Виды электронных карт сообщение

Обновлено: 25.06.2024

Электронная карта – картографическое изображение, сгенерированное на основе данных цифровых карт и визуализированное на видеомониторе компьютера или видеоэкране другого устройства, например, спутникового навигатора. Каждая конкретная электронная карта как средство оперативного контроля существует лишь в определённый момент времени, как правило, непродолжительный, пока её видно на устройстве отображения. И в этом их главное отличие от прочих визуальных картографических материалов, визуализируемых на твёрдой подложке, таких, как бумага, пластик, средствами графического вывода, например, принтерами.

Электронная карта (ЭК) — цифровая картографическая модель, визуализированная или подготовленная к визуализации на экране средства отображения информации в специальной системе условных знаков, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба. При этом классификация электронных карт соответствует общей классификации карт, например: электронная топографическая карта, электронная геологическая карта, электронная авиационная карта, электронная кадастровая карта и другие.

Отсутствие необходимости иметь статичное изображение карты позволяет применять анимацию, например, мигание, для подсветки отдельных объектов, например, результатов поиска.

Благодаря развитию таких онлайновых картографических веб-сервисов, как Google Maps, Yandex Maps, например, которые не требуются устанавливать программное обеспечение на локальный компьютер, а также картографические данные постоянно обновляются. [1]

Для навигации обычно используются два вида карт: векторные или растровые. Также некоторые приложения могут использовать аэро- и космические снимки.

Растровая карта представляет собой цифровое изображение, получаемое путем сканирования обычной бумажной карты. Так же как и цифровая фотография, она является копией оригинала с точностью до элемента (пиксела) сканирования.


Растровые карты, по сути своей, это графический файл с изображением местности и файлом привязки. Файл привязки сопоставляет географические координаты и координаты точки рисунка.

У растровых карт есть существенный недостаток - у них статичный масштаб, карты можно лишь приближать/уменьшать. Масштаб же зависит от масштаба карты, с которой сделан скан. Т.е. карта масштаба 1:100000 навсегда останется картой с масштабом в 1см 1км.

Растровая карта местности представляет собой набор множества отдельных разноцветных точек (пикселей),расположенных в определенном порядке. Растровое изображение может быть сохранено в компьютере или на дисках различных форматах, то есть в виде файлов с различными расширениями. Основные растровые форматы, с которыми работают практически все графические программы: *.bmp, *.jpg, *.jpg, *.tif, *.tiff, *.drg, *.jpg.

Основным достоинством растровой карты местности является то, что карта в электронный вид может быть переведена обычным сканированием с бумажного оригинала любого масштаба. При помощи компьютерной программы растровые карты местности можно масштабировать, детального посматривать карты большого размера, вручную корректировать объекты на карте, добавлять графическую и текстовую информацию.

Однако компьютер не распознает отдельные объекты в растровом изображении: реки, леса, дороги, строения воспринимаются программой как единый упорядоченный набор цветных точек и при увеличении масштаба четкость изображения ухудшается.

Растровая карта имеет две особенности:

  1. как правило, получаемый после сканирования файл имеет большой объем. Действительно, если отсканировать в полноцветном режиме карту размером 50х50см с разрешением 508dpi, то получившийся файл будет иметь размер 75Мб.
  2. программное обеспечение практически нечего, кроме отображения, делать с растровой картой не умеет. По растровой карте компьютер не может выполнять такие расчеты как: определение оптимального маршрута движения, расчет профиля земной поверхности и т.п. Более того, ввиду больших объемов, отображение растровых карт на маломощных компьютерах происходит достаточно медленно.

Значения координат точек привязки берутся с карты (если карта топографическая и имеет координатную сетку) или определяются опытным путем, непосредственно получив координаты на местности с помощью GPS. Качество и точность полученной растровой карты непосредственно зависит от сканирования, качества оригинала и точности ее привязки. [2]

На данный момент навигационная программа OziExplorer, включая модификацию OziCE дл КПК, практически не имеет конкурентов для работы с растровыми электронными картами.

Векторные карты местности

Векторные карты представляет собой хранилище изображений (базу данных) объектов (дороги, строения, лес, водоемы и др.) с описанием этих объектов в виде математических формул и алгоритмов, определяющих геометрическую форму, размер, цвет, местоположение объекта. Таким образом, компьютерная программа различает и опознает каждый объект индивидуально. Основное отличие векторной карты местности от растровой состоит в том, что в программе хранится не само изображение объекта, а информация, на основе которой объект создается непосредственно в процессе визуализации на экране компьютера.

Каждое перемещение по векторной карте означает перерисовку всех видимых объектов. Поэтому для ускорения работы с векторной картой объект в зависимости от выбранного масштаба может быть отображен подробно, схематически или скрыт.

Навигационная программа позволяет настраивать степень подробности отображения объектов и подписей на карте в зависимости от масштаба.

При загрузке подобной карты программа анализирует информацию, хранящуюся в базе данных, и на ее основе создает изображение карты местности. Так как векторная карта содержит минимальный объем графической информации, то и места в памяти программы и на флеш-карте занимает немного. К примеру, на карту объемом 1 Гб можно записать до 500 километровок (в зависимости от разрешения карты).

Подписи к объектам также находятся в базе данных и при необходимости оперативно генерируются на экране вместе с другими объектами векторной карты. Отдельные программы дают возможность управления цветом, шрифтом и расположением надписей. При увеличении масштаба программа следит за тем, чтобы надписи по возможности не перекрывались.

Форматы векторных карт, в отличие от форматов растровых карт, единого стандарта не имеют. Есть ряд форматов векторных карт, совместимых с большим количеством графических программ для работы с векторными изображениями. Некоторые же векторные форматы могут быть использованы только для какой-то определенной программы. [3]

При отображении векторных карт достаточно просто реализуются такие возможности как:

  • масштабирование (увеличение и уменьшение в произвольное число раз);
  • скроллинг (перемещение по карте);
  • разворот изображения карты;
  • включение/выключение видимости отдельных объектов и целых группировок (слоев карты);
  • выделение цветом или миганием каких-либо объектов или групп;
  • изменение цвета и стиля отрисовки требуемых объектов и др. [4]

Электронные карты, работающие в режиме он-лайн.

В настоящее время существует множество электронных карт. Работающих в системе он-лайн. Это такие карты как Google maps . Yandex Maps , Рамблер карты и т.д.

Данные карты дают возможность посмотреть описание мира с детализацией стран, городов, ландшафта, городских и других объектов, возможность добавить новый объект, оставить комментарий к существующему, измерить расстояние и площадь.

Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса). С сервисом интегрирован бизнес-справочник и карта автомобильных дорог, с поиском маршрутов, охватывающая США, Канаду, Японию, Гонконг, Китай, Великобританию, Ирландию (только центры городов) и некоторые районы Европы, в том числе и города в России. Пользователи, в частности, могут просматривать фотографии крупных европейских городов, населенных пунктов и пр. Например, через Google Maps можно с высоты спутника рассмотреть Москву, Лондон, Париж, Сидней и т.д.

Изображения можно сдвигать влево, вправо, вверх, вниз, уменьшать или увеличивать масштаб, а также быстро возвращаться в исходную точку, с которой начался просмотр.

Банковские карты – виды, применение, выбор

Банковская карта – что это такое, и в чем суть ее работы

Основные виды банковских карт

кредитные и депозитные карты

  • По владельцу средств на счете – дебетовые, кредитные, с овердрафтом, предоплаченные;
  • По территории использования – локальные, международные, внутрибанковские, виртуальные;
  • По платежной системе – Visa, MasterCard, Золотая корона, American Express и т.д.
  • По уровню лояльности к клиенту и объему услуг – электронные, стандартные, золотые, платиновые и т.д.
  • По методу хранения данных – чиповые, с магнитной лентой, комбинированные.

Дебетовые карты

Главная особенность дебетовых карт состоит в том, что клиент имеет право распоряжаться исключительно деньгами, заранее размещенными им самим на банковском счете. Если же эта сумма уже потрачена, с карты снять средства невозможно до следующего пополнения. Перечислим другие характеристики карт с дебетовым лимитом:

Дебетовая карта – это удобный платежный инструмент, который выпускается к текущему банковскому счету. С ее помощью можно круглосуточно иметь доступ к своим средствам и не зависеть от графика работы отделений банка.

Кроме того, функционал дебетовых карт можно расширить – например, многие банки предлагают открыть к ним кредитный лимит (овердрафт).

Карты с овердрафтом

Итак, овердрафт – это кредитование дебетового счета. По сути, клиент, заключивший договор овердрафта, получает право расплачиваться картой сверх имеющегося на счете остатка. Основные характеристики карты с открытым овердрафтом:

Овердрафт по дебетовой карте – это очень удобный вид кредита, который позволяет в любой момент получить доступ к заемным средствам . Однако у него есть несколько минусов – самый существенный состоит в том, что овердрафт вызывает привыкание к кредитам, и уже через некоторое время заемщик не может без них обходиться.

Специалисты рекомендуют не открывать овердрафты на значительные суммы – это может привести к тому, что вся ваша зарплата или пенсия будет уходить на погашение, а вы вновь и вновь будете использовать кредитные средства. Желательно разграничивать дебетовую карту и ссудный счет – например, оформить отдельную кредитную карту.

Кредитные карты

какие бывают пластиковые карты

Кредитная карта – это особый вид потребительской ссуды, открываемой физическим лицам. Карта с кредитным лимитом – это возможность пользоваться средствами банка в любое время и в любом месте. Характеристики кредитных карт:

Кредитная карта – это платежный инструмент, который предоставляет заемщику доступ к ссудному счету. Она может иметь только кредитный лимит, но может и исполнять функции дебетовой – все зависит от тарифов конкретного банка.

Предоплаченные карты

Довольно новый вид пластиковых карт – предоплаченные. Они появились всего несколько лет назад, и пока не обрели популярности. Предоплаченная карта – это своеобразный аналог подарочного сертификата магазинов и салонов красоты, но с гораздо большим спектром применения. Основные характеристики:

  • Оформляются как неименная дебетовая карта – то есть их выдача происходит мгновенно, в момент заключения договора
  • Это карта на предъявителя, то есть ею может рассчитываться любой владелец, вне зависимости от того, кто карту приобретал;
  • Имеет определенный ограниченный лимит, не предполагает открытия овердрафта либо пополнения счета (в последнем случае бывают исключения);
  • Как правило, непригодна для расчетов в интернете;
  • С карты можно снимать наличные либо рассчитываться ею в терминалах магазинов.

Деление карт по территории использования

пластиковые картиы отличия

До сих пор речь шла только о делении карт по владельцам средств, которыми могут быть сам держатель пластика, банк либо третье лицо, купившее предоплаченную карточку. Однако выбором кредитной или дебетовой карты дело не ограничивается – вам нужно также определить, на какой территории необходимо использование пластика. По этому признаку карты делятся на:

  • Внутрибанковские – то есть те, которые можно обналичивать только в банкоматах эмитента. Такими, например, являются карты, которые некоторые банки выдают для обналичивания потребительского кредита.
  • Локальные – карты, которые возможно использовать лишь на ограниченной территории (например, в стране, где она оформлена). Так, в России действует несколько локальных платежных систем, с которыми сотрудничают исключительно местные банки.
  • Международные карты принадлежат к крупным платежным системам, и их можно обналичить в любой стране мира. Эти карты пригодятся путешественникам – их можно привязать к мультивалютному счету и вести расчеты в одной из нескольких валют;
  • Виртуальные карты нужны для расчетов в Интернет-пространстве. Они не существуют в физическом виде, их невозможно использовать в банкомате или офлайн-магазине. Вместе с тем виртуальная карта — отличный платежный инструмент для безналичных расчетов, покупок в онлайне.

Деление карт по платежным системам

Немаловажен и выбор платежной системы для будущей пластиковой карты. В данном случае все зависит от личных потребностей:

  • Если вам важен максимально полный комплекс услуг, возможность расчетов в банкоматах большинства банков, в других странах – то лучше выбирать одну из крупнейших систем, Visa или MasterCard;
  • Внутренние системы очень удобны, если вы не планируете выезжать за границу. По ним банки предлагают более привлекательные условия, но всегда стоит помнить об ограниченном числе банкоматов и терминалов, принимающих такие карты;
  • Стоит выделить карты American Express – они могут оказаться очень выгодными для путешественников, так как за границей это одна из самых популярных систем. Однако в России она распространения не получила, так что на территории нашей страны снять деньги с карты может быть затруднительно.

Деление карт по уровню престижа

Стоит отдельно сказать и о делении пластиковых карт по лояльности к клиенту. Сегодня банки предлагают карты нескольких уровней:

Выводы

Итак, существует множество типологий пластиковых банковских карт, и деление происходит по разнообразным параметрам. Окончательный выбор нужно делать, исходя из собственных пожеланий и предложений банков вашего города. Наиболее популярными являются дебетовые и кредитные карты систем Visa или MasterCard, выданные на стандартных условиях – именно они обеспечивают большую часть потребностей клиентов за разумную плату. Однако не стоит забывать и о том, что есть множество других видов пластика, которые могут быть весьма привлекательны в определенных ситуациях.

Сегодня разговор со специалистами компании "Е-Дата" мы посвятили электронным навигационным картам. В электронной картографии нам помогли разобраться Мирослав Алексеев, генеральный директор компании; Игорь Алефиренко, старший разработчик, офицер, штурман военно-морского флота, специалист в области разработки программных продуктов для обеспечения безопасности мореплавания с 25-летним стажем; Михаил Логинов, специалист команды технической поддержки клиентов по электронным продуктам (ADP, АENP, IMO Bookshelf и другим).

- Сегодня мы говорим об электронных навигационных картах. Думаю, что логично будет начать с того, что они из себя представляют и для чего служат?


Принципиальное отличие от растровой карты в том, что все объекты на них – суша, опасные и неопасные объекты, море — они все выделены как отдельные объекты мира. При загрузке в специализированные программы, когда накладывается позиция судна на такой карте, вместе с информацией из внешних источников, которая на такую карту поступает с радаров, эхолота, становится возможным сигнализировать о различных проблемах, которые видны на карте. Это повышает безопасность судовождения. Важный момент — поскольку карта векторная, она быстро отрисовывается. При смене карт происходит быстрая перерисовка новой карты, на которую попадает судно по GPS-позиции. И плюс задачи расхождений и сопряжений с радиолокацией достаточно хорошо на них решаются.

Стандарт S-57 также претерпел большие изменения с 90-х годов. Возникали версии S-57.2, 3, а сейчас уже дошли до ста. Электронные картографические дисплейные системы, находящиеся на судах, которые их отрисовывают, будут развиваться.

Также существуют карты третьих разработчиков – Garmin, картоплоттеры. Но все потихоньку уходит в прошлое. Официальное мореплавание рекомендует использовать официальные карты, поставляемые и производимые гидрографическими службами мира.

Растровые карты уходят из широкого использования, но до сих пор присутствуют в коллекциях. Почему хорошо иметь возможность поддержки с растровыми картами? У нас был случай. Судно "Тунгор", шедшее из Вьетнама. На борту судна были только векторные карты. На каком-то участке был пробел в покрытии побережья (не был предложен набор). Бумажной карты у них не было. Им тогда удалось загрузить посредством электронного канала связи одну растровую карту, чтобы хоть что-то было на борту. Хотя растровые карты не являются официально признанными МГО, и нет рекомендаций по их использованию на борту, тем не менее, когда нет выбора, лучше иметь хоть что-то при подобных ситуациях.

- Какое оборудование необходимо иметь на борту для отображения электронных карт?


Если на борту судна установлена только одна электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС), то дублирующий комплект бумажных карт необходим на борту. При наличии двух компьютеров с системой – бумажные карты не обязательны. Таковы требования МГО. Помимо этого, в 2018 году закончился переходный период, за который по конвенции часть судов обязательно должны были перейти на использование электронных средства навигации. В зависимости от тоннажа и типа судна был выстроен график. Те, кто под эти правила не попал, могут использовать бумажные карты до сих пор. Но наступил цифровой век. Поставщиков оборудования сейчас много. Судовладелец сам решает, какое оборудование ставить.

- Где можно приобретать официальные карты. И как они могут на борт попасть?

Игорь: Надо сказать, что векторные карты в обычном виде, то есть сделанные по стандарту S-57, в свободной продаже и распространении отсутствуют. Карты стандарта S-57 используются только в гидрографических службах для обмена между собой и для производства. Для распространения необходимо их кодировать, шифровать во избежание подделок.

- Кто и как производит карты?

Игорь: Навигационные карты производят гидрографии. Гидрография РФ производит электронные карты своего побережья, Великобритания — свои, Индонезия — свои и так далее. Все карты производятся в стандарте S-57.

Дальше есть три пути распространения.

Во-первых, гидрография может сама поставлять карты клиентам. Например, российская гидрография продает около 1000 карт, охватывающих территориальные воды России, через своего дистрибьютора.

Во-вторых, международные центры, которые созданы по соглашению между государствами для того, чтобы аккумулировать банк данных на весь мировой океан, который содержит примерно 16 тысяч ячеек карт — это весь мировой океан. Российских ячеек 1000 штук, американских 700-800 штук. Каждая страна-производитель электронных карт каждую неделю поставляет в этот банк свои карты и корректуры, которые аккумулируются в дата-центрах.



Мирослав: Цены определяются гидрографиями, поскольку каждая электронная карта производится в своей стране. Несколько десятков национальных гидрографий производят карты, и каждый устанавливает свои цены и правила распространения. Например, Сингапур продает только блоками, а Индия поставляет только годовые лицензии. И Россия тоже.

Мы можем сразу четко сказать клиенту, сколько стоит одна бумажная карта. С электронными картами нет такой ясности. Как правило, цена становится понятна только в момент заказа или его обработки.

Игорь: Если мы покупаем карту на российские территориальные воды через гидрографию РФ, цена будет в рублях и, конечно, гораздо дешевле, чем если мы ту же самую карту купим у Primar или AVCS. Сама гидрография, если она напрямую продает, может устанавливать свою цену.

Использование электронных карт удобно для мореплавателей. Исключен логистический вопрос, не надо заходить в порт. Файл просто передается по электронной почте или скачивается.

Помимо морских карт, сейчас активно развивается тема речных карт, которые необходимы на судах смешанного типа река-море, а морскими картами охвачены не все реки. Такие карты в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот) уже есть, они сделаны в стандарте S-57. Ждем, когда начнется их распространение.

Главное преимущество электронных карт в том, что корректура вносится автоматически.

- Как происходит доставка электронных карт на борт?

Игорь: Первый вариант — капитан сам отбирает карты, которые ему нужны в связи с планируемым маршрутом перехода.

Второй вариант — когда на все карты заранее дается лицензия (пермит) на судно, которая дает доступ к 16000 карт, например, покупается система "Pay As You Sail". Смысл такого сервиса в том, что капитану доступна любая карта в его устройстве, а оплата производится уже в пути. На борту доступна вся коллекция, это максимально удобная модель.

- Какими могут быть недостатки таких карт?

В период перехода на цифровую навигацию возникали проблемы, потому что большая часть личного состава работала только с бумажными картами, и никогда с электронными картографическими системами.

Сейчас ситуация иная. В учебных заведениях даются практические навыки работы как с бумажными, так и с электронными картами. Нельзя забывать традиционные способы ориентации и навигации. Нужна золотая середина, потому что в море может произойти что угодно.

- Расскажите о составе карт.


Игорь: Существует международный документ, в котором было прописано, как должны присваиваться названия ячейкам — по параллелям, по меридианам — все это размечено, каждая ячейка это восемь знаков, каждый закодирован определенным образом. Первые два знака —это код производителя карты, третий знак — это масштабный ряд, а остальные пять – куда как раз записывают какими параллелями-меридианами карта огорожена. Если мы имеем карту с одинаковым номером у Primar и AVCS, то должны брать того поставщика, чей пермит у нас прошит, потому что все они закодированы стандартом S-63 с использованием дата-сервера производителя. Транзас имеет свой комплект карт, созданный на основе AVCS, но закодированный в их внутренний формат.

Мирослав: Но при этом нужно сказать, что на ЭКНИС (ECDIS) производства Транзас, можно поставить любую другую карту, AVCS или Primar.

Игорь: Да, устанавливаются без проблем. Я находился на борту судна, где был ЭКНИС (ECDIS) Транзас, и там были установлены ЭНК AVCS.

Михаил: Компания "Е-Дата" обслуживает сейчас судно с ЭКНИС (ECDIS) от Транзас с картами Primar.

Игорь: Если карта произведена по стандарту, то карты гидрографии РФ, AVCS, Primar, — все загружается и работает.

Мирослав: Любой установленный на борту ЭКНИС (ECDIS) должен отвечать стандартам, и загружать любые карты, изготовленные по стандартам (за исключением карт производства Транзас, они могут быть установлены только на их оборудование).

- Каким образом производятся обновления?

Игорь: Любая карта, бумажная или электронная, должна еженедельно обновляться. Этим занимается гидрографическая служба по тому сегменту карт, за который она отвечает. Российская служба отвечает за свою тысячу карт, например. Раз в неделю вносится корректура.

Во всех гидрографиях корректура электронной карты вносится на основании бумажных карт. Вся информация, которая наносится на бумажные карты, является основой для внесения. Бумажный выпуск опережает цифровой примерно на полторы недели. Это сделано специально, чтобы к текущей неделе успевать запускать обновления электронной карты. Так клиенты имеют недельный запас на то, чтобы заказать бумажные карты, чтобы дистрибьюторы успели их распечатать и поставить клиенту. Электронная корректура выпускается на их основе. Производитель берет все, что выпустил за эту неделю, издает диск или файлы, передает в центр, который дальше производит шифрование и распространение клиентам. Дальше центр аккумулирует карты всех гидрографий, выпущенные в S-57 и их обновления, шифрует и выкладывает на своих сайтах, чтобы все потребители могли себе их устанавливать.

Мирослав: Есть простой бесплатный способ получения корректурной информации для электронных карт: скачать на сайте поставщика (Британского Адмиралтейства или Primar) корректурный диск, записать его, отнести на борт и произвести обновление ЭКНИСа (ECDIS), и это необходимо делать раз в неделю.

Или дистрибьютор берет на себя задачу по доставке и отбору корректурной информации, по формированию так называемого обменного набора. Зная коллекцию карт, которые имеются в распоряжении судна, дистрибьютор формирует обменный набор и по электронной почте отсылает на борт. Это два основных способа корректуры карт на борту.

Игорь: Раньше был способ онлайн-обновлений, когда на судне при Интернет-присоединении идет скачивание. Сейчас такие реализации в той или иной форме тоже присутствуют, хотя ЭКНИС (ECDIS) — это, как правило, изолированная система, у которой нет прямого соединения с сетью. Сейчас кибербезопасность подразумевает наличие защитных экранов и прочих мер. Такой способ широко востребован в мостиковой системе. Но это реализация конкретного изделия, и работает она в составе интегрированной мостиковой системы. Если ЭКНИС входит в ее состав, то все ставится одним поставщиком.

Иногда ЭКНИС ставится отдельно, потому что большее количество слотов закладывается еще на этапе строительства. Такой способ обновления тоже возможен. Как карты получить — скачать самим, либо их пришлют по электронной почте, или на USB-флеш, и установить на ЭКНИС. Это выбор капитана.

Мирослав: Здесь возникают вопросы безопасности. Иногда с USB-флеш можно занести вирус. Поэтому продвинутые системы обновлений, учитывая этот фактор, при записи обменного набора на USB-флеш, полностью ее форматируют. ЭКНИС — это тот же компьютер, и точно также подвержен вирусам.

Игорь: В последние годы стали активно ставить ЭКНИСы на базе Linux, там кибербезопасность выше.

Михаил: Да, карты Британского Адмиралтейства можно выбрать в электронном каталоге. Каталог представлен в виде программы, которую можно скачать на компьютер, объемом около 30 Мб. В каталоге представлены все продукты — это бумажные и электронные карты, электронные лоции, справочники, огни, знаки, радиосигналы. Можно проложить маршрут, выгрузить его в удобном виде в текстовый формат. У Primar также можно загрузить программу к себе на компьютер, есть онлайн-каталог, в котором удобно работать.

Игорь: Primar больше сконцентрирован на онлайн-сервисах.

Михаил: Британское Адмиралтейство предоставляет возможность заказать коллекцию карт — транзитную, региональную, в зависимости от того, чем занимается судно — ходит по миру или в одном регионе. Или портовую коллекцию карт.

Мирослав: Говоря про коллекции, надо упомянуть, что есть определенные сервисы, связанные непосредственно с коллекцией карт. И их представляет компания "Е-Дата".

Раньше это был сервис обновлений для карт, которые отсылаются на судно по электронной почте, соответственно, нет необходимости записывать, отправлять корректурные диски.

Мы также делаем выборку по Извещениям мореплавателям, которые публикуются в бумажных картах, и отправляем их на судно, в соответствии с судовой коллекцией электронных карт, что позволяет получать временные предварительные извещения раньше, чем они будут опубликованы в корректурной информации, поступающей через электронные средства.


Надо сказать, что когда проводишь такой анализ, то результаты удивляют, потому что некоторые суда умудряются укладываться в 90-95% использованных карт, другие суда используют 50%. Такой анализ – это достаточно мощное средство оптимизации расходов на закупку электронных карт. Если мы видим, что у судна регулярно идет перерасход карт около 50%, то есть судно закупает в два раза больше карт, чем по факту ему нужно, то у судовладельца возникает вопрос: а все ли они делают правильно, и нет ли здесь возможности для оптимизации расходов.

Михаил: У нас есть возможность подбора карт онлайн. Помощник на судне прокладывает маршрут в ЭКНИСе (ECDIS), высылает его интенданту со списком карт, которые он хочет заказать. Интендант загружает этот маршрут и список карт, и на выходе он получает анализ по лишним картам из пакета. Если помощник добавил в заказ какую-то карту, которая может заказываться только в составе пакета и срок действия распространяется только на 12 месяцев, то анализ программы это покажет. И также можно проверить, есть ли уже эти лицензии в коллекции судна.

Мирослав: Поставщик не проверяет, что уже имеется на судне. Если судно заказывает карту, то она в любом случае будет поставлена, и за нее будет выставлен счет, даже несмотря на то, что у судна, вполне возможно, есть действующая лицензия. Поставщик карт — например, Британское Адмиралтейство, — этим не занимается, но мы, как дистрибьюторы, можем проводить такой анализ.

Бывают другие варианты, когда прокладывается маршрут вдоль берега мимо какого-то порта, и этот порт содержит в себе достаточно большое количество вложенных карт разных масштабов. Соответственно, если проложить просто маршрут мимо этого порта без захода в порт, то в заказ пойдут все карты, все масштабные ряды, через которые маршрут пройдет. Но поскольку судно не заходит в порт, то, может быть, и нет необходимости покупать все маршрутные ряды. Но по умолчанию, если просто проложить маршрут в ЭКНИСе (ECDIS), он выдаст такой подбор. Это тоже одно из средств анализа, которым мы занимаемся при работе с клиентом, то есть мы выдаем рекомендации по подбору карт с целью снижения затрат и снижения количества карт, которыми судно не пользуется. Или заказывать которые нет необходимости.

Михаил: Иногда клиенты обращаются чтобы узнать стоимость маршрута, то есть проложить путь от одного порта до другого. Мы можем проложить маршрут в каталоге и выдать расценку и список карт.

Мирослав: Кстати, электронные навигационные карты нужны не только на борту судна. Часто они необходимы береговым службам.

Игорь: В визуализации карт береговыми службами на обычных компьютерах, последняя разработка — это онлайн-отрисовка. Карты отрисовываются, когда пользователь заходит в сеть.

Мирослав: То есть, устанавливается программное обеспечение, выдается ID. По нему можно заказать и получить электронную карту и передать ее пользователю, который установит ее на свой компьютер и сможет пользоваться этой картой на берегу.

Игорь: Существует лоцманский софт с картами по стандарту S-63. Мы проводили эксперимент с лоцманами по акватории Большого порта Санкт-Петербурга: карты, прошитые нашим дата-сервером, устанавливались на Интернет-планшет и отлично работали. Это более экономный вариант, по сравнению с лицензией на AVCS-онлайн.

Михаил: Сервис AVCS-онлайн (отрисовка карт в браузере) используется на основе годовой лицензии, предоставляется полное покрытие с обзорными ячейками по всему миру.

- Что касается технического оснащения судна. Есть ли сейчас суда, которые имеют настолько устаревшее оборудование, что они не могут позволить себе установку электронных карт?

Игорь: Да. В этом случае планируется замена оборудования. Судовладелец сам решает, каким оборудованием он будет оснащать судно. Как правило, поставщика выбирают одного. В Азии, например, часто ставят Furuno, в Санкт-Петербурге – оборудование Транзас. Комплектация может быть разная, либо весь мостик целиком меняют, либо отдельно только стойки ЭКНИСа (EСDIS) добавляются, все зависит от конкретной ситуации. При постройке новых современных судов закладывается интегрированная мостиковая система.

- Какое развитие намечается в этой области? Будет ли что-то наподобие перехода от растровых карт к векторным? Ваши прогнозы на ближайшие пять лет.

Игорь: В ближайшие пять лет будет происходить наращивание пакета электронных карт, с одной стороны, а с другой — будет продвигаться стандарт S-100, в котором будут издаваться эти электронные карты. Такие карты позволят использовать в ЭКНИСах (ECDIS) не только информацию о покрытии моря, суши, но и накладывать различную другую информацию…

Мирослав: Знаки, лоции, радиосигналы — для всего этого сейчас требуется либо бумажное издание, либо отдельный компьютер, где ставится специальная программа, где вся информация содержится. Соответственно, формат S-100 предполагает интеграцию лоций, публикаций и прочих изданий на экране ЭКНИСа.

Электронная карта – картографическое изображение, сгенерированное на основе данных цифровых карт и визуализированное на видеомониторе компьютера или видеоэкране другого устройства, например, спутникового навигатора. Каждая конкретная электронная карта как средство оперативного контроля существует лишь в определённый момент времени, как правило, непродолжительный, пока её видно на устройстве отображения. И в этом их главное отличие от прочих визуальных картографических материалов, визуализируемых на твёрдой подложке, таких, как бумага, пластик, средствами графического вывода, например, принтерами.

Электронная карта (ЭК) — цифровая картографическая модель, визуализированная или подготовленная к визуализации на экране средства отображения информации в специальной системе условных знаков, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба. При этом классификация электронных карт соответствует общей классификации карт, например: электронная топографическая карта, электронная геологическая карта, электронная авиационная карта, электронная кадастровая карта и другие.

Отсутствие необходимости иметь статичное изображение карты позволяет применять анимацию, например, мигание, для подсветки отдельных объектов, например, результатов поиска.

Благодаря развитию таких онлайновых картографических веб-сервисов, как Google Maps, Yandex Maps, например, которые не требуются устанавливать программное обеспечение на локальный компьютер, а также картографические данные постоянно обновляются. [1]

Для навигации обычно используются два вида карт: векторные или растровые. Также некоторые приложения могут использовать аэро- и космические снимки.

Растровая карта представляет собой цифровое изображение, получаемое путем сканирования обычной бумажной карты. Так же как и цифровая фотография, она является копией оригинала с точностью до элемента (пиксела) сканирования.


Растровые карты, по сути своей, это графический файл с изображением местности и файлом привязки. Файл привязки сопоставляет географические координаты и координаты точки рисунка.

У растровых карт есть существенный недостаток - у них статичный масштаб, карты можно лишь приближать/уменьшать. Масштаб же зависит от масштаба карты, с которой сделан скан. Т.е. карта масштаба 1:100000 навсегда останется картой с масштабом в 1см 1км.

Растровая карта местности представляет собой набор множества отдельных разноцветных точек (пикселей),расположенных в определенном порядке. Растровое изображение может быть сохранено в компьютере или на дисках различных форматах, то есть в виде файлов с различными расширениями. Основные растровые форматы, с которыми работают практически все графические программы: *.bmp, *.jpg, *.jpg, *.tif, *.tiff, *.drg, *.jpg.

Основным достоинством растровой карты местности является то, что карта в электронный вид может быть переведена обычным сканированием с бумажного оригинала любого масштаба. При помощи компьютерной программы растровые карты местности можно масштабировать, детального посматривать карты большого размера, вручную корректировать объекты на карте, добавлять графическую и текстовую информацию.

Однако компьютер не распознает отдельные объекты в растровом изображении: реки, леса, дороги, строения воспринимаются программой как единый упорядоченный набор цветных точек и при увеличении масштаба четкость изображения ухудшается.

Растровая карта имеет две особенности:

  1. как правило, получаемый после сканирования файл имеет большой объем. Действительно, если отсканировать в полноцветном режиме карту размером 50х50см с разрешением 508dpi, то получившийся файл будет иметь размер 75Мб.
  2. программное обеспечение практически нечего, кроме отображения, делать с растровой картой не умеет. По растровой карте компьютер не может выполнять такие расчеты как: определение оптимального маршрута движения, расчет профиля земной поверхности и т.п. Более того, ввиду больших объемов, отображение растровых карт на маломощных компьютерах происходит достаточно медленно.

Значения координат точек привязки берутся с карты (если карта топографическая и имеет координатную сетку) или определяются опытным путем, непосредственно получив координаты на местности с помощью GPS. Качество и точность полученной растровой карты непосредственно зависит от сканирования, качества оригинала и точности ее привязки. [2]

На данный момент навигационная программа OziExplorer, включая модификацию OziCE дл КПК, практически не имеет конкурентов для работы с растровыми электронными картами.

Векторные карты местности

Векторные карты представляет собой хранилище изображений (базу данных) объектов (дороги, строения, лес, водоемы и др.) с описанием этих объектов в виде математических формул и алгоритмов, определяющих геометрическую форму, размер, цвет, местоположение объекта. Таким образом, компьютерная программа различает и опознает каждый объект индивидуально. Основное отличие векторной карты местности от растровой состоит в том, что в программе хранится не само изображение объекта, а информация, на основе которой объект создается непосредственно в процессе визуализации на экране компьютера.

Каждое перемещение по векторной карте означает перерисовку всех видимых объектов. Поэтому для ускорения работы с векторной картой объект в зависимости от выбранного масштаба может быть отображен подробно, схематически или скрыт.

Навигационная программа позволяет настраивать степень подробности отображения объектов и подписей на карте в зависимости от масштаба.

При загрузке подобной карты программа анализирует информацию, хранящуюся в базе данных, и на ее основе создает изображение карты местности. Так как векторная карта содержит минимальный объем графической информации, то и места в памяти программы и на флеш-карте занимает немного. К примеру, на карту объемом 1 Гб можно записать до 500 километровок (в зависимости от разрешения карты).

Подписи к объектам также находятся в базе данных и при необходимости оперативно генерируются на экране вместе с другими объектами векторной карты. Отдельные программы дают возможность управления цветом, шрифтом и расположением надписей. При увеличении масштаба программа следит за тем, чтобы надписи по возможности не перекрывались.

Форматы векторных карт, в отличие от форматов растровых карт, единого стандарта не имеют. Есть ряд форматов векторных карт, совместимых с большим количеством графических программ для работы с векторными изображениями. Некоторые же векторные форматы могут быть использованы только для какой-то определенной программы. [3]

При отображении векторных карт достаточно просто реализуются такие возможности как:

  • масштабирование (увеличение и уменьшение в произвольное число раз);
  • скроллинг (перемещение по карте);
  • разворот изображения карты;
  • включение/выключение видимости отдельных объектов и целых группировок (слоев карты);
  • выделение цветом или миганием каких-либо объектов или групп;
  • изменение цвета и стиля отрисовки требуемых объектов и др. [4]

Электронные карты, работающие в режиме он-лайн.

В настоящее время существует множество электронных карт. Работающих в системе он-лайн. Это такие карты как Google maps . Yandex Maps , Рамблер карты и т.д.

Данные карты дают возможность посмотреть описание мира с детализацией стран, городов, ландшафта, городских и других объектов, возможность добавить новый объект, оставить комментарий к существующему, измерить расстояние и площадь.

Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса). С сервисом интегрирован бизнес-справочник и карта автомобильных дорог, с поиском маршрутов, охватывающая США, Канаду, Японию, Гонконг, Китай, Великобританию, Ирландию (только центры городов) и некоторые районы Европы, в том числе и города в России. Пользователи, в частности, могут просматривать фотографии крупных европейских городов, населенных пунктов и пр. Например, через Google Maps можно с высоты спутника рассмотреть Москву, Лондон, Париж, Сидней и т.д.

Изображения можно сдвигать влево, вправо, вверх, вниз, уменьшать или увеличивать масштаб, а также быстро возвращаться в исходную точку, с которой начался просмотр.

Электронные карты традиционно делятся на два основных типа – растровые и векторные, рассмотрим каждый из типов поподробней:

Растровые JPG, GIF и т.п. карты (от слова растр - дискретное изображение, представленное в виде матрицы точек на экране; важная характеристика растра - разрешающая способность - количество точек на единицу длины). Такие карты представляют собой обычное изображение, подобно фотографии с цифрового фотоаппарата. Обычно такие карты получаются сканированием бумажной карты с последующей привязкой к некоторой системе координат на поверхности Земли. Главные особенности таких карт – точное соответствие оригинальной карте (если не брать в расчет погрешности сканирования) и низкая стоимость изготовления. К недостаткам можно отнести сравнительно большие объемы графического файла карты большого разрешения, и неизбежную потерю качества картинки при ее увеличении при работе с картой. Такие карты могут быть изготовлены самостоятельно в домашних условиях, достаточно иметь оригинальную карту и сканер, подключенный к компьютеру. Растровые карты сохраняются в виде обычного файла графического формата.

Векторные карты состоят не из точек, а из объектов - река, лес, дорога, населенный пункт, дорожный знак и многое другое. Объекты описываются своими характеристиками, как-то размеры, положение на местности и другими. Векторные карты, в отличие от растровых, не имеют характеристики разрешения. Это означает, что масштабирование карты происходит без потери качества картинки. Главная проблема таких карт – сложность изготовления, откуда и их дороговизна. Вам вряд ли удастся изготовить такую карту самостоятельно – это работа целых коллективов. Одно из достоинств векторных карт – возможность онлайн-обновления коллекции карт, например, через Интернет. Но при этом вероятность человеческой ошибки при изготовлении такой карты гораздо выше, чем при изготовлении растровых карт. Главное отличие векторных карт от растровых состоит в том, что в процессе навигации система может понять, где вы находитесь в настоящий момент – на воде ли, на дороге, сколько футов под вашим килем и т.п., и может сигнализировать рулевому о достижении, например, пороговой глубины. Это главное и неоспоримое достоинство векторных карт.

Для каждого из типов электронных карт имеется соответствующее программное обеспечение, способное совместить сигнал, полученный от GPS приемника, с картой, отобразив ваше текущее местоположение, и позволяя решать основные задачи ориентирования – прокладка маршрута, контроль отклонения от заданного маршрута, расчет ориентировочного времени прибытия к конечной точке маршрута и многое другое.

Читайте также: