Виды социальных пособий выплачиваемых государством в ссср многодетным семьям сообщение 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

[389] В довоенное время, например в 1940 году, общая сумма государственных пособий многодетным матерям составила 1 миллиард 200 миллионов руб. в год.

В военное время Советское правительство ввиду падения покупательной способности рубля, сочло необходимым значительно повысить размеры государственных пособий матерям, причем в 1947 году общая сумма государственных пособий матерям, после повышения их размеров, составила более 5 миллиардов руб.

В настоящее время, когда народное хозяйство страны находится на подъеме, курс рубля укрепился и его покупательная способность значительно поднялась, было бы несправедливым сохранить без изменения увеличенные размеры пособий военного времени и следовало бы уменьшить эти размеры пособий матерям по крайней мере наполовину. В этом случае общая сумма государственных пособий матерям в год составит около 3 миллиардов рублей, что в два с половиной раза больше, чем в довоенном 1940 году, когда сумма пособий матерям составляла всего 1 миллиард 200 миллионов руб.

В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР постановляет :

Выплату государственного пособия многодетным и одиноким матерям независимо от срока назначения производить с 1 января 1948 г. в следующем размере: [390]

Государственное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей выплачивать в следующих размерах: 50 руб. в месяц на одного ребенка, 75 руб. — на двух детей и 100 руб. на трех и более детей.


Проанализирован один из методов государственной поддержки многодетных, одиноких матерей в виде пособий. Рассматривается их роль в повышении рождаемости в 1917—1980-е годы.

И.В. Карданова,

Проанализирован один из методов государственной поддержки многодетных, одиноких матерей в виде пособий. Рассматривается их роль в повышении рождаемости в 1917—1980-е годы. Приводятся статистические данные естественного прироста и рождаемости, соотношения размеров пособий и средней заработной платы в изучаемый период.

Ключевые слова: социальное обеспечение, политика повышения рождаемости, пособие, многодетные матери, одинокие матери, рождаемость, бедность, прожиточный минимум.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых мест в жизни общества; оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием граждан [7, с. 5]. Среди основных функций социального обеспечения можно выделить демографическую, которая в свою очередь способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.д.

Начнем с того, что семьи в России были традиционно многодетными. Статистические данные XIX века свидетельствуют о том, что среднее количество детей в семье составляло 5 человек [8, с. 93]. Ранее важную роль в рождении детей играли экономические мотивы. В большинстве семей, особенно в крестьянских (в дореволюционной России крестьянство составляло около 90% населения), дети с малых лет принимали участие в хозяйственных работах, выступая в качестве дополнительной рабочей силы. Высокое значение для распространения многодетности имели принципы общинного землепользования, согласно которым земля периодически перераспределялась в пользу многодетных семей.

Обеспечение повышения рождаемости, а также наиболее благоприятных условий воспитания и содержания детей является одной из основных задач социально-экономической политики любого государства, которое организует государственную поддержку женщинам с детьми, а точнее, наименее защищенным категориям женщин — многодетным и одиноким матерям. Выплата пособий на ребенка является одной из социальных гарантий, вытекающих из конституционных положений, установленных статьями 7 (ч. 2), 38 (ч. 1), 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации 1993 года. Этот вид социальной поддержки имеет свою историю.

Государственная поддержка многодетной семье слагалась из единовременного пособия, выплачиваемого при рождении следующего ребенка, и ежемесячного, предоставляемого со второго года рождения четвертого ребенка до достижения им пятилетнего возраста, поэтому реальный период выплаты ежемесячного пособия составлял 4 года.

В этом же Указе одиноким матерям, которыми признавались не только женщины, не состоящие в браке ко дню рождения ребенка, но и женщины, ставшие одинокими в силу прекращения брака ко дню обращения за назначением пособия, было предусмотрено ежемесячное пособие на содержание детей, родившихся после 08.07.1944 до достижения ребенком 12 лет. Отметим, что пособие сохранялось и в случае вступления одинокой матери в брак, и оно являлось дополнительным, если одинокая мать была многодетной, поскольку в этом случае основным считалось пособие многодетной матери.

Таким образом, размер пособий многодетным матерям составлял: на третьего ребенка — 400 руб. единовременно, на четвертого — 1300 руб. единовременно и 80 руб. ежемесячно, соответственно на пятого ребенка — 1700 и 120 руб., на шестого ребенка — 2000 и 140, на седьмого ребенка — 2550 и 200 руб., на восьмого ребенка — 2550 и 200 руб., на девятого ребенка — 3550 и 250 руб., на десятого ребенка — 3550 и 250, на каждого следующего ребенка — 5000 и 300 руб.

Для того чтобы понять, являлась ли его величина достаточной для обеспечения ребенка всем необходимым, нужно знать уровень жизни населения в послевоенное время. Например, в 1953 году цена на хлеб составляла 1,35 руб., 1 десяток яиц — 7 руб., молоко (1 л) — 2,2 руб., сахар (1 кг) — 9,40 руб., говядину 1-го сорта (1 кг) — 12,6 руб., картофель (1 кг) — 45 коп., муку пшеничную (1 кг) — 6,7 руб., масло сливочное (1 кг) — 25,5 руб. Следует учесть тот факт, что средний уровень цен к концу 1947 года превышал уровень цен 1937 года в 3,5 раза. С момента отмены карточной системы 16.12.1947 по 01.04.1953 цены снижались 6 раз [3].

Средняя заработная плата в рублях соответствующего времени, килограммах картофеля по соответствующим времени ценам и долларах США по соответствующему времени среднегодовому официальному курсу составляла соответственно: в 1913 году — 37,5, 1229,5 и 19,29, в 1936 году — 207, 345 и 40,89, в 1940 году — 339, 665 и 63,96, в 1944 году — 435, 5,3 и 82,08, в 1953 году — 719, 845,88 и 179,75 [6].

Соотношение размеров пособий к среднемесячному заработку соответственно составляло: в 1936 году при средней заработной плате в размере 207 руб., ежемесячном пособии на 4-го ребенка в размере 80 руб. — 38,6% и единовременном пособии на 4-го ребенка в размере 1300 руб. — 628%, в 1940 году при средней заработной плате в размере 339 руб., ежемесячном пособии на 4-го ребенка в размере 80 руб. — 23,6% и единовременном пособии на 4-го ребенка в размере 1300 руб. — 383%, в 1944 году при средней заработной плате в размере 435 руб., ежемесячном пособии на 4-го ребенка в размере 80 руб. — 18,4% и единовременном пособии на 4-го ребенка в размере 1300 руб. — 299%, в 1953 году при средней заработной плате в размере 719 руб., ежемесячном пособии на 4-го ребенка в размере 40 руб. — 5,6% и единовременном пособии на 4-го ребенка в размере 650 руб. — 90% [1].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что суммы выплачиваемых пособий были явно недостаточны для нормального обеспечения жизни детей и их матерей. При этом государственная поддержка многодетных матерей являлась более существенной по сравнению с поддержкой женщин с детьми и вполне могла быть стимулом для увеличения рождаемости. Принятие Указа сыграло положительную роль в 1940—1950-е годы, когда имели сравнительно широкое распространение семьи с двумя, тремя детьми, а семей с шестью детьми было достаточно мало, потому регулярную (ежемесячную) помощь стали оказывать семье с рождением в ней четвертого и последующих детей. Таким образом, правовое регулирование государственной поддержки многодетных матерей развивалось и учитывало потребности государства в демографической политике.

В 1960-е годы рождаемость постепенно начинает снижаться за счет уменьшения числа многодетных матерей и возрастных групп 20—29 лет, в которые вступили женщины военных лет рождения, когда рождаемость была пониженной в силу объективных причин. Проиллюстрируем это на конкретных примерах.

Так, рождаемость, смертность и естественный прирост населения на 1000 жителей в России в 1940—1960-е годы составляли соответственно: в 1940 году — 33, 20,6 и 12,4, в 1950 году — 26,8, 10 и 16,8 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 2,89 детей, в 1951 году — 27,2, 10,2 и 17,0 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 2,92 детей, в 1960 году — 23,2, 7,4 и 15,8 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 2,56 детей, в 1965 году — 15,7, 7,6 и 8,1 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 2,12 детей, в 1969 году — 14,2, 8,5 и 5,7 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 2 детей.

Как видно из приведенных данных, рождаемость населения уменьшилась в 2 раза с 1940 по 1968 год. Это было связано с усиленной миграцией сельских жителей в города и уменьшением многодетных семей на селе. В целом прирост населения за указанный период снизился по России с 12,4 до 5,7 (в 2,1 раза). Параллельно с этим наблюдалось снижение числа многодетных матерей.

Таким образом, с 1936 по 1960 год в нормативные правовые акты вносились изменения и дополнения, в частности, статус многодетной матери с 1944 года устанавливался при рождении женщиной четвертого и последующих детей (вместо введенной в 1936 году нормы, предусматривающей наличие шестерых и более детей), были введены ежемесячные пособия на ребенка одинокой матери. Государство стремилось различными способами, в том числе и при помощи пособий, стимулировать рождаемость. В отдельные периоды времени такая политика показывала положительные результаты, в то же время только выплата пособий вряд ли могла изменить ситуацию. Следовательно, от государственных органов уже в 1960-е годы требовались разработка и внедрение более эффективных и многоаспектных мер по увеличению рождаемости.

Размеры единовременного и ежемесячного пособий соответственно составляли: матерям, имеющим двух детей, при рождении третьего ребенка — 20 руб. без выплаты ежемесячного пособия матерям, имеющим трех детей, при рождении четвертого ребенка — 65 и 4 руб., матерям, имеющим четырех детей, при рождении пятого ребенка — 85 и 6 руб., матерям, имеющим пять детей, при рождении шестого ребенка — 100 и 7 руб., матерям, имеющим шесть детей, при рождении седьмого ребенка — 125 и 10 руб., матерям, имеющим семь детей, при рождении восьмого ребенка — 125 и 10 руб., матерям, имеющим восемь детей, при рождении девятого ребенка — 175 и 12,5 руб., матерям, имеющим девять детей, при рождении десятого ребенка — 175 и 12,5 руб., матерям, имеющим десять детей, при рождении каждого следующего ребенка — 250 и 15 руб.

Единовременное пособие выплачивалось при рождении ребенка, а ежемесячное — со второго года после рождения ребенка до достижения им 5-летнего возраста. Указанные пособия назначались и выплачивались матери независимо от получения пособия на ранее рожденных ею детей.

В Краснодарском крае получателями пособий в 1975 году являлись 12192 многодетных и 10635 одиноких матерей, 9597 малообеспеченных семей, а общая сумма выплаченных пособий составила 701,7 тыс. руб. многодетным, 796,5 тыс. руб. одиноким матерям и 1614 тыс. руб. малообеспеченным семьям соответственно. К концу 1970-х годов получателями пособий являлись 4448 малообеспеченных семей, т. е. их число уменьшилось более чем в 2 раза, а сумма выплаченных пособий составила 126 тыс. руб., 9666 многодетных и 8450 одиноких матерей, а суммарный размер пособий составил соответственно 700,7 тыс. и 528,2 тыс. руб. [2, л. 86, 88, 88об.].

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения на 1000 жителей в России в 1970—1980-е годы соответственно составили: в 1970 году — 14,6, 8,7 и 5,9 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 2 детей, в 1975 году — 15,7, 9,8 и 5,9 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 1,97 детей, в 1979 году — 15,8, 10,8 и 5 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 1,87 детей, в 1980 году — 15,9, 11 и 4,9 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 1,86 детей, в 1985 году — 16,6, 11,3 и 5,3 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 2,05 детей, в 1989 году — 14,7, 10,7 и 3,9 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 2,01 детей, в 1990 году — 13,4, 11,2 и 2,3 при среднем числе детей, рожденных одной женщиной, 1,89 детей [6].

Таким образом, к середине 1970-х годов рождаемость начала повышаться, отчасти это можно объяснить принимаемыми государством мерами по выплате пособий и улучшению благосостояния семей. К концу 1970-х годов естественный прирост продолжает снижаться за счет увеличивающейся смертности населения, а к 1990 году демографическая проблема становится очевидна.

Средняя зарплата в оборотных рублях соответствующего времени, средняя зарплата в килограммах картофеля по соответствующим времени ценам и средняя зарплата в долларах США по соответствующему времени среднегодовому официальному курсу соответственно составляли: в 1970 году — 115,17, 884 и 128,57 руб., в 1975 году — 133,54, 997 и 182,93 руб., в 1980 году — 155,12, 1084 и 242,56 руб., в 1985 году — 173,95, 1160 и 246,73 руб., в 1989 году — 217,74, 1211 и 359,31 руб., в 1990 году — 248,40, 621 и 409,22 руб.

Соотношения среднемесячного заработка и ежемесячного пособия на четвертого ребенка в размере 4 руб. и единовременного пособия на четвертого ребенка в сумме 65 руб. соответственно составляли: в 1970 году — 3,5% и 56% при средней заработной плате 115,17 руб., в 1975 году — 3% и 49% при средней заработной плате 133,54 руб., в 1980 году — 2,6% и 42% при средней заработной плате 155,12 руб., в 1985 году — 2,3% и 38% при средней заработной плате 173,95 руб., в 1989 году — 1,8% и 30% при средней заработной плате 217,74 руб., в 1190 году — 1,6% и 26% при средней заработной плате 248,40 руб.

Таким образом, усилия советского государства в 1940—1980-е годы, направленные на создание благоприятных условий для роста населения, усиление мер по оказанию государственной помощи семьям с детьми, сокращение смертности и заболеваемости, совершенствование охраны материнства и детства, не смогли остановить развитие негативных тенденций и желаемого эффекта не дали. Данное обстоятельство в очередной раз доказывает, что демографические процессы сложны, но проблемы, связанные с ними, требуют решения. Из вышесказанного следует, что увеличить рождаемость только за счет применения мер по выплате пособий невозможно, при этом преуменьшать значение материального стимулирования не стоит.

1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 37.

2. ГАКК. Ф. Р-1631. Оп. 2. Д. 187.

5. Литвинова Г.И. Надо ли повышать рождаемость? // Свет и тени прогресса (социально-демографические проблемы СССР). — М., 1989.

7. Право социального обеспечения: Учеб. / под ред. К.Н. Гусова. — М., 2001.

8. Энциклопедический словарь / под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева. — Л ., 1991.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Перечень социальных программ в СССР

Многие люди вспоминают время Советской эпохи с теплом в сердце. И на то есть свои причины.

Государство не только давало квартиры своим гражданам, но и достаточно широко участвовало в социальной жизни людей помогая финансово и предлагая ряд абсолютно бесплатных услуг .

Так о каких преимуществах в СССР сегодня у нас будет речь? Давайте их перечислим:

  • Бесплатная жилплощадь (около 5-12 кв.м на человека)
  • Медицина
  • Обучение (школы, ПТУ и ВУЗы) и повышение квалификации
  • Отпуска (путёвки по всему СССР)
  • Детские садики и лагеря отдыха

Более того, государством, на одного учащегося (школьника) тратилось около 250 рублей в год, студента ПТУ - 805 рублей в год и студента университета - около 1200 рублей .

Более 70% из них получали в добавок стипендию (40-70 рублей в месяц). Так же, годовое содержание ребенка в детсаду обходилось в 533 рубля , из них, 80% оплачивало государство .

Сумма доплат в виде льгот и субсидий в СССР

Есть данные, что с 1940 года , сумма льгот от государства для простых жителей СССР выросла с 24 до 575 советских рублей к 1987 году.

И в 1980 году, данная сумма составила около 441 советских рубля на каждого работающего гражданина Советского союза. А к 1987 году - 575 рублей .

А это значит, что только в 1980 году, на социальные программы, пенсии и субсидии, страной было потрачено около 99,14 миллиардов советских рублей .

А в сегодняшнем выражении, это около 9,9 - 21,7 триллионов российских (текущих) рублей в год . Просто умопомрачительная сумма!

Даже если взять среднее значение в 15 триллионов рублей , то это уже будет 227,3 миллиарда долларов . Что составляет около 14,5% от текущего ВВП России (за 2017 год).

Что мы имеем сейчас в современной России?

Бесплатной жилплощади практически нет (только " бюджетникам "). Медицина, садики и учёба - частично платные. Стипендии учащимся ВУЗов просто мизерные (3000-7000 рублей).

Если в СССР прожиточный минимум был около 50 рублей , то на стипендию студента еще можно было вполне реально прожить.

И это не говоря о подработках летом на каникулах, когда за лето можно было заработать до 600 советских рублей .

Если средняя заработная плата в СССР в 1980 году составляла около 180 рублей , то сегодня средняя ЗП в России равна 40 000 российских рублей .

Путём простой математики, можно прикинуть, что курс советского рубля к российскому находится в значениях около 1 к 222 .

Но не стоит упускать и тот момент, что государство еще тратило около 441 советских рублей в год на каждого работающего жителя на социальные программы для населения и пенсии .

Так что реально, уровень жизни тогда, был выше, чем сейчас. Но не стоит идеализировать то время. Жизнь была лучше - но ассортимент был не богат .

Вывод

В Советское время государство действительно в большей степени заботилось о своих гражданах. Пролетариат был в почёте .

Были и социальные программы для населения, и жилплощадь (пусть и до 1983 года - 5 кв.м./человека, а после 1983 уже - 12 кв.м./человека), и бесплатные ежегодные отпуска.

Но и не было много того, что мы имеем (и можем позволить себе) сегодня. Теперь у каждого жителя России есть свобода выбора - каждый сам выбирает чем он хочет заниматься и кем собирается стать.

Но и с приходим свободы, пришло и безразличие . Социальные программы очень скудны, уровень довольствия населения довольно низок, жилплощади уже не дают.

Практически все квартиры, которые имеет население, это наследие СССР. Теперь квартирный вопрос - является самой актуальной задачей для любого современного жителя России.

Спасибо за внимание, оставляйте свои ко мментарии, ставьте " лайки " и подписывайтесь на канал , если статья была для вас интересной и полезной.



Многодетные семьи восхищают и поражают родителей, воспитывающих одного ребенка. Воспитание большого количества детей – это тяжелый ежедневный труд. Представители старшего поколения любят говорить о том, что в СССР все было лучше, чем сегодня. Как жилось многодетным семьям в Советском Союзе и что изменилось в современной России?

Многодетная семья

В большинстве регионов современной России семья получает статус многодетной после рождения третьего ребенка. Какие же привилегии дает современной семье статус многодетной? После оформления соответствующего удостоверения можно рассчитывать на получение ежемесячных социальных выплат, субсидий на образование детей и оплату коммунальных услуг, обеспечение детей горячим питанием в образовательных учреждениях. Обычно к этому перечню добавляются региональные льготы и разовая помощь по обращению в органы социальной защиты населения.

Воспитание детей – обязанность родителя или государства?

Работающая мама в современной многодетной семье – это редкость. Чаще всего при большом количестве детей женщина полностью посвящает себя их воспитанию и заботе о доме. В редких случаях мама выбирает неполную занятость, удаленную работу или рабочий день с гибким рабочим графиком.

Советский человек должен был трудиться всегда на благо общества. Это правило касалось и многодетных мам. В СССР при рождении ребенка женщине полагался отпуск по уходу за ним длительностью в 8 недель. По желанию длительность отпуска могла быть увеличена. Во всех регионах работали учреждения дошкольного образования, принимавшие детей в возрасте с 2 месяцев. Популярностью пользовались ясли и детские сады на пятидневку, из которых родители забирали детей только на выходные.


В наши дни во многих детских садах существуют ясельные группы, в которые принимают детей с 1 года или 1,5 лет. И все же многие мамы предпочитают лично заниматься воспитанием ребенка до 3 лет. Оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком был увеличен до 1,5 лет.

Образование детей

Среднее образование в нашей стране всегда было и остается бесплатным для всех детей. С дополнительными кружками и секциями в современной России существуют сложности. Стоит заметить, что со времен СССР значительно возросло количество учреждений дополнительного образования. Увеличилось количество профилей и специализаций. Проблема в том, что современные многодетные семьи могут рассчитывать только на скидки по оплате таких занятий в муниципальных организациях. В частных центрах чаще всего условия одинаковы для всех клиентов.

В Советском Союзе каждому ребенку были доступны абсолютно бесплатно самые разнообразные кружки. Дополнительные занятия проводились при школах, домах культуры и дворцах пионеров.

Быт и жилищные условия

В СССР жилье не покупали. Семья всегда могла рассчитывать на получение жилплощади с соблюдением норм для каждого члена. В то же время нельзя сказать, что советские многодетные жили в шикарных условиях. В то время в городах в принципе не существовало квартир площадью более 90 квадратных метров, а это уже достаточно стесненные условия для семьи, в которой десять детей.


Что касается бытовой стороны жизни многодетных семей, в наши дни в сравнении с эпохой СССР благодаря техническому прогрессу значительно упростилось ведение домашнего хозяйства. При достаточном уровне материального дохода в современной России реально иметь и воспитывать троих и более детей. Главное – желание и любовь родителей.

Читайте также: