Врачебно педагогический контроль в баскетболе сообщение

Обновлено: 25.06.2024

В р а ч е б н ы й к о н т р о л ь — неотъемлемая часть системы здравоохранения, обеспечивающая медицинское наблюдение за занимающимися физкультурой и спортом. Врачебный контроль является практическим разделом спортивной медицины.

С п о р т и в н а я м е д и ц и н а — это часть клинической медицины, которая изучает влияние занятий спортом и физической культурой на организм человека. Важнейшей составной частью спортивной медицины является спортивный контроль. В его задачи входит: изучение адаптации к физическим нагрузкам, социальной роли физической культуры как фактора укрепления здоровья всех контингентов населения; участие в управлении тренировочным процессом, рационализации организационно-управленческих форм медицинского обеспечения массово-оздоровительной работы, подготовки юных спортсменов, а также спорта высших достижений, секс- и антидопинговый контроль и др.

Спортивная медицина занимается вопросами профилактики, лечения и реабилитации спортсменов.

Проникновение идей физического воспитания в медицинскую науку относится к концу XVIII — началу XIX века. Основоположниками проблемы физического воспитания, как средства оздоровления широких масс населения стали П. Ф. Лесгафт и В. В. Гориневский. На современном этапе основы спортивной медицины и врачебного контроля заложили С. П. Летунов и Р. Е. Мотылянская, которые в 50-е и последующие годы возглавляли отдел в Научно-исследовательском институте физкультуры в Москве. Созданные в 50-е годы вра-чебно-сризкультурные диспансеры обеспечивают врачебный контроль в физическом воспитании и являются методическими центрами для лечебно-профилактических учреждений по этим вопросам. 50-е годы знаменуются началом активного участия спортсменов страны в Олимпийских играх. Большой вклад в усовершенствование врачебного контроля в 40-50-е годы внесли В.Е.Васильева, Д.Ф.Дешин, В.К.Добровольский, С. М. Иванов, Г. И. Красносельский, И. А. Крячко и др. В последующие 60-70-е годы и по настоящее время продолжается углубленное развитие различных разделов спортивной медицины, врачебного контроля, на кафедрах медицинских институтов и институтов физкультуры, в научно-исследовательских институтах физкультуры и спорта (В.Ф.Башкиров, Л. А. Бутченко, В. К. Велитченко, Г. Р, Гигинейшвили, Н. Д. Граевская,Н. А. Загорская, В. Л. Карпман, Г. М. Куколевский, Ф.Г.Лапицкий, Л.Н.Марков, Е.А.Пирогова, В.С.Правосудов, С.Б.Тихвинский, С.М.Хрущев, Д. М. Цверава, А. В. Чоговадзе и др.).

О с н о в н ы м и з а д а ч а м и работы по, врачебному контролю являются:

  • медицинское обследование всех контингентов населения, занимающихся физкультурой и спортом;
  • диспансеризация спортсменов высокой квалификации и учащихся детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ);
  • медико-педагогические наблюдения за спортсменами на занятиях физкультурой, тренировках и соревнованиях;
  • проведение профилактических, оздоровительных и при показаниях лечебных мероприятий спрртсменов и учащихся ДЮСШ, состоящих на диспансерном учете;
  • санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения спортивных занятий;
  • профилактика спортивного травматизма, медицинское обследование учащихся спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • консультация врачей лечебно-профилактических учреждений, тренеров, педагогов и людей, занимающихся физкультурой и спортом;
  • организационно-методическая и научно-практическая работа по вопросам медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом;
  • санитарно-просветительная работа.

Повторные обследования проходят не реже одного раза в год все контингенты учебных заведений, занимающиеся по программе физического воспитания, и спортсмены: стрелки, шахматисты и играющие в городки.

Спортсмены командных видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.) проходят обследование два раза в год. Перед всеми соревнованиями обследуют боксеров, легкоатлетов, борцов, штангистов, пловцов, велосипедистов.

К спортивным соревнованиям допускают только после разрешения врача или фельдшера, оформленного в форме индивидуальной справки или заявки о допуске к соревнованиям от спортивной организации, заверенной в медицинском учреждении. Непосредственно перёд соревнованиями по спортивной ходьбе и бегу на дистанцию более 20 км, лыжным гонкам на 50 км и более, многодневным автомото-велогонкам, подводному плаванию необходимо медицинское обследование. Боксеров и борцов следует осматривать во время соревнований ежедневно перед взвешиванием.

В спорте высших достижений спортсменам в целях предупреждения перенапряжения проводят биохимические исследования крови, мочи, аппаратные исследования с большой физической нагрузкой.

К спорту высших достижений и в ДЮСШ допускают только здоровых людей. Физкультурой могут заниматься все желающие, в зависимости от здоровья и физической подготовки им рекомендуют лечебную гимнастику или различные другие занятия физическими упражнениями.

В учебных заведениях для занятий физкультурой учащихся и студентов разделяют на три группы в зависимости от состояния здоровья и физического развития: основную, подготовительную и специальную.

О с н о в н у ю группу формируют из лиц без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии или имеющих небольшие отклонения, но не отстающих в физической подготовленности. В этой группе при наличии сколиоза I степени, других небольших нарушениях осанки не разрешают занятия велоспортом, боксом, греблей; при близорукости нельзя заниматься прыжками в воду и на лыжах с трамплина, тяжелой атлетикой, горнолыжным спортом.

К п о д г о т о в и т е л ь н о й группе относят учащихся и студентов с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных функциональных нарушений, с недостаточной физической подготовленностью к выполнению программы физического воспитания. Эти учащиеся занимаются в основной группе, но нагрузка при выполнении интенсивных физических упражнений для них снижается, сроки сдачи учебных нормативов удлиняются; они не участвуют в соревнованиях. Для них дополнительно проводят занятия, оздоровительные мероприятия и стремятся подготовить их для перевода в основную группу.

С п е ц и а л ь н у ю группу составляют учащиеся со значительными отклонениями в здоровье, физическом развитии, которые не препятствуют их занятиям в учебном заведении, но при которых занятия физкультурой для них противопоказаны. Для них проводят занятия отдельно с учетом их заболевания, или они получают лечебную гимнастику в медицинских учреждениях. При улучшении их здоровья и физической подготовки решают вопрос об их переводе в подготовительную группу. После перенесенных острых заболеваний учащихся временно освобождают от занятий и возобновляют их в сроки, строго индивидуальные, с учетом тяжести заболевания (от одной недели до нескольких месяцев).

Сроки допуска к занятиям в ДЮСШ по различным видам спорта.

• Плавание, спортивная гимнасти­ка - 7-8 лет.

• Прыжки в воду, лыжный спорт (прыжки с трамплина и горные виды), прыжки на 6aiy ie - 9-10 лет.

• Художественная гимнастика, бад­минтон - 10-11 лет.

• Футбол, легкая атлетика - 10-12 лет.

• Акробатика, спортивные игры, вод­ное поло, хоккей с мячом и шайбой, стрельба из лука - 11-12 лет.

• Борьба классическая и вольная, самбо, гребля академическая, стрельба, фехтование - 12-13 лет.

Q Велосипедный спорт - 13-14 лет.

• Тяжелая атлетика - 14-15 лет.

Возрастные этапы спортивной подго­товки детей и основные этапы отбора при­ведены в табл. 5.18.

Допустимый масштаб спортивных со­ревнований в определенных возрастных группах:

9-10 лет - внутришкольные; 11-12 лет - районные и городские; 13-14 лет - областного масштаба;

15-16лет- республиканского масшта­ба;

16 лет - международного уровня.

Возрастные этапы спортивной подготовки детей

(Журавлева А.И., Граевская Н.Д., 1993)

Вид спорта

Возраст допуска к занятиям , годы

группа начальной подготовки

учебно - тренировочная группа

спортивного

совершенствования

Баскетбол и волейбол

Борьба (все виды)

Велоспорт (шоссе, трек)

Гимнастика спортивная: юноши девушки

Гребля на байдарках и каноэ

Лыжный спорт: гонки и биатлон

прыжки с трамплина

Стрельба из лука

Теннис и теннис настольный

Футбол, хоккей с шайбой и мячом

Функции внешнего дыхания.

Исследования функции внешнего дыхания также проводят врачи. Фельдшеры и медицинские сестры мргут проводить пробу с переменой положения тела (ортостатическая проба) и пробы с задержкой дыхания.

Ортостатическая проба — в положении обследуемого лежа подсчитывают пульс по 15-секундным интервалам и умножают на 4 (это частота пульса в минуту). Измеряют АД. После этого испытуемый медленно встает, и у него, повторно со 2-й минуты, подсчитывают пульс в течение 15с, затем измеряют АД. Реакция считается нормальной при учащении пульса до 12 уд./мин, при учащении до 18 и более — неблагоприятной. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.

Пробы с задержкой дыхания: пробу Штанге — время задержки дыхания на вдохе, проводят в положении сидя. Делают глубокий (не максимальный) вдох и по секундомеру регистрируют время задержки дыхания.

У здорового человека это не менее 50-60 с, у спортсменов — до 2-3 мин.

Проба Генчи — время задержки дыхания ria выдохе, испытуемый сидит и после обычного (не максимального) выдоха задерживает дыхание. Время задержки учитывают секундомером. У здоровых оно равно 25-30 с.

Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку

О функциональном состоянии спортсмена судят по типу реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и, в частности, после проведения функциональной пробы.

Известно, что для выполнения физической нагрузки работающим органам и тканям необходимо большее количество питательных веществ и кислорода, которые доставляются к ним кровью. Больший приток крови обеспечивается усиленной работой сердца (учащается пульс и увеличивается систолическое давление).

Очень, важным в адаптации организма к физическим нагрузкам является расширение просвета функционирующих периферических сосудов и открытие резервных капилляров. При этом сопротивление периферической кровеносной системы падает и как следствие понижается диастолическое давление. Поэтому у здоровых тренированных людей в ответ на функциональную пробу с физической нагрузкой происходит учащение пульса (адекватно нагрузке), увеличение систолического давления, не более 150% от исходного. Диастолическое давление понижается или остается на прежнем уровне; пульсовое давление увеличивается. Этот тип реакции является нормотоническим.

Существует еще четыре типа реакции, которые относят к разряду атипических, позволяющих судить о возможном неблагоприятном функциональном состоянии спортсменов. Гипотонический (астенический) тип реакции наблюдается у лиц с пониженным тонусом сердечно-сосудистой системы, что вызывается различными причинами — переутомлением, перетренированностью, начальной стадией гипертонической болезни, в период выздоровления после перенесенного заболевания и т.д. Адаптация к физической нагрузке осуществляется в основном за счет резкого увеличения числа сердечных сокращений (более 100%, т.е. учащение пульса происходит неадекватно проделанной работе). Систолическое давление повышается незначительно, не меняется или иногда даже понижается. Пульсовое давление понижается.

Гипертонический тип реакции наблюдается у лиц с выраженными вазомоторными изменениями, вызванными .нарушениями в ЦНС или сердечно-сосудистой системе в связи с перетренированностью, перенапряжением, начальной стадией гипертонической болезни и т. д. В результате нарушения вазомоторной деятельности происходит сужение просвета периферических сосудов и как следствие диастол иче-ское давление повышается. Адаптация к физической нагрузке вследствие этого идет за счет резкого повышения систоли-гческого давления и пульса, не адекватного нагрузке.

Ступенчатый тип реакции встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перетренировки. При нарушении деятельности ЦНС происходит замедление реакции перераспределения крови к работающим органам и мышцам. В результате этого повышение систолического давления достигает максимального уровня после окончания нагрузки на 3-й минуте восстановительного периода. Адаптация к работе идет за счет учащения пульса непропорционально выполненной нагрузке. Диастолическое давление остается на исходном уровне либо несколько понижается. У людей, не занимающихся спортом, данный тип реакции может указывать на заболевания как сердечно-сосудистой, так и других систем, в частности ЦНС. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 мин.

При выявлении атипических типов реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку необходимо врачебное обследование с целью выявления причин их возникновения. Если выявленный тип реакции является следствием заболевания, то проводится соответствующее лечение. Атипические реакции, вызванные неправильным построением тренировочного процесса или нарушением режима тренировки, требуют коррекции тренировки режима вплоть до отстранения от занятий до полной нормализации деятельности всех органов и систем.

Профилактика спортивных травм

Профилактика спортивных травм является важным разделом медицинского контроля. Спортивная травма — это повреждение во время занятий физкультурой и спортом. Причиной спортивных травм являются нарушения режима тренировочного процесса, отсутствие страховки, выполнение сложных упражнений без должной подготовки, нарушение санитарно-технических требований в местах занятий, плохого качества спортивный инвентарь, занятие в состоянии утомления, умышленная грубость партнеров, недисциплинированность.

Спортивные травмы подразделяют на легкие, средней тяжести, тяжелые и со смертельным исходом.

Легкая травма — небольшие ссадины, ушибы, растяжение связок, не требующие прекращения занятий.

Травма средней тяжести — обширные ссадины, сильные ушибы, выраженное растяжение с частичным разрывом связок и мышц, закрытые переломы фаланг пальцев кисти, вызывающие потерю спортивной и общей работоспособности более одного, дня.

Тяжелые спортивные травмы — вывихи, переломы, требующие госпитализации.

Фельдшер, медицинские сестры должны знать особенности регистрации и учета спортивных травм. Легкая травма после оказания помощи регистрируется в журнале. При травме средней тяжести помимо записи в журнале составляют акт о спортивной травме в двух экземплярах за подписью трех человек. Пострадавший передает акт в лечебное учреждение, в котором получает лечение и больничный лист нетрудоспособности со дня получения травмы. Спортивная травма приравнивается к производственной. При тяжелой травме спортсмена направляют в стационар и кроме перечисленных документов посылают извещение во врачебно-физкультурный диспансер.

Все случаи спортивных травм анализируют на тренерском совете с участием врачей в целях выявления и устранения причин, приведших к травме.

Контроль на спортивных базах

Обязательным разделом работы медицинского персонала является контроль на спортивных базах. Необходимо проверять санитарное состояние мест занятий и условия, в которых они проводятся: температуру воздуха, освещение, вентиляцию, чистоту в спортивном зале, подсобных помещениях (туалет, душевые, раздевальные комнаты), состояние снарядов, оборудования, одежды, обуви занимающихся, наличие аптечки и ее укомплектованность. При выявлении нарушений следует добиваться их устранения.

Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий проводят совместно с тренером для оценки оздоровительного эффекта. Опрос, визуальные наблюдения, хронометраж занятий с подсчетом пульса до, во время и после занятий помогают определить плотность занятия. При этом учитывают только чистое время, затраченное на упражнения. Например, если на занятиях в течение 45 мин на упражнения приходится 32 мин, то плотность составит


Если плотность занятия у здоровых людей менее 60 %, то оно малоэффективно. При правильно построенном занятии наибольшая частота пульса должна быть в середине занятия.

При выявлении одного из признаков выраженного переутомления занятие следует прекратить. Эти признаки следующие: резкое покраснение или бледность кожи, синюшность губ, страдальческое выражение лица, резко учащенное дыхание, дрожание рук, головокружение, головная боль, боль в правом подреберье, тошнота, иногда рвота.

На соревнованиях медицинская сестра совместно с судьей проверяет состояние мест соревнований, инвентаря, обеспеченность питьевой водой, туалетами, раздевальными комнатами, душем. Контролирует правильность оформления заявок. В заявке должен быть пофамильно указан возраст, квалификация, вид соревнования, заключение врача о допуске. Подпись врача и печать медицинского учреждения должны стоять против фамилии каждого участника и в конце заявки после подписей представителей спортивной организации с указанием общего числа спортсменов и даты. При выявлении нарушений совместно с судьей принять меры по их устранению. Во время соревнований следить за самочувствием спортсменов, принимать меры по профилактике травм, заболеваний, а при необходимости оказать первую помощь. Медицинский персонал должен иметь необходимые медикаменты, инструменты, перевязочный материал.

Список используемой литературы

1. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

2. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л.Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

3. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина.

Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №1
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №2
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №3
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №4
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №5
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №6
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №7
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №8
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №9
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №10
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №11
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №12
Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №13

 ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮШИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ ВЫПОЛНИЛ: Евдокимов Павел

Слайд 1

 Баскетбол – одна из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в Америке Баскетбол – игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды

Слайд 2

Баскетбол – одна из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в Америке Баскетбол – игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды

Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №3

Слайд 3

 Врачебно-педагогический контроль (ВПК) - это обследования, проводимые врачом совместно с пре­подавателем (тренером) непосредственно в процес­се занятий физическими упражнениями и спортом, во время соревнований для определения воздейст­вий физических нагрузок на организм занимаю­щихся

Слайд 4

Врачебно-педагогический контроль (ВПК) - это обследования, проводимые врачом совместно с пре­подавателем (тренером) непосредственно в процес­се занятий физическими упражнениями и спортом, во время соревнований для определения воздейст­вий физических нагрузок на организм занимаю­щихся

 Цель врачебно-педагогического контроля: это определение уровня здоровья, физической работоспособности и подготовленности спортсмена после завершения определенного этапа подготовки, оценка воздействия на организм тренировочных нагрузок, с последующей корректировкой тренировочных занятий.

Слайд 5

Цель врачебно-педагогического контроля: это определение уровня здоровья, физической работоспособности и подготовленности спортсмена после завершения определенного этапа подготовки, оценка воздействия на организм тренировочных нагрузок, с последующей корректировкой тренировочных занятий.

 Задачи врачебно-педагогического контроля: Изучение соответствия условий занятий согласно гигиеническим и физиологическим нормам. Изучение соответствия средств и систем тренировки ее задачам и функциональным возможностям занимающихся. Оценка общей и специальной тренированности. Текущее и перспективное планирование тренировочных занятий. Выбор и оценка педагогических (оптимальное построение микро, мезо и макроциклов), психологических (психорегуляция, аутогенная тренировка и т.д.) и медицинских средств восстановления (витаминизация, сауна, массаж, рациональное питание

Слайд 6

Задачи врачебно-педагогического контроля: Изучение соответствия условий занятий согласно гигиеническим и физиологическим нормам. Изучение соответствия средств и систем тренировки ее задачам и функциональным возможностям занимающихся. Оценка общей и специальной тренированности. Текущее и перспективное планирование тренировочных занятий. Выбор и оценка педагогических (оптимальное построение микро, мезо и макроциклов), психологических (психорегуляция, аутогенная тренировка и т.д.) и медицинских средств восстановления (витаминизация, сауна, массаж, рациональное питание

 Для проведения ВПК применяют как простые, так и сложные клинико-физиологические и педагогические методы исследования К сложным относят: биохимиче­ские методы, инструментальные методы (электрокарди­ография, оксигемометрия, миотонометрия, электромио­графия), радиотелеметрические методы (позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), электрокардиограмму (ЭКГ) на расстоянии)

Слайд 7

Для проведения ВПК применяют как простые, так и сложные клинико-физиологические и педагогические методы исследования К сложным относят: биохимиче­ские методы, инструментальные методы (электрокарди­ография, оксигемометрия, миотонометрия, электромио­графия), радиотелеметрические методы (позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), электрокардиограмму (ЭКГ) на расстоянии)

 К простым ме­тодам исследования относятся: анамнез (сбор сведений о себе) и визуальное наблюдение, определение массы тела, измерение ЧСС и артериального давления (АД), жизнен­ной емкости легких (ЖЕЛ) и легочной вентиляции, ис­следования нервной и нервно-мышечной систем, опре­деление быстроты мышечных движений. Эти методы могут быть самостоятельно использованы преподавате­лем или тренером и спортсменом в процессе занятий.

Слайд 8

К простым ме­тодам исследования относятся: анамнез (сбор сведений о себе) и визуальное наблюдение, определение массы тела, измерение ЧСС и артериального давления (АД), жизнен­ной емкости легких (ЖЕЛ) и легочной вентиляции, ис­следования нервной и нервно-мышечной систем, опре­деление быстроты мышечных движений. Эти методы могут быть самостоятельно использованы преподавате­лем или тренером и спортсменом в процессе занятий.

Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №9

Слайд 9

Врачебно-педагогический контроль занимаюшихся баскетболом, слайд №10

Слайд 10

 Методы педагогического контроля

Слайд 11

 При проведении ВПК полученные результаты необхо­димо регистрировать, так как они используются при пла­нировании тренировочного процесса, а также проведении своевременной профилактики патологических состояний. Дополняет и повышает эффективность врачебного контроля самоконтроль.

Слайд 12

При проведении ВПК полученные результаты необхо­димо регистрировать, так как они используются при пла­нировании тренировочного процесса, а также проведении своевременной профилактики патологических состояний. Дополняет и повышает эффективность врачебного контроля самоконтроль.

 Самоконтроль - это регулярные наблюдения зани­мающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изме­нением под влиянием регулярных занятий физичес­кими упражнениями и спортом регулярные наблюдения зани­мающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изме­нением под влиянием регулярных занятий физичес­кими упражнениями и спортом

Слайд 13

Самоконтроль - это регулярные наблюдения зани­мающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изме­нением под влиянием регулярных занятий физичес­кими упражнениями и спортом регулярные наблюдения зани­мающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изме­нением под влиянием регулярных занятий физичес­кими упражнениями и спортом

Врачебный контроль в Баскетболе

Сейчас каждый тренер хорошо знает, что без тесной связи с медициной он не добьется больших успехов в учебно-тренировочной работе с детьми. Регулярный медицинский осмотр и врачебный контроль в баскетболе — основа высоких спортивных достижений.

На заре развития детского баскетбола медицина щедро помогала нам раскрывать законы и особенности подготовки юных спортсменов. Врачи часто проводили медицинский контроль и определяли влияние на юных баскетболистов больших нагрузок. Затем сообщали тренерам, от какого вида нагрузок следует отказаться, а каких упражнений можно не опасаться.

Врач в баскетболе

Огромна помощь врачей в подготовке высокорослых баскетболистов. Такие спортсмены имеют ярко выраженную диспропорцию между размерами сердца и тела. Рост сердца, развитие всей сердечно-сосудистой системы подростка вообще отстают от роста его тела.

А у высокорослых баскетболистов эта особенность выражена наиболее ярко. Подход к таким спортсменам нужен особый. Спортивные врачи определили, какие нагрузки следует предлагать высокорослым юношам, когда давать отдых и т. п.

Очень опытные спортивные врачи-динамовцы Г. Поллак, Ю. Зельдович, Н. Куксин и другие оказали нам, тренерам, неоценимую помощь в учебно-спортивной работе с юными баскетболистами и особенно с высокорослыми спортсменами.

Слайды и текст этой презентации


ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮШИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

ВЫПОЛНИЛ: Евдокимов Павел


Баскетбол – одна из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в Америке

Баскетбол – игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды


Эффективное управление баскетбольной командой на современном этапе развития игры возможно лишь при усовершенствованной структуре (планировании) спортивной подготовки, основанной на периодизации тренировочного процесса баскетболиста с учетом возрастных, психолого-педагогических и медико- биологических особенностей занимающихся.

Врачебно-педагогический контроль (ВПК) - это обследования, проводимые врачом совместно с пре­подавателем (тренером) непосредственно в процес­се занятий физическими упражнениями и спортом, во время соревнований для определения воздейст­вий физических нагрузок на организм занимаю­щихся


Цель врачебно-педагогического контроля:

это определение уровня здоровья, физической работоспособности и подготовленности спортсмена после завершения определенного этапа подготовки, оценка воздействия на организм тренировочных нагрузок, с последующей корректировкой тренировочных занятий.


Задачи врачебно-педагогического контроля:

Изучение соответствия условий занятий согласно гигиеническим и физиологическим нормам.
Изучение соответствия средств и систем тренировки ее задачам и функциональным возможностям занимающихся.
Оценка общей и специальной тренированности.
Текущее и перспективное планирование тренировочных занятий.
Выбор и оценка педагогических (оптимальное построение микро, мезо и макроциклов), психологических (психорегуляция, аутогенная тренировка и т.д.) и медицинских средств
восстановления (витаминизация, сауна, массаж, рациональное питание


Для проведения ВПК применяют как простые, так и сложные клинико-физиологические и педагогические методы исследования

К сложным относят: биохимиче­ские методы, инструментальные методы (электрокарди­ография, оксигемометрия, миотонометрия, электромио­графия), радиотелеметрические методы (позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), электрокардиограмму (ЭКГ) на расстоянии)


К простым ме­тодам исследования относятся:

анамнез (сбор сведений о себе) и визуальное наблюдение, определение массы тела, измерение ЧСС и артериального давления (АД), жизнен­ной емкости легких (ЖЕЛ) и легочной вентиляции, ис­следования нервной и нервно-мышечной систем, опре­деление быстроты мышечных движений. Эти методы могут быть самостоятельно использованы преподавате­лем или тренером и спортсменом в процессе занятий.

При любой форме тренировочной работы очень важен систематический медицинский контроль. Цель медико-биологического контроля: определение рационального двигательного режима, соответствующего анатомо-физиологическим и клиническим особенностям занимающихся определенных возрастных групп; сохранение и укрепление здоровья спортсменов.


Задачи медико-биологического контроля:
• Определение показаний и противопоказаний к занятиям баскетболом.
• Обоснование рациональных режимов тренировочного процесса баскетболистов.
• Систематическое наблюдение за физическим и психо- эмоциональным состоянием баскетболистов.
• Обучение спортсменов самоконтролю в процессе занятий.
• Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения тренировочных занятий баскетболистов.
• Медицинское обеспечение соревнований по баскетболу.
• Санитарно-просветительская работа по вопросам рационального использования средств занятий баскетболом, профилактике травм и заболеваний, правильного применения режима работы и отдыха и т.д.
• Ведение медицинской документации.


Методы педагогического контроля

Метод педагогического наблюдения используется в процессе занятий и соревнований. Тренер наблюдает за поведением занимающихся, их активностью, эмоциональным состоянием, дисциплиной, за качеством выполнения упражнений и заданий, за реакцией организма на тренировочные и соревновательные нагрузки. Тренер на основании результатов и анализа контрольно-переводных нормативов и контрольных заданий на соревнованиях дает оценку уровня подготовленности и готовности спортсмена к выполнению поставленных перед ним двигательных задач.


При проведении ВПК полученные результаты необхо­димо регистрировать, так как они используются при пла­нировании тренировочного процесса, а также проведении своевременной профилактики патологических состояний.
Дополняет и повышает эффективность врачебного контроля самоконтроль.


регулярные наблюдения зани­мающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изме­нением под влиянием регулярных занятий физичес­кими упражнениями и спортом регулярные наблюдения зани­мающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изме­нением под влиянием регулярных занятий физичес­кими упражнениями и спортом

Читайте также: