Витославлицы сообщение 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Что происходит с старыми деревянными домами на их исконных местах и нужны ли они местным жителям? Более-менее сохранившиеся уникальные постройки деревянного зодчества перестраиваются, но в большей части разбираются на дрова, сжигаются. Заинтересованным ученым, реставраторам стало ясно, что необходимо как можно быстрее организовать экспедиции по области с целью выявления ценности сооружений и их сохранения.

С 1959 года такие экспедиции стали возможны, а обнаруженные памятники народной архитектуры свозились на отведенную территорию.

Поэтому понятно, что место для музея выбрано совсем не случайно — озера, протоки и исторический ландшафт невероятно живописны и привлекательны. Свозимые со всей области деревянные постройки, находящиеся в жутком состоянии, отреставрированные и буквально возвращенные к жизни, очень гармонично вписались в окружающие их окрестности.

Во время этих уникальных экспедиций у ученых не только накапливался опыт и знания в этом направлении, но они изучали крестьянский быт, начали более целенаправленно собирать этнографический материал.

Сейчас музей Витославлицы — архитектурный и природный заповедник, в котором собраны разные типы сохранившихся деревянных церквей, купеческие особняки и другие хозяйственные постройки. Реставраторы сумели отвоевать у времени уникальные творения новгородских плотников.

Избы, сельские часовни и церкви образуют целые улицы. Все здесь напоминает русские народные сказки.

Приглашаю и вас прогуляться со мной по деревянным настилам, уложенным по главным артериям этого уникального музея под открытым небом.

Как добраться до музея я уже описывала в своем рассказе, повторяться не буду, ссылка в начале альбома. Музей платный - взрослый билет стоит 200 рублей. В 2018 году на территории музея началась масштабная реставрация, которая в настоящее время еще не закончена, поэтому часть зданий была закрыта для осмотра.

Музей народного деревянного зодчества "Витославлицы"

Витославлицы — уникальная деревенька в четырех километрах к югу от Великого Новгорода, похожая на иллюстрацию к русским народным сказкам. Тут никто не живет, но здесь обычно шумно, людно и весело. В этом старинном уголке, у озера Мячино и рядом с летописной речкой Волхов, собраны уникальные памятники русского деревянного зодчества XIV-XIX веков, разысканные и свезенные сюда из всех уголков древней новгородской земли.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Витославлицы

История

Часовня из деревни Кашира Маловишерского района

Искусство строить из дерева на русской земле уходит корнями в глубокую древность и имеет богатейшие традиции. Сам Великий Новгород являл собой творение рук народных плотников, чьи имена история не сохранила. В этом богатом лесами крае дерево было самым доступным материалом: в основном здесь строили из сосны и ели, реже использовали дуб и деревья лиственных пород. Из инструментов отдавали предпочтение топору и долоту. С давней поры новгородским мастерам была известна и пила (при археологических работах в слоях X-XIII вв. были обнаружены ножовки, лучковые пилы), но такие инструменты применялись в столярном деле.

Возводя деревянные сооружения, народные мастера не ограничивали себя в фантазии, выдумке, изобретательности, но время и природа всегда были безжалостными к постройкам из дерева. Сегодня лишь благодаря исследованиям историков, археологов и этнографов можно составить представление о былом великолепии деревянного Новгорода и его окрестностей. Работа, проводимая специалистами в Новгородской области на протяжении более полувека, привела к тому, что на этой территории были обнаружены интереснейшие деревянные памятники истории – церкви, часовни, терема, хозяйственные постройки. В основном они располагались в отдаленных деревнях и селах, что не оставляло им шансов уцелеть.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы из села Курицко

Для того, чтобы спасти шедевры деревянного зодчества и дать людям возможность полюбоваться ими, в 1964 году министерством культуры РСФСР было принято решение создать вблизи Новгорода, в местности, где когда-то стояла деревня Витославлицы, музейный комплекс под открытым небом. Деревянные сооружения аккуратно разобрали и бережно перевезли в созданный музей, который назвали по имени древнего селения.

Вдохновителем и одним из исполнителей этой идеи был талантливый архитектор-реставратор Леонид Красноречьев. Именно под его руководством проводились основные реставрационные работы в музее. Сегодня в Витославлицах находится более 20 уникальных построек. Их время от времени ремонтируют, подновляют, и они всегда выглядят нарядно и привлекательно.

Изба Василия Арсеньевича Туницкого из деревни Пырищи Крестецкого района Изба Марии Дмитриевны Екимовой из деревни Рышево Новгородского района

В царстве старины

Памятники деревянного зодчества расположены в Витославлицах согласно устоявшимся русским традициям, памятуя о том, что гармоничное единение архитектурных построек с природным ландшафтом – одна из главных особенностей русского зодчества.

Наиболее скрупулезно всегда выбиралось место для культовых построек. Деревенские церкви возводили обычно на самом лучшем, видном, месте: высоком холме, живописном берегу реки или озера.

Церкви и часовни

Самым древним и наиболее значительным экспонатом музея является церковь Рождества Богородицы, доставленная из села Передки Боровичского района. Этот интереснейший памятник русского деревянного зодчества был перевезен в Витославлицы в 1967 году. Благодаря надписи, сохранившейся на одном из колоколов храма, определили, что он был отлит в 1539 году, но историки полагают, что сам храм был возведен еще раньше, в 1531 году, и принадлежал Передскому монастырю. В период польско-литовской интервенции монастырь был разорен, а сама Рождественская церковь, вероятно, ощутимо пострадала. Работы по ее реставрации начались лишь в конце XVII столетия. В 1699 году конструкции храма полностью перебрали, изменив в процессе восстановления оригинальные формы и добавив новые элементы.

Церковь Рождества Богородицы 1539 года из села Передки Боровичского района

С трех сторон храм окаймлен галереей, которую поддерживают мощные кронштейны, возвышающиеся над землей на высоту более четырех метров. При этом галерея не дублирует форму сруба, а придает ему округлость, что позволяет церкви выглядеть аккуратной и компактной, словно вписанной в круг.

Впечатляющая художественная экспрессия сооружения достигнута благодаря сочетанию разновеликих объемов основных конструкций, а также галереям и крылечкам. В старину на так называемых галереях-гульбищах собирались люди, ожидающие церковной службы.

Кровли церкви крыты двумя слоями теса, между которыми проложена берестяная кора – эту старинную гидроизоляцию делали для того, чтобы укрытие могло прослужить дольше.

Церковь Успения из деревни Никулино

А первенец музея – церковь Успения, построенная, как предполагается, в 1595 году. Ее перевезли в Витославлицы в 1964 г. и разместили среди заливных лугов на берегу острова Мячино. Ранее она располагалась в селе Курицко, на берегу озера Ильмень, что в 17 км от Новгорода. Почти четыреста лет ее высокий шатер служил ориентиром ильменским морякам. Храм впечатляет своей цельностью, простым и четким силуэтом.

Ярусная церковь Николы 1757 года из деревни Высокий Остров Церковь Николая Чудотворца из деревни Мякишево Хвойнинского района

Еще один храм, посвященный Святому Николаю, привезен из деревни Тухоли. Он расположился на небольшом возвышении в окаймлении вековых сосен и молодого ельника. Ландшафт этот рукотворный, и создан для того, чтобы Никольская церковь находилась в окружении, близкому к родному, тухольскому. Этой церкви мастера пытались придать некоторую монументальность, подвысив центральный объем, но в ее облике превалируют все же уютность и приветливость. Это неудивительно: все объемы храма, особенно трапезная и алтарь, хранят в себе черты крестьянских изб.

В 2012 году для посещения открылась Троицкая церковь, привезенная в Витославлицы из глухих лесов Свято-Троицкой Реконской пустыни – местности, овеянной древними легендами и преданиями. Храм XVII века обнаружили в 1969 г. в удручающе аварийном состоянии. С большими трудностями Троицкую церковь перевезли в музей и установили на обособленное место.

Часовня XVIII века из деревни Кашира Маловишерского района Церковь Николы из деревни Тухоля

Часовня Петра и Павла из деревни Гарь (также Маловишерский район) была построена во второй половине XVII столетия. Отличительная черта сооружения – две маленькие узенькие галереи, которые устроены по его бокам (вероятно, они служили в качестве широких скамеек с навесами). Еще одна особенность часовни – отсутствие главки. Крест заделывался в охлупень (бревно с желобом, венчающее крышу).

Часовня Петра и Павла из деревни Гарь Витославлицы зимой

Жилые и хозяйственные строения

Избы являют собой компактные, но достаточно высокие, как бы двухэтажные строения. Первый этаж, подклет, представляет собой хозяйственное помещение. Здесь хранилась снедь, заготовленная про запас, а порой располагалась мастерская хозяина. Верхний этаж, жилой, располагался на высоте, позволяющей сохранять в помещении тепло и предотвращать сырость.

Любопытная деталь части изб – галерея (прикролек). Эта пристройка одновременно являлась и украшением дома, и защитой нижних бревен от осадков. Верхнюю часть избы оберегает выступающая вперед живописная прочная крыша, что характерно для жилищ снежных северных районов России.

Изба Утёнковой из деревни Усть-Кировское Пестовского района

На пороге каждой избы гостей встречает улыбчивая говорливая хозяйка в традиционном новгородском убранстве, характерном для позапрошлого века. Она предлагает осмотреть двор, огород, сеновал, стойла для скота, объясняет предназначение каждого помещения. А на галерее у дома мастера предлагают посетителям приобрести сувениры из бересты и дерева и демонстрируют туристам, как работать с этими материалами.

На краю деревни расположены амбары, кузница, мельница. Атмосфера, царящая в этом уголке, напоминает сказки о Василисе Прекрасной, Иване-царевиче и Змее Горыныче, так что посетители могут оказаться одновременно в царстве старины и в собственном детстве.

Праздники

Святки в Витославлицах

Не забывают в музее о Масленице и Троице, а самое людное событие – праздник фольклора и ремесел – гремит в первый воскресный день июня и собирает тысячи жителей Великого Новгорода и гостей города. В это время зеленые поляны Витославлицы, галереи и крылечки построек вспыхивают яркими цветами костюмов артистов из народных коллективов, прибывающих сюда не только из сел и деревень Новгородчины, но и из-за рубежа. Съезжаются на праздник и мастера плетения из бересты, ткачи, гончары, резчики по дереву, лоскутники.

Масленица в Витославлицах Летний праздник фольклора

Начало праздников ознаменовывается торжественными перезвонами. Разные уголки музея становятся площадками для игр в бабки, лапту, рюхи, желающие могут заняться хождением на ходулях. В такие дни Витославлицы объединяют тех, для кого ценна традиционная культура.

Летом в музее на постоянной основе работают разнообразные выставки, среди которых и выставка новгородских мастериц, представляющих искусство старинной церковной вышивки.

Практическая информация

  • для взрослых – 100 рублей;
  • для учащихся – 50 рублей;
  • для иностранных посетителей – 150 рублей;
  • для дошкольников и студентов ВУЗов – бесплатно.

Плата за любительскую фото и видеосъемку не взимается. Посещение хозяйственного двора потребует дополнительной оплаты – 80 рублей. Здесь отличное место для отдыха с детьми: можно покормить животных и прокатиться на лошади.

Учтите, что на всей территории комплекса запрещено курить.

Как добраться

Часовня Кирика и Иулиты

Музей “Витославлицы” Великого Новгорода хранит бесценные экспонаты народного деревянного зодчества Руси. Он назван по имени давно исчезнувшего старинного села.

на карте

  • Понедельник 10:00-20:00
  • Вторник 10:00-20:00
  • Среда 10:00-20:00
  • Четверг 10:00-20:00
  • Пятница 10:00-20:00
  • Суббота 10:00-20:00
  • Воскресенье 10:00-15:45

История поселения

В нескольких километрах от города на берегу озера Мячино когда-то простиралось село Витославицы. Им владел великий князь Изяслав Мстиславович (1097-1154), позже — его брат Всеволод. Оба были сыновьями новгородского и киевского князя Мстислава Владимировича Великого и внуками Владимира Мономаха.

В этом селе в начале XIX в. поселилась и проживала до своей кончины графиня Анна Алексеевна Орлова -Чесменская (1785-1848 г.), племянница графа Григория Орлова, фаворита Екатерины II). Ее каменный дом, построенный по проекту архитектора Карла Росси, сохранился до сих пор.

Согласно историческим документам, в 1134 г. село Витославицы вместе с деревнями Ушково и Прости было передано Пантелеймонову монастырю и стало его слободой.

Рядом с селом находилось множество монастырей. Например, древнейший Юрьев монастырь, основанный в 1030 г. Ярославом Мудрым. Но князь Изяслав был крещен как Пантелеймон и особо почитал этого святого. Даже на полях сражений он носил шлем с его изображением.

История

Ранняя история местности связана с Пантелеймоновым монастырем.

В 1386 г. монастырские постройки были сожжены новгородцами при подходе войск Дмитрия Донского, а в начале XVII в. сам монастырь был опустошен шведами. Древний каменный храм перестраивали в 1716 г. и в 1810 г. разобрали полностью, сохранились лишь остатки.

Памятники деревянного зодчества

Все старинные окрестные поселения и монастыри Витославлиц исчезли. Но на этом месте 5 июня 1964 г. был создан музей, в который со всех окраин начали поступать постройки XVI-XVIII в. и начала XIX в.: жилые и производственные дома, часовни и церкви.

Сотрудники музея народного деревянного зодчества организовали экспедиции по всей области, нашли и собрали лучшие экспонаты, сохранившиеся до сих пор. Реставраторы спасли от гибели эти памятники старины.

Первым архитектурным объектом стала церковь Успения Богородицы. Затем привезли Никольскую, Рождественскую и др.

В начале 60-х годов предполагалось собрать около 20 объектов. В начале 70-х годов их было уже около 40, а к 90-м — больше 80. Территория музея стала заповедником культурного наследия. Помимо ценных строений здесь есть старинные орудия труда, предметы одежды и крестьянского быта.

Памятники зодчества

Первоначально в Витославлицы перевозились архитектурные памятники, которым грозила неизбежная гибель.

Церкви и часовни

Раньше церковь стояла у озера Ильмень и была для рыбаков маяком. Перевезена в музей из Новгородского района, из с. Курицко. Реставрирована в 1964-1965 г. В июле этого года интерьер дополнен иконостасом, работа над реставрацией которого велась в течение нескольких лет.

Церковь была перевезена из Боровичского района, из д. Передки. Реставрирована в 1967-1971 г.

Клетская церковь Успения (1599 г.) из Любытинского района, из деревни Никулино. Состоит из алтаря, основного сруба и трапезной, расположенных последовательно. С южной стороны строения находится галерея.

Привезена церковь на территорию музея и реставрирована в 1975-1977 г.

Церковь Николая Чудотворца (середина XVI в.) — ярусное сооружение на крестовидном основании с высоким крыльцом. Состоит из венчатого сруба, пятистенного алтаря, обширной трапезной и закрытой галереи.

Церковь перевезена из Хвойнинского р-на, из села Мякишево. Реставрирована в 1972-1974 г.

Из Окуловского района, из деревни Высокий Остров церковь перевезена в музей и отреставрирована в 1976-1979 г.

Клетская церковь Николы (1688 г.) — рубленое сооружение на подклети с разновеликими срубами, трапезной и алтарем. Части церкви венчают кровли разной крутизны и чешуйчатая главка на самом верху.

Перевезена из села Усть-Волма и отреставрирована в 1966-1967 г.

Успенская церковь

Успенскую церковь из Никулино в Витославлицы перевезли в 1975 году.

Часовня перевезена из Маловишерского района, из деревни Гарь. Отреставрирована в 1972 г.

Часовня привезена из Маловишерского района, из деревни Кашира. Отреставрирована в 1972 г.

Клетская церковьТроицы (1672 -1676 г.) состоит из 3 прямоугольных срубов для алтаря, храма и паперти.

Перевезена из Любытинского района, из Реконьской пустыни в 1979 г. и отреставрирована.

Жилые и хозяйственные строения

Изба Марии Дмитриевны Екимовой (построена во 2 половине XIX в.) из Новгородского района, из д. Рышево. Изба состоит из сруба 7,6 х 5,7 м на высоком подклете. Крутая двускатная крыша с кровлей, первоначально тесовой, позже (около 1914 г.) — черепичной. На фасаде резной балкон и 4 окна с богато украшенными наличниками.

Избы Витославлицы

Кроме изб и церквей, являющихся центром экспозиции, восстановлены такие постройки, как хозяйственный двор.

Крыша избы и двора общая, двухскатная. Изба перевезена Новгородского района, из д.Частова. Реставрирована в 1975 г. Теперь в ней расположена выставка берестяных изделий.

Изба

Избы — это не умелые копии, а оригинальные постройки.

Амбар Алексеевой Н.С. (конца 19 в.) — рубленое сооружение, предназначенное для хранения зерна и муки; разделено на закрома и сусеки. Первоначально амбар стоял так, чтобы хозяин мог видеть его из окна дома. Объект перевезен из Боровического района, из д. Хвощник. Реставрирован в 1978 г.

1 мельница перевезена из Солецкого района, из д. Ладощина. Другая — из Шимского района, из д. Подгощи. Реставрированы в начале 70-х г.

Проводимые в Витославлицах праздники

Этот новгородский музей славится проведением игр, праздников, свадебных обрядов. Круглый год на его территории проходят фольклорные фестивали, устраиваются народные гулянья.

Зимой на Рождество и Троицу здесь звучат песни, разыгрываются обряды. Гости катаются на санках и коньках. Летом работают ярмарки. А на игровых площадках можно освоить ходули и гигантские шаги, поучаствовать в играх.

Женихи и невесты съезжаются сюда в сопровождении гостей, чтобы провести свадебный обряд по старинной традиции. Праздничные дни заканчиваются концертами и колокольным звоном.

Программы музея и их стоимость

Режим работы музея (ежедневно, кроме понедельника и воскресенья):

  • с мая по август — с 10 до 20 часов (вход в избы с 10 до 18 часов);
  • с апреля по сентябрь — с 10 до 18 часов (вход в избы с 10 до 18 часов);
  • с октября по март — с 10 до 16 часов.
  • для взрослых — 170 руб.;
  • для студентов — 120 руб.;
  • для детей до 16 лет — бесплатно.

Участие в интерактивных программах оплачивается дополнительно к стоимости входного билета, сумма зависит от количества участников в группе (7 — 30 чел.). Подробная информация — на официальном сайте музея.

Адрес и как добраться

Великий Новгород, 5-й км от города по Юрьевскому шоссе.

Витосла́влицы — Новгородский музей народного деревянного зодчества, расположенный около Юрьева монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода, на южном берегу озера Мячино.

2. Создание музея

Первой сюда была перевезена церковь Успения Богоматери из приильменьской деревни Курицко, построенная в 1595 году. Первой избой, перевезённой в музей, стала изба М. Д. Евдокимовой из деревни Рышево[1].

Весь комплекс входит в состав Новгородского государственного объединённого музея-заповедника (НГОМЗ).

3. Галерея музейных зданий

· Часовня XVIII века
из деревни Кашира Маловишерского района

· Изба
Екимовой Марии Дмитриевны из д.Рышево Новгородского района

· Церковь Рождества Богородицы 1539 года
из села Передки Боровичского района

· Клетская церковь Троицы (1672—1676)
из Рёконьской пустыни в Любытинском районе

· Ярусная церковь Николы 1757 года
из д. Высокий Остров Окуловского района

· Церковь Успения 1595 года
из села Курицко Новгородского района

· Мельница начала XX века
из деревни Ладощина Солецкого района

Витославлицы — музей народного деревянного зодчества, который расположен около Свято-Юрьева мужского монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода.

Церковь Рождества Богородицы (XVI век) из села Передки Боровического района

Церковь Рождества Богородицы (XVI век) из села Передки Боровичского района

Основанием современных Витославлиц - Новгородского музея народного деревянного зодчества принято считать 1964 год.

Никольская церковь из деревни Тухоли

Никольская церковь из деревни Тухоли

Точнее 5 июня 1964 года. В самом деле все основные официальные решения по музею относятся к этому времени. 8 января расширенная комиссия выезжала к месту, где стояла Успенская церковь (1595 г.) села Курицко, осмотрела ее состояние и пришла к выводу, что сохранить ее там невозможно. Комиссия предложила "Осуществить перенос. На новое место. желательно. На территории Новгорода". 31 января был подписан приказ Министра культуры РСФСР "О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества" по которому в числе других городов предлагалось создание музея под открытым небом и в Новгороде. 5 июня решением №190/14 исполкома Новгорсовета для территории музея отведена бывшая Орловская мыза. А в июне на заседании Технического совета Новгородского горисполкома решено "считать возможным организацию заповедника на территории Орловской мызы, между дорогой на Юрьево и озером Мячино, близ Юрьева Монастыря". Осенью того же года сюда была перевезена Успенская церковь XVI в.

С выбором территории не все было просто. А.Г.Богорова, занимавшаяся планировкой территории вокруг Детинца, настаивала на размещении деревянных построек в южной, тогда почти пустующей части Кремля. Прикидывался к освоению для музея участок у Воскресенской слободы и сама слобода. Были предложения по размещению культовых построек на местах бывших монастырей в окрестностях Новгорода расстрелянных в прошлую войну или исчезнувших раньше. Были и другие предложения, тоже мало реальные. В выборе участка помог кандидат архитектуры (позже доктор архитектуры и академик) А.В.Ополовников. Он обладал большим опытом и уже разработал проект реставрации первого памятника - церкви Успения.

Главная улица Витославлиц

Мною был представлен эскиз-картинка такого музея, хотя она и не отвечала элементарным требованиям эскизного проекта.

Были и противники создания подобного рода музеев, считая, что постройки необходимо сохранять на их "исконных местах". Сейчас, по прошествии более 30 лет, совершено ясно, что там они все бы погибли, как исчезли Духовская церковь в Городцах, Рождественская церковь в Рышеве, Петропавловская церковь в Холове, церкви в Усть-Кошире и Туренском погосте и другие. Деревянных часовен потеряно еще больше. Старые деревянные дома капитально перестраиваются - это в лучшем случае. Чаще разбираются, распиливаются на дрова или сжигаются. С еще большей быстротой исчезают старые хозяйственные, производственные, гидротехнические и другие сооружения. Многих видов уже давно не существует. И если бы мы согласились с мнением некоторых оппонентов, не было бы ни памятников народной архитектуры, ни музея.

Реставрационная мастерская начала свозить культовые памятники на отведенную территорию, буквально спасая их от гибели. Так было с Никольской церковью из Тухоли (XVII в.), избой Екимовой М.Д. из Рышева, подлежащей сносу из-за ветхости, Рождественской церковью из Передок (1531 г.) и др. А проекта музея, даже предварительного, эскизного не было. Не поступало и заказов на проект от Управления культурой Новгородского облисполкома. Но были экспедиции по области, выявлялся "материал", т.е. старые ценные постройки, накапливался опыт и знания, изучался крестьянский быт, более целенаправленно начали собирать этнографический вещевой материал и т.д. Фактически обследование области с целью выявления памятников народной архитектуры началось в 1959 году. Только официальное письмо МК РСФСР начальнику управления культуры И.А.Коновалову [5] подстегнуло разработку проекта музея. Он был выполнен в короткие сроки и в том же году согласован Госинспекцией МК РСФСР 12 августа с некоторыми замечаниями и предложениями [6]. Распоряжением исполкома областного совета [7] 16 мая 1967г. музей Витославлицы стал филиалом Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника.

Согласованный эскизный проект состоял из "Положения", штатного расписания, принципов организации, генпланов (в том числе генплана охранных зон и регулирования застройки, совмещенных с такими же зонами Юрьева монастыря) и приложения (фотографии памятников).

Детальная проработка генплана велась постепенно. Сначала выполнялся проект "Мстинского" сектора, затем - комплекса "Погост", Мельничного комплекса, северо-восточного сектора. Остальные два сектора (юго-западный и Поозерский) дорабатывались в составе цельного генплана и материалов к нему (графических рисунков разверток и проч.). Составление полного и детального генплана началось только в 1989-1990 гг., когда эта работа и соответствующие средства были определены позицией общего плана музея.

Профиль музея - архитектурно-этнографический определился уже ко времени составления эскизного проекта, был принят и утвержден.

С собственным названием ("именем") музея Витославлицы не было особых осложнений, хотя многие, особенно в официальных документах, упорно берут его в кавычки.

Село Витославлицы существовало здесь с начала XII или даже с XI в. Его название естественно перешло и на окружающую территорию. Около 1187 г. с разрешения новгородцев оно было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. Грамота Изяслава упоминает и Пантелеймонов монастырь, построенный к этому времени. В 1207 г. деревянную церковь заменили каменной. Село стало монастырской слободой. Характер этой территории и застройки менялся не один раз. Название места на какое-то время забылось, а теперь возродилось в новом качестве.

Труднее было с "официальным" названием Витославлиц. Как совместить в названии музея две связанные между собою сущности - архитектурную и этнографическую? Не нашли названия короткого и образного. Остановились пока на существующем, где малая и зависимая функция подчинена главной.
В проектировании и создании музея были свои особенности. Проектирование детального генплана отставало от практического строительства, т.е. свозки на территорию и реставрации памятников. Но имелся согласованный схематический генплан и разработанные основные принципы его формирования, которые кардинально не менялись, но постепенно совершенствовались и обогащались. Рос и опыт строителей.

Основные принципы были такие:

Спасение ценных деревянных построек;

Строить музей как архитектурно-этнографический, где основную функцию берут на себя деревянные сооружения;

В музее должны отразиться характерные планировочные структуры старых новгородских деревень;

Путем создания секторов отразить главные архитектурные особенности регионов области;

Основа музея - секторы крестьянских усадеб с возможно полным набором всех построек;

В музей свозятся памятники народного зодчества эпохи феодализма. Постройки с сильным влиянием городской культуры исключаются;

Постройки отбираются не по времени их возведения, а по содержанию в них народных традиций;

Позднейшие, малоценные и искажающие памятник наслоения удаляются; памятник наиболее полно реставрируется. Восполнение утраченных частей должно быть научно обосновано;

Музей не должен быть мертвым организмом. Его территория и некоторые постройки должны быть оживлены не только толпами туристов, но и ремесленной, торговой, игровой, фольклорной деятельностью, праздниками, огородами, садами и прочим;

Композиционными центрами сектора должны стать культовые постройки, главным центром всего музея - группа культовых сооружений, с административными и хозяйственными постройками, т.е. погост;

Генплан музея и его секторов и комплексов корректируется в процессе его создания.

Последний пункт для новгородских условий был особенно важен. Корректировка неизбежна по многим причинам. Например, предполагаемые к перевозке постройки уже исчезли или владельцы не хотят их продать, или выявлены новые, более интересные, наконец, обогатились знания проектировщиков. Приходится вносить изменения в проект.

На пленуме научно-методического совета МК СССР, проходившем в Киеве в апреле 1977 г., я изложил свою точку зрения на строительство музеев под открытым небом такими методами, как они используются в Новгороде. Она была принята положительно, методика одобрена.

Важно при этом, чтобы принципы соблюдались и развивались, чтобы основная идея, заложенная в характер музея, не нарушалась, Отход от принципов и основной идеи крайне нежелателен.

При проектировании музея количество перевозимых на его территорию экспонатов-построек по замыслу со временем менялось. Если вначале предполагалось свезти до 20 памятников, то через несколько лет до 40, а к 90-м годам - до 80-100. (Воистину, - аппетит приходит во время еды). Мне, как автору проекта всей архитектурно-исследовательской, объемно-пространственной и градостроительно-планировочной части, приходилось учитывать все обоснованные предложения и пожелания. Без активного участия сотрудников музея и моих коллег реставраторов в проектировании работать было бы сложнее.

Читайте также: