Закаливание организма посредством лыжной подготовки сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Ничто не укрепляет иммунитет ребенка так, как зимний спорт. Закаливание детей

Современные родители уделяют мало внимания прогулкам с детьми в зимнее время года, совершенно несправедливо считая, что ребенок и так часто болеет, а мороз и снег только усугубят ситуацию. Между тем, все микробы, вызывающие болезни развиваются в бескислородной среде, а дыхание воздухом богатым кислородом для них губительно. Лишая ребенка прогулок в зимнее время, родители способствуют тому, что ребенок болеет постоянно.

Зимние прогулки с детьми укрепляют иммунитет ребенка, а чтобы ребенок не замерз на улице необходимо ему купить спортивную одежду и научить его кататься на лыжах, на коньках или сноуборде. Ничто не защищает ребенка от простудных заболеваний и не дарит такой заряд бодрости, как зимние виды спорта. Тем более скоро начнутся новогодние праздники и зимние каникулы, времени у родителей и детей для прогулок будет много. Вдыхаемый холодный воздух повышает сопротивляемость организма и способствует закаливанию ребенка.

Даже с грудным ребенком в зимнее время года надо гулять ежедневно, если температура воздуха не ниже 10 градусов. А с детьми старше 1,5 лет можно уже кататься на санях или на ледянке. Не надо ребенка постоянно катать самим, пусть скатившись с горки, малыш сам карабкается наверх. Только так он получает физическую нагрузку и у него улучшаются терморегуляционные процессы в организме. Родителям надо контролировать состояние горок и ступеней, чтобы малыш не упал и не получил травму. Малышам до трехлетнего возраста надо купить спортивную одежду, которая не стесняет его движений и защищает его от ветра и снега. Обувь у малышей должна быть удобной и не скользящей.

закаливание детей - зимной спорт

Лучше всего купить спортивные брюки, защищенные с задней части плотной тканью и водоотталкивающей пропиткой, а также имеющие укрепление в области коленей. Подобрав качественную спортивную одежду для детей, вы убережете ребенка от различных переломов, ушибов и вывихов.

Все виды зимнего спорта полезны только в том случае, если они будут сопряжены с высокой двигательной активностью ребенка. Поэтому с детьми старше 5 лет надо уже идти на каток, чтобы научить его правилам фигурного катания. Конечно, если вы желаете вашего ребенка видеть профессиональным фигуристом, то необходимо его отдать в спортивную секцию уже с 4-х лет. Именно э этого возраста тренеры начинают готовить профессиональных фигуристов. У малышей еще отсутствует чувство страха и они легко обучаются сложным акробатическим элементам. Кроме того, связки и мышцы у детей до 5 летнего возраста очень эластичны. Если вы предпочитаете кататься с ребенком на коньках просто для интересного времяпровождения во время прогулки, то лучшего вида спорта для развития у ребенка равновесия и ловкости просто не найти. Катание на коньках укрепляет мышцы ног ребенка, улучшает обмен веществ и работу всех органов. Но отдавать в секцию хоккея мальчиков не рекомендуют в дошкольном возрасте, согласно рекомендациям Госкомспорта хоккей считается травматичным видом катания и обучать мальчиков этому виду спорта надо только с 9 лет.

закаливание детей - зимной спорт

Начиная с 8 лет детей нужно учить кататься на лыжах. Для начала выберите деревянные лыжи, они меньше скользят и на них легче научиться двигаться передвигать ноги. Лучше всего учить ребенка кататься на лыжах по хорошо накатанной лыжне, можно кому-то из взрослых идти впереди и прокладывать путь. Глядя на родителей, которые искусно катаются на лыжах, дети быстро осваивать технику этого вида спорта и уже сами просят идти вместе на семейную лыжную прогулку. Катание на лыжах в зимнем лесу способствует развитию координации движений и формированию дыхания ребенка, укрепляет мышцы и сердце. Занятия лыжным спортом помогают детям быть увереннее в себе, а также отлично закаливают ребенка.

Многие дети, едва научившись кататься на лыжах, стараются покорять заснеженные вершины гор. Но разрешать кататься с высокой горки на лыжах или на сноуборде детям до 12 летнего возраста не рекомендуется. Только к этому возрасту у детей заканчивается формирование координации движений и они уже умеют владеть своим телом. В последние годы катание на горных лыжах и сноуборде стало особенно популярным и модным, эти виды спорта притягивают гиперактивных людей, которые стремятся к экстриму. Лучше всего, если дети катанию на сноуборде и горных лыжах сначала будут учиться под руководством опытного инструктора. Это поможет избежать нежелательных травм и усовершенствовать технику катания. Когда ребенок научится кататься с высокой горки, вы можете не сомневаться в том, что из него вырастит общительный и уверенный в себе человек. Эти виды спорта не только закаляют ребенка, но и развивают у детей сильные стороны характера, такие как смелость и целеустремленность.

Приучая ребенка к зимним видам спорта, нельзя постоянно пугать его риском травм, в этом случае из него никогда не вырастит личность уверенный в своих силах. Но также нельзя забывать об осторожности и возможных последствиях после падения. Поэтому при обучении зимним видам спорта очень важно, чтобы ребенок понимал, что риск всегда должен быть оправдан и тщательно продуман. В этих видах спорта надо придерживаться золотой середины.

Гигиенические основы закаливания. Основные принципы закаливания. Особенности закаливания в детском и подростковом возрасте.Закакливающий эффект лыжной подготовки. Выводы. Заключение.

ВложениеРазмер
zakalivayushchiy_effekt_lyzhnoy_podgotovki.docx 27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Работу подготовила учитель физической культуры шк.№382

Гигиенические основы закаливания.

Основные гигиенические принципы закаливания.

Специальная подготовка лыжников.

Беговые лыжи – польза для здоровья.

Лыжи и укрепление мышц.

Помогают ли лыжи похудеть?

Как лыжи влияют на суставы?

Особенности закаливания в детском и подростковом возрасте.

Практическое применение рекомендаций по закаливанию в условиях ученического коллектива на уроках физической культуры.

Список использованных источников.

Современные условия жизни человека отличаются повышенным комфортом и мягкими условиями существования. За достижения научного прогресса человек расплачивается своим здоровьем, постепенно теряя защитные механизмы и приспособления к изменяющимся условиям природы.

В условиях современной жизни взрослые и дети становятся заложниками малоподвижного образа жизни, ухудшение экологической обстановки снижает иммунитет человека и он легко поддается воздействию агрессивной окружающей среды. Усиливается болезненность, развивается риск приобретения различных хронических недугов. В таких сложных условиях только закаленный и физически крепкий человек может иметь достаточно высокий уровень качества жизни. Актуальность взаимодействия физической подготовки ребёнка с элементами применения закаливающих процедур очевидна.

В своей работе хочется дать практические рекомендации по применению закаливания и их возможное применение в настоящее время.

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.

Но существует современное определение закаливания:

Закаливание организма — система мер, повышающих устойчивость организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования.
Закаливание - это тренировка всего организма, и, прежде всего терморегуляционного аппарата.

Гигиенические основы закаливания.

Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).

Важную роль закаливание играет в профилактике простудных заболеваний. Эти болезни имеют широкое распространение, и их удельный вес в общей заболеваемости составляет 20-40%. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их возникновение. Вместе с этим закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ.

Закаливание в своей основе представляет своеобразную тренировку всего организма к действию различных метеорологических факторов. В процессе закаливания при многократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервной регуляции формируются определённые функциональные системы, обеспечивающие приспособительный эффект организма. При этом, приспособительные реакции происходят в нервной системе, в эндокринном аппарате, во внутренних органах, на тканевом и клеточном уровнях. Благодаря этому организм получает возможность безболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, высокой температуры и т. П.

Повышение устойчивости организма к воздействию определённых метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур обусловливает специфический эффект закаливания .

Неспецифический эффект закаливания проявляется главным образом в его оздоровительном влиянии на организм. Закаливающие процедуры способствуют повышению физической и умственной работоспособности, укрепляют здоровье, снижают заболеваемость.

- Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм.

-Закаливание следует начинать, когда вы здоровы.

-При острых заболеваниях и явлениях обострения хронических недугов принимать закаливающие процедуры нельзя.

- Закаливание организма необходимо проводить изо дня в день, без длительных перерывов и не зависимо от погодных условий – в этом залог положительного результата закаливания.

-Положительный результат будет лишь в том случае, если закаливание будет постоянным и планомерным.

- Закаливание хорошо, когда связи организма с природой не нарушены, ибо это поддерживает баланс энергий в организме и обменные процессы идут значительно быстрее.

-В черте города, мегаполиса закаливающие процедуры могут обострить болезни нервной системы и психики потому, что естественной поддержки организма за счет сил Матери Природы нет и равновесие нарушено. Закаливание в этом случае обостряет процессы распада и дезинтеграции.

- При закаливании важен самоконтроль для оценки эффективности закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом массы тела, температуры, пульса, артериального давления, сна, аппетита и общего самочувствия.

Основные гигиенические принципы закаливания:

учёт индивидуальных особенностей,

разнообразие средств и форм,

сочетание общих и местных процедур,

Принцип систематичности требует регулярного (ежедневного) на протяжении всего года выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций. Обычно через 2-3 недели после прекращения процедур устойчивость организма к закаливающему фактору понижается.

Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур - обязательное условие правильного закаливания. Оно должно начинаться с небольших доз и простейших способов.

При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма (возраст, состояние здоровья).

Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, наоборот, - только к теплу.

Эффективность закаливания увеличивается, если его проводить при активном режиме , т. е. если выполнять во время процедур физические упражнения или какую-либо мышечную работу. Поэтому занятия такими видами спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, лёгкая атлетика, альпинизм и туризм, дают высокий закаливающий эффект.

Закаливающие процедуры разделяют на общие , когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные , направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела - ступни, горло, шею. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам.

В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль . Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др.

Специальная подготовка лыжников проводится, как правило, на свежем воздухе, что оказывает закаливающее действие, однако интенсивность охлаждения воздействия может превысить меру защитных возможностей организма спортсмена и вызвать простудные заболевания.

Одежда лыжников состоит из хлопчатобумажного или шерстяного белья, спортивного костюма, шапочки. В тренировках умеренной интенсивности ветро - и влагозащитные костюмы пригодны только для дождливой или ветреной погоды, так как они значительно затрудняют теплоотдачу.

Обувь — легкие кожаные лыжные ботинки с эластичной подошвой, широким сандальным рантом для крепления лыж. Учитывая интенсивное воздействие лыжного спорта на организм, целесообразно включать его в общефизическую подготовку на занятиях другими видами спорта.

У лыжников-гонщиков относительно часты хронические заболевания верхних дыхательных путей — хронические тонзиллиты, фарингиты, риниты, что связано с длительным интенсивным дыханием холодным воздухом. Их гигиеническая профилактика заключается в постоянном применении комплекса закаливающих процедур (мытье ног прохладной водой перед сном, питье холодной воды, контрастный душ и т. д.).

Чтобы предупредить травмы, лыжникам необходимо совершенствовать техническую подготовку, а перед скоростно-силовой нагрузкой разогревать мышцы (до 38° С).

Беговые лыжи – польза для здоровья.

Классические беговые лыжи – один из лучших способов укрепить мышцы и поднять иммунитет в зимний период времени. Кроме того, лыжный спорт способствует борьбе с депрессией и значительно улучшает настроение.

Плюсы, которые вы получите, начав ходить на лыжах, множество. Среди них можно назвать как оздоровление суставов и связок, так повышение тонуса мышц пресса. Подробнее о том, какую пользу дает лыжный спорт, читайте дальше.

Лыжи и укрепление мышц.

При катании на лыжах в работу включается большая часть мышц тела, причем, не только крупных, но и второстепенных. Конечно, лыжный спорт не поможет вам накачать мышцы, но он является отличным средством поддержания их в тонусе.

Помогают ли лыжи похудеть?

За каждый час ходьбы на лыжах сжигается порядка 500-1200 калорий. Цифра зависит, по большей части, от того, какой техникой вы пользуетесь, и как интенсивно вы двигаетесь. Кроме того, горный рельеф местности заставляет сжигать больше калорий.

Если сравнить эту цифру с энергозатратами бега или плавания, то получается, что лыжный спорт – один из лучших способов похудеть. Кроме того, он особенно положительно сказывается на уменьшении жировой прослойки, скрывающей мышцы пресса.

Как лыжи влияют на суставы?

Вообще, лыжный спорт может считаться одним из самых безопасных для суставов и связок, ведь, в отличие от, например, бега, ударная нагрузка минимальна. Помните, что бег, во многих случаях, достаточно пагубно сказывается на ваших коленях.

Лыжные прогулки укрепляют сердечнососудистую систему, улучшают работу сердечных мышц, нормализуют кровяное давление и процессы обмена веществ – все это положительно сказывается на естественном уровне иммунитета .

Кроме этого, физические нагрузки при температуре ниже нуля обладают закаливающим эффектом, повышая защитные функции организма. Вдобавок, лыжный спорт ведет к выработке гормонов радости – эндорфинов – что так важно в борьбе с депрессией.

Несмотря на то, что обычные, беговые, лыжи в последнее время теряют свою популярность, не нужно забывать о таком доступном и эффективном виде спорта, как классические лыжи. Прогулка на лыжах способна зарядить вас энергией на всю неделю.

Особенности закаливания в детском и подростковом возрасте.

При закаливании детей необходимо учитывать особенности развития детского организма. Современные подростки в темпах физического развития и полового созревания опережают своих сверстников, родившихся 30-50 лет назад, на 2 - 4 года. Кровеносные сосуды детского организма не достигают еще необходимой терморегуляционной способности, неэкономно отдают тепло во внешнюю среду. Поэтому дети теряют тепла значительно больше, чем взрослые, при меньшей способности восстанавливать его. При охлаждении на восстановление температуры тела девочки до 14 лет затрачивают энергии на единицу веса почти на 40 процентов больше, чем женщины.

Отсутствие четкого взаимодействия между процессами теплообразования и теплоотдачи вызывает повышенную чувствительность к холоду, температурным колебаниям и влажности.

Процесс развития детей продолжается и после 14-15 лет. Интенсивное увеличение размеров тела, быстрое развитие всех систем и органов требуют больших энергетических затрат на единицу веса, чем у взрослого человека. Неумеренное закаливание холодом может нанести ущерб развивающемуся организму.

Подростки отличаются непостоянством настроения, их эмоции слабо контролируются рассудком. Часто они переоценивают свои силы, тянутся за взрослыми, стремятся подражать им, не отстать от них.

Методика для массового внедрения должна быть научно обоснованной, тщательно взвешенной, универсальной и вместе с тем избирательной, пригодной для закаливания детей с разным состоянием здоровья, развитием, условиями жизни, учитывающей разную степень опытности и физкультурной грамотности.

В вопросах закаливания детей необходимо полностью исключить ажиотаж, соревнование, установление своеобразных рекордов.

Закаливание детей, как и взрослых, необходимо совмещать с общеразвивающими физическими упражнениями и занятиями традиционными видами спорта. Физкультура и спорт, бесспорно, способствуют гармоническому развитию детей.

У мальчиков, не занимающихся физкультурой и спортом, рост с 10 до 16 лет увеличивается в среднем на 24,7 см, в то время как у занимающихся - на 32, 9 см.

Практическое применение рекомендаций по закаливанию в условиях ученического коллектива на уроках физической культуры.

Применение закаливающих процедур на уроках физического воспитания широко применялось и применяется ранее и сейчас. Для достижения закаливающего, общеукрепляющего эффекта занятия проводятся с первых дней сентября на воздухе. В условиях спортивного зала в течение года также используются методики закаливания традиционной школы.

Наблюдение за учениками позволяет учителю сделать выводы о пользе занятий с систематическим применением закаливающих методик.

Закаливание - это тренировка всего организма, и, прежде всего терморегуляционного аппарата.

Закаливание организма важно начинать в детском возрасте, когда терморегуляция находится в стадии формирования и развиваются механизмы иммунобиологической защиты.

Закаливание — важное средство профилактики неблагоприятного воздействия погодно-климатических условий на организм. Систематическое применение закаливающих процедур повышает общий уровень здоровья человека.

Закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

На занятиях физической культуры необходимо уделять большое внимание процессу закаливания, проводить уроки на свежем воздухе, в хорошо проветренных помещениях, соответствующих санитарно – гигиеническим нормам.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Список использованных источников.

1. Л.А. Лещинский Берегите здоровье. - М. , ИНФРА-М, 2001.

2. Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков Книга о здоровом образе жизни. - М., Приор, 2000.

3. В.И. Воробьев Слагаемые здоровья. - М., Интел, 2002.

5. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев Школа здоровья. СПб, 2001.

7. Дубогой А.Д., Мовчан Л.М., Физкультура и дети, К: Здоровье, 2008

8. Муравов И.В., Оздоровительный эффект физкультуры и спорта, К: Здоровье, 2006.


ЗАКАЛИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные условия жизни современного человека отличаются повышенным комфортом и рафинированными условиями существования. За достижения НТР человек расплачивается своим здоровьем, постепенно теряя защитные механизмы и приспособления к изменяющимся условиям природы. Ведь значительная часть территории России характеризуется длительными морозами. Охлаждение играет большую роль в возникновении простудных заболеваний, которые среди школьников занимают первое место. Поэтому актуальным становится поиск простейших средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и профилактике простудных заболеваний [4].

Особое внимание этому должно уделяться в среднем школьном возрасте, так как в этот период интенсивно идут процессы формирования организма ребенка. Одним из основных средств, оказывающих положительное влияние на организм ребенка и повышающих устойчивость к простудным заболеваниям, является закаливание. В настоящее время для закаливания детей рекомендуются различные общие и местные процедуры, однако большинство их требуют больших затрат времени, сложной организации и внимание родителей и учителей, что не дает возможности широкого использования их в оздоровлении детей [3].

Актуальность исследования. В свете этого особый интерес представляет оценка эффективности простейших форм закаливания, которые могут быть использованы в домашних условиях и во время школьных занятий без больших временных затрат и детей, и родителей, и учителей.

В условиях современной жизни взрослые и дети становятся заложниками малоподвижного образа жизни, ухудшение экологической обстановки снижает иммунитет человека и он легко поддается воздействию агрессивной окружающей среды, усиливается болезненность, развивается риск приобретения различных хронических недугов. В связи с этим необходимо указать на то, что даже в таких условиях физически крепкий и закаленный человек имеет достаточно высокий уровень качества жизни [2]. Актуальность взаимодействия физической подготовки человека, ребенка с элементами применения закаливающих процедур очевидна.

На лыжах любят кататься все: молодые и старые, юные и зрелые. Начинать следует в как можно более раннем возрасте. Поставить на лыжи можно уже трехлетнего ребенка. В системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Занятия лыжами доступна всем, так как во время прогулок или учебно-тренировочной работы на лыжах физическая нагрузка может легко дозироваться в зависимости от возраста, пола, подготовленности и состояния здоровья занимающихся [1].

Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания (там, где это позволяют климатически условия) в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях и в Вооруженных Силах. Она проводится на основе государственных программ. Основная задача лыжной подготовки – обучение детей, подростков юношей и взрослых людей технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов. Кроме того, в процессе лыжной подготовки приобретаются первоначальные знания по гигиене лыжного спорта основам техники передвижения на лыжах, методам подготовки к соревнованиям и т.д.

Лыжная подготовка и лыжный спорт оказывают большое влияние на всестороннее физическое развитие занимающихся. Передвижение на лыжах по равнинной или пересеченной местности вовлекают в работу большие группы мышц и оказывают положительное воздействие на развитие и укрепление основных функциональных систем организма.

Велико воспитательное значение лыжного спорта. В процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований у спортсменов – лыжников воспитываются морально – волевые качества: дисциплинированность и настойчивость, смелость, способность к преодолению трудностей, чувство коллективизма.

Особенно велико оздоровительное значение занятий лыжами. Длительное передвижение на лыжах в виде прогулок или во время занятий на чистом морозном воздухе, выполнение мышечной работы в благоприятных гигиенических условиях значительно повышают общую работоспособность организма, его сопротивляемость различным заболеваниям.

Передвижение на лыжах широко используется как средство активного отдыха. Занятия лыжами в красивой лесистой местности доставляют большое удовольствие, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее состояние организма, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.

Таким образом, выявленное нами противоречие заключается в том, что с одной стороны, одним из основных средств, оказывающих положительное влияние на организм ребенка и повышающих устойчивость к простудным заболеваниям, является закаливания, в то же время, в настоящее время для закаливания детей рекомендуются различные общие и местные процедуры, однако большинство их требуют больших затрат времени, сложной организации и внимание родителей и учителей, что не дает возможности широкого использования их в оздоровлении детей.

Проблема исследования заключается в необходимости дальнейшего изучения условий положительного влияния закаливания на уроках лыжной подготовки на профилактику простудных заболеваний учащихся среднего школьного возраста, так как эти вопросы недостаточно отражены в современных литературных источниках, а в процессе практической деятельности учителей физической культуры все еще не находят массового применения комплексы закаливающих воздействий в процессе занятий лыжной подготовки с учащимися среднего школьного возраста.

Цель исследования - изучение условий положительного влияния закаливания на уроках лыжной подготовки на профилактику простудных заболеваний учащихся среднего школьного возраста.

Гипотеза исследования: применение комплекса закаливающих воздействий в процессе занятий лыжной подготовки будет способствовать снижению распространенности простудных заболеваний учащихся среднего школьного возраста, если:

- регулярно используется активное закаливание, во время занятий лыжной подготовки, что обеспечивается рекомендациями учителя по постепенному облегчению одежды учащихся, увеличению времени пребывания на улице при выполнении физических нагрузок;

- при использовании закаливания уделяется должное внимание соблюдению принципа постепенности в снижении температуры воздействующего фактора и увеличения продолжительности его действия;

- ведется работа по повышению информированности родителей, администрации школы, и учителей в вопросах закаливания, его значимости в профилактике простудных заболеваний и укреплении здоровья детей, средствах и формах закаливания и методики проведения закаливающих процедур.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

На основе анализа литературных данных изучить теоретические основы закаливания учащихся среднего школьного возраста в процессе лыжной подготовки;

Выявить исходный уровень степени закаленности учащихся среднего школьного возраста по пробе И.А. Кайро;

Определить влияние закаливания учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий лыжной подготовки на степень закаленности и количество простудных заболеваний и их продолжительность учащихся среднего школьного возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические контрольные испытания (Проба Кайро); протоколирование простудной заболеваемости школьников.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №51 г. Прокопьевска с октября 2015 г. по март 2016 г., под наблюдением находилось по 20 учащихся двух 5-х классов в возрасте 11-12 лет: экспериментального и контрольного. В начале наблюдения у всех школьников с помощью родителей была определена степень закаленности по пробе И.А. Кайро. Далее с января по март 2016 г. со школьниками экспериментального класса проводились занятия лыжной подготовки, в ходе которых учителем применялись и закаливающие воздействия. Суть закаливания заключалась в том, что во время занятий лыжной подготовки в условиях отрицательных температур воздуха учителем предлагались рекомендации по постепенному облегчению одежды учащихся, увеличению времени пребывания на улице при выполнении физических нагрузок.

В конце периода наблюдения у школьников обоих классов снова бала определена степень закаленности. Также по медицинским картам детей фиксировалось количество простудных заболеваний, их продолжительность за период наблюдения и за этот же период в предыдущем году. Полученные результаты сравнивались с исходными данными.

Практическая значимость работы: выявленные условия закаливания учащихся среднего школьного возраста в процессе лыжной подготовки могут широко использоваться в организации физического воспитания школьников, а комплекс простейших рекомендаций по проведению заливающих процедур, может повысить степень закаленности и снизить количество простудных заболеваний и их продолжительность учащихся среднего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №51 г. Прокопьевска с октября 2015 г. по март 2016 г., под наблюдением находилось по 20 учащихся двух 5-х классов в возрасте 11-12 лет: экспериментального и контрольного. В начале наблюдения у всех школьников с помощью родителей была определена степень закаленности по пробе И.А. Кайро. Далее с января по март 2016 г. со школьниками экспериментального класса проводились занятия лыжной подготовки, в ходе которых учителем применялись и закаливающие воздействия. Суть закаливания заключалась в том, что во время занятий лыжной подготовки в условиях отрицательных температур воздуха учителем предлагались рекомендации по постепенному облегчению одежды учащихся, увеличению времени пребывания на улице при выполнении физических нагрузок.

В конце периода наблюдения у школьников обоих классов снова бала определена степень закаленности. Также по медицинским картам детей фиксировалось количество простудных заболеваний, их продолжительность за период наблюдения и за этот же период в предыдущем году. Полученные результаты сравнивались с исходными показателями.

По медицинским картам детей фиксировали количество заболеваний, их частоту, продолжительность, по классным журналам число пропущенных по этой причине занятий.

В начале наблюдения у всех школьников была определена степень закаленности по пробе И.А. Кайро, родителями экспериментального класса. Суть ее заключается в анализе частоты сердечных сокращений (пульса) при охлаждении стоп водой. Температура воды должна быть ниже температуры стопы на 10-12С. Однако, на практике можно использовать обычную воду температурой 14-17С из водопровода.

Схема проведения пробы проста. Для этого нужно приготовить часы с секундной стрелкой, листок бумаги для записи показателей пульса и таз с водой. Вначале подсчитывается исходная частота пульса за 1 минуту. Затем, закаливающий опускает стопы в таз с водой на 3 минуты. В первую минуту охлаждения пульс подсчитывается снова. После чего через 3 минуты охлаждения испытуемый ставит ноги на коврик, ожидает 2 минуты. Затем в течение 3 минут восстановления измеряет пульс.

По медицинским картам детей фиксировали количество заболеваний, их частоту, продолжительность, по классным журналам число пропущенных по этой причине занятий.

В конце периода наблюдения у школьников обоих классов снова бала определена степень закаленности. Также по медицинским картам детей фиксировалось количество простудных заболеваний, их продолжительность за период наблюдения и за этот же период в предыдущем году. Полученные результаты сравнивались с исходными.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство общего и профессионального образования

ЗАКАЛИВАНИЕ ПУТЁМ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ

Андрушкевич Константин Дмитриевич

учитель по физической культуре

Маркин Иван Александрович

Закаливание организма — система мер, повышающих устойчивость организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования.

Условия жизни современного человека отличаются высоким уровнем комфорта и мягкими условиями существования. За достижения научного прогресса человек расплачивается своим здоровьем, постепенно теряя защитные функции организма и адаптацию к изменяющимся условиям природы.

В настоящее время у детей школьного возраста очень сильно обострены различные простудные заболевания (ОРЗ и грипп), Поэтому данная тема была важна во все времена, а в связи с ухудшением экологической обстановки и малоподвижным образом жизни, она особенно актуальна.

Цель исследования - рассмотреть профилактику простудных заболеваний путем естественных сил природы и физических нагрузок на личном примере.

Для достижения поставленной цели мною были решены следующие задачи:

Провести литературный обзор по теме.

Провести сравнительный анализ частоты простудных заболеваний до занятий лыжным спортом и после.

Расписать методику закаливания, опираясь на собственный пример.

Объект исследования в нашей работе: закаливание организма.

Предмет исследования: Профилактика простудных заболеваний путем занятий лыжным спортом.

Исходя из вышеперечисленного, можно сформулировать гипотезу нашей работы: мы считаем, что с помощью занятий лыжным спортом, а также комплексом других закаливающих процедур, можно уменьшить количество простудных заболеваний.

Первый принцип. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологические особенности нервной системы, индивидуальную чувствительность к действиям закаливающих агентов.

В соответствии с индивидуальными особенностями детей их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка:

I группа — абсолютно здоровые дети, которых раньше уже закаливали.

II группа — дети, ранее не закаливаемые, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после острых заболеваний, а также относящиеся к группе риска.

III группа — дети, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья, длительно и часто болеющие.

Второй принцип. Систематичность, то есть регулярное повторение всех процедур и воздействий. Закаливать человека нужно с рождения и на протяжении всей жизни. Раз и навсегда закалить невозможно. Даже у взрослого после прекращения закаливающих процедур снижается устойчивость к холоду через две-три недели, а у ребенка это происходит еще раньше.

Третий принцип – многофакторность закаливания. Система ежедневного закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк), действие воды и другие.

Сила закаливающих воздействий увеличивается постепенно. В раннем возрасте это особенно важно, так как дети разные и при интенсивном, слишком энергичном воздействии могут пострадать самые слабые.

Четвертый принцип. Сочетание действий местных и общих закаливающих факторов. Если мы считаем, что закаливаем ребенка, когда ежедневно обливаем ему ноги, то это глубокое заблуждение: тело ребенка остается чувствительным к холоду. Оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на наиболее чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).

Пятый принцип. Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности — периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п.

При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.

Шестой принцип. Все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, то есть в покое и при различной двигательной активности.

Седьмой принцип. Эффективность закаливающих процедур возможна только при положительной эмоциональной реакции ребенка. Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений в состоянии здоровья.

Специальная подготовка лыжников проводится, как правило, на свежем воздухе, что оказывает закаливающее действие, однако интенсивность охлаждения воздействия может превысить меру защитных возможностей организма спортсмена и вызвать простудные заболевания.

У лыжников-гонщиков относительно часты хронические заболевания верхних дыхательных путей — хронические тонзиллиты, фарингиты, риниты, что связано с длительным интенсивным дыханием холодным воздухом. Их гигиеническая профилактика заключается в постоянном применении комплекса закаливающих процедур (мытье ног прохладной водой перед сном, питье холодной воды, контрастный душ и т. д.).

Чтобы предупредить травмы, лыжникам необходимо совершенствовать техническую подготовку, а перед скоростно-силовой нагрузкой разогревать мышцы (до 38° С).

Классические беговые лыжи – один из лучших способов укрепить мышцы и поднять иммунитет в зимний период времени. Кроме того, лыжный спорт способствует борьбе с депрессией и значительно улучшает настроение.

Лыжные прогулки укрепляют сердечно-сосудистую систему, улучшают работу сердечных мышц, нормализуют кровяное давление и процессы обмена веществ – все это положительно сказывается на естественном уровне иммунитета.

Кроме этого, физические нагрузки при температуре ниже нуля обладают закаливающим эффектом, повышая защитные функции организма. Вдобавок, лыжный спорт ведет к выработке гормонов радости – эндорфинов – что так важно в борьбе с депрессией.

Для анализа было опрошено 34 человека, которые занимаются лыжным видом спорта. Каждый из участников ответил на два вопроса:

Как часто Вы болели до того, как стали заниматься лыжным спортом?

Как часто Вы болеете после того, как стали заниматься лыжным спортом?

К каждому вопросу было предоставлено несколько вариантов ответа:

3 раза в год и более.

Результаты опроса можно наблюдать на графике ниже.

hello_html_3407d3c3.jpg

Результаты опроса показали, что до начала занятия лыжным спортом было всего два человека, которые не болели. Десять человек болели хотя бы один раз в год. Два раза в год болело четырнадцать человек. Три раза в год и более болело целых восемь человек.

После того, как дети стали заниматься лыжным спортом, их здоровье значительно улучшилось. Число детей, которые не болели, достигло 25 человек. Один раз в год стало болеть 9 человек. После начала занятия лыжным спортом дети перестали болеть более одного раза.

Исходя из результатов опроса можно сделать вывод, что частота заболеваний заметно снизилась после того, как дети стали заниматься лыжным спортом. Данный факт говорит о том, что лыжный спорт закалил детей и улучшил иммунитет.

Одним из способов закаливания организма является катание на лыжах и кон. Это спортивное занятие сочетает закаливание солнцем, воздухом и движением. При этом повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям, нормализуется дыхание, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развивается координация движений

Исходя из опыта можно составить примерную схему закаливания.

Гимнастические упражнения – 10-15 минут.

Воздушная ванна – 20-30 минут. Проходит лыжный забег/пробежка по установленным маршрутам.

Солнечный ванны. Около 5-7 минут, пока идет передышка.

Гимнастические упражнения – 10-15 минут. Упражнения выполняются в качестве заминки.

Умывание прохладной водой. Умывается лицо, шея, верхняя часть груди и руки выше локтя.

Контрастное обливание ног – стоп и нижней части голени водой.

Подводя итог нашей работы, можно сделать следующие выводы:

1. В ходе проведения литературного анализа мы выяснили, что при закаливании нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Закаливание организма должно быть систематичным, то есть регулярным повторением всех процедур и воздействий. А также закаливание должно быть многократным.

2. В результате наших исследований можно утверждать, что при занятиях лыжным спортом у детей повысился иммунитет и стойкость к простудным заболеваниям.

3. В ходе исследования был составлен комплекс закаливающих процедур. В эти процедуры входят: Гимнастические упражнения, воздушная ванна, солнечный ванны, умывание прохладной водой, контрастное обливание ног – стоп и нижней части голени водой.

Здоровье требует особенного внимания, особенно в нынешних экологических условиях при пассивном образе жизни. Одним из ключевых элементов поддержания иммунной системы является закалка. На примере занятий лыжным спортом была рассмотрена методика укрепления здоровья. В ходе исследования было установлено, что люди, которые стали заниматься спортом, стали намного меньше болеть, более чем у 50% опрошенных простудные болезни ушли из жизни.

Закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших условий развития полноценной здоровой личности является постоянная поддержка организма человека в хорошей физической форме на протяжении всей жизни и формирование восприятия занятий спортом, как неотъемлемой части быта, как общепринятую норму и вполне обыденное занятие. В процессе формирования такого мировоззрения возникает вопрос каким видом спорта и когда следует заниматься, на него и следует сформулировать ответ учителю физической культуры в ходе формирования соответствующего отношения у детей к спорту на своих занятиях. Одним из самых не простых видов спортивной и физической подготовки является занятие лыжным спортом или в данном случае лыжной подготовкой.

Семенова Ольга Ивановна,

учитель физической культуры МКОУ Копкульская СОШ

Занятия лыжами как средство закаливания организма в условиях сельской школы

Одним из важнейших условий развития полноценной здоровой личности является постоянная поддержка организма человека в хорошей физической форме на протяжении всей жизни и формирование восприятия занятий спортом, как неотъемлемой части быта, как общепринятую норму и вполне обыденное занятие. В процессе формирования такого мировоззрения возникает вопрос каким видом спорта и когда следует заниматься, на него и следует сформулировать ответ учителю физической культуры в ходе формирования соответствующего отношения у детей к спорту на своих занятиях. Одним из самых не простых видов спортивной и физической подготовки является занятие лыжным спортом или в данном случае лыжной подготовкой.

Правила техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой


Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии.


Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме. Надевать обувь лучше на два носка. Носки должны быть сухими.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть длинный свитер.

Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку, прикрывающую уши, а на руки - варежки.

Выйдя на улицу, не спешите вставать на лыжи, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

В течение всего года регулярно выполняйте упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма.

Следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять упражнения.

При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3-4 м, при


спусках - не менее 30 м. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки. Если возникает необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади). Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

О поломке и порче лыжного снаряжения, о необходимости сойти с дистанции

надо обязательно предупредить учителя. Не уходите с занятий без разрешения учителя.

Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет

к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее

завершения надеть вновь.

Перед входом в помещение счистить снег с лыж. Лйг-


Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при V занятиях лыжной подготовкой следующие: температура не ниже -14, тихий ветер.

Разработка урока физкультуры в 8 классе

Назначение: 8 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Педагогические технологии: 1. Здоровье сберегающие

Форма проведения: 1. Фронтальная

Методы: 1. Наглядный

Цели и задачи:

1. Образовательные:

*Учить технике конькового хода.

*Формировать умение анализировать свои двигательные действия и исправлять ошибки.

*Закрепить технику изученного конькового хода посредством подвижной игры.

2. Развивающие:

*Развивать и поддерживать учебную мотивацию, познавательный интерес учащихся.

*Применять знания и способы действий в измененных условиях.

* Развитие самостоятельности и самоконтроля.

*Развитие координационных способностей.

3. Оздоровительные:

*Сохранение и укрепление здоровья.

4. Воспитательные:

*Воспитание организованности и внимания.

*Воспитание чувства коллективизма.

Место проведения: Спортивная площадка

Дата и время проведения: 25.02.14 6 урок

Учитель: Спиридонова Ирина Юрьевна

Инвентарь: Лыжный инвентарь, флажки, свисток.

На сегодняшний день лыжный спорт стал одним из самых популярных видов спорта. Он закаляет физическое воспитание и характер двигательных действий. За последние двадцать лет стремительными темпами развивается теория и методика лыжного спорта. Лыжный спорт помогает продемонстрировать силу, умения спортсмена, а также высоту тактического мышления. Занятия лыжным спортом, как и других видов спорта, имеют определённую цель. Одни хотят просто похудеть, другие ставят высокие планки и хотят стать чемпионами, третьи же просто закаляют дух, воспитывают характер и волю к победе. Тренировки должны быть упорными и регулярными для достижения результатов. Однако, не всегда удается дать детям то количество теоретической информации которое необходимо для того, что бы сформировать целостное представление о лыжах и лыжной подготовке. О выдающихся людях спорта и их достижениях можно рассказать детям в процессе движения на спортивную площадку. Содержание вводной беседы к данной теме урока может быть следующим. (Приложение 2)

Читайте также: