный пакет, который продается в аптеках.

ОСТАНОВКА АРТЕРИАЛЬНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ

Артериальное кровотечение является самым опасным из всех видов кровотечений, так как при нем может быстро наступить полное обескровливание пострадавшего.

Артериальное кровотечение можно остановить давящей повязкой. При кровотечении из крупной артерии следует немедленно остановить приток крови к поврежденному участку, придавив артерию пальцем выше места ранения. Однако эта мера является только временной. Артерию прижимают пальцем до тех пор, пока не подготовят и не наложат давящую повязку.

При кровотечении из бедренной артерии наложение одной только давящей повязки иногда оказывается недостаточным. В таких случаях приходится накладывать петлю, жгут или же импровизированный жгут.

Если у оказывающего помощь под рукой нет ни стандартной петли, ни жгута, то вместо них можно применить косынку, носовой платок, галстук, подтяжки. Жгут или петлю на конечность накладывают сразу же выше места кровотечения. Для этих целей очень удобна карманная повязка (индивидуальный пакет), исполняющая одновременно роль как покровной, так и давящей повязок. Место наложения жгута или петли покрывают слоем марли для того, чтобы не повредить кожи и нервов. Наложенный жгут полностью прекращает приток крови в конечность, но если петлю или жгут на конечности оставить на длительное время, то может даже произойти ее отмирание. Поэтому для остановки кровотечений их применяют только в исключительных случаях, а именно на плече и бедре (при отрыве части конечности, при ампутациях).

При наложении петли или жгута пострадавшего в течение двух часов в обязательном порядке следует доставить в лечебное учреждение для специальной хирургической обработки.

Кровотечение верхней конечности можно остановить при помощи пакетика бинта, вложенного в локтевой сгиб или в подмышечную впадину, при одновременном стягивании конечности жгутом. Подобным образом поступают при кровотечениях нижней конечности, вкладывая в подколенную ямку клин. Правда, такой метод остановки кровотечения применяется лишь изредка.

При кровотечении из главной шейной артерии - сонной - следует немедленно сдавить рану пальцами или же кулаком; после этого рану набивают большим количеством чистой марли. Этот способ остановки кровотечения называется тампонированием.

После перевязки (используется перевязочный пакет) кровоточащих сосудов пострадавшего следует напоить какими-либо безалкогольными напитками и как можно скорее доставить в лечебное учреждение.

ВНУТРЕННИЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ

Кровотечение в брюшную полость. Такое кровотечение возникает при ударе в живот; в большинстве случаев при этом наблюдается разрыв печени и селезенки. У женщин внутрибрюшное кровотечение бывает при внематочной беременности. Внутрибрюшное кровотечение характеризуется сильным и болями в области живота. Пострадавший впадает в шоковое состояние или же теряет сознание. Его укладывают в полусидящем положении с согнутыми в коленях ногами, на область живота кладут холодный компресс. Пострадавшему нельзя давать ни пить, ни есть. Необходимо обеспечить его немедленную транспортировку в лече6ное учреждение.

Кровотечение в плевральную полость. Кровотечение такого типа возникает при ударе, повреждении грудной клетки. Кровь скапливается и плевральной полости и в пораженной половине сдавливает легкие, тем самым, препятствуя их нормальной деятельности, Пострадавший дышит с трудом, при значительном кровотечении даже задыхается. Его укладывают в полу сидячем положении с согнутыми нижними конечностями, на грудную клетку кладут холодный компресс. Необходимо обеспечить немедленную транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение.

ОСТРОЕ МАЛОКРОВИЕ ПРИ ПОТЕРЕ КРОВИ

Острое малокровие наблюдается при потере организмом значительного количества крови. Потеря даже полутора литров крови представляет большую опасность для жизни пострадавшего.

При остром малокровии пострадавший жалуется на слабость, отмечается бледность, запавшие глаза, пульс слабый и учащенный, больной выглядит осунувшимся, апатичным, на лбу у него выступает холодный пот. Иногда происходит непроизвольное моче- и калоиспускание. Одним словом, возникает шок из-за острого малокровия, вызванного потерей крови. Наконец пострадавший падает в обморок и теряет сознание.

Правила наложения кровоостанавливающего жгута

Кровоостанавливающий жгут накладывают при повреждении крупных артериальных сосудов.

2. При кровотечении из артерий верхней конечности жгут расположить на верхней трети плеча; при кровотечении из артерии нижней конечности - на средней трети бедра.

3. Жгут накладывают на приподнятую конечность. Под жгут прокладывают мягкую прокладку: бинт, одежду и др.

4. Жгут накладывают туго, но не излишне. Обязательно прикрепляют бумагу с указанием времени его наложения.

5. Жгут нельзя держать более 1 часа, если время эвакуации пораженного до лечебного учреждения затягивается, необходимо каждые 20 минут ослаблять жгут на 10-15 минут.

6. Если у спасающего под рукой нет специального жгута, можно применить подручные средства: косынку, галстук, подтяжку, ремень и т.д.

7. При отрыве части конечности жгут накладывают обязательно, даже при отсутствии кровотечения.

Я считаю что каждый человек не зависимо от того кто он и кем он работает должен уметь оказывать первую медицинскую помощь, ведь это может спасти много человеческих жизней

Читайте также: