Сообщение о народах ханты манси

Обновлено: 02.07.2024

В Красноярском крае в гг. проживало стабильно 40—45 хантов, все они были мигрантами из Тюменской области. В 2002 г. их число уменьшилось вдвое — до 19 человек. Перепись 2010 г. зафиксировала в крае 14 хантов.

Говорят на хантыйском языке группы уральской языковой семьи. Письменность создана в гг. — первоначально на основе латинской, с 1937 г. — русской графики.

Основные занятия — речное рыболовство, таежная охота, оленеводство, собирательство. Женщины шьют одежду и обувь из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивают бисером.

Традиционные зимние жилища хантов — каркасные, углубленные в землю, пирамидальной формы или срубные, с открытым глинобитным очагом. На севере оленеводы вели кочевой образ жизни и жили в чумах.

Одежда у хантов — северного типа: глухая и распашная. Женщины носили шубы из оленьего меха, из сукна, тканевый халат поверх платья; мужчины — малицу, совик, парку. Одежда украшается бисером, металлическими бляшками, тканевой аппликацией. Обувь меховая, замшевая, кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние — с меховыми чулками).

В пище у хантов преобладает рыба. Ее едят свежей, сырой и мороженой (строганина), жарят и варят, заготавливают впрок вяленую, копченую и сушеную, с XX в. — соленую. Пьют рыбий жир, приготавливая его с ягодами. Мясо едят сырым и вареным. Употребляют в пищу орехи и дикоросы. Ханты пьют много чая, едят много хлеба.

Верующие ханты — православные, однако сильны традиционные верования (тотемизм, анимизм, шаманизм, культ предков). Развит культ медведя. С медвежьим праздником связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

Ханты и манси – родственные сибирские народы. В свое время они были храбрыми охотниками, слава о которых доходила до Москвы. Теперь это небольшая группа жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округа. Удивительно, но этот народ сумел сохранить свою культуру до наших дней. Обские угры (обобщенное название народов) занимаются скотоводством, охотой и продолжают верить в духов.

История народа


Основная версия происхождения народов говорит о смешении угорских и древних уральских племен. Изначально манси проживали на склонах Уральских гор. Эту версию подтверждают многочисленные археологические находки.

В Пермском крае ученые обнаружили места поклонений языческим богам. Там же были найдены остатки предметов быта и оружия, черепа медведей со следами от ударов топорами.

Религия

До конца XVI века духовная жизнь обских угров была обособленной. Верования народов сочетали в себе ритуалы, шаманизм, поклонение духам.

Религиозные традиции ханты и манси не были однозначными. Некоторые верили в три сферы мироздания: верхнюю, где царствовал бог Торум; среднюю, где жили люди, звери и духи; и нижнюю – обиталище мертвецов и Куль Отыра – неприятеля небесного Торума. Существовала и иная, горизонтальная картина мира, когда верхний мир связывался с верховьями Оби, нижний – с низовьями реки, а средний – с землей.

Начатая в XVII столетии христианизация региона не коснулась основ религии народа, но все-таки оставила заметный след. Практически в каждой семье есть православная икона. Но лики святых сравнивают с языческими богами. Николай Чудотворец для хантов и манси олицетворяет Торума, Богородица – богиню земли Калтась-эква.


Издревле народы почитали духов. Одни из них помогали, а другие – вредили человеку. Для борьбы с силами зла совершались обряды и строго соблюдались правила и запреты. Место вокруг костра считалось священным. Туда нельзя было бросать мусор, втыкать нож или другое орудие.

Охотники проводили церемонии с черепами и шкурами зверей, чтобы убитые животные как можно быстрее возродились.

Ханты и манси верили в существование духов-защитников. Считалось, что связь с покровителем устанавливается во время ритуала вскоре после рождения ребенка.

Народы не сомневались, что после смерти человек становится духом, которому живые обязаны делать подношения.


Жилье

Чум – традиционное жилище ханты и манси. Коническую постройку с деревянным каркасом очень удобно перевозить. Установка дома занимала у кочевников около 40 минут. Внутреннее убранство чума:

  • Шест. Главный элемент дома состоял из 20-30 жердей. Он был очень прочным и не прогибался под тяжестью покрытия и снега.
  • Очаг. Его располагали точно под верхушкой жилища. Огонь считали живым существом. Когда хозяйка шила новое платье, она обязательно отрезала кусок ткани и бросала в очаг.
  • Спальные места. В жилище пространство четко разграничено. Почетное место предназначалось для гостей, дальше к двери располагались члены семьи. Причем мужское население размещалось ближе к очагу, а женское – к выходу.


Кухня

Основу рациона питания северных жителей составляли сырая, вареная, сушеная, копченая рыба и мясо.

  • Оленина. Одним из любимых лакомств считалось свежее сырое мясо.
  • Порса – толчёная мелкая сушёная рыба.
  • Строганина – тонкие ломтики свежемороженной рыбы или мяса оленя.
  • Юкола – сушено-вяленая рыба. Благодаря долгому сроку хранения, обычно, юколу заготавливали на зиму.

По традиции ханты и манси пекут хлеб в печке под открытым небом. Ее протапливают, извлекают зону и кладут внутрь тесто.

Древний народ очень бережно относится к продуктам питания. Хозяйка не допустит, чтобы остатки еды и особенно хлеба оказались в мусорном ведре. А если крошки окажутся на полу, мизгирь-паук подберет их и отнесет Торуму. Божество увидит, что человек пренебрежительно обращается с пищей, которую он ему ниспослал, разозлится и накажет семью голодом и несчастьями.

Свежий хлеб возбраняется резать ножом – продукт еще живой и лезвие причиняет ему страдания, поэтому правильнее отламывать куски руками.

Вороний день


Для обских угров начало года приходится на весну, когда природа просыпается от карканья вороны. Несколько примет:

  • Ворона купается – к дождливой погоде;
  • кричит на охотника – удачи ждать не стоит;
  • птицы сидят на нижних ветках – к сильному ветру.

Ворона признана защитницей матерей и детей. В праздник люльки наполняли свежими опилками. А старую стружку высыпали на окраине поселения в определенном месте, чтобы ворона после долгого перелета села на них и погрела лапки.

В этот день по традиции ханты и манси готовят еду на костре, обращаются к духам, кланяются березе. Северный народ беспокоится о будущем жилище вороны. Дети мастерят гнезда и украшают их разноцветными лентами. Говорят, чтобы заслужить доброе расположение пернатой гостьи, нужно изготовить как можно больше гнезд.

Копируя крики птиц, участники гуляний зазывают всех к столу. После пиршества наступает время спортивных игр и национальных танцев. Мужчины показывают свое мастерство и силу в беге с палкой, прыжках, борьбе, метании аркана на трехметровый деревянный шест.

Медвежий праздник


Для обских угров медведь – священное животное. Народы считают зверя сыном великих божеств и хозяином тайги. По легенде Бог спустил сына на Землю и запретил опустошать селения и есть оленей. Зверь все же нарушил наказ отца. Торум рассердился, сделал его смертным и за ослушание разрешил охотникам его убивать.

После каждой успешной охоты ханты и манси проводили обряды, в которых они старались загладить свою вину за то, что они его убили.

Со временем праздник стали отмечать реже – один раз в семь лет.


Во время торжества всех угощают, раздают сладости, поют песни о хозяине тайги, танцуют в масках и костюмах животных.

Гулянья начинаются с инсценировки охоты. Затем приступают к состязаниям. Охотники соперничают в стрельбе, готовят медвежье мясо с соблюдением правил и ритуалов. После застолья кости собирают, чтобы захоронить, ведь только так медведь сможет возродиться вновь.

На празднике предоставляется возможность не только насладиться представлением, но и приобрести сувениры с изображением медведя или украшения ручной работы. Здесь и меховые изделия, ножи, национальные костюмы, маски и даже игрушки в виде священного животного.

Традиции ханты и манси интересны и загадочны. У обских угров не существовало строгого различия между животным и человеком. Древний малочисленный народ продолжает сохранять традиционный уклад жизни, борется за сохранение языка и особенностей культуры.

– малочисленный народ северных регионов. Общая численность около 31 тысячи человек. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.

народ ханты

История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Фото Фотографии народов Ханты и Манси

Народы Манси и Ханты - родственные. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа.

Редакция информационного портала NYAGAN.LIFE выражает благодарность директору Лариной Марине Анатольевне и заведующей отделом краеведения Кандровой Ирине Геннадьевне за предоставленные материалы.

(Фото на обложке: Семья Мултановых, родовые угодья, Сургутский район, 2016 год. Фотограф: Владимир Никитин).

Читайте также: