Зачеркните логическое если часов докажите дайте горит сообщение о свободных вакансиях

Обновлено: 01.07.2024

1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ Для формирования функциональной грамотности ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 7 класс ЧАСТЬ 3 Мониторинг формирования функциональной грамотности Читательская грамотность

4 1. Какую проблему обсуждают участники чата? Отметьте ОДИН правильный ответ. качество наушников трудности общения людей поведение на дискотеках плохое настроение 2. Кто из участников чата высказывает абсолютно противоположные точки зрения? Отметьте ВСЕ правильные ответы. Вадим Ярослав Ярослав Вика Вика Татьяна Татьяна Ярослав Вадим Татьяна 3. Прочитайте данные ниже утверждения. Запишите рядом с номером каждого утверждения имя участника чата, который придерживается такой точки зрения. Точка зрения 1. Наушники знак того, что человек не хочет считаться с другими людьми. 2. Нельзя надевать наушники на дороге: пешеход в наушниках не способен адекватно оценить опасность. 3. Общение то, что делает общество человеческим. 4. Общение не должно быть навязанным. Имя участника чата 5. С человеком в наушниках нужно общаться подругому. 7 класс Читательская грамотности 4 стр. из 10

7 Познакомьтесь с данными опроса. 1. В каких ситуациях, судя по тексту статьи, пилот обязан вести самолёт сам, не полагаясь на автопилот? Назовите три таких ситуации, упомянутые в тексте. 7 класс Читательская грамотности 7 стр. из 10

10 8. Какие риски, связанные с автоматизацией, не названы в статье, но о них упоминается в опросе? Запишите свой ответ. 9. Какой факт из перечисленных ниже вы могли бы привести, если бы захотели поспорить с автором статьи? Отметьте ОДИН правильный ответ. Более 1,5 миллиона британских водителей, выполняя голосовые команды навигатора без учёта того, что происходит на дороге, совершали опасные манёвры. 300 тысяч из-за этого попали в аварийные ситуации. Построенный древними римлянами водопровод снабжает Рим водой и сегодня. Распространение компьютерных программ, которые просчитывают варианты ходов в шахматных партиях, заставило современных шахматистов играть более творчески. Исследование, проведённое в Англии, показало, что люди, выполняющие в пути пошаговые голосовые инструкции, с трудом могут нарисовать даже примерную карту их маршрута. Многие не осознают, что их дважды отправляли в одно и то же место. При использовании обычных карт этого не происходит. 7 класс Читательская грамотности 10 стр. из 10

2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

4. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.

6. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.

7. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.

8. В речи он употребляет диалектные и областные слова.

9. Алексей мысленно подумал, что это конец.

10. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

Б. Как называется вид речевых ошибок.

1.Тавтология. 2. Плеоназм. 3. Канцеляризм

Ответ:

Цветущий яблоневый сад

Цвет яблони! Цвет нежности весенней, цвет радости весенней, цвет весенней мечты…

Иду по тропинке, которая змейкой вьется между редким кустарником. Она ведет меня в сад. В изумительный, цветущий яблоневый сад. Вот он стоит, счастливый, богатый, роскошный! И легкая прохлада овевает его. Сад вспыхнул пенным пожаром передо мною. Бело-розовые массы цветов. Голубое прозрачное небо… Сад весь наполнен і гулом пчел. После свидания с каждым цветочком они уносят с собой на лапках нежную пыльцу и ароматный нектар. Направо, на повороте к беседке, яблоня склонилась, похожая на женщину в белой накидке, которая машет мне белоснежной рукой. На коре деревьев бусы росы переливаются на солнышке. А под деревьями – свежая зелень трав, усыпанная легкой метелью нежно-розовых, снежно-белых лепестков.

Эта длинная аллея ведет меня к самому сердцу сада – в самую гущу молодых цветущих яблонь. И тут уже теряешься, которая же из них прекраснее? Но красота цветущих яблонь не вечна. И сад, будто понимая это, за короткое время стремится показать все свое великолепие: и звуки, и краски, и запахи.

Из окна моей комнаты я смотрю на сад. и счастье просыпается со мной каждое утро. Весь, весь белый! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя.

1 предложение.
Над глухою степью, бесконечной цепью
~~~~~~ - - - - - - - ~~~~~~~~~~~~ - - - - -
В неизвестный путь, облака плывут
~~~~~~~~~~~~ - - - - - ______ ______
______
Ты всп поймешь?
- - - это дополнение ПУНКТИРОМ ПОДЧЕРКМВАЙ

~~~~~ это определение ВОЛНИСТОЙ ЛИНИЕЙ ПОДЧЕРКИВАЙ

____ это подлежащее одной чертой подчеркивай

____ это сказуемое 2мя чертами
____

Найти причастие к словам: Цирк, цифра, мотоцикл, авиация, цыплёнок, циркуль, цыган, цистерна, станция. СРОЧНО ПЖ СДЕЛАЙТЕ ДАМ 2

Зачеркните логически лишнее слово и определите вид речевой ошибки.
Зачеркните логически лишнее слово.

лишние слова
1. по работе
2 всегда
3 освободных
4 очень
5 однгого от другого
6 индивидуальные
7 пустую или порожнюю
8 областные
9 мысленно

1. по работе. коллега- сотрудник.
2. запятыми. обособляется - значит выделяется запятыми
3. свободных. вакансия - свободная должность.
4. очень. замечательные-очень хорошие
5. одного от другого.
6. свои. индивидуальные - и есть свои
7.либо пустую, либо порожнюю, т. к. это одно и то же
8.областные или диалектные - это одно и то же. лучше убрать областные.
9.мысленно. думать =мыслить
10. оставить только: в ней много образных выражений.

4. Перечислите главные тезисы данного текста, выразите свое мнение по каждому из них. Используйте данные клише:

Я думаю (считаю), что…п

Хотелось бы отметить…

Нельзя (не) согласиться с …

На мой взгляд,…

Я думаю, что главным тезисом данного текста являются:

1)Отличие электронных словарей от бумажных

2)Отличие электронных словарей и их особенности.


  1. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения.

  1. Составьте логическую схему статьи.

Авто- : Авторите ́ т, автопортре ́ т, авто ́ граф, автобиогра ́ фия, авторефера ́ т, автоно ́ мия, а ́ вторство, а ́ втор.

Анти- : антифаши ́ ст, антиалкого ́ льный, антиуто ́ пия, антипаралле ́ льный

Гипер-: гипертони ́ я, гиперестези ́ я

Гипо- : гиподинами ́ я, гипоце ́ нтр

Интер-: интернациона ́ льный, интердвиже ́ ние, интерклу ́ б, интерлингви ́ стика, интеротря ́ д, интерсиндика ́ т, интерспу ́ тник, интерфро ́ нт

Микро-: микрофи ́ льм, микрофо ́ н

Моно- : моногра ́ мма, монотеи ́ зм

Мульти-: мультимиллионе ́ р, мультите ́ ст

Поли- : полиграфи ́ я, полигло ́ т

Прото- : протопла ́ зма, протоиере ́ й

Псевдо-: псевдоартро ́ з, псевдони ́ м

Нео- : неологи ́ зм, неонаци ́ зм

Суб- : ̀ субтро ́ пики, субти ́ тр, субаре ́ нда

Супер-: суперме ́ н, суперэли ́ та, суперобло ́ жка
Задание 3 .


  1. Чем вызвана необходимость прогнозов науки и техники? Прежде всего - научно-технической революцией, гигантским повышением роли науки в жизни общества.

Главное – придумать оправдание этому кошмару

Конечно, карьера – это, прежде всего, работа. Если вы воспринимаете работу как способ заработка или социальную повинность, никакой карьеры у вас не будет. Если работаете то, любите всё что вам приходится делать. Таков закон карьеризма.

Безусловно, людей готовых много работать гораздо меньше, чем людей готовых работать мало. Поэтому карьеристы довольно немногочисленная каста избранных. Секрет прост, человек, который работает по 18 часов в сутки, конечно, гораздо больше заработает, его будут больше уважать, он имеет возможность посмотреть мир. Но за этим стоит только одно — готовность постоянно жертвовать всем ради работы.

Чтобы не сойти с ума от бешеногоритма жизни, надо найти внутреннее оправдание всему этому кошмару. Для меня это соревнование. Вы ставите себе задачу выше, дальше, сильнее. Я уверен все карьеристы растут, потому что в природе человека заложено желание быть первым. В своей фирме, в своей профессии. А ещё существуют чемпионаты России, Европы и мира. И там тоже хочется победить. Все карьеристы, которых я знаю, осознанно или нет участвуют в этом состязании. И это нормально.

Нетрезвый расчет собственных сил ведёт, к несчастью, Одно дело, если ты упал от того, что вообще не умеешь бегать, совсем другое если не рассчитал силы на конкретной дистанции. Из первой ситуации есть только один выход — не бегать. Вторая дает шанс встать, потренироваться и бежать дальше.

Конечно, надо быть терпеливым. Хотим или нет, приходиться ждать подходящего момента, нужной ситуации. Научитесь ждать и не воспринимайте это как поражение. Если же вы нетерпеливы, меняйте работу. Нет нужной должности в вашей фирме, значит найдется в другой. Во всем мире принято менять не только работу, но и место жительства ради вожделенной вакансии. Конечно, в подобных передвижениях есть определенная доля неизвестности, но кто сказал, что карьера это синоним успеха?

Что ещё? Карьерист должен иметь наглость заявить о себе. Должен приучить себя к лидерству. Быть немного фрондером. Вас должны заметить, а от доброты душевной никто этого не сделает. Но надо иметь наглость и отказаться от собственных заявлений, если этого требует время и ситуация. Да, вчера вы говорили, что это голубое, а сегодня признайтесь, что всего-навсего белое и голубым станет только какое-то время спустя. Это не конформизм, а точный расчет ситуации. Карьера не любит принципиальной упертости.

Конечно, надо любить учиться. Профессионализма никто не отменял. Я пришел на РТР прекрасно понимая, что мне не хватает знаний и опыта, необходимых для новой работы. Я ничего не понимал в составлении сеток вещания, не имел представления как считаются рейтинги. Но я не боялся. Я опасался одного, что ситуация начнет развиваться быстрее, чем я успею усвоить все необходимые мне вещи. Свою некомпетентность я не скрывал, это было бессмысленно. Я учился. И хотя при этом занимал достаточно высокий пост, не считал зазорным учиться.

Дальше. Работа над ошибками. Именно работа без эмоций и стенаний. Все люди совершают ошибки, и не стоит сильно переживать по этому поводу. А вот анализировать промахи надо. Вы должны договориться с собой сами, вы осознаете свои ошибки или вам нужны люди, которые смогут без зависти оценить все что вы делаете.

Но ни в коем случае не говорите себе, теперь я все понял и никогда уже этого не сделаю. Такого не бывает. Человек вляпывается в одни и те же проблемы много раз. Другое дело, что каждый раз он вляпывается по-разному. Значит надо тренироваться выходить из трудных ситуаций тоже по-разному. И ни в коем случае не надо смотреть назад, говорить себе, что ты неправ. В этом нет никакого смысла, возврат к прошлому только отнимает лишние силы, поэтому живите будущим

И последнее. У карьеры изменчивый характер. Всегда надо быть готовым к тому, что все может кардинально измениться. И необязательно в лучшую сторону.

Для карьеры нужна хорошая репутация. Всегда помните окружающие будут судить вас по человеческим законам. Поэтому не стоит усиленно работать локтями.

Карьеризм - погоня за должностным продвижением по службе, за успехом в профессиональной деятельности в целях достижения личного благополучия.

Профессиональная прочность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда.

Комплексовать - нервничать, переживать, волноваться, считать себя неполноценным.

Лидерство - процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Фрондер - человек, восстающий против чего-нибудь не из принципов, а из духа противоречия, из склонности к порицанию.

Рейтинг - числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления.

Некомпетентность - отсутствие конкретных необходимых познаний. некомпетентный. малокомпетентный. иметь отдаленное представление о чем.

Репутация - закрепившееся определённое мнение о человеке или группе людей.


  1. Сила – величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением.

  1. Для ускорения работы компьютера необходимо использовать мышку .

  1. Диск позволяет переносить документы и программы с одного компьютера на другой.

  1. Один из основных элементов управления Windows’10 - главное меню .

Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающегося города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся… Т а к п р о ш л о о к о л о ч а с а, м о ж е т б ы т ь, и б о л ее… Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух… Оглядываюсь – никого нет кругом; прислушиваюсь снова – звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, рнастоящая русалка. За щ и т ив глаза ладо н ью от лу ч ей солнца, она п р иста л ьно всмат р ивала с ь в да л ь, то с м еяла с ь и рассуждала сама с собо й , то за п евала снова п ес н ю. (М. Лермонтов.)

3. Ночною-мягкий, шум- твердый, засыпающего-мягкий, нашу-твердый, прошло-твердый, часа-мягкий, может-твердый, что-твердый, похоже-твердый, слух-твердый, прислушиваюсь-твердый, крышу-твердый, девушка-твердый, распущенными-мягкий, настоящая-мягкий, защитив- мягкий, лучей- мягкий, рассуждала-твердый.

4.Оглядываюсь – (результат) никого нет кругом; (части предложения распространены, есть знаки препинания) прислушиваюсь снова – (результат) звуки как будто падают с неба.

Сборник упражнений с ключами по русскому языку к разделу

а) Из выступления А.А. Ахматовой по ленинградскому радио в конце сентября 1941 г.

Мои дорогие сограждане, матери, жёны и сёстры Ленинграда. Вот уже больше месяца, как враг грозит нашему городу пленом, наносит ему тяжёлые раны. Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при самой мысли о том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом – в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием. Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским. Эта вера крепнет во мне, когда я вижу ленинградских женщин, которые просто и мужественно защищают Ленинград и поддерживают его обычную, человеческую жизнь.

б) Протокол заседания ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 г.

Присутствовали: Троцкий, Свердлов, Дзержинский, Сталин, Иоффе, Сокольников, Муранов, Милютин.

1)Доклад о Северном фронте.

Тов. Свердлов сообщает о положении дел на Северном фронте.

2) Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов. Тов. Дзержинский о полной дезорганизации в Исполнительном комитете, предлагает обязать всех членов Исполнительного комитета – большевиков непременно работать в

Исполнительном комитете или выйти оттуда.

Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остаётся добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.

Наличие вариантов нормы, наличие двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан.

Упражнение 2. Выделите в составе синонимов общеупотребительные, книжные, разговорные слова. Какие из членов синонимического ряда относятся к внелитературным элементам (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова)? Какие из слов имеют эмоционально-экспрессивную окраску? За справками обращайтесь к толковым и синонимическим словарям. а) Бессмысленный, глупый, дурацкий, идиотский;

б) бить, избивать, колошматить, лупить, мутузить, дубасить, костылять;

в) болтун, балаболка, пустобрёх, трепач, трепло;

г) дорога, путь, стезя;

д) думать, мыслить, мозговать, кумекать;

е) местный, здешний, тутошний;

ж) свергнуть, низвергнуть, низложить, свалить, сбросить;

з) сильный, мощный, могучий, могутный, дюжий;

и) печалиться, кручиниться;

Упражнение 3. Распределите слова по группам: нейтральные, высокие, сниженные. По толковым словарям проверьте наличие у слов дополнительных стилистических помет. Какие из этих слов имеют также ограничения по употреблению в конкретных стилях русского литературного языка?

Сад, берег, разгильдяй, головушка, дом, стол, день, работяга, трава, носатый, ручища, говорить, умничать, старикашка, воздух, стена, стезя, повествовать, негативный, чинуша, держава, чаяния, белый, огонь, языкастый, человечишка, книга, тетрадь, роща, крепыш, разиня, сумерки, туман, ручей, рассвет, хапуга, злюка, верзила, разглагольствовать, рифмач, виртуоз, стяг, зодчий, повергать, военщина, вечерком, балбес, реять, отчий, голубить.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Упражнение 4. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.

В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).

Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).

Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).

Используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи, составьте и напишите реферат по одной главе или по одному параграфу учебника физики, биологии, химии, русского языка.

• В работе (книге, статье, параграфе) анализируется проблема (даётся характеристика, излагается теория, исследуется проблема, обосновывается тезис, обобщается опыт, описывается теория, освещается проблема, показывается сущность, приводится анализ, разбирается проблема, дано описание).

• Автор анализирует проблему (выявляет сущность, затрагивает вопрос, решает комплекс задач).

• В связи с этим автор касается (выделяет).

• Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами.

• По мнению автора, .

• Как отмечает (считает) автор, .

• Вместе с тем, как подчёркивает автор, .

• Особое внимание уделяется.

• Важное значение имеет.

• Далее освещается проблема (вопрос).

• В этой связи раскрываются также причины.

• Касаясь причин. автор подчёркивает, что.

• Во-первых. во-вторых. в-третьих.

• Эта проблема может быть рассмотрена в двух основных аспектах.

• В следующей главе прослеживается.

• Примером этого могут служить.

• При этом подробно освещается роль.

• В частности, отмечается, что.

• Подчёркивается исключительная важность.

• Этот тезис иллюстрируется примером.

• Это положение подкрепляется, в частности, примером.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Упражнение 5. Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к официально-деловому стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи.

а) Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства

измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерения и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

б) Инструкция

1. Перед пользованием будильником следует завести пружину хода, для чего ключ надо вращать до отказа в направлении, указанном стрелкой на крышке у ключевого отверстия.

2. Кнопку часовой и минутной стрелок поворачивать только в указанном на крышке направлении.

3. Момент сигнала звонка устанавливать по сигнальной стрелке кнопкой, направление вращения которой указано стрелкой у отверстия. Вначале следует установить стрелку на нужное время, затем завести пружину звонка, для чего вращать ключ в направлении, указанном стрелкой на крышке.

4. С часами следует обращаться осторожно. Резкие толчки и удары могут повредить часы.

5. Будильник рекомендуется заводить каждые сутки в одно и то же время.

6. Во избежание прекращения действия гарантии вскрывать механизм часов, смазывать, разбирать или ремонтировать часы самостоятельно не рекомендуется.

Упражнение 6. Используя данный ниже образец, напишите текст протокола собрания класса с повесткой: выборы редколлегии класса.

собрания учащихся 11 класса средней школы № 1 г. Москвы

от 22 сентября 2001 года.

Присутствовало 35 человек.

Председатель собрания – Р. Мамаев.

Секретарь собрания – О. Петрова. Повестка дня:

1. Организация помощи отстающим ученикам.

Слушали: об организации помощи отстающим ученикам; М.О. Озерова, куратор класса, отметила низкую успеваемость некоторых учащихся.

1. Организовать индивидуальные занятия с отстающими учениками. Поручить Орлову Сергею заниматься с Сидоровым Игорем по русскому языку, Ивановой Ольге – с Семёновой Анной – по алгебре.

2. Заслушать отчёты об успеваемости Сидорова и Семёновой на следующем классном собрании (через месяц).

Председатель собрания ___________ Р. Мамаев

Секретарь собрания ___________ О. Петрова

Упражнение 7. Используя данный ниже образец, напишите текст собственного заявления с просьбой освободить Вас от занятий по физкультуре.

Директору средней школы № 1

Сергеевой Марине Геннадиевне ученика 11 класса

Фёдорова Сергея Ивановича

Прошу освободить меня от учебных занятий на пять дней (с 1 по 5 октября 2001 г.) в связи с поездкой в г. Петербург на слёт юных журналистов.

20.09.01 С.И. Фёдоров

ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Упражнение 8. Найдите различные виды тропов в отрывках из художественных текстов.

1. Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил. Спутник песенкою странной сердце бередил (Ахматова). 2. Уснули, спят стихи. Все образы, все рифмы. Сильных, слабых найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи, лежат в своих силлабах. И каждый стих с другим как близкий брат, хоть шепчет другу друг: чуть-чуть подвинься (Бродский). 3. О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень (Ахматова). 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных, все сердца туманит (Ахматова). 5. Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) 6. Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой! (Пушкин) 7. Люблю тебя, Петра творенье! (Пушкин). 8. Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (Чехов). 9. Перо его местию дышит (А.К. Толстой). 10. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов).

Упражнение 9. Укажите источники речевой экспрессии (тропы, фразеологизмы, крылатые слова и т.д.) в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано употребление тропов в приведенных примерах?

Упражнение 10. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в отрывках из художественных текстов.

1. Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей (Ахматова). 2. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). 3. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). 4. Оттого и оснеженная даль за окнами тепла, оттого и я, бессонная, как причастница спала (Ахматова). 5. Тебе – белый свет, пути вольные, тебе зорюшки колокольные. А мне ватничек и ушаночку. Не жалей меня, каторжаночку (Ахматова). 6. Так любовь уходит прочь. Навсегда. В чужую ночь. Прерывая крик, слова.

Став незримой, хоть жива (Бродский). 7. Жить – так на воле, умирать – так дома (Ахматова). 8. Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – на всём божьем свете! (Блок). 9. Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдет, как с белых яблонь дым (Есенин). 10. И какие-то печали издали, и туманные скрижали от земли. И покинутые в дали корабли. И какие-то за мысом паруса. И какие-то над морем голоса (Блок). 11. Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, – и за тебя я пью, – за ложь меня предавших губ, за мёртвый холод глаз, за то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас (Ахматова).

Упражнение 11. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей.

Всегда ли оправдано их употребление?

Упражнение 12. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

Все туристы, вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем.

Упражнение 13. Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Баранца относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

Упражнение 14. Докажите, что приведённый ниже текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?

Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка. знаменитая. М. А как же, ну, а как же!

Н. Наверно, играли там? В детстве?

М. На Собачьей? Мы не играли, а. проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была.

Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.

Н. Угу. М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны.

Упражнение 15. Прочитайте отрывок из записи разговора. Докажите, что он относится к разговорному стилю. Попробуйте записать содержание этого разговора, используя нормы письменной речи.

Шо-то помню чё-то такое вот. Так. Теперь на этом месте, где наш дом, там же, вот это вот, где щас стоит, новое же здание. Ве. Верховного. суда. Российской Федерации, где новое. туда, в сторону, немножко. Ну угол-то как раз, как раз угол. Улица Поварская щас. Опять назвали Поварской. А сюда – Ржевский. Вот угол, тут была церковь. И вот этот. и. этого ж дома не было. Было мале. маленьк. ну, небольшое здание. Туда. Дальше. Вот к церкви сюда. В сторону церкви.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ТИПЫ

Упражнение 16. Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.

Социальные процессы, представить объяснительную записку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пенсионный фонд России, купить тушёнку, вопить без остановки, шахтёрская столица края, ранняя диагностика рака, геном человека, найти отклик в душах людей.

Упражнение 17. Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени, постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперёд, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак, вернуться вспять.

Упражнение 18. Объясните, почему выделенные слова являются лишними в следующих контекстах.

1. Знаменитый режиссёр поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени. 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались, ведь уже через день – их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии, Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость, директор СПАТП-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела из-за отсутствия денег на бензин. В кассе совхоза – не более тысячи рублей денег. 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актёр не любил броских эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции и непроизводительные расходы.

Упражнение 19. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д.

Отредактируйте предложения.

Упражнение 20. Найдите примеры неоправданного использования штампов и экспрессивных средств, немотивированного употребления нелитературной лексики, смешения разностильной лексики и т.д. Где данные недочёты используются как стилистический приём? Всегда ли этот приём кажется Вам оправданным?

Упражнение 21. Прочитайте отрывки из школьных сочинений. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

Упражнение 22. Прочитайте отрывки из газет, публичных выступлений и других жанров публицистического стиля. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

Читайте также: