Витольд бялыницкий бируля сообщение

Обновлено: 01.07.2024

31 января 1872 (село Крынки близ местечка Белыничи Могилевской губернии) — 18 июня 1957 (Москва)

Окончил Владимирский кадетский корпус в Киеве (1885). В 1885–1889 учился в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, затем в 1889–1896 в МУЖВЗ у И. М. Прянишникова, Н. В. Неврева, С. А. Коровина, В. Д. Поленова. Пользовался советами И. И. Левитана.

В 1937 Бялыницкий-Бируля был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1944 — народного художника Белорусской ССР, в 1947 — народного художника СССР, с 1947 — действительный член Академии художеств СССР.

Ретроспективные выставки произведений живописца прошли в Минске (1962, 1972, 1978–1979, 1982, 1997), Могилеве (1967), Молодечно (1978–1979), Тригорском (1979), Таллине (1986), Полоцке (1988), Витебске (1990) и других городах.

Произведения Бялыницкого-Бируля находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Национальном художественном музее республики Беларусь в Минске и других.



"Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достигшим высот своего учителя. Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценяться в Европе работы малых голландцев." (Наширванов Б.Н.)



Бялыницкий-Бируля. Час тишины. Озеро Удомля. 1911.




В своем творчестве В. К. Бялыницкий-Бируля продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX в. Его гармоничные, изысканные по колориту картины-пейзажи представляют собой лирические раздумья автора о вечности природы. В спокойных, уравновешенных композициях мастера открывается широкий простор полей и лесных далей с величаво очерченным горизонтом.
После 1917 г. Бялыницкий-Бируля, подобно В. Н. Бакшееву, К Ф. Юону, И. Э. Грабарю, стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа. Большое место в его творчестве заняли изображения памятных мест, связанных с жизнью и творчеством деятелей русской культуры: в 1928 г. им была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны — усадьбы Л. Н. Толстого, в 1937 г. — виды Пушкинских Гор, в 1942 г. — пейзажи с изображением усадьбы П. И. Чайковского в Клину. В 1944 г. Бялыницкий-Бируля создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска. Летом 1947 г. художник писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком еще с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретенная за многие годы творческой работы.

Умер 18 июня 1957 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве



Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее:
Из окрестностей Пятигорска (1892)
Весна (1911)
Лёд прошёл (1930)
Задумчивые дни осени (1932—1942)
Нивогэс (1936-37)
Белоруссия. Вновь зацвела весна (1947



Марка (Белоруссия, 1997 г.) из коллекции Константина Константинов("Вестник Замоскворечья")

Музей В.К.Бялыницкого-Бирули




Вечер ранней весны





Ранняя весна, 1953





Вешние воды. 1930. Масло



Голубая часовня. До 1920. Масло



Задумчивые дни осени. 1940








Москворецкая набережная 1913 год

"Тишина" 1890-е - начало 1900-х



Суровое лето север
Неласковая сторона…
В полях отцветают клеверы
И глаза голубые льна.
Валунов лиловые глыбы
Взрывают тело полей —
А в озере полно рыбы
И волны свинца синей.
И небо над ним неулыбо
В плаще проливных дождей.
Но я навсегда запомню
Твое веселье и грусть
И знаешь ли что, Удомля,
Я снова к тебе вернусь.

Это стихотворение, как и картины Бялыницкого-Бируля, — признание в любви к изумительному по своей красоте заповедному уголку русской природы, ставшему творческой мастерской для многих художников разных поколений.


Изумруд весны. 1915



Вновь расцвела весна. 1947 г. Государственная Третьяковская галерея



Весна идёт. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея



Вещие воды. Холст, масло. 59х73. Государственный Русский музей



Лесная речка зимой. 1920. Государственный Русский музей



Осенний ветер. 1902 г.



В конце зимы 1911 г.



Фото Павла ОРЛОВСКОГО

Знаменитый художник родом из небольшой деревни Крынки, от которой сегодня остался только памятный камень. Витольд рос в состоятельной семье: отец служил арендатором в Российской империи, затем – в днепровском пароходстве. Каэтан Витович часто брал с собой в рейсы сына, которому нравилось путешествовать. Именно те поездки и предопределили жизнь Витольда. Его впечатляли природные красоты, и по возвращении домой мальчик пытался перенести увиденное на холст или бумагу.

Но военная карьера Витольда не привлекала, поэтому он забросил кадетский корпус и пошел учиться в художественную школу Николая Мурашко, с которым его познакомили друзья. Мастер помог молодому человеку освоить азы живописного дела. Чтобы совершенствоваться, он отправляется из Киева в Москву. Там 17-летнему юноше удалось пробиться в училище живописи, ваяния и зодчества, где с ним работали такие мэтры, как Илларион Прянишников, Сергей Коровин, Николай Неврев и Василий Поленов.


– На одной из выставок, где студенты представляли свои работы, Бялыницкого-Бирулю заметил известный пейзажист Исаак Левитан. Он предложил Витольду работать в своей мастерской и подсказывал, как можно улучшить картины, – добавляет Светлана Владимировна.

Менял картины на хлеб с салом


Правда, впереди были новые трудности – в 1920 году умерла Ольга, а из-за разразившейся в Советской России гражданской войны страна погрузилась в тяжелейший кризис. Чтобы прокормиться, людям приходилось менять вещи на продукты – деньги ничего не стоили.

– Это вынуждает его идти на черный рынок и обменивать свои картины на продукты. За одну из них, самую большую, крестьянин предложил кусок хлеба и сала. После обмена Витольд Каэтанович решил проследить за покупателем, чтобы узнать о судьбе пейзажа. Дойдя до дома мужика, он увидел, как тот разбирает рамку, аккуратно достает стекло, а холст скручивает в трубку и кладет в мешок. Бялыницкий-Бируля спросил у крестьянина, зачем ему понадобилось картина. Тот с простотой ответил: на самом деле ему было необходимо стекло, которое он нигде не мог найти. А холст, чтобы не пропадал, решил отмыть от красок и сшить из него детям сорочки и подштанники, – делится подробностями хранитель фондов музея.


Рисовал, даже будучи парализованным

Вскоре жизнь Бялыницкого-Бирули наладилась. В 1922-м он стал членом Ассоциации художников революционной России, а до начала Второй мировой войны путешествовал по СССР: ездил в Заполярье и усадьбу Чайковского в Клину, в пушкинские места – Михайловское и Тригорское. В 1937 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1944-м – народного художника БССР.


– Этот приезд в родные места стал последним в жизни художника. В конце 40-х у Витольда Каэтановича возникли серьезные проблемы со здоровьем. После трагической гибели его единственной дочери, которая утонула в озере у дома, Бялыницкого-Бирулю наполовину парализовало из-за серьезного нервного срыва. Однако несмотря на это он продолжал творить вплоть до самой смерти в 1957 году.

Бялыницкий-Бируля всегда работал в сдержанных тонах, поэтому на его картинах вы не найдете яркого солнца, свежей зеленой травы и прозрачно-голубых рек.

В фондах художественного музея имени В. К. Бялыницкого-Бирули в Белыничах находится 27 оригинальных картин знаменитого живописца.

В историю русского и белорусского искусства конца XIX – первой половины ХХ в. Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872 – 1957) вошел как продолжатель традиции реализма, мастер лирического пейзажа.

В 1944 г. В.К. Бялыницкий-Бируля был удостоен звания народного художника БССР, в 1947 – народного художника РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР, почетного академика Академии наук БССР.

В 1947 г. в Москве прошла большая персональная выставка художника. В том же году вышел ряд изданий, посвященных В.К. Бялыницкому-Бируле – пейзажисту, связавшему в своем творчестве две эпохи – век XIX и XX.


Степная речка весной. 1899

Холст, масло. 71,5 х 107


Мартовские сумерки. 1903

Холст, масло. 112,6 х 145


Быстрая речка. 1908

Холст, масло. 81,6 х 105,2


У мельницы. 1910

Холст, масло. 79,5 х 66


Пейзаж с речкой. 1911

Холст на картоне, масло. 79,5 х 65,5


Час тишины. Озеро Удомля. 1911

Холст, масло. 94 х 131


Зимний сон. 1911

Холст, масло. 94 х 131


Голубая часовня. 1912

Холст, масло. 96,5 х 116,5


Начало весны. 1912

Холст, масло. 80 х 70,8


Март. 1913

Холст, масло. 83 х 104


Тихая осень. 1916–1917

Холст, масло. 94 х 145,3


Весна идет. 1910-е

Холст, масло. 113,5 х 145,5


Талые воды. Чайка. Этюд. 1927

Фанера, масло. 42,7 х 56


Лошади у сарая. Чайка. Этюд. 1934

Картон, масло. 45 х 58


Сирень. Чайка. Этюд. 1935

Картон, масло. 58,5 х 45


Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны. 1936

Картон, масло. 44,8 х 58

Клин. Дом П.И. Чайковского. Этюд. 1942

Картон, масло. 57,8 х 46


Сумерки юного мая. 1943

Холст, масло. 90 х 80,3


Весна идет. 1957

Картон, масло. 59,8 х 47,4

Над проектом работали:

Автор текста – А.П. Хоряк, заведующій отделом русского искусства НХМ РБ;

оцифровка произведения – Д.Н. Козлов;

размещение на сайте – П.А. Яницкая, зав. сектором мультимедийных технологий НХМ РБ.

Читайте также: