Внешний вид медицинского работника как визитная карточка сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Медицинский персонал постоянно контактирует с пациентами в каждом лечебном учреждении, он является эталоном чистоты и аккуратности. Очень важно, чтобы внешний вид врача и среднего медперсонала был идеальным. Особое значение внешнему виду отводил еще Гиппократ, который считал, что от манеры поведения и внешности врача сильно зависит процесс исцеления пациента. Недопустимо, чтобы из-за внешнего вида страдал престиж врача или медсестры.

Медицинская одежда, которая представляет собой халат или брючный костюм, должна быть всегда чистой и отглаженной, соответствующей нормам, принятым в том или ином лечебном учреждении. Под халат желательно одевать одежду из натуральных тканей, в которой комфортно и за которой легко ухаживать. Специальную и верхнюю одежду нужно хранить раздельно. За пределы ЛПУ в спецодежде выходить запрещено. Обувь ни в коем случае не должна создавать шума, а также должна быть практичной и удобной.

В косметике и парфюмерии нужно соблюдать умеренность и скромность. Не позволительно, чтобы от медработника исходили какие-либо отталкивающие запахи – табака, еды, пота и т.д.

Гигиена тела также должна быть на высоком уровне. Особое внимание нужно уделять рукам, во-первых, чтобы не быть переносчиком каких-либо инфекционных агентов, во-вторых, дабы не оттолкнуть своей неопрятностью пациента. Ногти, даже вопреки всем модным тенденциям, должны быть короткими и ухоженными.

У пациентов опрятность зачастую ассоциируется с высоким профессионализмом. К ухоженным медицинским работникам развивается чувство доверия и уважения. Хотя, по мнению некоторых пациентов, внешний облик доктора для них не имеет значения, если он качественно выполняет свою работу и относится к ним доброжелательно и с готовностью помочь.

Тем не менее, дресс-код существует и неуклонно его придерживаться – это обязанность медработника. А отношение к своему внешнему виду красноречиво говорит об отношении человека к себе, к коллегам и, собственно, к самой профессии.

Значение внешнего облика медсестры в формировании правильных взаимоотношений медсестры с больными, их родственниками и коллегами. Внимание к больному, способность к сопереживанию. Отражение во внешности медицинского персонала собранности и самодисциплины.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.09.2013
Размер файла 20,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

    Внешние виды медсестры
  • Особенности переживаний больных
  • Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия
  • Литература

Внешние виды медсестры

внешний вид медицинский персонал

В формировании правильных взаимоотношений медсестры с больными их родственниками, коллегами имеет значение не только духовный, но и внешний облик медсестры. Одежда. выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медсестры и в частности, степень ее заботы.

Внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что врачам следует "держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Нельзя забывать, что больные хотят видеть медицинского работника идеальным специалистом, но если они обнаруживают недостатки в его внешнем виде, то относят их к его профессиональной деятельности. Мед. Работник не должен допускать небрежности при осмотре больных. Нельзя, например, не вымыть руки перед осмотром больного на дому. Неприятность недопустима, так как в представлении больного она снижает престиж медицинского работника. Бывает и у медсестры неприятное ощущение при виде неприятного пожилого или тяжелого больного. Но всякий избравший труд медика должен твердо помнить, что в медицине нет грязной работы.

Ярко накрашенные губы. Длинные лакированные ногти, пальцы, унизанные драгоценностями, ультрамодная прическа …

А больной ведь неравнодушен к этому. В излишнем внимании мед. работника к собственной внешности он может заподозрить невнимание к себе как к больному. Желание иметь импозантную внешность довлеет у некоторых мед. работников над профессиональной осмотрительностью. Они забывают, что не полностью закрыта рукавом халата трикотажная кофточка, шерстяное платье увеличивают возможность инфицирования окружающих. "Что касается внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, он не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию" (Гиппократ). Не будет доверия к мед. Работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Очень скоро становится понятной больному искренность и там, где он видит нарочитую вежливость, навязчивую услужливость, "дежурную" улыбку. Мед. работник должен уметь держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно и без видимых усилий расположить к себе больных - во всем быть естественными красивым.

Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину, сочетать мягкую строгость с красивой простотой форм и оставаться в известных пределах неизменной. Отклонения могут быть лишь незначительные. Медицинская "униформа" не нуждается в украшательстве. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов врача, строгость его в выполнении своих профессиональных обязанностей. Опрятность всегда ассоциируется в представлении больного с хорошей его профессиональной подготовкой, Больной уверен, что аккуратный мед. работник может хорошо лечить. В то же время яркая губная помада, броская прическа, стук каблучков - все это напоминает тяжелобольному радости, которых он временно или навсегда лишается. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, недовольство врачом. Страдание усугубляется. Внешний вид должен гармонично дополнять внутреннюю привлекательность мед. работника, успокаивать больного вызывать приятные впечатления у его родственников, помогать установлению с ними хороших, доброжелательных отношений.

Вопросы медицинской психологии в деятельности среднего медицинского работника.

Взаимоотношения между больным и медицинским работником зависят не только от индивидуальных особенностей больного, его психики, но и от личности и поведения медицинского работника, его общей и профессиональной культуры, соблюдения принципов этики и индеонтологии. Основная ответственность за характер этих взаимоотношений, столь важных для успешного лечения, всегда ложится на медицинского работника. Он обязан, строя свои взаимоотношения с больным, учитывать особенности его личности, переживания.

Общеизвестно, что эффективность лечения во многом зависит от веры больного в выздоровление, а это в свою очередь тесно связано стой степенью доверия, которое он питает к врачу и в целом к медицинскому персоналу отделения.

Образно говоря, лечение начинается с регистратуры и приемного покоя, с места ожидания предстоящего врачебного исследования. Обстановка приема больного должна быть четкой, деловой и вместе с тем простой. В кабинете врача и коридорах должна быть тишина, воздух всегда свежий. Необходимо бороться с так называемыми больничными запахами. Оформление кабинетов, залов ожидания преследует единственную цель - успокоить больного, сообщить ему чувство уверенности. Витрины и плакаты следует подбирать так, чтобы они способствовали воспитанию санитарно - гигиенических и профилактических навыков, не содержали материалов, напоминающих больному о страданиях, и исключали возможность ятрогении.

Прямая обязанность врача и медицинской сестры - разрушить психологическую преграду в контакте с больным, вызвать его доверие, создав обстановку участия и теплоты. Следует помнить, что больной, особенно при первой встрече с медицинскими работниками, очень внимательно следит за каждым их жестом, выражением лица и речью, старается уловить в их словах и поведении нечто такое, что располагает к доверию и откровенности. В зависимости от того, насколько стремление больного рассказать о себе будет понято и поддержано во время первой беседы, настолько прочен окажется контакт с врачом в дальнейшем. Только после установления контакта с больным можно переходить к оценке результатов анализов и других вспомогательных методов обследования. Необходимо, чтобы больной понял, что медицинских работников, к которым он пришел за помощью, интересуют не только вопросы диагностики, но и обратившийся к ним человек.

Особое значение имеют культура речи врача, а также содержание беседы. При ответах на вопросы больного нельзя ограничиваться общими фразами, так как это вызовет у него тревогу за исход болезни, сомнение в квалификации врача.

Доверие больного к медицине может быть значительно подорвано в том случае, если он заметит, что между врачом и медицинской сестрой натянутые отношения, если сестра во время приема допускает не относящиеся к делу реплики, нечетко выполняет указания врача. У больного могут возникнуть сомнения в компетенции медицинских работников, в целесообразности сделанных ими назначений, особенно если прием проходит сухо, формально, без должного выслушивания и осмотра больного и ограничивается выпиской рецептов.

Из расстройств психики наиболее часто у больных возникает чувство тревоги, даже страха за исход заболевания. При этом разные люди в зависимости от возраста и профессии, интеллекта, степени культурного развития и характера относятся к своему недугу по-разному.

Эффективность назначения физиотерапии, медикаментозного и иного лечения нередко зависит от веры больного в пользу терапевтических мероприятий. В этом чувстве веры отражается успех лечения. Медицинская сестра при выполнении назначенных врачом процедур должна уметь войти в контакт с больным и своим поведением, беседами с больным поднимать у него настроение и укреплять веру в успешное лечение.

Особенности переживаний больных

Нередко больные высказывают тревожные мысли о смертельно опасной болезни, несмотря на отрицание врача такого заключения. В основном это мысли о раке при наличии у больных патологии желудочно-кишечного тракта или органов грудной клетки. Опасения могут возникать также по поводу тяжелой болезни сердца при наличии аритмий и сердцебиений. Все это приводит к развитию ипохондрического состояния. Тревожные опасения иногда определяют все поведение больного. Развивается невроз в форме кардио- или канцерофобии. При кардиофобии больные часто опасаются оставаться одни дома, выходить без провожатого на улицу в некоторых случаях тревога больного связана с мыслями о возможности потери трудоспособности, инвалидизации.

Медицинские работники, в частности медицинские сестры, должны формировать у больного правильное отношение к своей болезни, как к опасной, так и неопасной, стремясь всячески повысить активность больных в рамках разумной борьбы с болезнью.

Нередко у больных существует предвзятое мнение, что о некоторых заболеваниях говорить с врачом "неприлично". К ним относятся венерические, гинекологические заболевания, импотенция и др. В результате расстройства усугубляются и принимают хроническое течение. Лечение таких больных затрудняется. Относительно широко распространено нежелание обращаться к врачу-психиатру из-за боязни, что кто-нибудь из знакомых об этом узнает. Чаще речь идет о различных пограничных заболеваниях (невротические состояния, неврозы, психопатии и др.), которым у больных имеется критическое отношение. Иногда больные, страдающие расстройствами в сексуальной сфере, стесняются признать наличие их даже перед близкими людьми. В результате это приводит к переоценке болезни, уходу в нее и к дальнейшему углублению нарушений.

Отрицательное влияние на психику больного оказывает боль, которая воспринимается как сигнал начинающейся или усиливающейся опасности для жизни. Больной, страдающий от болей, остро реагирует на внешние воздействия: громкие звуки, яркий свет, иногда прикосновение. Истощение нервной системы, обусловленное как самым процессом болезни, так и болями, часто сопровождается выраженной раздраженностью, взрывчатостью. Больные крайне эгоцентричны, болезненно - капризны, все их внимание сосредоточено на болевых ощущениях.

При выяснении отношения к болезни важна оценка личности и поведения больного. Например, повышенная мнительность, впечатлительность больного требуют от медицинской сестры специальных предосторожностей. В ряде случаев это выясняется путем опроса больного и его родных, при наблюдении за поведением больного. Если у больного подавленное настроение, необходимо попытаться выяснить причины подавленности, морально поддержать больного. Следует быть осторожным при депрессивном синдроме (угнетенное, тоскливое настроение, особенно по утрам, двигательная и идеомоторная заторможенность), так как не исключена возможность суицидальной попытки. Иногда при пониженном настроении у больного, находящегося на стационарном лечении, особенно важно учесть, как могут действовать на него посещения родных. Друзей. Эти сведения следует сообщить врачу, чтобы выработать тактику регулярности посещения. Важно также учитывать отношение больного к соседям по палате и при необходимости менять окружение. Определенное значение имеет знание медицинской сестрой аппетита и сна больного и даже характера сновидений, так как в них часто отражаются переживания больного.

Нередко характер соматического заболевания приводит к изменениям в психике больного. При таком хроническом заболевании, как туберкулез, отмечаются быстрая утомляемость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость (то эйфория, то пониженное настроение). Это можно объяснить систематическим, никогда не прекращающимся кислородным голоданием органов, в частности головного мозга, следствие недостаточной легочной вентиляции.

Больные с хроническими заболеваниями склонны придавать определенное значение словам окружающих относительно их внешнего вида, работоспособности, изменений характера и пр. Достаточно одного подозрительного, с их точки зрения, взгляда окружающих, чтобы насторожить больного, усилить и без того неослабевающие сомнения.

При острых заболеваниях, особенно инфекционного характера, возможен еще больший диапазон расстройств в психической сфере больного - от легкой астении до выраженных психозов с глубоким помрачением сознания, бредовыми и галлюцинаторными переживаниями, резким двигательным возбуждением и др. симптомами. Свои наблюдения медицинская сестра должна доложить врачу, согласовать с ним свои действия, выработать определенную тактику поведения по отношению к таким больным с учетом их состояния и возможного неправильного поведения. Нарушения психики возможны также при острых хирургических и терапевтических заболеваниях.

Определенные характерологические особенности отмечены у больных с различными физическими дефектами и аномалиями органов чувств (грубые дефекты лица, глухота, слепота, искривление позвоночника и др.). Основными психическими свойствами таких больных являются повышенная ранимость, подозрительность, постоянная фиксация на своем дефекте. Они часто уединяются, так как в обществе им бывает тяжело, им кажется, что на них смотрят, жалеют или осуждают. Они чувствуют себя спокойнее в кругу таких же больных. Постоянная психическая напряженность создает основу для развития невротических реакций и депрессии.

В ряде экспериментов было показано, что эффективность лекарственных средств зависит от психического состояния субъекта. В этой связи вера в положительное действие лекарств может завышать истинный лечебный эффект и тем самым давать повод для ошибок в понимании механизма действия лекарственного вещества. Это заставило ввести в практику исследования новых лекарственных средств плацебо - контрольное вещество, по внешним свойствам (цвет, запах, вкус) сходное с реальным лекарственным препаратом. Оказалось, что эффект плацебо сказывается на всех людях, однако он имеет определенный диапазон колебаний, который определяется степенью веры исследуемого или больного в этот эффект.

Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия

В число задач медицинской психологии входит изучение влияния психического состояния на соматическое и соматических заболеваний на психику. Решение этой задачи имеет существенное значение для изучения этиологии (причины) и патогенеза (механизмы развития) ряда болезненных состояний.

Взаимосвязь "души " и "тела", иначе психических процессов и организма, является основной проблемой философии и медицины. В первые эта проблема нашла материалистическое обоснование в трудах великих отечественных ученых-физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. И.П. Павловым экспериментально доказана непрерывная связь между психическим и соматическими процессами.

Общеизвестно, что сильные эмоции сопровождаются сердцебиением, при этом отмечается покраснение или побледнение лица (в зависимости от того, происходит спазм или расширение сосудов). Характер и интенсивность этих проявлений зависят от особенностей личности и организма. Психические влияния могут вызвать головную боль или другие функциональные нарушения в организме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Организация и проведение классного часа на тему:

«Внешний вид

(для студентов всех специальностей)

hello_html_m3ea9b4fe.jpg

Автор: Квасова Е.Р.

Пояснительная записка

Актуальность:

исследования психологов показывают, что большинство людей составляют свое впечатление о человеке по его внешности в первые 10–20 секунд встречи. Это впечатление остается доминирующим в течение достаточно долгого времени. Внешний вид медицинских сестер также имеет огромное значение в организации профессиональной деятельности.

мотивация студентов на опрятный внешний вид, формирование ответственного подхода студентов к себе и сокурсникам.

Форма проведения : классный час.

Оснащение :

компьютер с мультимедийной установкой, компьютерная презентация.

формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как обязательность, добросовестность, умение мобилизовать себя; побуждать к рациональной организации своего времени, развитие навыков самоконтроля.

Планируемые результаты:

учиться извлекать нужную информацию; проводить обобщение, делать выводы ; формирование ответственного подхода студентов в подготовке к работе медицинской сестры

развивать учебно-познавательный интерес; развивать положительную мотивацию к профессиональной деятельности.

Метапредметные:

научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; обосновывать свою позицию.

Формирование УУД. Личностные  оценивать свои трудности и достижения. Регулятивные  способствовать развитию волевых качеств учащихся.

Требования к внешнему виду медработника

Еще Гиппократ указывал, что врачам следует "держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Нельзя забывать, что больные хотят видеть медицинского работника идеальным специалистом, но если они обнаруживают недостатки в его внешнем виде, то относят их к его профессиональной деятельности.

В формировании правильных взаимоотношений медсестры с больными их родственниками, коллегами имеет значение не только духовный, но и внешний облик медсестры. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медсестры и в частности, степень ее заботы.

В нешний вид медицинского работника должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, однако, в СанПиН 2.1.3.2639-10, который является основным для медучреждений, данный вопрос не урегулирован.

Поскольку координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, требования к внешнему виду медицинского работника могут содержаться в региональном законодательстве.

Базовые принципы гигиены и дресс-кода

в медицинской организации

Согласно исследованиям психологов, 85% людей составляют свое впечатление о человеке по его внешности в первые 10–20 с встречи. Это впечатление остается доминирующим в течение достаточно долгого времени. Чтобы изменить его в дальнейшем, потребуется много сил и времени.

Дресс-код (англ. dress code — кодекс одежды) — требования к одежде, обуви, прическе, макияжу и т.д. при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.

Большинство людей ассоциирует хороший внешний вид с аккуратностью и чистотой (с личной гигиеной: отсутствием запаха пота, запаха из ротовой полости, ухоженностью рук и т. д.), а не с модностью и дороговизной одежды. Не меньшую роль играет также прическа и правильная осанка.

Дресс-код в медицине.

Поскольку дресс-код не предусмотрен законами и подзаконными актами РФ, правомерность его введения зависит от того, насколько обоснованны требования и соблюдена точность процедур по их установлению, а также от того, обеспечены ли условия для выполнения этих правил компанией. То есть, назвать дресс-кодом требования закона и обосновать медику с цифрами, статями законов в руках и назвать это медицинским дресс-код можно. Можно назвать это как хотите: "дресс-кодом", медицинским стилем, медицинской униформой, спецодеждой и даже "хотелками". Важно, что бы они соответствовали требованию конституции, кодексов, законов и нормативов.


Юридическо-брендинговый аспект дресс-кода или фирменного стиля в одежде.

Спецодежда, конечно, может отражать фирменный стиль (HR-брендинг нам с вами в помощь), но ее задача защита в соответствии с законами и нормативами, а не дресс-код – унификация внешнего вида и стилизование работника под представление о "хорошем работнике" сформулированное в фантазиях работодателя.
Сегодня у многих людей образ врача ассоциируется со стетоскопом, респираторной маской и перчатками. Неотъемлемым атрибутом профессионального гардероба нынешних врачей являются и медицинские халаты . Тем не менее специальную одежду врачи начали массово носить лишь в XX веке. Эволюцию медицинского гардероба осветит данный материал.

В XIV веке на территории Европы началась эпидемия бубонной чумы, ставшая причиной смерти миллионов людей. Тогдашние врачи носили защитные костюмы в виде длиннополых балахонов и маски, напоминавшие по форме птичий клюв. Известно, что вплоть до начала XX века хирурги использовали повседневную одежду, надевая лишь нарукавники и фартуки, препятствовавшие попаданию крови на рубашки. У медсестер практиковалось ношение белых платков, закрывавших шею, плечи и прическу.

В начале XX века в медицине была повсеместно введена стерилизация инструментов и одежды врачей перед проведением операций. Таким образом, уже во время Первой мировой войны хирурги начали носить колпаки и марлевые маски, а также надевать резиновые перчатки и халаты из хлопчатобумажной ткани. Изначально медицинская одежда, применявшаяся при проведении операций, являлась белой, символизируя чистоту. Тем не менее халаты данного цвета в сочетании с ярким светом больничных ламп создавали большую нагрузку на зрение хирургов. Таким образом, в середине XX века врачи, проводившие основную часть рабочего времени в операционной, стали носить медицинскую одежду зеленого и синего цвета, контрастировавшую с белыми стенами. К тому же, пятна крови на халатах стали менее заметными. В настоящее время медицинская одежда белого цвета используется врачами, не занятыми проведением операций.

В 70-е годы гардероб хирурга приобрел привычный для современных пациентов вид, пополнившись курткой без застежек с короткими рукавами и V-образным вырезом и брюками. На сегодняшний день медицинская одежда выполняется из бязи, а также ткани, состоящей из волокон хлопка и полиэстера. Современные халаты для врачей отличаются устойчивостью к сминанию и имеют пропитку, придающую текстилю водоотталкивающие свойства.

Медицинская деятельность предполагает контакт с вредными и опасными производственными факторами. В нашем случае основное назначение спецодежды – защита.

Защитная спецодежда и дресс-код – разные вещи.
Дресс-код (англ. dress code - кодекс одежды) это требования к одежде, обуви, прическе, макияжу и т.д. в конкретной организации, учреждении, заведении, при посещении каких либо мероприятий.

Медицинская форма должна быть подобрана для работника строго по размеру. Если костюм велик, возникает ощущение, что его обладатель нездоров, быстро потерял в весе вследствие болезни.

Слишком тесная одежда причиняет дискомфорт, может разойтись по швам в самый неподходящий момент и отвлекает внимание. Также рекомендуется убедиться, что форма закрывает все лишнее. Вопреки распространенному убеждению не стоит медработникам совсем отказываться от макияжа. Так, наличие помады (пусть и неброских оттенков) на губах свидетельствует об активности и оптимизме, что важно для лидера. Кроме того немного теней на веках привлекает внимание к глазам. Кожа должна быть матовой, чего тоже можно добиться с помощью косметики: жирный блеск указывает на нервозность и дисбаланс в организме. Главное — выглядеть опрятно и не вызывающе (тени пастельных тонов, не яркие, более натуральные тона помады).

Медработнику также следует минимизировать до необходимого количество вещей и аксессуаров, которые он носит с собой: ручка, телефон, папка с документами и т. д. Обилие предметов производит впечатление неорганизованности. Излишнее подчеркивание статуса дорогими аксессуарами и ювелирными изделиями также неуместно, больница — не место для демонстрации уровня финансового достатка персонала.

Не стоит демонстрировать и свои религиозные предпочтения: цепочки с крестиками, полумесяцами, звездами Давида и т. д. должны быть достаточной длины, чтобы не выскакивать из-под одежды при работе с пациентами. Очень важный момент — личный пример руководителей в соблюдении дресс-кода, особенно первых лиц.

Если в законах регионального уровня нет нормативных актов о внешнем виде медсестры или врача, рекомендуем разработать локальный акт. В нем следует указать, какие требования организация предъявляет к внешнему виду сотрудников.

Внешний вид работников важен для многих подразделений медучреждения, например, для отделения скорой медицинской помощи.

Далее рассмотрим общие правила, которые следуют из логики деятельности медицинских специалистов.

Гигиенические нормы

Внешний вид медицинского персонала должен в первую очередь соответствовать требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10.

В нем указано, что одежда врачей и медсестер должна способствовать поддержанию стерильных условий в медучреждении, представлять собой некий барьер, которые защищает сотрудника от проникновения загрязнений, в том числе микробиологических.

Одежда медработника должна соответствовать требованиям государственных стандартов по санитарной одежде, например:

ГОСТ 24760-81 и ГОСТ 25194-82 (медицинские халаты мужские и женские);

ГОСТ 9896-88 и ГОСТ 9897-88 (мужские и женские комплекты санитарной одежды);

ГОСТ 23134-78 (медицинские головные уборы).

Длина спецодежды и цвет

Внешний вид медицинского работника должен быть эстетичным, что предполагает следование следующим правилам:

Следует выбирать оптимальную длину халата или юбки – она не должна смущать ни пациентов, ни коллег и быть удобной в ситуациях, когда от специалиста требуется мобильность.

Санитарная одежда должна быть застегнута на все пуговицы.

При выборе цвета одежды предпочтение отдается белому.

Не следует заполнять карманы одежды громоздкими предметами, прикалывать на халат значки и броши.

Медработникам запрещено находиться в санитарной одежде за пределами медучреждения

Колготки и обувь

Сменная обувь и колготки дополняют внешний облик медработника. При их выборе нужно учесть следующие правила:

Для работы подойдут тонкие колготки коричневого, телесного или серого цвета плотностью 25-40 ден.

Для работы в медучреждении не подойдут ажурные колготки, яркого цвета и с вышивкой.

Внешний вид медицинского работника дополняет качественная обувь. Поскольку медикам приходится много времени проводить на ногах, обувь должна быть удобна, на низком каблуке, это позволит выполнять разные виды работ с минимальными физическими затратами.

Сменная обувь отделений с асептическим режимом выполняется из нетканого материала, не впитывающего влагу доступного для дезинфекции.

Предпочтение следует отдавать обуви светлых тонов, не создающих лишнего шума ( в целях предупреждения раздражающего шума для пациентов при осуществлении профессиональной деятельности).

Прическа, макияж, украшения

волосы медработника должны быть чисты

требования к прическе (в случае отсутствия необходимости ношения медицинской шапочки) прическа должна быть аккуратной, длинные волосы убраны в хвост или пучок, короткие - аккуратно пострижены и уложены;

макияж медсестры должен быть умеренным, скромным;

выбор косметики и украшений также диктуется характером деятельности медработников.

Руки и ногти

Внешний вид медработника предъявляет требования и к маникюру специалиста. На руки врача пациенты обращают внимание в первую очередь. Несколько правил:

опрятные и чистые ногти средней длины;

для маникюра используете лак светлых тонов;

любые раны на коже рук, порезы или царапины должны быть заклеены пластырем;

недопустимы накладные ногти, а также наличие покрытия на ногтях. В подногтевых пространствах обнаруживается большое количество бактерий, а растрескавшийся лак может способствовать их росту. Грамотрицательные бактерии чаще обнаруживаются на пальцах у лиц с искусственными ногтями, чем у лиц с естественными ногтями (вне зависимости от мытья рук). Но естественные длинные ногти также подвержены микробному обсеменению, и следовательно, должны быть укорочены.

однако в требованиях не указано, какой размер ногтей считается коротким;

рекомендации ВОЗ по гигиене рук медицинского персонала приводят размер кончиков ногтей: ваши ногти должны быть короткими (кончик меньше 0.5 см);

кольца (в т.ч. обручальное), браслеты, часы; допускается использование часов исключительно врачебным персоналом в ситуациях, когда это напрямую не запрещено требованиями гигиены и санитарно-эпидемиологического режима

в рабочее время медработникам запрещается носить часы, браслеты, кольца - СанПиН 2.1.3.2630-10. (могут нарушить правильную гигиену рук и их антисептическую обработку)

Выбор парфюмерии занимает особое место в работе специалистов. Важно помнить, что слишком тяжелые и яркие запахи могут вызвать у пациентов аллергию.

От медработника должно пахнуть приятно – запахи табака, лука, рыбы не допускаются.

Роль внешнего вида медицинского работника

Внешний вид медицинского работника – не главный показатель в вопросе качества медуслуги, но, безусловно, то, как выглядит врач и общается с пациентом, имеет влияние на удовлетворенность клиентов ЛПУ.

Поэтому руководители медучреждений и их подразделений должны уделить особое внимание тому, как их подчиненные следуют нормам медицинской этики и деонтологии, а также соблюдают деловой этикет в вопросах внешнего вида.

Лицами, имеющими право инициировать дисциплинарное расследование в связи нарушением принципов дресс-кода в Учреждении, являются Главный врач, заместители главного врача, непосредственные руководители структурных подразделений Учреждения, а также врач-эпидемиолог и главная медицинская сестра

Закупка медицинской одежды

Медицинская одежда закупается за счет средств медицинского учреждения, что следует из следующих нормативных актов:

постановление Минтруда РФ № 68 от 29.12.1997 года;

приказ Минздравсоцразвития РФ № 290н от 01.06.2009 года.

Кроме того, медработник вправе купить себе специальную одежду, например, халат, при условии, что она соответствует санитарным нормам.

Информационные источники

Санитарно-эпидемические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медицинская сестра́ (медсестра и медбрат) (сестра милосердия) — лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача или фельдшера. Она не занимается обследованием больного, диагностикой, назначением лечения. Медсестра, в отличие от фельдшера, лицо не самостоятельное и выполняет уже сделанные назначения.

Медицинские сёстры разделяются по профилю работы:

Главная медицинская сестра - специалист с высшим медицинским образованием, оканчивающий факультет высшего сестринского образования медицинского университета. Она занимается вопросами рациональной организации труда, повышением классификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и осуществляет контроль за его работой.

Старшая медицинская сестра - оказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организует и контролирует работу палатных медицинских сестёр и младшего медицинского персонала.

Палатная (постовая) медицинская сестра - выполняет врачебные назначения больным в закреплённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание.

Процедурная медицинская сестра - выполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач, проводит взятие крови из вены для биохимических исследований.

Операционная медицинская сестра - помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё.

Участковая медицинская сестра - помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке, выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий.

Диетическая медицинская сестра (диетсестра) под руководством врача-диетолога отвечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных.

Медицинские сестры, работающие на приёме больных с врачами узких специальностей (окулистом, оториноларингологом, невропатологом и др.).

Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны больному порой и больше, чем лекарственные препараты.

Миссия медицинской сестры заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей их среды.

Медицинская сестра должна стремиться быть профессионально грамотным, компетентным, независимым специалистом, обладающим необходимыми для данной работы личностными характеристиками.

Имидж медицинского работника.

Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации.

Имидж медицинского работника существенно влияет на доверие пациента, эффективность достижения соответствия с ним при назначении диагностических или лечебных процедур

Имидж делится на две главные части - подвижный и не подвижный.

Неподвижный имидж включает в себя:
• Внешний вид
• Одежду
• Прическу
• Макияж (эстетику лица)
• Маникюр (эстетику рук)
• Аксессуары (обувь, украшения, декор)
• Ароматы
Подвижный имидж включает в себя:
• Манеру поведения
• Речь
• Этику
• Этикет
• Пластику тела
• Жесты
• Мимику
Взаимосвязь подвижного и неподвижного имиджа создает согласованность образа.

Современные основы медицинского менеджмента предусматривают в качестве обязательного элемента корпоративной культуры специальный медицинский дресс-код, служащий визитной карточкой отделения, медицинского офиса. Ответная реакция окружающего мира, на которую значительно влияет имидж специалиста, служит мерой успеха в профессиональных межличностных отношениях.

Для достижения положительного результата необходимо соблюдать ряд условий:

•при выборе одежды и макияжа учитывать род занятий;

•обязательно подбирать свой стиль в соответствии с возрастом;

•иметь безупречные манеры;

•находить время для работы над собой и поддержанием своего имиджа;

•следить за своей речью и манерой общения (главной медицинской сестре, которая говорит четко, толково, связно и вежливо, просто обеспечен успех в работе с персоналом лечебного учреждения).

Пациент строит образ медработника на основании определенной системы выводов и заключений. Наблюдая за внешними проявлениями характера, поведением, он пытается судить о таких личностных качествах, как воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д. Пациенты, доверяющие своему медработнику, готовы слепо отвергать любую критику в его адрес, приписывая причину отрицательных оценок действию внешних обстоятельств, а не личностных качеств.

Позитивный настрой, целеустремленность медработника насыщают его образ особой энергетикой. Внешне она проявляется в блеске глаз, улыбке, своеобразной интонации голоса, манере поведения, динамике жестов. Общение с такими медработниками создает атмосферу теплоты, доброжелательности, что эмоционально располагает к ним окружающих. Следует учитывать и то, что повышение настроения пациента делает его более лояльным к своему медработнику.

Важные качества медицинского работника.

- Современное развитие здравоохранения предъявляет к среднему медработнику высокие требования, особенно касающиеся его психологических качеств. Поэтому медсестра, занимаясь самовоспитанием, должна ориентироваться на модель личности современного специалиста-медика (так называемую профессиограмму), в которой обобщены не только необходимые знания, умения и навыки, но и профессионально важные личностные свойства. Личность любой медсестры индивидуальна, и все-таки можно отметить черты, характерные для всех наиболее успешных медицинских сестер.
К необходимым личным качествам медицинского работника стоит отнести:
- энтузиазм и гордость своей профессией;
- уверенность в себе – веру в себя, в свое умение лечить пациента;
- сильный характер – умение проявлять упорство и выполнять намеченные планы;
- порядочность, от которой иногда может зависеть жизнь пациента;
- искренность, которая проявляется в честности с самим собой и пациентами;
- доброжелательность – умение видеть положительное во всех людях и во всех ситуациях;
- инициатива заключается в принятии на себя персональной ответственности за свои действия и настроение;
- оптимизм – понимание важности позитивного мышления и позитивных убеждений;
- аффилиация – потребность в установлении и сохранении добрых отношений с пациентами.


К числу профессиональных психологических качеств медицинских работников стоит отнести следующие способности:
- психологической поддержки пациента;
- индивидуального общения медработника с пациентом;
- общения с пациентами различных возрастных групп;
- общения с пациентом, длительно находящимся в стационаре;
- поддерживать общий доброжелательный настрой медперсонала, его терпимость и готовность помочь пациентам;
- осуществлять психологический уход за умирающим;
- оказывать помощь в преодолении страха смерти;
- оказывать самопомощь регулировать свое эмоциональное состояние.

Читайте также: