Внутреннее сообщение по 115 фз

Обновлено: 01.07.2024

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
    • Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом
    • Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
    • Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах
    • Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
    • Статья 7.1. Права и обязанности иных лиц
    • Статья 7.1-1. Предоставление информации организаторами торговли, клиринговыми организациями, центральными контрагентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность исключительно по инвестиционному консультированию
    • Статья 7.2. Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств
    • Статья 7.3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц
    • Статья 7.4. Дополнительные меры противодействия финансированию терроризма
    • Статья 7.5. Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 8. Уполномоченный орган
    • Статья 8.1. Предоставление уполномоченным органом информации в целях противодействия коррупции
    • Статья 9. Представление информации и документов
    • Статья 9.1. Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь
    • Статья 10.1. Информирование компетентных органов иностранных государств о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
    • Статья 10.2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 11. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства
    • Статья 12. Выдача и транзитная перевозка
    • Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 14. Прокурорский надзор
    • Статья 15. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц
    • Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
    "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

    С изменениями и дополнениями от:

    25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г., 12 апреля, 19, 24 июля, 28 ноября 2007 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5, 23, 27 июля 2010 г., 27 июня, 8 ноября 2011 г., 20 июля, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня, 2 ноября, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 июня, 21 июля, 29, 31 декабря 2014 г., 2 мая, 8, 29 июня, 29, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 3, 6 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 18, 23 апреля, 27 декабря 2018 г., 18 марта, 3, 26 июля, 2 августа, 2, 16, 27 декабря 2019 г., 1 марта, 7 апреля, 13, 20, 31 июля, 8, 22, 29, 30 декабря 2020 г., 24 февраля, 30 апреля, 26 мая, 11, 28 июня, 1, 2 июля, 19 ноября, 21 декабря 2021 г.

    Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

    Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    См. Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденную Президентом РФ 30 мая 2018 г.

    Об обобщении практики применения настоящего Федерального закона см.:

    информационные письма Банка России;

    информационные письма Росфинмониторинга;

    Президент Российской Федерации

    Регулируются отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

    Устанавливается перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. Определяется единый для физических и юридических лиц порог, свыше которого операции подлежат обязательному контролю - в размере 600000 руб.

    На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возлагается обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю. В частности, эти организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.

    Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 9 августа 2001 г. N 151, в "Парламентской газете" от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 483-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 29 июня 2022 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 423-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 21 декабря 2021 г., с 22 марта 2022 г., с 1 июля 2022 г.

    См. будущие редакции настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 19 ноября 2021 г. N 370-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 19 ноября 2021 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 355-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 22 августа 2021 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 266-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 233-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2021 г.

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 27 июня 2021 г.

    Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 155-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

    Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 28 октября 2021 г.

    Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 22-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 24 августа 2021 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 536-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 января 2021 г., за исключением пункта 2, подпунктов "б" - "г", "ж" и "з" пункта 3 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2021 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 479-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 441-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. и с 1 сентября 2022 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 446-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г., за исключением подпункта "б" пункта 3 статьи 17 изменений, вступающих в силу с 10 января 2021 г.

    Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г., за исключением подпункта "д" пункта 1, подпункта "б" пункта 2 и пункта 3 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 13 июля 2020 г., и подпункта "в" пункта 2 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 марта 2022 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. N 116-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 апреля 2020 г.

    Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 46-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

    Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

    Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

    Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 250-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

    Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

    Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 32-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

    Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

    Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

    Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 69-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 263-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 424-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 423-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

    Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 5, вступающих в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 163-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 197-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

    Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 51-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 147-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    • сделки с недвижимым имуществом;
    • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
    • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
    • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
    • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

    Что регулирует этот закон?

    115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Без соответствия рекомендациям страна попадает в "черный список ФАТФ", следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом.

    Что важно знать юристам, бухгалтерам, а также иным лицам, перечисленным выше?

    1. Личный кабинет (регистрация, проверка, работа с личным кабинетом).
    2. Внутренние документы (наличие и соблюдение документов по внутреннему контролю).
    3. Риск-оценка (соблюдение требований Росфинмониторинга).

    Возможно два варианта регистрации личного кабинета: с использованием электронной подписи и без наличия таковой. В первом случае порядок достаточно простой: заполняется информация на организацию, подписывается электронным ключом и далее отправляется заявка.

    Дополнительно необходимо предоставить протокол/решение на подписанта. Особое внимание необходимо обратить на электронную почту, так как именно туда придет логин-пароль для входа в личный кабинет.

    Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:

    Постановление Правительства № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

    Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок";

    Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма";

    Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 "Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

    а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.

    Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

    1. Написание правил внутреннего контроля (ПВК). Требования к правилам носят общий характер для всех субъектов 115-ФЗ, но они должны быть:
    2. выполнимыми в конкретном обществе (или у ИП);
    3. конкретными, то есть с поименованием должностей из штатного расписания (при их наличии).

    2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).

    Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:

    • прохождение обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ,
    • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
    • Обучение СДЛа.

    Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.

    Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

    Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА).

    • в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, и другие. Отдельные повышенные требования предъявляются к идентификации публичных должностных лиц;
    • в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика и другие;
    • в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии) и другие.

    Фиксирование информации.

    Основаниями документального фиксирования информации являются:

    • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
    • несоответствие сделки целям деятельности организации, указанными в учредительных документах;
    • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
    • иные обстоятельства, перечисленные в 115-ФЗ.

    Выявление и блокирование операций.

    Операции могут быть следующих видов:

    • Операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6 115-ФЗ);
    • Операции, содержащие в себе признаки и критерии необычной сделки (в соответствии с приказом №103 Росфинмониторинга);

    При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.

    Я рекомендую проверять кабинет ежедневно или раз в два дня максимум. Информация по новым перечням и типологиям в обязательном порядке приходит к вам на почту, но появление тестов, писем нужно контролировать самостоятельно.

    Применение мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности перед вашими клиентами. 115-ФЗ является негласно приоритетным законом в данном случае.

    4. Работа с перечнем – оценка работы с Перечнем экстремистов (террористов). Регулярное скачивание и просмотр перечней и решений, которые отправляет Росфинмониторинг. Чаще всего перечень выходит раз в неделю по четвергам, но бывают и исключения.

    Также нужно скачивать решения комиссии о замороженных (периодичность не установлена), Перечень лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (публикуют раз в год).

    5. Устранение нарушений – оценка работы о Общества (ИП) с нарушениями, которые выявлял Росфинмониторинг.

    6. Самообучение – оценка прохождения тестов в разделе "Обучение" (срок не установлен, но он должен быть разумным).

    При проверке соответствия каждого из секторов присваивается итоговый уровень риска (низкий-зеленый, средний-желтый, высокий-красный).

    Чем больше зеленых секторов с низким уровнем риска, тем меньше шансов на выездную проверку Росфинмониторинга.

    Несоответствие указанным выше требованиям квалифицируется статьей 15.27 КоАП, подробнее на вопросе ответственности, я остановлюсь в следующей статье.

    Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

    Документ утрачивает силу с 1 апреля 2022 года в связи с изданием Приказа Росфинмониторинга от 08.02.2022 N 18, утвердившего Особенности представления информации.

    Глава V. Представление информации об операциях с денежными

    средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному

    контролю, и операциях, в отношении которых возникают

    подозрения, что они осуществляются в целях легализации

    (отмывания) доходов, полученных преступным путем,

    или финансирования терроризма, а также о приостановленных

    операциях с денежными средствами или иным имуществом

    5.1. Организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом:

    - не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю;

    - не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

    - незамедлительно о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом.

    5.3. Лица в случаях, установленных Федеральным законом, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).

    5.4. Представление в Росфинмониторинг информации об операциях (сделках), указанных в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1.4 и пунктах 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ.

    5.6. Информация об иных участниках операции (сделки) заполняется в зависимости от количества и состава участников таких операций (сделок), а именно:

    а) если участником операции (сделки) является представитель плательщика по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени плательщика, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе плательщика по операции (сделке);

    б) если участником операции (сделки) является представитель получателя по операции (сделке), поверенный, агент, комиссионер, доверительный управляющий, действующий от имени получателя, или в его интересах, или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, то дополнительно указываются сведения о представителе получателя по операции (сделке);

    в) если операция (сделка) совершается лицом, не являющимся плательщиком или получателем по операции (сделке), по поручению и от имени которого совершается операция, то дополнительно указываются сведения о лице, по поручению и от имени которого совершается операция (сделка);

    В случае, если в составе участников операций (сделок) отсутствуют вышеперечисленные лица, соответствующие сведения о них не заполняются.

    5.8. Структура наименования ФЭС 1-ФМ приведена в приложении N 12 к настоящей Инструкции.

    В настоящее время перечень запрашиваемой банками информации сравним разве что с данными, которые требует от компаний и ИП налоговая инспекция. БУХ.1С разобрался с тем, какие документы могут быть запрошены банками на законных основаниях, и какие последствия ожидают клиентов за их непредставление.

    Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ

    Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.

    Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени

    1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.

    3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

    4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.

    Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.

    Чтобы не быть голословными, приведем образец типичного письма, рассылаемого банками в адрес своих клиентов в целях соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 №115:

    fGzKsS8nPPNEaVkE-.jpg

    Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.

    В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?

    216.jpg

    Законны ли требования банков о представлении документации

    Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.

    Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.

    В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.

    А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.

    Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.

    Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.

    В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.

    Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.

    Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.

    Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?

    Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.

    Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?

    По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.

    Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?

    По некоторым данным сроки установлены, по другим - в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.

    Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?

    Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.

    Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.

    217.jpg

    По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

    Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации - обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.

    То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).

    Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская, закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:

    Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.

    Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.

    Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.

    Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

    В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.

    Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.

    Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

    Читайте также: