Возникновение музыкальных инструментов сообщение

Обновлено: 26.04.2024

Человечество возникло тысячи лет назад. История прослеживает многие моменты его развития, а вот точно ответить на вопрос, когда были изобретены первые музыкальные инструменты, не может. Что они из себя представляют? Это приспособления, помогающие создать ритмический рисунок танца, с их помощью можно более выразительно исполнять и чувствовать песни.

Появление ударных

На местах археологических раскопок обнаружены древнейшие дудочки, изготовленные из берцовой кости бурого медведя, датированные эпохой позднего палеолита. Появились такие инструменты, когда пещерный человек смог сам извлекать звук из подобных предметов. Поэтому, ученые считают единогласно, что первыми инструментами были руки человека. Человек вначале хлопал в ладоши, затем брал в руки палку, потом вторую, стучал по камням и пням, сопровождая такими ударами древние танцы. Звук появлялся после удара одного камня или палки о другой, поэтому и названы эти инструменты ударными. А вот появление барабанов произошло значительно позже. Когда человек научился выделывать шкуры диких зверей, применяемые для изготовления ударного инструмента. Время снова никто точно назвать не может. Самые простые ударные инструменты это колотушки, трещотки, погремушки из высушенных плодов с косточками внутри. Каждый народ имел свои барабаны. Отличались они конструкцией. У некоторых народов главными были маленькие барабаны, у других огромные, выполнявшие сигнальную роль. У жителей Африки, вся жизнь проходила в особом барабанном ритме.

Русские народные ударные инструменты

После появления простейших ударных, смекалистые славяне находили заменители барабанам. Таким образом, в качестве музыкальных инструментов стали использовать деревянные ложки, издающие разные по тональности звуки. Деревянный рубель, доску, имеющую зазубрины на одной стороне, и используемую для разглаживания белья. Звук получается неравномерный в разных тональностях. Трещотка, собранная из небольших деревянных пластин на круглой веревке, издает равномерный звук. Еще один ударный народный инструмент - это бубен, когда на одну сторону обруча натянута кожа, и прикреплены небольшие металлические пластинки, издающие тонкий звенящий звук.

Появление духовых инструментов

Произошло после того, как человек научился извлекать звуки, вдувая воздух в полости. Это мог быть тростник, камыш, морская раковина. Постепенно замечено появление звука, при вдувании воздуха в рог крупного животного. Самыми простыми духовыми инструментами стали охотничьи рожки, керамические свистульки, изготавливаемыми гончарами в древней Руси. Воздух, вдуваемый в большие полости, такие как дупло, или труба печи вызывает низкие звуки. В камыше звук получается высокий и тонкий. Поэтому и появились дудочки с флейтами, дающие высокое звучание. А из металла альт, валторна, дающие низкий звук.

Струнные инструменты

Стали появляться после того, как древние люди, отпуская стрелу, обратили внимание на звуки, издаваемые тетивой лука. Тетива покороче, давала звуки повыше, тетива подлиннее - низкие. Чтобы создать мелодию, приходилось делать несколько струн, с этого момента и появились первые многострунные приспособления, похожие на арфу. Было замечено, что конструкция из полого каркаса усиливает звучание струнного инструмента, таким образом, появились гусли, домра, гитара.

Со временем, многострунные приспособления претерпевали превращения и сейчас существуют щипковая и смычковая группа струнных инструментов.

Щипковые инструменты в свою очередь трансформируются от многострунных арфы и гуслей, до трехструнной балалайки, шести и семиструнной гитары.

Смычковые инструменты появились позже ударных и духовых, предположительно в XV столетии. Прообразом скрипки считается арабский музыкальный инструмент, похожий на домру, с длинным грифелем и тремя струнами - ребаб, и испанская фидель, имеющая разное количество струн, от одной до пяти. Наиболее похожая форма у ребаба, грушеобразная, плавно переходящая в шейку, у фиделя шейки нет. Все эти инструменты появились раньше скрипки лет на двести-триста. И уже имели приспособление для извлечения звука - смычок. Его делали из дерева мягких пород и конского волоса. Следующей была скрипка, ее звучание зависело от материала, из которого она изготавливалась, и от смычка, которым этот звук извлекался. Высокий и пронзительный звук, проникающий глубоко в душу, сразу поставил скрипку в ряд солирующих инструментов. Позже в XVI столетии появляется виолончель. Это инструмент похожий на скрипку, только большего размера с басовым и теноровым звучанием.

Клавишные инструменты

Появились последними, к ним относятся в первую очередь пианино и рояль. Название соответствует производимым звукам, громко - "forte" и тихо - "piano". Первым клавишным инструментом стал клавикорд. Это небольшого размера до 1 метра ящик, с 12 клавишами и струнами, натянутыми параллельно корпусу, для игры устанавливаемый на столе, или прямо на коленях. Специфическое тихое звучание клавикорда подходило для игры в узком кругу. Одновременно появился и клавесин, отличавшийся разной величиной струн, и стационарным размещением инструмента. Чтобы усилить и разнообразить звуки клавесина, устанавливали несколько клавиатур, одна над другой. Струны из жил заменялись металлическими, разные по величине укладывались в порядке увеличения, и инструмент приобретал треугольную форму. Предшественниками клавесина был орган и лютня. От органа клавесин получил клавиши, а от лютни струны.

Фортепиано окончательно вытеснило клавикорд в XIX столетии, благодаря своему громкому звучанию. Самое интересное, что деревянный корпус и стальная рама позволяют достигнуть очень громкого, почти колокольного звучания. Клавесин и клавикорд выполняли роль аккомпаниатора. С появлением фортепиано, его звучание оценено по достоинству. Стали появляться музыкальные произведения, где фортепиано выполняло солирующие партии. Меняются размеры инструмента.

Интересно и весьма познавательно!
Огромные инструментищи, вроде медной валторны. до сверхмалых губных гармоник.
Кстати, о гармониках.
Дэниэл Дуглас Юм (1833-1886) был в своё время спиритической звездой первой величины. Им восхищались. Помимо прочего - пишет Александр Невзоров - "он воспитал спирита Елену Блаватскую (1631-1891), сделав из фокусницы Стамбульского цирка свою ассистентку."
"Его сеансы выглядели шокирующее и крайне убедительно.
Они не оставляли у зрителей и участников никаких сомнений в том, что благодаря уникальным способностям медиума "душа" становится очевидностью.
.
После смерти Юма в его вещах были обнаружены сверхмалые губные гармошки, изготовленные по заказу. Посмертное обследование тела духовидца не зафиксировало ничего примечательного, кроме крайне своеобразной конструкции его пышных усов. Они были искусно подбриты изнутри, оставляя под волосяным массивом полость, в которую точно помещалась миниатюрная губная гармошечка. На сеансах Дэниэла Дугласа Юма периодически "из ниоткуда" звучали странные и волшебные мелодии".
Александр Невзоров "Искусство оскорблять" 18+, АСТ, Москва, 2018.

С наступающим Новым Годом!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Музыка является частью культуры каждого народа. Музыка постоянно изменяется . То что в древности считали музыкой для нас это просто набор звуков. С развитием человечества изменялись технологии , люди накапливали опыт и музыка менялась в каждом столетии .

В разные эпохи, в разных регионах были свои музыкальные проявления. Сама музыка существует около 50 000 лет. Сначала это были примитивные звуки.

В дальнейшем стали появляться первые музыкальные инструменты. С каждым веком они становились совершеннее. Современные технологии уже позволяют записывать и воспроизводить звук, да и сама музыка уже стала иметь другое значение.

Для чего в древности использовали музыку

В древних к ультурах музыка имела больше практическое, а не художественное назначение. Она сопровождала р итуалы, танцы, военные действия.

Это были больше звуковые сигналы, которые усиливали восприятие событий.

Какой инструмент мог быть первым

Сначала люди использовали свой голос. В дельнейшем к голосовым звукам добавились хлопки . Щелчки пальцами могут задать определенный ритм и это станет примитивной музыкой.

Человек взял в руки палку, ударил по пустому дереву, появился новый звук. Удары различных предметов один об другой давали возможность расширить звуковой диапазон. Ударные инструменты очень разнообразны, но первый барабан был придуман не сразу.

Человек познавал законы природы и старался применить их для своих целей.

Музыкальные инструменты древности были выполнены из самых простых, подручных материалов.

Самый древний, зафиксированный учёными музыкальный инструмент – это Флейта . Она была изготовлена из кости пещерного медведя.

Один экземпляр был обнаружен рядом со скульптурами, которые относят к 35—40 тыс. лет до н. э.

Среди древнейших музыкальных инструментов в разное время находили: костяные дудки и флейты, звериные рога, трубы из ракушек, барабаны из шкур животных, трещотки из камня и древесины, музыкальные [охотничьи] луки.

Конха — ритуальный духовой музыкальный инструмент, изготовленный из крупной раковины морского брюхоногого моллюска.

Конха — ритуальный духовой музыкальный инструмент, изготовленный из крупной раковины морского брюхоногого моллюска.

Благодаря изучению археологических находок, мы можем увидеть изображения древних инструментов.

Так в могилах фараонов Древнего Египта можно встретить изображения музыкантов с флейтами и арфами, которые должны были развлекать фараона в загробной жизни.

Древнерусская музыка

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями . В то время уже существовали разные жанры песен . Исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные песни.

В дальнейшем стали устраиваться увеселительные представления с использованием музыкальных инструментов.

В древней Руси использовали :

  • дудки,
  • волынки,
  • гусли,
  • гудки,
  • трубы,
  • бубны,
  • свирели
  • трещотки

На Руси часто музыкальными инструментами становились предметы быта, играть могли на чем угодно.

Деревянные ложки этому пример.

Варган

Варган - древний щипковый инструмент, музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку.

Подобный инструмент можно встретить у разных народов мира . Чаще его используют народы Севера.

Этот инструмент имеет около 200 наименований. В разных странах этот инструмент имеет разные названия.

Конструкция инструмента очень простая. Он легкий и его всегда можно носить с собой.

Исторические факты рассказывают и о существовании Русcкого варгана.

В древнеславянских языках варги означает уста. Название указывает на принцип извлечения звука. Рот является естественным резонатором звука. Изменить тембр и тона помогут различные положения языка.

На примере варгана можно увидеть, что музыка может объединить различные культуры. Она существует вне зависимости от времени.

Колокольный звон

Отдельно можно выделить Колокольный звон . Этот вид музыкального искусства типичен для музыки Древней Руси.

Всего существует три вида звона:

· благовест- равномерные удары в большой колокол;

· перезвон - перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот;

· звон - это игра мелодии на колоколах.

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

До нас дошла легенда в Волдайском колоколе.

Иван ΙΙΙ решил отменить в Новгороде самостоятельное правление и присоединить новгородские земли к Москве. Вечевой колокол был связан, на санях отправлен под конвоем в Москву. В гористой Валдайской местности сани быстро покатились вниз. Колокол сорвался в овраг и разлетелся на множество маленьких колокольчиков.

По легенде , настанет время, когда все колокольчики снова соединятся. Новый колокол будет звучать еще звонче . Он возвестит о наступлении благополучия для всей России.

Деревянные ударные инструменты

С древних времен известен еще один необычный ударный инструмент. Египтяне и греки, римляне, арабы, чтобы задать ритм во время танца использовали специальные палочки. Со временем эти палочки преобразились в кастаньеты.

Какой же инструмент возник первым?

Это трудный вопрос, на который редко можно получить правильный ответ. Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека . Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, или две ракушки, и вместо хлопков в ладоши, ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали. Если они жили в лесной зоне, то брали 2 палки, если жили у моря – 2 ракушки и т. д.

Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством удара, поэтому такие инструменты называют ударными .

Самым распространенным ударным инструментом является, конечно, барабан . Но изобретение барабана относится к значительно более позднему времени. Каким образом это произошло, мы сейчас сказать не можем. Можем лишь, что либо предположить. Например, однажды ударив по дупленому дереву, для того, чтобы выгнать от туда пчел и забрать у них мед, человек прислушался к необычно гулкому звуку, который, получается от удара по дупленому дереву, и ему пришла в голову мысль использовать это в своем оркестре. Потом люди поняли, что не обязательно искать дупленое дерево, а можно взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с одной стороны шкурой убитого животного, то получится инструмент очень похожий на барабан . Инструменты похожей конструкции есть у многих народов. Отличие их лишь в том, что сделаны они из различных материалов и немного отличаются по форме.

В музыке разных народов ударные инструменты играют различную роль. Особо важную роль играли они в музыке африканских народов. Давайте посмотрим на фотографии некоторых из них.( 5 слайдов) Существовали различные барабаны, от маленьких до барабанов огромных размеров, достигающих 3-х метров. Звук этих огромных барабанов был слышен за несколько километров.

Таким образом, первыми возникла группа ударных инструментов .

Это связано с легендой о том, что давным-давно в Древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Однажды он шел по лесу и вдруг увидел прекрасную нимфу по имени Сиринкс. Пан к ней. А красавица-нимфа невзлюбила Пана и стала убегать от него. Бежит-бежит, а Пан ее уже догоняет. Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, что бы он ее спас. Отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс

С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее и сейчас часто называют сиринкс. У многих народов есть такие инструменты, только называются они по-разному. У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми (соинари), в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев - сампоньо, Некоторые называют флейту Пана свирелью.

Еще позже люди поняли, что не обязательно брать несколько трубок, а можно в одной трубке проделать несколько отверстий, и зажимая их определенным образом, извлекать различные звуки.

Когда наши далекие предки заставляли звучать какой- нибудь неодушевленный предмет звучать, им это казалось настоящим чудом: на их глазах мертвые предметы оживали, обретали голос. О запевшем тростнике сложено много легенд и песен. В одной из них рассказывается о том, как на могиле убитой девушки вырос тростник, когда его срезали и сделали из него свирель, она запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы. Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.

Сидел рыбак веселый

И перед ним по ветру

Сухой тростник он срезал

И скважины проткнул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

И будто оживленный, Тростник загворил-

То голос человека

И голос ветра был.

Таким образом возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые называются духовыми

Ну а третей группой музыкальных инструментов, как вы уже, наверное, догадались, является струнная группа инструментов . И самым первым струнным инструментом был простой охотничий лук . Много раз перед охотой человек проверял хорошо ли натянута тетива лука . И вот однажды прислушавшись к этому певучему звуку тетивы, человек решил использовать его в своем оркестре. Он понял, что короткая тетива издает более высокие звуки, а более длинная тетива – более низкие. Но играть на нескольких луках неудобно и человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько. Если представить этот инструмент, то можно найти в нем сходство с арфой .

Таким образом возникают три группы музыкальных инструментов: ударные, духовые и струнные.

Теперь давайте более подробно поговорим о русских народных ударных инструментах.

Характерной особенностью русских народных ударных инструментов является то, что некоторые из них были предметами быта.

Пожалуй одним из самых распространенных р.н.и. являются ложки.

Раньше ложки были деревянными , и эти деревянные ложки люди стали использовать как ударный инструмент. Играли, обычно на трех ложках, из которых две держали в одной руке, а третью – в другой.

Послушайте как звучат ложки

Дети часто играют на двух ложках, скрепленных вместе Исполнителей на ложках называют ложкарями . Есть очень искусные ложкари, которые играют на большем количестве ложек, которые воткнуты и в сапоги и за пояс. Вы сейчас увидите и услышите игру профессионального ложкаря, обратите внимание на множество приемов игры, которые он использует (видео).

Следующим ударным инструментом, которые тоже являлся предметом быта является рубель . Он представляет собой деревянный брусок с зазубринами на одной стороне. С его помощью стирали и разглаживали белье. Если же провести по нему деревянной палкой, то мы услышим целый каскад громких, трескучих звуков. Давайте послушаем этот инструмент.

Следующим нашим инструментом, с которым мы познакомимся будет трещотка . Существуют две разновидности этого инструмента. Трещетка, представляющая из себя набор деревянных пластин, связанных вместе веревкой и круговая трещетка, внутри которой зубчатый барабан, при вращении которого о него ударяется деревянная пластина.

Послушайте как звучит одна трещетка. А теперь трещетка будет звучать в оркестре.

Не менее популярным ударным народным инструментом является бубен , который представляет из себя деревянный обруч с металлическими маленькими тарелочками, с одной стороны которого натянута кожа.

Послушайте как звучит один бубен.

А сейчас будет звучать бубен в оркестре.

Следующий русский народный ударный инструмент – это коробочка . Она представляет из себя деревянный брусок, сделанный, обычно, из твердых пород дерева с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая усиливает звук, который извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Звук этого инструмента хорошо передает цоканье копыт или стук каблучков в танце.

Послушайте как звучит один этот инструмент.

А теперь он будет звучать в оркестре, передавая приближающееся цоканье копыт.

Россию с ее огромными просторами нельзя представить без троек лошадей, без ямщиков. Вечером, в снежную пергу, когда видимость была очень плохая, нужно было, чтобы люди слышали приближающуюся тройку. Для этой цели под дугой у лошади вешали колокольчики и бубенчики. Колокольчик представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с подвешенным внутри ударником (язычком). Звучит он только в подвешенном состоянии. Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (или несколько шариков), при встряхивании ударяющихся о стенки, в результате чего извлекается звук, но более тусклый по сравнению с колокольчиком.

Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали – бубенцами . На небольшой кусок кожи величиной с ладонь пришивается ремешок, помогающий держать инструмент в ладони. С другой стороны нашивается как можно больше е количество самих бубенчиков. Встряхивая бубенцами или ударяя ими о колено, играющий извлекает звуки, напоминающие звон колокольчиков русской тройки.

Сейчас мы с вами услышим звучание русской тройки.

А сейчас мы поговорим об инструменте, который называется кокошник .

В старые времена деревенские сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил р

ночью по деревне и стучал в нее, давая односельчанам понять, что он не спит, а трудится, да заодно и отпугивая воров.

По принципу этой сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник. Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей или пластиком, по которым ударяет подвешанный к верхней части шарик. Играющий совершает кистью руки частые колебательные движения, заставляя привязанный шарик мотаться из стороны в сторону и поочередно ударять по стенкам кокошника.

Послушайте как звучит кокошник.

Следующий музыкальный инструмент, с которым мы познакомимся называется дрова . Он представляет из себя связанные веревкой разной длины поленья. Не всякие дрова будут хорошо звучать. Лучше брать дрова твердых пород дерева. Поленья берут разной длины, но приблизительно одинаковой толщины. После того как сделают инструмент, его настраивают.

Сейчас вы услышите этот инструмент в оркестре, он будет играть основную тему.

Мы с вами познакомились с основными русскими народными инструментами, и в заключении хотелось бы вас познакомить с некоторыми наиболее известными ударными инструментами других народов.

Очень распространенным латиноамериканским инструментом являются маракасы.

Мара́кас или мара́ка — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.

Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов

Давайте послушаем звучание только маракасов. А теперь они будут звучать в оркестре

А теперь давайте познакомимся с очень известным испанским ударным инструментом – кастаньетами.

Кастанье́ты — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке.

Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца и пения, применялись ещё в Древнем Египте и Древней Греции.

Kастаньеты, которыми пользуются испанские танцоры и танцовщицы, традиционно изготавливались двух размеров. Большие кастаньеты держались левой рукой и отбивали основное движенье танца. Маленькие кастаньеты находились в правой руке и отбивали разнообразные музыкальные рисунки, которыми сопровождалось исполнение танцев и песен. В сопровождении песен кастаньеты выступали только в качестве отыгрыша — во время перерыва в партии голоса.

Музыкальные инструменты — магические устройства. Это - не просто приборы, заставляющие определённым способом вибрировать воздух, а виртуозное орудие в руках музыканта, которое может покорять, усмирять, будоражить умы и души. История музыкальных инструментов уходит своим корнями в далекое прошлое. Когда они появились? Какие были первые музыкальные инструменты? Давайте, узнаем об этом вместе!


Мне нравится Проект нравится 14 участникам

История музыкальных инструментов

Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека. Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, или две ракушки, и вместо хлопков в ладоши, ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Так появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством удара, поэтому такие инструменты называют ударными. Самым распространенным ударным инструментом является барабан.

Вслед за ударными появляются духовые инструменты, которые называются так, потому что звук у них извлекается благодаря вдуванию воздуха. Звучащий от порыва ветра сломанный тростник, натолкнул на их создание.

Третьей группой музыкальных инструментов является струнная группа инструментов. И самым первым струнным инструментом был простой охотничий лук. Много раз перед охотой человек проверял, хорошо ли натянута тетива лука, и однажды прислушался к этому певучему звуку тетивы.

Век за веком музыка становится разнообразнее, сложнее, совершеннее. Многие существовавшие ранее музыкальные инструменты ушли в историю.

Читайте также: