Если форма знака обозначает понятие или даже целое сообщение то знаки называют

Обновлено: 02.07.2024

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и состоянии, количественных и качественных проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работы.

Кодирование – процесс представления сведений в какой-либо материальной форме.

Дегустатор – (лат. degusto – чувствовать вкус) – специалист, изучающий продукты питания и напитки.

Сигнал – информация, представленная в форме, удобной для её передачи, обработки, хранения и использования.

Знак – материальное отображение сигнала.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В информационных технологиях важно не только получать и усваивать информацию, но и передавать её другим, отправитель информации должен представить её в какой – либо материальной форме, доступной для восприятия. Для живых организмов материальная форма информации должна соответствовать имеющимся у них каналам восприятия информации. Соответственно для людей и многих животных – это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Информация должна быть представлена наглядно, с помощью звука, запаха, химических веществ для восприятия их на вкус, механическим воздействием, температурой.

Хорошо развитые чувства вкуса и обоняния могут понадобиться при выборе профессии. Одной из таких профессий является профессия дегустатора. Дегустатор должен от природы различать тончайшие нюансы вкуса и запаха. Но он должен ориентироваться также на зрение, слух, а иногда и на осязание. Например, оценивая чайные листья, он внюхивается в них, оценивает их на ощупь, прислушивается к шороху. Затем он присматривается к цвету настоя и лишь после этого пробует его на вкус. Одну и ту же информацию можно передать её получателю разными способами. Процесс представления сведений в какой-либо материальной форме называется кодированием.

Нужно учитывать, что закодированная информация всегда имеет определённую форму выражения или представления. Поэтому кодированием можно назвать переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для передачи, обработки и хранения. При кодировании информации она представляется в виде совокупности или последовательности сигналов.

Сигналом называют информацию, представленную в форме, удобной для её передачи, хранения и использования. По существу, сигнал – это несущий информацию условный знак, принятый для передачи или записи каких-либо сведений. Условным он называется потому, что отправитель и получатель информации договорились, что они будут понимать под тем или иным сигналом. Например, сигналами при общении людей являются сказанные или написанные с помощью букв слова, определённые позы тела и рук, мимика (выражение лица), тембр и громкость голоса, их сочетания. Сигналы отображаются соответствующими знаками. Так, в языках большинства народов – это слова, выраженные буквенными знаками. Буквы или их сочетания соответствуют звукам при произнесении слов. Однако есть языки, в которых одним знаком может обозначаться целое слово или даже несколько слов. Такие знаки называют иероглифами. Они используются для представления информации народами Китая, Японии и некоторых других стран. Слова можно выражать не только буквами в привычном начертании, но и буквами в виде точек и тире, в виде положения рук.

Для букв и слов можно придумать и другие знаки, которые будут понятны только очень узкому кругу людей. Такое кодирование информации называется шифрованием. Некоторые знаки используют для представления информации о количестве чего-либо. Такими знаками являются цифры. Привычные нам по начертанию цифры были заимствованы европейцами у арабов. Поэтому они до сих пор называются арабскими цифрами. Первоначально каждая арабская цифра при изображении состояла из такого количества углов, которое соответствовало её количественному значению. Привычные скруглённые формы цифр образовались позже для быстроты и удобства их написания. Однако и сейчас на конвертах пишут почтовые индексы цифрами с углами для считывания информации компьютерами. Римские цифры, появившиеся две с половиной тысячи лет назад имеют особое начертание. Обозначение некоторых чисел состоит из нескольких римских цифр. При этом если меньшая римская цифра стоит слева от большей, то она вычитается из большей, если же меньшая цифра стоит справа от большей, то она прибавляется к ней. Для обозначения арифметических и алгебраических действий с числами также придуманы условные знаки. Например, сложение обозначается знаком плюс, вычитание знаком минус.

Для общения с компьютерами нужна другая система кодирования информации. Для компьютера информацию надо составлять из последовательности отдельных сигналов и пропусков между ними. Подача сигнала в записи на бумаге обозначается единицей, отсутствие сигнала – нулём.

Символы могут играть важную моральную и даже политическую роль. Примером этому служат Вечный огонь у монументов погибшим героям как символ памяти об их подвиге, георгиевская лента как символ беззаветного героического служения Родине, пять олимпийских колец как символ мирных соревнований людей пяти континентов, а не войны между ними.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Найди лишнее.

Правильный ответ:

Пояснение: Элемент, относящийся к другому органу чувств.

Задание 2. Решите кроссворд.


3. Сведения об окружающем его мире. 6. Безошибочное отражение текущего положения дел. Со временем информация может утратить это свойство. 9. Соответствие нуждам человека в конкретный временной отрезок. 10. Запрет на несанкционированную работу с информацией.

По вертикали:

1. С помощью какого органа чувств здоровый человек получает больше всего информации? 2. Устройство, помогающее человеку хранить, передавать и обрабатывать информацию. 4. Независимость от чего-либо суждения, оценки. 5. Исчерпывающие характеристики предмета или явления. 7. Информация, которую человек получает с помощью языка. 8. Информация, воспринимаемая человеком с помощью кожи.

Ввиду того, что семиотика находит свои объек­ты повсюду, предпринимались попытки как-то классифицировать все знаки. Но они не привели к успеху: каких-либо общих знаков для, скажем языка, архитектуры, коммуникации животных, литературы и т. д. не обнаружено. Общность заключается в принципах организации знаков, а базовая ячейка этих принципов в языке - высказывание.

В целом знак в семиотике определяется как двусторонний материальный факт, замещающий что-либо и используемый для восприятия, хранения, передачи и преобразования информации. Материальность формы знака фиксируется в человеческих ощущениях.

Например, могут быть, по В. Розину:

- знаки-модели (знаки, используемые вместо объектов – статуи на острове пасхи);

- знаки-символы (цифры);

- знаки-выделения (наскальная живопись);

- знаки-сигналы (звуки);

- знаки-обозначения (слова).

Все может быть знаком, точнее, может быть рассмотрено как знак. Можно задаться другим вопросом, что знаком не является? Только то, что знак порождает - человеческое сознание. Если продолжить эту цепочку рассуждения, можно сказать, что знак - это материальная сторона сознания. Сознание в его человеческом существовании имеет знаковую форму и является индивиду в знаковой же форме. Поэтому оно и есть сознание. А так как содержанием сознания может быть весь объективный мир, то и знаком может быть все, что включено в человеческую практику.

В качестве знаков могут использоваться различные материальные явления, но для того, чтобы стать знаками, они должны иметь определенные свойства.

Общепринятое свойство знака – его способность замещать, что-либо обозначая. Например, тюбик рекламируемой пасты, замещающий настоящий тюбик и обозначающий высококачественную реальную пасту. Качества замещения и обозначения свойственны любому знаку.

Важнейшим свойством знака является его способность обобщать, так как знаки обычно отражают наиболее существенную сторону предмета. Например, графическое обобщенное изображение ножа и вилки на автотрассе означает, что поблизости есть столовая и здесь можно к ней свернуть. Нет никакой необходимости подробно рисовать супы, блинчики и шашлык, чтобы проезжающий получил информацию о столовой. То же можно сказать об изображении кренделя при входе в булочную (в булочной продаются не только кренделя) или сапога – над обувной мастерской (где чинят не только сапоги).

Следующая характерная особенность знаков – их преднамеренное, сознательное использование людьми в определенных целях. Если какой-либо предмет воспринимается человеком случайно, эпизодически – это не знак. Звонок по мобильному телефону преднамеренно раздается именно потому, что владелец телефона должен распознать знак звонка и взять трубку; циферблат часов не случайно показывает определенное правильное время – если он будет показывать любое время, он перестанет быть знаком.

Ценность и значимость любого знака не абсолютна, а определяется конкретной ситуацией его употребления. Один и тот же знак вызывает различную реакцию у людей в зависимости от времени, места и цели его использования. На основании этого можно выделить еще одно свойство знака – ситуативность его значения. Знак становится актуален тогда, когда человек в нем нуждается. Например, нам очень важен знак сапога над дверью обувной мастерской, когда у нас сломался каблук; но если необходимости в обувной мастерской нет, мы не обратим внимания на знак сапога, а если и обратим, то тут же о нем забываем – у нас нет в нем потребности. Знак с обобщенным изображением чашки с дымящимся кофе выступает для нас знаком именно в той ситуации, когда мы хотим перекусить, но не релевантен, когда этого желания нет.

Обязательное свойство знака – его воспроизводимость. Это означает, что в акте коммуникации знак не создается впервые, а повторяется, т. е. воспроизводится, уже существуя до того. То или иное явление должно прочно войти в обиход, чтобы стать знаком. Впервые возникнув, знаком оно не является. Мы должны не раз услышать звук сирены скорой помощи (как он воспроизводится), чтобы знать, что она означает. Когда этот звук возник, население должно было обучаться какое-то время значению этого сигнала, после чего он занял прочное знаковое место.

Знак является одной из основных единиц семиотического анализа, поэтому так важно понимание сущности знака. Знаки выступают носителями передачи смыслов. Знак – это такой материальный объект, который заменяет собой что-то другое, а именно то, что один человек хочет сообщить другому, передать в качестве информации. Исходя из этого, важно знать структуру знака.

На рисунке воспроизведен прославленный семантический треугольник.

Соссюровская модель исключает указание на какой-либо объект в мире, его концепция значения является чисто структурной. Такая модель предполагает, что язык не отражает реальность, но, скорее, конструирует ее. Соссюр подчеркивает также произвольность знака; в контексте естественного языка он утверждает, что не имеется необходимой связи между означающим и означаемым – это отношение является чисто произвольным.

Иначе говоря, знак чаще всего не означает, а обозначает. Это объясняет то, что в мире столько языков и различные вербальные знаки обозначают одинаковые явления. Не то, что мы все можем легко приписывать означающим разные означаемые, но значение можно изменять в зависимости от намерения употребляющего знак. Поэтому можно сказать, что значение прикрепляется к знаку.

Под кодом (франц. code, от лат. codex ‒ свод законов) понимается система условных знаков (символов) для передачи, обработки и хранения (запоминания) различной информации. Конечная последовательность кодовых знаков называется словом. Для записи кодов чаще всего используют либо цифры и числа (0, 1, 2. 57, 9276 и т.п.), либо знаки, например + (плюс), ‒ (минус), ∙ (точка), ‒ (тире) и т.д. и др.

Привнесение концепции кода в концепцию знака означает привнесение другого аспекта в наш анализ того, как действует знак, так как он фокусируется не только на структуре знака, но и на его социальной функции. Любой код зависит от соглашения его пользователей. Все, что делает человек, содержит в себе закодированные знаки его культуры, а то, как человек делает это, в значительной степени определяется их культурными конвенциями. Фактически, конвенциональный и традиционный аспекты кода позволяют ему передавать значение. И именно посредством этих конвенций культура устанавливает и поддерживает свою идентичность; конвенции действуют как связующий материал во всех кодах, будь то язык, одежда, поведение, архитектура или любая система культуры. Тот способ, с помощью которого устанавливаются эти нормы и конвенции, называют кодификацией. Возможно, этот термин и не очень удачен, но он, тем не менее, подчеркивает тот факт, что виды кодов, с которыми мы имеем дело, динамичны, и что кодификация (и декодификация) знака - постоянный процесс.

В процессе семиотического анализа происходит условное и временное отделение формы от содержания. При этом фокус внимания сосредоточивается на системе знаков, составляющих текст.

Таким образом, вырисовывается семиотический континуум – последовательность плавно переходящих друг в друга знаков, символов, текстов. Классическим примером континуума является цветовой спектр, где один цвет незаметно переходит в другой и невозможно установить границу между голубым и зеленым, красным и оранжевым цветами. Точно так же не очевидны границы между знаком и текстом, словом и предложением (устойчивые словосочетания, идиомы, поговорки – это слова, фразы или предложения? Лингвистика до сих пор не может дать однозначного ответа на этот вопрос).

У всех знаков есть одна особенность. Они появляются только там, где есть люди и где эти люди об­щаются. Все что угодно может стать знаком, но только в ситу­ации общения. Коммуникативность и определяет социальность знака.

Отправитель и адресат имеются и тогда, когда общение происходит не на естественном языке. В ситуации регулиро­вания движения - общения на улице - регулировщик (от­правитель) сообщает водителям и пешеходам (адресатам), куда и когда они могут двигаться. Утром выходя на службу и надевая милицейскую форму, человек (отправитель) сообща­ет окружающим (адресатам), что он - милиционер и находит­ся при исполнении служебных обязанностей.

Общение с помощью знаков состоит в том, что отправи­тель передает или демонстрирует адресату материальные объекты, которые тот может увидеть, услышать, потрогать, то есть воспринять. Воспринимая с помощью органов чувств ма­териальные объекты, адресат понимает, что хочет сообщить ему отправитель. Таким образом, знак состоит из двух частей: материальной, или воспринимаемой, части и информацион­ной. Первую часть называют формой знака, вторую - содер­жанием (или смыслом) знака. Обмениваясь непосредственно формами знаков, люди в действительности обмениваются их содержанием.

То же содержание можно передавать и с помощью другой формы: языковые знаки можно не только произносить, но и записывать. В этом случае адресат воспринимает знаки уже не на слух, а зрительно. Обе формы знаков - устная и письмен­ная - являются для естественных языков основными, причем в разных случаях предпочтение отдается то одной, то другой форме. Так, в гостях мы обычно разговариваем, а не перепи­сываемся, а вот на большом расстоянии пользуемся обеими формами: звоним по телефону или пишем друг другу письма. Выбор конкретной формы знака связан лишь с условиями об­щения и не влияет на содержание: независимо от выбора мы можем сообщить все, что хотим.

Таким образом, мы должны четко осознавать, что определение знака сводится к трем аспектам:

1. Знак всегда обладает чувственно воспринимаемой формой, иначе говоря, форма знака всегда материальна, т. е. в отличие от какого-либо идеального объекта, не оставляющего следов, которые можно реально зафиксировать, форма знака должна быть воспринята человеческими чувствами и может быть зафиксирована на каких-либо материальных носителях. Это может быть какой-либо оптический образ, т. е. то, что воспринимается зрительно (название книги, дорожный знак, цвет числа в календаре), акустический образ – то, что слышится или произносится (сказанное слово, сирена тревоги, свисток судьи), тактильный образ – то, что воспринимается кожей – тактильно или, иначе, осязательно (рукопожатие, шрифт Брайля, поцелуй), обонятельный образ – ощущение запаха (запахи дорогих духов, столовой, цветов), вкусовое ощущение – то, что воспринимается языком (вкус перца, соли, сладкого и др.). Как видим, чувственно воспринимаемая форма знака охватывает все пять типов ощущений, принятых в психологии: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Знаки, форма и значение. Знаковые системы"

Еще с древних времен, для того чтобы обмениваться информацией, люди использовали знаки. Знаки применялись и для долговременного хранения информации, например в виде наскального рисунка, и для передачи ее на расстояния, в виде письма.


Нам известно, что информация по форме восприятия делится на 5 видов: визуальную (зрительную), аудиальную (слуховую), вкусовую, обонятельную и тактильную информацию. Соответственно и знаки тоже можно разделить на визуальные, аудиальные, вкусовые, обонятельные и тактильные (осязательные).


При общении друг с другом люди используют только зрительные, слуховые и тактильные знаки.

К зрительным знакам относятся все знаки, которые мы воспринимаем зрением. Это напечатанные или написанные буквы и цифры, музыкальные ноты, дорожные знаки, знаки химических элементов.


Все знаки воспринимаемые человеком при помощи слуха можно отнести к слуховым или аудиальным знакам. Например, это может быть и звонок на урок, и звуковая оповестительная сирена, и звон колокола, и гудок поезда и большое количество других знаков, воспринимаемых ухом.


А вот к осязательным знакам относятся знаки, которые связаны с касанием, например, приветственное рукопожатие или дружественное похлопывание по плечу.


Существует специальный шрифт для слепых, созданный французским изобретателем Луи Брайлем. Он состоит из рельефных знаков, выдавленных на бумаге. Проводя по бумаге кончиками пальцев и осязая эти знаки, слепой человек получает информацию, то есть может читать.


Все эти виды знаков используются для общения между людьми. А животные часто для общения используют и обонятельные знаки. Прежде всего, запах служит для того, чтобы объявить о своем праве на территорию. Например, у некоторых видов оленей имеются предглазничные железы, которые представляют собой небольшие ямочки, расположенные впереди глаз. Олень трется мордой о деревья и кустарники, оставляя на них пахучие вещества из этих желез, тем самым предупреждая других животных о том, что территория уже занята.


Для того чтобы передать информацию на расстояния, знаки используются в виде сигналов. К ним относятся и сигналы светофора, и сигналы оповестительной сирены.


Информация с помощью сигналов передается и по компьютерным и телефонным сетям. Теле - и радиоволны передают сигналы на большие расстояния.


Каждый знак имеет определенный смысл и отображает какой-либо объект или понятие.

Знаки, которые имеют форму схожую с отображаемым объектом, называются иконическими. Примером тому могут служить иконки на рабочем столе компьютера.


Знаки, установленные по общепринятому соглашению, называются символами. Например, нотная грамота основана на символах в виде нот, периодическая система химических элементов - тоже символьная.



Для повышения способов безопасности используется шифрование. В качестве связи между символом и его значением применяется секретный ключ. Если этот секретный ключ неизвестен, то и расшифровать содержание послания не составляется возможным.


До сих пор на археологических раскопках находят зашифрованные тексты, написанные в древности неизвестными языками. Но ученым так и не удается расшифровать их, так невозможно установить значение знаков, которыми написаны эти послания. Примером тому является рукопись, называемая манускриптом Войнича, датируемая началом 15 века. Рукопись представлена в виде более двух сотен страниц пергамента. Она написана на неизвестном алфавите, не похожем ни на одну систему письма, поэтому по сей день учеными эта странная рукопись так и не была расшифрована. Примечательно, что в книге нет слов длиннее 10 букв. На цветных рисунках изображены растения и разнообразные символы.

Знаковая система - это система, построенная на основе набора знаков, и правил для выполнения операций над этими знаками. Набор таких знаков называется алфавитом. Со многими знаковыми системами мы хорошо знакомы и пользуемся ими постоянно. Например, языки. Первые естественные языки берут свое начало еще с древних времен, когда у человека возникла необходимость в обмене информацией. Люди применяют сотни естественных языков (русский, английский, французский, немецкий и др.) В основе письма лежит алфавит. Знаки алфавита называются буквами. Русский алфавит называется кириллицей и содержит 33 знака. Английский алфавит использует латиницу и включает в себя 26 знаков. По правилам грамматики из букв языка строятся слова. Из слов по правилам синтаксиса строятся предложения. Многие слова в русском языке имеют не одно, а несколько значений. И одну и ту же информацию можно передать разным набором слов, то есть разными способами построить предложения.



Азбука для передачи наследственных связей называется генетическим кодом. Это информация хранится в специальных макромолекулах. Они обеспечивают хранение и передачу генетической программы развития и функционирования живого организма. Такая молекула состоит из двух свитых вместе цепочек, каждая из которых закручена в правую сторону. Каждая цепь состоит из 4 фрагментов: аденин, гуанин, цитозин, тимин, которые обозначаются буквами А, Г, Ц и Т. Эти буквы и составляют алфавит генетического кода. Значит, вся генетическая информация закодирована с помощью этих 4 букв.


А вся информация в компьютере закодирована с помощью двух цифр: 0 и 1. То есть используется двоичная знаковая система. А 0 и 1 - это алфавит этой системы, состоящий всего из двух знаков.


Действительно, для технических устройств удобно кодировать информацию в виде последовательности 0 и 1, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:

· 0 - отсутствие электрического сигнала либо сигнал имеет низкий уровень;

· 1 - наличие сигнала либо сигнал имеет высокий уровень.

  • Класс: 8.
  • Раздел: “Информация и информационные процессы”.
  • Учебные часы: 1.

Вводно-мотивационный компонент.

- обучающая цель: ученик дает определение понятиям знак, двоичная знаковая система; перечисляет виды и формы знаков; понимает отличие иконических знаков от символов; перечисляет носители информации; приводит примеры знаков в современном обществе и из истории; понимает значение знаков для современного человека.

- воспитательная цель: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, развитие интереса к предмету,

- развивающая цель: развитие компетенции сфере коммуникативной и информационно-аналитической деятельности.

Дидактические основания урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии обучения: приемы технологии развития критического мышления, креативные методы, метод решения задач.

Формы учебной работы: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения.

Информационные средства: Для учителя:

1. Угринович Угринович Н. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса. изд.М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011

2. Боженкова Л.И., Рагулина М.И., Смолина Л.В. Педагогическая практика в системе подготовки учителя информатики и математики: Методические рекомендации / Под общей ред. М.П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Проектировочно-деятельностный компонент.

1. Организационная часть (4 минуты)

(Слайд 1) Подготовка к проведению урока. (Восприятие учащимися излагаемой информации, подготовка к занятию).

(Слайд 2) Откройте тетради и запишите тему урока.

2. Этап изучения нового материала (30 минут)

(Слайд 3) Теперь мы определили тему урока, давайте вместе подумаем, что мы вообще знаем о знаках. Перед вами корзина, которую необходимо наполнить фактами по теме урока. В течение двух минут перечислите все, что вы знаете по теме “Знак” в тетради, а потом поделитесь с близ сидящим учеником своими догадками, выясните, в чем ваши мнения сошлись, а в чем разошлись. Далее каждая группа будет называть сведение при этом, не называя ранее сказанного. (Ученики по очереди называют тезисы, учитель записывает все тезисы на доске, даже если они ошибочны. В течение урока происходит уточнение заявленных тезисов и исправление ошибочных суждений).

(Слайд 4) Перед вами определения понятия знак из нескольких областей наук, прочитайте их и на основе своего опыта сформулируйте свое определение данного понятия и запишите его в тетрадь.

(Слайд 5). На протяжении нескольких тысячелетий человечество использует знаки в своей жизни: для хранения, передачи и обработки информации. Одна из древнейших цивилизаций, цивилизация индейцев майя, имела свою собственную письменность. И оказывается, большая часть империй заимствовала различные иероглифы и символы именно у племени Майя.

Впервые уникальная символика индейцев майя была обнаружена англичанином - Фредериком Кэтэрвудом и американцем - Джоном Стивенсом еще в 1839 году, а вот расшифровать символы и иероглифы удалось только в 1937.

На слайде приведены примеры знаков и символов этой древней цивилизации.

(Слайд 6) Люди используют знаки не только при письме, но и в разных науках, например математике. У каждого знака своя история. Взять, к примеру, знак равенства, этот знак претерпел ряд изменений дойдя до нашего времени в том виде, в котором мы привыкли его видеть.

(Слайд 7) В мире все меняется, и знаки сменяются новыми, более совершенными в том числе. В современном мире пользуется популярностью новая разновидность знаков - QR-код, в котором заложен большой объем информации.

(Слайд 8) Как человек воспринимает информацию? (Через органы чувств)

Информация в виде знаков может восприниматься человеком всеми органами чувств. Давайте повторим органы чувств и виды информации, связанные с ними. На слайде представлены виде загадок органы чувств, отгадайте их и назовите виды информации, которые им соответствуют. (Ученики отгадывают загадки, называют органы чувств)

В соответствии со способом восприятия можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов. К зрительным знакам, воспринимаемым с помощью зрения, относятся буквы и цифры, которые используются в письменной речи, дорожные знаки и т. д. К слуховым знакам, воспринимаемым с помощью слуха, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые производятся с помощью гудка, сирены и т. д. В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

(Слайд 9) На слайде приведены примеры знаков. Распределите данные знаки в соответствии с видом информации, к которому они относятся.

(Слайд 10) Вспомните, что обозначают предложенные на слайде знаки и придумайте значение знаков внизу слайда.

(Слайд 11) С древних времен знаки используются человеком для долговременного хранения информации и ее передачи на большие расстояния. На слайде представлены носители информации разных лет. Упорядочьте эти носители по возрастанию года создания и назовите наиболее надежный носитель с вашей точки зрения.

(Слайд 12) Для передачи информации на большие расстояния используются знаки в форме сигналов. Всем известны световые сигналы светофора, звуковые сигналы школьного звонка оповещают о начале или конце урока, электрические сигналы передают информацию по телефонным и компьютерным сетям, электромагнитные волны передают сигналы радио и телевидения. Назовите знаковые системы, которые вы видите на слайде (Азбука Морзе, семафорная азбука, двоичная система).

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Флажный семафор предназначен для связи в светлое время суток. Связь им осуществляется только словами, передаваемыми по буквам. Достигается это благодаря тому, что каждая буква русского алфавита имеет присвоенный ей определенный условный знак. Каждый условный знак изображается определенным положением рук с флажками. Путем последовательного изображения знаков букв, в порядке их очередности в слове, производится его передача на расстояние. Такой способ позволяет передавать любые слова и предложения. Прием основан на правильном определении букв по их условным знакам и составлении по ним (чтении) слов и предложений. Переданные и принятые таким порядком слова и предложения составляют процесс связи флажным семафором. Условные знаки, установленные буквам алфавита, сведены в таблицу, получившую название семафорной азбуки. Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков.

Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи — компактнее. Передаваться и приниматься азбука Морзе может с различной скоростью — это зависит от возможностей и опыта радистов.

Приведите, примеры, где возможно использовать азбуку Морзе и семафорный алфавит? (Военно-морской флот)

Что такое двоичный код? В какой среде передается информация в таком виде? (Информация в компьютере хранится и передается в виде 0 и 1.)

(Слайд 13) В компьютере физически знаки реализуются в форме электрических импульсов (нет импульса - 0, есть импульс - 1), состояний ячеек оперативной памяти и участков поверхностей носителей информации (одно состояние - 0, другое состояние - 1).

Какой же способ передачи информации между компьютерами стал распространенным в наши дни? Подумайте и обоснуйте ответ (Беспроводная связь).

(Слайд 14) Для того, чтобы понять высказывание, записанного в одной из знаковых систем Азбука Морзе, семафорная азбука, двоичный код или другие языки, необходимо знать значение этих знаков, необходимо знать алфавит. Для примера рассмотрим следующую задачу. Сопоставьте знаки русского алфавита и алфавита “Пляшущие человечки” и отгадайте ответ Маши.

(Слайд 15) Но знаки могут отображать не только символы другого алфавита, но и объекты окружающего мира или понятия, т. е. иметь определенное значение (смысл). Знаки различаются по способу связи между их формой и значением. Знаки разделяют на иконические и символы. Основываясь только на названии типа знака выполните задание, предложенное на слайде.

Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как они имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Мой компьютер. Примером такого знака могут служить первые иероглифы, возникшие на заре письменной речи. Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ, ноты, любые современные буквы или цифры и пр.

(Слайд 16) Если неизвестно соглашение о связи формы и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор нерасшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны. Например, книга из коллекции Венгерской академии наук. Книга написана от руки на бумаге, изготовленной в Венеции около 1530 года. В 1743 году она появилась в коллекции городской библиотеки Рохонца, города в Венгрии. В 1838 году граф Густав Батциани, который в то время обладал рукописью, преподнес ее в дар Венгерской академии наук, в чьей коллекции она и пребывает по сей день. Кодекс содержит 448 страниц (12x10 см), на каждой из которых от 9 до 14 строк символов. Кроме текста, есть 87 иллюстраций на религиозные, светские и военные сцены. Количество уникальных символов, используемых в Кодексе, примерно в десять раз больше, чем в любом известном алфавите, но некоторые символы используются редко. Полагают, что символы были написаны справа налево - присутствует привязка к правому краю страницы.

Еще один пример - 62 знака Каскахаля. В Мексике найдена каменная панель с символами, которые, по словам специалистов, представляют собой одну из древнейших письменностей в Западном полушарии. Найденный в мексиканском штате Веракрус памятник относится к культуре ольмеков, расцвет которой пришелся на 1200 - 400 гг. до нашей эры. Археологи считают, что памятник, получивший название “панель из Каскахаля”, создан приблизительно в 900 году до н. э. Плита весит 12 килограммов и имеет размеры 34 сантиметра в длину, 21 - в ширину и 13 - в толщину. На ней высечены 62 знака, некоторые из них встречаются до четырех раз. Недвусмысленно прочитать панель без дополнительных находок вряд ли получится.

(Слайд 17) Выполните задание, представленное на слайде: Таблица заполнена не полностью, ваша задача – заполнить таблицу до конца, придумав недостающие элементы для второго и третьего столбца и определив тип получившегося знака. Выполнив задание, вспомните и запишите в тетрадь такой знак, который имеет различное значений в разных знаковых системах.

(Слайд 19) Решите следующую задачу: Маша и Саша решили приобрести сейф, чтобы их сбережения находились в сохранности. При выборе сейфа их мнения по поводу надежности разошлись. Определите, какой сейф выбрали ребята и почему, если наиболее надежным сейфом считается тот, у которого больше комбинаций кодового замка. (Число вариантов положений колес для первого типа сейфов равно 100 8 , а для второго – 2 100 . Для определения того, какой сейф надежнее, надо сравнить эти числа. Преобразуем первое число к виду 10 16 , а второе – 16 25 . Первое число меньше, чем второе. Таким образом, получаем, что второй сейф надежнее.).

(Слайд 20) Как вы знаете из мультфильмов, Скрудж Макдак очень любил деньги и старательно их оберегал в хранилищах своих банков. Один из братьев Гамс все-таки увидел, как банкир набирает код к своему золото-хранилищу, код он не запомнил, зато запомнил последовательность движения пальцев, которые в виде стрелок представлены на слайде. Попробуйте восстановить код, который набирал Скрудж Макдак.

(Слайд 21) В современной сети при переписке свои эмоции принято выражать в виде знаков - смайликов. Соотнесите смайлик и эмоцию, которую он выражает.

(Слайд 22) Перед вами шифр, разгадав который вы узнаете имя создателя известного метода кодирования. (Цезарь).

(Слайд 23) На слайде в виде знаков представлено устройство, которое мы часто с вами используем в нашей повседневной жизни. Отгадайте слово и определите, для чего мы его используем.(Монитор).

3. Этап подведения итогов (5 минут)

Учитель подводит итоги урока. Представьте, люди во всем мире перестали использовать знаки. Какие могут быть положительные и отрицательные последствия? (Рассуждения ребят по данному вопросу)

В конце урока учитель раздает листы самооценки (Ребята заполняют листы самооценки и сдают учителю). Выставление оценок за урок.

Читайте также: