Виды и формы получения профессионального образования сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Получение профессионального образования — жизненный этап, который нельзя пропустить. Без профессиональных знаний и навыков можно рассчитывать разве что на череду временных низкоквалифицированных работ с соответствующей зарплатой и отсутствием перспектив.

Существует устоявшаяся система послешкольного профессионального образования, включающая разные способы стать специалистом.

Классификация профессионального образования разделяет виды получаемого образования на среднее специальное, высшее и послевузовское.

Эти виды не равноценны. Они отличаются по обучающим программам, образовательным процессам, дают разный багаж знаний и навыков, имеют разную ценность, получаются в разных учебных заведениях. Послевузовское образование стоит особняком, поскольку получить его можно только после того, как закончено высшее образование.

Некоторые профессии, такие, как юрист, экономист, дизайнер, программист и другие могут быть получены как в колледже, так и в вузе, но дипломы колледжа и вуза не равноценны. У специалиста с высшим образованием будет больше возможностей подняться по карьерной лестнице, чем у обладателя диплома о среднем профессиональном образовании.

Существуют профессии, которым обучают только в колледжах; как правило, это рабочие специальности, такие, как слесарь, монтажник, каменщик.

Некоторые профессии можно получить только в вузе: это инженер, врач, учитель и другие.

Среднее специальное образование

Такое профессиональное образование можно назвать минимальным. Получают его в училище, колледже или техникуме. Разница между этими видами учебных заведений не очень отчетливая, хотя колледж и техникум считаются чуть более престижными, а техникум специализируется на технических направлениях.

Поступают в ссузы по результатам ОГЭ, после 9-го класса.

Получение образования в ссузе имеет свои положительные стороны:

Интересно!

В ссуз перед вузом часто идут те, кто мечтает о творческой специальности. При поступлении на такие специальности в университет требуется сдать творческий экзамен. Учеба в ссузе помогает приобрести необходимые навыки и более успешно сдать экзамен.

Так, может, всем нужно идти в колледж?

Решение в любом случае принимается индивидуально, в зависимости от целей и планов на будущее. Для кого-то колледж может стать оптимальным вариантом, кто-то предпочтет сразу поступить в вуз.

Вам также может быть интересно:

При всех плюсах у ссузов есть свои минусы. Прежде всего, это отсутствие престижа. Кроме того, специалист со средним образованием быстро упирается в карьерный потолок и для развития карьеры будет вынужден получить высшее образование, что в более зрелом возрасте не всегда просто.

Пропедевтика

Говоря о профессиональном образовании, нельзя обойти стороной пропедевтику.

Бакалавриат

До недавнего присоединения стран СНГ к Болонскому процессу высшее образование осуществлялось в форме специалитета продолжительностью 5–6 лет.

Болонский процесс имел своей целью сделать высшее образование более универсальным, чтобы вузы разных стран могли свободно обмениваться студентами.

В результате сейчас высшее образование, за редким исключением, имеет две ступени:

Учеба на бакалавриате продолжается 3–4 года. В процессе обучения студенты изучают общеобразовательные предметы, а также предметы по специальности и пропедевтический курс (в начале обучения).

После получения диплома можно закончить образование либо продолжить его, поступив в магистратуру.

В СНГ учеба на бакалавриате возможна как на платной, так и на бесплатной основе. Чтобы поступить на бюджет, необходимо пройти по конкурсу, в котором учитываются баллы за госэкзамены. Чем вуз престижнее, а факультет — популярнее, тем выше конкурс и сложнее поступление. Но и платная учеба в престижных вузах дороже, чем в обычных.

Это одна из причин того, что абитуриенты устремляются на учебу за рубеж (помимо жажды приключений, новых впечатлений, поиска качественного образования и способов изменить свою жизнь к лучшему). Особенно привлекательна в этом плане Германия. Эта страна изначально поставила цель привлекать амбициозную молодежь, поэтому учеба в немецких вузах бесплатная, выбор специальностей огромный, а после окончания учебы можно устроиться в Германии на работу. Для человека, который уже 3–4 года прожил в стране, свободно говорит на немецком, знаком с местными традициями и имеет диплом немецкого вуза, устроиться на работу будет значительно проще, чем для свежего иммигранта с дипломом другой страны.

Специалитет

Такая форма обучения, как специалитет, до сих пор практикуется на некоторых факультетах. В основном, это сложные направления, которые невозможно освоить за 3–4 года, например, медицина.

На специалитете учатся 5–6 лет и обязательно проходят практику, после чего получают диплом специалиста.

В университетах Германии также осталось немало программ специалитета. Они называются Diploma. Кроме того, есть особые степени и виды диплома под особым контролем государства, прежде всего в области медицины и права. Такие программы так и называются - Госэкзамен (Staatsexamen) - и включают в себя этап обязательного государственного экзамена на квалификацию и право работы в соответствующей профессии.

Магистратура

Магистратурой называют вторую ступень высшего образования. Поступить в магистратуру можно после окончания бакалавриата.

Есть ошибочное мнение, что магистратура — это второе высшее. На самом деле, это углубленное изучение дисциплины. Учеба продолжается 1–2 года, после чего выпускник получает диплом магистра.

Поступать в магистратуру не обязательно по той же специальности, по которой получен диплом бакалавра. Можно выбрать другое направление, хотя учиться в этом случае будет сложнее.

Если у вас уже есть полученный на родине диплом бакалавра, на зарубежном высшем образовании рано ставить крест. Поступайте в магистратуру и получайте престижный европейский диплом!

Высшее образование можно получать как в очной, так и, для большинства специальностей, в заочной или дистанционной форме.

Докторантура

Докторантура подготавливает к получению докторской степени, поэтому поступают в нее те, кто решил связать свою жизнь с наукой.

Для поступления в докторантуру необходимо иметь диплом магистра.

В Германии докторантура есть более чем в 140 вузах, учеба в ней бесплатная и не предъявляет никаких ограничений. Обучение в докторантуре в Германии возможно не только на немецком, но и на английском языке.

По окончании докторантуры выпускник пишет и защищает докторскую диссертацию и получает ученую степень доктора наук.

Второе высшее образование

Второе высшее может понадобиться по разным причинам:

  • разочарование в выбранной специальности;
  • необходимость дополнительного высшего образования (например, управленческого или экономического) для карьерного роста или ведения собственного бизнеса;
  • недостаточно высокая оплата труда по полученной специальности;
  • новые интересы.

Учеба на втором высшем длится меньше, ведь по общеобразовательным предметам студент уже аттестован. Возможны разные варианты: учеба в отдельной группе таких же, получающих второе высшее или индивидуальный план при обучении в общей группе.

В СНГ второе высшее образование всегда платное!

Но, если вы получили первое на родине, а за вторым отправились в Германию, вы получите его бесплатно.


Профессиональное образование представляет собой систему подготовки кадров высокой квалификации на производстве, а также в училищах профессионально-технического профиля. Каковы особенности данного направления?

Профессиональная программа образования способствует решению задач постепенного повышения общеобразовательного и профессионального уровней тех учебных заведений, которые занимаются подготовкой специалистов определенной квалификации.

учреждения профессионального образования

Приведем особенности классификации. В настоящее время выделяют несколько основных групп.

К первой относится начальное профессиональное образование, которое способствует подготовке служащих и рабочих (сотрудников квалифицированного труда) по разным направлениям общественно значимой деятельности в рамках основного общего образования. Получение его осуществляется в училищах.

Ко второй группе относят среднее профессиональное образование. Приведем его характеристику. Предполагается расширение и углубление знаний человека на основе среднего (полного) и начального профессионального образования. В настоящее время данная группа пользуется особой востребованностью у молодых людей.

В третью группу входит высшее профессиональное образование. Его цель заключается в подготовке и переподготовке специалистов определенного уровня, а также удовлетворение запросов личности в расширении и углублении знаний, которые получены в вузе.

Лица, овладевшие начальным либо средним уровнями, могут переходить на эту ступень обучения.

государственное профессиональное образование

Формы

Учреждения профессионального образования предлагают различные формы обучения для своих слушателей: очная, вечерняя, заочная, семейное образование, самообразование, экстернат.

В нашей стране на данный момент предусмотрены следующие виды высшей ступени обучения:

  • бакалавриат (4 года);
  • специалитет (5 -5,5 лет);
  • магистратура (6 лет).

Государственное профессиональное образование на каждом уровне предполагает постоянное повышение квалификации служащего, рабочего, специалиста с учетом модернизации образовательных стандартов.

специфика профессионального обучения

Факторы, влияющие на качество подготовки

Есть ли какие-то критерии для оценки качества? Как должно быть организовано профессиональное образование? Профессиональное обучение зависит от следующих факторов:

  • социальной и профессиональной ориентации;
  • состояния технической и материальной образовательной базы;
  • методов и программы обучения, информационной обеспеченности;
  • кадрового состава преподавателей;
  • финансового обеспечения;
  • конкуренции на рынке труда, социально-психологического климата внутри коллектива.

Специфика образования

Это единый направленный процесс обучения и воспитания, который является общественно важным благом. Организация профессионального образования проводится в интересах семьи, человека, государства, способствует приобретению конкретных навыков, умений, ценностных установок.

В рамках образовательного процесса человеком приобретается опыт работы, формируются компетенции конкретного объема.

В нашей стране право на получение образования гарантировано Конституцией РФ. Развитие профессионального образования — это важная задача, от успешности реализации которой напрямую зависит экономическая и политическая стабильность страны.

педагог профессионального образования

Компоненты образования

В системе российского образования есть следующие компоненты:

  • федеральные государственные требования и стандарты;
  • программы разной направленности, уровней, видов;
  • органы управления на разных уровнях, а также консультационные органы;
  • общественные объединения, предприятия, на базе которых осуществляется производственная практика.

Остановимся подробнее на всех видах профессионального образования.

как получить профессию

Среднее образование - это составляющая системы профессионального образования. Его предназначение в удовлетворении запросов общества и потребностей личности. В наши дни данная ступень охватывает 22% населения Российской Федерации. В социальной и экономической сфере задействовано порядка 20 миллионов специалистов со средним профессиональным образованием.

Согласно международной стандартной классификации образования, эта ступень соответствует практик-ориентированному доуниверситетскому обучению.

При повышенном уровне профессионального среднего образования предполагается существенное расширение и углубление подготовки в сравнении с базовым вариантом.

Важные моменты

Регламентируется содержание образовательных программ профессионального среднего образования Государственными образовательными стандартами (сокращенно ГОС СПО). Документ состоит из двух частей: федерального компонента, который определяет государственные требования к минимальному уровню подготовки, а также национально-регионального компонента.

Реализуется данный вариант обучения в нескольких формах: очной, заочной, очно-заочной на основе девятилетнего общего образования.

Поступление в учебные заведения среднего специального образования осуществляется на конкурсной основе (учитывается средний балл в аттестате).

Срок обучения составляет 2-3 года с учетом профиля подготовки учебного заведения.

Педагог профессионального образования данной ступени — это преподаватель колледжа или техникума (училища).

В техникуме осуществляется реализация основных образовательных программ базового уровня. Колледж функционирует не только на базовых, но и на обучающих схемах повышенного уровня.

Деятельность всех учебных заведений данного звена осуществляется на основе Типового положения об образовательном учреждении профессионального среднего образования (2001 г.)

В РФ данная ступень представлена 300 специальностями в социальной, информационной, туристической сферах.

Лица, которые получили такое образование, имеют право на прохождение дальнейшего обучения того же профиля по ускоренным (сокращенным) программам (год при базовом профессиональном среднем образовании, 2 года при повышенном уровне).

варианты профессионального обучения

Специфика среднего профессионального образования в РФ

В нее входит порядка 2 600 муниципальных и государственных специальных средних заведений, а также подразделений вузов, которые реализуют программы профессионального среднего образования.

Среднее количество слушателей на данной ступени составляет 261 млн человек, а количество педагогов, занятых в данной образовательной отрасли, оценивается 2,1 миллионами человек.

В 2005 году учреждения среднего и начального профессионального образования были переданы на региональный уровень, что способствовало созданию интегрированных учреждений, функционирующих на основе программ разного уровня сложности.

Колледжи представляют собой государственные образовательные организации профессионального среднего образования, которые реализуют интегрированные и преемственные программы общего, полного, профессионального базового и повышенного уровней.

Они гарантируют обучающимся постепенное повышение образования, профессиональный рост, конкурентоспособность на современном экономическом рынке.

Организуются колледжи по отраслевому принципу, который предусматривает организацию обучения по специальностям и программам, необходимым для конкретных отраслей производства.

развитие профессионального образования

Специфика высшего образования

Согласно законодательству РФ, в стране функционируют следующие типы подобных учебных заведений: институты, академии, университеты.

Все три типа учреждений предлагают студентам переподготовку либо повышение квалификации после завершения обучения, возможности для ведения прикладных и фундаментальных научных исследований.

Учебная нагрузка по отдельным дисциплинам, содержание программ, требования к уровню подготовки — все это указано в новых образовательных федеральных стандартах, специально разработанных для данной ступени.

Образовательный процесс организуется в дневной, дистанционной, заочной, очно-заочной формах обучения. Для каждого варианта разрабатываются специальные программы на основе ФГОС.

Выпускники этой ступени обучения получают один из следующих вариантов квалификации: дипломированный специалист, бакалавр, магистр по конкретной специальности.

Для того чтобы стать обладателем документа о завершении высшего образования, необходимо пройти итоговую госаттестацию (сдать государственные экзамены).

Функционирование учебных заведений высшей ступени в РФ регламентируется Законом о высшем профессиональном образовании.

Подведем итоги

В настоящее время многие молодые люди осознают значимость получения качественного профессионального образования. Они осознают, что от того, насколько ответственно человек относится к выбору специальности, будет зависеть трудоустройство, размер заработной платы, социальный статус.

Среди последних тенденций необходимо отметить повышение интереса среди молодых людей к среднему профессиональному образованию. Многие юноши стремятся поступить после завершения обучения в школе в колледжи и техникумы, функционирующие при поддержке крупных производственных компаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Виды и формы получения профессионального образования

( Технология , 10 класс)

Цели : Образовательная :

Актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания обучающихся.

Познакомить с видами и формами получения профессионального образования.

Научить учащихся обосновывать выбор типа образовательного учреждения и формы обучения в соответствии с индивидуальным образовательным запросом в конкретных жизненных ситуациях.

Развивающая : развивать мышление , умение выстраивать логические цепочки .

Воспитательная : воспитывать ответственность , серьезность в подходе выбора профессионального пути .

Оборудование : ММУ , презентация , иллюстрации .

Тип урока : комбинированный .

2.Актуализация знаний .

3.Мотивация . Целеполагание .

— Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию?

— Чем профессиональное образование отличается от общего?

— Чем отличаются друг от друга перечисленные вами образовательные учреждения?

— для того чтобы получить ту или иную профессию, прежде всего необходимо

— общее образование ставит задачу формирование общей культуры личности, ее адаптацию к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

— профессиональное образование имеет своей целью профессиональное развитие личности.

4. Изучение нового материала

Виды образования :

- Общее образование, которое получают в школе

- Профессиональное образование для получения профессии

Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Основными виды профессионального образования, существующие в РФ :

1.Начальное : профессиональные училища

2. Среднее : средние специальные учебные заведения колледжи. техникумы, училища

3. Высшее : высшие учебные заведения институты, университеты, академии

4.Послевузовское : аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура высших учебных заведений

Начальное профессиональное образование

- имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Приобрести его можно в образовательных учреждениях начального профессионального образования

Среднее профессиональное образование

- служит для выполнения профессиональной деятельности специалиста средней квалификации ( среднего звена ) в различных областях.

Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования

Высшее профессиональное образование

- необходимо для высококвалифицированного, преимущественно умственного, труда в различных областях.

Получить его можно в высших учебных заведениях. Имеющих государственную аккредитацию ( университеты, академии, институты )

В вузы принимаются лица, имеющие полное среднее образование.

Ступени высшего образования в РФ :

- Бакалавр – не менее 4 лет

- дипломированный специалист – не менее 5 лет,

- магистр – не менее 6 лет.

Послевузовское профессиональное образование

- предоставляет возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования в аспирантуре, ординатуре , адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в высших учебных заведениях .

Аспирантура - основная форма подготовки в России научных и научно - педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях. Аспиранты сдают вступительные экзамены в аспирантуру и готовят диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет. В заочной форме – четырех лет.

Ординатура клиническая – одна из форм повышения квалификации врачей.

Адъюнктура - одна из форм подготовки научных и научно - педагогических кадров в Вооруженных Силах РФ, аналогична аспирантуре в гражданских вузах и НИИ.

Докторантура – подготовка научно - педагогических кадров высшей квалификации. Докторант готовит и публично защищает диссертацию на ученую степень доктора наук, которая в определенном порядке присваивается тем. Кто уже имеет степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет.

Формы получения образования

1.В образовательном учреждении :

2.Формы семейного образования

Допускается сочетание различных форм получения образования.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

- профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;

- состояние материально-технической базы обучения;

- программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;

- качество преподавательских кадров;

- качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;

- приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;

- конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе

Динамическая пауза .

- Составьте самостоятельно определение понятия “рынок образовательных услуг”.

При этом используйте, так называемый “лингвистический конструктор” : слова и словосочетания не могут использоваться дважды ; можно добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

Рынок образовательных услуг – система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на определенной территории

6.Закрепление материала

Беседа по вопросам :

— Какое образование необходимо, чтобы получить профессию “столяр”?

— Куда вы поступите, если решите приобрести профессию медицинской сестры?

— Какое образовательное учреждение необходимо окончить, чтобы получить профессию врача?

Вывод : разные профессии, разная квалификация требуют получения образования различного уровня, то есть для получения одних профессий (столяр) достаточно окончить профессиональное училище, а для получения профессии врача необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении (институте, университете, академии).

- Проанализируйте варианты получения профессионального образования, исходя из конкретных жизненных ситуаций, а также особенностей и устремлений отдельного выпускника :

— Если человек мечтает быть ученым, какой путь получения профессионального образования он скорее всего выберет?

— По какому пути стоит пойти человеку, мечтающему стать водителем-дальнобойщиком?

— Если человек мечтает стать врачом, но сомневается в собственных возможностях, какой путь получения образования вы посоветуете ему выбрать?

7.Подведение итогов . Выставление оценок .

8.Рефлексия .

9.Домашнее задание.

1.Рассмотрите несколько вариантов получения своего профессионального образования и проанализируй их, выявив плюсы и минусы каждого. Укажите , какой из вариантов вы считаете оптимальным и обоснуйте свой выбор .

Виды и формы получения профессионального образования, слайд 1

Профессиональное образование -
система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве. Профессиональная образовательная программа направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготавливающих специалистов соответствующей квалификации.

Виды и формы получения профессионального образования, слайд 3

Виды и формы получения профессионального образования, слайд 4

Формы получения образования
в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната — допускается сочетание различных форм получения образования. В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования: • Бакалавр – не менее 4 лет • дипломированный специалист – не менее 5 лет, • магистр – не менее 6 лет. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Виды и формы получения профессионального образования, слайд 5

ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
При обучении на очной форме обучения (или ее еще называют - дневной) студенты учатся преимущественно в дневные часы в будние дни (но бывают и учебными один из выходных дней). Занятиям с преподавателем отводится большая часть времени обучения, примерно 70%, остальные 30% посвящены самостоятельному изучению материала. Обучение построено в форме лекций, семинаров, коллоквиумов и пр.

Виды и формы получения профессионального образования, слайд 6

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ (ВЕЧЕРНЕЕ) ОБУЧЕНИЕ
Классическое вечернее обучение происходит в вечерние часы. Обычно это 6-8 занятий в неделю. Вечернее обучение удобно для тех, кто работает. Занятия, как правило, начинаются после 18.00. В один день бывает не больше 2-3 пар. Занятиям с преподавателем отводится не так много времени, как при очном обучении. Занятия с преподавателем проходят в форме лекций, семинаров, коллоквиумов и пр.

Виды и формы получения профессионального образования, слайд 7

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЭКСТЕРНАТ
Заочное обучение это одна из форм самостоятельного изучения дисциплин. Заочное обучение это одна из форм самостоятельного изучения дисциплин. Самообучению при данном виде обучения уделяется порядка 70% всего времени обучения, 30% это работа с преподавателями в виде вводных лекций по предмету, семинаров, коллоквиумов и пр. При заочном обучении используется предметно-курсовая система обучения по сессиям. Т.е. в начале учебного года, который обычно "сдвинут" относительно иных форм обучения студентам дается так называемая "установочная сессия", формах обучения начинается, как правило, с 1 сентября и продолжается до 30 июня включительно.

Виды и формы получения профессионального образования, слайд 8

Дистанцио́нное обуче́ние (ДО) - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Виды и формы получения профессионального образования, слайд 9

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:
• профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор; • состояние материально-технической базы обучения; • программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;• качество преподавательских кадров; • финансовое обеспечение; • качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование; • приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы; • конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

Виды и формы получения профессионального образования, слайд 10

Все виды профессионального образования в своей работе решают целый ряд задач:
Первая - профессиональная подготовка по определённой специальности. Вторая – профессиональная переподготовка кадров. Третья задача - повышение квалификации специалистов.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Виды профессионального образования"

В первобытном обществе не было проблем с выбором профессии. Ведь в то время человек умел делать всё то, что ему было необходимо для существования, а именно: добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей. Но человечество не стояло на месте, оно развивалось и постепенно произошло разделение труда. Сначала появилось скотоводство и земледелие, затем появились ремёсла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнилась и деятельность людей.


Сейчас насчитывается более 40 тысяч профессий. Причём ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает либо видоизменяется. Вот, например, такие профессии, как лакей, кучер исчезли от ненадобности. В свою очередь новыми и популярными профессиями стали IT-специалист, маркетолог.




В свою очередь, специальность – это комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.


То есть получается, что профессия объединяет группу родственных специальностей. Так, например, профессия учитель включает специальности: учитель технологии, учитель математики, учитель биологии, учитель начальных классов и так далее. Профессия станочник по металлообработке включает специальности: токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик и так далее.

Квалификация – это степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности.


Важно не путать высокую квалификацию с высшим образованием, ведь высшее образование можно получить и при этом не стать специалистом высокой квалификации.

Конечно, выбор профессии является очень важным и сложным этапом. Ведь именно от этого выбора будет зависеть весь последующий жизненный путь человека.


Во все времена в нашей стране образованию уделялось особое внимание. Однако со сменой веков и политических режимов оно также претерпело значительные изменения.


На сегодняшний день в Российской Федерации существуют такие виды образования, как общее и профессиональное. К первому виду относится дошкольное и школьное образование. А вот профессиональное образование мы сейчас с вами подробнее и рассмотрим.

Итак, профессиональное образование – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определённых уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Основными целями профессионального образования России являются непрерывное развитие личности, в процессе которого идёт освоение профессиональной квалификации, и подготовка человека к работе по профессии. Другими словами, человек должен постоянно совершенствоваться.


Вообще, система профессионального образования в России не была бы возможна без участия Петра I. Именно он ввёл специализированное обучение ещё 300 лет тому назад.


Виды профессионального образования зависят от уровня получаемого профессионального образования. Различают следующие уровни профессионального образования: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование.


Начальное профессиональное образование осуществляется на базе девяти и одиннадцати классов. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах и лицеях). Эти учреждения выпускают квалифицированных рабочих и служащих. Срок обучения в них на базе основного общего образования (на базе 9 классов) составляет 3 года, на базе среднего (полного) общего образования (на базе 11 классов) – 1 год.

Интересно знать, что начальное профессиональное образование в России возникло после проведения соответствующих реформ Петром I. Одни из первых учебных заведений, где подготавливали профессионалов, открылись в начале восемнадцатого века. К ним относились горнозаводские, артиллерийские, геодезические, инженерные и медицинские школы.


Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистами среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее образование, среднее (полное) общее образование или начальное профессиональное образование. В настоящее время среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, колледж – основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Средние учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Срок обучения в них составляет 2–4 года. На сегодняшний день государственные учреждения среднего профессионального образования осуществляют обучение почти по пятистам различным специальностям.


При этом если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращённым ускоренным программам.


Послевузовское профессиональное образование – это своего рода замыкающий (высший) уровень в системе основного профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре. По окончании обучения слушателям присваивается учёная степень и выдаётся соответствующий документ государственного образца об учёной степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук). Максимальный срок обучения – три года в очной форме, четыре года в заочной форме.

Дополнительное профессиональное образование – это непрерывный процесс, позволяющий получать актуальные сведения, связанные с профессиональной, управленческой и производственной деятельностью. Работники, заинтересованные в дальнейшем профессиональном росте, должны регулярно заниматься повышением своей квалификации, стараться узнавать новое и быть в курсе изменений методик и технологий своей сферы деятельности. А для этого можно заниматься самообразованием с помощью специальных изданий и электронных ресурсов. Однако официальное повышение квалификации с получением удостоверения можно пройти только в специализированных заведениях, таких как институт дополнительного профессионального образования, факультет при вузе, занимающийся обучением и переподготовкой специалистов, центр дополнительного профессионального образования, производственное подразделение на предприятиях, занимающееся обучением и повышением квалификации своих работников.


Сегодня существует много путей получения профессионального образования. Обучение может проходить как в стенах учреждения, для которого профессиональная подготовка является основным видом деятельности, так и на базе организации, не занимающейся собственно образованием, но производящей подготовку для определённой профессиональной деятельности.


Информацию об учебных заведениях, которые осуществляют профессиональное обучение, вы можете узнать в справочниках для поступающих в учебные заведения, телефонных справочниках, компьютерных информационно-поисковых программах в сети Интернет, рекламных объявлениях, библиотеках, районных центрах занятости, в беседах с представителями учебных заведений, преподавателями, а также при встречах с учащимися и выпускниками.

На этом уроке мы с вами поговорили о профессиональном образовании. Узнали, что в России существует пять уровней профессионального образования. В завершении урока хочется сказать, что выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба. Правильно выбрать профессию – это значит найти своё место в жизни. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.

Читайте также: