Восточные мудрецы поиск добродетели сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Философские взгляды первоначально возникли в странах Древнего Востока – Вавилоне, Египте, Лидии, Персии, Китае, Индии.

Конфуцианство.

Наивысший расцвет философия древнего Китая получает в VI-V вв до н.э. В это время свободно существовали и развивались 6 основных философских школ: конфуцианство, моизм, школа закона, даосизм, натурфилософия, школа имён. Наиболее значимым было конфуцианство.

Основателем конфуцианства был Кун Фу-цзы (в европейской традиции Конфуций). Две с половиной тысячи лет Конфуций является духовным наставником, учителем китайской нации, воплощением её культурной самобытности.

Даосизм.

Центральное понятие даосизма – дао, которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически – не как жестокая предопределённость, а как вечное движение и изменение.

Для даосизма судьба – переход всего в свою противоположность, чередование тёмных и светлых полос, инь и ян. Графический символ инь –ян – круг, разделённый на две равные части, взаимопроникающие друг в друга. Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света

инь женское отрицательное луна тьма влажность левое тепло и т.д. ян мужское положительное солнце свет сухость правое огонь и т. д.

нет тьмы; человек – это и мужчина и женщина. Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие. Судьбу человека как чередование инь и янможно упрощённо представить таким образом: если сегодня плохо, необходимо просто ждать – завтра будет хорошо. Если сегодня хорошо – завтра будет плохо. При этом, если человек попал в чёрную полосу жизни, можно утешиться тем, что во всём плохом можно найти что-то хорошее (белая точка в чёрной части круга), так же как, впрочем, в хорошем – плохое (чёрная – в белом).

Даосская притча гласит: мудрый не воюет ни с кем. Если у него есть враг, он не ищет его, чтобы убить. Он просто сидит на берегу реки и будет ждать, пока труп врага сам не проплывёт мимо него.

Основные положения даосизма:

· всё в мире развивается согласно Дао – естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян всё находится в постоянном изменении;

· вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя манипулировать высшими законами природы (принцип у-вей);

· цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим, приносящее удовлетворение и покой;

· развитие общества и цивилизации ведёт человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой – хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.

Таким образом, китайская философия подчинена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в первую очередь поведением человека и его внутренним миром. Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм), подробно разработанные в китайской философии, стали весомым вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма востребованы в экологической философии последних десятилетий.

Буддизм.

· сансара – учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнации;

· карма – закон воздаяния;

· ахимса – непричинение вреда живому.

Во многих учениях Древней Индии считалось, что душа человека является вечной и после смерти тела, согласно закону сансары, она переселяется в другое тело (человека, животного, бога). Конкретное телесное воплощение регулировалось законом кармы – все поступки, хорошие или плохие, отражаются на состоянии кармы человека и будущее воплощение зависит от её качеств.

Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело бога, жреца, воина или ремесленника. Но тех, чьё поведение мерзко, ждёт дорога в смердящее тело собаки, свиньи или неприкасаемого. (Упанишады)

Поскольку живые существа имеют равноценную дущу, следует соблюдать законахимсы – по возможности воздерживаться от всякого причинения вреда живым существам.

Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь наполнена страданием. Поскольку существует сансара, страдания будут продолжаться вечно, если не будет, найден путь избавления от них, соответственно поиск такого пути был конечной целью каждой философской теории.

Мы с вами остановимся на буддизме как наиболее развитом в философском отношении учение, который предлагает практические предписания для достижения нирваныблаженного состояния отрешённости от жизненных страданий. Основателем буддизма считается Сидхартха Гаутама, названный Буддой, то есть достигшим просветления.

Сидхартха Гаутама (ок. 623-544 до н.э.), согласно легенде, был сыном правителя небольшой области в северо-восточной Индии. Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он поочерёдно увидел старика, больного и похоронную процессию. Осознав всю глубину страданий человека, Гаутама решил посвятить жизнь поиску истины. В 29 лет он покинул дворец, оставив, жену и сына и превратился в отшельника, ищущего пути избавления человечества от страданий. Спустя 7 лет его осенила истина, и он достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он провёл, проповедуя своё учение, которое становилось с каждым годом всё более популярным. Умер в возрасте 80 лет, причём смерть его сопровождалась многочисленными чудесами.

· праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от мира и следовать путём Будды;

· праведная речь есть отрешение от ложных мнений, неточных слов, пустых разговоров, сплетен, брани и лжи;

· праведное занятие – это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

· праведное усилие есть борьба с соблазнами;

· праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;

· праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.

Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для жизни и сопутствующих ей страданий.

Таким образом, в древнеиндийской философии представлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значительному обогащению мировой философской мысли. Европейская философия в последние столетия всё чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного самопогружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения.

О с н о в н ы е п о н я т и я:

· антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – мировоззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания;

· идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей в которых оцениваются отношения людей к действительности.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. -439 с. сир.87-93;

5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М.; Республика, 1995. – 351 с.: ил. Стр. 22-64;

6. Политология: Словарь-справочник / М.А.Василик, М.С.Вершинин и др. – М.: Гардарики, 2000. – 328 с.;

7. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр. 26-28; Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

8. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

Восточные книги мудрецов

Восточные мыслители издавна отличались мудростью и прозорливостью. Омар Хаям, Лао-цзы, Фирдоуси в своих творениях раскрывают смысл существования мира и человека. В популярных тематических книгах и сборниках представлены лучшие афоризмы мудрейших людей Востока.

Что говорит восточная мудрость о жизни?

Чтобы люди не сделались ворами, нужно не придавать никакого значения трудно добываемым (ценным) предметам, потому что когда люди не будут иметь тех предметов, которые бы прельстили их сердца, они никогда не соблазнятся ими.

Причина того, что небо и земля вечны, заключается в том, что они существуют не для самих себя. Кто не заботится о себе, тот весьма удачно совершит и свое личное дело.

Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.

Не хвалиться тем, что сделано, не начальствовать над другими, превосходя их, называется небесной добродетелью.

Нет способа, позволяющего контролировать последствия твоих действий. Жизнь — это безличное течение, и ты не можешь контролировать ни свою, ни чью бы то ни было жизнь.

Все, что происходит в настоящий момент, необходимо.

Живи, безумец! Трать, пока богат!

Ведь ты же сам — не драгоценный клад.

И не мечтай — не сговорятся воры

Тебя из гроба вытащить назад!

Афоризмы и цитаты восточных мудрецов

Омар Хайям о смысле жизни: NUR.KZ

То день, то ночь… А пешки? Мы с тобой.

Подвигают, притиснут — и побили.

И в темный ящик сунут на покой.

Сирийский писатель, ученый, автор трактатов по медицине, истории, философии, грамматике Абу-ль-Фарадж так говорит о человеческой сути:

Удивительно устроен человек: он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.

То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет гарантии, что дружба будет длиться вечно.

Снисходительное отношение к глупости присуще каждому умному человеку.

Восточные мыслители о любви

Любовь — прекрасное и светлое чувство, которое жаждут испытать все люди. Понять истинную суть и силу любви помогают афоризмы восточных мудрецов.

Любовь вначале ласкова всегда.

В воспоминаньях ласкова всегда.

А любишь — боль! И с жадностью друг друга

Терзаем мы и мучаем всегда.

По книге жизни я вчера гадал.

С сердечной болью вдруг мудрец сказал:

«Блажен, кто держит луноликую в объятьях!

Восточная женщина

Красивая восточная женщина: Pixabay

Красавица с ума меня сводила

И вдруг сама в тенета угодила

Недуг любви ей сердце поразил.

И кто нас вылечит? Какая сила?

В том не любовь, кто буйством не томим,

В том хворостинок отсырелых дым.

Любовь костер, пылающий, бессонный…

Влюбленный ранен. Он неисцелим!

Афоризмы и цитаты восточных мудрецов

Аль-Хамадани о любви: NUR.KZ

Персидский поэт и мыслитель Низами Гянджеви утверждает следующее:

Влюбленный слеп. Но страсти зримый след

Ведет его, где зрячим хода нет.

Бывает, что любовь пройдет сама,

Ни сердца не затронув, ни ума.

Восточная мудрость о семье

Что говорит восточная мудрость о семье? Персидский и таджикский поэт Абулькасим Фирдоуси так пишет о наследниках и отцах:

Как жаль, что отпрыск неразумный

Рождается от мудреца:

Не получает сын в наследство

Талант и знания отца.

Не диво, что знаньем богаты сыны,

Которые мудрым отцом взращены.

Самая большая бедностьневежество. Самое большое богатство разум. Самое большое наследство воспитанность.

Легендарный ассирийский писец и мудрец Ахиакар оставил такие высказывания о семейных отношениях:

Я ворочал камни, но не нашел ничего столь тяжелого, как зять, живущий в доме тестя своего.

Подобно тому, как ветки и плоды украшают дерево, а густой лес гору, так мужа украшают его дети и его жена. Человек, у которого нет ни братьев, ни жены, ни сыновей, является незначительным в глазах своих врагов. Он подобен дереву, растущему на перекрестке дорог: каждый прохожий рвет его плоды, все звери объедают его.

Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: ученикчителя, женатый сынмать, разлюбивший мужжену, достигший целипомощника, выбравшийся из чащипроводника, больнойврача.

Любящие родители испытывают сильные чувства к своим детям, но эти чувства не являются состраданием, поскольку испытывая их они заботятся и о собственном душевном спокойствии.

Статуя Будды

Статуя Будды — символ восточной мудрости: Pixabay

Что говорит восточная мудрость о мужчине и женщине?

Писец ассирийского царя Синахериба Ахиакар приводит такие мысли о женской сути:

Многих сгубила женская красота, ибо любовь красивой женщины подобна испепеляющему пламени.

Истинная красота женщины — в кротости ее характера, а прелесть ее — в кротости ее речей.

Никогда не принимай участия в обручении женщины, ибо если ей придется плохо, она будет проклинать тебя, а если ей будет хорошо, она о тебе и не вспомнит.

Афоризмы и цитаты восточных мудрецов

Цитата Ахиакара о женщине: NUR.KZ

Пока юноши живут под отцовской крышей, их первейший долг — почтение к родителям, когда же они покидают отчий дом, их долгом становится выказывание уважения к старшим, воспитание в себе искренности, которая породит к ним доверие, упражнение в человеколюбии.

Витиеватая речь, сладкая внешность, чрезмерная угодливость — вот три качества человеческих, которые мудрец княжества Лу Цзо Цюмин называет порочными.

Тот, кто одарен добродетелями, без сомнения, обладает и даром красноречия, но обладающий даром красноречия не всегда одарен добродетелями; человеколюбивый обладает мужеством, но мужество не всегда идет под руку с человеколюбием.

Что говорит восточная мудрость о человеческих пороках?

Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву.

Афоризмы и цитаты восточных мудрецов

Абу-ль-Фарадж о человеческих пороках: NUR.KZ

Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.

Пища, которую организм не может переварить, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру.

Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и самоуверенным. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Древние мыслители, поэты и философы задавались вопросами: как устроен мир, в чем смысл жизни и каков истинный путь человека. Непростые ответы каждый ищет самостоятельно. Афоризмы и высказывания восточных мудрецов помогут найти ответы и укажут правильный путь.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Иосиф Бродский говорил о том, что если человек хочет развить хороший вкус, он должен читать поэзию. Это наиболее конденсированный опыт передачи человеческого опыта.

На мой взгляд, концентрация опыта отражена в пословицах и поговорках, которым насчитывается 1000 лет, которые не теряют своей актуальности и помогают людям лучше понять жизнь.

Сегодня мы вспомним пословицы Востока, некоторые из них вас не мало удивят и заставят задуматься, так как идут в разрез с общепринятыми нормами современной морали и нравственности.

О том, как себя вести

Не поднимай голову слишком высоко, иначе в нее плюнут. Но не опускай слишком низко, иначе в нее клюнут.

Ты к людям нынешним не слишком сердцем льни - предупреждал мудрый Омар Хайям. Люди не делятся на плохих и хороших, они все - своего рода приспособленцы, они все ищут короткие пути к счастью, любят жить за чужой счет, использовать чужие ресурсы в своих интересах. Удерживать равновесие в отношениях так сложно, что мудрые, опытные люди, отчаявшись, выбирали уединение и предпочитали живому общению книги.

Не трогай чужое

Это правило повторяет истины из Библии: не воруй, не возжелай жену ближнего своего. Не бери то, что не является твоим. Даже если тебе кажется, что ты все предусмотрел и никаких улик не оставил.

Многие современные люди восхищаются аферистами и преступниками, считают, что им чуточку не повезло, если бы повезло - сейчас бы возглавляли списки Форбс.

Кинокомпании снимают фильмы о благородных, ловких, хитрых грабителях банков и казино. Но одно дело - кино, а другое - жизнь. В 99% случаев судьба наказывает за проступки. Как?

Сталкивает человека с людьми аналогичного мышления. А те, наплевав на мораль, в легкую уводят из под носа деньги и женщин, предают и сдают на руки полиции. В общем, это порочный круг, даже думать забудьте.

Как узнать ближнего

Если хочешь узнать человека, не слушай то, что о нем говорят другие, лучше послушай, что он говорит о других.

Однажды мне представили человека, который показался мне бриллиантом в стоге сена. Два высших образования, три языка, научные работы, зарубежные командировки. И приятная внешность. Через пять минут знакомства я готова была выйти за него замуж, потому что была уверена, что все подруги будут завидовать мне, моим блестящим перспективам.

Но пока мы с моим новым знакомым просто общались. И я такое услышала от него. И родители у него такие-сякие, и все женщины меркантильные и хитрые, и правительство бы надо поменять. Все плохие, только он один хороший.

Труд превыше веры

Мечтать о красивой жизни - мало. Надо себя как-то к ней приближать. Не так давно СМИ озвучили информацию: рухнула очередная финансовая пирамида. Россияне принесли в руки мошенникам 7 млрд рублей. Астрономическая сумма! Кто-то даже кредиты, так как за душой ни гроша. Каждый хотел разбогатеть в три щелчка. Не вышло. Теперь придется долго и муторно расплачиваться за свою самонадеянность. Как? Вкалывать до седьмого пота. Жизнь - хороший учитель, только вот за свои уроки берет дорого.

Вот еще одна пословица в тему:

Заметьте один маленький нюанс - лестницу к счастью должны придумать именно вы, и сами на нее взобраться. А если рядом кружит волшебник на голубом вертолете, предлагает подкинуть вас к счастью совершенно бесплатно, а то и сулит 50% годовых, это, очевидно мошенник.

Мышление – способ постижения объективной реальности, процесс творческого воссоздания целостных структур окружающего мира.

Онтология – учение о сущем или бытии в целом.

Прагматизм – философское направление, согласно которому истинно только то, что имеет практические следствия и пользу.

Сознание – высший уровень психической активности человека, способность человеческого ума осознавать мир.

Вопросы и задания

3. Предположим, что объявлен конкурс на лучшую формулировку основного вопроса философии. Предложите свои варианты. Попробуйте обнаружить то смысловое поле, на котором можно отыскать основной вопрос философии: судьба человека, любовь, жизнь, бессмертие, познание, вечность природы, нравственность, сущность бытия.

Может быть, конечность человеческого существования и есть основной вопрос философии? А каково ваше мнение? Есть ли у вас возражения против мысли Шопенгауэра? Может быть, бренность человеческого существования рождает чувство тревоги, которое и заставляет человека задуматься над жизнью, ее смыслом? Не с этого ли начинается всякая философская рефлексия (размышление)? А коли так, то, может быть, проблемы смерти и бессмертия и являются основным вопросом философии?

Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от античности до возрождения)

Развитие философии в Древнем Китае. Особенности формирования философии Древней Индии. Милетская школа в Древней Греции. Досократики. Величие античной философии. Эпикурейцы, киники и стоики. Своеобразие философии Средневековья. Возрождение как этап европейской истории. Гуманизм как направление мысли и движения. Проблемы морали в эпоху Возрождения.

4.1. Восточные мудрецы
4.1.1. Поиск добродетели в философии Конфуция

Китайский философ, государственный деятель, религиозный мыслитель Конфуций (ок. 551–479 до н. э.) родился на востоке Китая в царстве Лу в знатной, но обедневшей семье. Отец был офицером. Во время рождения сына ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано начал трудиться, осваивая разные навыки и ремесла. Был он крепок телом и высок. Отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Так он стал учителем. Он преподавал музыку, считая ее самым результативным средством улучшения человеческой нравственности.

Чего не желаешь себе, того не делай и другим.

Благородный муж думает о долге, а мелкий человек – о выгоде.

Своим примером побуждай людей трудиться.

Если платить добром за зло, чем же тогда платить за добро?

Все течет, как вода. Время бежит, не останавливаясь.

Идеи конфуцианства получили дальнейшее развитие в истории Китая, и впоследствии оно было признано государственной религией. Конфуций исповедовал идею создания единого государства, однако после того как конфуцианство стало официальной идеологией императорского Китая, эта его идея во многом утратила свою ценность. Видимо, такова судьба всех проектов, для которых моральные ценности являются чуть ли не единственным критерием оценки и способом понимания истории. Каждая подлинно великая культура создает учение, которое стремится поднять человека на уровень, доступный лишь избранным. Но реальная власть зачастую отступает от этих принципов.

Итак, природа, жизнь людей и общества подчиняются единственному закону – дао, закону всех вещей. Дао вместе с ли, обозначающей воздух, эфир, образуют основу мира, в котором нет ничего постоянного, неизменного, все находится в пути, все движется и изменяется, все развивается и преобразуется. Вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами инь и ян. Инь и ян – основные категории китайской философии на протяжении всей истории китайской философской мысли. Они являются такими силами, которые находятся в единстве, но в то же время взаимодействуют и противоборствуют. Инь – это отрицательное, темное, женское, пассивное, слабое и т. д.; ян – положительное, светлое, мужское, активное, сильное и т. д. Борьба двух противоположностей: инь и ян, рассматривалась как источник движения окружающего мира. В борьбе инь и ян выражается дао. Если нарушается естественный закон дао, то происходят несчастья. Люди не должны нарушать закон дао, поэтому они должны стремиться не к действию, а к спокойствию.

4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин
4.2.1. мыслитель Будда

Будда – индийский мыслитель, основатель религии буддизма. Его имя окутано легендами и преданиями. Родился он в Северо-Восточной Индии, в предгорьях Гималаев, в знатной семье и воспитывался в роскоши. Звали его принц Сидарта (Сиддхартха) Гаутама. Он рано женился, и было у него все, чего только можно пожелать. Но как-то он встретил немощного старика, больного, в язвах, а однажды увидел покойника. И тогда впервые понял, что не избежать и ему болезней, старости и смерти. Радости жизни померкли для него. Решила все его встреча с отшельником, который спокойно и с достоинством шел своей дорогой. В ту пору Сидарте было 30 лет. Оставив богатый дворец, жену и сына, он несколько лет странствовал, беседуя с людьми. Однажды после долгих размышлений на него снизошло озарение, он постиг истину. Так сложились основы его учения о смысле жизни.

4.2.2. Четыре благородные истины

1. Жизнь неизбежно влечет за собой страдания, она несовершенна и неудовлетворительна.

2. Страдание проистекает от наших желаний.

3. Существует состояние, в котором нет страдания.

4. Есть путь достижения этого состояния.

Будда установил методы, с помощью которых целеустремленный человек мог бы избавить себя от страданий и достичь окончательного освобождения. Он указал восемь шагов (путей, способов), которые ведут к освобождению.

Первый шаг – это праведное понимание, означающее прежде всего умение преодолевать иллюзии, как, например, мнение, будто большее богатство несет за собой большее счастье.

Третий шаг – праведные слова. Будда предостерегал от пустых разговоров, сплетен, пересказа слухов, брани и лжи, а вместо этого призывал поставить речь на службу истине и гармонии.

Пятый шаг – праведный образ жизни, уверенность в том, что способ, которым человек зарабатывает на жизнь, не противоречит ни одной из пяти заповедей. Ремесло человека не должно вредить другим людям, не должно нарушать общественную гармонию.

Следи за мыслью.

Будь начеку.

Тяни себя, как слон, из грязи.

4.3. Античные философы
4.3.1. милетская школа

Такое понимание природы, окружающей человека, послужило для раннегреческих философов – Фалеса, Анаксимандра (ок. 610 – после 547 до н. э.) и Анаксимена (вторая половина VI в. до н. э.) основанием для объяснения природы космоса, которое в свою очередь помогло определить природу человека. Анаксимандр был философом и естествоиспытателем. Его сочинения, к сожалению, не дошли до нас, за исключением одного-единственного небольшого отрывка. Но многие его философские идеи пересказали и сохранили для нас другие древнегреческие авторы.

Философ размышлял о происхождении космоса и стремился построить целостную картину мира. По его мнению, рождение космоса прошло три ступени (этапа). Сначала из безграничной телесности мирового зародыша образовался космос. Затем в нем обозначились две противоположности – влажное холодное ядро и огненная горячая кора. Наконец, в результате борьбы горячего и холодного возник оформленный космос. Он не вечен и впоследствии будет поглощен пространственно безграничной телесностью.

4.3.2. Философ Пифагор

Крупным философом античности был и Пифагор (вторая половина VI – начало V в. до н. э.). Согласно античным источникам, его подлинные сочинения не сохранились. Предание сообщает, что Пифагор учился в Милете, совершил путешествие на Восток – в Вавилон, Египет, Индию, где изучал негреческие религии, математику и астрономию. В 532 г. до н. э. он бежал от тирании на юг Италии и там основал религиозный братский союз с общим имуществом и собственным ритуальным уставом.

4.3.3. Досократики

страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Читайте также: