Выразительность чистота и богатство речи 5 класс сообщение

Обновлено: 01.07.2024

В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?

Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. Первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи/

Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье) , другие — уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля) , в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан) . Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов.

В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?

Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. Первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи/

Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье) , другие — уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля) , в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан) . Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов.

Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Он зависит от степени чистоты, богатства и выразительности речи.
Научные исследования, проведенные в 2001 году академиком Л.Н. Глученко, показывают, что у 80% граждан РФ имеющих высшее образование, остро стоит вопрос о совершенствовании чистоты, богатства и выразительности своей речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….…3
1. Чистота речи.
1.1. Чистота речи………………………………………………………………………………. 4-5
2. Богатство речи.
2.1 Многозначные слова………………………………………………………………………. 6-11
2.2 Активные процессы в словообразовании…………………………………………………. 12
3. Выразительность речи.
3.1 Понятие выразительности………………………………………………………………….….13
3.2 Основные условия выразительности речи человека……………………………………. 14
3.3 Выразительно-изобразительные средства языка………………………………………. 15-16
Заключение……………………………………………………………………………………………..17
4. Список используемой литературы…………………………………………………………..…18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная по русскому.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Студентка третьего курса,

заочная форма обучения,

Киряева Ксения Викторовна.

Алексей Анатольевич Коняев.

2. Богатство речи.

2.2 Активные процессы в словообразовании…………………………………… ……………. 12

3. Выразительность речи.

3.2 Основные условия выразительности речи человека……………………………………. 14

3.3 Выразительно-изобразительные средства языка………………………………………. 15-16

4. Список используемой литературы…………………………………………………… ……..…18

Введение
Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Он зависит от степени чистоты, богатства и выразительности речи.
Научные исследования, проведенные в 2001 году академиком Л.Н. Глученко, показывают, что у 80% граждан РФ имеющих высшее образование, остро стоит вопрос о совершенствовании чистоты, богатства и выразительности своей речи. Но для того, что бы целенаправленно действовать с целью улучшить свою речь, надо её осознавать как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой оно предназначено. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи.

1.1 Чистота речи

Иногда привычка вставлять в речь одно какое-либо слово, например: понимаешь, однозначно, стано­вится отличительным признаком говорящего. Если же он занимает высокий пост, ответственную долж­ность, то эта особенность речи служит объектом па­родирования.

Слова-сорняки не несут никакой смысловой на­грузки, не обладают информативностью. Они про­сто засоряют речь говорящего, затрудняют ее вос­приятие, отвлекают внимание от содержания выс­казывания. Кроме того, лишние слова психологи­чески действуют на слушателей, которые незамет­но для себя начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в кашей речи?

Как видим, причиной может быть волнение, но может быть и неумение мыслить публично, подби­рать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говоря­щего. Забота о чистоте речи повышает качество ре­чевой деятельности.

Многие слова в русском языке не только называ­ют предмет, явление, но и положительно или отрица­тельно характеризуют его. Ср.: красавица — урод, доброта — жадность, щедрость — скупость, умни­ца — глупец. Среди слов, содержащих отрицатель­ную оценку, например зануда, выскочка, недотепа, осел, болван, кретин, выделяются бранные слова, часть из которых входит в состав литературного языка, а часть находится за его пределами.

Церковь, правительственные учреждения, офици­альные инстанции всячески препятствовали употреб­лению бранных, особенно нецензурных, непечатных слов.

Однако в повседневной жизни эта лексика встре­чалась не только в речи недостаточно культурных людей, но и тех, кто владел литературным языком.

С подростками все же проще — сами из них, самим хотелось быть непонятными; у нас и такое бывало, что договаривались внутри какой-то компании в разговорах при посторонних (а ведь секретов-то и не было) приставлять к каждому слогу еще какой-то слог. У нас же матерщина повсеместна, при­чем вот грустное замечание — все больше ругаются женщины и даже девочки, девуш­ки, и их отнюдь не единицы.

А мы потакаем матерщинникам, считаем брань характерной, отличительной чертой русского наро­да. Есть чем гордиться!

Тема: Богатство, выразительность, чистота и уместность речи.

Задачи:

1) будем знать
– что такое богатая, выразительная, чистая и уместная речь,
– как сделать речь богатой и выразительной;
2) будем уметь
– находить слова, засоряющие речь,
– уместно употреблять слова в тексте;
3) сможем ответить на вопросы викторины.

Ход урока

1 Оргмомент

– Доброе утро, дети! Этот урок позвольте начать со стихотворения (Слайд):

А новый день – как листик чистый
Ты сам решаешь: что, куда…
Начни его с хороших мыслей –
И всё получится тогда!

Желаю, чтобы у вас всё получилось сегодня.

2 Проверка домашнего задания

Письмо по памяти упр. 77 (на листочках). Работы сдают 5 человек (НЕПОДНЯТАЯ РУКА)

3 Введение в тему

– Послушайте отрывок, назовите произведение и автора (Слайд):

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.

– По чему богатыри узнали, что перед ними царевна? (По речи)

4 Тема

– Мы с вами изучаем качества речи. Их всего семь. На прошлом уроке мы познакомились с такими качествами, как правильность, точность и логичность.

5 Задачи

Задачи (Слайд):
1) будем знать
– что такое богатая, выразительная, чистая и уместная речь,
– как сделать речь богатой и выразительной;
2) будем уметь
– находить слова, засоряющие речь,
– уместно употреблять слова в тексте;
3) сможем ответить на вопросы викторины.

6 Изучение

Задача № 1 (Слайд)

будем знать
– что такое богатая, выразительная, чистая и уместная речь,
– как сделать речь богатой и выразительной.

Беседа

Работа с учебником (Слайд)

Упражнение 80 (с. 46)
Найдите предложения, в которых содержатся ответы на вопросы:
– Что такое богатая речь?
– Как сделать речь богатой и выразительной?
– От чего зависит уместность употребления слова?

Словарная работа (Слайд)

Фагоциты (с. 138.) – это клетки иммунной системы, которые защищают организм от вирусов.
– На каком уроке уместно говорить о фагоцитах?
(На уроке биологии)

7 Проверка первичного восприятия

Соотнесите содержание двух колонок (Слайд):

1 Выразительная речь

А Речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однокоренные слова, просторечные слова

Б Речь, в которой слова и выражения подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим

3 Уместная речь

В Образная, яркая речь, которая производит особое впечатление на читателя или слушателя

Самопроверка по слайду (1В. 2А. 3Б.) 3 балла

8 Гимнастика для глаз

1) Исходное положение: сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5–6 раз.

2) Исходное положение: сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой/левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.

3) Исходное положение: сидя. Поднять глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5–6 раз.

4) Исходное положение: сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Повторить 4–5 раз.

5) Исходное положение: сидя. Смотреть прямо перед собой на дОску 2–3 сек., перевести взгляд на кончик носа на 3–5 сек. Повторить 6–8 раз.

6) Исходное положение: сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.

9 Закрепление

Упр. 81 (устно)
Прочитать, ответить на вопросы, почему девочка не поняла брата и какое качество речи отсутствовало.
(Богатство, чистота, выразительность).

Упр. 83 (1 и 2 предложения)
Прочитать высказывания о русском языке, определить, какие качества речи они иллюстрируют.
(Богатство, выразительность).
Выписать слова с пропущенными буквами (2 человека – на доске, остальные – в тетрадях).

ДИвишься, пОдарок, зЕрнисто, жемчуГ,
нАзвание, руССкий, жИвой.

Оценивание: 2 балла (если нет ошибок), 1 балл (если одна ошибка), 0 баллов (если 2 и более ошибки)

Задача № 2

будем уметь
– находить слова, засоряющие речь,
– уместно употреблять слова в тексте.

Редактирование предложений (по рядам)

Оценивание: 1 балл

– Я опоздал на урок, потому что в нашем подъезде испортился лифт. Обещаю, что такое больше не повторится.
– Не смейтесь надо мной, потому что любой может оказаться в такой ситуации.

10 Обобщение и систематизация

Обращение к задачам (Слайд)

1 Какое качество речи не названо?

1) правильность
2) точность
3) логичность
4) чистота
5) богатство
6) выразительность
7) ?

2 Верно ли утверждение?

Уместной называется речь, в которой слова и выражения подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим.

3 Узнайте качество речи по описанию:

… – это речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однокоренные слова, просторечные слова.

Самопроверка по слайду

1 Уместность
2 Да
3 Чистота речи

Оценивание: 3 балла

11 Итоги урока

Отметки – 4–5 чел. НЕПОДНЯТАЯ РУКА

Соотнесение – 3 балла
Правописание – 2 балла
Редактирование – 1 балл
Викторина – 3 балла
Работа на уроке – 1 балл

12 Домашнее задание

Упр. 83 (3-е предложение)

Слово учителя (Слайд):

1 Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания!
2 Не засоряй речь бессмысленными словами.
3 Будь вежлив в словах и поступках.


Русский язык! Великий, могучий, прекрасный, свободный… Великий язык великого народа… Сотни поколений создавали это сокровище, хранили его в чистоте, чтобы передать потомкам.

Нельзя считать себя образованным, культурным и интеллигентным человеком, не владея нормами современного русского языка.

Языковая норма- это

правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся: точность, понятность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность.

определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка.

речи связана с ее действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление общезначимых слов. К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова и выражения, используемые людьми одной профессии.

Употребляя научный термин, иностранное слово, диалектизм,мы не всегда понимаем его значенение. Поэтому необходимо давать соответствующие пояснения используемых слов.

Английский просветитель, крупнейший философ-материалист Джон Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания.

речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.



Чем определяется богатство языка, в том числе и языка отдельного человека?

Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современных людей не превышает 7–8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11 –13 тысяч слов. Людям некоторых профессий, например, преподавателям, политикам, юристам, врачам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его пополнении.

Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия.

Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер, выразить положительную или отрицательную энергетику.


Выразительность

речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес , поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение человека. Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Снижением речевой культуры современного общества является повсеместное нарушение грамматических

,
лексических
,
орфоэпических
и
этических
норм.

Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского литературного языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении.

Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах.



Находится немало людей, которые заявляют, что брань, матерщина считаются характерной, отличительной чертой русского народа. Если обратиться к устному народному творчеству, пословицам и поговоркам, то оказывается, не совсем верно .

Русский литературный язык – наше богатство, наше достояние. Он воплотил в себе культурные и исторические традиции народа. Мы несем ответственность за его состояние, за его судьбу .Наше поколение просто обязано как можно больше использовать в письменной и устной речи исконнорусские слова. Слова ,подобные слову Родина,Отечество,мать-нельзя заменить никакими другими иноязычными словами .Так красиво как они звучат на русском языке,не будут звучать ни на какомдругом.Наш язык -наша гордость.


Глава II. Нарушения чистоты речи

Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов и канцеляризмов, а диалектизмы в последнее время редко встречаются в речи горожан.

Уместность речи — это важно

Каждому человеку нужно знать, в какой ситуации, как и что лучше говорить. Также здесь играет роль и выразительность речи. Уместность идет с ней рука об руку, потому что для каждой ситуации нужна своя лексика и языковые фигуры. Чем менее шаблонно мыслит человек, тем ярче его речь.

Уместность речи — это, во-первых, соответствие тематике разговора, его содержательной и эмоциональной частям. Адекватно применять языковые средства иногда бывает сложно, но с практикой этот навык нарабатывается. Уместность речи — это, во-вторых, умение определять вид слушателей и то, как они лучше воспринимают информацию.

Общие критерии правильной речи

Как уже было сказано выше, важны такие критерии, как точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность речи. Дадим каждому из них краткое определение.

Точность речи — это правильное соответствие слов с обозначаемыми предметами и явлениями реальности, а также соответствие общепринятого значения слова его речевому применению.

Логичность речи — это смысловая непротиворечивость частей в одном высказывании, а также непротиворечивость высказываний в целом тексте.

Чистота речи — это отсутствие неприемлемых, не соответствующих нормам нравственности элементов в языке.

Выразительность речи — это ее особенности, которые привлекают внимание и интерес.

Богатство речи — это использование разнообразных языковых конструкций и средств языка.

Уместность речи — это корректное использование языковых средств, которое делает ее соответствующей определенным целям и условиям.

Максимально подробно мы сегодня поговорим о последнем критерии.

Виды уместности речи

Уместность речи бывает нескольких видов. Они выделяются относительно:

4) личности и психологии.

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с тем, что одна и та же фраза или целое предложение могут иметь разный смысл в зависимости от контекста. Стиль и контекст как критерии очень схожи между собой, но между ними есть отличительная черта. Иногда происходит так, что определенное языковое средство может быть неприемлемым для стиля, но в конкретном контексте будет уместным. Ярким примером такой ситуации являются отглагольные существительные. Деловая и научная речь немыслима без них, а в других стилях они уже режут слух. Но иногда в повседневной речи в определенном контексте отглагольные существительные используются как нельзя подходяще.

Точность и уместность речи в определенных ситуациях иногда выделяются на отдельных уровнях языка. Это значит, что на лекции в университете стоит употреблять слова из научной лексики, на деловых встречах придерживаться официально-делового стиля и т.д.

Личность и психология собеседника также имеют место при рассмотрении уместности речи. Например, если вы видите, что человек не успевает обрабатывать то, что вы ему рассказываете, стоит снизить темп речи или выражаться более простыми словами. Некоторые люди, наоборот, не любят медленной речи.

2.1 Слова-паразиты

Наиболее часто встречаются в речи и, безусловно, засоряют ее слова-паразиты

Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка, но если они используются в речи, не неся обычной своей смысловой нагрузки, то засоряют речь своей пустотой и бессодержательностью. Словами-паразитами являются, например: это самое, так сказать, ну это, вот, значит, примерно, типа, как бы

Употребление слов-паразитов, за исключением передразнивания или пародирования, всегда оценивается слушателями негативно, поскольку словами-пустышками прикрывается либо содержательная пустота, либо трудности с подбором слов. Поэтому слова-паразиты, несмотря на их общеупотребительные омонимы, находятся за пределами норм литературного языка и свидетельствуют о низкой культуре говорящих в целом (не только речевой).

Читайте также: