Живопись 1801 1855 сообщение

Обновлено: 08.07.2024

В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. впервые в России было создано Министерство народного просвещения. Было образовано шесть учебных округов. В каждом из них намечалось создать университет, и в эти годы, помимо Московского, были открыты университеты в Дерпте (1802 г.), в Казани (1804 г.), в Харькове (1804 г.), Вильно (1804 г.), Петербурге (1819 г.). Университеты давали высшее образование. По уставу 1804 г. при всех университетах должны были действовать высшие педагогические учебные заведения, в которых готовили учителей. Таким образом, университеты являлись центрами и учебной, и педагогической деятельности. Во второй трети XIX в. были открыты различные военные и технические учебные заведения. Это Петербургский горный институт, Петербургский практический технологический институт, Инженерная и Артиллерийская академии и др.

Близкое к университетскому образование давали привилегированные дворянские учебные заведения — Демидовский в Ярославле (1805 г.) и Александровский в Царском Селе (1811 г.) лицеи. Их целью являлась подготовка государственных чиновников. В Царскосельском лицее учились А. С. Пушкин, А. М. Горчаков и другие талантливые соотечественники, проявившие себя в различных сферах жизни страны. Среднее образование давали гимназии, число которых росло. К середине XIX в. их насчитывалось более 50 — почти вдвое больше, чем в конце царствования Александра I. В гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии.

Церковно-приходские школы, волостные и уездные училища давали начальное образование. В них могли учиться дети низших сословий. Образование носило сословный характер. Дети крепостных крестьян лишались возможности учиться в гимназиях и университетах.

Помимо заботы об образовании в стране, Министерство народного просвещения осуществляло общее руководство цензурой.

Был усилен и контроль за университетами. Осознавая растущую потребность в образованных людях, правительство в то же время с осторожностью относилось к развитию народного просвещения. Под правительственным контролем находились все учебные программы, которые наполнялись религиозным и верноподданническим содержанием.

В первой половине XIX в. значительных успехов достигла отечественная наука.

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский совершил величайшее открытие в области математики. В 1826 г. он предложил новую геометрическую систему, коренным образом изменившую привычные представления о природе пространства, в основе которых лежало учение древнегреческого математика и философа Евклида. Неевклидова геометрия Лобачевского оказала огромное влияние на дальнейшее развитие математического мышления.

Ученые-физики В. В. Петров, Б. С. Якоби и Э. X. Ленц трудились над разработкой теории электрических явлений.

Петров впервые продемонстрировал явление электрической дуги и положил начало практическому применению электричества (для сварки металлов и т.д.). Якоби открыл метод гальванотехники батареи. На основе этих открытий стало возможным создание ученым П. Л. Шиллингом электромагнитного телеграфа (1832 г.). В 1839 г. начала работу Пулковская астрономическая обсерватория, оснащенная современным оборудованием. Возглавил ее В. Я. Струве. Этот выдающийся астроном обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути, что стало значительным открытием в области астрономии.

Развитие органической химии в нашей стране в этот период связано с именем ученого Н. Н. Зинина. Ряд его разработок получил практическое применение (в частности, использовались созданные им и А. М. Бутлеровым устойчивые химические красители в текстильной промышленности).

В медицине выдающиеся открытия были совершены профессором Медико-хирургической академии Н. И. Пироговым. Основоположник военно-полевой хирургии, он впервые в мире стал делать операции под эфирным наркозом прямо на поле боя. Не только операции, но и широкое применение замечательным хирургом антисептических средств, гипсовых повязок спасли жизнь тысячам раненых солдат и офицеров.

Большие успехи были достигнуты в развитии мореплавания. Русские исследователи совершили крупнейшие географические открытия, хотя русские корабли впервые вышли в мировой океан.

В литературе происходит быстрая смена направлений, идет становление современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную речь предшествующего столетия.

На рубеже XVIII—XIX вв. произошел переход от классицизма к сентиментализму (ярким его представителем был писатель и историк Н. М. Карамзин). Вскоре на смену сентиментализму пришел романтизм. Представители романтизма — В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Н. Загоскин и др. — стремились противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Дань романтизму отдал и молодой Пушкин. Он стал также родоначальником в русской литературе реализма, который утвердился в ней несколько позднее. В произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева правдиво отражена окружающая действительность, уделено внимание простому человеку, содержатся глубокие раздумья о судьбах страны и ее народа.

В общественно-культурной жизни России все более заметную роль начинает играть театр. Наиболее известными государственными театрами были: Александринский в Петербурге, Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический) в Москве. Драматический театр переживал такую же быструю смену идейно-художественных направлений, как и литература: на рубеже XVIII—XIX вв. на театральной сцене господствовал классицизм, в 1820—1830-х гг. на смену ему приходит романтизм, а с 1840-х гг. развивается реалистическое направление.

Крупнейшими представителями русского театрального искусства, заложившими основы русской театральной школы, были актеры П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.

В музыке появляется особый жанр — русский романс, сочетавший народные мотивы с эмоциональной проникновенностью, психологизмом. В этом жанре создавали свои произведения композиторы А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Р. Гурилев и др.

Одним из ярких представителей романтизма был живописец О. А. Кипренский — автор замечательных по своей выразительности портретов (в том числе А. С. Пушкина).

На рубеже XVIII—XIX вв. происходит подъем русской скульптуры. В 1818 г. был сооружен первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому, — установленный на Красной площади (автор памятника — И. П. Мартос).

В Петербурге были воздвигнуты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (работы скульптора Б. И. Орловского).

В архитектуре продолжал господствовать классицизм. Своеобразным развитием и завершением его стал ампир с присущей ему массивностью и монументальностью архитектурных форм, богатым декором и т.д.

Крупнейшими представителями русского ампира были А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), классицизма — А. Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор в Петербурге), К. И. Росси (здание Сената и Синода, Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, Михайловский дворец, Русский музей, ансамбль Александрийского театра в Петербурге). По проекту французского архитектора О. Монферрана в Петербурге был построен Исаакиевский собор — самое грандиозное архитектурное сооружение в России в первой половине XIX в. По его же проекту была воздвигнута 40-метровая колонна на Дворцовой площади в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. Венчает колонну скульптура ангела с лицом императора Александра I (скульптор Б. И. Орловский).

В этот же период в Петербурге сформировались Дворцовая, Сенатская и Адмиралтейская площади. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мировой архитектуры.

Успешно восстанавливалась и отстраивалась после пожара 1812 г. Москва. Архитектором О. И. Бове была реконструирована Красная площадь, разбит Александровский сад, возведены Манеж и Триумфальные ворота, оформлен ансамбль Театральной площади со зданиями Большого и Малого театров.

В стиле ампир творил также архитектор Д. И. Жилярди (здание Московского университета, здание Опекунского совета).

Преображались и губернские города, перестройка которых шла по специальным планам.

В целом, в первой половине XIX в. русская культура переживала колоссальный подъем, возрастало ее влияние на жизнь всех слоев общества. Многие достижения наших соотечественников стали неотъемлемой частью мировой культуры.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нашли ли отражение в архитектуре, живописи, музыке и театральном искусстве изменения, произошедшие в жизни российского общества в первой половине XIX в.?

• А. С. Даргомыжский

1. Архитектура. Господствующим направлением в отечественной архитектуре первой половины XIX в. был классицизм. Он выражал идеи мощи государства и гордости гражданина за свою страну. Именно тогда формировался облик столичных и губернских городов России.

Классицизм определял творчество таких архитекторов, как А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, О. И. Бове, Д. И. Жилярди. Адмиралтейство (здание перестроено по проекту Захарова), Биржа на стрелке Васильевского острова (Тома де Томон) в Петербурге, Театральная площадь в Москве, украшенная зданиями Большого и Малого театров (Бове), здание Московского университета (Жилярди), Исаакиевский собор и Александровская колонна в Петербурге (О. Монферран) — эти сооружения являются своеобразными визитными карточками обеих столиц, служат центрами городской застройки.


Вид Казанского собора. Литография Л.-Ж. Арну

Архитектор К. И. Росси создавал в Петербурге ансамбли улиц и площадей. Образцы его творений — здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, Сената и Синода, Михайловский дворец (ныне Русский музей), Александринский театр.


Александринский театр. Архитектор К. И. Росси


Большой Кремлёвский дворец. Архитектор К. А. Тон

Зодчие 30—40-х гг. XIX в. подготовили переход русской архитектуры к следующему этапу её развития — эклектике. Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, китайскому, готическому искусству. Ведущий, русско-византийский стиль возник на основе сплава традиций древнерусского зодчества и византийской архитектуры. Яркий представитель этого стиля, пользовавшийся покровительством Николая I, — архитектор К. А. Тон. По его проектам были возведены Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле, здания вокзалов Николаевской железной дороги в обеих столицах, начато строительство храма Христа Спасителя в Москве.

Сочетание различных стилей придало большее разнообразие русскому зодчеству, внесло в него новизну и свежесть.

1. Докажите, что архитектуру первой половины XIX в. можно считать расцветом русского зодчества.

2. Определите основные черты классицизма в архитектуре.

3. Что характеризует здания, построенные в стиле эклектики?

2. Живопись и скульптура. 1801 — 1855 гг. — время расцвета русской академической живописи. В этот период работали замечательные портретисты. Традиции романтизма развивал О. А. Кипренский, традиции сентиментализма — В. А. Тропинин. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, передать его мысли и чувства.

А. Г. Венецианов — один из тех русских художников, кто обратился к бытовому жанру: изображал сцены крестьянской жизни, людей, занятых нелёгким сельским трудом. Лиричность творчеству Венецианова придают зарисовки русского пейзажа.


Последний день Помпеи. Художник К. П. Брюллов


Укрощение коня. Скульптор П. К. Клодт

Какие произведения русских художников и скульпторов первой половины XIX в. признаны шедеврами как в России, так и за рубежом?

3. Музыка и театр. Одной из форм проведения досуга образованными людьми в начале XIX в. было музицирование. Тогда же расцвёл жанр городской песни-романса с его мелодичностью, простотой и теплотой.


М. И. Глинка. Художник К. Е. Маковский


М. С. Щепкин. Художник Н. В. Неврев

Театральное искусство первой половины XIX в. связано в основном с деятельностью Малого театра в Москве и Александрийского в Петербурге. На сцене этих театров играли замечательные актёры — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, П. М. Садовский.

Первая половина XIX в. — время расцвета архитектуры, живописи, музыки, театра. Эти виды искусства отличали новаторский подход, смешение жанров.

1. Какие вы знаете произведения российских композиторов, написанные в народно-героическом и легендарно-фантастическом жанрах?

2*. Какие проблемы современности поднимались в театральных пьесах в первой половине XIX в.?


Т. Г. Шевченко. Художник И. Н. Крамской

Первая половина XIX в. дала Грузии несколько замечательных поэтов:

Удивительна судьба мальчика-чеченца, спасённого в годы Кавказской войны русским солдатом Захаром. Генерал А. П. Ермолов отправил мальчика к своему брату в Петербург, где тот получил фамилию Захаров. П. З. Захаров окончил Академию художеств и первым из выходцев с Кавказа стал академиком живописи.

1. Какое влияние русская литература оказала на художественную культуру народов России?

2. Назовите выдающиеся произведения национальной литературы первой половины XIX в.

Вопросы и задания

1. Какие изменения произошли в русской архитектуре, живописи, скульптуре, театре и музыке в первой половине XIX в.?

2. Как вы думаете, почему народная тема вызывала интерес музыкантов, писателей, театральных деятелей этого времени?

4*. Прокомментируйте мнение учёного Э. В. Кузнецовой:

Выберите два правильных ответа на главный вопрос урона и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Нашли ли отражение в архитектуре, живописи, музыке и театральном искусстве изменения, произошедшие в жизни российского общества в первой половине XIX в.?

A. Постановка на театральной сцене спектаклей, обличающих самодержавие.

Б. Обращение скульпторов к внутреннему миру человека.

B. Создание народно-героического направления в оперном искусстве.

Г. Подъём национального самосознания стимулировал интерес художников к прошлому страны.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

Из письма М. С. Щепкина С. В. Шумскому. 1848 г.

. Трудись, разрабатывай данные Богом способности по крайнему своему разумению; не отвергай замечаний, а вникай в них глубже, и для проверки себя и советов всегда имей в виду натуру; влазь, так сказать, в кожу действующего лица, изучай хорошенько его общественный быт, его образование, его особенные идеи, если они есть, и даже не упускай из виду общество его прошедшей жизни. Когда всё это будет изучено, тогда, какие бы положения ни были взяты из жизни, — ты непременно выразишь верно: ты можешь сыграть иногда слабо, иногда сколько-нибудь удовлетворительно (это часто зависит от душевного расположения), но сыграешь верно. Старайся быть в обществе — сколько позволит время, изучай человека в массе, не оставляй ни одного анекдота без внимания, и всегда найдёшь предшествующую причину, почему случилось так, а не иначе; эта живая книга заменит тебе все теории, которых, к несчастию, в нашем искусстве до сих пор нет. Потому всматривайся во все слои общества без всякого предубеждения к тому или другому, и увидишь, что везде есть хорошее и дурное, — и это даст возможность при игре каждому обществу отдать своё, то есть: крестьянином ты не будешь уметь сохранить светского приличия при полной радости, а барином во гневе не раскричишься и не размахаешься, как крестьянин. Не пренебрегай отделкой сценических положений и разных мелочей, подмеченных в жизни; но помни, чтоб это было вспомогательным средством, а не главным предметом: первое хорошо, когда уже изучено и понято совершенно второе.

1. Как знаменитый артист советует работать над ролью?

2. О каких новшествах в театральном деле свидетельствуют рассуждения Щепкина о творчестве артиста?

ИТОГИ ГЛАВЫ IV

В 1801 — 1855 гг. происходили важные события, связанные с развитием российской системы образования и науки. Несмотря на все трудности, обусловленные как политикой правительства и недостаточным финансированием, так и неграмотностью подавляющего большинства населения, российские школы, университеты, научные лаборатории приобретали современный, европейский вид, а достижения российских ученых — известность далеко за пределами страны.

С 1810-х гг. начался золотой век русской культуры. Её успехи связаны с именами А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, К. И. Росси, М. Ф. Казакова, М. И. Глинки, М. С. Щепкина и многих других деятелей искусства. Они оказали огромное влияние на культуру других народов, населявших империю.

Подлинная народность и патриотизм, неподдельный гуманизм, глубокая философская основа, поиски новых путей в искусстве — вот что отличало творчество лучших представителей российской культуры. Благодаря стараниям литераторов, живописцев, архитекторов, композиторов, деятелей театра культура России не только становилась полноправной частью мировой культуры, но и начала играть в ней немаловажную, а порой и ведущую роль.

Выберите два правильных ответа на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор.

Почему культуру первой половины XIX в. называют золотым веком русской культуры?

A. В стране активно развивалась система средних и высших образовательных учреждений.

Б. Русская литература переживала время расцвета.

B. Возросло национальное самосознание русского народа.

Г. Начался процесс обмирщения культуры.

• Внимательно прочтите эпиграф к главе. Используя изученный материал, докажите, что проблемы национального самосознания были в центре внимания русской литературы первой половины XIX в.

• Рассмотрите иллюстрацию на с. 124. Почему эта картина стала символичной для истории российской культуры первой половины XIX в.? Свой ответ обоснуйте.

1. Для развития отечественной экономики и технического прогресса требуются образованные и подготовленные кадры, развитие науки. Однако во второй четверти XIX в. правительство усилило ограничения для желающих поступить в учебные заведения, контроль за преподавателями. Почему?

2. Прокомментируйте мнение поэта А. Г. Майкова:

Докажите, что художник отражает в своём творчестве состояние общества.

ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Достижения русских мореплавателей в первой половине XIX в.

2. Архитектурные шедевры первой половины XIX в. (по выбору).

3. Исторический жанр в русской живописи первой половины XIX в.

4. Развитие культуры на территории вашего региона в первой половине XIX в.

5. Музыка первой половины XIX в. в России: западные веяния, народные корни, государственное влияние.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Первая половина XIX века – время блестящего расцвета русской культуры, получ.

Литература В 30-х годах XIX века в русской литературе начинает формироваться.

Символ эпохи – Александр Сергеевич Пушкин Работа О.Кипренского Время А.С. Пуш.

Иван Андреевич Крылов – русский баснописец Работа К.Брюллова В своих баснях д.

Иван Андреевич Крылов – русский баснописец Работа К.Брюллова В своих баснях дал критику извечных человеческих пороков, сочетающуюся с многочисленными аллюзиями на современность. Многие его выражения стали афористичны.

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт Автопортрет Его роман «Герой.

Николай Васильевич Гоголь В своем творчестве обратился к сатире на чиновничий.

Живопись Для русской живописи 1801 – 1855 гг. – время исканий и расцвета, про.

Живопись Для русской живописи 1801 – 1855 гг. – время исканий и расцвета, прорыва к мировой славе. В живописи, как и в литературе, заметную роль начинает играть романтизм.

Орест Адамович Кипренский Интересом к внутреннему миру человека, его индивиду.

Орест Адамович Кипренский Интересом к внутреннему миру человека, его индивидуальности, мягкостью тонов характерна живопись Ореста Адамовича Кипренского. В его творчестве наиболее ярко отразились романтические искания художников начала века. О.А.Кипренский Автопортрет

Портреты Кипренского выразили новое представление о ценности личности, её неп.

Портреты Кипренского выразили новое представление о ценности личности, её неповторимости, о содержании внутреннего мира человека.

Василий Андреевич Тропинин В историю русской живописи В.А.Тропинин вошёл не т.

Василий Андреевич Тропинин В историю русской живописи В.А.Тропинин вошёл не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины – пояснительного изображения человека занятого не сложным привычным делом.

На портрете В.А.Тропинина по-домашнему обаятелен А.С.Пушкин. Так свежи, так о.

Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов стал первым русск.

Алексей Гаврилович Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов стал первым русским художником, сознательно избравшим бытовой жанр основной областью своего творчества. Красота и поэтичность венециановских крестьянок не означала идеализации крепостного подневольного труда. Они говорили об уважении, симпатии художника к крестьянскому труду, желании подчеркнуть их нравственную привлекательность.

Карл Павлович Брюллов Карл Брюллов оказал огромное влияние на русское искусст.

К.П.Брюллов многого добился в портретном жанре, принесшим ему европейскую из.

К.П.Брюллов многого добился в портретном жанре, принесшим ему европейскую известность. Его портреты поражали необыкновенной динамикой, мастерством композиции и необычным колоритом.

Александр Андреевич Иванов Интерес публики к живописи поддержал один из велич.


Павел Андреевич Федотов П.А.Федотов является родоначальником критического реа.

Павел Андреевич Федотов П.А.Федотов является родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Будучи офицером, он рисовал сценки из полковой жизни, батальные эпизоды, карикатуры, портреты. Картины Федотова носят комедийно-сатирический характер.



Архитектура Первая половина XIX в. – время расцвета русского градостроительст.

Архитектура Первая половина XIX в. – время расцвета русского градостроительства. Главным архитектурным стилем был классицизм. Его высокий гражданственный пафос на многие годы определил облик городов России: по числу и масштабам городские ансамбли, созданные в начале XIX в., превосходят те, что были построены в предшествующее столетие. Наибольшей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К.И. Росси.

Андрей Никифорович Воронихин. Казанский собор – одно из самых грандиозных по.

Андрей Никифорович Воронихин. Казанский собор – одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича. Это замечательное здание, ставшей делом всей жизни архитектора, до сих пор является украшением Петербурга. Собор возводился с 1801 по 1811 гг. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. Облик здания определялся не только прекрасной колоннадой со стороны северного фасада, но и монументальностью скульптурного решения. В создании скульптур Казанского собора участвовали крупнейшие мастера своего времени: И.П.Мартос, Ф.Ф.Щедрин и др.


Андреян Дмитриевич Захаров А.Д. Захаров получил известность за разработку про.

Андреян Дмитриевич Захаров А.Д. Захаров получил известность за разработку проекта планировки стрелки Васильевского острова в столице (1803 – 1804). Однако самым крупным из сохранившихся сооружений, созданных Захаровым, является Адмиралтейство (1806 – 1832). Задача, стоявшая перед зодчим, была очень сложной. Здание пришлось не строить заново, а реконструировать. Адмиралтейство – не только ключевой элемент архитектурной композиции центра Петербурга. Оно должно было языком декоративной скульптуры рассказать о славе и истории русского флота. А.Д. Захаров сохранил замечательный золочёный шпиль центральной башни, созданный И.К. Коробовым, но обогатил её архитектурное решение скульптурами Ветров, Кораблестроения и др.


Тома де Томон В начале XIX в. Несколько крупных построек создал швейцарец Ж.

Тома де Томон В начале XIX в. Несколько крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значительным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге (1804 – 1811). Биржа изменила облик столицы. Четко очерченное, окруженное со всех сторон колоннами, здание как бы соединило в единый ансамбль дома и дворцы набережных Невы, придав центру города завершенный, целостный вид.


Карл Иванович Росси Крупнейшим зодчим Петербурга был Карл Иванович Росси. Ему.

Карл Иванович Росси Крупнейшим зодчим Петербурга был Карл Иванович Росси. Ему принадлежат важнейшие сооружения столицы: здание Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александринского театра и, наконец, здание Сената и Синода. Каждый раз зодчий расширял свою задачу, не просто вписывая сооружения в улицы и площади Петербурга, но и придавая районам столицы новый облик. В творчестве Росси русский классицизм переступил вершину своего развития.


В 30-50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с зарождением.

Осип Иванович Бове С именем Осипа Ивановича Бове связано строительство Торгов.

Осип Иванович Бове С именем Осипа Ивановича Бове связано строительство Торговых рядов, создание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больницы, Триумфальной арки (ныне расположенной на Кутузовском проспекте).


Демьян (Доменико) Иванович Жилярди прославился реконструкцией здания Московс.

Демьян (Доменико) Иванович Жилярди прославился реконструкцией здания Московского университета, полностью изменившей его фасад, строительством Опекунского совета на Солянке. А.Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память победе России в Отечественной войне 1812 г., работы по строительству которого были сорваны.

Огюст Монферран С именем Огюста Монферрана связаны постройка Исакиевского соб.

Огюст Монферран С именем Огюста Монферрана связаны постройка Исакиевского собора в Петербурге и возведение Александровской колонны на Дворцовой площади столицы. Исакиевский собор – крупнейшее сооружение своего времени, возводившееся 40 лет, с 1818 по 1858 г. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. Александровская же колонна прекрасно вписалась в ансамбль Дворцовой площади и придала ему большую выразительность и законченность.


Константин Андреевич Тон К.А. Тон, стремясь сочетать античное и древнерусское.

Константин Андреевич Тон К.А. Тон, стремясь сочетать античное и древнерусское наследие, стал творцом русско-византийского стиля. По его проектам были построены Большой кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя в Москве, здания первых вокзалов в обеих столицах.


Скульптура Русская скульптура первой половины XIX века продолжала оставаться.

Скульптура Русская скульптура первой половины XIX века продолжала оставаться частью архитектурных сооружений в соответствии с классицистскими установками Академии художеств, откуда вышли наиболее известные её представители.

Иван Петрович Мартос Самой известной работой И.П. Мартоса является памятник М.

Иван Петрович Мартос Самой известной работой И.П. Мартоса является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Пётр Карлович Клодт П.К. Клодт стал знаменитым скульптором 30-50-х гг. XIX ве.

Пётр Карлович Клодт П.К. Клодт стал знаменитым скульптором 30-50-х гг. XIX века. Славу мастеру принёс монументально-декоративный ансамбль на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850).

В мае 1855 года в Летнем саду был открыт памятник И. А. Крылову, к десятой г.

В мае 1855 года в Летнем саду был открыт памятник И. А. Крылову, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Творчество великого русского баснописца И. А. Крылова любимо народом. Памятник ему, созданный П. К. Клодтом, на протяжении более столетия неизменно привлекает внимание посетителей Летнего сада. В этой популярности - проявление благодарности потомков баснописцу и скульптору.

Музыка В начале XIX столетия музыка впервые широко обратилась к народной мело.

Михаил Иванович Глинка Начало новой эры в развитии русской музыки связано с и.

Александр Сергеевич Даргомыжский А.С.Даргомыжский (1813 – 1869) продолжил раб.

Театр В театральном искусстве России первой половины XIX века главными были ф.

Театр В театральном искусстве России первой половины XIX века главными были фигуры антрепренеров и актёров. Театральные постановки поэтому страдали небрежностью, в них не было той глубины, которую придаёт спектаклю режиссёр. Нет худа без добра: театр являлся в полном смысле этого слова театром актёра. Мастерство, индивидуальность артистов определяли лицо спектакля, славу и популярность театра.

Плеяду великолепных мастеров сцены возглавил М.С. Щепкин (1788 – 1869). Он п.

Плеяду великолепных мастеров сцены возглавил М.С. Щепкин (1788 – 1869). Он первым стал играть без суфлёров, внёс в игру неисчерпаемый запас жизненных наблюдений. М.С. Щепкина считают актёром-универсалом. Он испытал все актёрские амплуа – от трагика до комических старух. Одновременно с ним на сценах Москвы и Петербурга блистали П.С. Мочалов (1800 – 1848), В.А. Каратыгин, чуть позже – П.М. Садовский, любимцы публики, по уровню мастерства не уступавшие Щепкину.

Литература, живопись, архитектура и скульптура, музыка и театр – каждая из э.

Литература, живопись, архитектура и скульптура, музыка и театр – каждая из этих сфер культуры переживала в перовой половине XIX в. период зрелости и расцвета. Их объединяли новаторский подход к задачам искусства, интерес к национальной тематике. Появилась целая плеяда талантливых писателей, художников, зодчих, композиторов и актёров, принесших славу русской культуре, сделавших её достоянием человечества.

Архитектор Андрей Воронихин. 1801-1811 гг.Архитектурный стиль: ампир."]">Казанский собор в Санкт-Петербурге. Архитектор Андрей Воронихин. 1801-1811 гг.Архитектурный стиль: ампир.

Триумфальные ворота в Москве. Архитектор Осип Бове. 1829-1834 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Архитектор Осип Бове. 1829-1834 гг. Архитектурный стиль: ампир."]">Триумфальные ворота в Москве. Архитектор Осип Бове. 1829-1834 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Большой театр на Театральной площади в Москве. Архитектор Осип Бове. Скульптор: Петр Клодт.1821-1825 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Архитектор Осип Бове. Скульптор: Петр Клодт.1821-1825 гг. Архитектурный стиль: ампир."]">Большой театр на Театральной площади в Москве. Архитектор Осип Бове. Скульптор: Петр Клодт.1821-1825 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Здание Опекунского совета в Москве. Архитектор: Доменико Жилярди. 1823-1826 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Архитектор: Доменико Жилярди. 1823-1826 гг. Архитектурный стиль: ампир."]">Здание Опекунского совета в Москве. Архитектор: Доменико Жилярди. 1823-1826 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Здание Главного адмиралтейства Санкт-Петербурге. Архитектор Андриян Захаров. 1806-1823 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Архитектор Андриян Захаров. 1806-1823 гг. Архитектурный стиль: ампир."]">Здание Главного адмиралтейства Санкт-Петербурге. Архитектор Андриян Захаров. 1806-1823 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Михайловский дворец (сейчас – здание Русского музея). Архитектор: Карло Росси. 1819-1825 гг.Архитектурный стиль: ампир, поздний классицизм

Архитектор: Карло Росси. 1819-1825 гг.Архитектурный стиль: ампир, поздний классицизм"]">Михайловский дворец (сейчас – здание Русского музея). Архитектор: Карло Росси. 1819-1825 гг.Архитектурный стиль: ампир, поздний классицизм

Арка Главного штаба. Архитектор: Карло Росси. Скульпторы: Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский.1828 г. Архитектурный стиль: ампир.

Архитектор: Карло Росси. Скульпторы: Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский.1828 г. Архитектурный стиль: ампир."]">Арка Главного штаба. Архитектор: Карло Росси. Скульпторы: Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский.1828 г. Архитектурный стиль: ампир.

Здания Сената и Синода. Санкт-Петербург. Архитектор Карло Росси. 1829-1834 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Санкт-Петербург. Архитектор Карло Росси. 1829-1834 гг. Архитектурный стиль: ампир."]">Здания Сената и Синода. Санкт-Петербург. Архитектор Карло Росси. 1829-1834 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Нарвские триумфальные ворота. Архитектор Василий Стасов. 1827-1834 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Архитектор Василий Стасов. 1827-1834 гг. Архитектурный стиль: ампир."]">Нарвские триумфальные ворота. Архитектор Василий Стасов. 1827-1834 гг. Архитектурный стиль: ампир.

Александровская колонна. Архитектор: Огюст Монферран.Скульптор: Борис Орловский.1829-1834 гг. Архитектурный стиль: поздний классицизм.

Архитектор: Огюст Монферран.Скульптор: Борис Орловский.1829-1834 гг. Архитектурный стиль: поздний классицизм."]">Александровская колонна. Архитектор: Огюст Монферран.Скульптор: Борис Орловский.1829-1834 гг. Архитектурный стиль: поздний классицизм.

Храм Христа Спасителя. Архитектор: Константин Тон.1839-1883 гг. Архитектурный стиль: поздний классицизм, русско-византийский стиль.

Архитектор: Константин Тон.1839-1883 гг. Архитектурный стиль: поздний классицизм, русско-византийский стиль."]">Храм Христа Спасителя. Архитектор: Константин Тон.1839-1883 гг. Архитектурный стиль: поздний классицизм, русско-византийский стиль.

Большой Кремлевский дворец. Архитектор Константин Тон. 1839-1849 гг. Архитектурный стиль: русско-византийский стиль.

Архитектор Константин Тон. 1839-1849 гг. Архитектурный стиль: русско-византийский стиль."]">Большой Кремлевский дворец. Архитектор Константин Тон. 1839-1849 гг. Архитектурный стиль: русско-византийский стиль.

Ленинградский вокзал в Москве. Архитектор Константин Тон (он же построил Московский вокзал в Санкт-Петербурге). Архитектурный стиль: эклектика, неоренессанс, неорусский стиль.1840-е гг.

Архитектор Константин Тон (он же построил Московский вокзал в Санкт-Петербурге). Архитектурный стиль: эклектика, неоренессанс, неорусский стиль.1840-е гг. "]">Ленинградский вокзал в Москве. Архитектор Константин Тон (он же построил Московский вокзал в Санкт-Петербурге). Архитектурный стиль: эклектика, неоренессанс, неорусский стиль.1840-е гг. Скульптура:

Памятник Суворову в Санкт-Петербурге. Скульптор Михаил Козловский. 1801 г.

Скульптор Михаил Козловский. 1801 г."]">Памятник Суворову в Санкт-Петербурге. Скульптор Михаил Козловский. 1801 г.

Памятник Минину и Пожарскому. Скульптор Иван Мартос. 1818 г.

Укротители коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.Скульптор Петр Клодт. 1838 г.

Памятник Крылову близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге.Скульптор Петр Клодт. 1855 г.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.Скульптор Петр Клодт. 1856 г.

Памятники Кутузову и Барклаю у Казанского собора в Санкт-Петербурге.Скульптор Борис Орловский. 1837 г.

Памятники Кутузову и Барклаю у Казанского собора в Санкт-Петербурге.Скульптор Борис Орловский. 1837 г. Практика:

1) Как повлияло развитие журналистики в первой половине XIX в. на состояние российского общества?

3) Проследите смену стилей в русской литератур и живописи в первой половине XIX в. Чем она объясняется?

5) Почему в архитектуре значительно дольше, нежели в живописи, сохранялось господство классицизма?

№ 7. Что из перечисленного относится к характерным чертам архитектурного стиля ампир? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) многочисленная военная символика

2) затейливая лепнина, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, масок, цветочных гирлянд и раковин

3) огромные мозаичные панно

4) наличие портиков и колонн

5) отсутствие симметрии

6) опора на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима

№ 18. Какие суждения о памятной монете, представленной на изображении, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) Данная памятная монета была выпущена в 2002 г.

2) Органы государственного управления, учреждению которых посвящена данная монета, пришли на смену приказам.

3) Современниками учреждения государственных органов, указанных на данной монете, были Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей.

4) В основу работы органов государственного управления, учреждению которых посвящена данная монета, был положен принцип коллегиальности.

5) Император, изображённый на монете, непосредственно сменил на троне свою бабушку.

№ 19. Укажите памятники архитектуры, воздвигнутые в период правления императора, изображённого на данной памятной монете. В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники архитектуры.

Читайте также: