Выразительное чтение басен сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Автор: Суслопарова Яна Сергеевна

Организация: МБОУ ООШ №24

Населенный пункт: Кировская область, г. Киров

Ключевые слова: выразительность чтения, младшие школьники, басни, приемы развития выразительности чтения, басни И.А. Крылова как средство развития выразительности чтения.

ФГОС НОО [6] предъявляет новые требования к литературному образованию учащихся младших классов, выделяя в отдельную задачу развитие выразительности чтения младших школьников.

Выразительное чтение является одним из важнейших видов речевой и умственной деятельности детей младшего школьного возраста, и представляет собой сложный комплекс навыков и умений, общеучебного характера, используемого младшими школьниками в процессе изучения всех школьных дисциплин и во внеучебной деятельности.

Особое внимание, при работе над выразительностью чтения младших школьников, следует уделять средствам речевой выразительности: интонации, паузам (логическим и психологическим), ударениям, темпу речи, тембру, громкости голоса. Все средства выразительности чтения находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга [3].

По психолого-педагогическим характеристикам наиболее благоприятен для развития выразительности чтения младший школьный возраст. Ребенку в младшем школьном возрасте присущи доверие взрослому, ему характерна подражательность, эмоциональная отзывчивость, внушаемость, искренность чувств. У учащихся четвертого класса речь уже достаточно сформирована, дети умеют достаточно хорошо читать, понимают и могут анализировать прочитанный текст [2].

Работа по развитию выразительного чтения у детей младшего школьного возраста осуществляется, преимущественно, во время чтения художественной литературы. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято ребенком произведение, будь то проза или стихотворение, тем больше воздействие на личность оно оказывает [4].

Басня является эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, процесс изучения басен позволяет решать задачу развития выразительности чтения у учащихся.

Проведя теоретический анализ УМК используемых в начальной школе, мы пришли к выводу, что для чтения в начальных классах школы используются басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей. Наиболее популярные это басни И.А. Крылова, т.к. они разнообразны по тематике и направленности, также в работе с детьми используются басни Эзопа, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитреева, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого.

С учащимися четвертого класса работа с баснями проходит на уроках литературного чтения. Методы и приемы, используемые учителем для развития выразительности чтения, зависят от этапа урока. Исходя из структуры урока литературного чтения, можно выделить ряд аспектов для формирования выразительности чтения в процессе изучения басен:

1. При работе над выразительностью чтения обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения басни;

2. Работа над выразительностью чтения продолжается во время анализа басни;

5. В классе должно проходить обсуждение прочитанной басни. Нескольким учащимся предлагается прочитать басню вслух, а ученики класса обсуждают плюсы и минусы в их прочтении. Обязательное условие – тон беседы должен быть доброжелательным и носить деловой характер.

6. Работа над выразительностью чтения предполагает выработку у учащихся четвертого класса определённого минимума умений, направленных на формирование произносительной культуры речи. Данный минимум включает ряд компонентов: работу над интонацией, паузами (логическими и психологическими), ударениями, темпом речи, тембром, громкостью голоса [1].

Большая часть работы над выразительностью чтения у учащихся четвертого класса направлена на работу над интонацией как ее главным средством. С этой целью совершенствования выразительности произношения можно проводить работу над тембром, темпом, правильной артикуляцией, отработкой правильного дыхания и т.д. Для этого могут быть использованы специальные упражнения [2]:

1. Упражнения, направленные на отработку правильной артикуляции и дикции.

Работу над дикцией лучше проводить в групповой форме, т.к. при групповой форме работы снимается психологический барьер, который испытывает ребенок. В работе могут быть использованные следующие упражнения:

– Громкое, медленное и четкое произнесение слогов: Ребенок произносит слога: КА-МА-СА-ША и т.д.

– Интонационное выделение одного звука в ряде гласных: Ребенок в ряде звуков выделяет один звук: А-О-Ы-И-Э и т.д.

– Подстановка определённых гласных к другим гласным: Ребенок подставляет определенную гласную к другим гласным: АО,АУ,АИ и т.д.

– Работа со скороговорками: Скороговорки должны быть подобраны с учетом того, что они новые и неизвестные ребенку, а также интересные. Например,

При работе со скороговорками ребенок должен вдумываться в текст скороговорки. При работе проговаривании скороговорки ребенок должен постепенно увеличивать темп проговаривания, а также каждый звук проговаривать четко.

В программе начальных классов большое место за­нимает чтение басен Крылова.

Басни способствуют развитию нравственных качеств детей, учат правильно оценивать поступки и поведение людей в обыденной жизни, воспитывают трудолюбие, скромность, правдивость, благородство. Поэтичность ба­сен, их яркий язык помогают развитию речи детей, фор­мированию их эстетического вкуса.

Соответственно содержанию, построению и языку басни читаются как простой, естественный рассказ, приближающийся к разговорной речи. Хорошие испол­нители басен не читают, а рассказывают их слушате­лям, выступая в роли собеседника, повествующего а тех или иных событиях.

Простота, естественность и убежденность — непре­менные условия чтения басен. Педагог должен высту­пать как рассказчик, сообщающий своим маленьким друзьям поучительный случай, который он хорошо зна­ет, о котором слышал или свидетелем которого был сам. Читая басню детям, учителю необходимо постоянно об­щаться с детьми, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к содержанию басни, описываемым в ней событиям, героям.

При чтении басен особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку мораль в баше раскрывает ос­новной замысел автора и содержит поучение, чтецу не­обходимо четко понимать свою исполнительскую зада­чу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей.

Мораль нужно прочитать так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако ее ни­когда не следует им навязывать, читать нарочито серь­езно. Мораль всегда должна вытекать из рассказа, под­водить итог повествованию.

Очень важно при чтении басни правильно переда­вать речь автора и речь персонажей. Речь автора — ве­селого рассказчика, собеседника, повествующего о каком-либо забавном и вместе с тем поучительном слу­чае,— читается просто, дружески, лукаво, с естествен­ными разговорными интонациями.

Автор в басне не просто излагает события. Он пере­дает свое отношение к ним. Чтобы это отношение вос­произвести при выразительном чтении, чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мировоззрение ав­тора, его мысли, намерения.

Ясному представлению героев басен Крылова помо­гает то, что автор использует в них образы животных, чья внешность, характер, повадки хорошо известны. Так,

Лиса — хитрая, коварная, льстивая;

Волк — жадный, злой;

Муравей — трудолюбивый и т. д.

Однако, используя при передаче басенных образов общеизвестные свойства характера отдельных живот­ных, чтец не должен подходить упрощенно к понима­нию и воспроизведению действующих лиц басни. Вер­ность передачи их будет зависеть прежде всего от того, насколько ясно чтец представляет себе идею произведе­ния и цель своего чтения.

Басни, как правило, имеют стихотворную форму. По­строение стиха басен Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строже, ритмической паузе в его баснях надо относиться очень внимательно, строго соблюдать их при чтении и не ломать стихотвор­ной строки.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь.

Поэтому вторая строка может быть прочитана более медленно, начинаться с паузы.

В баснях Крылова иногда наблюдается постановка

ударений в баснях Крылова следует соблюдать, так как а противном случае будет нарушена рифма и стих утра­тит свою поэтическую стройность.

Задача учителя — осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья.

Встреча ее с Муравьем написана в форме диалога. Эту форму нужно передать при чтении, употребив жи­вые, разговорные интонации.

Муравей положительный, степенный, трудолюбивый. Его речь звучит убежденно, значительно. Он хорошо по­нимает Стрекозу и презирает за безделье. Читая Му­равья, учитель должен стремиться вызвать у детей к не­му симпатию, уважение.

Выразительность чтения басни зависит от того, на­сколько четко чтец представляет себе ее построение, план, деление на части.

Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, весело, легко, быстро, как иногда это де­лают начинающие учителя. Такое чтение не будет отве­чать смыслу басни и прозвучит как поток ритмических сочетаний, не дойдя до сознания детей и не произведя на них никакого впечатления. Нельзя эту часть произносить и драматически, делая упор «а тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе.

Учитель все время должен помнить о своей исполни­тельской задаче — показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему все это привело. Поэтому слова, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, несколько иронически, описание зимы — объек­тивно, замедленно, чтобы воспроизвести перед слушате­лем суровую картину холодной русской зимы.

Последнюю фразу надо прочитать так, чтобы дети почувствовали развязку напряжения, ощутили удовлет­ворение в ответе Муравья Стрекозе, его правоту.

Примерный план подготовки к выразительному чтению басни

1. Идея басни: осмеяние безделья и воспитание ува­жения к труду.

2. Образы: бездельница, попрыгунья Стрекоза и тру­долюбивый Муравей.

3. Сюжет: разговор Стрекозы с Муравьем.

4. Построение сюжета:

а) экспозиция — «Попрыгунья Стрекоза

б) завязка — «Злой тоской удручена,

в) развитие действия — «Не оставь меня,

5. Задача чтения: осудить Стрекозу за легкомыслие, лень и похвалить Муравья за трудолюбие и справедли­вость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ответив на вопросы, попробуйте узнать, о каком литературном жанре пойдёт речь на уроке.

  • Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. (…….)
  • Начальные или заключительные строки произведения с нравоучительным выводом (…..)
  • Один из основоположников жанра, живший в 6 веке до н. э.
  • Речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла(…..)
  • В этом жанре творили Лафонтен, Д. Бедный, Крылов, Михалков (….)

Тема урока: Анализ и особенности выразительного чтения басни

Проблема. Методика работы над басней обусловлена спецификой жанра. Басня существенно отличается как вид художественного произведения: в ней имеется мораль (нравоучение) и аллегория (иносказание). Хотя в басне часто действующие лица – животные, но не обязательно, чаще она написана в стихах, но не всегда (например, басни Л.Толстого). Один из центральных вопросов анализа связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над ними, вопрос, не имеющий однозначного ответа. Не раскрыв мораль басни, не поняв её смысл, трудно подобрать правильные интонации при чтении.

  • Методика работы над басней обусловлена спецификой жанра. Басня существенно отличается как вид художественного произведения: в ней имеется мораль (нравоучение) и аллегория (иносказание). Хотя в басне часто действующие лица – животные, но не обязательно, чаще она написана в стихах, но не всегда (например, басни Л.Толстого).
  • Один из центральных вопросов анализа связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над ними, вопрос, не имеющий однозначного ответа.
  • Не раскрыв мораль басни, не поняв её смысл, трудно подобрать правильные интонации при чтении.

Формирование компетенций :

Цель работы для студентов

Цель работы для преподавателя

Исследовать методику анализа и выразительного чтения басни.

- познакомить с особенностями басни как жанра литературного произведения;

- раскрыть методику работы с басней в начальной школе;

- выявить особенности построения урока чтения басни в начальных классах;

- учить составлять конспект такого урока.

Задачи работы над уроком: Задачи для студентов Задачи для преподавателя 1. Прочитать некоторые басни И. А. Крылова . Помочь определиться в выборе произведений 2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор. . Совместно проанализировать выбранные тексты, 3. Воплотить басни в звучащей речи, соблюдая требования к чтению произведений этого жанра. проследить работу с дополнительной информацией . Помочь в выразительном чтении басен с учетом всех требований

Задачи работы над уроком:

Задачи для студентов

Задачи для преподавателя

1. Прочитать некоторые басни И. А. Крылова

. Помочь определиться в выборе произведений

2. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор.

. Совместно проанализировать выбранные тексты,

3. Воплотить басни в звучащей речи, соблюдая требования к чтению произведений этого жанра.

проследить работу с дополнительной информацией

. Помочь в выразительном чтении басен

с учетом всех требований

ЭПИГРАФ УРОКА: Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся. М.А. Рыбникова

ЭПИГРАФ УРОКА:

Сам учитель, его манера речи,

его выразительное слово,

его рассказ, его чтение стихов

– все это постоянный пример

М.А. Рыбникова


Реализация проектов Оределение жанра басни по Ожегову и Далю. Особенности басни. История басни как жанра. Жанр басни в творчестве И. А. Крылова.

Реализация проектов

Словарь С. И. Ожегова.

  • БАСНЯ - 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
  • 2. обычно мн. Вымысел, выдумка.

Словарь Даля.

БАСНЯ - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными; | ложь, празднословие, пустословие, вздорные слухи, вести.

Басня—одна из форм эпического жанра( по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Л. Абрамовичу) появилась задолго до нашей эры (Эзоп, Федр). В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

По тематике и идейной направленности басни И. А. Крылова чрезвычайно разнообразны. Патриотизм русских людей в войне 1812 года, социальное неравенство, произвол имущих, неправый суд, быт русского общества — вот только некоторые примеры того, что находит мастерское отражение в баснях И. А. Крылова. Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей. В настоящее время в книги для чтения, наряду с шестью баснями Крылова, вошли еще две басни Л. Н. Толстого и одна басня К. Д. Ушинского.

Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

а) Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня — метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками (что осуждает басня? Чему учит?).

б) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20—30 строк, но по содержанию это — пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня — замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.

Методика работы в школе над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).

Один из центральных вопросов анализа басни в I—III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?

В методике (Е. А. Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова, Н. А. Щепетова, В. И. Яковлева и др.) традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.

Аналогичный подход к работе над басней высказан в 70-е годы в пособиях для учителей К. Т. Голенкиной, В. Г. Горецким, М. И. Омороковой и другими методистами.

Итак, в рассмотренном подходе Л. В. Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. По всей вероятности, мы не вправе полностью отрицать возможность такого подхода. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, а также школьный опыт, учащиеся начальных классов в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идеи). В этом плане чтение басни не представляет исключения Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключенная в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль — вывод из конкретной части басни, а мораль — обобщенное выражение идеи.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Сущность нравоучения довольно сложна для учащихся III класса, поэтому при первом чтении басни учитель опускает мораль. Учащиеся знакомятся только с конкретным содержанием — сценкой разговора Лисицы и Вороны. При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказа. В центре анализа — характерные черты Лисицы и Вороны, мотивы их поведения.

Целесообразно начать работу учащихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.

— Какой момент вы считаете началом описанного случая, т. е. завязкой действия? Прочитайте.

— Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.

— Прочитайте развязку действия.

— Что же является основным стержнем в развитии действия? (Льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова.)

— Докажите, что лесть Лисицы все больше и больше возрастала, а Ворона все больше и больше поддавалась льстивой похвале.

— Почему Лисица так хвалит Ворону?

— Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова? Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это несоответствие.

(На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась.

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский, быть должен голосок!)

— Какой вы представили себе Лисицу, читая эту басню?

— В чем проявилось мастерство И. А. Крылова в обрисовке Лисицы? (Передал не только содержание ее похвальных речей, но и интонацию ее голоса, её движения. )

— Какова Ворона? (Глупа, доверчива, любит лесть. )

— Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила лесть.) Лисица умела льстить.

— Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)

— Кого осуждает И. А. Крылов в своей басне? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.)

— Прочитайте первые четыре строчки басни.

— Замените другими словами лесть гнусна. (Незаслуженная похвала отвратительна.)

— Но только все не впрок. А как можно сказать иначе? (Все не на пользу.)

— Что значат слова: И в сердце льстец всегда отыщет уголок? (Льстивый человек сумеет привлечь другого на свою сторону.)

— Передайте смысл первых четырех строк своими словами.

— А теперь сравните, как об этом же сказал автор басни. (Мысль выражена четко, образно. В первых четырех строчках автор выразил самое главное.)

— Прочитаем всю басню в лицах.

— Если вы встретите людей, которые льстят, т. е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

Итак, работа над басней чаще всего включает следующие компоненты: восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни и анализ морали.

Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:

I. Подготовительная работа

1) Рассказ учителя об авторе басни.

2) Викторина по материалу прочитанных басен.

3) Беседа о повадках животных — действующих лицах басни, которую предстоит читать.

II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).

Беседа эмоционально-оценочного плана.

III. Анализ конкретного содержания басни.

1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)

2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)

3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

IV. Раскрытие аллегории.

V. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

VI. Аналогия из жизни.

Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

— Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе в просьбе?

— Почему Стрекоза оказалась без жилища и без корма? Может быть, с ней случилась беда, и тогда Муравей действительно не прав? (Учащиеся словами текста доказывают, что Стрекоза оказалась в бедственном положении потому, что все лето беспечно пела. )

— Почему Муравью просьба Стрекозы показалась странной? (Он другой: он все лето трудился. )

Так сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия (учащиеся постоянно работает с текстом) подводит к раскрытию аллегории: в басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие свое время.

«Соседка, перестань срамиться,—

Ей шавка говорит,— тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Читайте также: