Законы нравственности часть культуры общества сообщение

Обновлено: 05.05.2024

Первая форма морального сознания (групповое) и все последующие (индивидуальное, общечеловеческое) начинают функционировать уже в развитом первобытном обществе, достигая на уровне родоплеменных отношений значительной сложности и дифференцированности.

Особенности нравственной культуры

Каковы основные особенности нравственной культуры?

2. Общезначимость моральных принципов. Именно развитое моральное сознание, преодолевающее узость рамок групповой морали, достигающее уровня общенародного, общегосударственного и, в современных условиях, международного, позволяет существовать современному человечеству. Это достигается, во-первых, тем, что простые нормы морального сознания оказываются понятными и признанными, и, во-вторых, тем, что эти нормы включены в основополагающие законы разных стран. Благодаря этим обстоятельствам они становятся для человека само собой разумеющимися, внутренне принятыми и естественными для любого воспитанного человека.

Разумеется, нет таких норм морального сознания, которые никогда и никем не нарушались. Однако частота нарушения в значительной мере связана с бытующим в обществе отношением к тем или иным нарушениям.

В межчеловеческих отношениях нет и не может быть явлений, нейтральных к моральному сознанию и нравственному поведению членов общества. В определенных ситуациях общество обязано использовать как моральные, так и правовые санкции. Иное отношение аморально и преступно. Необычайно опасно равнодушие и тем более прямое попустительство, создающее благоприятный моральный климат для распространения и укрепления подобных взглядов.

Поскольку нравственная культура общества развивается и укрепляется людьми, составляющими это общество, очевидна непосредственная связь нравственной культуры общества с нравственной культурой личности, что отнюдь не подразумевает их тождества, поскольку нет тождества группового (общественного) и индивидуального морального сознания.

Законы нравственности – часть культуры общества, слайд 1

Слайд 5

Законы нравственности – часть культуры общества, слайд 5

Мораль и нравственность Мораль - это страж снаружи. Нравственность – это страж внутри, наша совесть, наши нравственные устои. Мораль - это долг, ответственность перед другими, а совесть - это ответственность перед самим собой.

Слайд 6

Законы нравственности – часть культуры общества, слайд 6

Слайд 7

Законы нравственности – часть культуры общества, слайд 7

МУЧАЕТ СОВЕСТЬ, УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ, СОВЕСТЬ ПОТЕРЯЛ ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ, СПОКОЙНАЯ СОВЕСТЬ, ЖИТЬ В ЛАДУ С СОВЕСТЬЮ

Слайд 8

Законы нравственности – часть культуры общества, слайд 8


Есть ли духовно-нравственный кризис в России?

Социологи и здравомыслящая общественность обеспокоены состоянием духовно-нравственной культуры в России. В жизненные планы молодежи включены собственное материальное благополучие, карьера, получение удовольствий. В иерархии нравственных ценностей патриотизм, долг, совесть находятся на последних местах или не значатся вовсе.

основы духовно нравственной культуры

Именно национальные герои от древних до новейших времен являются проводниками духовности и нравственности между поколениями. Подмена понятий о добре и зле приводит к эгоизму и социальной разобщенности, отторжению основ нравственной культуры.

Что это такое?

Нравственность — это свод правил поведения индивида, выработанный обществом. Основной закон-требование — каждый должен действовать в интересах общества, даже в ущерб собственным.

основы нравственной культуры

Идеальный гражданин обладает такими качествами:

  • порядочность и добродетельность;
  • целомудрие;
  • честность и справедливость;
  • благородство, готовность к благодеяниям;
  • чистота помыслов, культура поведения;
  • трудолюбие.

Этот список можно продолжить, если описать подробнее, детализировать каждое из этих качеств. Например: добродетельность — готовность всю свою жизнь, поступки, волю подчинять законам морали; культура поведения (или воспитанность) — соблюдение норм поступков во всех сферах жизни (общественной, семейной и даже наедине с собой).

Параллели между этими понятиями проводить нельзя, и вот почему.

Нравственность — это следование общепринятым нормам морали. Это внешняя сторона личности: истинные, скрытые от чужих глаз мотивы поступков могут быть и не столь благородными, как выглядят на первый взгляд.

Усыновить сироту, несомненно, доброе дело. Но почему человек решился на это? Из корыстных побуждений, из-за тех пособий, которые выделяются государством на воспитание сироты, или из желания прослыть благородным?

нравственные культуры россии

Или все же потому, что не смог пройти мимо несчастного ребенка, посчитал себя обязанным помочь ему, поделиться своим благополучием?

В первом случае отсутствует так называемая чистота помыслов. Скрытая от глаз посторонних, корысть делает внешне нравственные действия усыновителя безнравственными, как капля дегтя портит целую ложку меда. И напротив, отсутствие расчета во втором случае на материальные и моральные бонусы сообщают поступку благородство, нравственность, духовность. Последнее — это есть внутренняя суть личности. Нравственный человек не всегда духовный. И наоборот. Основы духовно-нравственной культуры народов кроются в личностных качествах их граждан.

О культуре нравственной

Культура вообще — это уровень усвоения индивидом социального опыта своего народа. Она передается из поколения в поколение. О том, насколько культурен человек, судят по:

  • его поведению и деятельности (здравый смысл, целесообразность);
  • формам взаимодействия с другими членами общества;
  • уровню сознания;
  • представлениям о том, что такое красивое и некрасивое;
  • отношению к национальным и народным обычаям и традициям.

Слагаемые духовно-нравственной культуры общества

Что это такое? Общественная духовно-нравственная культура — это многокомпонентная система, отражающая убеждения, сознание, взгляды населения любой страны.

основы духовно нравственной культуры народов

Сложность ее определяется еще и глубиной каждой составляющей: науки (со всеми ее отраслями), культуры всех населяющих страну народов, законов, религии и верований, обычаев и традиций, идеологии.

Осваивая основы духовно-нравственной культуры своего народа, человек испытывает воспитательное влияние общества на свое развитие. Однако это не означает недопустимость проявлений индивидуальности, собственных взглядов, гражданской активности. Социум стимулирует активное участие граждан в культурной, хозяйственной, политической жизни страны.

Религия как союзник в формировании этических основ общества

До революционных преобразований 1917 года основой духовно-нравственной культуры России было православие. Однако массовая антицерковная пропаганда, физическое уничтожение священнослужителей и церквей привели к постепенной утрате населением духовно-религиозных потребностей. Конституция СССР провозгласила отделение церкви от государства. И для религии стали недоступными такие важные сферы влияния на население, как образовательные учреждения, культура, наука, армия.

В современной России, по данным разных источников, истинно верующими считают себя лишь 4-5 % населения. Формально посещают церковь и при этом ведут светский образ жизни — 12-14 %. Остальные не интересуются религиозными учениями вовсе.

духовно нравственная культура народов россии

Эти регрессивные тенденции морально-нравственного разложения общества грозят постепенным вымиранием уникальной русской нации. И это заставляет всерьез побеспокоиться передовых научных и общественных деятелей. В православной церкви они видят союзника в деле возрождения и развития духовно-нравственной культуры народов России. Ее фундаментом должно стать восстановление духовного родства и вековых связей, искоренение нацизма и русофобии.

Традиции культурного взаимодействия народов России

Обязательная функция культуры любого народа — сохранение предыдущего исторического опыта его существования. На территории нашей страны проживают люди более 190 национальностей. В России, такой огромной и многонациональной, обособленное существование отдельных народностей немыслимо без тесных политических, хозяйственных, культурных контактов.

Государственная политика в области национального развития в стране

Задачи, цели, принципы поддержки и развития нравственной культуры народов России положены в основу документов, гарантирующих право каждого гражданина страны на духовное и культурное развитие:

  • Конституция РФ;
  • Концепция государственной национальной политики РФ;
  • федеральные законы и законодательные акты;
  • конституции и уставы субъектов РФ.

Эти документы задают основные направления работы государственных органов власти, культурных, образовательных учреждений, общественных объединений граждан в области духовно-нравственного воспитания населения. Это свидетельствует о многом. Например, что развитие духовности, нравственной культуры — это дело государственной важности в нашей стране. Местные органы власти на местах разрабатывают программы развития и поддержки взаимных контактов между разными этническими группами с учетом исторических, культурных, национальных особенностей.

Основные задачи в области духовного развития

  • возрождение и пропаганда межнационального единства, воспитание искреннего чувства патриотизма;
  • развитие интереса и уважения к истории, культуре больших и малых народов России, сохранение их национального наследия и самобытности;
  • всемерная забота о сохранении всего многообразия их языков и наречий.

Решение этих задач потребует много усилий, это проблема долговременная. Требуются подготовленные специалисты, научные разработанные методики, материальные вложения. Но это тот случай, когда цель оправдывает все средства.

Семья как первая ступень в воспитании нравственной культуры у детей

Давно стала банальностью мысль о том, что все начинается с детства, с семьи, в которой растет ребенок. В том числе его духовно-нравственное становление и развитие. Именно из уст родителей, подготавливающих его к самостоятельной жизни в обществе, он должен услышать первые наставления о том, как и почему следует себя вести в конкретной ситуации общения, что при этом чувствую люди, как они могут оценить его самого и на что это может повлиять в дальнейшей его жизни.

нравственные культуры народов россии

Семейные методы этического воспитания ребенка

Методы и приемы этического и духовно-нравственного воспитания детей в семье давно названы известными педагогами:

  • демонстрация собственных образцов отношения к Родине, национальному достоянию, к языку, к героям и антигероям;
  • объективная оценка событий в социуме и анализ конкретных ситуаций;
  • целенаправленное знакомство через произведения литературы и искусства с духовно-нравственными ценностями прошлого и настоящего;
  • вовлечение в общественную работу;
  • создание ситуаций, в которых ребенок может проявить участие и помощь другим людям.

То есть теория обязательно должна сочетаться с практикой.

К сожалению, современная школа почти не выполняет воспитательных функций, поскольку стала учреждением, оказывающим лишь образовательные услуги. Озабоченные проблемами воспитания нравственной культуры своего ребенка родители должны вникнуть в наработанный педагогический опыт отечественных и прогрессивных зарубежных специалистов, читать литературу, критически относиться к некоторым современным подходам к вопросам воспитания. Его нравственная культура — это не только спокойная старость родителей, но, по большому счету, и безопасность страны в будущем.

Педагогические ошибки — трагические последствия

По мере взросления ребенок все пристальнее вглядывается в окружающий мир и требует все более полных разъяснений. Иногда родители испытывают недостаток информации или опыта по тем или иным темам и боятся это показать ребенку, чтобы не уронить в его глазах свой авторитет. Некоторые, чтобы уйти от сложных вопросов, прибегают к запугиванию, стращая чадо грядущими проблемами взрослой жизни. Он всегда полон сомнений, неуверенности в себе или, наоборот, обуреваем чувствами собственного превосходства над другими и нравственной неуязвимостью. В силу занятости родители могут интересоваться лишь школьной успеваемостью, поведением и упускают контроль над внутренним, душевным состоянием растущего человека.

основы духовно нравственной культуры россии

Это крайне неправильная позиция. Ребенок начинает искать ответы на свои вопросы в сомнительных источниках: в компании таких же неопытных друзей, на сайтах Интернета, в сектах. Постепенно у него формируется неправильное (а порой и порочное, опасное) представление о животрепещущих вопросах бытия: что такое добро и зло, жизнь, какова ее ценность, что первично — долг перед обществом или собственные интересы. Искажение сознания приводит к деформации воли и поведения, страху перед сложными жизненными проблемами, к отсутствию усилий к самовоспитанию. Появляется желание избавиться от проблем любой ценой. Отсюда — путь в никуда. Детские и подростковые суициды, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании, иждивенчество, социальный паразитизм.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Законы нравственности – часть культуры общества. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Мораль и нравственность Мораль - это страж снаружи. Нравственность – это страж внутри, наша совесть, наши нравственные устои. Мораль - это долг, ответственность перед другими, а совесть - это ответственность перед самим собой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует доброде-тельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и

формировании личности осознавалось в педагогике с древних

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует доброде-тельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Нравственная культура

«Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Посеешь привычку - пожнешь характер,

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и

формировании личности осознавалось в педагогике с древних

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует доброде-тельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов- классиков прошлого наиболее полно

и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал:

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.

…Нет, одного ума и одних познаний еще не достаточно для ускорения в нас того нравственного чувства, того

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский.

Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребенок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы- работы роста и развития.

Под дождем, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растет молодое деревце, так и ребенку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей, ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лед сковал их сердца. У них холодный разум и мертвое сердце. Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами

в звездолете. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать, все окружаю-

щее для него было поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот прежде всего убил бабочку, чтобы

увезти диковинный экземпляр на Землю, он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребенке и лелеять это чувство патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Нравственное воспитания начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлением чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам, разговоры о долге, если они предшествуют нравственным поступкам,- как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребенка к прилежанию в труде. Не гармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; этот страшно умен и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у другого страшная воля, да слабая голова,

и из его деятельности выходит или вздор, или зло.

Исключительно важная задача воспитателя- волевое развитие каждого дошкольника. Не будет сформирована воля- человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собствен-ное малодушие, трусость и лень. Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней свидетельствует о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство.

Упрямство - нецелесообразная настойчивость- отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить

Об одном из самых важных законов жизни- законе целесо-образности. Первое впечатление о характере дошкольника сложится по манере его общения с окружающими, для него важно:

-слушать другого человека, не перебивая его во время разговора;

-понимать другого человека;

-искренне ценить людей;

-быть внимательным к людям;

-общение – это воспитание привычек, тренировка поступков, достойного поведения;

Все это и многое другое формирует детский характер.

Анализируя вышесказанное приходим к мысли, что с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение ребенка в комплекс направлений деятельности.

Читайте также: