Жена перикла аспасия сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Ни о какой неверности речь не шла. Перикл достиг уже почти 50 лет. Афины слушали его, он влиял на судьбы всей Эллады. Но в семье был разлад. Характер жены нельзя было назвать легким, да и увлечения красивыми женщинами подливали масла в огонь.

К счастью, развод в Афинах был весьма прост, особенно в случае согласия двух сторон. Вскоре после развода жена Перикла, родившая ему двоих сыновей, вышла замуж за богача Каллия, упоминавшегося ранее, и от этого брака родился сын.

А Перикл сразу привел в дом девушку, с которой был знаком, которую горячо любил, но жениться на ней не мог.

Её звали Аспазия, и она была из Милета.

Происхождение делало брак невозможным. Еще в 451 году до н.э. по инициативе самого Перикла в Афинах был принят закон, по которому только тот, чьи оба родителя являются афинянами, может считаться полноправным гражданином города . Кроме того, отец Аспазии был купцом, а демос, народ, не прощал своим вождям женитьбу на женщинах "из низов". Благородное происхождение ценилось так именно потому, что его нельзя было ни купить, ни добиться "болтовней и горлопанством" на агоре. Поэтому олигархия все же считалась большой политической силой и при демократии .

Афиняне считали, что до знакомства с Периклом Аспазия была гетерой. Но жизнь с гетерой не наносила ущерба репутации мужчины, а институт гетер считался нормальным и необходимым в каждом обществе. Греки, как и все народы древности были к этому очень снисходительными. Осуждение и неприятие встречало только совращение замужних женщин. Гетер было много, и они даже участвовали в общественной жизни. Их уважали. А некоторые, как Таис Афинская, были прекрасно образованы, умны и вызывали удивление.

Гетера Фрина считалась красивейшей женщиной Эллады и была моделью для скульптуры Венеры скульптора Праксителя

Гетера Фрина считалась красивейшей женщиной Эллады и была моделью для скульптуры Венеры скульптора Праксителя

В то время, когда Перикл взял Аспазию в дом, примерно в 445 году до н.э., Сократу было чуть больше 20 лет. Он часто беседовал с Аспазией и вспоминал её высказывания спустя много лет, как то, что было приведено выше.

Все афиняне считали Аспазию мудрой и влиятельной женщиной. Но и сплетничали об этой любящей паре, и, как водится, боялись ее влияния на Перикла. "На глазах у всех он целует её, когда уходит из дома, и когда приходит" , - возмущались они. Афинские мужья никогда себе такого не позволяли.

В целом пара считалась очень гармоничной, однако афиняне, верные своей традиции осмеивать любимых вождей, потешались над ними в комедиях. Аспазия родила сына, которого, хотя и незаконнорожденного, назвали по имени отца - тоже Периклом. После этого пустили слух, что она "пишет ему речи и дает советы по государственным вопросам".

Объектом шуток в комедиях становились все без исключения вожди . Народ веселился от души над своими знаменитостями. Но вот заканчивалось представление, и на екклесии, народном собрании, тот же народ горячо поддерживал тех, кого только что высмеивал как глупцов, жуликов, воров и бабников. Как в фильме "Секс в большом городе", муж о Миранде: "Она стерва, но моя стерва"))

Так и Аспазию называли "новой царицей Омфалой" , которая в мифе о Геракле, заставила героя снять львиную шкуру собственноручно убитого льва, отложить палицу и взять в руки прялку, сидя в женской одежде у ног повелительницы. Злая и несправедливая шутка, но "кого волнует"?!

Иностранцы были шокированы: "Как может существовать государство, в котором не уважают власть? Что за разнузданность и непоследовательность: сегодня забрасывать человека грязью, а завтра доверять ему самые ответственные посты?"

Продолжение следует:

А Вы тоже так считаете, или сознательное "снижение образа" властителей было все-таки мудрым шагом? Попробуем поговорить в комментариях. Только, если можно, вежливо и уважительно.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь , чтобы не пропустить новые публикации, и не забудьте поставить лайк, если понравилось.

Доподлинно не известны ни дата ее рождения, ни смерти. В истории она осталась как одна из самых умных и блистательных гетер. Свою карьеру на этом поприще начала в Милете, на родине сказочных мифов и куртизанок. Ее отец-философ по имени Аксиох, увидев, какой красотой наделили боги его дочь, решил, что такая красавица не может составить счастье одному человеку, ее удел – доставлять удовольствие всему человечеству. Поэтому и дал ей солидное образование, соответствующее ее великому, по его мнению, предназначению в этом мире.

Если верить поэтам, в детстве Аспазию (или Аспасию) похитили и увезли в Мегару или Коринф. Здесь она росла в качестве невольницы своих похитителей, постаравшихся развратить ее. Привлекательная и умная девушка сумела очаровать богатого афинянина, который выкупил ее, и она оказалась на свободе.

По другим сведениям, Аспазия до прибытия в Афины никуда не выезжала из Милета, где вела жизнь куртизанки. Но легкие интрижки вскоре надоели – сердце жаждало настоящей (и желательно великой!) любви. В поисках таковой Аспазия перебралась в Афины, неофициальную столицу Эллады. Денег к этому времени она скопила достаточно, поэтому с несколькими подругами купила дом и организовала школу риторики.

Гетера Аспасия, подруга Перикла

Многие исследователи настаивают на том, что это был обычный публичный дом – правда, высшего класса, где Аспазия преподавала девушкам историю, философию, политику, а также искусство любви.

Наслушавшись восторженных отзывов друга Сократа, на куртизанку-философа решил взглянуть и правитель города Перикл.

Наверное, это была любовь с первого взгляда… Ему исполнилось сорок – возраст опытного воина. Он обладал силой, своеобразной мужской привлекательностью и пользовался славой лучшего правителя в истории Афин. Аспазия была прекрасна, как пристало подруге правителя, и умна – как положено советнику вождя… Ее салон переместился в дом Перикла. Сам же стратег незадолго перед этим (по другим сведениям, только встретившись с Аспазией) развелся со своей женой и, заботясь о ее будущем, дал ей приданое и вновь выдал замуж, оставив при себе сыновей.

Гетера Аспасия, подруга Перикла

Закон Афин не допускал брака с чужестранкой. И ребенка гетеры, родившегося через пять лет после начала их связи, долгое время считали незаконнорожденным… Только когда оба старших сына Перикла погибли от чумы, ребенок наложницы был признан наследником.

Аспазия быстро добилась уважения, достойного жены правителя, сохранив при этом свободу, какой могли пользоваться лишь гетеры. Она не чуралась застолий, сама их организовывала, являясь душой и центром увеселений… Более того, позволяла себе принимать посетителей и в отсутствие мужа, развлекала их беседой, угощала вином, что, по афинским обычаям, являлось совсем уж недопустимым.

Многие утверждали, что милетская гетера превратила жилище правителя в дом разврата. На философских пирах непременно присутствовали красивые девушки для вполне определенных целей. Что касается военных походов, в которых верная подруга сопровождала своего супруга и благодетеля, то она делала это не в одиночку: за ней непременно следовал обоз куртизанок из ее школы, и женщины неплохо зарабатывали, ублажая изголодавшихся без любви мужчин.

Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет. А потом на Афины с Востока обрушилась страшная эпидемия, которая скосила множество афинян. Не обошла она и дом Перикла. Ушла из жизни его сестра, умерли оба сына от первого брака. Потом наступила очередь самого правителя…

После смерти супруга Аспазия незамедлительно вышла замуж – вернее, перешла на содержание к некому торговцу скотом, бывшему когда-то ее учеником, Лизиклу, решив своими руками сделать из него великую личность. Благодаря ее педагогическим стараниям недавний скототорговец превратился в прекрасного оратора, снискавшего повсеместную популярность в Афинах. Через год его уже избрали стратегом, а еще через несколько месяцев он погиб в одном из сражений…

Пережила Аспазия и смерть еще одного стратега – Перикла-младшего, собственного сына, одержавшего победу над спартанцами в морской битве при Аргинусских островах. Но, увы, неблагодарные сограждане казнили его в числе других стратегов только за то, что не все трупы погибших в этом сражении афинян были выловлены из бушующих волн и погребены в земле.

Говорят, вскоре после этого и его мать отошла в мир иной…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Когда родилась Аспасия?

В вопросе, где и когда она родилась, разумеется, есть расхождения: одни источники называют 470-й, другие 475 год до нашей эры. Отцом ее был Аксиох, купец из Милета, который смог дать дочери прекрасное образование. Девушка выросла не только красивой, но еще и своенравной: ей не хотелось провести всю жизнь на женской половине дома, она хотела общаться с мужчинами на равных, вести интересные беседы с политиками, философами и литераторами. А для этого был только один путь: стать гетерой. И Аспасия прошла школу гетер, а потом основала в Афинах свою собственную школу, где интеллекту и образованию воспитанниц уделяли внимания не меньше, чем обучению танцам и музыке, искусству беседы и искусству любви…

aspasia

Аспасия

Аспасия и Перикл

Perikl-i-Aspasiya

Аспасия и Перикл

Недруги Аспасии

Aspasiya

Аспасия

Последние годы

Кто же они — древнегреческие гетеры? Прежде всего, гетеры были музами, подругами и умными советчицами, и общение с этими, широкообразованными женщинами не только не считалось в античную эпоху чем-то предосудительным, но и было почётным.

Им мужчины посвящали любовные стихи и музыкальные произведения, именно им творцы от искусства обязаны своим вдохновением и своими произведениями — шедеврами: скульптурами, картинами, фресками… Именно их благосклонности наперебой старались заслужить богатые и могущественные воздыхатели.

Тщательно и со вкусом украшенная, гетера – пусть даже и сорокалетняя,- выглядела женщиной

Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.

Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна — эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл.

Что же касается гетер, то среди них её рекомендации пользовались неизменным успехом и были самым настоящим руководством к действию. Да, макияж был обязательным для гетер. Им не только разрешалось краситься — для них это было необходимо. Да и как же было после бурных ночей и ночных бдений маскировать следы усталости или увядания? А выглядеть всегда надо было на все сто!

Аспазия и Сократ с рисунка франц. художника Домье

Дальнейший макияж был не менее сложным, продолжительным и неспешным (что напоминает ритуал гримирования японских гейш). Для того, чтобы выбелить лицо, использовали свинцовые белила (о-оччень вредные для кожи и организма в целом, но гетеры тогда ещё этого не знали…), толстым слоем накладывая их на лицо. Щёки покрывали румянами из сока тутовых ягод или корня алканны красильной.

Брови соедняли в одну черту, что по тогдашним стандартам было модным, и густо подводили их сурьмой. Губы и даже грудь, особенно соски, раскрашивали кармином… Полупрозрачная туника и украшения из живых цветов были неотъемлемой частью туалета гетеры.

Тщательно и со вкусом украшенная таким образом, гетера, пусть даже и сорокалетняя, выглядела женщиной без возраста; а точнее, прекрасным созданием как раз в самом цвету — в возрасте любви.

Вот и Аспазия, совершив свой традиционный ежедневный ритуал превращения в прекрасную, чувственную тигрицу-соблазнительницу, ожидала часа, когда приходил ее восторженный любовник Перикл с богатыми дарами…
Каким же обаянием, искусством влюблять в себя и очаровывать, нужно было обладать женщине, чтобы первый деятель государства не только содержал её, как свою любовницу, но сделал бы её затем ещё и законной женой!

Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины.

По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары.

Потом заболел и умер сам правитель…


И даже после двадцати лет брака, пережив Перикла, Аспазия не утратила своего необыкновенного очарования и влияния на противоположный пол. После смерти супруга она вскоре вновь выходит замуж — на этот раз за народного вождя Лисикла. Жизнь прекрасной женщины продолжалась!

Гетера Фрина была не менее знаменита, чем Аспазия. Но в отличие от супруги правителя Афин, она не блистала ни дьявольским умом, ни участием в политической жизни. Она не совершила каких-либо судьбоносных, дерзновенных поступков. У неё была лишь красота. Но какая это была красота!

Читайте также: