Мотив судьбы в песне о вещем олеге сообщение

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- учить выражать свою точку зрения и аргументировать ее, развивать навыки анализа, связную речь, творческое воображение;

- способствовать воспитанию устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа.

Планируемые результаты:

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в дискуссии, вступать в диалог с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализировать текст летописи, делать на основе анализа выводы и обобщения.

Личностные: проявлять интерес к истории своего государства, выражать в собственных суждениях разнообразные чувства по отношению к главному герою произведения и событиям того времени.

Тип урока: усвоение новых знаний

Все, что человеку суждено, непременно случается

с ним , и никто не знает, что ждет его впереди.

I. Этап мотивации

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательного усвоению нового материала

* Формулирование вместе с учащимися целей и задач изучения нового материала.

Итак, сегодня на уроке мы должны:

III. Этап усвоение новых знаний

О Пушкине можно говорить бесконечно…

У каждого из нас он свой: радостный, шутливый, серьезный. Но всегда мудрый и

Знакомство с писателем ( форма – интервью , ролевая игра ).

Корреспондент : Здравствуйте , уважаемый Александр Сергеевич . Очень рады встрече с Вами. Поскольку " все мы родом из детства ", позвольте спросить , каковы ваши воспоминания о детстве и годах обучения ?

Родионовну . Ее заслуга в том , что я стал тем , кем являюсь . Для меня важными и значимыми являются годы обучения в Царскосельском лицее , ведь именно там я познакомился с людьми , которые стали мне настоящими друзьями на всю жизнь . Именно это учебное заведение помогло понять , что мое призвание – творчество .

Корреспондент : Вашу жизнь нельзя назвать безоблачной . Как вы пережили годы ссылки ?


Корреспондент : Нам известно , что жизнь в имении ваших родителей в Михайловском очень важна для вас . Расскажите , пожалуйста , какие воспоминания связаны у Вас с этим ?

Пушкин : Когда южная ссылка ( по моей просьбе ) была прекращена , я уехал в Михайлов-ское . Ведь там меня всегда ждала дорога мне человек , моя няня Арина Родионовна . Именно ее внимание и доброта помогли мне вернуть душевное равновесие и покой . А ещеко мне приезжали друзья по лицею: Иван Пущин , Антон Дельвиг .

Фигура древнерусского князя Олега окутана тайнами, его имя обросло легендами и преданиями. Упоминания о нем можно найти в известной исторической и литературной памятке эпохи Киевской Руси "Повести временных лет".

Защитив и расширив границы Киевской Руси , в 907 г . Олег организовал поход на Константинополь , осадил город , добился от императора выгодных условий мира , который давал большие льготы русским купцам и дипломатам . В знак победы прибил князь на вратах Константинополя свой щит .

Что же это за случай? Послушайте, как его описывает летописец древности

-Что означает слово ВЕЩИЙ?

Заглянем в словари.

Вещий – тот, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель;

умный, мудрый, предусмотрительный / В.И.Даль /

Вещий (высок.) – предвидящий будущее, пророческий.

Вещий (книжн. поэт.устар.) – знающий или предсказывающий будущее, пророческий /С.Ожегов, Ушаков/

Знакомство с отрывком из “ Повести временных лет ”.

Народная легенда о князе Олеге имеет интригующий сюжет. Не удивительно, что она привлекла внимание А. С. Пушкина.

Просмотр диафильма.

Диафильм создан в 1972 г.

Автор: А. С. Пушкин.

Художник: В. Бордзиловский

Музыка: Гавриила Попова

Читает: Александр Водяной

Какое чувство осталось после просмотра?

Словарная работа

Перун – бог грома и молнии у древних славян.

Хозары - народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Царьград (Царьград)- древнерусское название Константинополя (современный Стамбул).
Отроки - подростки до 15 лет, молодые слуги князя.

Тризна - похоронный обряд у древних славян, поминки по покойнику.
Бранное (поле) — поле битвы.

Аналитическое исследование текста.

1. Сравните летописный источник и произведение О. Пушкина. Какую форму языка выбрали оба автора, в какой последовательности происходят действия в обоих произведениях?

2. Что изображают авторы?

3. Что общего между летописным рассказом и балладой Пушкина в описании событий? В чем отличие?

(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности.

Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою.)

1. Каким мы видим Олега в начале баллады?

2. Как относится волхв к князю? Какие эпитеты его характеризуют?

- Что такое судьба? От кого или от чего зависит судьба человека?

По словарю В.И.Даля: участь, жребий, рок, доля, предопределение, неминучее в быту земном, пути проведения; что суждено, чему суждено сбыться или быть…

3. Какую судьбу предрекает кудесник Олегу? Как звучит его обращение к князю? Прочтите предсказание прорицателя, передавая торжественность и величие его речи.

4. Что почувствовал Олег, услышав предсказание? Подтвердите свой ответ словами из текста.

5. Как относится князь-воин к своему коню? Почему?

6. Меняется ли отношение Олега к кудеснику, когда пророчество не оправдалось? Как вы думаете, почему все-таки погиб Олег?

7. И князя Олега, и кудесника автор называет мудрыми. Кто из них олицетворяет Власть, а кто — Мудрость?

Докажите свое мнение примерами из текста.

9. Какова идея баллады? Тема? Сформулируйте и запишите ее. (Истинная мудрость выше власти.)

10. Прямо ли выражает автор свое мнение?

Со времен Древней Греции существует понятие фатума. О. Пушкин рассказывал друзьям, что цыганка нагадала ему большую славу и раннюю смерть. И это пророчество всю жизнь не давало ему покоя.

12.Случайна ли смерть Олега?

13. Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня ?

V. Закрепление нового материала

Работа с иллюстрациями В.Васнецова

Виктор Васнецов-известный русский художник, который обращался в своем творчестве

Вопросы:
- К каким эпизодам баллады относятся иллюстрации ? Дайте им названия .

-Совпадает ли ваше представление о князе Олеге , изображенного Пушкиным в балладе ,

с изображением на картине Васнецова ?

- Какие чувства, мысли, переживания вызывает иллюстрация?

- Какими средствами поэт и художник передают содержание истории , рисуют образы ,

VI. Подведение итогов урока.

- Что , по вашему мнению , производит большее впечатление - рассказ летописца или баллада А. С.Пушкина ? Почему ?

- Верно ли , на ваш взгляд , поступил князь Олег ?

Прочитайте еще раз отрывок из баллады:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
– Как вы думаете, близки ли слова кудесника мыслям и чувствам самого Пушкина? Можно ли их отнести к поэтическому творчеству?

VII. Рефлексия.

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

VIII . Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Подготовить выразительное чтение баллады.

2. Для средних учеников – составить вопросы для проверки знания содержания баллады.

В "Песни о вещем Олеге" тема судьбы выступает одной из основных. Конфликт произведения завязывается в тот момент, когда князь просит волхва предсказать время и причину его смерти. При этом сам главный герой не слишком верит в силы рока и в какой-то момент даже смеется над ними, считая себя неуязвимым (когда видит останки своего коня на берегу реки). Однако автор утверждает, что судьба - самая серьезная сила, с которой человек не может бороться. Именно поэтому в финале баллады князь умирает той смертью, которая была ему предсказана.

Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч.

ВложениеРазмер
tema_sudby_v_ballade_a.s.pushkina_pesn_o_veshchem_olege_7klass.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.Проанализировать характеры персонажей баллады.

3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в произведении.

4.Развивать навыки аналитической работы с текстом .

Оборудование к уроку : презентация

I . Вступительное слово учителя (слайд)

- Кто же такой князь Олег? (слайд) Исторический комментарий. Выступление заранее подготовленного ученика.

В глубокой древности наши предки, восточные славяне, были язычниками. Все явления природы они объясняли действиями особых сверхъестественных существ – богов. Их было много, но самым главным и почитаемым был Перун – бог грозы и войны.

Словарная работа (слайд)

II. Чтение художественного текста (текст читает учитель).

III. Беседа по содержанию баллады .

Ответ на проблемный вопрос.

- Да, Пушкин сумел в своём произведении сохранить дух старины.

А как удалось автору перенести читателей в такой далёкий от нас десятый век? Какие особенности есть в языке произведения?

- много устаревших форм слов, славянизмов.

- эти слова напоминают нам о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили в очень давние времена.

Почему эти картины древнего прошлого мы словно видим своими глазами?

- рассказывая о таком далёком прошлом, Пушкин всё время употребляет глаголы в настоящем времени. Этот способ изложения как бы приближает к нам далёкие от нас события, оживляет рассказ

О каких сторонах жизни древней Руси здесь рассказывается?

- Русь – могучая страна, и за свой набег хазары потерпят отмщение.

- князь является защитником родины, воином, предводителем в походах.

- он вещий, что значит мудрый, хитрый, дальновидный политик)

О каком древнем обычае рассказано в эпизоде встречи князя с кудесником?

- обычай гадания о своей судьбе перед боем.

Каким Пушкин рисует кудесника? Дайте текстовую характеристику. Совпадает ли она с изображением кудесника на иллюстрациях В.Васнецова ? (слайд)

- тёмный лес – таинственный, страшный, как и кудесник, знающий то, чего не знают люди.

- Олег уверен, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную для него правду.

Как отнёсся князь к предсказанию кудесника?

- князь стал думать, как обойти судьбу.

А что такое судьба? Как вы понимаете значение этого слова? (участь, рок, предопределенье; то, что суждено)

Какое решение принимает князь? ( слайд)

- расстаться с конём, хотя это несовместимо с воинской честью.

- князь отвергает верность, преданность.

Проходит много лет. Изменился ли Олег с годами? Почему он наступает ногой на череп коня? (слайд)

- Олег не изменился, он наступает ногой на череп коня, чтобы выразить презрение к кудеснику, насмешливость.

- за гордость, высокомерие, презрение к кудеснику, за предательство по отношению к коню.

- за попытку повернуть ход событий, перехитрить судьбу.

Сумел ли князь изменить свою судьбу ?

-он сделал все, чтобы обезопасить себя, но избежать смерти ему не удалось.

- автор на стороне кудесника, который является человеком смелым, независимым.

- под волхвом хотел бы Пушкин подразумевать всякого поэта, в том числе и себя.

- Пушкин тоже внутренне свободен и наделён вещим языком.

Итак, ребята, почему же Пушкин обратился к далёкой старине? Неужели мало интересного давала современность?

- люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни.

- это страшные и горькие уроки, это решение труднейших проблем, одна из которых – проблема взаимоотношений поэта и власти, ставшая для Пушкина в реальной жизни роковой.

Каким, по мнению Пушкина, должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте стихотворения?

- ответ в устах волхва.

- творчество должно быть свободно, неподкупно, независимо.

Какова же главная мысль этого произведения?

- кудесник сродни поэту.

А) обращение к историческому прошлому;

Б) таинственный, иногда фантастический ход событий;

В) обилие средств художественной выразительности ( привести примеры из текста баллады)

Легенду о смерти Олега Пушкин знал с детства, и ее драматизм поразил воображение поэта. Используя эту легенду, он переработал ее, выделив мотив привязанности князя к своему коню и добавив новый образ вдохновенного кудесника, имеющего особую значимость.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

Считается, что змея – признак смерти и хаоса, основной символ зла и греха. Судьба может быть подвластна богам, ассоциируется с их волей, а может властвовать над ними. Человек не может предотвратить то, что ему предопределено, потому что от судьбы никуда не уйдешь, ее не изменишь.

Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы. Судьба определяет представления людей о силе воздействия слова на жизнь человека и его ценности. Идея судьбы – одна из основных в жизни человека. Она возникла очень давно, когда человек только начинал понимать смысл своей жизни и свое назначение в ней. Судьба всегда была одним из объектов исследования философии жизни, так как жизнь человека наполнена чувствами, эмоциями и волнениями. Мифологическая судьба не оставляет места свободе. Не человек выбирает, а его выбирают.

2 Цели урока: 1. Сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для " Песни о вещем Олеге ". 2. Проследить, как решается тема судьбы в балладе. 3. Сопоставить иллюстрации В.М. Васнецова к " Песни о вещем Олеге " с соответствующими отрывками баллады.

3 Читаем летопись… Летописец (ученый монах) часто либо выполняет заказы князей, либо следует церковным канонам, создавая образы исторических личностей и описывая их деятельность. Виктор Михайлович Васнецов Летописец Нестор Виктор Михайлович Васнецов Летописец Нестор

6 Словарик ХозарыЦарьград Кудесник, волхв ПерунЖребийКурганТризнавещий Племя, обитавшее на юге Росси в x веке Ныне Стамбул волшебник, чародей Судьба, участь (устар.) могильный холм (устар.) Бог грома и молнии Обрядовые действия и пиршество в память умершего Предвидящий будущее

8 Спросим у историков… (? 912) – древнерусский князь, Полулегендарный основатель Русского государства, возможно, родственник (племянник или дядя) Рюрика

10 Заглянем в словари Вещий – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный. В. И. Даль Вещий (высок.) – предвидящий будущее, пророческий. Вещий (книжн. поэт. устар.) – знающий или предсказывающий будущее, пророческий С.Ожегов Ушаков

13 Размышляем… Что такое судьба? От кого или от чего зависит судьба человека? По словарю В.И.Даля: участь, жребий, рок, доля, предопределение, неминучее в быту земном, пути проведения; что суждено, чему суждено сбыться или быть…

14 Как решается судьба в произведении А.С.Пушкина? Выделите основные эпизоды. Встреча Олега с кудесником. Прощание с конем. Смерть Олега. Какой из этих эпизодов можно назвать главным? Какой из этих эпизодов можно назвать главным?

15 "Песнь о Вещем Олеге" в иллюстрациях В. М. Васнецова

19 Это интересно! Так громче музыка играй победу, Мы одолели, и враг бежит. Раз, два! Так за царя, за Русь, за нашу веру Мы грянем громкое Ура, ура, ура! Так за царя, за Русь, за нашу веру Мы грянем громкое Ура, ура, ура!

22 Домашнее задание 1.Выучить наизусть 1-10 строфы баллады. 2.Устно: Почему баллада А.С.Пушкина стала гимном русскому воинству?

Читайте также: