Живые слова как живые свидетели истории сообщение

Обновлено: 25.06.2024

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Русское слово, 2020. – 376 с.

Цель и задачи урока

а) систематизировать и углубить знания обучающихся об основных источниках расширения лексики русского языка, научиться распознавать устаревшие слова (историзмы); правильно их писать и произносить;

б) создать условия для обогащения речи обучающихся; повысить культурную грамотность обучающихся;

в) выработать навык учебного взаимодействия в группе, умение проявлять такт, внимательность друг к другу.

Задачи: проведение исследовательской работы «Историзмы в романе-эпопее Л. Н.

Личностные результаты: развитие интереса к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитание внимания к культуре речи, точности слов и выражений.

Метапредметные: развитие навыков слушания, аналитической работы с текстом; умения отвечать на проблемные вопросы, повышение культурной грамотности.

Предметные: овладение умениями определять роль устаревших слов в языке, нахождение данных слов в художественных текстах и объяснение их значения; различение историзмов и архаизмов, уместное употребление их в речи.

Тип урока: усвоение новых знаний; вид: лекция-диалог

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Организационное начало — 1 мин.

Мотивация — 2 мин.

Актуализация знаний — 3 мин.

Целеполагание — 2 мин.

Освоение новых знаний — 15 мин.

Промежуточный итог — 2 мин.

Первичное закрепление знаний (работа по вариантам) — 10 мин.

Применение знаний (работа с текстом) – 20

Рефлексия — 2 мин.

Домашнее задание — 1 мин.

Итог урока, аргументация оценки знаний учащихся -2 мин.

Одним из наиболее ярких проявлений исторического развития русского языка являются изменения в его словарном составе: устаревании одних слов и устойчивых словосочетаний и появление других. При этом очень многие устаревшие слова сохраняются не только в специальных исторических текстах, но и в текстах русской художественной литературы и передают колорит изображаемых эпох и прошлых периодов в жизни и истории русского народа. Без знания устаревших слов невозможно правильно понять смысл

многих художественных произведений и представить

картины русской жизни, которые в них описаны.

О. Загоровская

Организационный момент:

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока и постараемся его осмыслить.

- Догадались, о чем пойдет сегодня речь?

- Верно, об устаревшей лексике. Как вы уже знаете, лексика русского языка постоянно изменяется. Одни слова исчезают, другие появляются, третьи меняют свое значение. Изменение лексики связано с развитием общества: уходят в прошлое предметы, явления, некоторые профессии, меняются наш быт и одежда. Поэтому постепенно забываются слова, их обозначающие, а затем и совсем перестают употребляться в речи.

Такие слова мы сегодня найдем на страницах романа Л. Н. Толстого.

Актуализация знаний

- Устаревшие слова подразделяются на две группы: архаизмы и историзмы. Архаизмы имеют синонимы в составе современного русского языка. Историзмы представляют названия устаревших, не встречающихся в современной действительности вещей, явлений, понятий.

Историзмы принято классифицировать по следующим группам:

-предметы одежды (кафтан, зипун, армяк),

-оружие (пищаль, единорог, секира),

-денежные единицы (алтын, грош, гривна),

-титулы и чины (князь, граф, герцог, помещик, купец),

-должностные лица (урядник, городовой, приказчик),

-названия административных единиц или исторических явлений (уезд, околоток, волость, оброк, барщина).
Употребление в тексте историзмов способствует более яркой и достоверной передаче информации, созданию подлинной картины прошлого; они придают речи особый колорит, позволяющий не только передать образ прошлых времён, но и духовно насытить читателя.

IV. Целеполагание:

- Какова будет цель нашего урока? Какие задачи предстоит решить для достижения цели?

V. Освоение новых знаний:

1. Слово учителя:

Архаизмы в романе тесно переплетаются с историзмами, создавая тонкое кружево русской речи, рисуя простой быт народа в сочетании с элементами иноязычных заимствований. Историзмы, встречающиеся в произведении, можно разделить на несколько семантических групп. Каждая из них имеет свои функциональные особенности.

2. Представление результатов исследования (исследование текста романа происходило задолго до представления результатов):

Первую лексико-семантическую группу составляют слова, обозначающие должности и звания, а именно: общественное положение лиц, воинские звания, слова, обозначающие род занятий.

Приведём несколько примеров слов, отнесённых к данной лексической группе.

Денщик - служитель из солдат при военном чиновнике, выбираемый из нестроевых или менее способных к строю [1.268].

Пример: Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику.

Юнкер - молодой дворянин, вступивший в русскую армию в 18 веке первой половины 19 века и проходивший в части подготовку в офицеры [1.721].

Пример: Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зельценек.

Военная терминология XIX века является весьма специфическим слоем лексики, т.к. некоторые её элементы имеют иноязычные корни: лейб -гусар, фельдмаршал, фейерверкер . В то же время имеет тесные связи с общей лексикой языка.

Важное место в данной лексико-семантической группе занимают слова, обозначающие высокое общественное положение лиц. Приведём некоторые из них.

Государь - всякий светский владыка, верховный глава страны, владетельная особа, император, царь, король, герцог или князь [1.293].

Пример: Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире.

Герцог, герцогиня - звание владетельных особ герцогства, иногда и невладетельных их потомков или жалованных этим званием [1.281].

Пример: Виконт сказал, что герцог Энгиенский погиб от своего же великодушия.

В категории слов, именующих род занятий, преобладают обозначения людей низших слоёв общества.

Борзятник – охотник, стоящий с борзыми на опушке леса [1.96].

Пример: Борзятников, кроме господ, было восемь человек, за которыми рыскало более сорока борзых.

Стремянный – конюх, ухаживающий за верховой лошадью своего господина и безотлучно находившийся при нем [1.578].

Бретер - отчаянный дуэлянт, задира, скандалист[1.112].

Пример: Это был Долохов, офицер, известный игрок и бретер.

Следующую лексико-семантическую группу составляет группа слов, обозначающих военную лексику .

Рассмотрим некоторые слова, входящие в военную лексику.

Слово чинёнка происходит от начинить и обозначает пушечное ядро, начинённое порохом. Именно благодаря своему практическому применению и внешним признакам предмет обретает в солдатском быту такое просторечное название.

Большинство слов данной категории несёт в себе элементы народного говора, просторечия, что объясняется единством социальных слоёв страны и распространённостью простого русского говора.

Третья лексико-семантическая группа слов включает в себя наименования предметов одежды . Многие названия одежды в славянских языках являются заимствованными. Большая их часть пришла из французского языка вслед за французской модой в XVIII–XIX вв.

Например, мундир – форменная одежда; однообразная одежда; парадная, праздничная служебная одежда [1.526].

Пример: Писарь на перевернутой подушке, заворотив обшлаги мундира, поспешно писал.

Камзол – старинная мужская куртка без рукавов под верхнюю одежду [1.496].

Пример: Он ехал галопом, в маленькой шляпе, с андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, не необыкновенно породистой арабской серой лошади на малиновом золотом шитом чепраке.
Все перечисленные слова французского происхождения. Употребление их в речи связано не только с традицией французского языка в дворянском обществе, но и с французской модой, распространившейся также на высшие слои российского общества.

Большинство наименований одежды являются исконно русскими. К ним относятся:

Кивер – высокий, круглый головной убор, введённый в русскую армию при Александре Первом [1.509].

Пример: Неподвижно лежали один солдат с свалившимся кивером.

Лапти – короткая плетеная обувь [1.516].

Рассмотрим лексико-семантическую группу слов, обозначающих архитектурные строения и их части.

Основным признаком слов данной категории является их производность от наименований тех предметов, которые несут в себе главную функцию строений.

Диванная - комната с диваном, диванами для сбора и беседы в доме [1.273].

Пример: Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.

Коверная – комната с коврами[1.521].

Пример: Не только на станциях, постоялых дворах и в коверной помещика были льстившиеся его внимание служанки.

Следующую лексико-семантическую группу составляют слова, обозначающие бытовые понятия. Обратимся к некоторым из них.

Клавикорды – старинный музыкальный инструмент, предшественник фортепиано [1.505].

Пример: Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорда и арфы.

Кибитка – крытая повозка [1.517].

Пример: Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке.

Данная группа включает в себя понятия различных тематических категорий: транспорт, столовые приборы, музыкальные инструменты и др. Как и предыдущие лексико-семантические группы, категория бытовых понятий представлена словами как исконно русскими, так и заимствованными.

VI. Подводим итоги:

Особенности историзмов в романе-эпопее Л. Н. Толстого:

объединяются в лексико-семантические группы;

выполняют номинативную, оценочную и экспрессивную функции;

отмечаются большим количеством заимствований из французского языка;

встречаются в историзмах и общеславянские корни.

VII . Первичное закрепление знаний (Самостоятельная работа (1 вариант – 1, 2 задания; 2 вариант – 3, 4 задания))

А) Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам, осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка - подарок отца, привезенный из-под Очакова [3.98].

Б) Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пиеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь [3.62].

2. Выделите в тексте историзмы. Укажите слова, вернувшиеся из пассивного запаса речи в активный.

Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу [4.20].

3. Вставьте в отрывки подходящие по смыслу слова (историзмы).

А) Князь ходил по-старинному, в … и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом кресле, в …, предоставляя свою голову рукам Тихона [3.94].

Б) Боренька,- сказала мать, выпрастывая руку из под старого …робким ласковым движением кладя её на руку сына, - будь ласков, будь внимателен [3.47].

В) Князь Андрей, одевшись в дорожный … без эполет, в отведённых ему покоях, укладывался с своим … [3.98].

Г) Она достала из огромного … яхонтовые серёжки грушками и, отдав их именинно-сеявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас отвернулась от неё и обратилась к Пьеру [3.58].

Слова для справок: ридикюль, кафтан, камергинер, сюртук, салоп, пудромант.

4. Объясните значение историзмов, встретившихся на страницах романа, распределите и в соответствующие лексико-семантические группы. Составьте с ними предложения.

Бригадир, денщик, ординарец, маркитант, ловчий, рекрут, казаки, фижмы, камзол, кивер, венгерки, квартиргер.

VIII. Применение знаний. Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую(-ые) в данном тексте

2. Сформулируйте позицию автора по каждой проблеме.

3. Сформулируйте свою позицию по каждой проблеме.

5. Как вы думаете, важны ли историзмы для генетической памяти? Какую информацию они сохраняют? О чём помогают помнить? Нужно ли знать эти устаревшие слова?

IX . Рефлексия

Обучающимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие его работу на уроке по трем направлениям.

1. понял материал

2. узнал больше, чем знал

X . Домашнее задание:

XI . Подведение итогов урока. Аргументация оценки знаний учащихся.

Материальное обеспечение урока

Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник: углублённый уровень. – М. Дрофа, 2019. – 446 с.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Часть 1. – М. Просвещение, 1987, - 256 с.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Русское слово, 2020. – 376 с.

Дополнительная литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо-пресс, 2000. -736 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.
чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип.
М.: Рус. яз., 1989.-750 с.

3. Толстой Л.Н. Война и мир. Том 1-2 . Издательство: Эксмо, 2010 г. - 736 с.

4. Толстой Л.Н. Война и мир. Том 3-4 . Издательство: Эксмо, 2010 г. - 753 с.

t1645943407aa.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист к уроку на тему:

Самостоятельная работа (1 вариант – 1, 2 задания; 2 вариант – 3, 4 задания)

А) Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам, осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка - подарок отца, привезенный из-под Очакова [16.98].

Б) Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пиеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь [16.62].

2. Выделите в тексте историзмы. Укажите слова, вернувшиеся из пассивного запаса речи в активный.

Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу [17.20].

3. Вставьте в отрывки подходящие по смыслу слова (историзмы).

А) Князь ходил по-старинному, в … и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом кресле, в …, предоставляя свою голову рукам Тихона [16.94].

Б) Боренька,- сказала мать, выпрастывая руку из под старого …робким ласковым движением кладя её на руку сына, - будь ласков, будь внимателен [16.47].

В ) Князь Андрей, одевшись в дорожный … без эполет, в отведённых ему покоях, укладывался с своим … [16.98].

Г) Она достала из огромного … яхонтовые серёжки грушками и, отдав их именинно-сеявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас отвернулась от неё и обратилась к Пьеру [16.58].

Слова для справок: ридикюль, кафтан, камергинер, сюртук, салоп, пудромант .

4. Объясните значение историзмов, встретившихся на страницах романа, распределите и в соответствующие лексико-семантические группы. Составьте с ними предложения.

Бригадир, денщик, ординарец, маркитант, ловчий, рекрут, казаки, фижмы, камзол, кивер, венгерки, квартиргер.

t1645943407aa.jpg

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую(-ые) в данном тексте

2. Сформулируйте позицию автора по каждой проблеме.

3. Сформулируйте свою позицию по каждой проблеме.

5. Как вы думаете, важны ли историзмы для генетической памяти? Какую информацию они сохраняют? О чём помогают помнить? Нужно ли знать эти устаревшие слова?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Историзмы и архаизмы Одним из наиболее ярких проявлений исторического развити.

Историзмы и архаизмы Одним из наиболее ярких проявлений исторического развития русского языка являются изменения в его словарном составе. Историзмы – слова, которые выходят из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений. Архаизмы обозначают устаревшие значения слов.

Найдите историзмы. В толпе могучих сыновей, С друзьями в гриднице высокой Вла.

Найдите историзмы. В толпе могучих сыновей, С друзьями в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мёд из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. А.С.Пушкин

Найдите историзмы. Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади него стоят стол.

Найдите историзмы. Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади него стоят стольники, Супротив него всё бояре да князья… М.Ю.Лермонтов

Значения историзмов Название сословий, званий, должностей и лиц по их положен.

Значения историзмов Название сословий, званий, должностей и лиц по их положению, роду занятий. Названия видов оружия, снаряжения, воинов, воинских чинов. Названия предметов быта, домашнего обихода. Названия одежды. Названия старых мер длины, поверхности, веса.

 Опишите одежду и вооружение русских стрельцов.

Опишите одежду и вооружение русских стрельцов.

Типы архаизмов в русском языке Лексические Устаревшим является слово целиком.

Выпишите архаизмы и определите тип. Так точно дьяк , в приказах поседелый, Сп.

Назовите архаизмы, определите тип Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я.


Словари устаревших слов русского языка.

Словари устаревших слов русского языка.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 684 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 2. Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.12.2020 2137
  • PPTX 498.5 кбайт
  • 180 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Руденко Зинаида Степановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории.

№ слайда 2

Цель: Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории.

Лексика Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел язык

№ слайда 4

Лексика Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологиейЛексикологияИсторическая (формирование словарного состава в его развитии)Описательная (значение слов, объем и структура словарного запаса, )Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. между звуковым и предметом или явлением действительности.

Слова Однозначные (имеют одно лексическое значение)Прямое (прямо указывает на пр

№ слайда 5

Слова Однозначные (имеют одно лексическое значение)Прямое (прямо указывает на предмет )Примеры: Седая голова, вершина горы, потерять шляпу.Многозначные (имеют два или более лексических значений)Переносное (переносит прямое значение)Примеры: Седая зима, вершина славы, потерять покой.

Лексика Общеупотребительные словаНеобщеупотребительныеСлова (диалективизмы, проф

№ слайда 6

Лексика Общеупотребительные словаНеобщеупотребительныеСлова (диалективизмы, профессионализмы).

Группы слов по употреблению и происхождению По происхождению слова делятся на ис

№ слайда 7

Группы слов по употреблению и происхождению По происхождению слова делятся на исключительно русские (т.е. такие которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие которые взяты из других языков, например, мотель, джем, бульдозер).

Устаревшая лексика Словарный запасВиды устаревших слов:Историзмы (боярин, дьяк,

№ слайда 8

Устаревшая лексика Словарный запасВиды устаревших слов:Историзмы (боярин, дьяк, купец, опричник)Архаизмы (брадобрей-парикмахер, сей-тот, гостьба-торговля)ЛексическиеФонетическиеГрамматические

Неологизмы Новые слова, появившиеся в языке в результате возникновения новых пон

№ слайда 9

Неологизмы Новые слова, появившиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств, называются неологизмами (от греч. Neos –новый + logos-понятие)Примеры: Советский, коллективизация, колхоз, комсомолец, целинник и др.Строчки В. Маяковского – Прозаседавшиеся.

Материалы для толкования устаревших слов Материалы из отечественных словарей XVI

№ слайда 10

Материалы для толкования устаревших слов Материалы из отечественных словарей XVIII-XX вв., из картотеки института языкознания Академии наук СССР и Российской грамматики (бириха, холтыга, легостай). Материалы, извлеченные из памятников русской письменности XVII-XVIII столетий (хвих, артовиль).

В школьном краеведческом музее В музее собрано более 400 экспонатов, которые исп

№ слайда 12

Вывод: Таким образом, устаревание слов- процесс, где разные слова находятся на р

№ слайда 13

Вывод: Таким образом, устаревание слов- процесс, где разные слова находятся на разных его стадиях. Те из них, которые еще не вышли из активного употребления, но употребляются реже, чем раньше называются устаревшими.Изменения словарного состава русского языка непосредственно связано с развитием жизни общества, т. е. историей народа, о чем мы можем узнать, изучая устаревшие слова.

Литература: Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудовикова А. В. Русский язык. Справ

№ слайда 14

Пожалуйста доклад на тему устаревшие слова как живые свидетели истории.


Каждое устаревшее слово в русском языке - часть истории нашего государства.

Например слово ОТЧЕ.

Теперь говорят не ОТЧЕ, а ОТЕЦ.

Некоторые слова досих пор применяют, а некоторые заменили да другие, но смысл у них тотже.


Напишите сочинение : фразеологизмы - свидетели истории народа?

Напишите сочинение : фразеологизмы - свидетели истории народа.


Докажите на примере устаревших слов и неологизмов, что русский язык "живой как сама жизнь?

Докажите на примере устаревших слов и неологизмов, что русский язык "живой как сама жизнь!


Сочинение на тему фразеологизмы свидетели истории народа?

Сочинение на тему фразеологизмы свидетели истории народа.


Изложение "Живые свидетели истории"?

Изложение "Живые свидетели истории".


Изложения живые свидетели истории?

Изложения живые свидетели истории.


Доклад на тему " русский язык живой, как жизнь"?

Доклад на тему " русский язык живой, как жизнь".


Контрольное изложение на тему : Живые свидетели истории Помогите найти?

Контрольное изложение на тему : Живые свидетели истории Помогите найти!


Помогите пожалуйста доклад на тему "История родного края" на 2 листа?

Помогите пожалуйста доклад на тему "История родного края" на 2 листа!


Словарь устаревших слов по теме одежда 20 слов?

Словарь устаревших слов по теме одежда 20 слов.


Помогите пожалуйста срочно надо.

На странице вопроса Пожалуйста доклад на тему устаревшие слова как живые свидетели истории? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 - 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.

Читайте также: