Жан антуан гудон сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Гудон, Жан Антуан (Houdon, Jean Antoine; 1741, Версаль - 1828, Париж).

Крупнейший французский мастер 18 столетия Жан Антуан Гудон родился в Версале 20 марта 1741 года. В 1756 году он был принят в школу Королевской Академии живописи и ваяния, получил третью премию по скульптуре, а в 1761 году, в возрасте двадцати лет, - первую премию за барельеф "Царица Савская подносит дары Соломону" Учителями Гудона были известные французские скульпторы XVIII столетия Мишель Слодтц, Жан-Батист Лемуан и Жан-Батист Пигаль. Восемь лет он проучился в школе и Академии и как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим.

В Италии скульптор оставался четыре года и за это время создал ряд произведений, которые сделали его имя известным. Среди них была знаменитая анатомическая штудия человеческой фигуры с открытой мышечной структурой - экорше (франц. - ободранный). В дальнейшем копии с этой скульптуры было принято использовать для обучения студентов-медиков

В 1768 году скульптор вернулся в Париж и в следующем году успешно дебютировал в Салоне. Вплоть до конца столетия ни один из открывающихся Салонов не обходился без вещей Гудона. В парижском Салоне 1777 года число произведений Гудона даже равнялось половине всех вообще выставленных скульптур. С этого времени определилась его роль, как предводителя французской скульптурной школы. Кроме того, Гудон был едва ли не единственным в XVIII столетии скульптором, овладевшим техникой литья бронзы. Особенно он увлекался ею в 1780-90-е годы. Он писал: "Я могу выступать в двух ролях - скульптора и литейщика. В первой я - творец, во второй - я могу точно воспроизводить других. ".

В 1777 году за мраморную статую "Морфей" Гудон был избран академиком.

Но наибольший успех у публики получила его статуя "Диана-охотница". Эту работу, в которой он сумел совместить откровенную чувственность трактовки образа и аристократическое изящество модели, воплотив их в классических строгих формах, восторженно воспевали поэты и единодушно расхваливали критики.

Однако в историю скульптуры Гудон вошел, прежде всего, как мастер портрета. Он выполнил портреты многих известных людей своего времени: Лафайета, Дени Дидро, Жана Жака Руссо, Вольтера и многих других. В 1785 году скульптор предпринял путешествие в Америку для выполнения заказанной ему статуи Джорджа Вашингтона.

Созданные им в портретах образы отличает глубокий и острый психологизм. Характер своей модели Гудон передавал посредством тщательно выбранной позы, экспрессивно заострённого выражения лица, прямолинейного взгляда. Современники очень высоко ценили не только умение скульптора передавать внешнее сходство, но, главное - умение передавать живой и непосредственный взгляд, мимолетное выражение лица. В частности, известный публицист XVIII века барон Фридрих Мельхиор Гримм (Friedrich Melchior Grimm, 1723-1807) писал: "Господин Гудон, вероятно, единственный скульптор, умеющий передавать глаза", взгляд которых "пронизывает душу".

Особую группу составляют портреты детей и первое место по популярности среди них занимают превосходные бюсты Александра и Луизы Броньяр. XVIII век как бы заново открывает мир ребенка. Гудон сумел передать ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети - это мыслящие личности с собственным внутренним миром.

После Французской революции, наряду со скульптором Шоде (Chaudet, 1763-1810), Гудон был главным исполнителем всех скульптурных заказов правительства. При Империи выполнял скульптуры членов императорской фамилии, маршалов и генералов. Император Наполеон, покровительствовавший Гудону, заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Гудона был бюст императора Александра I, выставленный скульптором в парижском салоне 1814 года. Умер Гудон в Париже 16 июля 1828 года.

Жан-Антуан Гудон (Jean-Antoine Houdon; родился в 1741 году — умер в 1828 году) — известный французский скульптор конца XVIII — начала XIX вв. Творчество Жана-Антуана Гудона считается венцом стиля рококо. Биография мастера тесно переплелась с окончанием эпохи Просвещения, Наполеоновскими войнами и Французской революцией. В сложную пору социальных катаклизмов он ваял мраморные портреты известных исторических личностей.

Жан-Антуан Гудон прославился тонким пониманием динамики человеческого тела. В каждом произведении он старался передать не только индивидуальные черты, но и характер персонажа. Стремление к натурализму, достоверности, позволило автору создавать произведения, которые по сей день считаются эталоном при обучении пластической анатомии.

Биография Жана-Антуана Гудона

Жан-Антуан Гудон родился весной, 25 марта 1741 года, в Версале — коммуне, образованной вокруг резиденции французских монархов. Талант мальчика проявился рано, когда он лепил глиняные фигурки, стараясь повторить реальные объекты — людей, животных. Родители, заметив дарование сына, отдали его в Королевскую академию искусств в возрасте 11 лет.

Прилежное обучение у знаменитых скульпторов — Рене-Мишеля Слодца (Rene-Michel Slodtz), Жана-Батиста Лемуана (Jean-Baptiste Lemoyne), Жана-Батиста Пигаля (Jean-Baptiste Pigalle) — позволило Гудону в 20 лет получить престижную Римскую премию. Он остался в Италии, где проработал с 1761 по 1768 год над изваяниями святых для церкви.

В 1771 году Жан-Антуан Гудон удостоился чести стать членом парижской Академии искусств, а через семь лет получил звание профессора. Среди известных современников, образы которых сохранили руки мастера, — аферист Джузеппе Калиостро, мыслитель Вольтер (Voltaire), российская императрица Екатерина Великая. Слава скульптора гремела не только в Европе. Его приглашали в Америку, где он создал знаменитый бюст Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin).

Жизнь Гудона не всегда протекала безоблачно. Пережив Французскую революцию, он впал в немилость из-за своих связей с королевским двором, но уцелел. Былая слава вернулась к нему после возрождения империи.

Жан-Антуан Гудон прожил 87 лет, получал огромные гонорары за свои работы, оставив потомкам значительное состояние. Незадолго до своей кончины он стал кавалером ордена Почётного Легиона. Умер Жан-Антуан Гудон 15 июля 1828 года. Останки знаменитого скульптора захоронены на кладбище Монпарнас.

Самые известные скульптуры Жана-Антуана Гудона

Работы великого французского скульптора отличаются динамичными позами и глубокой эмоциональностью. Каждому своему герою мастер стремился придать живое выражение лица, которое передавало характер человека. Самые известные скульптуры Жана-Антуана Гудона:

Жан-Антуан Гудон считается непревзойдённым автором портретных скульптур. Одновременно тяготея к натурализму и классицизму, он оставался верным последователем изящного стиля, предназначенного для богатых салонов и королевских дворцов. Многие крупные музеи Европы и Америки хранят наследие знаменитого мастера.

Гудон Жан Антуан (Houdon Jean-Antoine) (1741–1828), знаменитый французский скульптор, выдающийся мастер психологического портрета, Гудон, Удон (Houdon) Жан Антуан учился у Жана Батиста Пигаля, в период с 1764 года по 1768 – пенсионер Французской академии в Риме, где изучал античную скульптуру, произведения Пьера Пюже и Лоренцо Бернини, занимался анатомией (анатомическая фигура “Экорше”, гипс, 1767, Школа изящных искусств, Париж). В 1805–1823 годах преподавал в парижской Школе изящных искусств.

Гудон Озябшая девушка


Озябшая девушка, бронза, 1787,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Гудон Замерзшая девушка


Замерзшая девушка, мрамор, 1783,
Музей Фабре, Монпелье

Один из крупнейших мастеров европейского скульптурного портрета XVIII века, Гудон создал галерею ярких образов деятелей Просвещения и Великой французской революции, подчеркнув в них деятельное начало, незаурядность характеров: бюсты Жана Жака Руссо (гипс, 1778, Художественный музей, Шверин) и Оноре Габриеля Мирабо (терракота, 1791, Лувр, Париж), бюст (1778) и статуя (1781) Вольтера (мрамор, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; терракота, Музей Фабре, Монпелье), бюст Наполеона I (терракота, 1806, Музей изящных искусств, Дижон).

Также создал памятник Джорджу Вашингтону (мрамор, 1788, установлен в 1796 в Ричмонде). Скульптурам Гудона присущи острота и многогранность психологической характеристики, прямая обращенность портретируемого к зрителю. Естественной простотой и лиричностью отличаются женские и детские портреты Гудона (“Портрет жены”, гипс, 1787, Лувр, Париж).

Гудон Дени Дидро


Дени Дидро, терракота, 1771,
Музей Лувр, Париж

Гудон Вольтер


Вольтер, терракота, 1781,
Музей Фабре, Монпелье

Терракотовый бюст французского философа Дени Дидро, исполненный Гудоном в натуральную величину, еще хранит следы рук скульптора, лепившего из сырой глины. Глаза Дидро устремлены мимо зрителя, подчеркивая границу между миром писателя и нашим. Подобно древнеримским бюстам, скульптура, для которой терракотовый бюст служил эскизом, имеет безупречно гладкую поверхность, однако менее тщательное моделло позволяет понять изнутри самый процесс воплощения художественной идеи в объемной форме.

Гудон, самый знаменитый французский скульптор XVIII века, чуть не попал в тюрьму во время революции. Среди его работ преобладают портреты, в том числе некоторых великих людей его времени. Слава Гудона была такова, что американцы заказали скульптору статую своего полководца, Джорджа Вашингтона, в честь его победы в Войне за независимость в Северной Америке; скульптура стоит в Капитолии в Ричмонде, штат Виргиния.

Матисс

Уотерхаус

О политике конфиденциальности. На этом сайте отключены комментарии, форма авторизации и, главное, мы не собираем данные о cookie-файлах посетителей. Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Если Вы являетесь правообладателем на публикацию какого-либо текста (или изображения) и против его размещения, пожалуйста, свяжитесь с нами для заключения договора на публикацию или удаления контента. Контакты

Читайте также: