Жуковский авиа и космические системы сообщение

Обновлено: 08.07.2024

1940 г. – утвержден проект Летно-исследовательского института, представленный шеф-пилотом ЦАГИ, Героем Советского Союза Михаилом Громовым.

1947 г. – в честь 100-летия со дня рождения выдающегося ученого, основателя ЦАГИ Н.Е. Жуковского Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 апреля поселок Стаханово был преобразован в город Жуковский Московской области.

2004 г. – законом Московской области городу Жуковскому присвоен статус городского округа, границы города расширились на 400 га.

ОТ ГОРОДА-САДА ДО НАУКОГРАДА

Жуковский – сравнительно молодой город, однако территория, на которой расположен сегодняшний наукоград, имеет давнюю историю сел Новорождествено, Колонец, усадеб Мусиных-Пушкиных и других.

Попытка построить на этой терри­тории город была впервые предпри­нята в начале ХХ века. По замыслу управляющего Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка южнее Москвы, в районе платформы Прозоровская (ныне Кратово), дол­жны были расположиться крупней­ший железнодорожный узел и новый Казанский вокзал-2. В короткий срок под руководством главного архитектора В.Н. Семенова создан проект первого в России города-сада для рабочих и служащих дороги, органично вписанный в при­родный ландшафт. В 1913 году про­ект принят для реализации. Строительству помешали война, а по­том революция.

Шло время, ЦАГИ строился и развивался, появлялись дома для учёных, инженеров и работников института. В 1938 году по­селку присвоено имя донбасского шахтера Алексея Стаханова.

Накануне Великой Отечественной войны появились первые четырехэтажные дома на ули­цах Пушкина и Чкалова, открылась школа. В 1940 году шеф-пилот ЦАГИ, Герой Советского Союза Михаил Громов представил проект Летно-исследова­тельского института – к тому времени на­зрела необходимость в совмещении теоретических разработок и летных испытаний. Так были заложены градообразующие предприятия Жуковского.

23 апреля 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок получил статус города и название – ЖУКОВСКИЙ – в честь великого русского ученого, основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского.

ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АВИАЦИОННОЙ НАУКИ

Жуковский имеет мировую репутацию центра авиационной науки России благодаря его научным предприятиям, опытно-конструкторским бюро, испытательным центрам. Международный авиационно-космический салон (МАКС), проводимый в городе под патронажем Президента Российской Федерации, занимает одно из ведущих мест в ряду крупнейших мировых авиа-форумов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН

Самый яркий и долгожданный форум в нашей стране, заслуженно занимающий одно из ведущих мест в ряду крупнейших мировых авиа-форумов – Международный авиационно-космический салон (МАКС), который проводится в Жуковском на территории ЛИИ им. М.М. Громова каждые два года.

С 1992 года в Жуковском демонстрируются мировые достижения авиакосмической промышленности: передовые образцы авиационной техники – как гражданской, так и военной, новейшие разработки. Лучшие лётчики и пилотажные группы со всего мира показывают в воздухе захватывающие фигуры высшего пилотажа. Кроме того, МАКС включает обширную деловую программу, в которой принимают участие иностранные эксперты, бизнесмены, пилоты и инженеры. На круглых столах и конференциях обсуждаются ключевые вопросы развития отрасли, заключаются перспективные контракты и договоры о сотрудничестве, происходит обмен опытом.

В XIV Международном авиационно-космическом салоне приняли участие более 800 компаний из 33 стран мира. Экспоненты заняли 26 тысяч кв.м выставочных площадей и 45 тысяч кв.м открытых площадок. МАКС-2019 посетили около 600 000 участников и гостей. Стоимость подписанных контрактов и соглашений превысила 250 миллиардов рублей, деловой потенциал мероприятия оценивается в 400 миллиардов рублей.

НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2018 года Жуковский сохранил статус наукограда на 15 лет, подтвердив высокий уровень показателей развития города как наукограда. Так, доля работников, занятых на предприятиях научно-производственного комплекса составляет 40,28 % от всего занятого населения (41400 человек). Объем научно-технической продукции составляет 31,45% от общего объема продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных в городе.

В разное время в Жуковском жили и работали 104 Героя Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического труда.

ЖУКОВСКИЙ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДМОСКОВЬЯ

Жители города имеют высокий уровень образования: высшее образование есть у 50% трудоспособного населения (по Московской области – 30%). Из них академиков и членов-корреспондентов – 12 человек, докторов наук – 187, кандидатов наук – 673. Среднее профессиональное образование имеют 28% и среднее – 22%.

Система общего образования Жуковского – одна из лучших в Подмосковье. Традиционно наши школы попадают в рейтинг наиболее успешных образовательных учреждений региона, а ученики побеждают на областных, всероссийских и международных олимпиадах. Так, в рейтинг лучших общеобразовательных организаций Московской области по итогам 2017-2018 учебного года (ТОП-100) вошли несколько школ Жуковского: лицей №14, гимназия №1, школы №3, №9 и №10. Кроме того, гимназия и лицей стали победителями конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области.

КУЛЬТУРОГРАД ЖУКОВСКИЙ

Культурно-досуговым центром города является Дворец культуры. Его деятельность направлена на повышение количества и качества предоставляемых досуговых услуг, формирование нравственных и духовных ценностей. В ДК работают 33 клубных формирования, которые охватывают более 1000 человек.

В музее истории покорения неба собраны уникальные коллекции обмундирования летного состава с начала ХХ века, документов и личных вещей летчиков различных эпох, значков и медалей. Посетители могут научиться управлять самолетом на авиасимуляторе, установленном в макете кабины Ил-2.

НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ ЖИТЕЛЕЙ

Жуковский располагает современной высокотехнологичной системой здравоохранения. Городская клиническая больница представляет многопрофильный лечебно-диагностический комплекс, включающий стационар, женскую консультацию и амбулаторно-поликлинические отделения. На базе больницы работают Московский областной кардиологический центр и региональный сосудистый центр. Больница имеет современную лечебно-диагностическую аппаратуру и квалифицированных специалистов.

В городе открылась современная детская поликлиника, построен детский консультативно-диагностический центр, появилось онкологическое отделение с койками для проведения химиотерапии. Ожидается комплексный капитальный ремонт главного корпуса больницы.

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

В городе работали и работают заслуженные тренеры СССР и России по лёгкой атлетике: Николай Пудов, Вячеслав Евстратов, Александр Полунин, Любовь Мирошниченко, Иван Водолага, а также заслуженные тренеры СССР по художественной гимнастике Нина Шибаева, по боксу Виктор Быстров, по бадминтону Владимир Дегтярёв и настольному теннису Юрий Газарьян.

ЖУКОВСКИЙ — ГОРОД ДЛЯ ЖИЗНИ!

Наряду с памятником самолёту МиГ-21, расположенным на улице Гагарина, в Жуковском появилась новая достопримечательность. Недавно в городе установили самолёт-памятник Ту-144, ставший символом великих достижений российской авиационной науки. Он расположился на пересечении улицы Туполева и Туполевского шоссе.

Аэропорт Жуковский вступает в новую фазу развития: завершается строительство современного грузового терминала, начинается проектирование дополнительной инфраструктуры. В 2020 году пассажирский терминал расширят с 17 до 40 тыс. кв. метров, появятся новые места для стоянки воздушных судов. На территории аэропорта также планируется построить гостиницу, деловой центр и расширить спектр предоставляемых пассажирам услуг.

Жуковский открывает широкие возможности для инвестиций, создания высокотехнологичных производств. Инновационные проекты, которые реализуются на территории города, предоставят новые рабочие места, увеличат поступления в бюджеты всех уровней, тем самым укрепят экономику и научно-производственный потенциал наукограда и Московской области.

В настоящее время очень популярен вид досуга – полеты в аэродинамической трубе.

После аэродинамической трубы можно посетить всемирно известный авиасалон МАКС и это тоже будет захватывающее зрелище. Что объединяет аэродинамическую трубу и самолетное шоу, кроме кучи впечатлений и восторгов, которые можно там испытать?

Ответ несложный — это имя создателя первой аэродинамической трубы и отечественного авиаконструктора, а также теоретика фигур высшего пилотажа Николая Егоровича Жуковского.

портрет Жуковского

Будущий первопроходец русской авиации родился в деревне Орехово под Владимиром в 1847 году, 17 января (5 января по старому стилю). Сейчас бы обязательно отметили – Козерог по знаку зодиака.

Козерога отличают большая работоспособность, стойкость и терпеливое стремление к хорошим результатам во всем. Козероги могут учиться всю свою жизнь…

Можно не верить в гороскопы, но описание довольно точно подходит к нашему герою. Доказательством того может служить биография нашего героя, который бы одновременно и ученым, и популяризатором науки и практикующим авиаконструктором и имя его – Николай Егорович Жуковский.

Образование, наука

До 11 лет Коленька или Жук, как его звали в детстве, получал домашнее образование и большую часть времени проводил со своей матерью. Его мать была женщиной властной, жесткой и полной житейских предрассудков, что сослужит немалую роль в жизни ее сына. В 11 лет Жук поступил в 4-ую московскую гимназию. Шел 1858 год.

В 1864 он закончил гимназию. Тут Николай столкнулся с первым в жизни серьезным выбором. Как сын инженера-путейца, его влекли дороги и их строительство.

Однако, в то время его семья не могла обеспечить сыну жизнь в столице, учеба в Москве была гораздо удобнее в материальном плане.

Жук студент университета

Студент университета

Пришлось бросить институт и идти работать. Наш Жук без труда получил место преподавателя физики в женской гимназии г. Москвы.

В 1871 году он прошел магистерские экзамены.

Это помогло ему занять место преподавателя математики и механики в Московском высшем техническом училище (МВТУ). Сейчас это училище мы знаем как Московский государственный технический университет им. Н. Ю. Баумана.

Здесь уже, конечно, не Жук, а Николай Егорович Жуковский проработал до своей кончины.

Помните, что Козерог готов учиться всю жизнь? Научные степени, звания и должности следовали одни за другими.

  • В 1874 году –доцент кафедры аналитической механики;
  • в 1876 году –магистерская диссертация;
  • в 1882 году –доктор прикладной математики;
  • в 1885 году –приват-доцент;
  • в 1886 году –экстраординарный профессор кафедры механики Московского университета;
  • в 1887 году –руководитель кафедры механики МВТУ;
  • в 1893 году –действительный статский советник;
  • в 1894 году –член-корреспондент Петербургской Академии наук;
  • в 1900 году -кандидат в действительные члены Академии наук (самоотвод из-за нежелания оставлять преподавательскую деятельность);
  • в 1905 году- президент Московского математического общества;
  • в 1919 году – создание Московского авиатехникума, который был переименован позже по имени его создателя в Академию Жуковского;
  • в 1921 году – подготовка к празднованию 50-летия научной и педагогической деятельности ученого-педагога.

И жизнь…

Такая бурная научная жизнь, но дома не было так гладко и поступательно. В личной жизни как раз и было место для стойкости Козерога-Жуковского. Он никогда официально не женился.

Большую часть жизни прожил вместе с матерью.

Николай Егорович и дочь Елена

Николай Егорович и его дочь Елена

Мать – Анна Николаевна – искренне считала себя аристократкой. Это была довольно образованная женщина, гостеприимная и радушная хозяйка. Всю себя посветила детям, а потом и внукам, но, полная предрассудков, не допустила брака своего третьего сына с матерью его детей.

Гражданская жена Николая Егоровича – Надежда Сергеевна Сергеева — была прислугой в семье Жуковских.

Она фиктивно вышла замуж за Антипова и дети долгое время носили фамилию мужа своей матери.

У Николая и Надежды родились двое детей: Елена (1894 г.р.) и Сергей (1900 г.р.).

Ученый усыновил своих сына и дочь уже после смерти их и своей матерей.

Гражданская жена и мать детей Николая Егоровича скончалась от туберкулеза.

Дочь скончалась от этой же болезни через несколько лет после матери и за несколько месяцев до смерти своего отца, а сын пережил их только на 4 года. Они лежат рядом на на Донском кладбище – трое Жуковских.

Семейная жизнь была личной трагедией Николая Егоровича, но она вовсе не характеризует его как безвольного и слабого человека. По признаниям современников и его учеников, Жуковский был очень и очень добрым и мягким человеком.

Рассеянность ученого вошла в анекдоты, которые передавали и студенты и его коллеги.

Однажды, проболтав всю поездку до университета с приятелем – химиком Иваном Алексеевичем Каблуковым, они разошлись по разные стороны от извозчицкой повозки и тот час встретились у дверей университета, совершенно уверенные, что впервые за день увиделись именно в этот момент и тепло поприветствовали друг друга.

Или иногда, принимая у себя дома студентов и засидевшись с ними за полночь, профессор вдруг начинал собираться… домой.

Такая тотальная рассеянность нашего героя свидетельствовала о его глубоком погружении в любимую науку, но науку не отвлеченную, а прикладную и полезную здесь и сейчас и, как оказалось, еще и сто лет спустя.

Жуковский педагог

Жуковский как Леонардо да Винчи или Ломоносов того времени интересовался большим кругом вопросов: от прочности велосипедного колеса до новой формы кораблей. Он верил в науку и верил, что наука делается для людей.

Он считал, что нельзя строить отвлеченные научные теории. Любая теория абсолютно бессмысленна, если ее нельзя объяснить простым языком простым людям.

Жуковский педагог

Члены воздухоплавательного кружка ИТУ. Справа от Н.Е.Жуковского сидят — Россинский Борис Илиодорович (жил в одном переулке с Жуковским), Стечкин Борис Сергеевич (чуть впереди, родственник Жуковского), Туполев Андрей Николаевич, за Жуковским стоит Юрьев Борис Николаевич.

На его лекции стекалось множество народу и не потому, что их читал известный ученый, а потому что этот профессор излагал свои умнейшие мысли доступными словами.

Он не был превосходным оратором, но брал увлеченностью и наглядностью.

Чтение лекций для Жуковского была очень важна для него и он уделял ей большое внимание. Благодаря его способности к наставничеству, после него осталось много учеников.

И это самые известные его ученики, а сколько просто отличных ученых, инженеров, механиков и даже пилотов вышло из-под крыла Жуковского преподавателя.

Небо позвало

Первые годы педагогической деятельности

Он считал, а вслед за ним и большая часть приближенных к воздухоплаванию, что нужно создавать аппарат наугад, руками, отталкиваясь от опыта, а не рисовать его на бумаге и пытаться понять теоретические основы его движения.

Никто не понимал, за счет чего держится аэроплан в воздухе. Многие смотрели в небо и видели, как летают птицы, но только один чудак сделал из этого науку.

В тесте встречаются пророческие слова о виражах и даже описывается одна из фигур высшего пилотажа – мертвая петля.

Ее в 1921 году впервые сделал Нестеров, еще раз подтвердив правоту Жуковского и его инженерного чутья.

Надо было принести много жертв небу, написать множество слов, опровергающих возможность научного обоснования полетов, чтобы появился человек, который скажет, что воздухоплавание – это вчерашний день.

Человек должен перестать зависеть от ветра и прекратить бояться летать. В 90-е годы 19 века для Николая Егоровича Жуковского вопросы аэродинамики выходят на первый план его научных интересов.

Прорывом стало математическое объяснение подъемной силы крыла. Но крыло, это не весь самолет и Жуковский продолжает свои изыскания. Вопреки, устоявшемуся мнению, Жуковский уверен, что авиацию нужно строить на земле и так появляется первая в Европе аэродинамическая труба (1902 г).

Ее построили ученики Жуковского и называлась она первоначально галерея для протока воздуха.

Так появилась возможность испытывать самолеты и их части, не поднимая в воздух, делая испытания безопасными для людей.

В 1904 при финансовой поддержки Рябушинского создается аэродинамический институт, где и начали проводиться основные работы по самолетостроению.

Жуковский за работой

В том же году Жуковский открыл принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал закон, позволяющий определять величину подъёмной силы, что явилось основой аэродинамики.

У такого самолета появлялись уже технические характеристики, а не описание на основании уже совершенных удачных или неудачных полетов.

Дальнейшие события развивались уже стремительно.

Николай Егорович

Россия вступила в войну и Жуковский встал во главе Авиационного расчетно-испытательного бюро. Он активно решал вопросы полета снарядов и создании зажигательных авиационных бомб.

Одновременно он организовал курсы для подготовки инженеров-конструкторов самолетов, на основе которого выросла Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского.

На курсах он читал аэродинамику и динамику полетов. Благодаря его стараниям, небо стало не таким опасным и покорилось разуму человека, как и обещал сам Николай Егорович.

Жуковский не был изобретателем первого самолета, но он был создателем аэродинамики, которая поднимала этот самолет в небо.

Судя по тому, что имя Жуковского не было забыто в советской истории, для революции он не был опасен. Может быть, его недолгая жизнь в новом государстве сделали свое дело.

А может и то, что и Ленин, и Сталин нуждались в авиации для экспорта мировой революции, а затем для обороны. В 1918 году Жуковский создал в молодом социалистическом государстве легендарный ЦАГИ. Центральный аэрогидродинамический институт.

Средства на создание института правительство нашло, несмотря на разруху и гражданскую войну. Все силы института и самого Жуковского отдавались развитию отечественного самолетостроения. Усовершенствовались технические характеристики летательных аппаратов.

Этот же декрет предусматривал издание полное собрание трудов Жуковского.

Памятник на могиле Жуковского

К сожалению, Жуковский не дожил до своего триумфа в молодой республике. 17 марта 1921 года ученый, авиаконструктор и инженер скончался.

Даже перед смертью он остался верен себе.

Его богатейшая библиотека была завещана им Техническому училищу.

Видео

Биографический фильм о жизни и деятельности выдающегося ученого, основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского.

Выдающийся русский инженер и исследователь.

Человек, который научил самолеты летать, родился 17 января (5 января по старому стилю) 1847 года в имении Орехово неподалеку от города Владимир. Отец Николая Егор Иванович Жуковский - инженер-путеец, после отставки работал управляющим в имениях соседних помещичьих хозяйств. Мать с детьми постоянно жила в небольшом имении самих Жуковских.

Семья считала очень важным дать детям хорошее образование детей. Мама учила ребят грамоте, музыке и рисованию. Остальные науки преподавали приглашенные учителя.

А в одиннадцать лет Коля Жуковский поступил в московский гимназию. Точные науки ему давались великолепно - он радовал преподавателей на уроках по алгебре, геометрии и естественным наукам. Зато иностранные языки, которые должен был изучать каждый гимназист, давались ему трудно. Особенно латынь и немецкий.

В 17 лет Николай окончил с серебряной медалью гимназию и был принят на математическое отделение физико-математического факультета Московского Императорского университета. В те времена успешно закончившие гимназию принимались без экзаменов.

Николай учился в университете и бегал по Москве, давая уроки. Денег, присылаемых из дома, на оплату учебы, жилье, питание не хватало. А надо было еще помогать младшему брату, гимназисту.

В 23 года Николай стал преподавать во Второй московской женской гимназии, а через год - в Императорском Техническом училище (сейчас это Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). В знаменитом техническом училище Жуковский проработал ровно полвека!

Жуковский с удовольствием занимался наукой и с радостью преподавал. Его очень любили студенты, хотя Николай Егорович не отличался красноречием и был очень рассеян. Например, он запросто мог студентам второго курса прочесть лекцию для третьекурсников. Рассказывают, что он плохо считал в уме и часто пользовался арифмометром. Но брал он студентов другим - увлеченностью, добротой и невероятной энергией. Он редко ставил неудовлетворительные оценки, помогал на экзаменах.

Николай Жуковский занимался множеством исследований. Он писал работы по (загибайте пальцы!):

И о многом другом.

Он считал, что правильная, продуманная теория - это то, что позволит решать практические задачи.

Николай Егорович написал несколько основополагающих трудов по теории воздухоплавания

Например, в конце 1880-х Жуковский интересовался гидродинамикой подземных вод и устройства водопровода. В конце XIX века население Москвы быстро росло, и значительно увеличился расход воды. Около 1890 года власти решили расширить Мытищинский водозаборный узел. Работы Жуковского показали: пользы от этого будет немного. В результате была построена новая, Рублевская водозаборная станция.

Жуковский становился невероятно популярным ученым-инженером. Среди его учеников - известные архитекторы, строители, авиаторы и авиаконструкторы.

Среди учеников Жуковского - многие выдающиеся инженеры, архитекторы, ученые

Николаю Егоровичу было под пятьдесят, когда он увлекся проблемами полетов в воздухе.

В сентябре 1900-го Жуковский участвует в Воздухоплавательном конгрессе в Париже и поднимается над землей в воздушном шаре.

Ученый заинтересовался теорией полетов когда ему было уже около пятидесяти лет.

Жуковский был знаком с одним из пионеров авиации, немецким инженером Отто Лилиенталем. Он видел его полеты и даже получил от него экземпляр крыльев, которые потом передали в Музей авиации.

Пожалуй, если бы не исследования Жуковского, его громадная педагогическая работа, в России не появилась бы целая плеяда выдающихся авиаконструкторов - Туполева, Илюшина, Сухого, Микояна, Лавочкина.

Большую часть своей жизни Жуковский прожил в Москве в доме Соколовой в Мыльниковом переулке (сейчас это дом 8 по улице Жуковского). Мама, Анна Николаевна, управляла домашним хозяйством. Она умерла в 1912 году, когда ей было уже 95 лет. А лето ученый вместе с родней проводил на малой родине - отдыхал в Орехове.

У Жуковского было двое детей. Дочка Елена родилась в 1894-м, сын Сергей - в 1890-м. Сергей скончался от туберкулеза в 1924.

Елена окончила математическое отделение Московских высших женских курсов.

Елена и Николай Егорович были очень близки. Дочь сопровождала ученого в заграничных поездках, на ученых заседаниях, при посещениях лабораторий и аэродромов. Они вместе ходили в театры, на выставки, на прогулки.

Когда началась Первая мировая война, Жуковский стал руководителем Авиационного расчетно-испытательного бюро, работал в Комиссии чугунных снарядов над определением устойчивости полета новых снарядов, участвовал в расчетах зажигательных авиационных бомб. Курсантам Военной школы авиации он читал лекции по курсу аэродинамики и динамике полета.

После революции 1917 года Жуковский участвует в укреплении Красной Армии. Он инициатор создания Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) (сегодня ведущей научной организации, занимающейся исследованием летательных аппаратов) и Военно-воздушной академии. Сегодня и институт, и академия носят его имя.

Напряженная работа, тяжелые условия жизни в Москве зимой 1919 - 1920 годов подорвали здоровье ученого. В феврале 1920-го он заболел воспалением легких. Болезнь у 73-летнего ученого протекала очень тяжело. А тут еще один удар судьбы - 15 мая от туберкулеза скончалась дочь Елена. 29 июня Жуковский перенес инсульт, часть тела была парализована.

И все же он много работает. В 1920-м продиктовано несколько серьезных научных работ по гидродинамике и о свойствах тел в полете, курс механики для Технического училища и Института инженеров воздушного флота. Затем он составил свою автобиографию и завещание, отписав свою богатую технической литературой библиотеку Техническому училищу.

17 марта 1921 года Николай Егорович Жуковский скончался. Похоронен ученый в Донском монастыре в Москве.

Великие ученые: Николай Жуковский

Русский механик, создатель аэродинамики как науки

Возрастная категория сайта 18 +

Краткий курс истории. Отец русской авиации

Человек может летать!

Краткий курс истории. Отец русской авиации

Подъемная сила крыла

В 1905 году на заседании Московского математического общества Жуковский зачитал доклад. В нем он представил формулу подъемной силы крыла аэроплана, по которой можно было начать строить безопасные для полетов аэропланы. Так родилась наука аэродинамика. Однако крыло – это не весь самолет. На спонсорские деньги российского предпринимателя Павла Рябушинского был построен Аэродинамический институт в Кучино (ныне в составе подмосковного города Железнодорожного) – настоящий подарок судьбы для Жуковского. Там была возведена галерея для протока воздуха – первая в Европе аэродинамическая труба. В институте также велись различные исследования в области метеорологии, гидродинамики, физики атмосферы. В целом перу Жуковского принадлежит более 200 научных работ. При этом Жуковский был не только теоретиком, но и практиком. Существует любопытная преемственность: Жуковский был дипломным руководителем Андрея Туполева, а тот стал научным руководителем Сергея Королёва. Отца русской авиации не стало 17 марта 1921 года. Многотысячная толпа собралась у стен Технического училища, отпевал Николая Егоровича его же ученик – отец Павел Флоренский.

Читайте также: