Я сообщение в медиации

Обновлено: 04.07.2024

Развитие медиации — метода взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора) — только набирает обороты в России. Это метод цивилизованного разрешения споров — разрешения споров без обращения в судебные органы. У медиации огромные преимущества перед традиционным способом разрешения споров.

На эффективность процедуры медиации оказывают влияние многие факторы, среди которых, например, мотивированность обеих сторон на совместную работу, их готовность учитывать мнение посредника и принимать предложенное им решение. Конечно, немаловажным является и профессионализм медиатора, знание ситуации, обстоятельств и особенностей конфликта, к которым можно отнести и степень его напряжённости, и его продолжительность. Так, затяжные конфликты труднее, чем мимолётные, поддаются урегулированию.

В процедуре медиативной сессии выделяют несколько этапов. Рассмотрим их. Прежде всего, это выяснение ситуации у каждой стороны: общая информация, причины разногласий и точки соприкосновения.

После этого происходит выяснение потребностей сторон. Важной деталью этого этапа является работа с негативными эмоциями. Психолог обращает внимание на то, как мыслят стороны/представители — наличие обобщений, упущений, искажений в их восприятии и интерпретации ситуации конфликта/спора. Игнорирование невербальных проявлений (мимики, позы, жестов) здесь недопустимо. Кроме того, необходимо понять, что является предметом спора, что именно за этим стоит (потребности, убеждения). Далее следует эмоциональное отреагирование.

Следующий этап предполагает нахождение не менее трёх возможных альтернатив осуществления намерений противоположных сторон. Последующий после этого тайм-аут необходим для обдумывания каждой стороне.

После выбора одной из альтернатив следует заключение соглашения о её реализации. Текст соглашения должен быть составлен так, чтобы он был понятен обеим сторонам, им даётся время на его обсуждение и корректировку.

В ходе медиативной сессии на каждом этапе могут возникать ситуации, в которых появляются некоторые проблемы. Профессиональный медиатор умеет пользоваться приёмами, адекватными каждой из них. Эти приёмы называют "инструментарием": как у ремесленников есть инструменты, и они используют каждый инструмент для определённой цели, так и медиатор всегда должен "иметь при себе" свои приёмы-инструменты, владеть ими и использовать их целесообразно возникшей ситуации.

Специального "инструмента медиации" не существует, но можно использовать приёмы из других областей (терапия, групповая динамика, модерация, консультирование, тренинги, педагогика для взрослых и т.д.).

Некоторые приёмы знает и умеет использовать каждый медиатор. В ходе медиации следует ознакомить с ними и конфликтующие стороны.

Среди наиболее приемлемых:

  • Коучинг (пошаговое принятие решений):
  1. Что хочет клиент (цель)?
  • К — конкретность.
  • Р — реальность (внешние условия).
  • И — измеримость.
  • В — время.
  • Д — достижимость (внутренние возможности).
  1. Что происходит по факту (сканирование реальности)?
  2. Какие есть варианты решения проблемы?
  3. Какой из вариантов реален?
  4. Какова процедура исполнения?
  • Я — послания:
  1. Когда вы…
  2. Я чувствую…
  3. Потому что (разъяснение, уточнение)…
  4. Мне хотелось бы…
  • Техники активного слушания:
  1. Повторение (Эхо-техника):

— Я не выношу критику в свой адрес.

— Критику?

— Ну, не то, чтобы критику… и т.п.

— Другими словами, вы считаете, что…

— Правильно ли я вас понял? Вы сказали, что…

— Итак, мы с вами говорили о том, что…

— Обсуждая этот трудный, волнующий всех вопрос, мы до сих пор рассматривали…

В применении техник активного слушания могут быть ошибки. В литературе можно встретить наиболее часто встречающиеся ошибки, способы их преодоления:

  1. Типичная ошибка вербализации: Безапелляционность: "Как я вас правильно понял, вы считаете"…

Почему это ошибка? Констатация правильности вместо проверки правильности понимания. Оговорка, которую говорящий часто не замечает.

Способ преодоления: Проверка понимания: правильно ли я понял, что…

  1. Типичная ошибка вербализации: навязчивое повторение: "Мне кажется, я не смогу сделать эту работу"… "Ты сказал, что тебе кажется, что ты не сможешь сделать эту работу?"

Почему это ошибка? Диалог становится односторонним, партнёр не ощущает вклада собеседника в развитие разговора. У него может возникнуть чувство, что его допрашивают, препарируют под микроскопом или дразнят.

Способ преодоления: Органичное повторение: "Мне кажется, я не смогу сделать эту работу"… "Не сможешь…? (Варианты: Эту работу? Сделать эту работу?)"

  1. Типичная ошибка вербализации: Ложная интерпретация: "Я должен зайти к Иванову". "Ты так зависишь от его мнения?" "Лучше оставь меня в покое!"

Почему это ошибка? Неточное предположение о намерениях, мыслях или чувствах другого человека может вызвать у него разочарование, досаду и даже боль.

Способ преодоления: интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: "Я должен зайти к Иванову". "Может быть, тебе нужно убедиться в правильности этих данных, прежде чем принять решение?"

  1. Типичная ошибка вербализации: слишком точная интерпретация: "Я должен зайти к Иванову". "Хочешь заручиться его согласием, прежде чем принимать решение?" "С чего ты взял?!"

Почему это ошибка? Точная интерпретация принуждает человека "встретиться с самим собой", даже если ему хочется уклониться от этой встречи.

Способ преодоления: интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы: "Я должен зайти к шефу". "Ты имеешь в виду, что согласие Иванова облегчило бы продвижение этой идеи?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Представь точку зрения другого человека.

2.Воспринимай факты и чувства.

3.Не оценивай при отражениии.

Правильно:«Ты чувствовал, что с тобой поступают не справедливо…тебе было

4. Выражайся кратко.

Ошибки техники Парафраз

1.Представь точку зрения другого человека.

2.Воспринимай факты и чувства.

3.Не оценивай при отражениии.

Правильно:«Ты чувствовал, что с тобой поступают не справедливо…тебе было

4. Выражайся кратко.

Ошибки техники Парафраз

1.Представь точку зрения другого человека.

2.Воспринимай факты и чувства.

3.Не оценивай при отражениии.

Правильно:«Ты чувствовал, что с тобой поступают не справедливо…тебе было

4. Выражайся кратко.

Ошибки техники Парафраз

Семинар-тренинг по теме:

Презентация: - Формулы конфликтов (карточка

Инструментарий медиатора (распространенные техники)

1.Представь точку зрения другого человека.

2.Воспринимай факты и чувства.

3.Не оценивай при отражениии.

Правильно:«Ты чувствовал, что с тобой поступают не справедливо…тебе было

4. Выражайся кратко.

Ошибки техники Парафраз

Дословное повторение высказываний клиента — попугайство.

Если вы будете в качестве уточняющего вопроса повторять дословно всё то, что вам только что сказал клиент, скорей всего это будет выглядеть либо как издевательство, либо у клиента сложиться впечатление о вас, что вы с первого раза не понимаете то, что вам говорят "русским языком".

Поэтому обязательно нужно как можно сильнее изменять набор слов и выражать мысль другими словами. Бывают слова, которые достаточно сложно заменить. В зависимости от контекста, некоторые слова, которые относятся к каким-то определённым физическим предметам можно и не заменять.

Добавлять что-либо от себя, привносить своё содержание или смысл.

Если вы начнёте фантазировать и искажать мысль, сказанную вам клиентом, он поймёт что вы ничего не поняли из - того что он сказал, и нужно повторить вам ещё раз. Причём с ещё большей экспрессией.

А ваша задача заключается в обратном. Вам необходимо перевести человека из русла выплёскивания эмоций и негатива в русло конструктивных размышлений.

Незаметно сужать содержание слов клиента.

Последствия этой ошибки примерно такие же как и в предыдущем случае. Желательно как можно точнее выразить суть слов.

Формальное использование техники.

Ситуация когда не дожидаясь ответа клиента на уточняющий вопрос, не давая ему подумать над вопросом и ответить, мы начинаем отвечать на претензию. В этом случае, техника не работает, потому что самыми важными моментами этой техники как раз и является слушание клиентом вопроса, размышление над вопросом, и ответ на него. А если мы начинаем сразу отвечать, мы не даём времени этим процессам в голове клиента.

- Вздорное предложение.

Например: Знаете скоро Новый год, а мы всё сидим! Давайте ляжем спать!

Можно использовать, когда собеседник пренебрежительно ухмыляется, не настроен на серьёзный разговор.

Например: Вам смешно потому, что у меня розовые волосы? Я поняла, я работник цирка!

-Понимание, использования в работе посланий тела. Невербальные средства: кивок головы, наклоны, поворот тела, контакт в глаза и др.

никогда не выносишь мусорное ведро.

Выключи немедленно эту музыку.

Ну что у тебя за вид?

Я устала, вынеси пожалуйста мусорное ведро.

У меня болит голова, выключи ,пожалуйста музыку.

У меня вызывает недоумение такой внешний вид.

Во-первых, оно позволяет вам выразить свои негативные чувства, а не подавлять их.

В-третьих – когда мы искренни и открыты в выражении своих чувств, наш собеседник тоже начинает доверять нам.

событие (когда. если. );

ваша реакция (я чувствую. );

предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы. ; я предпочел бы. ; я был бы рад. );

- Закрытые вопросы.

Закрытый вопрос нужно задать, если:

ваш партнер очень сдержан и не поддерживает активно беседу;

вам необходимо получить короткий однозначный ответ;

вы хотите быстро проверить отношение партнера к чему-либо;

вы надеетесь, задав ряд закрытых вопросов, получить необходимую информацию;

вы хотите убедиться, что правильно поняли собеседника.

Примеры закрытых вопросов:

1-ый этап медиации – вступительное слово медиатора.

Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам:

- что такое процесс медиации,

- Известно ли Вам что-нибудь о медиации?

- Располагаете ли вы временем необходимым для проведения медиации, примерно 1,5-2 часа?

- Понятно ли сторонам что такое медиация, на каких принципах она построена?

- Понятно ли вам какую роль играет медиатор в медиации?

- Добровольно ли стороны пришли в процесс медиации?

- Надо ли еще кого-то пригласить, кто может помочь разобраться в возникшей проблеме?

- Согласны ли стороны с правилами проведения медиации и поддержания уважения и вежливости друг к другу?

- Готовы ли стороны обсуждать варианты выхода из сложившейся ситуации?

2-ой этап медиации – презентация сторон.

На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, которая обратилась с просьбой о проведении медиации, а в школьной медиации с потерпевшей стороны. ,

Примерный перечень вопросов в презентации сторон:

- Кто является инициатором обращения к медиатору? С того и начнем.

- Выслушаем сначала сторону которая потерпевшая.

- Раз вы самостоятельно не можете разрешить кому начинать, давайте потянем жребий.

- Спасибо за ваш рассказ, я сейчас попробую вкратце пересказать сказанное вами, если что то пропущу или скажу не правильно, вы меня поправьте, хорошо? И так, из сказанного вами……. Эхо-повтор

- Правильно ли я вас поняла, вы ………Эхо-повтор

- Я ничего не упустила, вы………Эхо-повтор

- Давайте послушаем вторую сторону (по имени!)

- Желаете ли вы что-либо добавить к сказанному?

3-ий этап медиации – дискуссия.

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- Спасибо стороны (по имени!), что были откровенны, смогли рассказать свою ситуацию, да, сложность есть, но сегодня вы здесь, для того что бы эту ситуацию разрешить, это так?

- Что вы ждете от сегодняшних переговоров?

- Как бы вы хотели, что бы ситуация разрешилась?

- Что бы вы хотели узнать друг у друга?

- Может у кого-то есть какие-либо предложения по выходу из проблемы?

- Давайте разберем, что конкретно вас волнует, почему именно так вы хотите поступить?

- А у вас есть, что сказать?

- Давайте эмоциональное состояние отпустим и перейдем к индивидуальной беседе.

4-ый этап медиации – кокус.

Т.е. беседа медиатора с каждой из сторон индивидуально. ,

Примерный перечень вопросов в кокусах:

- Сейчас мы остались одни и вы можете более открыто рассказать, что же вас волнует, чего вы опасаетесь в данной ситуации. Сказанное вами сейчас, без вашего разрешения не будет мною передано второй стороне (по имени!).

- Что вы чувствуете в сложившейся ситуации?

- Каких конкретных действий вы ждете от стороны (по имени!)?

- Почему вы настаиваете именно так сделать?

- Что для вас важно? Почему?

- Что для вас неприемлемо? Почему?

- На какие уступки вы можете пойти?

- Что вы думаете надо сделать, что бы сторона согласилась на ваши предложения?

- Поставьте себя на место стороны (по имени!), как бы вы поступили?

- Важны ли для вас сохранения отношений со стороной (по имени!)?

- Желаете ли вы общаться со стороной (по имени!) в будущем?

- Что из сказанного вами, я могу донести до второй стороны (по имени!)?

- Желаете ли вы сами сказать свои предложения второй стороне (по имени!), или это сделать мне?

5-ый этап медиации – формирование повестки дня.

На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. ,

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- И так, на данный момент, главным вопросом является - …, какие еще вопросы вас волнуют?

- Чтобы было нам легче работать, давайте четко определим, какие вопросы мы будем сейчас рассматривать.

- Я правильно вас поняла, вас волнует вопрос о - …. хотите еще что-то добавить?

- Спасибо, что определились с вопросами, теперь мы можем приступать к выявлению предложений по выходу из вашей сложной ситуации.

6-ой этап медиации – выработка предложений.

Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процессе медиации. ,

Примерный перечень вопросов в выработке предложений:

- Я правильно услышала (по имени!), вы предлагаете второй стороне (по имени!) - ….. (записать на бумаге предложение). Как вторая сторона к этому относится, почему? Какие есть предложения взамен этому?

- Не думали ли вы, что в данной ситуации можно было бы поступить другим образом (привести пример).

- В аналогичной ситуации, мои знакомые поступили так - … (привести пример).

- Какие есть трудности, что бы сейчас изменить ситуацию?

В случае агрессии сторон:

- Вы не думали, какие могут быть последствия, если вы сейчас не договоритесь?

- Хочу напомнить вам, что вы давали обещание быть корректными и взаимно-вежливыми!

- Ваш крик не поможет решить вопрос.

- Никак не пойму, о чем вы. (блокировка).

- Вы занимаете жесткую позицию соперничества, поймите, у каждого искаженный взгляд на конфликт и каждый считает себя правым.

- Попробуйте успокоить ваши обиды и эмоции.

- В конце концов! Конфликт не может превращаться в смысл жизни!

7-ой этап медиации – подготовка соглашения.

Теперь необходимо проверить каждое из них, протестировать на реальность.

Примерный перечень вопросов при подготовке соглашения:

- Устраивает ли стороны (по имени!) принятая договоренность по вопросу ?

- Каким образом вы будете выполнять данную договоренность?

- В какие сроки договоренность должна быть исполнена?

- Есть ли у вас возможность исполнить договоренность в установленные сроки?

Задача этого этапа – получение медиатором обратной связи о результатах работы. ,

Примерный перечень вопросов в этапе выхода из медиации:

- Как вы думаете, была ли полезна для вас медиация?

- Каковы ваши ощущения после того как ваша проблема разрешена согласно вашим желаниям и с учетом ваших интересов?

  1. . Личность медиатора. Профессиональная этика медиатора.

Для того, чтобы действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Как может помочь медиатор, проводя школьную медиацию, подросткам – обидчику и потерпевшему в защите их прав?

Обидчику (подростку, совершившему проступок):

- осознать причины своего поступка и его последствия;

- загладить причинённый вред;

- вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.

- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;

- убедить в том, что справедливость существует.

Итак, исходя из этого, задачи медиатора можно сформулировать следующим образом:

1. Снизить административные, карательные воздействия взрослых.

2. Организовать участникам конфликта диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия.

3. Помочь подросткам путём переговоров избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний.

4. Помочь самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие основные принципы медиации:

- добросовестности, равноправия и сотрудничества сторон;

- беспристрастности и независимости медиатора;

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие требования:

- способствовать созданию в ходе переговоров атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, взаимного уважения;

- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт медиации и его основные принципы;

- проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных участников медиации;

- внимательно и активно слушать стороны, анализировать и обобщать информацию, управлять переговорным процессом, мотивировать стороны на поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;

- не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой, эмоциональным состоянием) свое отношение к сторонам;

- проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;

- при исполнении обязанностей соблюдать деловую манеру в общении, деловой стиль одежды.

В профессиональной деятельности медиатор обязан строго придерживаться следующих международных стандартов поведения:

а) порядочность — медиатор должен соблюдать порядочность по отношению к себе, к участникам процесса.

б) концентрация — медиатор должен быть способным сосредоточиться на проблеме, поступке, обстоятельствах, с которыми сталкивается на данный момент.

в) быстрота и доступность — медиатор должен владеть умением ставить необходимые вопросы в подходящий момент для того, чтобы участники процесса смогли понять мотивы своего поведения.

г) снисходительность — медиатор должен выслушать и принять мнения сторон даже тогда, когда не согласен с ними.

д) доверие — медиатор является личностью, которая верит в способность сторон, что они могут что-то изменить.

е) уважение — медиатор должен уважать стороны и обеспечивать учтивые отношения между сторонами.

ж) терпимость — стороны не принуждаются к заключению соглашения о примирении в процессе урегулирования спора. Во время размышления сторон медиатор не вправе их торопить. Разрешение конфликта необходимо оставлять на рассмотрение сторон, тогда примирение будет более успешным и прочным.

з) симпатия — медиатор должен создавать благоприятный климат для благосклонности, понимания, проявления сочувствия в отношении сторон, ловкости и понимания эмоционального и социального положения.

и) способность хранить конфиденциальность известной информации.

к) коммуникабельность — умение создавать благоприятные условия для участников процесса.

Медиатор обучен:

- оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон;

- быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений;

- быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь;

- быть испытателем реалистичности и осуществимости высказываемых сторонами идей по разрешению спора, помогая им выстроить разумные и реалистичные предложения, чтобы принимаемые сторонами конечные соглашения были надежными и долгосрочными

- быть генератором альтернативных предложений для разрешения спора, помогая сторонам выйти за стереотипы привычных и часто ограниченных взглядов на их проблему;

- быть расширителем ресурсов сторон, направляя их к тем, кто может дать им необходимую фактическую и другую информацию, оказать юридическую или экономическую консультацию;

- быть учителем в достижении сотрудничества на переговорах, обучая стороны думать, действовать и вести переговоры на принципах сотрудничества и помогая им искать решения, которые бы отвечали как их собственным интересам, так и интересам другой стороны;

- содействовать сторонам в доведении соглашений до завершенности, заботясь о том, чтобы у каждой стороны сохранилось полное понимание и ответственность по отношению к заключенному соглашению.

Процесс медиации считается эффективным, когда стороны удовлетворены мировым соглашением, процессом его достижения и путем ведения переговоров.

Медиация – это способ досудебного урегулирования споров и безболезненное решение конфликтных ситуаций с привлечением независимого специалиста, который поможет вам в переговорах. Медиаторство регулируется российским законодательством и уже давно применяется на практике. Несмотря на это, возможность привлечения медиатора для эффективного проведения переговоров до сих пор вызывает недоверие со стороны граждан.

медиация картинки

Медиация как способ разрешения конфликтов

Если говорить простыми словами о том, что такое медиация, то это, как уже упоминалось ранее, эффективный способ урегулирования конфликтов, при котором сторонам помогает профессионально обученный специалист, то есть медиатор.

Сторонняя помощь в конфликте как инструмент для достижения результата, устраивающего обе стороны, давно зарекомендовала себя с самой лучше стороны. При условии, разумеется, что медиатором выступает профессионал.

Основные принципы медиации

медиация фото

Преимущества медиации

  • Экономия. Поскольку стороны избавлены от необходимости нести судебные издержки, решение конфликта в формате переговоров зачастую обходится дешевле и, главное, быстрее;
  • Безграничные решения. Стороны могут сойтись на решении конфликта, не предусмотренном законом (но не противоречащем ему);
  • Эффективный результат. Важно то, что профессиональный медиатор – это, в первую очередь, талантливый конфликтолог и специально обученный психолог, а его главная задача – создать здоровый микроклимат для нормального ведения диалога, даже если между сторонами напряженные отношения;
  • Положительные рабочие отношения. Данный пункт логичным образом вытекает из предыдущего: благодаря тому, что медиатор создает спокойные и благоприятные для взаимного диалога условия, зачастую после решения спорной ситуации стороны остаются в хороших взаимоотношениях, что в дальнейшем способствует долгосрочному сотрудничеству. После судебных разбирательств такой исход – скорее исключение, чем правило.

Медиация в бизнесе

Коммерческая медиация – это отличное решение для спорных ситуаций, возникающих между организациями.

Медиатор поможет вам не только сэкономить во времени и финансах, но и сохранить хорошие взаимоотношения, что особенно важно для дальнейшего сотрудничества и долгосрочного партнерства.

Мы настоятельно рекомендуем прибегать к медиации в тех случаях, когда причиной конфликта служат текущие интересы партнеров.

медиация как альтернативный способ разрешения споров

Правила проведения процедуры медиации

Медиатор в определенной степени связан законодательством, тем не менее, конкретного свода правил, общего для всех процедур медиации, нет, есть только локальные ограничения и требования к процедуре.
Стороны медиации также могут предварительно прописать ряд требований к процедуре.
Также возможно наличие свода правил внутри саморегулируемой организации, в рамках которой действует специалист. В остальном же проведение процедуры медиации будет зависеть исключительно от самого медиатора.

Когда предпочтительно проведение процедуры медиации?

Поскольку при медиации возможностей для решения конфликта может быть гораздо больше, мы особенно советуем прибегать к этому методу в тех случаях, когда закон не на вашей стороне, а значит, в судебном порядке шансы выиграть ничтожно малы.

Медиация применяется в гражданском, арбитражном процессах, в трудовых спорах, социальной и семейной сферах.

семейная медиация

Медиация часто применяется при семейных спорах

Вот далеко неполный перечень ситуаций, для которых медиация станет лучшим решением:

  • Семейные конфликты на почве раздела имущества и споры о ребенке;
  • Трудовые споры между работодателем и коллективом или его отдельными членами;
  • Споры между учредителями организации или акционерного общества по вопросам управления юридическим лицом;
  • Конфликты между контрагентами, спровоцированные, например, нарушением условий договора;
  • Частные споры между гражданами, например, по причине невозврата долга, ненамеренного нанесения ущерба и т. д.

Внесудебное решение подобного рода споров позволит вам добиться максимального выгодного результата, тогда как в ходе судебного разбирательства это было бы невозможно.

Как происходит медиация: основные стадии

Зачастую процедура медиации представляет собой стол переговоров, за которым встречаются, непосредственно, сам медиатор, а также стороны конфликта.

Если отношения между участниками переговоров напряжены настолько, что создание здоровой обстановки невозможно, стороны не пересекаются и общаются исключительно через медиатора. Такой способ медиации называют челночным.

Важно понимать, что даже при подобном сценарии медиатор сам не предлагает и не выносит решения, а только подталкивает к этому стороны. Он организовывает диалог, помогает участникам переговоров сформулировать собственные требования и донести их до оппонентов, а главное – услышать своего собеседника.

Медиация в суде

На фоне большой нагрузки судебные инстанции положительно относятся к процедуре медиации, а зачастую судьи сами советуют сторонам обратиться за помощью к медиатору.

Если это происходит в разгар разбирательства, то судебный процесс приостанавливается на двухмесячный срок, во время которого стороны должны найти устраивающее всех решение.
При положительном исходе участники конфликтной ситуации заключают медиативное соглашение, которое в дальнейшем будет рассматриваться судом. Судьи оценивают документ на предмет соответствия законодательству, отсутствия нарушения чьих-либо прав и т. д. Впоследствии такое соглашение утверждается судом как мировое.
В то же время необходимо отметить, что даже если медиация применяется уже в процессе судебного спора, все переговоры ведутся за пределами зала суда, а сам медиатор не вправе выступать в суде, свидетельствовать в чью-либо пользу или представлять интересы любой из сторон. Кроме того, услуги медиатора не будут включены в судебные издержки, а значит, сторонам придется пополам разделить их оплату.

сторонняя помощь в конфликте

Тем не менее, все эксперты отмечают положительный эффект от привлечения профессионального медиатора на этапе судебного спора. Во-первых, стороны могут договориться быстрее, поскольку отпадает необходимость во многих формальностях, а медиатору не приходится совмещать разрешение имеющегося спора с десятками других, в отличие от судьи.

Во-вторых, благодаря тому, что соглашение принимается на условиях, которые устраивают обе стороны, сокращается риск оспаривания решения в будущем. Кроме того, исполнение договоренностей, в отличие от реализации судебных предписаний, будут выполняться быстрее и на добровольной основе.

Иными словами, все участники конфликта получат желаемое, при этом они существенно сэкономят собственное время и сохранят хорошие отношения, что положительно скажется на дальнейшем сотрудничестве.

Медиация в России

Закон о медиации в РФ действует уже 6 лет, с 2011 года, и в народе больше известен как 193-ФЗ. По нормам закона, процедура медиации применяется как альтернатива судебному или административному разбирательству. Законом предусмотрено широкое использование услуг медиатора в разных сферах.

В то же время вопрос медиации в уголовном процессе пока остается нерешенным. Дело в том, что нормами 193-ФЗ возможность привлечения посредника в решение уголовных споров предусмотрена, однако в УПК РФ аналогичное положение на сегодняшний день отсутствует.

Необходимо отметить, что медиатором в России может выступать и человек без юридического образования. Тем не менее, мы советуем обращаться именно к юристам. Специалист в области права сразу убедится в том, что положения соглашения не противоречат законодательству, а значит сразу будут одобрены судом.

медиация в процессе конфликтных переговоров

Услуги медиаторов в Санкт-Петербурге

Читайте также: