Живопись в xvi дионисий сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Развитие русской живописи конца XV—XVI веков, как и развитие зодчества этой поры, в первую очередь определялось таким важнейшим историческим событием, как образование Русского централизованного государства, сопровождавшееся значительными социальными сдвигами.

Ростом социальных противоречий обусловливается сложный характер мировосприятия человека конца XV—начала XVI столетия. Конец XV века был временем торжества иосифлянства, проводившего ортодоксальную линию русской церкви и ратовавшего за подчинение интересов церкви интересам феодальной монархии. Вместе с тем значительно усиливаются еретические движения. Борьба иосифлян с еретиками придает напряженный характер русской общественной жизни этого времени.

Основной задачей искусства становится прославление Русского централизованного государства. Это расширяет идейное содержание искусства, придает политический смысл многим произведениям живописи. В искусство XVI века проникает все больше светских мотивов, все больше живых, занимательных сцен. Вместе с тем как выражение противоположных тенденций строгая регламентация сюжетов, иконографических переводов и образцов сковывает творческое развитие искусства, зачастую придает ему холодный, официальный характер. Постепенно появляются произведения догматические, долженствующие разъяснять и доказывать основные положения официальной религии.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV века был Дионисий (родился, вероятно, около 1440, умер после 1503). В отличие от Рублева Дионисий не был иноком. Его два сына—Владимир и Феодосий — также были живописцами и помогали ему в его работах.

Ранний период творчества мастера (60-е — 70-е годы), проходил в Пафнутьево-Боровском монастыре. Из многочисленных работ, созданных им в эти годы, ничего не сохранилось.

73. Апокалипсис. Икона. Рубеж XV—XVI вв. Фрагмент 74. Поклонение волхвов. Фреска Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.. Конец XV в. 75. Митрополит Петр. Икона. XV в. Клеймо 76. Дионисий. Распятие. Икона. 1500

73. Апокалипсис. Икона. Рубеж XV—XVI вв. Фрагмент
74. Поклонение волвов. Фреска Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.. Конец XV в.
75. Митрополит Петр. Икона. XV в. Клеймо
76. Дионисий. Распятие. Икона. 1500

77. Митрополит Алексей. Иконе. XV в. .

77. Митрополит Алексей. Иконе. XV в. .

Конец 80-х годов и, вероятно. 90-е годы Дионисий работает в Иосифаео-Волоколамском монастыре. Сохранились сведения о росписи монастырской церкви, выполненной артелью мастеров под руководством Дионисия, о большом четырехьярусном иконостасе и множестве икон, написанных в монастыре Дионисием и его сыновьями.

В 1502—1503 годах Дионисием совместно с двумя его сыновьями и артелью художников была исполнена роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Эта роспись посвящена теме похвалы Богородице.

По плоскостям арок расположены целые гирлянды разноцветных круглых медальонов с по- грудными изображениями святых, Снизу они воспринимаются как красивый узор и усиливают общее впечатление нарядности и праздничности. На сводах боковых приделов идущие в два яруса евангельские сцены завершаются группами фигур, размещенных полукругом за пиршественными столами. Здесь представлены сцены на сюжеты евангельских притч.

Утром и вечером, когда солнце заглядывает в узкие окна храма и зажигает янтарем тусклую охру фресок, роспись производит впечатление особенно торжественного и радостного славословия в красках. Это и составляет главное содержание всей росписи.

V. Портальная фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502—1503. Фрагмент

V. Портальная фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502—1503. Фрагмент

С именем этого мастера все исследователи настойчиво связывают и две большие житийные иконы митрополита Петра (Успенский собор Московского Кремля) и митрополита Алексея из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ, ил. 77).
В среднике каждой иконы представлена фигура митрополита в полном облачении. В одной руке он держит евангелие, другой — благословляет. Торжественная поза, ритуальный жест придают митрополитам царственное величие. В клеймах помещены житийные сцены, где они выступают в роли мудрых правителей церкви, принимающих непосредственное участие в государственной деятельности.

В ряде клейм митрополиты изображены как основатели и строители монастырей и храмов (ил. 75). В среднике обеих икон фигура митрополита в светлом саккосе (вид облачения) с темно-вишневыми крестами помещена на светло-зеленом фоне и это придає* иконам торжественный праздничный характер.

Высокие и стройные человеческие фигуры в клеймах, медленные, ритмически размеренные жесты, архитектура, простая и строгая по формам, заполняющая зачастую весь фон клейма, пейзаж с грядами далеких светлых горок, тонкими деревьями, цветами и травами, обилие светлых тонов: бледно-розового, бледно-зеленого, желтоватого — все это рождает впечатление светлого простора и ясной гармонии.

Изображены толпы молящихся в белых одеждах; охваченные единым порывом, они склоняются перед агнцем. Вокруг них развертываются величественные видения Апокалипсиса: высятся стены белокаменных городов, витают ангелы, их полупрозрачные фигуры, как бы нарисованные пером и слегка подкрашенные, контрастируют с черными и темнокоричневыми фигурами демонов. Занимая несколько обособленное место в иконописи своего времени, эта икона свидетельствует о существовании в живописи, так же как и в архитектуре рубежа XV и XVI веков, связей с искусством и культурой итальянского Возрождения.

Вы здесь: Home Мировая художественная культура Русское изобразительное искусство и архитектура Искусство Древней Руси Живопись Дионисия

  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1

О художнике (ок. 1440-ок. 1502)

Сведений о жизни Дионисия почти не сохранилось, как и о жизни Андрея Рублёва, но известно, что славы он достиг уже при жизни. Он был ведущим московским иконописцем и мастером фресок конца XV-начала XVI вв. Его считают продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Дионисию помогали его сыновья: Феодосий и Владимир. Они оба были одарёнными художниками. Кроме того, Дионисий создал иконописную артель, в которой также работали талантливые живописцы. В связи с этим иногда трудно установить авторство, но в таком случае опираются на художественную индивидуальность мастера, а у Дионисия она выступает настолько ярко, что легко распознаётся его рука. Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам.

Творчество

Самой ранней из известных работ Дионисия считают роспись собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467-1477).

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре
Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря – иконника Митрофана. Через 117 лет, в 1586 г., собор был почти полностью разобран, и на его месте поставлен новый, пятиглавый; но в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV в. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени и сейчас находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского областного краеведческого музея. При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29 сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей Дионисию. Но после перестройки собора стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря не сохранилось.

Живопись Дионисия

Дионисий. Голова неизвестного святого ((1467-1477). Боровский музей
Затем Дионисий с членами своей артели расписывает Успенскую церковь в Москве (скорее всего, Успенский собор).

Московский Кремль. Успенский собор

Дионисий и мастерская. Святой митрополит Петр с житием (1481). Успенский собор Московского кремля

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор

Живопись Дионисия

Спа́со-Ка́менный монасты́рь – мужской монастырь в Вологодской области. Расположен на небольшом острове Каменном на Кубенском озере. Один из древнейших монастырей Русского Севера, основан около 1260 г. Иконы кисти Дионисия не сохранились. Но мы приводим фото этого монастыря, чтобы полюбоваться умением древних зодчих помещать архитектурные сооружения в природный ландшафт.

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор

Живопись Дионисия

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор

Живопись Дионисия

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор

Живопись Дионисия

Монастырь был основан преподобным Кириллом Белозерским, который пришел сюда вместе с преподобным Ферапонтом из московского Симонова монастыря в начале XV в. Кирилл Белозерский был широко образованным человеком. Основанный им монастырь стал важнейшим культурным и религиозным центром Руси.
Кирилло-Белозерский монастырь – самый крупный монастырь в Европе (площадь около 12 гектаров). В нём накапливались и хранились произведения художественной культуры, создававшиеся здесь или попадавшие сюда со всех концов Руси.
Главный храм монастыря – Успенский собор (1497). Иконостас храма исполнен лучшими мастерами Руси. Большинство икон сохранилось (около 60).

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор

Живопись Дионисия

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор

Живопись Дионисия

Спасо-Прилуцкий монастырь основал в 1371 г. недалеко от Вологды игумен Димитрий из Переславля-Залесского, который был учеником и сподвижником преподобного Сергия Радонежского. Димитрий Прилуцкий построил здесь первую деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков. До ХVI в. все строения в монастыре были деревянными. Со временем Спасо-Прилуцкая обитель стала большим, влиятельным и богатым монастырем северной Руси, и здесь было начато каменное строительство.

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы

Живопись Дионисия

Наиболее известными (и последними) работами Дионисия являются стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные художником вместе со своими сыновьями.

Потолочная роспись Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы (Ферапонтово, Вологодская область)

Дионисий. Фрески Ферапонтова монастыря

Фреска церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, гармоничности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля – раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Живопись Дионисия

Ансамбль Ферапонтова монастыря
Особое значение для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Летопись утверждает, что на откосе северной двери собор расписан Дионисием и его сыновьями в 1502 г.
Площадь стенописи собора 600 м². И это единственная документально подтверждённая роспись мастера. Она ярко характеризует индивидуальность творчества Дионисия: мягкие цвета, гармония сюжетов с архитектурой. Очень важно для нас то, что стенопись собора сохранилась полностью и никогда не подновлялась.
Монастырь был основан в 1398 г. святым Ферапонтом, выходцем из боярского рода. Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним, а основал в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель.
Здесь работали книгописцы, иконописцы – в частности, Дионисий.

Дионисий. Праотец Авель. Фреска из Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Фрески и иконы Ферапонтова монастыря считаются последней крупной работой Дионисия.

Живопись Дионисия представляет собой творчество ведущего мастера эпохи. Его иконные образы отличаются внутренним единством и возвышенностью, они помогают духовному настрою. Он воплотил в своих творениях и опыт предшественников, но выразил и тот духовный подъем, который проявился в общественной жизни конца XV в. Таким образом, Дионисий во многом определил мировоззрение своих современников.



Каковы особенности живописи России XVI века? Чем они обусловлены? Работы живописцев данного времени: Дионисия и его сыновей, Прокопия Чирина, Истомы Савина и других. Об этом материал данной статьи.

Особенности живописи России XVI века.

Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий.

Дионисий (1440-1502 )г. Начало 16-го века- это последние годы мастера. Основными сюжетами в его живописи оста­вались сюжеты из Библии и Евангелия, лики святых. Однако в отличие от Рублёва, в работах Дионисия прослеживается стремле­ние к внешней красоте, пышности.

Особенности работ Дионисия:

- изображение стройных, гибких фигур;

- светлые, словно ликующие краски;

- наличие пёстрых узоров

Творческая манера отличается тяготением к миниатюрным формам и каллиграфической тонкости письма, поэтичностью религиозного чувства .

Дионисий.


Росписи Ферапонтова монастыря.


Димитрий Прилуцкий с житием из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Ок. 1503 г. Музей Волгограда.


Росписи Ферапонтова монастыря.








Царевич Дмитрий и князь Роман Угличский







Православие в искусстве

Православие в искусстве

Православие в искусстве запись закреплена

ИКОНОПИСЕЦ ДИОНИСИЙ, УЧЕНИК АНДРЕЯ РУБЛЕВА.

Творчество иконописца Дионисия - ликующая светлая песнь в красках гениального русского художника, прославляющая добро и красоту, - явилось ярким выражением созидания Святой Руси, расцвета православной культуры и искусства эпохи XV-XVI вв. когда Московское государство утверждало свое могущество.

[1] Никоновская летопись. Святыни московского Кремля. Сост. Костикова Р.С.- М.,2001,- 127 с.,илл,с. 12-13.

[2] Живопись конца XV-начала XVI века. Дионисий.. Русское искусство: под ред. М.М.Раковой, И.В.Рязанцева. - М.,1991,с.70-73.

[4] Плугин В.А. Дионисий. Изобразительное искусство Москвы второй половины XV- начала XVI века. С.75-79.-История русского и советского искусства.- М.,1979, 448 с..илл.

[5] Святая Русь. Шедевры русского искусства IX-XIX веков. М.,2011.- каталог выставки ГТГ 26 мая-14 августа 2011 г., с.75.

Читайте также: