Вышивка архангельской области сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Узорное вязание – один из самых распространённых видов бытового народного рукоделия, возможно поэтому он остался малоизученным. В XIX — ХХ вв. ручное вязание наряду с ткачеством служило для изготовления одежды, а также для украшения предметов быта — одеял, покрывал.

Как самостоятельный вид орнаментального искусства узорное вязание получило большое распространение на Русском Севере, на территории современной Архангельской области. Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. Суровый климат края вызывал постоянную потребность в теплых шерстяных вещах, особенно в чулках и рукавицах. Им отводилась большая роль в обрядах. Девушки, готовя себе приданое, вязали до сорока пар рукавиц, чтобы в день свадьбы подарить их родне мужа. Не только от холода, но и от всяческих бед и напастей должны были защитить покрытые орнаментами чулки и рукавицы.

Передавая из поколения в поколение приемы вязки и сами узоры, мастерицы из северных деревень донесли до наших дней искусство, столь же необходимое теперь, как и прежде. В современном архангельском вязании продолжают жить геометрические мотивы, воплощающие древние символы и образы народного творчества.

Образцов дореволюционного вязания практически не сохранилось. Одежда интенсивно эксплуатировалась, и многое, что приберегалось лишь для праздников, износилось в годы лихолетий и войн. Вязать же новые образцы варежек, тёплых ботинок, платков, кофт, одеял было некогда, да и некому. Представить красоту и орнаментальное богатство народного творчество можно по образцам, выполненным потомственными мастерицами уже в конце XX века.

Северное узорное вязание. Чулок


Ф.Ф.Осташева. Чулок. 1962.
Русский музей

Орнамент чулка состоит из поперечных полос с рядами мелких геометрических фигур, представляющих собой различные комбинации из углов. Давнее соседство русских и коми и взаимовлияния их культур сказались на орнаментальном искусстве вязания. Отдельные элементы подобных узоров встречаются также на чулках и рукавицах из Лешуконского района.

Северное узорное вязание. Рукавицы


Рукавицы из собрания Русского музея. 1970-1980-е годы.

В узорном вязании с его многоцветием, выражающим радостное восприятие окружающего, древними мотивами, воплощающими извечные представления о жизни, продолжают развиваться исконные черты русского народного искусства. Источник их развития заключается в жизнелюбии и большой душевной щедрости жителей северных сел и деревень, а также в их постоянной тяге к творчеству.

Т. Б. Васильева

Литература:
1. Т.И.Шлык. Кладовая сокровищ. — В кн.: Мезень — край поморский. Архангельск, 1980.
2. Л.С.Грибова. Узорное вязание. — В кн.: Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980, с.4, 93 — 98.
3. Т.Б.Васильева. Вязание. - В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984, с. 263-264.


Беломорские узоры - это собирательное название узорных вышивок и росписей северных народностей Архангельской области.

Само Беломорье было основано из реорганизованной деревни Сорока с присоединением других деревень и сел близ Белого моря. Край там суровый, исторический, со своими преданиями, наскальными росписями - петроглифами и узорами, полными горячего красного цвета, которого так не хватает в этих холодных местах.

От рождения вне забвения

В 1968 году в этих местах было создано экспериментальное предприятие народного промысла Поморья под общим названием "Беломорские узоры". В Архангельске с той поры успешно работают над своими изделиями народные умельцы, собранные со всей области. Здесь рождается деревянная посуда (квасники, ковши, разнообразные по размеру черпачки), сотканные или связанные вручную предметы быта, расписные туеса и короба, каргопольские глиняные игрушки. И, конечно, изделия, вышитые в стиле беломорских узоров, как, например, дорожка на обеденный стол.

беломорские узоры

Сюжеты узоров Севера для души и больше

Обязательными и самыми любимыми объектами вышивки Беломорья по традиции остаются лошади и птицы.

Изображение коня означает восход солнца. Если в узоре встречается уточка, она символизирует стройную вселенную и заведенный порядок, так как, согласно преданиям, уносит солнышко до рассвета в подводный мир, охраняя его там от напастей. Иногда кажется, что ожили поморские петроглифы (высеченные или нанесенные краской рисунки на камне) и перебрались на посуду, одежду и предметы быта людей.

Говоря о беломорских узорах, нельзя не вспомнить и традиции употребления в быту большой и вместительной посуды. Она была предназначена для общественного пользования во время праздников - чтобы всем хватило - и делалась из дерева, которое украшалось узором. Братины с ковшами наполнялись квасом или брагой, более мелкими ковшиками семья черпала напиток из общей братины - и веселью не было конца.

Всего насчитывается одиннадцать росписей. Вот некоторые из тех, что используются для создания беломорских узоров:

  • олонецкая;
  • шенкурская;
  • ракульская;
  • борецкая;
  • мезенская и другие.

На деревянное изделие мезенскую роспись наносят, используя специальные лопаточки (тиски) или мягкие кисти. Сверху рисунок покрывают олифой, после чего он загорается золотым оттенком - "оживает"

Как правило, узоры и росписи полны символов. А загадки их исходят из древнего письма поморов, которое описывало окружающий мир и стихии природы. Знаки орнаментов и узоров беломорских росписей несут в себе определенный смысл.

значение линий изоров

Преданья старины глубокой

На сегодняшний день большинство беломорских узоров в Архангельске создаются с применением традиций и приемов старинных мезенских мастеров, которые, как правило, состоят из геометрических фигур в черно-красных тонах на белом фоне с вкраплениями зеленого.

Истоки мезенского рисунка или как читать знаки

В основе рисунка лежат древние мифы и восприятие мира северными народами.

Частое использование многоярусности относится к шаманским, колдовским традициям и означает три мира - небесный, наземный и подземный.

В мезенской росписи традиционно средний ярус заполнен оленями или конями, в верхнем - птицы. Иногда в узорах встречаются вереницы черных или красных коней с солярными знаками вокруг. Это может означать их неземное существование.

Обычно ярусы графически разделены полосками, которые заполняются повторяющимся мотивом. Чтобы прочитать мотив, надо рассмотреть его расположение, потому что одна и та же прямая линия может означать небеса, а может и землю, в зависимости от того, где находится знак: внизу или вверху композиции.

Землю как символ защиты, плодородия, хлеба часто изображают квадратом.

Беломорские узоры сегодня

Поморские женщины знают и хранят много секретов об узорах и росписях. Например, они владеют особой техникой рисования птицы одним мазком. Это символичный "приморский голубок" или, как ее здесь называют, "птица счастья".

Каждая местная женщина знает: чтобы излечиться в случае болезни, надо выполнить вышивку особым образом - с изображением больной части тела или своего образа, разместив рядом определенные символы.

Известны и обереги для долгой и благополучной жизни, которые можно вышить по схеме крестом, используя красные нити.

оберег на счастливую жизнь

Поморы верили в силу ручной вышивки, поэтому часто прибегали к изображению особых знаков. На игрушках рисовались узоры, оберегающие детей. Мужская рубаха расшивалась на силу, здоровье и удачу.

оберег удачи

Женщины и девушки северных народов издавна любят украшать свои одежды. Но особо расшивались праздничные вещи. Хоть одна, но должна была быть в сундуке у каждой. Это золотое шитье, дополненное вставками из натурального жемчуга.

музей

Все истории и традиции поморов, выраженные в узорах и отделках предметов быта, исторические и самые лучшие современные, хранятся в музее предприятия "Беломорские узоры".

Музей находится по адресу: г. Архангельск, ул. Шубина, 3.


Его можно посетить во время экскурсии, чтобы своими глазами увидеть технику изготовления изделий из дерева, тканей, вышитых и разукрашенных.

Здесь созданы специальные экспозиции старинных предметов быта из камня, глины, дерева, тканей. Побывав в музее, можно пожалеть лишь о том, что прошли те времена, когда любой дом был украшен изысканной росписью и вышивкой. Ведь так и сияли от красного с белым и вкраплений черного ларцы, сундуки, короба, чаши.

О северной вышивке говорить мы можем бесконечно! Пусть эта статья станет лишь вступлением, дверью в волшебный мир традиционной славянской вышивки. Здесь покажем некоторые примеры северной народной вышивки – фотографии старинных изделий из музеев, с выставок. Чтобы не осталось никаких сомнений в том, что северная вышивка – действительно древняя наука. Да дадим ссылки на другие материалы о традиционной славянской вышивке.

Мысли, вдохновленные северной народной вышивкой

Друзья, побывала сегодня на выставке. Что радует – древние славянские узоры продолжают жить, расцветают дивными волшебными узорами в работах уже современных мастеров. Вот, смотрите, северная вышивка и ткачество, какие у нас традиции до сих пор!

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

Невозможно представить домоводство без шитья и вышивки. Это есть поэзия. Искусство, и оно может приносить женщине огромную радость и удовольствие, наполнять ее жизнь смыслом. И думаю, что готовить, шить, убираться и так далее нужно не потому, что это дешевле, к примеру, а потому что это способы творения – вот этой особой магической, обережной и наполняющей атмосферы дома.

Традиционная славянская вышивка: фотографии с выставки

В Архангельске — выставка вышитых вручную полотенец. Невероятно, но эти чудеса выставлены без стекла и без ограждения. Так, что можно приблизить удивлённые глаза вплотную и заглянуть за изнанку. Которая не менее прекрасна, чем лицевая сторона. И, знаете, что особенно приятно? Невзирая на обилие посетителей, полотенца остаются белыми — а это значит, что чудо архангельской вышивки по-прежнему священно и неприкосновенно.

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

северная вышивка, традиционная славянская вышивка, северная народная вышивка

Где узнать больше о северной вышивке?

Надеемся, волшебные фотографии северной народной вышивки вдохновляют вас также сильно, как нас. Захотелось узнать больше о традиционной славянской вышивке? Читайте наши статьи о ней:

Традиционная вышивка более всего была распространена на северо-западе, в восточных районах ткани чаще украшали ткаными узорами. Вышивались узоры разными швами. Среди приёмов северной вышивки — крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Способы вышивки можно разделить на несколько групп — счётная техника и несчётная, глухая вышивка.

Реже встречалась вышивка тамбуром, выполняемая, как правило, белой или красной нитью (встречаются в Лешуконье). Также в Мезенском и Лешуконском районах попадаются и изделия, вышитые крестом. Орнамент с ассиметричным геометрическим рисунком, состоящим из небольшого числа многократно повторяющихся элементов, был распространён на Мезени. Онеге, Пинеге. Техника шитья, материалы были весьма разнообразны, как и орнаментальные сюжеты.
Золотное шитьё было распространено в Архангельском крае. Золотыми нитями вышивали церковные облачения. Центрами золотошвейного мастерства были монастыри в Шенкурске, Сольвычегодске, Каргополе, Сумском посаде. Золотошвейным делом на Севере занимались уже XVI-XVII вв., тогда золотая нить привозилась в Архангельск из-за границы, но с развитием отечественного производства золотных и серебряных нитей в 18 веке, золотное шитье получило большее распространение.

Главным образом, золотыми нитями да жемчугом украшали праздничную одежду: сарафаны, платки, пояса. Обильно украшались жемчужным шитьём женские головные уборы, для этой цели в вышивке использовался мелкий жемчуг (бурлацкое зерно). Также золотное шитьё использовалось в обетной вышивке — силу оберега принимали головные уборы, перчатки и другие элементы одежды, украшенные золотыми нитями.

Читайте также: