Социальное и профессиональное самоопределение молодежи в рф сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Предметом анализа является взаимодействие социальных процессов и индивидуального профессионального самоопределения, в результате которого формируется и осуществляется профессиональный выбор как социальный процесс. В этом взаимодействии были выделены два принципиально различных аспекта. Один – влияние многообразных внутригрупповых и внутриорганизационных процессов на профессиональную ориентацию каждого из своих членов, другой – выяснение, каким образом структура и функции социальной общности, социальной системы преломляются в структуре и функциях профессиональной адаптации отдельного индивида через профессиональное самоопределение как социального процесса. Функциональное назначение профессионального самоопределения состоит в том, чтобы адаптировать свершающиеся профессиональные факты, явления культурного и профессионального плана к уже сформировавшимся, ранее существовавшим взглядам, мнениям и оценкам. Названные функции профессионального самоопределения по сути дела в целом являются адаптационными механизмами. Методология определения социальных индикаторов успешной адаптации предполагает систему взглядов, которая призвана уточнить ее эпистемологический статус, связывая ее с различными теориями знания, а также вписать профессиональные индикаторы, характеризующие феномен профессионального самоопределения, в панораму существующих взглядов.


1. Акимова И.А. Проблемы формирования статусно-ролевой идентичности в условиях постиндустриальной трансформации // Матер. III Всерос. социолог, конгресс: Моск. гос. ун-т. – 2008. – С. 43–47.

2. Гейжан Н.Ф. Пути повышения престижа рабочих профессий: метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 44-78.

3. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект). – М.: РГМУ, 2000. – С. 30-31.

4. Дискин И.С., Авраамова Е.М. Адаптация населения и элит // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 34-38.

5. Емекеев А.А. Проблемы адаптации молодых специалистов к новым условиям хозяйственной деятельности // Проблемы современной экономики. – 2002. – № 3. – С. 17-23.

6. Петров Д.С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. – М.: Фирма Светотон ЛТД, 2005.

7. Саймон Герберт А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Мир человека. – Осень 1993. – Т. 1. Вып. 3. – С.9, 16-38.

8. Селеванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 310-328.

9. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъекта психологической науки. – М.: Академический проект, 2000. – С. 184-202.

10. Фокина Р.А. Особенности становления профессионала (на примере профессии психолога) // Ежегодник Российского психологического общества. – М., 1996. – С. 24-26.

Одной из ключевых проблем, несущей в себе предпосылки решения многих социальных задач, является профессиональное самоопределение. Что такое профессиональное самоопределение в контексте социального поведения человека? В какой мере человек, как субъект своей активности, использует имеющийся у него личностный опыт (представления о ценностях, жизненных планах, своих личностных возможностях и т.д.) в качестве средств адаптации, а также посредством каких механизмов осуществляется достижение целей профессиональной деятельности и саморазвития? Необходимость новых подходов к анализу социального поведения диктуется потребностями социальной практики. Поэтому исследование такого сложного феномена как профессиональное самоопределение является необходимой предпосылкой для развития научных представлений о качественном разнообразии конкретных проявлений социального поведения [8]. Профессиональное самоопределение как проявление социального поведения обусловлено не только социальными детерминантами, но непосредственно связано с процессом профессиональной адаптации индивида, и это еще один важный аспект нашего исследования.

Основное внимание в исследованиях профессионального самоопределения отводится рассмотрению его социальных функций, которые, по сути, выступают механизмом и условием социальной адаптации. Важнейшая из них - функция профессиональной адаптации индивидов в социально-приемлемых рамках. В названном контексте предназначением анализа профессионального самоопределения является описание, а затем классификация и, наконец, объяснение профессионального поведения, обеспечивающего стабильную профессиональную социализацию в обществе, при этом профессиональные нормы выступают в роли теорий, объясняющих содержание той или иной профессии в рамках определенной когнитивной структуры. Отличительной чертой этой структуры является трансформация информационных элементов в репрезентативно-образные, сопровождающиеся превращением описания в объяснение. То есть человек видит профессию не такой, какой она является на самом деле, а сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений, так, как она представлена в процессе профессиональной ориентации.

В процессе социальной адаптации, когда профессиональное самоопределение как цель реализуется в деятельности, происходит активное, но противоречивое в своей основе взаимодействие между целью и средствами. С одной стороны, средство предоставляет человеку возможности, которые по определению более обширны, чем данная цель. С другой стороны, средство именно есть то, что ничего собою не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность [9]. Это противоречие в профессиональном самоопределении, обнаруживающееся на том этапе адаптации, когда не находит свое разрешение планируемая цель, которая становится средством для достижения адекватных показателей. Этот процесс должен быть бесконечным, в противном случае мир целей не сможет сохранить свою самостоятельность. На второй ступени, где цель осуществляется, воплощаясь в результате деятельности, профессиональное самоопределение проявляет себя как объективированный процесс, в котором может быть снято противоречие между субъективной целью и объектом. Но это возможно только в том случае, если цель на протяжении всей деятельности сохраняет свою самостоятельность как нечто устойчивое.

Таким образом, для понимания социальных механизмов адаптации необходим анализ различных форм выбора через профессиональное самоопределение как социального поведения. В рамках данной формы социального поведения, проявляемого как адаптация, целеполагание имеет смысл рассматривать как социально и культурно детерминированный процесс, регулируемый социальными стереотипами, ценностями и нормами и частично выходящий за рамки этой детерминации только в поведении целерациональном. Во второй форме социального поведения, основанной на практическом опыте, профессиональное самоопределение выступает как постановка задач, целей операций и действий, а знание здесь существует только в форме цели. Для современных представлений о роли профессионального самоопределения в принятии индивидом личностных решений, в осуществлении им своего выбора характерно подчеркивание активного, избирательного отношения к социальной среде, способности не просто отбирать, систематизировать и комбинировать условия существования, но и манипулировать ими [8].

Социальная адаптация - сложный и глубоко индивидуализированный процесс, при анализе которого внимание естественно обращается к субъективным механизмам, личностным чертам, личностной ситуации и т.д. Именно поэтому так важно учитывать социальную природу профессионального самоопределения, многоуровневую в пространстве и накапливаемую во времени социальную детерминацию как самой этой способности, так и конкретных процессов и форм ее проявления. Человек осуществляет социальное поведение, т.е. ставит цели и выбирает стратегию движения к ним, будучи включен в социальный процесс. Более того, само социальное поведение (в нашем исследовании как проявление способности к социальной адаптации через механизм профессионального самоопределения), к предвосхищению результата в сознании можно рассматривать как продукт этой деятельности. Человеческое сознание и мышление как необходимые предпосылки профессионального самоопределения есть особая способность социального субъекта [6].

Таким образом, профессиональное самоопределение может быть как подготовкой к успешной социальной адаптации, так и сложным ее проявлением. Однако оно может стать и устаревшим стереотипом реакции, так и не приобретшим или потерявшим актуальность. Ценности чаще других аспектов профессионального самоопределения рассматриваются в качестве регуляторов адаптации, причем адаптация, основанная на ценностях, считается высшим уровнем развития личности. Нельзя с очевидностью предполагать, что структура ценностных ориентаций является раз и навсегда сформированной субстанцией, однако если ориентация на значимые ценности присутствует, то интерес представляет исследование того, какие именно значимые ценности связаны с высоким уровнем профессионального самоопределения. В зависимости от того, какие мотивы преобладают в процессе достижения цели, существенным образом меняется и характер всех процессов индивидуальной адаптации. Профессиональное самоопределение признается в качестве высшей мотивации человека, движущей силы в реализации собственного потенциала во всех сферах жизни. Поскольку мотивация имеет побуждающую к действию функцию, то она обеспечивает все компоненты процесса профессионального самоопределения. Так, при высокой мотивации возрастает эффективность достижения целей, более тщательно происходит выбор средств для ее достижения, более значимой становится оценка результата [4]. Использование максимально широкого взгляда на проблему профессионального самоопределения как механизма и условия адаптации позволяет соотнести различные цен­ности.

Социокультурные детерминанты, определяющие динамику развития профессионального самоопределения как условия успешной адаптации, целесообразно сводить к познавательным, ценностным и поведенческим.

Познавательные элементы профессионального самоопределения проявляются через понимание субъектами своих профессиональных интересов - личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных. Поэтому интегративным элементом профессионального самоопределения можно считать профессиональное сознание, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной профессиональной общности.

Ценностные элементы профессионального самоопределения предполагают анализ существующих в обществе социально-профессиональных ценностей, что является ключевым моментом изучения характера и особенностей профессиональной адаптации. Одним из главных достоинств социально-философского подхода в описании структуры ценностей является возможность сопоставления результатов, когда ценностные предпоч­тения напрямую увязываются с данными эксперименталь­ных методик. Профессиональное самоопределение, пони­маемое как система ценностных ориентаций, в профессиональном выборе и самоопределении включает в себя три ключевых компонента: ценность, установку и субъективную структуру.

Таким образом, социокультурные детерминанты - это социально-профессиональные, экономические отношения каждого данного общества, которые проявляются как познавательные ценностные, поведенческие элементы и интересы. Профессиональные интересы обусловлены положением тех или иных социальных групп, но вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют вне того или иного их выражения, в виде взглядов, позиций, морали, идеологии этих социальных групп. Выявление взаимозависимости между профессиональным интересом и профессиональным поведением, уровнем его активности приобретает значение закономерности.

Цель исследования - изучить феномен профессионального самоопределения как механизм адаптации учащейся молодежи в современном мире.

Материал и методы исследования

Основой исследования являются данные анкетирования 460 учащихся начальных профессиональных учебных заведений городов и районов Республики Башкортостан. В ходе исследования применялись опросные методы, проведен анализ полученных результатов. Статистическая обработка материалов проводилась с использованием корреляционного анализа с использованием пакета программ SPSS12.0, SPSS13.0. В качестве информационной базы проанализированы материалы государственной статистики.

Результаты исследования

Диагностика профессионального самочувствия учащейся молодежи связана, прежде всего, с выявлением - в динамике - тех профессиональных проблем, которые вызывают наибольшую неудовлетворенность. В рамках мониторинга учащейся молодежи особое внимание уделялось также и инерционному аспекту изменений: что изменилось, что осталось устойчивым? Многие феномены рыночного образа жизни воспринимаются значительной частью респондентов не как аномальные, в то же время происходит переориентация от общественных приоритетов к личным. Необходим был не только анализ ситуации, связанный с проблемой, но и выявление общих закономерностей становления и осознания, поиск возможностей оказывать оптимизирующее влияние на их развитие. С этой целью было проведено на молодежной выборке специальное исследование, направленное на изучение предпосылок становления профессиональной культуры, т.е. знаний и установок, необходимых для ее формирования.

Анализ результатов серии экспериментальных исследований проблемы профессионального самоопределения в контексте социальной адаптации учащейся молодежи решал следующие задачи: во-первых, проведение сравнительного анализа особенностей развития профессионального самоопределения как показателя уровня социальной адаптивности; во-вторых, выявление условий и факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

Основными социальными сферами, формирующими профессиональное самоопределение в обществе, по утверждению респондентов, являются семья - 62 %, образовательные учреждения - 26 %. Большинство считают формирование профессионального самоопределения необходимым условием для преодоления негативных последствий, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессии - 76 % респондентов дали положительный ответ. Результаты показали, что определенная часть респондентов, наиболее активных и предприимчивых, демонстрировала профессиональную адаптивность, используя новые профессиональные возможности общества. Однако здесь возникает новый аспект в понимании профессиональной адаптивности - морально-этический, который требует специального рассмотрения.

В процессе опроса мы также анализировали динамику некоторых личностных свойств, лежащих в основе профессиональной адаптивности в профессиональной среде. На вопрос о том, насколько обладание теми или иными личными качествами, характеризующими профессиональное самоопределение, влияет на оценку респондентами того, являются ли они социально-адаптивными, можно ответить, обратившись к данным таблицы 1.

Связь между личностными качествами профессионального самоопределения и субъективной самооценкой социальной адаптированности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профессиональное самоопределение молодёжи

в современных социальных условиях

Т.Н.Шагаева
ОГАПОУ ГГПК

Аннотация: В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения молодёжи. Актуальность исследования обусловлена тем, что трудности, возникающие при выборе профессии, влияют на дальнейшее определение жизненных перспектив личности. В статье затрагиваются такие проблемы профессионального самоопределения молодежи, как неполные представления о мире профессий, отсутствие самостоятельности при осуществлении профессионального выбора, ориентация на социальный престиж профессии и т.д. Показано, что профессиональное самоопределение необходимо рассматривать во взаимосвязи с воспитанием, образованием, нравственностью, а также – экономическими и социальными трансформациями современного общества. Проанализированы и структурированы ключевые проблемы профессионального самоопределения молодёжи. Выявлена и обоснована необходимость разработки мер по решению проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях.
Ключевые слова: молодёжь, профессиональное самоопределение, социализация, самореализация, информационная грамотность.

Молодёжь – это особая социальная группа с преобладающим уровнем интеллектуальной активности и здоровья, в отличие от других групп населения. Культурные потребности и интересы молодёжи неустойчивы, это связано как с семейно-бытовыми условиями, так и с социальными. Одной из важных потребностей молодёжи является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение в современном понимании охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с личностным. Выбранная профессия – это своего рода выбранный жизненный путь, на котором происходит становление человека как личности. Самоопределение личности можно считать состоявшимся в том случае, если личность осознаёт цель и смысл жизни, готова к самостоятельной жизнедеятельности в соответствии со своими желаниями, возможностями, склонностями, способностями и требованиями окружения и общества. Разумный выбор профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Однако на этапе профессионального самоопределения молодёжь сталкивается с рядом трудностей. Именно поэтому важно структурировать основные проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях для выявления факторов успешной профессионально-трудовой социализации.

Есть основания полагать, что в современных социальных условиях не всегда имеет место свободный выбор профессии, а соответственно – невозможна полная профессиональная самореализация молодёжи в сфере труда. В том числе это связано с сокращением бюджетных мест в Вузах. Так, абитуриентам, не имеющим высоких баллов по результатам государственной итоговой аттестации, приходится выбирать доступную им специальность, а не желаемую. В результате этого, получив профессиональное образование, около 50 % молодёжи трудоустраиваются не по специальности. [2, с. 70] Во-первых, из-за нежелания работать в той или иной сфере, во-вторых, из-за отсутствия достаточной компетентности в полученной профессии. Таким образом, молодые люди не могут реализовать себя в полной мере в соответствии со своими притязаниями в трудовой деятельности.

Зачастую абитуриент, выбирая профессию, руководствуется исключительно её престижностью и перспективой высокой оплаты труда.

Важным компонентом профессионального самоопределения личности является набор ценностей молодежи, поскольку он напрямую влияет на выбор профессии. По мнению Л.Б. Шиляевой, набор ценностей конкретного человека способствует формированию жизненных ориентиров и перспектив личностного развития. Залог успеха профессионального самоопределения – отношение к труду как к самостоятельной ценности, творческий подход к профессии. Очень важно понимание молодым человеком того, что профессия является одной из главных сфер реализации личности, её способностей, идеалов и стремлений. Зрелая личность должна обладать чувством долга перед выбранной профессией, трудовой активностью и понимать, что для больших достижений потребуется больше дополнительных усилий, и не бояться этого. [5с. 26-28] Однако часто встречается проблема противоречивости ценностных ориентаций индивида, что может помешать его профессиональному самоопределению.

Изучение основных проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях позволяет наиболее полно представить то, над чем предстоит работать специалистам, педагогам, психологам, родителям, государству и обществу в целом. Перспективным направлением исследования представляется изучение специфики решения проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях. Необходима разработка программ профессионального самоопределения молодёжи, которые позволили бы студентам-первокурсникам осознать правильность своего профессионального выбора, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обозначена актуальность проблемы профессионального самоопределения молодежи, рассмотрены факторы, оказывающие влияние на выбор будущей профессии, проведен анализ рынка труда Свердловской области, обозначены наиболее востребованные профессии на данной территории.


Пархоменко Алена Игоревна
учащаяся 11 класса,
МБОУ СОШ №64,
г. Нижний Тагил [email protected]
Руководитель: Дегенгарт А.В.

АННОТАЦИЯ: В данной статье обозначена актуальность проблемы профессионального самоопределения молодежи, рассмотрены факторы, оказывающие влияние на выбор будущей профессии, проведен анализ рынка труда Свердловской области, обозначены наиболее востребованные профессии на данной территории.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессия, профессиональное самоопределение.

Parkhomenko Alena Igorevna,

student of 11th grade,

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

ABSTRACT: This article indicated the urgency of the problem of professional self-determination of youth, describes the factors that influence the choice of future profession, the analysis of labour market Sverdlovsk region, marked the most popular profession in the territory.

KEYWORDS: profession, professional self-determination.

В настоящее время современная молодежь живет в условиях динамичного развития общества, которое оказывает многозначное воздействие на различные стороны ее жизнедеятельности. Социализация российской молодежи в начале XXI вв. протекает под влиянием разнонаправленных факторов: политических перемен в стране; трансформации ценностно-нормативной системы; новой социальной дифференциации в обществе; изменения шкалы престижности профессий и т.д.

Одной из главных и острых проблем молодежи является выбор своего дальнейшего профессионального пути. Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодёжью всегда, а сегодня она особенно актуальна, так как быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30% из них поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам. О многих новых профессиях молодёжь практически не имеет информации. Некоторые выпускники школ поступают в университет только для того, чтобы просто получить диплом о высшем образовании. Отрицательные последствия данных процессов очевидны, наблюдаются проблемы, связанные с трудоустройством, то есть возникает несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей в них народного хозяйства, противоречие между рынком труда и рынком специалистов.

На сегодняшний день отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения. В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению молодежи уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе, как правило, данная подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога, но их, как правило, бывает недостаточно для изучения своих склонностей, личностных качеств, индивидуальных особенностей.

В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Исследованиями в области профессиональной ориентации и профконсультирования занимались такие ученые, как: Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистякова; разработкой основных положений деятельностного подхода: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. [1, с. 321]

Процесс профессионального самоопределения происходит длительное время, зачатки его зачастую формируются в детском возрасте, когда дети начинают в игровой форме познавать мир профессий. На протяжении этого периода происходит не только профессиональное и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

Когда в подростковом возрасте встаёт вопрос о выборе профессии, то на этот выбор влияет также и множество других факторов.

Первым фактором, на наш взгляд, является родительское давление. Когда подростки начинают задумываться, кем бы они хотели быть, родители помогают им в выборе профессии. Но иногда помощь перерастает в давление, которое может помешать определению будущей личности. Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Второй фактор – это социальное давление. Современная молодёжь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придаёт условиям жизни, предпочитая профессии, которые приносят высокие заработки.

Четвертый фактор – несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии. Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

Пятый фактор – неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

Шестой фактор - устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии. Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Седьмой фактор - незнание социально-географических особенностей города, области. Для каждого местности характерен свой род деятельности, поэтому перед выбором профессии следует изучить характеристики области, города. К примеру, Свердловская область является индустриальной территорией, где преобладает промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал. В связи с чем, выбор профессии необходимо осуществлять, учитывая данные особенности. [2]

Проведя анализ литературы, мы выявили, что в 60-е годы XX века молодёжь интересовали профессии умственного труда; в 80-е годы для молодых людей, основополагающим фактором выбора профессии была её социальная ценность, а также качества личности, присущие представителям этой профессии, её принципы, нормы отношений [3, с. 97]

На сегодняшний день перспективы развития Свердловской области связаны с дальнейшим развитием и повышением конкурентоспособности металлургии, тяжелого, химического, энергетического машиностроения, нефтехимии путем реконструкции и модернизации действующих производств и строительства новых предприятий, обеспечивающих глубокую переработку минерально-сырьевых ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий, а также освоением производства высокотехнологичной наукоемкой продукции, в особенности в таких отраслях, как энергетика, материаловедение и электротехника, приборостроение, транспортное машиностроение, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность.

Увеличение количества строительных проектов дает все основания предполагать, что возглавят рейтинги востребованных профессий на ближайшее десятилетие строительные специальности. В ближайшей перспективе будет спрос на производственных специалистов, особенно в сочетании со знанием иностранного языка, владением экономическими и юридическими знаниями. И, наоборот, спрос на менеджеров-экономистов со знанием производства технологии. На сегодняшний день область компьютерного обеспечения удерживает лидирующие позиции на рынке труда. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей в сфере IT технологий – web-дизайнер. По – прежнему, востребованные на рынке труда остаются профессии переводчик и лингвист. Наряду с европейскими языками, также востребованы специалисты со знанием восточных языков. Профессии врача и педагога не потеряют своей актуальности. Также на ближайшее время прогнозируется потребность в ученых в сферах машиностроения, пищевой промышленности, медицине, инженерии и IT-программирования.

На основании вышеизложенного, в связи с динамично развивающимися условиями жизнедеятельности населения, перед образовательными учреждениями стоит приоритетная задача организации работы по содействию в профессиональному самоопределению учащихся. Профессиональное самоопределение — многолетний процесс, это не единичное решение, а цепочка различных решений, принимаемых на протяжении определенного времени, при этом каждый шаг связан с предыдущим и последующим.
Поскольку современный рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, то задачей образовательных учреждений является формирование и развитие у молодого человека таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространство; стоит задача научить учащихся самостоятельному взаимодействию с динамичным миром профессионального труда.

Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / - Екатеринбург: Деловая книга, 2005.- 463 с.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения молодёжи. Актуальность исследования обусловлена тем, что трудности, возникающие при выборе профессии, влияют на дальнейшее определение жизненных перспектив личности. В статье затрагиваются такие проблемы профессионального самоопределения молодежи, как инфантилизм, неполные представления о мире профессий, отсутствие самостоятельности при осуществлении профессионального выбора, ориентация на социальный престиж профессии и т.д. Показано, что профессиональное самоопределение необходимо рассматривать во взаимосвязи с воспитанием, образованием, нравственностью, а также – экономическими и социальными трансформациями современного общества. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины замены профессиональной деятельности – предпринимательской. Проанализированы и структурированы ключевые проблемы профессионального самоопределения молодёжи. Выявлена и обоснована необходимость разработки мер по решению проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях.
Ключевые слова: молодёжь, профессиональное самоопределение, социализация, самореализация, информационная грамотность

The problems of youth professional development in modern conditions

Ryapolova Yana Igorevna
The master, Orel State University, Russia, Orel

Abstract: In the article the youth professional development are considered. The relevance of the article is conditioned by the fact that the profession choice determine the future of each person. In the article the following issues are considered: infantilism, incomplete understanding of the world of professions, lack of independence in the implementation of professional choice, focus on the social prestige of the profession. The theme relevance is in the importance of processional self-determination which is to be integrated in the educational process. Professional determination is continuous process which distinguishes the youth education. It is stated that professional self-determination should be closely connected with the upbringing, education, norms of morality, current economic transformations. The main causes of professions’ replacement for entrepreneurship are represented in the article. The key points of professional self-determination are stated in the article. The necessity of the seated current problem solution is identified and substantiated.
Keywords: the youth, professional self-determination, socialization, self-realization, informational literacy

Молодёжь – это особая социальная группа с преобладающим уровнем интеллектуальной активности и здоровья, в отличие от других групп населения. Культурные потребности и интересы молодёжи неустойчивы, это связано как с семейно-бытовыми условиями, так и с социальными. Одной из важных потребностей молодёжи является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение в современном понимании охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с личностным. Выбранная профессия – это своего рода выбранный жизненный путь, на котором происходит становление человека как личности. Самоопределение личности можно считать состоявшимся в том случае, если личность осознаёт цель и смысл жизни, готова к самостоятельной жизнедеятельности в соответствии со своими желаниями, возможностями, склонностями, способностями и требованиями окружения и общества. Разумный выбор профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Однако на этапе профессионального самоопределения молодёжь сталкивается с рядом трудностей. Именно поэтому важно структурировать основные проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях для выявления факторов успешной профессионально-трудовой социализации.

Следует отметить, что вся трудовая жизнь человека посвящена профессиональному самоопределению. Личность всегда определяет, какое значение для неё имеет профессиональная деятельность, в соответствии с её жизненными целями. В рамках данной статьи мы рассмотрим основные проблемы профессионального самоопределения молодого поколения.

На момент окончания школы молодёжь активно выбирает вид будущей профессиональной деятельности. Однако выбор профессии является для многих не потребностью, а необходимостью. Согласно исследованиям И.Н. Ананьевой, С.В. Морозовой, Ю.В. Олейникова, юноши и девушки всё реже задумываются о будущем, не хотят принимать решений. Как следствие, можно наблюдать инфантильность современной молодёжи, которая не стремится взрослеть и переходить на новую ступень развития. Проблема инфантилизма актуальна в последнее время в исследованиях, посвященных изучению молодого поколения как социальной группы. Учёные говорят о глобальном явлении инфантилизма, которое встречается в современной социокультурной системе. [7, с. 28] Эта проблема, в первую очередь, связана с пропагандой гедонистического образа жизни, а также с отсутствием у современной молодёжи устойчивых перспектив. Инфантилизм проявляется в незрелости эмоционально-волевой сферы, в несамостоятельности решений, в отсутствии трудовой мотивации, в зависимости от старшего поколения в решении важных вопросов. Как следствие, инфантилизм мешает осознанному профессиональному самоопределению молодого поколения. Принятие выбора старшего поколения становится нормой для современной молодежи, так как это избавляет её от мучительного поиска правильного решения. Таким образом, задача образовательных учреждений – научить молодёжь прислушиваться к мнению старших, но при этом осуществлять самостоятельный выбор специальности.

Есть основания полагать, что в современных социальных условиях не всегда имеет место свободный выбор профессии, а соответственно – невозможна полная профессиональная самореализация молодёжи в сфере труда. В том числе это связано с сокращением бюджетных мест в Вузах. Так, абитуриентам, не имеющим высоких баллов по результатам государственной итоговой аттестации, приходится выбирать доступную им специальность, а не желаемую. В результате этого, получив профессиональное образование, около 50 % молодёжи трудоустраиваются не по специальности. [3, с. 70] Во-первых, из-за нежелания работать в той или иной сфере, во-вторых, из-за отсутствия достаточной компетентности в полученной профессии. Таким образом, молодые люди не могут реализовать себя в полной мере в соответствии со своими притязаниями в трудовой деятельности.

Важным компонентом профессионального самоопределения личности является набор ценностей молодежи, поскольку он напрямую влияет на выбор профессии. По мнению Л.Б. Шиляевой, набор ценностей конкретного человека способствует формированию жизненных ориентиров и перспектив личностного развития. Залог успеха профессионального самоопределения – отношение к труду как к самостоятельной ценности, творческий подход к профессии. Очень важно понимание молодым человеком того, что профессия является одной из главных сфер реализации личности, её способностей, идеалов и стремлений. Зрелая личность должна обладать чувством долга перед выбранной профессией, трудовой активностью и понимать, что для больших достижений потребуется больше дополнительных усилий, и не бояться этого. [9, с. 26-28] Однако часто встречается проблема противоречивости ценностных ориентаций индивида, что может помешать его профессиональному самоопределению.

Современной молодёжи свойствен прагматизм, а также высокая степень озабоченности материальными проблемами. Как подчёркивают М.А. Матвиенко, К.Е. Егушев, наиболее актуальны следующие противоречия в молодёжной среде: молодому поколению одновременно присущи целеустремлённость и рассеянность, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и в то же время апатичность, наличие умственного потенциала и отсутствие духовного. [5, с. 1523] Таким образом, сталкиваясь с теми или иными трудностями, многие корректируют профессиональные цели или вовсе кардинально их меняют.

В процессе исследования профессионального самоопределения молодёжи выяснилось, что существует множество факторов, препятствующих профессиональному самоопределению. Как правило, это поверхностное представление о профессиях, несамостоятельный и неосознанный выбор профессии под влиянием социального окружения, инфантильность современной молодёжи, выбор доступной, а не желаемой профессии, руководство исключительно престижностью профессии при отсутствии необходимых способностей, идеализирование будущей профессии, неготовность к трудностям и т.д. Учитывая вышесказанное, будет полезна разработка мер по созданию благоприятных условий для профессионального самоопределения молодёжи на этапе выбора профессиональной деятельности.

Изучение основных проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях позволяет наиболее полно представить то, над чем предстоит работать специалистам, педагогам, психологам, родителям, государству и обществу в целом. Перспективным направлением исследования представляется изучение специфики решения проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях. Необходима разработка программ профессионального самоопределения молодёжи, которые позволили бы студентам-первокурсникам осознать правильность своего профессионального выбора, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления.

Профессиональное самоопределение молодёжи

в современных социальных условиях

Author: Tatiana shagaeva-Russian Federation, Gubkin, Belgorod region, "Gubkin mining and Polytechnic College", teacher

Аннотация: В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения молодёжи. Актуальность исследования обусловлена тем, что трудности, возникающие при выборе профессии, влияют на дальнейшее определение жизненных перспектив личности. В статье затрагиваются такие проблемы профессионального самоопределения молодежи, как неполные представления о мире профессий, отсутствие самостоятельности при осуществлении профессионального выбора, ориентация на социальный престиж профессии и т.д. Показано, что профессиональное самоопределение необходимо рассматривать во взаимосвязи с воспитанием, образованием, нравственностью, а также – экономическими и социальными трансформациями современного общества. Проанализированы и структурированы ключевые проблемы профессионального самоопределения молодёжи. Выявлена и обоснована необходимость разработки мер по решению проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях.

Abstract: the article deals with the features of professional self-determination of young people. The relevance of the study is due to the fact that the difficulties encountered in choosing a profession, affect the further definition of life prospects of the individual. The article deals with such problems of professional self-determination of young people as incomplete ideas about the world of professions, lack of independence in the implementation of professional choice, orientation to the social prestige of the profession, etc. It is shown that professional self-determination should be considered in relation to education, education, morality, as well as-economic and social transformations of modern society. The key problems of professional self-determination of young people are analyzed and structured. The necessity of developing measures to solve the problems of professional self-determination of young people in modern social conditions is revealed and substantiated.
Ключевые слова: молодёжь, профессиональное самоопределение, социализация, самореализация, информационная грамотность.

Key words: youth, professional self-determination, socialization, self-realization, information literacy.

Молодёжь – это особая социальная группа с преобладающим уровнем интеллектуальной активности и здоровья, в отличие от других групп населения. Культурные потребности и интересы молодёжи неустойчивы, это связано как с семейно-бытовыми условиями, так и с социальными. Одной из важных потребностей молодёжи является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение в современном понимании охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с личностным. Выбранная профессия – это своего рода выбранный жизненный путь, на котором происходит становление человека как личности. Самоопределение личности можно считать состоявшимся в том случае, если личность осознаёт цель и смысл жизни, готова к самостоятельной жизнедеятельности в соответствии со своими желаниями, возможностями, склонностями, способностями и требованиями окружения и общества. Разумный выбор профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Однако на этапе профессионального самоопределения молодёжь сталкивается с рядом трудностей. Именно поэтому важно структурировать основные проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях для выявления факторов успешной профессионально-трудовой социализации.

Важным компонентом профессионального самоопределения личности является набор ценностей молодежи, поскольку он напрямую влияет на выбор профессии. По мнению Л.Б. Шиляевой, набор ценностей конкретного человека способствует формированию жизненных ориентиров и перспектив личностного развития. Залог успеха профессионального самоопределения – отношение к труду как к самостоятельной ценности, творческий подход к профессии. Очень важно понимание молодым человеком того, что профессия является одной из главных сфер реализации личности, её способностей, идеалов и стремлений. Зрелая личность должна обладать чувством долга перед выбранной профессией, трудовой активностью и понимать, что для больших достижений потребуется больше дополнительных усилий, и не бояться этого. [5с. 26-28] Однако часто встречается проблема противоречивости ценностных ориентаций индивида, что может помешать его профессиональному самоопределению.

Изучение основных проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях позволяет наиболее полно представить то, над чем предстоит работать специалистам, педагогам, психологам, родителям, государству и обществу в целом. Перспективным направлением исследования представляется изучение специфики решения проблем профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях. Необходима разработка программ профессионального самоопределения молодёжи, которые позволили бы студентам-первокурсникам осознать правильность своего профессионального выбора, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления.

Читайте также: