Васильев лесная готика сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

"Лесная готика" – один из самых популярных пейзажей К.Васильева. Он написан в период увлечения художника северным Ренессансом.
В "Лесной готике" передан психологический настрой северных народов Европы, во многом схожих с нашими русскими поморами, жившими среди строгих и величественных лесов.
Картина несет на себе определенную печать этой суровости и возвышенности, аскетической духовности. Несмотря на то, что художник написал вполне привычный нам хвойный лес со всеми его цветовыми бликами, лес этот ассоциируется с готическим храмом.
Безмолвны сосны. Но вот сквозь кроны деревьев отвесно падают солнечные лучи, пробиваясь тремя самостоятельными потоками и заливая сказочным светом стволы деревьев и землю. Своей живительной силой свет одухотворяет суровую стихию леса. Вся земля становится светлой и прозрачной, и мы уже слышим звучание органа, составленного из этих необычных труб. Орган звучит, ревет, свистит и тоненько поёт. Все это вместе создает океан звуков, мятущихся и в то же время торжественных и глубоких.
И вдруг мы выделяем нежное, лирическое пение маленькой ёлочки и одновременно замечаем её, как бы оторвавшуюся от земли и парящую между грозных стволов в надежде пробиться к живительному свету. И хочется помочь ей, не дать темным силам задушить этот росток.
Такова основа глубокой гуманной сущности северных народов: не тонкая задушевная лирика южанина, но всегда суровая, требующая активного действия драма.
Здесь, как у всякого большого художника, два плана. Прямой, легко воспринимаемый – чисто внешнее сходство леса с готическим храмом, и в то же время – большая духовная общность этих двух начал. Она и придает пейзажу особую глубину.

В современной истории России, наверное, нет такого самобытного художника, такого одновременно простого и великого, такого близкого русскому сердцу, но до конца не разгаданного, как Константин Васильев (1942-1976).

Его творческим наследием являются около 400 картин самой разной направленности: от работ, выполненных в жанре абстракционизма, до картин, отражающих сюжеты древнерусских сказок и древнегерманског о эпоса.

Непризнанный при жизни, часто упрекаемый своими современниками-х удожниками в непрофессионализ ме, дилетантизме и даже фашизме (!), Васильев, тем не менее, обладал истинным талантом, который позволял ему писать не кистью, а непременно сердцем.

Поэтому многие работы художника, даже те, которые являются спорными и, по мнению профессионалов, выполнены с нарушением всех художественных канонов, обладают каким-то непонятным магнетизмом, они цепляют простого зрителя и уносят в свой "васильевский" мир — мир сказочной русской древности, суровый, но настоящий. Может, кому-то покажется, что этот мир холодный. Но зато — честный, как честна и сурова природа русского севера перед своими обитателями.

Так кем же был Константин Васильев, которого подобно Есенину мы с полной уверенностью можем назвать не только певцом русской природы, но сказителем русской древности, возвращающим нас, людей современности, к исконным смысловым нагрузкам нашего народа?

Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Отец его был рабочим, на долю которого выпало участие в трёх войнах. Мама, Клавдия Парменовна, принадлежала к семье великого русского художника И. И. Шишкина.

Был самый разгар Великой войны. На момент рождения Константина Майкоп был оккупирован немцами, а отец Константина состоял в партизанском отряде. Само собой разумеется, что мать с грудным младенцем тут же оказалась в в местном отделении гестапо, где она была подвергнута многочисленным допросам на предмет связи с партизанами. Жизнь молодой мамы и ее малыша висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

После войны семья переезжает в Казань, а затем на постоянное жительство в поселок Васильево, стоящий на берегу великой русской реки Волги. Красота этих мест позднее найдет отражение в многочисленных пейзажах художника.

Тяга к живописи обнаружилась у Константина Васильева с самого раннего детства. Маленький Костя предпочитал игре со своими сверстниками краски, карандаш и бумагу, причем рисовал все подряд: родителей, домашних животных, реку Волгу и ее красоты, лесные просеки. Рисунки ребенка были выполнены настолько мастерски, что не заметить талант сына родители, естественно, не могли, другое дело, что время было суровое — после войны было не до шику. На все советы друзей и знакомых о том, что их сыну надо обязательно заниматься изобразительным искусством, Васильевы могли только вздыхать. Но, тем не менее, они всячески помогали сыну развиваться, дарили ему книги с репродукциями картин известных русских художников, дабы сформировать его вкус, посещали с ним музеи Казани, а также Москвы и Ленинграда.

После того, как Костя мастерски скопировал цветными карандашами картину Васнецова "Богатыри", не только достигнув поразительного сходства с оригиналом, но и сумев каким-то образом передать внутреннюю энергетику автора, родители, Алексей Алексеевич и Клавдия Парменовна, решили послать сына в художественную школу. Но откуда в обычной русской деревне художественная школа для одаренных подростков? Не было ничего подобного в те времена и в Казани.

Однако, волею случая, очень скоро юный Константин станет учеником Московской средней художественной школы имени В. И. Сурикова, куда он попал, выдержав конкурс и сдав все экзамены на отлично. Для юного дарования это было настоящим подарком судьбы, ведь среди преподавателей в данной школе работало много замечательных художников, а учебной базой была, ни много ни мало — Третьяковская галерея.

Здесь, в Третьяковке, он впервые встретится с оригиналом картины Васнецова, явившейся совсем еще недавно для него источником. Может, именно тогда он почувствовал зов души, который и предопределил его дальнейший творческий путь на всю жизнь.

Естественно, что в художественной школе Васильев был одним из лучших учеников, работы которого приводили педагогов в восторг. Однако всего через пару лет ему пришлось вернуться обратно на родную землю после смерти отца.

Но уже в этот период жизни Васильев настолько овладел ремеслом художника, что мог работать, что называется, "под кого угодно", в любом стиле.

Однако со свойственным ему спокойствием и выдержанностью он предпочел искать собственный, "васильевский" путь, чтобы сказать свое слово в искусстве.

Он продолжал расти как художник, испытав все "юношеские" болезни многих коллег, работая и в жанре сюрреализма, и абстракционизма. Но под знаменами ярчайших представителей этих направлений, Пикассо и Дали, он проходил не так долго.

Загадочная тяга русской души к поиску своего места в мире, граничащая порой с яростным самобичеванием, не покидала Константина Васильева. Зов великих предков своего народа, который он, видимо, ощутил впервые через работы Васнецова и Сурикова, голос крови — ведь не даром же Васильев по материнской линии принадлежал к роду великого художника И. И. Шишкина, красота мест родной земли, рек Волги и Свияги, — все это, подобно всепроникающему свету, напитывало талантливого художника и придавало ему силы. И он работал, работал, как одержимый, зачастую без сна и отдыха, воспевая красоту родной земли, органично вплетая в нее русские былинные сюжеты, как, например, на картинах "Над Волгой" и "Свияжск".

Вообще, одной из ярких отличительных черт творчества Васильева является глубокий символизм всех его картин. Его полотна живые, и, если не населены фантастическими духами леса, как, например, сидящей у воды русалкой на одноимённой картине, то всегда чувствуется, что они рядом. Так, на прекрасном пейзаже "У тихой воды" изображена живописная спокойная река, на берегу которой растет величественный и могучий русский лес, и, погружаясь в образы, передаваемые этой картиной, вдруг начинаешь понимать, что, возможно, именно где-то здесь, в кустах, на берегу этой самой реки и сидит та самая русалка, которая вышла на берег послушать пение птиц и шелест листьев деревьев.

Деревья же на картинах живые, если стоять рядом с картиной, создается впечатление, что они сейчас, под влиянием легкого ветерка, начнут колыхать листвой.

Вообще, можно смело сказать, что среди пейзажей Константина Васильева нет каких-либо "проходных" картин, каждый из них имеет свою душу и свой неповторимый образ.

Васильев оттачивал свое мастерство пейзажиста в течение всей своей жизни, ярким примером этого являются удивительно одухотворенные пейзажи "Осень" и "Лесная готика", в которых он показывает примеры удивительной пластики, богатейшего колорита, великолепной композиции и рисунка.

В своей "Лесной готике" Константин Васильев попытался передать духовный настрой и энергетику природы северной Европы, ассоциируя, казалось бы, обычный хвойный лес, изображенный на картине, с готическим храмом.

На самом деле, сквозь суровое северное безмолвие сосен, стоящих суровым викингским строем, подобно органной музыке пробивается живительный свет(свет пробивается подобно музыке. хм. - прим.ред), который падает на маленькую елочку, наполняя ее живительными силами, не давая темным стихиям задушить этот юный нежный росток.

Не можем мы не затронуть такую сторону творчества Константина Васильева, как портреты.

Васильев, ввиду своей уникальности, всегда был разноплановым художником, поэтому, естественно, он не мог не попробовать себя в качестве портретиста, хотя специально перед собой он такой задачи не ставил. Портреты рождались под его кистью в период работы над той или иной темой.

Широко известны его портреты своей сестры Людмилы и маршала Жукова. Но самым примечательным, на мой взгляд, является портрет писателя Достоевского, интерес к творчеству которого появился у Константина еще в школе. Он ощущал свою духовную связь с великим русским писателем, узнавая себя в ряде его героев. И не случайно, что при работе над портретом Достоевского Васильев досконально изучил жизнь великого творца русской словесности.

Константин собрал почти все известные фотографии писателя и воспоминания о нем, содержащие описания внешности и характера. Желая досконально вникнуть в привычки писателя, тем самым достичь максимальной подлинности, Васильев интересовался личными вещами Достоевского, обстановкой его кабинета.

И не случайно портрет Федора Михайловича Достоевского признан одним из лучших портретов Константина Васильева. Изображенного на нем писателя характеризует сила взгляда(усиление излишне в данном случае — прим.ред) человека, который готов отстаивать идеалы ценою всей своей жизни. Стоящая перед Достоевским на столе свеча при этом является не просто свечой, а символом этих идеалов, светом, которым писатель желает озарить густую тьму невежества, сгустившуюся вокруг.

"Это не просто свеча — это светоч!", — как сказал однажды сам художник. Светоч идеалов Достоевского.

Но наиболее известен Константин Васильев как автор многочисленных работ на темы древнерусских былин, славянской мифологии и древних европейских эпосов.

Здесь художник за свою короткую жизнь сумел создать не только множество потрясающих художественных произведений, но и свой неповторимый "фирменный", если угодно, васильевский стиль, который нисколько не застыл в его картинах после смерти художника, а получил свое развитие и продолжение в работах ценителей таланта Васильева, творящих в настоящее время замечательные произведения искусства в данном направлении.

Сам же Константин Васильев, создавая один шедевр за другим, и всё больше оттачивая свое мастерство, продолжал искать себя. Художник не прекращал искать способы выражения музыки своей души на холсте, и это ему удавалось. Он создает замечательные образы древних русичей, необычайно точно отражая архетипы мужчин и женщин нашего народа. Так появляются великолепные картины "Жница" с изображением прекрасной юной девушки, прислонившейся к стройной березке, дабы отдохнуть от тяжелого труда, но в ее бездонных глазах читается отнюдь не усталость, в них заключена душа русских женщин, жен и матерей, а когда надо — и суровых воительниц, способных защищать свою землю; "Русский витязь", с изображением князя Вольги. Во взгляде его нет агрессии, нет безумия завоевателя. Но есть спокойная и холодная уверенность в том, что если надо, любой враг будет разбит и не только изгнан за пределы земли русской, но и загнан в свое собственное логово, где будет раздавлен. Князь ровно такой, каким должен быть князь — тверд, как скала, и спокоен.

Он как суровый северный бог: когда надо — добр, когда надо — суров и непреклонен. Это, на самом деле, очень точное отражение еще одного древнего смысла славянского миропонимания, которое можно кратко описать как "мера и равновесие". Всего должно быть в меру, столько, сколько нужно. Недаром само слово "зло" раньше произносилось как "зело". Значение слова "зело" еще окончательно не забыто, хоть и стало сейчас архаизмом. Еще можно увидеть иногда в каких-нибудь старых русских текстах слова "зело мудро", "зело красиво". Мы понимаем, что здесь слово "зело" значит "очень", "чересчур".

И тогда становится понятным значение слова "зло" — слишком, очень, чересчур, выходит за границы.

Ведь действительно, любое качество, когда его становится "слишком", начинает вредить. Так и во всем, особенно в людях, если нарушается равновесие, то и слишком много сделанного добра может послужить с точностью до наоборот.

Так и в силах природы, которые наделяли божественными качествами наши древние славянские предки.

Разбирался ли сам художник в таких глубинах и тонкостях славянского миропонимания? Мы сейчас сказать не можем, тем более что в те годы, в эпоху воинствующего атеизма и с церквями-то были проблемы, где уж тут рассуждения о такой старине. Но одно мы можем сказать точно, Васильев это понимал интуитивно. Он это чувствовал и знал. Иначе не создавались бы им такие картины как "Свентовит", "Валькирия над поверженным воином". Ну и, конечно же, самая известная и, что печально, самая последняя картина художника "Человек и филин" (заглавная иллюстрация к статье - прим.ред.).

Многие ценители творчества художника считают эту картину последним посланием Константина Васильева потомкам, своего рода философским итогом работы мастера.

Неслучайно именно этот образ старца со свечой был взят за основу писателем Сергеем Алексеевым при описании образа верховного волхва-хранителя древних сокровищ Аденона.

Вообще, толкование полотен может, конечно, быть разным в зависимости от полноты их постижения.

По мнению исследователей в облике старца художник попытался представить волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.

В руке его свеча как символ душевного огня, ровного и негасимого, способного постичь весь мир через постижение самого себя в том числе. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, стойкость и верность.

В другой руке его плеть, которую он держит над головой, как символ воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина. На руке сидит филин. Изображение совы или филина у многих народов всегда было символом мудрости, ясности ума и беспристрастного видения мира. Филин — птица, которая все видит даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.

Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо, направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на который можно ориентироваться на пути к вечности.

После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать".

Валькирия над поверженный воином

Сказано это было с такой внутренней силой, мощной, но при этом пугающей. Казалось, эта сила была внушена художнику извне специально для создания именно этого полотна.

Через несколько дней Константина Васильева не стало.

Погиб художник при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года.

Родственники и друзья Константина Алексеевича ни на минуту не поверили в официальную версию. Налицо было слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Многие ценители творчества Васильева и сейчас выдвигают конспирологическ ие теории о том, что художник был устранен некоторыми силами, ибо своим талантом он многим мешал, как и Сергей Есенин в свое время.

Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина Алексеевича в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

Будучи непризнанным при жизни, Васильев работал, как одержимый, возможно он чувствовал, как чувствовали многие великие люди, что путь его на этой земле не будет долгим. Но в любом случае, художник всегда остается живым, пока живы его картины.

Сложная судьба и у музея великого художника, который находится в г. Москве. Много раз его пытались выкинуть на улицу, ввиду того, что место, на котором находится музей, является лакомым куском для бизнеса. Ну а людям, которые на первое место ставят деньги, картины, да и любая культура вообще, ни к чему. В конце концов музей был почти уничтожен, ночью обложен покрышками, облит бензином и подожжен. Однако на деньги простых русских людей, поклонников творчества великого мастера, музей был восстановлен и сейчас радушно приглашает всех желающих погрузиться в мир картин Константина Алексеевича Васильева.

Адрес музея Константина Васильева
Москва, ул. Череповецкая, д. 3-б, м. Алтуфьево
Музей работает с 11-00 до 19-00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость входного билета 200 руб. Льготный
(пенсионеры, школьники, инвалиды) 100 руб.
Заказ экскурсий по тел. 8 926 4963900

У Васильева свой метод создания пейзажа. По рассказам друзей, художник делал с натуры только набросок, а картину писал уже у себя в мастерской. Прихотливое творение живой природы, под кистью Васильева пейзаж рождается вторично, уже из глубин творческой души. Пожалуй, самой знаменательной в этом отношении предстает “Лесная готика”. Хрупкая ажурная елочка словно парит в лунном свете, не касаясь земли, в окружении могучих древесных стволов. Как представляется, главная идея этой замечательной картины — это тема уединенной души, тонкой и ранимой, которая парит в собственной фантастической грезе, вынужденная жить в чуждом, косном окружении. Действительность, окружавшая художника, была именно такова, так что “Лесную готику” можно рассматривать как романтический образ его внутреннего мира. Название картины происходит от самой сущности готического стиля в искусстве, где готика — это чистый порыв человека ввысь, к небесам, в манящую запредельность, запретную для обыденного человеческого бытия, вознесение к духовным вершинам вопреки земному притяжению — силою одной мечты. Образ этот очень близок всей жизни художника.

Творческое наследие Васильева самодостаточно, оно образует законченную систему образов и тем самым может и должно истолковываться, исходя из себя самого. Это касается всех его граней и живописных аспектов. В системе символического реализма Васильева Север — понятие священное, эзотеризм Васильева — эзотеризм Севера. Именно Великий Север, а не Великий Восток, в отличие от господствующего миропонимания, предстает для художника духовной святыней. Это дыхание священного Севера пронизывает собой символизм васильевского творчества. Заповедный Север хранит русские святыни. Священный Север сводит воедино символические образы Васильева, его дух веет в каждом из них, будь то “Ожидание” с Девой-Россией у замерзшего окна, встреча в зимнем селе “У чужого окна”, седовласый охотник из “Северной легенды”, “Северный орел”, этот дух Руси Сокровенной, или же, наконец, “Человек с филином”, пророк Севера, ступающий по облакам над белым простором в лучах занимающегося северного рассвета. Летний зной неприемлем для художника как дыхание пустыни, оплота враждебных кочевников, Васильев инстинктивно избегает слепящих красок Юга, в этом слышится голос предков, донесенный генетической народной памятью.

Валькирия, божественная вестница Севера — вот настоящая муза художника Васильева. Это сквозной образ, проходящий через все зрелое творчество художника, подобно живому огню свечи. На картине “Валькирия” посреди снежного простора под грозовыми мглистыми небесами лежит юноша-воин, предательски пронзенный копьем, брошенным в спину. Над юношей застыла Валькирия, которая, согласно мифу, прилетает из заоблачных высот за павшим в битве героем, чтобы унести его в блаженную страну Севера. Подняв над юношей руку, она пытается тайным волшебным жестом оживить его. Рядом с вещей девой застыл белый крылатый конь, сородич Пегаса. Несмотря на смертельную рану, герой словно бы спит — розовеет румянец на щеках, полуприкрыты глаза. Он не похож на обычного, закаленного в боях воина, это воитель иного рода: тонкое одухотворенное лицо выдает в нем натуру поэтическую. Поэт — герой духовной сферы, его подвиг совершается вне земного круга вещей, поле битвы героя — небеса. Юноша во вдохновенном забытьи грезит, что он пал в сражении, и с небес Священного Севера за его окрыленной душой спустилась с небес муза-Валькирия.

Именно краски Севера наложили свою печать на цветовую палитру Васильева. Белый цвет снегов, серое, большей частью мглистое небо, багрянец морозного рассвета над дремучими непроходимыми лесами, — для создания этих образов художнику нет нужды пускаться в какие-то живописные изыски, это навек запечатлелось в заповедной глубине самой русской души. Мир Севера неприютен, подчас прямо враждебен человеку, и нужно быть подлинным героем, чтобы выстоять в этой схватке за жизнь. Русская зима дышит во многих работах художника, на большинстве из которых запечатлены зимние образы. Васильев — живописец зимы.

Константин Васильев – советский живописец, чьи работы получили призвание после смерти автора. За короткую жизнь художник оставил большое наследие, значимость которого высоко оценивается экспертами в России и за рубежом.

Художник Константин Васильев

Художник Константин Васильев

Биография автора – это 34 года жизни. Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Отец Алексей Алексеевич из ленинградской рабочей семьи. Принял участие в трех войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В мирное время занимал руководящие должности в промышленном секторе. Мать Клавдия Парменовна была младше супруга на 20 лет. Состояла в родстве с выдающимся живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным.

Молодая семья жила в Майкопе, где столкнулась с тяготами военного времени. Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд, а жена не успела эвакуироваться из города и попала в немецкую оккупацию, где спустя месяц родила мальчика. В семье было трое детей – сын и 2 дочери.

Константин Васильев в молодости

Константин Васильев в молодости

По окончании войны семья переехала в поселок Васильево в 30 км от Казани. Новое место очаровало юного Костю красотой природы. Впоследствии многие из здешних видов он запечатлел в пейзажах, которые превосходно удавались. Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь. После кончины живописца к достопримечательностям добавился и дом-музей Васильева.

Константин Васильев

Константин Васильев

Школа была одним из трех учебных заведений подобного типа и уровня подготовки в СССР. Такие же интернаты работали в Киеве и Ленинграде. МСШХ (Московская художественная средняя школа) располагалась в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи, которая служила учебной базой для студентов.

Автопортрет Константина Васильева

Автопортрет Константина Васильева

Живопись

Личная жизнь

Портрет Константина Васильева

Портрет Константина Васильева

Привязанность к выпускнице Казанской консерватории Елене Асеевой окончилась неудачным предложением руки и сердца, зато портрет девушки ныне успешно экспонируется на посмертных выставках автора. В зрелом возрасте познакомился с Еленой Коваленко, но болезненный опыт прошлых отношений не позволил художнику развить роман во что-то серьезное.

Смерть

Жизнь художника трагически оборвалась в 1976 году. Вместе с другом Аркадием Поповым живописец возвращался из города в окрестностях Казани – Зеленодольска, где проходила выставка местных авторов. Официально причиной смерти назван несчастный случай – молодых людей сбил скорый поезд. Тела обнаружили на железнодорожном полотне.

Могила Константина Васильева

Могила Константина Васильева

Chelovek-s-filinom-konstantin-vasilev.jp

В современной истории России, наверное, нет такого самобытного художника, такого одновременно простого и великого, такого близкого русскому сердцу, но до конца не разгаданного, как Константин Васильев (1942-1976).

Его творческим наследием являются около 400 картин самой разной направленности: от работ, выполненных в жанре абстракционизма, до картин, отражающих сюжеты древнерусских сказок и древнегерманского эпоса.

Непризнанный при жизни, часто упрекаемый своими современниками-художниками в непрофессионализме, дилетантизме и даже фашизме (!), Васильев, тем не менее, обладал истинным талантом, который позволял ему писать не кистью, а непременно сердцем.

Поэтому многие работы художника, даже те, которые являются спорными и, по мнению профессионалов, выполнены с нарушением всех художественных канонов, обладают каким-то непонятным магнетизмом, они цепляют простого зрителя и уносят в свой "васильевский" мир — мир сказочной русской древности, суровый, но настоящий. Может, кому-то покажется, что этот мир холодный. Но зато — честный, как честна и сурова природа русского севера перед своими обитателями.

Так кем же был Константин Васильев, которого подобно Есенину мы с полной уверенностью можем назвать не только певцом русской природы, но сказителем русской древности, возвращающим нас, людей современности, к исконным смысловым нагрузкам нашего народа?

Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Отец его был рабочим, на долю которого выпало участие в трёх войнах. Мама, Клавдия Парменовна, принадлежала к семье великого русского художника И. И. Шишкина.

fgt2990_2517.jpg

Был самый разгар Великой войны. На момент рождения Константина Майкоп был оккупирован немцами, а отец Константина состоял в партизанском отряде. Само собой разумеется, что мать с грудным младенцем тут же оказалась в в местном отделении гестапо, где она была подвергнута многочисленным допросам на предмет связи с партизанами. Жизнь молодой мамы и ее малыша висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

После войны семья переезжает в Казань, а затем на постоянное жительство в поселок Васильево, стоящий на берегу великой русской реки Волги. Красота этих мест позднее найдет отражение в многочисленных пейзажах художника.

Тяга к живописи обнаружилась у Константина Васильева с самого раннего детства. Маленький Костя предпочитал игре со своими сверстниками краски, карандаш и бумагу, причем рисовал все подряд: родителей, домашних животных, реку Волгу и ее красоты, лесные просеки. Рисунки ребенка были выполнены настолько мастерски, что не заметить талант сына родители, естественно, не могли, другое дело, что время было суровое — после войны было не до шику. На все советы друзей и знакомых о том, что их сыну надо обязательно заниматься изобразительным искусством, Васильевы могли только вздыхать. Но, тем не менее, они всячески помогали сыну развиваться, дарили ему книги с репродукциями картин известных русских художников, дабы сформировать его вкус, посещали с ним музеи Казани, а также Москвы и Ленинграда.

114905063_5227673_0_95ffb_6465136c_XL.jp


Свияжск

После того, как Костя мастерски скопировал цветными карандашами картину Васнецова "Богатыри", не только достигнув поразительного сходства с оригиналом, но и сумев каким-то образом передать внутреннюю энергетику автора, родители, Алексей Алексеевич и Клавдия Парменовна, решили послать сына в художественную школу. Но откуда в обычной русской деревне художественная школа для одаренных подростков? Не было ничего подобного в те времена и в Казани.

Однако, волею случая, очень скоро юный Константин станет учеником Московской средней художественной школы имени В. И. Сурикова, куда он попал, выдержав конкурс и сдав все экзамены на отлично. Для юного дарования это было настоящим подарком судьбы, ведь среди преподавателей в данной школе работало много замечательных художников, а учебной базой была, ни много ни мало — Третьяковская галерея.

Здесь, в Третьяковке, он впервые встретится с оригиналом картины Васнецова, явившейся совсем еще недавно для него источником. Может, именно тогда он почувствовал зов души, который и предопределил его дальнейший творческий путь на всю жизнь.

Естественно, что в художественной школе Васильев был одним из лучших учеников, работы которого приводили педагогов в восторг. Однако всего через пару лет ему пришлось вернуться обратно на родную землю после смерти отца.

Но уже в этот период жизни Васильев настолько овладел ремеслом художника, что мог работать, что называется, "под кого угодно", в любом стиле.

12.jpg


Русалка

Однако со свойственным ему спокойствием и выдержанностью он предпочел искать собственный, "васильевский" путь, чтобы сказать свое слово в искусстве.

Он продолжал расти как художник, испытав все "юношеские" болезни многих коллег, работая и в жанре сюрреализма, и абстракционизма. Но под знаменами ярчайших представителей этих направлений, Пикассо и Дали, он проходил не так долго.

Загадочная тяга русской души к поиску своего места в мире, граничащая порой с яростным самобичеванием, не покидала Константина Васильева. Зов великих предков своего народа, который он, видимо, ощутил впервые через работы Васнецова и Сурикова, голос крови — ведь не даром же Васильев по материнской линии принадлежал к роду великого художника И. И. Шишкина, красота мест родной земли, рек Волги и Свияги, — все это, подобно всепроникающему свету, напитывало талантливого художника и придавало ему силы. И он работал, работал, как одержимый, зачастую без сна и отдыха, воспевая красоту родной земли, органично вплетая в нее русские былинные сюжеты, как, например, на картинах "Над Волгой" и "Свияжск".

Neue%20Z25.jpg


У тихой воды

Вообще, одной из ярких отличительных черт творчества Васильева является глубокий символизм всех его картин. Его полотна живые, и, если не населены фантастическими духами леса, как, например, сидящей у воды русалкой на одноимённой картине, то всегда чувствуется, что они рядом. Так, на прекрасном пейзаже "У тихой воды" изображена живописная спокойная река, на берегу которой растет величественный и могучий русский лес, и, погружаясь в образы, передаваемые этой картиной, вдруг начинаешь понимать, что, возможно, именно где-то здесь, в кустах, на берегу этой самой реки и сидит та самая русалка, которая вышла на берег послушать пение птиц и шелест листьев деревьев.

Деревья же на картинах живые, если стоять рядом с картиной, создается впечатление, что они сейчас, под влиянием легкого ветерка, начнут колыхать листвой.

Вообще, можно смело сказать, что среди пейзажей Константина Васильева нет каких-либо "проходных" картин, каждый из них имеет свою душу и свой неповторимый образ.

image001-6_thumb.jpg


Осень

Васильев оттачивал свое мастерство пейзажиста в течение всей своей жизни, ярким примером этого являются удивительно одухотворенные пейзажи "Осень" и "Лесная готика", в которых он показывает примеры удивительной пластики, богатейшего колорита, великолепной композиции и рисунка.

В своей "Лесной готике" Константин Васильев попытался передать духовный настрой и энергетику природы северной Европы, ассоциируя, казалось бы, обычный хвойный лес, изображенный на картине, с готическим храмом.

На самом деле, сквозь суровое северное безмолвие сосен, стоящих суровым викингским строем, подобно органной музыке пробивается живительный свет(свет пробивается подобно музыке. хм. - прим.ред), который падает на маленькую елочку, наполняя ее живительными силами, не давая темным стихиям задушить этот юный нежный росток.

i2301_lesnaya-gotika.jpg


Лесная готика

Не можем мы не затронуть такую сторону творчества Константина Васильева, как портреты.

Васильев, ввиду своей уникальности, всегда был разноплановым художником, поэтому, естественно, он не мог не попробовать себя в качестве портретиста, хотя специально перед собой он такой задачи не ставил. Портреты рождались под его кистью в период работы над той или иной темой.

Широко известны его портреты своей сестры Людмилы и маршала Жукова. Но самым примечательным, на мой взгляд, является портрет писателя Достоевского, интерес к творчеству которого появился у Константина еще в школе. Он ощущал свою духовную связь с великим русским писателем, узнавая себя в ряде его героев. И не случайно, что при работе над портретом Достоевского Васильев досконально изучил жизнь великого творца русской словесности.

Константин собрал почти все известные фотографии писателя и воспоминания о нем, содержащие описания внешности и характера. Желая досконально вникнуть в привычки писателя, тем самым достичь максимальной подлинности, Васильев интересовался личными вещами Достоевского, обстановкой его кабинета.

И не случайно портрет Федора Михайловича Достоевского признан одним из лучших портретов Константина Васильева. Изображенного на нем писателя характеризует сила взгляда(усиление излишне в данном случае — прим.ред) человека, который готов отстаивать идеалы ценою всей своей жизни. Стоящая перед Достоевским на столе свеча при этом является не просто свечой, а символом этих идеалов, светом, которым писатель желает озарить густую тьму невежества, сгустившуюся вокруг.

"Это не просто свеча — это светоч!", — как сказал однажды сам художник. Светоч идеалов Достоевского.

Но наиболее известен Константин Васильев как автор многочисленных работ на темы древнерусских былин, славянской мифологии и древних европейских эпосов.

Здесь художник за свою короткую жизнь сумел создать не только множество потрясающих художественных произведений, но и свой неповторимый "фирменный", если угодно, васильевский стиль, который нисколько не застыл в его картинах после смерти художника, а получил свое развитие и продолжение в работах ценителей таланта Васильева, творящих в настоящее время замечательные произведения искусства в данном направлении.

Сам же Константин Васильев, создавая один шедевр за другим, и всё больше оттачивая свое мастерство, продолжал искать себя. Художник не прекращал искать способы выражения музыки своей души на холсте, и это ему удавалось. Он создает замечательные образы древних русичей, необычайно точно отражая архетипы мужчин и женщин нашего народа. Так появляются великолепные картины "Жница" с изображением прекрасной юной девушки, прислонившейся к стройной березке, дабы отдохнуть от тяжелого труда, но в ее бездонных глазах читается отнюдь не усталость, в них заключена душа русских женщин, жен и матерей, а когда надо — и суровых воительниц, способных защищать свою землю; "Русский витязь", с изображением князя Вольги. Во взгляде его нет агрессии, нет безумия завоевателя. Но есть спокойная и холодная уверенность в том, что если надо, любой враг будет разбит и не только изгнан за пределы земли русской, но и загнан в свое собственное логово, где будет раздавлен. Князь ровно такой, каким должен быть князь — тверд, как скала, и спокоен.

Он как суровый северный бог: когда надо — добр, когда надо — суров и непреклонен. Это, на самом деле, очень точное отражение еще одного древнего смысла славянского миропонимания, которое можно кратко описать как "мера и равновесие". Всего должно быть в меру, столько, сколько нужно. Недаром само слово "зло" раньше произносилось как "зело". Значение слова "зело" еще окончательно не забыто, хоть и стало сейчас архаизмом. Еще можно увидеть иногда в каких-нибудь старых русских текстах слова "зело мудро", "зело красиво". Мы понимаем, что здесь слово "зело" значит "очень", "чересчур".

Russian-Knight-Konstantin-Vasilyev-768x1


Русский Витязь

И тогда становится понятным значение слова "зло" — слишком, очень, чересчур, выходит за границы.

Ведь действительно, любое качество, когда его становится "слишком", начинает вредить. Так и во всем, особенно в людях, если нарушается равновесие, то и слишком много сделанного добра может послужить с точностью до наоборот.

Так и в силах природы, которые наделяли божественными качествами наши древние славянские предки.

Разбирался ли сам художник в таких глубинах и тонкостях славянского миропонимания? Мы сейчас сказать не можем, тем более что в те годы, в эпоху воинствующего атеизма и с церквями-то были проблемы, где уж тут рассуждения о такой старине. Но одно мы можем сказать точно, Васильев это понимал интуитивно. Он это чувствовал и знал. Иначе не создавались бы им такие картины как "Свентовит", "Валькирия над поверженным воином". Ну и, конечно же, самая известная и, что печально, самая последняя картина художника "Человек и филин" (заглавная иллюстрация к статье - прим.ред.).

Многие ценители творчества художника считают эту картину последним посланием Константина Васильева потомкам, своего рода философским итогом работы мастера.

Неслучайно именно этот образ старца со свечой был взят за основу писателем Сергеем Алексеевым при описании образа верховного волхва-хранителя древних сокровищ Аденона.

dsc00757.jpg


Свентовит

Вообще, толкование полотен может, конечно, быть разным в зависимости от полноты их постижения.

По мнению исследователей в облике старца художник попытался представить волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.

В руке его свеча как символ душевного огня, ровного и негасимого, способного постичь весь мир через постижение самого себя в том числе. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, стойкость и верность.

В другой руке его плеть, которую он держит над головой, как символ воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина. На руке сидит филин. Изображение совы или филина у многих народов всегда было символом мудрости, ясности ума и беспристрастного видения мира. Филин — птица, которая все видит даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.

Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо, направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на который можно ориентироваться на пути к вечности.

После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать".

s-1823.jpg


Валькирия над поверженный воином

Сказано это было с такой внутренней силой, мощной, но при этом пугающей. Казалось, эта сила была внушена художнику извне специально для создания именно этого полотна.

Через несколько дней Константина Васильева не стало.

Погиб художник при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года.

Родственники и друзья Константина Алексеевича ни на минуту не поверили в официальную версию. Налицо было слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Многие ценители творчества Васильева и сейчас выдвигают конспирологические теории о том, что художник был устранен некоторыми силами, ибо своим талантом он многим мешал, как и Сергей Есенин в свое время.

Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина Алексеевича в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

Будучи непризнанным при жизни, Васильев работал, как одержимый, возможно он чувствовал, как чувствовали многие великие люди, что путь его на этой земле не будет долгим. Но в любом случае, художник всегда остается живым, пока живы его картины.

Читайте также: