Вечные проблемы жизни в творчестве композиторов 8 класс сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Презентация содержит изображения, текст по теме проекта "Вечные темы в музыке".

ВложениеРазмер
vechnye_temy_v_muzyke.pptx 2.4 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вечные темы в музыке. Презентация к уроку музыки, 7 класс. Д.Г.Малькова Денис Мацуев , российский пианист

Что мы считаем вечными темами в искусстве? Конечно, такие темы, как любовь к Родине, защита Отечества, любви к матери, любовь человека к человеку, любовь к природе, любовь к Богу, тема дружбы, верности и другие. Эти важные для каждого человека темы встречаются во всех видах искусства всех времён, и в том числе в музыке. Откуда люди искусства- писатели и поэты, музыканты, художники- берут эти темы? Конечно, из самой жизни. Вокруг человека- целый мир, в котором есть место разным событиям, явлениям, свершениям, чувствам, эмоциям. Есть вечные темы, к которым искусство обращалось много веков, отражает эти темы сегодня, и будет передавать вечные, важнейшие для человека темы в будущем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка. Музыка. 8 класс. Вечные сюжеты.docx

На слайде слова, противоположные по смыслу: любовь – ненависть, честь- предательство, жизнь – смерть…

- Что это за слова? Можете продолжить ряд? Какой смысл имеют относительно искусства?

(Эти слова имеют философский смысл. Они относятся к разделу философии – Этика).

Э тика направлена на решение вопросов человеческой морали путем определения таких понятий, как Добро и Зло, Жизнь и Смерть, Добродетель и Порок, Справедливость и Преступление. Продолжите ряд.

- Человечество нашло точные ответы на вопросы, связанные с этими понятиями?

(Ответы искали в прошлом, ищут в наши дни и скорее всего будут искать и в будущем).

- Тогда как можно назвать эти вопросы на все времена? (Постоянные, вечные).

- Посмотрите на тему урока: слайд - Вечные темы в искусстве

"Вечные" темы - это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл.

-Вспомните с каким сюжетом связан этот музыкальный образ.

-Когда произошло рождение оперы? А рок-оперы?

- Какой образ рисует музыка? Какие чувства обуревают героя?

Невероятное желание быть уверенным в том, что его жертва не будет напрасной. В конце появляется Иуда и совершает свой знаменитый поцелуй как символ предательства.

Живописный ряд на слайде.

Христос – это воплощение жертвенности, любви к людям, добра. Все эти события и образы евангельского предания, наполнены высоким трагизмом и глубоким человеческим смыслом.

Образ Христа существует в умах людей и в разных видах искусства как символ. добра, жертвенности, вечной жизни, искупления грехов.

XX век не лишил искусства этого образа. Он пересматривается, осовременивается, но всё равно символизм остаётся.

- Сегодня мы познакомимся с фрагментом из кантаты.

- Кантата это музыкальный жанр прошлого или современности? ( С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. В кантате мы встретим ещё один образ из вечных сюжетов).

-Прослушайте фрагмент кантаты и подумайте над временем создания этого произведения.

Звучит Танец смерти из Фауст-кантаты (фрагмент)

-Время создания произведения?

- Как поняли? Что в звучании музыки помогло определить, что это произведение современное?

Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов XX века к творческому использованию направлений, жанров прошлого.

- Какие чувства вызвал этот фрагмент кантаты?

- С помощью каких выразительных средств композитору удалось разбудить в нас такие чувства? (диссонансы гармонии, слож­ные напластования полифонии, полиритмика, преувеличенные скачки в мелодике).

-Мы познакомились ещё с одним героем, созданным творцом XX века - русским композитором А.Г. Шнитке. Какие из предложенных строк созвучны музыке?

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

- Какими интонациями показан герой?

-В каком жанре написана музыка? (Танец, танго)

Рассказ о сюжетной линии кантаты (Либретто).

Шнитке: в Фаусте проявилась двойственность человеческого и дьявольского, с преобладанием дьявольского.

Средневековый Фауст погиб, ибо совершил страшный грех, принёс клятву верности вечному злу – дьявольской силе – Мефистофелю.

Последние дни Христа – печаль и отчаяние, но в то же время и смирение перед замыслом Божьим. И как воздаяние за страдания во имя добра – Воскресенье. Победа жизни над смертью.

- Можно ли эти слова применить к человеческим судьбам? (Воины, отдавшие свою жизнь за жизнь других живут в памяти поколений).

-Перед Фаустом стоял выбор между добром и злом и он свой выбор сделал.

Кто мыслит о земных благах и вечность променял на прах,

Торгует с чертом на паях, душе готовит вечный страх.

Последние дни Фауста - ужас от встречи со смертью в лице Мефистофеля. Кончина Фауста была ужасной. Его разорвали бесы, и разбросали останки на помойке. Смерть для него – это вечные муки в гиене огненной.

Послушайте как А. Шнитке увидел образ смерти, пришедшей в лице Мефистофеля за душой Фауста.

- Какому голосу Шнитке отдал партию Смерти?

- Удалось ли Шнитке в своём произведении передать всю мерзость такой человеческой кончины?

- Почему Шнитке выбрал для этого эпизода кантаты жанр танца, а не реквиема? (Тем самым обесценивается факт смерти Фауста. Это не трагедия, а сатирический гротеск).

Христос, чтобы сделать свой выбор уединился в пустыне. Он не торгует своей душой, он разговаривает и прислушивается к ней. (И.Крамской "Христос в пустыне").

Христос – это ИДЕЯ добра, любви. Фауст – это ИДЕЯ неверного выбора между добром и злом.

Мир держится на добрых людях. Не на агрессии и зле.

И если доброты не будет, то ничего не будет на земле.

Мир держится на состраданьи, а не на важности пустой.

Вот кто-то свет потёмкам дарит, чтоб озарить жизнь красотой.

Мир держится на милосердьи, а не на выгоде и лжи.

Никто из нас не минёт смерти, а потому добро творить спеши.

Любовь и смерть, добро и зло…
Что свято, что грешно, познать нам суждено.
Любовь и смерть, добро и зло,
А выбрать нам дано — одно…

2. Мы в пути всегда,
Смерть идет за нами следом,
Hо спасает Бог нас каждый pаз.
Именем Христа нас ведет звезда,
К краешкам земли, к любви.
Hад обрывом дней гоним мы своих коней
И летим к любви в крови.

Любовь и смерть, добро и зло…
Что свято, что грешно, познать нам суждено.
Любовь и смерть, добро и зло,
А выбрать нам дано — одно…

3. В поисках любви, мы летим сквозь пыль столетий,
На лету горим, забыв про боль.
Из холодной тьмы воскресаем мы,
Чтобы встретить вновь любовь.
Обгоревшим ртом спорим мы опять с Христом,
Что же есть любовь и кровь.

Любовь и смерть, добро и зло…
Что свято, что грешно, познать нам суждено.
Любовь и смерть, добро и зло,
А выбрать нам дано — одно…

Бернардо Беллотто (1721 – 1780) принадлежит к ряду великих венецианских художников XVIII в. На этой картине с тщательностью, соответствовавшей требованиям эпохи Просвещения, художник запечатлел Колизей - древнеримский амфитеатр, построенный в I веке . Огромное полуразрушенное здание занимает большую часть произведения, являясь в нём главным действующим лицом. Беллотто не стал придерживаться топографической достоверности при написании античного амфитеатра. Он поместил рядом несуществующие сооружения и оживил своеобразный живописный монтаж человеческими фигурами. Взгляд на историю давних веков как на что-то очень близкое также был в духе сложной эпохи Просвещения. На изображённом здесь Колизее время оставило свой таинственный отпечаток, и всё вокруг, даже воздух, напитано этой тайной.

Жан-Леон Жером . Смерть гладиатора

Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. В балете прослеживаются две сюжетные линии : 1) Одна - олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Кра́сса и его наложницы куртизанки Эги́ны ; 2) Другая - воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя — исполина Спартака и его преданной жены и возлюбленной Фри́гии . Один из самых ярких фрагментов балета, этот эпизод звучит как гимн яркой и возвышенной любви двух главных героев, любви истинной и потому бессмертной.


ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ Д. ШОСТАКОВИЧА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Первом концерте для виолончели с оркестром, созданном композитором в 1959 г., идея автобиографичности получает новое воплощение – многократное проведение мотива-монограммы. Своего рода импульсом к созданию этого сочинения послужило знакомство композитора с написанным несколькими годами ранее Симфонией-концертом для виолончели с оркестром С. С. Прокофьева. Первый виолончельный концерт Д. Д. Шостаковича, как и Первый скрипичный, написан в форме четырехчастного цикла:1. Allegretto ; 2. Moderato ; 3. Cadenza - attacca ; 4. Allegro con moto . Новаторская структура цикла с каденцией в качестве самостоятельной части является уникальной (в Скрипичном концерте каденция ещё не является отдельной частью цикла, она как бы продолжает течение Пассакалии). Элементы мотива-монограммы появляются уже в четвертом такте (ц. 1), в партии виолончели. Целиком звуки монограммы звучат в партии флейты-пикколо в оригинальном ключе: С — H — Es — D. В шестом такте ц. 10 монограмма звучит в партии солиста.

Бекетова Н. В. Рахманинова – Шостакович: Этапы национального самосознания / Шостаковичу посвящается. К 100-летию со дня рождения композитора. – М.: Композитор, 2007. – С. 208–235.

Реченко М. А. Первый скрипичный концерт Д. Шостаковича: к проблеме концепции. – Южно-Российский музыкальный альманах Выпуск № 1, 2008. – С. 107–109.

Слонимский С. М. О благородстве человеческого духа // Советская музыка. – 1971. № 7. – С. 31–39.

Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е / Ред. А. М. Прохоров. – М. : Советская энциклопедия, 1988. – 1600 с.

Шостакович Д. Д. Письма к другу: Письма Д. Д. Шостаковича к И. Д. Гликману. Сост. и комментарии И. Д. Гликмана. – М.: DSCH – СПб.: Композитор, 1993. – 336 с.

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 8. Вечные сюжеты

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.

Личностные:

— понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.

Предметные:

Учебно-дидактическое обеспечение:

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Чем отличается наша современность от предшествующих эпох? В чём её объективные преимущества и недостатки?

При ответе на вопрос привлекайте знания из области истории, литературы, искусства.


К. Юон. Утро индустриальной Москвы. 1949 г.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR1SAQVyuXt1x4AE08G5Ykvw

Ю. Пименов. Даёшь тяжёлую индустрию. 1927 г.

При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве – а он просуществовал достаточно долго – всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в чистое лоно живой природы и живых чувств. Ведь в искусстве, как и в жизни, есть своего рода моды, господствующие направления, знание которых составляет неотъемлемую часть профессионализма художника.

Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты. Эти категории могут выражаться по-разному: в обращении к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость.

3. Работа по теме урока

1) Личность и творчество А. Хачатуряна


А. Хачатурян. 1903-1978 гг.

Арам Хачатурян — армянский композитор XX в. Родился в Тифлисе, с детства импровизировал на фортепиано, но профессионально начал заниматься музыкой только с 19 лет, после переезда в Москву. Окончил музыкальное училище Гнесиных и Московскую консерваторию. В своём творчестве объединял мелодику армянских народных песен и танцев с европейскими композиторскими приёмами.

А. Содержание

Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей. Гладиаторы, патриции, рабы, легионеры, пираты, торговцы и простые горожане – такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.

Гладиатор – в древнем Риме – боец из рабов или военнопленных, сражавшийся на арене цирка или с другим бойцом или с диким зверем.

Патриций – аристократ в Древнем Риме.

Легионер – солдат легиона. Легион в Древнем Риме – крупная войсковая единица.

Колизей - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени.

https://artrue.ru/wp-content/uploads/2017/09/Bellotto_Vid_kolizeya-i-kaprichcho-900x1024.jpg

Б. Беллотто. Вид на Колизей

https://pbs.twimg.com/media/EYiHSIGWAAII-qm.jpg

Ж.-Л. Жером. Смерть гладиатора

Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. Олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Красса и его наложницы-куртизанки Эгины. Другая сюжетная линия воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя – исполина Спартака и его преданной возлюбленной Фригии.

Подробнее содержание балета см. в Приложении.

Б. Слушание и музыкальный анализ

В основе наиболее значительных номеров балета – подлинные исторические факты. Именно с ними связана та неповторимая атмосфера исторической эпохи, которая пронизывает всю музыку балета, несмотря на современность её языка. Причём дух времени, красочно и выразительно показанный в балете, отмечен яркой эмоциональностью, живыми и многообразными чувствами.

Примечательно, что композитора волнует совсем не зрелищность, столь ценимая древними римлянами во время боёв гладиаторов. Он обращает внимание на другое – ценою потехи патрициев в развращённом городе становится жизнь человека.

https://pbs.twimg.com/media/DwZzjB4XQAEa7oT.jpg

В. Работа над нотными примерами

Нотный пример 29 выражает чувства противоположные — восторг любви, гимн горячему человеческому чувству. Адажио Спартака и Фригии основано на светлой певучей мелодии в верхнем регистре, изложенной полнозвучными аккордами. Пышная объёмная фактура основана на совместном звучании низкого и высокого регистров с заполненным широкими аккордами средним регистром. Мажорный лад, громкая динамика придают музыке черты ликующего гимна.

1) История создания песни

Максим Исаакович Дунаевский (род. 1945 г.) – советский и российский композитор, Народный артист России. Сын композитора Исаака Дунаевского и балерины Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова и Московского театра оперетты Зои Ивановны Пашковой.

Текст песни:

На волоске судьба твоя,

Враги полны отваги,

Но, слава богу, есть друзья,
Но, слава богу, есть друзья

И, слава богу, у друзей есть шпаги.

Когда твой друг в крови,
А ля гер ком, а ля гер(о),
Когда твой друг в крови,
Будь рядом до конца!
Но другом не зови, -
На войне, как на войне, -
Но другом не зови
Ни труса, ни лжеца.

И мы горды, и враг наш горд,
Рука, забудь о лени!
Посмотрим, кто у чьих ботфорт,
Посмотрим, кто у чьих ботфорт,
В конце концов, согнёт свои колени.

Противник пал, беднягу жаль,
Но наглецы несносны.
Недолго спрятать в ножны сталь,
Недолго спрятать в ножны сталь,
Но гордый нрав не спрячешь в ножны!

Мы увидели, что в XX и XXI веках композиторы по-прежнему обращаются к вечным темам, которые продолжают звучать в современной музыке, освещая лучшие её страницы.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1) Что, по-твоему, даёт основание считать сюжет о восстании Спартака вечным сюжетом?

Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов. М., 2002. 208 с.

Читайте также: