Жан антуан гудон сообщение
Обновлено: 08.07.2024
Гудон, Жан Антуан (Houdon, Jean Antoine; 1741, Версаль - 1828, Париж).
Крупнейший французский мастер 18 столетия Жан Антуан Гудон родился в Версале 20 марта 1741 года. В 1756 году он был принят в школу Королевской Академии живописи и ваяния, получил третью премию по скульптуре, а в 1761 году, в возрасте двадцати лет, - первую премию за барельеф "Царица Савская подносит дары Соломону" Учителями Гудона были известные французские скульпторы XVIII столетия Мишель Слодтц, Жан-Батист Лемуан и Жан-Батист Пигаль. Восемь лет он проучился в школе и Академии и как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим.
В Италии скульптор оставался четыре года и за это время создал ряд произведений, которые сделали его имя известным. Среди них была знаменитая анатомическая штудия человеческой фигуры с открытой мышечной структурой - экорше (франц. - ободранный). В дальнейшем копии с этой скульптуры было принято использовать для обучения студентов-медиков
В 1768 году скульптор вернулся в Париж и в следующем году успешно дебютировал в Салоне. Вплоть до конца столетия ни один из открывающихся Салонов не обходился без вещей Гудона. В парижском Салоне 1777 года число произведений Гудона даже равнялось половине всех вообще выставленных скульптур. С этого времени определилась его роль, как предводителя французской скульптурной школы. Кроме того, Гудон был едва ли не единственным в XVIII столетии скульптором, овладевшим техникой литья бронзы. Особенно он увлекался ею в 1780-90-е годы. Он писал: "Я могу выступать в двух ролях - скульптора и литейщика. В первой я - творец, во второй - я могу точно воспроизводить других. ".
В 1777 году за мраморную статую "Морфей" Гудон был избран академиком.
Но наибольший успех у публики получила его статуя "Диана-охотница". Эту работу, в которой он сумел совместить откровенную чувственность трактовки образа и аристократическое изящество модели, воплотив их в классических строгих формах, восторженно воспевали поэты и единодушно расхваливали критики.
Однако в историю скульптуры Гудон вошел, прежде всего, как мастер портрета. Он выполнил портреты многих известных людей своего времени: Лафайета, Дени Дидро, Жана Жака Руссо, Вольтера и многих других. В 1785 году скульптор предпринял путешествие в Америку для выполнения заказанной ему статуи Джорджа Вашингтона.
Созданные им в портретах образы отличает глубокий и острый психологизм. Характер своей модели Гудон передавал посредством тщательно выбранной позы, экспрессивно заострённого выражения лица, прямолинейного взгляда. Современники очень высоко ценили не только умение скульптора передавать внешнее сходство, но, главное - умение передавать живой и непосредственный взгляд, мимолетное выражение лица. В частности, известный публицист XVIII века барон Фридрих Мельхиор Гримм (Friedrich Melchior Grimm, 1723-1807) писал: "Господин Гудон, вероятно, единственный скульптор, умеющий передавать глаза", взгляд которых "пронизывает душу".
Особую группу составляют портреты детей и первое место по популярности среди них занимают превосходные бюсты Александра и Луизы Броньяр. XVIII век как бы заново открывает мир ребенка. Гудон сумел передать ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети - это мыслящие личности с собственным внутренним миром.
После Французской революции, наряду со скульптором Шоде (Chaudet, 1763-1810), Гудон был главным исполнителем всех скульптурных заказов правительства. При Империи выполнял скульптуры членов императорской фамилии, маршалов и генералов. Император Наполеон, покровительствовавший Гудону, заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Гудона был бюст императора Александра I, выставленный скульптором в парижском салоне 1814 года. Умер Гудон в Париже 16 июля 1828 года.
Жан-Антуан Гудон (Jean-Antoine Houdon; родился в 1741 году — умер в 1828 году) — известный французский скульптор конца XVIII — начала XIX вв. Творчество Жана-Антуана Гудона считается венцом стиля рококо. Биография мастера тесно переплелась с окончанием эпохи Просвещения, Наполеоновскими войнами и Французской революцией. В сложную пору социальных катаклизмов он ваял мраморные портреты известных исторических личностей.
Жан-Антуан Гудон прославился тонким пониманием динамики человеческого тела. В каждом произведении он старался передать не только индивидуальные черты, но и характер персонажа. Стремление к натурализму, достоверности, позволило автору создавать произведения, которые по сей день считаются эталоном при обучении пластической анатомии.
Биография Жана-Антуана Гудона
Жан-Антуан Гудон родился весной, 25 марта 1741 года, в Версале — коммуне, образованной вокруг резиденции французских монархов. Талант мальчика проявился рано, когда он лепил глиняные фигурки, стараясь повторить реальные объекты — людей, животных. Родители, заметив дарование сына, отдали его в Королевскую академию искусств в возрасте 11 лет.
Прилежное обучение у знаменитых скульпторов — Рене-Мишеля Слодца (Rene-Michel Slodtz), Жана-Батиста Лемуана (Jean-Baptiste Lemoyne), Жана-Батиста Пигаля (Jean-Baptiste Pigalle) — позволило Гудону в 20 лет получить престижную Римскую премию. Он остался в Италии, где проработал с 1761 по 1768 год над изваяниями святых для церкви.
В 1771 году Жан-Антуан Гудон удостоился чести стать членом парижской Академии искусств, а через семь лет получил звание профессора. Среди известных современников, образы которых сохранили руки мастера, — аферист Джузеппе Калиостро, мыслитель Вольтер (Voltaire), российская императрица Екатерина Великая. Слава скульптора гремела не только в Европе. Его приглашали в Америку, где он создал знаменитый бюст Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin).
Жизнь Гудона не всегда протекала безоблачно. Пережив Французскую революцию, он впал в немилость из-за своих связей с королевским двором, но уцелел. Былая слава вернулась к нему после возрождения империи.
Жан-Антуан Гудон прожил 87 лет, получал огромные гонорары за свои работы, оставив потомкам значительное состояние. Незадолго до своей кончины он стал кавалером ордена Почётного Легиона. Умер Жан-Антуан Гудон 15 июля 1828 года. Останки знаменитого скульптора захоронены на кладбище Монпарнас.
Самые известные скульптуры Жана-Антуана Гудона
Работы великого французского скульптора отличаются динамичными позами и глубокой эмоциональностью. Каждому своему герою мастер стремился придать живое выражение лица, которое передавало характер человека. Самые известные скульптуры Жана-Антуана Гудона:
Жан-Антуан Гудон считается непревзойдённым автором портретных скульптур. Одновременно тяготея к натурализму и классицизму, он оставался верным последователем изящного стиля, предназначенного для богатых салонов и королевских дворцов. Многие крупные музеи Европы и Америки хранят наследие знаменитого мастера.
Гудон Жан Антуан (Houdon Jean-Antoine) (1741–1828), знаменитый французский скульптор, выдающийся мастер психологического портрета, Гудон, Удон (Houdon) Жан Антуан учился у Жана Батиста Пигаля, в период с 1764 года по 1768 – пенсионер Французской академии в Риме, где изучал античную скульптуру, произведения Пьера Пюже и Лоренцо Бернини, занимался анатомией (анатомическая фигура “Экорше”, гипс, 1767, Школа изящных искусств, Париж). В 1805–1823 годах преподавал в парижской Школе изящных искусств.
Озябшая девушка, бронза, 1787,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Замерзшая девушка, мрамор, 1783,
Музей Фабре, Монпелье
Один из крупнейших мастеров европейского скульптурного портрета XVIII века, Гудон создал галерею ярких образов деятелей Просвещения и Великой французской революции, подчеркнув в них деятельное начало, незаурядность характеров: бюсты Жана Жака Руссо (гипс, 1778, Художественный музей, Шверин) и Оноре Габриеля Мирабо (терракота, 1791, Лувр, Париж), бюст (1778) и статуя (1781) Вольтера (мрамор, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; терракота, Музей Фабре, Монпелье), бюст Наполеона I (терракота, 1806, Музей изящных искусств, Дижон).
Также создал памятник Джорджу Вашингтону (мрамор, 1788, установлен в 1796 в Ричмонде). Скульптурам Гудона присущи острота и многогранность психологической характеристики, прямая обращенность портретируемого к зрителю. Естественной простотой и лиричностью отличаются женские и детские портреты Гудона (“Портрет жены”, гипс, 1787, Лувр, Париж).
Дени Дидро, терракота, 1771,
Музей Лувр, Париж
Вольтер, терракота, 1781,
Музей Фабре, Монпелье
Терракотовый бюст французского философа Дени Дидро, исполненный Гудоном в натуральную величину, еще хранит следы рук скульптора, лепившего из сырой глины. Глаза Дидро устремлены мимо зрителя, подчеркивая границу между миром писателя и нашим. Подобно древнеримским бюстам, скульптура, для которой терракотовый бюст служил эскизом, имеет безупречно гладкую поверхность, однако менее тщательное моделло позволяет понять изнутри самый процесс воплощения художественной идеи в объемной форме.
Гудон, самый знаменитый французский скульптор XVIII века, чуть не попал в тюрьму во время революции. Среди его работ преобладают портреты, в том числе некоторых великих людей его времени. Слава Гудона была такова, что американцы заказали скульптору статую своего полководца, Джорджа Вашингтона, в честь его победы в Войне за независимость в Северной Америке; скульптура стоит в Капитолии в Ричмонде, штат Виргиния.
О политике конфиденциальности. На этом сайте отключены комментарии, форма авторизации и, главное, мы не собираем данные о cookie-файлах посетителей. Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Если Вы являетесь правообладателем на публикацию какого-либо текста (или изображения) и против его размещения, пожалуйста, свяжитесь с нами для заключения договора на публикацию или удаления контента. Контакты
Читайте также: