Язык и другие семиотические системы сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Знаку Соссюр приписывал 2 свойства первостепенного значения:

произвольность – отсутствие естественной природной связи между означающим и означаемым

Знак выступает в системе в 4 аспектах:

1) семиотическом (связь знака с предметом)

2) синтаксическом (связь знака с др. знаками)

3) семантическом (интерпретирование знаков и их сочетаний, как средство выражения мысли).

4) прагматическом аспекте (взаимоотношения знаков и людей, кот. ими пользуются).

Знак – материальный предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию. У знака можно выделить 2 функции: замещающая и информативная.

Под знаковыми системами понимается широкий круг явлений:

Азбука для глухонемых.

Изучаются системы в семиотике. С семиотикой у языка отношения особые. Почему? С одной стороны, основная единица языка – слово – отвечает определению знака, т.к. слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.

С другой стороны, языковая система очень отличается от других знаковых систем. Специфика заключается в следующем:

1. Язык – возникает стихийно, естественно и развивается исторически. Другие знаковые системы создаются искусственно. Они не развиваются, а изменяются по договору. Язык не имеет договорного характера.

2. Язык первичен по отношению к другим знаковым системам, кот. создаются на его основе.

3. Язык – полифункционален. Другие знаковые системы – однофункциональны.

4. Язык – универсален в своей функции, другие знаковые системы ситуативныю

5. Язык – орудие познания, мышления, а другие языковые системы такой специфики не имеют.

6. Ни одна языковая система, кроме языка, не имеет такой сложности и многоярусности иерархических отношений между уровневыми единицами.

Следовательно, Язык – семиотическая система, но система особого рода. Она несколько оторвана.

Язык является посредником между человеком и другими семиотическими системами. Это означает, что с помощью языка происходит обучение этим системам создание и отмена отдельных знаков, а также осуществляется введение какой-либо системы, и прекращение ее действия.

Языковая система используется всеми носителями данного языка и любой носитель может быть и творцом, и получателем знаков. Тогда как в других семиотических системах этого нет.

Язык как универсальная система знаков, и как посредник обладает следующими качествами:

Язык обладает способности к самоописанию, т.к. нет другой семиотической системы, его описывающей.

Язык доступен для овладения каждому, поэтому его материал должен быть просто организован и всегда готов к использованию.

Содержание языковых знаков обычно такое, которое может быть единообразно и однородно понимаемо носителями языка.

Каждый автор языкового знака должен создавать знак таким образом, чтобы его аудитория могла возможно более точно определить способ создания знака. Количество знаков языка в силу его посреднической роли и всеобщности не должно быть ограничено.

Каждой языковой единице соответствует речевая единица. Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:

1) Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.

Парадигма - совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.

Уровень фонетики: парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем. = [а] [л] [ъ]. Совокупность гласных/ согласных фонем – парадигма гласных/ согласных. Общая парадигма: гласные. Частная парадигма: переднего ряда; долгие и краткие.

Уровень лексики: Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.

Уровень морфологии: падежная парадигма: дом, дома, дому и т.д. Парадигма числа, лица. Временная парадигма.

Уровень синтаксиса: парадигма простого /сложного предложения.

2) Синтагматические отношения – отношения взаимодействия. Члены парадигмы, функционируя в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетательными возможностями.

Синтагматика языка понимается как совокупность сочетаемых возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.

Валентность единиц языка - способность вступать в сочетания с другими единицами, или её синтагматические потенциальные свойства. А дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей.

Синтагматика в языке - потенция (возможность), а в речи реализация этой возможности.

3) Отношения структурно более простых единиц с более сложными. Пример: Между словами и предложениями. Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические наоборот.

В связи с этим в пределах каждого яруса возможны только парадигматические и

синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов - возможны только иерархические отношения.

Роль данных отношений часто преувеличена, так структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения.

Понятие учений о знаках, как о функциональном проявлении процесса передачи неких смыслов. Обзор становления семиотики как науки. Анализ определения человеческого языка в рамках теоретической лингвистики. Обзор информационной семиотической системы.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.08.2013
Размер файла 18,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЯЗЫК КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Неоспорим тот факт, что знаки глубоко пронизывают всю сферу человеческого бытия и в силу этой особенности в семиотике кооперируются и сотрудничают ученые самых разных специальностей - лингвисты, историки литературы и искусства, культурологи, социологи, психиатры, математики. Становление этой метанауки, оперирующей понятием знака, затрагивает период с конца XIX до начала XX века и восходит к трудам философа и логика Ч. Пирса и философским трактатам Г. Фреге. И все же рассматривать семиотику как науку стали относительно недавно. В августе 1995 года в г. Монтерей (Калифорния, США) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвященный прикладной семиотике.

Развивая идеи Пирса, Чарльз Уильям Моррис систематизировал семиотику и ввёл обязательное разделение на синтактику, семантику и прагматику. По его мнению, в семиотических системах знаки могут изучаться в аспекте их строения (синтактика), в аспекте их отношения к именуемым объектам и внутренней структуре их смыслового содержания (семантика) и в аспекте их целенаправленного использования носителями языка в актах речи (прагматика).

В число основоположников этой отрасли научного познания входит также швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр. В фокусе его внимания находился человеческий язык как наиболее яркий и интересный пример информационной семиотической системы. Получив широкое распространение в теоретической лингвистике, его постулаты по сей день сохраняют свою актуальность: большинство языковедов по-прежнему придерживается мнения, обоснованного Ф. де Соссюром, о языке как системе знаков. В настоящее время любая попытка подвергнуть сомнению тезис о том, что ни одна знаковая система, кроме языка, не имеет такой сложности и многослойных иерархических отношений между уровневыми единицами выглядит абсурдной.

Из всего выше изложенного становится понятно, что с языковой системой у семиотики сложились особые отношения. Чем это обусловлено? С одной стороны, основная единица языка - слово - отвечает определению знака, т. к. слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.

С другой стороны, язык есть нечто очень специфичное, отличное от иных знаковых систем. В отличие от других систем он возникает стихийно, естественно и развивается исторически, а не искусственно. Язык не имеет договорного характера, и он первичен по отношению к другим знаковым системам, создаваемым на его основе. Это уникальное орудие мышления и познания, отличающееся универсальностью в применении, в отличие от иных знаков, которые в большинстве своем ситуативны.

Ф. де Соссюр в отличие от Ч. Пирса не стремился к созданию особого варианта математической логики (так называемой чистой, или умозрительной, грамматики), его интересовало определение предметной области различных знаков как объектов новой науки. Свою задачу он решал посредством исследования естественного языка.

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - четкое разграничение между языком и речью. Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Крайне интересным представляется мне данное Соссюром сравнение языка с листом бумаги. В соответствии с ним, мысль есть не что иное, как его лицевая сторона, в то время как звук - обратная. Невозможно разрезать лицевую сторону, не повредив оборотную. Таким образом, можно говорить о том, что в основе его концепции лежит перманентная дихотомия или разделение на означающее (акустический образ) и означаемое (понятие).

Именно язык является посредником между человеком и другими семиотическими системами. Это означает, что с помощью языка происходит обучение этим системам создание и отмена отдельных знаков, а также осуществляется введение какой-либо системы, и прекращение ее действия.

Семиотический подход к языку сыграл существенную роль в становлении лингвистического структурализма.

Благодаря пониманию языка как системы взаимно противопоставленных и различающихся элементов был разработан ряд строгих структурных методов анализа, построены структурные модели в области фонологии, морфологии, лексикологии, синтаксиса, плодотворное развитие получила математическая лингвистика.

Основы семиотики языка и литературы заложили представители европейского структурализма 1920 - 30-х гг. - Пражской лингвистической школы и Копенгагенского лингвистического кружка (Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, Ян Мукаржовский, Луи Ельмслев и Виго Брёндаль). К этим исследованиям примыкают работы Михаила Михайловича Бахтина.

Конечно, здесь необходимо упомянуть имя Юрия Лотман - одного из основоположников структурно-семиотического метода изучения языка, литературы и культуры, а также Тартуско-московской семиотической школы (А.М. Пятигорский, Б.М. Гаспаров, В.Н. Топоров, В.А. Успенский, А.К. Жолковский).

Школа объединила учёных из Тарту, Москвы, Еревана, Риги, Вильнюса и других городов.

Их методология рассмотрения языковой системы отличалась попыткой синтеза математики и лингвистики с явной опорой на труды русских формалистов (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, В.Я. Пропп) и лингвистическую философию Витгенштейна.

Акцент перемещен в сторону письма, как наиболее близкой к языку знаковой системе.

Структуралисты подчеркивали важность такой уникальной черты языковой системы, как способность к самостоятельному описанию. Они выступали также за простоту в организации этой сложной системы, которая всегда должна быть готова к использованию, ведь язык доступен для овладению каждому.

Наиболее оформленными направлениями семиотики за рубежом являются:

- американская школа Ч. Морриса;

- этнографическая (антропологическая) школа К. Леви - Строса во Франции;

- семиология Р. Барта - французского исследователя мифологии, литературы и искусства;

- психоаналитическая семиотика Жака де Лакана (Франция); семиология кино Кристиана Метца (Франция) и Пьера Паоло Пазолини (Италия).

Язык как семиотическая система был рассмотрен мною в данной работе через призму истории становления самой семиотической науки. Таким образом, нам удалось ещё раз ознакомиться с самыми значительными результатами семиотического изучения языка и других знаковых систем, понять, как различные знаки участвуют в процессах познания и коммуникации в обществе и природе и проследить эволюцию восприятия языкового феномена семиотикой.

Полагаю что, значимость тщательного исследования знаковой природы языка не подлежит сомнению.

Язык, используемый нами в повседневном общении, представляется мне не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой, что следует уже из эпиграфа к эссе.

Самые многочисленные и наиболее важные знаки в нём - это слова, привязанные к различным предметам и понятиям, позволяющие коммуниканту вызвать в сознании собеседника тот или иной образ.

Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе его устройство и соответствующие правила употребления.

Таким образом, не стоит забывать о том, что изучение языковой системы наряду с развитием речевой культуры есть важная часть национальной культуры в целом.

семиотика язык лингвистика

1. Гринев С.В. Основы семиотики. М., 2000.

2. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

3. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2010.

4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Труды по языкознанию. М., 1977.

Подобные документы

Проблема юридизации языка. Этапы становления юридической лингвистики как науки, ее методологическая специфика и задачи. Юридический аспект языка как предмет изучения юрислингвистики, проблема интерпретации текста закона и ясности языка законодательства.

курсовая работа [32,7 K], добавлен 20.11.2010

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Несколько слов о лингвистики. Язык с точки зрения теории знаков. Письмо и его значение. Свойства знаков. Виды знаковых систем. Специфика языка как знаковой системы.

курсовая работа [942,1 K], добавлен 25.04.2006

Основные понятия семиотики. Развитие представлений о знаках и языках. Основные разделы семиотики: синтактика, семантика и прагматика. Типология значений знака в семиотике. Основания для создания семиотических законов. Знак в различных разделах семиотики.

курсовая работа [132,9 K], добавлен 28.11.2009

Понятие языкового знака и знаковой системы. Знаковый характер человеческого языка. Лингвистическая разработка сущности знаковой репрезентации естественного языка. Принципы и положения знаковой теории Соссюра. Наиболее типичные определения языка.

реферат [27,6 K], добавлен 10.06.2010

Изучение исторического развития языков в разные исторические эпохи, основных отличий общения людей и животных. Анализ коммуникативной и познавательной функций языка, социального расслоения языка. Обзор особенностей монологической и диалогической речи.

реферат [40,3 K], добавлен 18.01.2012

Определения языка в теоретическом языкознании. Биологическое и социальное, индивидуальное и коллективное, материальное и идеальное в языке. Исторические изменения языка. Функции языка. Основные этапы изучения языка. Сравнительно-историческое языкознание.

шпаргалка [62,2 K], добавлен 05.01.2005

Основные тенденции в становлении семантики и семиотики в рамках зарубежных и отечественных концепций. Семантика - раздел языкознания, изучающий значения единиц языка. Семиотика - наука о знаках, которая разделяется на синтаксис, семантику и прагматику.

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Люди могут пользоваться различными знаковыми системами: телеграфный код, транскрипции, стенография, таблицы, цифры, жесты, дорожные знаки и т. п. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.Естественным называют язык, который возник вместе с человеком и развивался естественным путем, при отсутствии сознательного воздействия на него человека.

Искусственные языки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно. Среди искусственных языков можно выделить плановые языки, являющиеся вспомогательными средствами международного общения (эсперанто, идо, волапюк, интерлингва); символические языки науки, например языки математики, химии, физики, логики; языки человеко-машинного общения, например языки программирования, информационно-поисковые языки.

Естественный язык принципиально отличен от создаваемых в естественных науках, математике, технике систем знаковых обозначений. Так, систему обозначений в науке, систему телефонных номеров, дорожных знаков мы при определенных обстоятельствах можем заменить на более удобную. Нужно помнить, что эти знаковые системы создаются искусственно и служат средством общения только в узком кругу специалистов.

Семиотика – наука об исследовании знаковых систем

Изучение знаковых систем является предметом специальной науки – семиотики, которая исследует возникновение, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.

Понятие знака и типы знаков в семиотике

Знак – это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

В семиотике различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (условные). Естественные знаки (знаки-признаки) содержат некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре, морозный узор на оконном стекле – о низкой температуре воздуха на улице и т. д. В отличие от знаков, которые существуют отдельно от предметов и явлений, знаки-признаки являются частью тех предметов или явлений, которые люди воспринимают и изучают (например, мы видим снег и представляем зиму). Искусственные (условные) знаки специально предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

Знак не является частью (или существенной частью) того, что он представляет, замещает, передает. В этом смысле он искусствен и условен. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют также коммуникативными, или информативными знаками (знаками-информаторами). Существует множество информативных знаков и их систем, различающихся назначением, структурой и организацией. Основные виды информативных знаков – сигнал, символ, языковой знак.

Знаки-сигналы несут информацию по условию, договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют. Сигнал – это звуковой, зрительный или иной условный знак, передающий информацию. Сам по себе сигнал не содержит информацию – информацию содержит знаковая ситуация. Например, зеленая ракета может означать начало атаки или начало какого-либо празднества; школьный звонок означает окончание или начало урока, а звонок в квартире – это сигнал, приглашающий открыть дверь, и т. д. Содержание сигнала как условного знака, таким образом, варьируется в зависимости от ситуации, от количества сигналов (например, три звонка в театре означают начало спектакля).

Знаки-символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков. Символ отличается от сигнала тем, что его содержание наглядно, и тем, что он свободен от ситуативной обусловленности. Например, изображение соединенных во взаимном пожатии рук – это символ дружбы, изображение голубя – это символ мира, герб – это изображение какого-либо предмета как признака принадлежности определенному государству, городу и т. д.

Языковые знаки

Языковые знаки – это знаки человеческого языка, основные информативные знаки.

Основные признаки знака: двусторонность (наличие материальной формы и содержания), противопоставленность в системе, условность/мотивированность.

В знаке выделяются две стороны – означаемое (понятие, содержание, смысл знака, его внутренняя сторона, то, что воспринимается нашим сознанием) и означающее (внешнее выражение знака, его формальная сторона, то, что воспринимается органами слуха или зрения).

К примеру, поставленная на подоконник ваза может стать сигналом об опасности только в том случае, если обычно ее там нет. Если же она всегда стоит на подоконнике, она ничего не может обозначать, тогда она – просто ваза. Для того чтобы приобрести способность что-то обозначать, она должна быть противопоставлена другому знаку, в данном случае – нулевому (т. е. значимому отсутствию материально выраженного знака).

Языковой знак, как всякая двусторонняя языковая единица, обладает формой (означающее знака) и содержанием (означаемое знака). Как и все прочие знаки, они всегда материальны и означают что-то помимо самих себя. Языковые знаки всегда условны, т. е. связь означаемого и означающего у них произвольна (но при этом, будучи однажды установленной, она становится обязательной для всех носителей данного языка). Как и все условные знаки, они всегда являются членами знаковой системы, а следовательно, обладают не только значением, но и значимостью.

Помимо свойств, общих для всех знаков, языковые знаки имеют еще и особые, только им присущие особенности. К их числу относится линейность: языковые знаки всегда следуют друг за другом, никогда не совмещаясь в пространстве (при письме) или во времени (в устной речи). Можно представить себе неязыковой знак (скажем, сигнал) в виде звучащего в определенный момент аккорда из трех звуков, каждый из которых имеет свое значение. Но не существует языковых знаков, в которых в пространстве или во времени совмещалось бы несколько единиц. Они всегда следуют друг за другом, составляя линейную цепь.

Другая особенность языковых знаков связана с диахроническим аспектом их существования: языковой знак характеризуется изменчивостью и одновременно стремлением к неизменчивости. Такое противоречие объясняется тем, что язык используется обществом, которое, с одной стороны, нуждается в постоянно изменяющемся языке для выражения своих меняющихся знаний о мире, а с другой стороны – в неизменной, стабильной системе общения, так как любые изменения в языке поначалу вызывают затруднения в общении. Поэтому на языковые знаки постоянно действуют две разнонаправленные силы, одна из которых подталкивает их к изменению, а другая стремится их удержать в неизменном виде.

К языковым знакам следует отнести значимые единицы языка – морфемы, слова, предложения.

Однако знаковость морфем очень ограничена, поскольку морфемы являются составными частями слов и имеют значения только в составе слов. В полной мере знаками в языке являются слова. Они представляют понятия, являются их символами или знаками; слова способны входить в состав предложения и по необходимости оформлять предложение. Полноценным коммуникативным знаком является предложение. В предложении как высшей знаковой единице приводятся в действие все знаки и сигналы языка, а сами предложения образуют связь друг с другом, с контекстом и ситуацией речи. Предложение обеспечивает языку возможность передавать любую конкретную мысль, любую информацию.

Язык как знаковая система

Язык как важнейшая знаковая система отличается от всех остальных вспомогательных (специализированных) знаковых систем.

Языковая знаковая система является всеобъемлющим средством передачи и хранения информации, а также оформления самой мысли, выражения эмоций, оценки и волеизъявления, в то время как специализированные знаковые системы служат для передачи ограниченной информации, перекодировки уже известного.

Сфера употребления языка универсальна. Он используется во всех областях человеческой деятельности, тогда как специализированные знаковые системы имеют ограниченную сферу употребления. Язык как знаковая система создается постепенно и развивается в процессе своего функционирования, а специализированные средства общения, передачи и хранения информации являются результатом разового соглашения людей, имеют продуманный и искусственный характер.

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах

Язык, на котором мы общаемся, можно назвать самой очевидной знаковой системой, ведь эта система естественна. Однако вместе с ней есть и другие системы, например, языки программирования, математические языки, химические символы, язык жестов, всевозможные знаки отличия, знаки дорожного движения, азбука Морзе и масса других. Знаковые системы играют огромную роль в жизни человека, ибо они служат для передачи и хранения информации. Именно поэтому просто не могла не появиться наука, занимающаяся их изучением и объяснением. Эта наука называется семиотикой, и, наконец, мы решили уделить внимание на страницах нашего образовательного портала и ей.

Семиотика: определение и краткая история

Семиотика (также ее называют семиологией) – это междисциплинарная область исследований, изучающая знаки и знаковые системы, которые хранят и передают информацию. Помимо исследования знаковых систем, семиотика также принимает участие в их разработке (к примеру, в создании систем автоматизированного перевода и программировании), изучает ряд культурных явлений (ритуалы и мифы), слуховое и зрительное восприятие человека. Особое внимание эта наука уделяет знаковой природе текста, стремясь объяснить его в качестве языкового феномена.

Как мы и сказали, семиотика изучает самые разные знаковые системы. К ним относятся:

Сюда же можно отнести:

Представленные системы могут представляться семиотикой в качестве систем знаков, которые способны служить выражением определенного содержания. При этом комплексное изучение разных знаковых систем зачастую можно оправдать аналогиями в их строении, а также в принципах их функционирования.

В виде отдельной научной теории семиотика стала развиваться в конце 19 столетия, хотя корни ее тянутся в более древние времена. В той или иной форме речь об этой науке вели такие люди как Августин Блаженный, Филон Александрийский, Аристотель, стоики, последователи схоластического учения, философы Джон Локк, Томас Гоббс и другие.

Однако идея о семиотике как об особой науке появилась лишь в конце 19 столетия, что было обусловлено потребностью в более скрупулезной разработке понятия знака, одновременно появившегося в логике, лингвистике, естествознании и математике. Первые попытки создать такую науку предприняли швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр и американский философ и логик Чарльз Пирс (причем сделали они это независимо друг от друга).

Де Соссюр рассматривал естественные языки в качестве знаковых систем. Он разрабатывал теорию значения знаков в рамках науки, которую он назвал семиологией. Он воспринимал эту дисциплину как направление, изучающее жизнь знаков внутри жизни социума. Пирс же хотел создать логику науки, объясняющей, как приобретаются научные знания, толкующие реальность. Он ввел более явные принципы семиотики, а также ввел в обиход и само это понятие, которым обозначал науку о знаковых системах.

Чарльз Пирс определил параметры семиотического функционирования (репрезентант, интерпретант и референт; три этих параметра образуют так называемую триадическую природу знака), привел первую классификацию знаков (иконический знак, индекс и символ) и изучил процесс функционирования знака (семиозис).

Позднее подходы к исследованию систем знаков в рамках семиотической науки развивались такими известными исследователями как Умберто Эко, Томас Себеок, Рудольф Карнап, Чарльз Моррис, Готлоб Фреге и другие.

На сегодняшний день семиотика является достаточно развитой научной теорией, методы которой используются при анализе различных сфер деятельности человека. Но все же она представляет собой не единую науку о знаковых системах, а исследовательскую методологию или парадигму, анализирующую познавательную деятельность. Она связана с широким кругом научных изысканий из области гуманитарных наук и естествознания. По сути, семиотика – это пограничная дисциплина, объединяющая разные подходы.

Теперь предлагаем вам посмотреть небольшое видео об основах семиотики, чтобы вы могли лучше вникнуть в суть этого научного направления. О семиотике рассказывает руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ и профессор факультета гуманитарных наук Куренной Виталий Анатольевич.

Значение и некоторые особенности семиотики

Семиотика имеет большое значение для науки. Наиболее ярко это проявляется в ее взаимосвязи с теорией познания. Семиотические принципы распространились и на нее, что объясняется огромным вниманием исследователей к языку вообще и к анализу языка науки в разных направлениях философии 20 века.

Здесь вступает в силу семиотическая парадигма теории познания, где объект познания доступен для человека лишь посредством знакового опосредования. Человек не может думать о реальности, не используя при этом знаки. Именно по этой причине познание связано с выработкой и толкованием знаков, а знание имеет место исключительно в форме знаков.

Благодаря знаковым системам и знаковой деятельности, служащим основанием для процесса познания, совершенно исключаются или отходят на задний план любые подходы, связанные с изучением таких способностей, как, к примеру, интроспекция и интуиция. Познавательная деятельность способствует выработке знаковых выражений, которые необходимо наблюдать и интерпретировать в каком-либо сообществе.

В данном плане семиотический подход к процессу познания противопоставляется феноменологической философии, т.к. она основывается главным образом на прямом усмотрении смысла, т.е. на интуитивном познавательном акте, который не требует никаких опосредований. Это и объясняет, почему феноменологический подход к познанию считает знаки чем-то вторичным (если вообще не лишним) – тем, что используется как вспомогательный инструмент в процессе передачи смыслов.

Другой аспект значения семиотики заключается в том, что она может быть использована как основа для развития большого комплекса методов исследования в самых разных научных дисциплинах. Суть состоит в том, что отдельные элементы действительности рассматриваются как знаковые системы.

Методы, основанные на принципах семиотики, оказываются очень эффективными на практике. Например, в разных областях биологии, когда изучается поведение животных, исследуются механизмы наследственности, проводятся изыскания на тему функционирования популяций животных и т.п. Любопытен тот факт, что изучения процессов выработки и интерпретации знаков разными животными приносят пользу не только биологической, но и лингвистической науке, т.к. они позволяют выявлять общие закономерности в существовании систем знаков и рассматривать специфику языка, являющегося особой знаковой системой.

Семиотика выделяет три уровня изучения знаковых систем. Эти уровни соответствуют трем аспектам проблематики семиотики. Вот эти уровни:

  • Синтактика. Занимается изучением синтаксиса знаковых систем, т.е. структуры сочетаний знаков, а также правил их образования и преобразования (независимо от их значения и функций).
  • Семантика. Занимается изучением знаковых систем как средств выражения смысла. Основное внимание уделяется интерпретациям знаков и их сочетаний. Исходя из разных лингвистических и семиотических концепций, предмет семантики может определяться по-разному. Различия обусловлены как определением знака, так и представлением об обозначаемой им реальности. По де Соссюру, знак – это двойственная сущность, объединяющая означающее и означаемое (выражение и содержание). В этом случае задача семантики – исследовать взаимосвязь двух этих сторон. По Фреге, при изучении знака нужно разделять смысловое и предметное его значение, т.е. различать понятие об объекте и сам объект. Здесь задача семантики состоит в установлении связей и отношений знаковых выражений с объектами, которые они обозначают.
  • Прагматика. Занимается изучением отношений между системами знаков и теми, кто их воспринимает, объясняет и применяет имеющуюся в них информацию. Данный уровень изучения связан с коммуникационной функцией систем знаков; он описывает деятельность социума, где работают эти системы.

Важно отметить, что, изучая знаковые системы, специалисты используют не только разные уровни, но и разные подходы. Существует немало семиотических школ и направлений, и ниже мы хотим познакомить вас с несколькими из них.

Основные направления семиотики

Основные направления и применение семиотики

В семиотике присутствуют разные исследовательские направления и школы. Они фокусируются на разных аспектах существования систем знаков. Условно можно выделить два главных семиотических подхода: синтактико-семантический и прагматический.

Синтактико-семантический подход берет за основную функцию знаковых систем их способность к выражению определенного содержания или репрезентации объектов действительности. По этой причине основная задача семиотики состоит в описании структур знаковых выражений и их семантических свойств.

Основная функция знаковых систем с позиции прагматического подхода заключается в том, чтобы обеспечивать коммуникацию в конкретном сообществе. Исходя из этого, главная задача семиотики – изучать деятельность субъектов, посредством которых знаки появляются и интерпретируются.

Чарльз Пирс считал базовым для семиотических изысканий именно прагматический подход. Он указывал, что любой объект может стать знаком не из-за своих физических свойств, а по причине того, что он имеет знаковое употребление в конкретном сообществе.

Де Соссюр предлагал структуралистскую программу, ставшую впоследствии основой семиотических изысканий в конкретных науках. Первой среди них стала структурная лингвистика. В последние годы активно развивается синтаксический аспект этой дисциплины, а именно теория формальных грамматик, берущая за основу логико-математическую и отчасти теоретико-множественную методологию, а также семантический аспект, различные методологические аспекты и массу прикладных направлений (например, вероятностно-статистические описания языковых структур, дешифровка древних письменностей и т.д.)

В основном все подобные исследования базируются на структуралистской методологии, соотносятся с идеями и лингвистическими методами де Соссюра. Язык представляется здесь системой знаков, где все элементы зависят от совокупности отношений с остальными элементами. В качестве примеров таких систем де Соссюр называл человеческое общество и культуру.

Говоря о формальной (теоретической) семиотике, можно сказать, что она является совокупностью семантических и синтаксических изысканий систем знаков применительно к области искусственно формализованных языков (таких как логико-математические и логические исчисления), рассматривающихся как вместе с их толкованиями (уровень семантики), так и без них (уровень синтактики).

В этой связи выделяются многочисленные математические исследования, теоретико-модельные и логико-семантические работы, логико-философские принципы моделирования мира, работы структурной эпистемологии, генетический анализ логико-познавательных структур и т.д.

Общетеоретические исследования по семиотике разных семиотических дисциплин позволяют исследователям разрабатывать множество описаний языков программирования и алгоритмических языков. Эти описания реализуют общие семиотические принципы и принципы математической логики.

Уровни исследований семиотики (прагматика, семантика и синтактика) в границах теоретической семиотики нередко понимаются в качестве самостоятельных разделов этой дисциплины, как, например, динамика, статика и кинематика выделяются в границах теоретической механики.

Распространение семиотического подхода как раз-таки и связано с развитием во второй половине 20 столетия компьютерного моделирования, кибернетики и теории информации. Благодаря исследованиям в этих сферах сегодня мы можем выявлять в разных областях деятельности человека процессы информационного обмена, выражаемые в форме знаков.

Другой крупной сферой применения семиотики и ее принципов является гуманитарная сфера, т.к. и в ней проводятся различные исследования. Семиотика занимает важное место среди методов гуманитарных наук, ведь любой культурный феномен, начиная повседневным мышлением и заканчивая философией и искусством, обязательно закрепляется в знаковой форме и является знаковым механизмом, значение которого требуется исследовать и объяснять.

Но, отличаясь от других гуманитарных наук, семиотика интересуется не столько поиском значения, сколько способом означивания, т.е. содержание, не имеющее формы, здесь предметом изучения не является. Для семиотики знак – это материально-идеальное образование, представляющее что-либо при его отсутствии, служащее для передачи конкретного содержания и выполняющее функцию посредника в культуре.

Резюме

Безусловно, в рамках одной небольшой статьи мы не можем рассмотреть все особенности семиотики и раскрыть эту тему в полной мере. Но все же на основе вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы.

Знаки способствуют не только получению какого-либо знания, но и служат множеству других целей. По этой причине семиотику следует воспринимать намного шире, чем просто изучение научного языка.

В соответствии с разными целями были разработаны те или иные специализированные языки, в должной степени следующие за изменениями в процессе интерпретации знаков (процессе порождения из значений).

К примеру, математическая форма выражения отлично адаптирована для выдвижения на первый план взаимосвязи терминов в языке, вследствие чего отношение к объектам отходит на второй план. Если говорить о языке эмпирической науки, то он может применяться, когда требуется описать явления природы.

Язык прикладных и изобразительных искусств, как и язык морали, идеально подходит, чтобы управлять поведением, представлять ситуации, явления и вещи в качестве объектов интереса, манипулировать вещами для достижения конкретных целей.

Семиотике отводится поистине уникальное место среди других дисциплин. Есть основания говорить о том, что любая наука пытается найти данные, которые будут служить надежными и достоверными знаками, и любая наука должна воплощать свои результаты в языковые знаки.

Исходя из этого, исследователь, конструируя приборы, проводя наблюдения и занимаясь другой научной деятельностью, всегда обязан быть предельно внимателен, оперируя и своим основным инструментом – языком.

Исключительно к семиотике следует обращаться наукам за общими принципами и понятиями, имеющими значение при решении их собственных проблем, связанных со знаковым анализом. Семиотика представляется здесь не просто наукой среди остальных наук, но инструментом этих наук.

Семиотика, будучи междисциплинарной исследовательской парадигмой, является не единственно источником методологии, но еще и способом интерпретации реальности. Это позволяет говорить о семиотической онтологии или семиотическом мировосприятии.

В этом плане семиотика схожа с другими междисциплинарными областями, задающими конкретную исследовательскую парадигму для множества научных дисциплин, таких, к примеру, как синергетика, теория систем или кибернетика. На этом, пожалуй, можно остановиться.

А в заключение этой статьи предлагаем вам прослушать небольшую радиопостановку об основоположнике семиотики Чарльзе Пирсе, из которой вы сможете почерпнуть немало любопытной информации об этой сложной, но очень интересной дисциплине.

Если у вас возникнут какие-то вопросы на тему статьи или вы захотите увидеть на страницах нашего сайта другие материалы по данной теме, оставляйте свои комментарии – мы обязательно учтем их в дальнейшей работе.

Читайте также: