Сообщение на тему права граждан пожилого возраста

Обновлено: 02.07.2024

Граждане пожилого возраста и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

- выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

- согласие на социальное обслуживание;

- отказ от социального обслуживания;

- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

- защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Право на информацию. Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления. Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям. Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.

Добровольность социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения сведений, предусмотренных в части первой статьи 8 настоящего Федерального закона. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства.

Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей.

Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Право на отказ от социального обслуживания. Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона. В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ граждан пожилого возраста и инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан пожилого возраста и инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьей 7 настоящего Федерального закона, а также имеют право на:

- обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

- уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

- социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

- добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

- медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

- свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

- бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

- предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

- сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;

- участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан пожилого возраста и инвалидов в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Указанные категории граждан могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями. Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.

Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей статьи, решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Данный отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Государственное автономное учреждение (Горячая линия: 23-67-14, 45-51-72.)




Контакты

ул. Станционная, 44 а


Пожилые люди имеют права в трёх условно поделённых категориях:

  1. Защита , то есть обеспечение физиологической, физической и эмоциональной безопасности. Она необходима вследствие частого плохого и жестокого обращения с этой категорией людей.
  2. Участие в жизни общества, практически нивелированное сегодня, что необходимо преодолеть.
  3. Отношение остальных групп населения, так как необходимо преобразовать унижающие и дискриминирующие взглядов на более позитивные.

Эти категории прав пожилых людей стали более подробно регулироваться рекомендациями и договорами региональных и межправительственных организаций.

Хартия пожилых людей

Принята в 1998 году на Межпарламентской Ассамблее СНГ и призвана контролировать соблюдение прав пожилых людей на безопасное существование и полную реализацию человеческого потенциала посредством следующих разделов:

  • Возможность получения пенсии, пособий, других видов доходов в сумме не меньше прожиточного минимума.
  • Право свободного выбора места жительства, а также свободное перемещение по территории независимых государств.
  • Право на трудовую деятельность.
  • Право на качественное медицинское обслуживание, обеспечивающее поддержание здоровья в соответствии с возрастной категорией и сохранение активной физической формы.
  • Права на получение при необходимости ухода и жизненно необходимых услуг на дому, пользования домами-интернатами для престарелых и помощью других попечительских организаций для обеспечения гуманных и безопасных жизненных условий, а также соблюдения гражданских, политических прав и достоинств пожилых людей.
  • Право на обучение специальным образовательным и профессиональным программам.
  • Право на активное участие в общественной и политической жизни общества путем представительства в выборных и административных органах.
  • Право на свободу совести и вероисповедания.
  • Право на передачу своего жизненного опыта, участие в патриотическом воспитании детей и молодежи.

Социальная защита пожилых

Виды социальных услуг в форме социального обслуживания на дому

  • Социально-бытовые , направленные на поддержание жизнедеятельности в быту.
  • Социально-медицинские , направленные на поддержание и сохранение здоровья путём организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья.
  • Социально-психологические , предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде.
  • Социально-правовые , направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных.
  • Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Определенными правами обладают все члены общества. При этом не имеют значения их возраст, гражданство, вероисповедание, социальный статус, родной язык и принадлежность к этнической группе, сексуальная ориентация, способности и какие-либо другие качества и характеристики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПЛАН ЛЕКЦИИ Социальные проблемы лиц пожилого возраста Правовая система защиты.

ПЛАН ЛЕКЦИИ Социальные проблемы лиц пожилого возраста Правовая система защиты пожилых людей Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Пожилые люди – это… люди в возрасте 60-65 лет и старше, люди которых на Зап.

Проблемы: Психологические проблемы Проблемы, связанные с физическим состояние.

Проблемы: Психологические проблемы Проблемы, связанные с физическим состоянием (самочувствием) Прекращение или ограничение трудовой деятельности Социальная незащищенность

Правовая система РФ состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охр.

Правовая система РФ состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Социальная защита пожилых людей: Нормы, закрепляющие права всех граждан неза.

Первая группа:

Первая группа: Международные документы: Всеобщая декларация прав человека, пр.

Вторая группа: Международные документы: Принципы ООН в отношении пожилых люде.

Вторая группа: РФ: Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания в Р.

Третья группа: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О.

3. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной пол.

3. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения. Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения – устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.

Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направления.

Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании.

Социальная защита – это комплекс экономических, социальных и правовых гарант.

Социальная защита – это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста

«Социальная помощь – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в вид.

Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предост.

Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях.


Задача: К Вам обратился пожилой мужчина (75 лет, отягощен заболеваниями опорн.

Задача: К Вам обратился пожилой мужчина (75 лет, отягощен заболеваниями опорно-двигательной системы) с целью пояснить ему является ли он нуждающимся в социальном обслуживании? На какие формы социального обслуживания и виды социальных услуг он имеет право, и будут ли они платными?

Права пожилых людей

Срок реализации проекта – с января по май 2016 года.

Работа в рамках данного проекта осуществлялась в двух направлениях: бесплатные юридические консультации гражданам старшего поколения и правовое просвещение граждан старшего (пожилого) возраста.

Правовая помощь населению на консультациях, которые организация проводит уже более 15 лет, и которые пользуются авторитетом у граждан, позволяет им на регулярной основе получать ответы на правовые вопросы. Бесплатные юридические консультации были доступны для всех желающих, в первую очередь для пожилых граждан. Информация о времени и месте консультаций размещалась на сайте организации.

Правовое просвещение граждан старшего (пожилого) возраста включало в себя: работу сайта, выпуск брошюры, лекции.

Статьи, подготовленные в рамках проекта, появлялись в данном разделе в течение всего времени реализации проекта и доступны в подразделе, который размещен вверху данной страницы.

Также в рамках проекта мы брали интервью у экспертов, которые тем или иным образом занимаются помощью, поддержкой или восстановлением прав лиц пожилого возраста. Данные интервью доступны на нашем сайте.

Информацию на сайте могут получить как сами пожилые люди (в настоящее время многие из них обладают и возможностью и необходимыми навыками для получения информации из Интернета), так и их родственники, которым необходима информация для защиты и восстановления прав пожилых людей.

Однако, такой вид коммуникации, как размещение просветительской информации на сайте, не охватывает всю потенциальную аудиторию проекта, соответственно, правовое просвещение пожилых людей должно быть осуществлено в более доступном варианте – путем выпуска и распространения информационно-просветительского материала (брошюры). В брошюре, которая была подготовлена в рамках проекта, в доступной форме рассказывается об основных правах людей пожилого возраста. Брошюра распространяется на приемах юристов организации и на иных мероприятиях в рамках проекта, а также в государственных и муниципальных органах, что значительно увеличивает охват аудитории. Изучение гражданами данной брошюры может способствовать повышению правовой грамотности и культуры лиц пожилого возраста, а также позволит им самостоятельно и грамотно защищать свои права.

Также способом правового просвещения лиц пожилого возраста являются открытые (доступные для всех желающих) лекции по наиболее актуальным вопросам: по вопросам оборота недвижимости, о правах потерпевших и т.д. Слушатели наших лекций в доступной форме получили полезную информацию, задали все интересующие вопросы, получили информационно-просветительские материалы. В рамках реализации проекта мы провели 5 открытых лекций: в г. Магнитогорске, г. Миассе, г. Копейске, с. Долгодеревенское и в г. Коркино. Среднее количество слушателей каждой лекции 15-30 человек.

Читайте также: