Вид информационного сообщения представляющий собой сообщение для прессы

Обновлено: 18.05.2024

1) строится по принципу: кто? что? когда? где?

2) функцию отсутствующего заголовка выполняют первые слова статьи, которые должны быть значимыми, тщательно отобранными для данной публикации (в тексте эти слова выделяются графически: жирным шрифтом, курсивом или заглавными буквами); выделяется типографическим знаком, привлекающим внимание адресата: тире, ●□ ■○ или другими маркерами;

3) не превышает 5 – 6 строк;

4) иногда в конце таких заметок указывается источник информации (информационное агентство, специальный корреспондент).

1) не содержит комментария;

2) информация в нем сообщается более детально, чем в brève;

3) по своему объему занимает до двадцати машинописных строк (около тысячи символов).

Пример (3) представляет собой основную часть заметки, в которой идет речь о новом проекте закона, изменяющего статус компаний Электрисите де Франс и Газ де Франс. При этом сведения подкрепляются прямой и косвенной речью Патрика Олье, возглавляющего комиссию Национальной Ассамблеи по вопросам экономики.

В схеме № 3 (в схемах и таблицах нами приняты следующие обозначения: ПР – прямая речь, КР – косвенная речь, НПР – несобственно-прямая речь; “–” знак отсутствия чужой речи) представлены разные виды чужой речи в зависимости от композиции заметки.

Информационные жанры журналистики: виды, особенности, функции и примеры

Основная функция информационных жанров — это информирование о социально-значимых и актуальных фактах и событиях.

Для сбора и анализа информации используются такие методы, как интервью, наблюдение, работа с документами.

Событие — центральный элемент информационных жанров журналистики

В информационных жанрах журналистики центральным элементом выступает событие.

Под событиями подразумеваются те процессы, которые происходят в социуме ежедневно и даже ежесекундно, и вызывают определенные изменения и перемены.

В каждом из информационных жанров событие обычно представлено по-разному. В заметке преобладает простая констатация фактов. В интервью событие представляет собой рассказ от лица собеседника журналиста. В репортаже проявляется личностное отношение к событию. А в отчете передается его основная суть.

Информационные жанры: особенности и признаки

К особенностям и основным признакам информационных жанров журналистики относятся:

Особенность информационных жанров заключается в том, что несмотря на общие признаки и черты, каждый из них отличается не только по объему, но и по методам представления фактов, и, конечно, по своему целевому назначению.

Информационные жанры журналистики: заметка

Главные черты: достоверность факта, новизна, краткость.

Основной задачей информационной заметки, точно также, как и других текстов, относящихся к публицистическому стилю, является предоставление информации о каком-то социально-значимом событии.

В задачу заметки не входит детальный анализ события. Главное — это проинформировать массового адресата о событии, которое произошло или только произойдет в будущем. Если новость необходимо осветить более подробно, тогда журналист может указать источник информации, добавить цитаты и привести статистические данные.

Виды заметок:

  1. Блиц-портрет — краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.
  2. Мини-совет — заметка, в которой автор дает определенный набор действий, которые могут привести читателя к получению желаемого результата. Например: советы по ведению хозяйства, по улучшению здоровья и физической формы, избавлению от вредных привычек и др. Чаще всего автором заметки в стиле мини-совет является специалист в какой-то сфере деятельности.
  1. Мини-история — заметка о взаимоотношениях людей. Для такого типа заметки характерен небольшой объем текста и наличие фотографий.
  2. Мини-обозрение — заметка о нескольких событиях, которые объединены тематикой или временем, в течение которого произошли.

Информационные жанры публицистического стиля речи: репортаж

Характерные черты репортажа:

  • оперативность,
  • объективное освещение событий,
  • репортер является очевидцем или участником происходящего.

Примеры репортажа: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Можно говорить об информационном интервью только в том случае, когда журналист сообщает аудитории исключительно о тех сведениях, которые он получил от своего собеседника, не пытаясь их как-то комментировать.

В таком интервью очень ясно прослеживаются вопросы журналиста что?, где?, когда? и полученные на них ответы от интервьюируемого.

Цель журналиста: проинформировать читателей о предмете своего интереса, но не анализировать этот предмет и не давать ему оценки.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе (например, опрос очевидцев).

Блиц-опрос

К разновидностям информационного интервью можно отнести и блиц-опрос.

Блиц-опрос — один из самых распространенных видов интервью. Заключается в том, что несколько человек отвечают на один и тот же вопрос (иногда несколько вопросов), который касается какого-то недавно произошедшего актуального события или явления.

В зависимости от темы опроса в нем участвуют представители одной или разных социальных групп.

Информационный жанр: отчет

Примеры: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании, отчет-коммюнике о международных переговорах.

В отчет могут быть включены не только мнения и суждения людей по какому-то вопросу, но и их дискуссии, споры, реплики, а также комментарии самого автора.

Отчет относится как к информационным жанрам журналистики, так и к аналитическим.

Все зависит от того, какая задача стоит перед журналистом. Если необходимо провести авторский анализ какого-то мероприятия, допустим, с комментариями и личным мнением, тогда имеем дело с аналитическим отчетом.

Но, если журналисту необходимо проинформировать общественность о любом мероприятии, кратко сообщить о произошедшем, в строгой последовательности описать развитие действия, тогда перед автором стоит задача — написать информационный отчет.

  • Жанры печатных и электронных СМИ. Учебник для вузов. Ким Максим Николаевич, ‎Пак Екатерина Максимовна · 2019
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Александр Алексеевич Тертычный.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Новость

Какими качествами должна обладать хорошая (в смысле пригод­ ности для газеты) новость? Обычно в ряду ее признаков называют: злободневность, важность для читателей, своевременность, оперативность, оригинальность, объективность, пикантность, доступ ность, максимальную информативность, краткость.

Пресс-релиз

Странная бумажка какая-то.

Заметка

Шесть самых главных вопросов и немного подробностей

Хотя для большинства творческих сотрудников редакции не со ставит значительного труда подготовить информационное сообще ние и пресс-релиз, эти тексты в строгом смысле не являются произ ведениями журналистов. Поэтому нельзя с полной уверенностью от носить их к отдельным жанровым группам. Традиционно к информационным жанрам периодики причисляют заметку, инфор мационную корреспонденцию, информационный отчет, информаци­ онное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог.

Заметка — классика жанра

Краткость — сестра таланта.

Антон Чехов

Главное как для журналиста, работающего над заметкой, так и для редактора, правящего ее текст, — очень кратко (но по возмож ности так, чтобы у читателя сложилась полная картина события, яв ления, ситуации или процесса) рассказать о произошедшем. Именно поэтому авторы заметок нередко стараются вынести все самое ново стное уже в первое предложение текста.

Иногда приходится выбирать более сложную структуру. Напри мер, когда необходимо не только рассказать о произошедшем, но и кратко прокомментировать случившееся, связать находящееся в цен тре внимания события (базовый факт) с другими событиями и явле ниями жизнедеятельности общества.

Несмотря на кажущуюся легкость данного жанра, работать над заметкой непросто — редактору необходимо выбрать самое главное, систематизировать и осмыслить полученные сведения, изложить информацию точно, кратко и понятно для читателя. Это не значит, что нужно действовать по шаблону. Хотя, безусловно, редактор должен руководствоваться вышеупомянутыми правилами. Однако, как показывает практика, и здесь работники пера пытались найти простор для творчества, и некоторым это удавалось: ведь сегодня можно говорить о различных жанровых подвидах заметки. Исследо ватели выделяют событийную заметку, анонс, аннотацию, мини- рецензию, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-историю, мини- совет, зарисовку и некоторые другие.

Корреспонденция

Когда нужны подробности

Информационная корреспонденция — это произведение журна листа, отличающееся более подробным, по сравнению с заметкой, изложением случившегося, а иногда — наличием элементов, передающих отношение автора (редакции) к предмету отображения.

Редактору при работе над информационной корреспонденцией необходимо обращать внимание на отбор деталей, которые разли чаются и смысловой нагрузкой, и значимостью. Например, одно дело — сексапильное кружево в наряде светской львицы и совсем другое — сроки подписания торгового соглашения с Украиной.

В необходимости важных деталей и состоит отличие информационной корреспонденции от заметки: журналист не просто замечает какой-либо факт в ряду других, он корреспондирует о нем.

Информационный отчет

Как написать о конференции

Часто в редакционной практике возникает необходимость обра щения к официальным мероприятиям: конференциям, заседаниям, симпозиумам, семинарам, собраниям и т.д. Для таких случаев существует особая жанровая форма — информационный отчет.

Отчет как жанр периодических изданий и официальный отчет — это не одно и то же. Публикации в газетах и журналах, повествующие о событиях, в ходе которых собирается множество людей с це лью обсуждения каких-либо важных вопросов, — это полноправные журналистские материалы. Следовательно, они должны отвечать всем основным требованиям выступлений СМИ: актуальности, дос товерности, оперативности, доступности массовому читателю и т.д. Это не исключает и простора для творчества работников пера.

Газета, публикуя информационный отчет, отчитывается перед читателями, рассказывает о произошедшем мероприятии. Она, изла гая суть дела, акцентирует на нем внимание общественной мысли, дает оценку значимости данного события, выступлений его участни ков, итогов. Если мероприятие не заслуживает этого, то не стоит публиковать отчет — достаточно выбрать жанр заметки или просто сообщить о случившемся в новостной колонке.

При работе над текстом отчета редактору особое внимание необходимо уделять фактическому материалу, ведь данный жанр предполагает активное использование имен собственных, наименований учреждений, должностей, географических названий, статистических данных, количественных показателей, цитат.

От точности, достоверности сведений зависят убедительность, действенность материала. Правильный отбор и систематизация фактов помогут читателю увидеть их взаимосвязь, лучше понять смысл про изошедшего, сделать определенные выводы. Редактор должен обра щать внимание на отбор фактов, их проверку и осмысление. В материал уместно включать лишь те примеры, которые наиболее характерны для описываемой ситуации, явления. Фактуру информационного отче та надо тщательно перепроверять. Не следует допускать к печати текст с малоизвестными терминами и словами, нужно избегать нагромождения цифр. Непонятные или незнакомые аудитории слова необходимо заменять, термины и профессионализмы — комментировать.

Фрагменты выступлений лучше цитировать, а не пересказывать. Это же касается и тезисов итогового документа, если таковой при нимается на встрече. Однако редактору следует помнить о ряде мо ментов. Недопустимо излишнее цитирование: это отталкивает читателя и затрудняет чтение. Любая цитата должна быть уместна и со держать логически законченную мысль. Важно установить, нужна ли цитата, не подменяет ли она собственные суждения журналиста. Также необходимо обращать внимание на точность цитируемого текста, его соответствие источнику.

Зарисовка

Глазами очевидца

В журналистике есть жанры, занимающие особое место. Помимо своей основной функции — информационной, — данные тексты выполняют и вспомогательные — наглядно-образную, эстетическую.

Слова вместо красок

Иногда такие произведения сопровождают фотографии. В ре дакционной практике чаще всего фотографические материалы под бираются к текстам, но в случае с зарисовкой может происходить как раз наоборот. Например, фотографии или иллюстрации, кото рые сами по себе отличаются высокой информативностью и выра зительностью, может сопровождать не краткая подпись, а неболь шой текст — зарисовка, содержащая дополнительные сведения о предмете изобразительного материала, добавляющая ему художе ственности.

Интервью

Расскажите, пожалуйста.

Искусство получать ответыэто искусство задавать вопросы

Работа журналиста немыслима без такого метода сбора информации, как интервью. Благодаря широкому использованию данного метода как самостоятельного стали выделять одноименный жанр журналистского творчества.

Разумеется, далеко не всегда журналист после интервьюировани я обращается именно к этому жанру. По результатам интервью он может написать заметку, корреспонденцию, статью или очерк – все будет зависеть от предмета материала, направленности издания, профессионализма и творческих возможностей автора.

Роль редактора велика как на этапе подготовки журналиста к встрече с интервьюируемым, так и на стадии обработки текста интервью. Особенно это актуально при работе с начинающим, неопытным корреспондентом.

Прежде всего надо знать, что хорошее интервью — это беседа, в которой журналист — не просто интервьюер, но и интересный собеседник. Чтобы быть таким, нужно обладать высоким уровнем общей культуры и грамотности, исключительно серьезно владеть предметом и темой разговора.

Основное требование к вопросам — они должны быть понятны и собеседнику, и читателю. Идеальный вопрос четко и однозначно сформулирован, содержит в себе только одну мысль. Двусоставный вопрос лучше разбить на два. Не беда, если в процессе интервьюи рования герою публикации придется повториться: это лучше, чем недосказанность. И еще одно хорошо известное опытным журнали стам правило: вопрос не должен содержать в себе ответа, подсказок и намеков.

Блиц-опросы

Во имя плюрализма

Несколько похожи на информационные интервью блиц-опросы. В таких произведениях журналисты предлагают читателям познако миться с различными высказываниями людей, которые отвечают на один и тот же вопрос (или несколько одинаковых вопросов). Основная цель автора блиц-опроса — обратить внимание аудитории на какую-либо проблемную ситуацию и коротко сообщить о существова­ нии разнообразных мнений, суждений, точек зрения, позиций по проблеме.

В соответствии с требованиями жанра, редактор, готовя блиц- опрос к печати, прежде всего должен обращать особое внимание на выбор респондентов.

Как правило, в реальной жизни проблемная ситуация затрагивает людей разных социальных групп, поколений и профессий. В идеале блиц-опрос должен отражать эту картину мнений. И хотя в действи тельности силами редакции добиться стопроцентного отражения трудно , и журналисту, и редактору, работающим над блиц-опросом, необ ходимо стремиться представить на страницах периодического издания как можно больше мнений различных представителей общества.

В этом разнообразии и заключается ценность блиц-опросов.

Вопрос-ответ

Спрашивалиотвечаем

О самостоятельности жанра вопрос-ответ можно спорить. Неко торые исследователи считают, что у таких публикаций есть специфические черты, позволяющие выделять данную жанровую группу как самостоятельную.

Вопрос-ответ — произведение периодической печати, состоящее из неразрывно связанных вопроса читателя и ответа журналиста или компетентного лица. Такие вопрос и ответ объединены, как правило, темой, стилем изложения и заголовком.

Материал, собранный, например, в результате прочтения письма с вопросом и подготовки ответа на него, можно представить в виде заметки или информационной корреспонденции. Звонок в редакцию может стать поводом для глубоких раздумий журналиста и, в конечном счете, для аналитической публикации. Однако нередко редакция намеренно выбирает жанр вопрос-ответ, желая подчеркнуть общест венный интерес к поставленной проблеме, привлечь к ней внимание читателей.

На первый взгляд, этот жанр может показаться каким-то несерьезным. Как правило, начинающие журналисты мечтают писать глу бокие аналитические материалы или эксклюзивные репортажи. Но не надо недооценивать вопрос-ответ. Ведь это не только читабель ные тексты, которые привлекут внимание аудитории, но и прекрас ная форма общения редакции с читателями, которого сейчас, увы, не хватает наши газетам .

Объяснение или инструкция должны быть короткими и понятными. Например, надо объяснить тому, кто этого не зна­ет, как проехать по городу до того или иного места, как кормить собаку, как ухаживать за аквариумными рыбками, как записать передачу на видеомагнитофон, как пользоваться электрическим прибором. Объяснять надо шаг за шагом и переходить к следую­щему шагу, только если убедились, что предыдущий шаг ваш со­беседник понял.

Объяснение может быть и учебным: так, преподаватель или учитель использует объяснение для краткого изложения учебного материала на уроке или занятии.

Если вы делаете объявление о предстоящем празднике или кон­церте, надо закончить приглашением всем прийти на этот празд­ник, повторив место проведения и время начала. Особенно важно повторять объявления, в которых сообщается об отмене ранее объявленного мероприятия или о его переносе.

Помните, что при устном объявлении слушатели плохо пони­мают и запоминают даты, время, цифры, их надо несколько раз повторить под запись или даже лучше записать на доске.

Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма. Аннотации содержания книг часто печатаются в самих этих книгах, а аннотации фильмов можно иногда увидеть на ко­робках видеокассет. Это делается для того, чтобы покупатель мог сразу узнать, о чем книга или фильм. Устная аннотация обычно делается в информационных или рекламных целях.

Лекция — это учебное, научное или научно-популярное вы­ступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.

Устный ответ — это рассказ об изученном в присутствии учителя или преподавателя. Устный ответ должен показать, что вы знаете самое главное по тому вопросу, который вам задан. В нем надо определить термины, назвать основные факты и при­вести примеры, а также сделать вывод.

Каковы правила подготовки информационного выступления.

Главное в любом информационном выступлении — суметь пе­редать свои знания, донести до слушателей информацию. Очень важно использовать различные способы преподнесения материала. Надо несколько раз повторить основные положения, привести яркий пример, записать во время выступления на доске цифры, даты, проиллюстрировать свое выступление рисунками, схема­ми, иллюстрациями и т.д.




Информационные выступления бывают разных типов, но пока мы с вами познакомимся с общими правилами, которые должны соблюдаться при подготовке информационных выступлений лю­бого типа.

1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.

2. Оно должно быть актуально для слушателей, т. е. инте­ресно для них сейчас, в данный момент.

3. Оно должно дать полную информацию.

4. Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.

5. Оно должно содержать несколько конкретных фак­тов.

6. Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.

7. Оно должно быть кратким.

8. Четко переходить от одного пункта к другому.

9. Не использовать много жестов.

10. Не говорить слишком эмоционально.

Особенности протокольно-этического выступления.

В Древней Греции и Древнем Риме обучение ораторскому искусству начинали именно с протокольно-этикетных (эпидейктических) речей

Цель– соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета и ритуала.

К таким выступлениям относятся: речь на официальном приеме, официальное поздравление юбиляра; траурная речь; приветственная речь при встрече кого-либо, открытии чего-либо; речь с оценкой заслуг кого-либо; представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой; похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо; официальный тост на банкете или юбилее; воодушевляющая речь на торжественном собрании; приветственное слово старшего руководителя в адрес младших, подчиненных; заключительное слово при подведении итогов, закрытии чего-либо.

Объяснение или инструкция должны быть короткими и понятными. Например, надо объяснить тому, кто этого не зна­ет, как проехать по городу до того или иного места, как кормить собаку, как ухаживать за аквариумными рыбками, как записать передачу на видеомагнитофон, как пользоваться электрическим прибором. Объяснять надо шаг за шагом и переходить к следую­щему шагу, только если убедились, что предыдущий шаг ваш со­беседник понял.

Объяснение может быть и учебным: так, преподаватель или учитель использует объяснение для краткого изложения учебного материала на уроке или занятии.

Если вы делаете объявление о предстоящем празднике или кон­церте, надо закончить приглашением всем прийти на этот празд­ник, повторив место проведения и время начала. Особенно важно повторять объявления, в которых сообщается об отмене ранее объявленного мероприятия или о его переносе.

Помните, что при устном объявлении слушатели плохо пони­мают и запоминают даты, время, цифры, их надо несколько раз повторить под запись или даже лучше записать на доске.

Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма. Аннотации содержания книг часто печатаются в самих этих книгах, а аннотации фильмов можно иногда увидеть на ко­робках видеокассет. Это делается для того, чтобы покупатель мог сразу узнать, о чем книга или фильм. Устная аннотация обычно делается в информационных или рекламных целях.

Лекция — это учебное, научное или научно-популярное вы­ступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.

Устный ответ — это рассказ об изученном в присутствии учителя или преподавателя. Устный ответ должен показать, что вы знаете самое главное по тому вопросу, который вам задан. В нем надо определить термины, назвать основные факты и при­вести примеры, а также сделать вывод.

Каковы правила подготовки информационного выступления.

Главное в любом информационном выступлении — суметь пе­редать свои знания, донести до слушателей информацию. Очень важно использовать различные способы преподнесения материала. Надо несколько раз повторить основные положения, привести яркий пример, записать во время выступления на доске цифры, даты, проиллюстрировать свое выступление рисунками, схема­ми, иллюстрациями и т.д.

Информационные выступления бывают разных типов, но пока мы с вами познакомимся с общими правилами, которые должны соблюдаться при подготовке информационных выступлений лю­бого типа.

1. Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.

2. Оно должно быть актуально для слушателей, т. е. инте­ресно для них сейчас, в данный момент.

3. Оно должно дать полную информацию.

4. Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.

5. Оно должно содержать несколько конкретных фак­тов.

6. Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.

7. Оно должно быть кратким.

8. Четко переходить от одного пункта к другому.

9. Не использовать много жестов.

10. Не говорить слишком эмоционально.

Особенности протокольно-этического выступления.

В Древней Греции и Древнем Риме обучение ораторскому искусству начинали именно с протокольно-этикетных (эпидейктических) речей

Цель– соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета и ритуала.

К таким выступлениям относятся: речь на официальном приеме, официальное поздравление юбиляра; траурная речь; приветственная речь при встрече кого-либо, открытии чего-либо; речь с оценкой заслуг кого-либо; представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой; похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо; официальный тост на банкете или юбилее; воодушевляющая речь на торжественном собрании; приветственное слово старшего руководителя в адрес младших, подчиненных; заключительное слово при подведении итогов, закрытии чего-либо.

Читайте также: