Воспользуйтесь материалами сми и подготовьте сообщение на тему соблюдение авторских прав

Обновлено: 08.07.2024

Подводя промежуточный итог, можно констатировать, что проблема интеллектуальных прав в современной отечественной журналистике остается актуальной и злободневной и одна из причин этого положения кроется в недостаточной детализации целого ряда понятий и определений, что приводит к разнотолкованиям. Закон, оставаясь единым для всех, должен быть всем ясен и всеми одинаково понят; только тогда процесс превращения незнания в знание будет оптимальным.
Используемая литература:
1.Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2009. С. 243.

2.Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2007. С. 175.

3.Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999. С. 24.

4.Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. Спб, 2002. С. 90.

Средства массовой информации - одна из наиболее распространенных для авторов сфер, в которой можно обнародовать созданные ими произведения. Это касается в первую очередь непрофессиональных авторов, высказывающих свое мнение в СМИ.

Защита авторского права дело сложное, особеннов части доказательств факта нарушения прав, что является хорошей почвой для черного пиара и игры на эмоциях читателей при искажении, например, высказываний известных персон. Особую актуальность эта проблема имеет сейчас, когда многие люди бизнеса активно ведут свои блоги и размещают их в деловых изданиях - печатных или электронных.

В современном мире стать жертвой плагиата или некорректного цитирования, более того, самому стать плагиатором поневоле - несложно. Причиной этому может стать банальное незнание ряда статей Гражданского и Уголовного кодексов РФ о нарушении авторских и смежных прав.

Редакция любого средства массовой информации, администрация любого сайта, так или иначе, сталкивается с вопросом соблюдения авторских - как неимущественных, так и имущественных - прав на используемые произведения. Это означает, что администрация обязана соблюдать право признаваться автором произведения (право авторства) и право использовать или разрешать использовать произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно (право на имя автора). Администрация не вправе искажать, а также без соглачия автора переводить или осуществлять иную переработку произведения, при этом характер и условия использования произведения могут быть особо оговорены автором. Все подобные вопросы решаются путем заключения договора авторского заказа.

Однако применительно к интернет-ресурсам все вышеуказанные формальности не совсем уместны, поскольку размещение своих произведений (музыки, стихов, рассказов и др.) осуществляется авторами без каких-либо предварительных договоренностей с администрацией сайтов. При этом администрация все так же обязана соблюдать авторские права на размещаемые произведения.

За несоблюдение автосрких и смежных прав законодательством предусмотрена ответственность (гражданско-правовая, уголовная и административная). К примеру, Гражданский кодекс устанавливает ответственность за нарушение исключительного права на произведение. Так, автор или иной правообладатель, совместно с применением других способов защиты своих прав и мер ответственности к нарушителям, вправе требовать по своему выбору от нарушителя компенсации: в размере от 10 тысяч до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда; либо в двукратном размере стоимости права использования произведения. Конечно в нашей судебной практике очень редки случаи взыскания миллионных сумм компенсации, но такая возможность все же предоставлена законом.

Как опубликовать чужую фотографию законно? Что делать, если ваше фото используют, не получив согласия? Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) запустил серию вебинаров по медиаправу для региональных СМИ. На первом онлайн-семинаре старший юрист Центра защиты прав* СМИ Светлана Кузеванова рассказала об авторском праве в работе медиа.

По итогам вебинара мы подготовили 14 карточек с тезисами. Вебинары проводятся с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

*Центр защиты прав СМИ признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента.

​1.

​​Каждая ли фотография является объектом авторского права и защищается законом?

​​2.

​​Авторские права нужно регистрировать?

​Нет, не нужно. По самому факту создания произведения вы становитесь автором. Согласно российскому законодательству, автором может быть только физическое лицо, юридическое лицо может быть правообладателем. Лицо, указанное в качестве автора в оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

​3.

​​Я хочу использовать фотографию из Интернета в статье/блоге. Как найти автора, если снимок много раз опубликован?

​Чтобы опубликовать снимок и соблюсти законодательство об авторских правах, нужно связаться с автором и получить согласие на использование его работы. Если найти автора не удается, то юристы советуют выбрать другую фотографию (например, из бесплатных стоков) или использовать собственный фотобанк. Публикация спорного снимка может обернуться претензией со стороны автора.

​​4.

​​Какие права на фотографии есть у авторов?

​Законом предусмотрено три группы прав: личные неимущественные права, исключительное право на произведение, иные права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения.

А). К личным неимущественным правам относятся: право авторства; право автора на имя (право использовать или разрешать использование фотографии под своим именем, псевдонимом или без указания имени). Эти права неотчуждаемы и охраняются бессрочно. Еще существуют право на неприкосновенность (нельзя изменять чужое произведение –кадрировать, наносить надписи и т.п.) и право на обнародование. Эти права могут передаваться, но охраняются бессрочно.

Б). Исключительное право на произведение - право использовать чужое произведение в любой форме и любым способом. Форм использования произведения всего 11 (в зависимости от категорий авторского права), в случае с фотографией это распространение, публикация, переработка, размещение в Интернете. Объемы этих правомочий нужно обговаривать с автором: например, если вы получили разрешение публиковать фото в Интернете, это не означает, что фото можно еще и напечатать на афише.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и потом еще 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Это важно учитывать при использовании архивных фотографий.

​​​5.

​​Так как корректно использовать чужую фотографию?

​Чтобы использовать чужую фотографию, необходимо получить согласие (право) на ее использование и указать имя автора. В идеале нужно заключить письменный договор.

​​​​6.

​​Письменный договор необходимо заключать в каждом случае использования чужих фотографий?

​7.

​​Как регулируются вопросы авторского права в случае со штатными фотографами?

​В данном случае редакция СМИ является правообладателем фотографий, а фотограф – автором. Публиковать служебные произведения без указания авторства можно, если это право редакции прописано в договоре с фотографом. То же касается использования фотоархива после увольнения штатного сотрудника.

​​8.

​​​Можно ли использовать фотографию, если на ней нет копирайта?

​Копирайт – знак охраны авторского права. Но его наличие или отсутствие никак не влияет на возможность использовать фотографию, по сути это информирование о наличии у произведения автора. Если автор не ставит на фото копирайт, это не означает, что снимок не охраняется авторским правом. Закон предлагает оформлять копирайт так: @Иванов Иван, 2018. Но может быть и другим (в виде ссылки, псевдонима и т.п.).

Удаление копирайта – отдельное нарушение. СМИ может быть оштрафовано за публикацию фотографии, даже если копирайт с нее был удален кем-то другим.

​​​9.

​​Достаточно ли указания имени автора или ссылки на страницу/сайт автора, чтобы использование фотографии было законным?

​Это не спасает от нарушения авторских прав, но снижает риски обращения автора в суд. Авторские права нарушаются в том случае, если СМИ не спрашивает согласие автора на публикацию снимка. Однако закон допускает случаи свободного использования фотографий – подробнее об этом см. в п. 12.

​​​10.

​​СМИ взяло фотографию с сайта пресс-службы и подписало пресс-службу как автора. Потом оказалось, что у фото есть автор, который обратился в редакцию с претензией. Кто виноват, редакция СМИ или пресс-служба?

​Всякий раз за использование фото, взятого из Интернета, отвечает тот, кто его использовал. Если претензия автора фотографии обращена к СМИ – отвечает редакция.

​​​11.

​​Цель использования снимка играет роль при защите авторских прав?

​​​12.

​​В каких случаях можно использовать фотографии без согласия автора?

​Законодательство предусматривает следующие ситуации:

Случай №1: согласие автора не требуется при использовании изображений объектов искусства, находящихся в открытых для свободного посещения местах (парки, выставки, музеи, кафе и т.п.). Однако фотография внутри фотографии не должна являться основным объектом использования или использоваться в коммерческих целях. Например, в репортаже с фотовыставки нельзя использовать крупные снимки одной фотографии.

Изначально эта норма касалась только печатных статей, но Суд по интеллектуальным правам (СИП) постановил, что правило распространяется и на фотографии: «Изложенная норма права не ограничивается лишь свободным использованием статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, но и предусматривает свободное использование доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера.

При этом согласно изложенным выше нормам права произведение может относиться к областям науки, литературы и искусства независимо от его достоинства и назначения, а также способа выражения.

То есть статья, иное текстовое произведение, фотография и так далее, являются способом выражения произведения.

Поэтому юристы рекомендуют строго соблюдать все указанные в законе условия при перепечатке фотографий (например, репортажей).

Юристы отмечают, что судебная практика в отношении цитирования фотографий пока не устоялась, и не рекомендуют ссылаться на эту норму: пока российские суды склонны расценивать заимствованные фотографии как иллюстрацию, а не цитату.

​​​13.

​​Как лучше защитить свои права, если вы – автор?

​​​14.

​​Обладает ли лицо, изображенное на фото, авторскими правами на изображение?​

​Нет, сфотографированный человек не является автором фотографии, но у него есть другое право – право на изображение. Поэтому при использовании портретной фотографий для публикации в СМИ необходимо помнить о необходимости получить согласие не только автора изображения, но и изображенного крупным планом человека.


Посмотрите на эти две фотографии. Кажутся ли они вам объектами авторского права? Если вы захотите их опубликовать у себя, будете ли вы искать автора и спрашивать его согласия или попытаетесь найти эти же изображения без водяных знаков? Ещё более странный вопрос: готовы ли вы платить за использование этих фотографий на страницах вашего сайта или газеты?


Коротко о том, что было в первой части, и как это применимо к СМИ и работе журналиста

Основные понятия авторского права — автор, презумпция автора, объект авторского права, правообладатель, личные неимущественные и имущественные права, передача авторских прав, исключительные и неисключительные имущественные права авторов, авторский договор, три обязательных условия авторского договора (передаваемые права, срок и территория, сумма вознаграждения); авторское вознаграждение; случаи, когда авторское произведение можно использовать без согласия автора или правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, срок действия авторских прав. Посмотрите, пожалуйста, закон РК об авторском и смежных правах.

Редакции СМИ, с одной стороны, публикуют тексты и фотографии, выдают в эфир или транслируют по кабелю аудиовизуальные произведения — права на это передают им журналисты, фотографы, авторы, сценаристы и режиссёры, операторы по договору. Чаще всего штатные работники подписывают трудовой договор, а привлечённые авторы — договор на оказание услуг, и мы рекомендуем предусмотреть как в трудовом договоре, так и в договоре на оказание услуг положения о передаче имущественных авторских прав. Отдельного авторского вознаграждения за это не предусмотрено, однако авторы оставляют за собой неимущественные авторские права — права на авторство и другие. Штатные работники получают за это заработную плату, привлечённые авторы — гонорар.

С другой стороны, иногда редакции СМИ используют фотографии, тексты и аудиовизуальный контент, который произведён не собственными штатными сотрудниками или привлечёнными авторами, а совсем другими людьми, абсолютно незнакомыми вам. Что делать в этом случаe? Можно или нельзя публиковать? Если можно, то как правильно публиковать?

Вокруг авторского права и медиа много мифов.

Миф № 2: если указан копирайт, то претензии авторов или правообладателей по поводу незаконного использования незаконны. Указание копирайта не освобождает вас от получения согласия автора и(или) правообладателя на использование его произведения. Копирайт — это указатель для вас, кто автор или правообладатель, не более.

Миф № 3: указание источника заимствования (например, другой сайт) и ссылка на него спасает от претензий авторов и правообладателей. Нет, никогда. Этого не достаточно для решения вопроса использования объектов авторского права. Нужно искать автора или правообладателя и договариваться или быть уверенными в том, что вы используете авторское произведение без согласия и выплаты вознаграждения правомерно.

Миф № 4: некоммерческое использование авторского произведения спасает от претензий. Это не так. Цель использования неважна по закону для определения того, есть нарушение авторских прав или нет в каждом конкретном случае. Наказание последует вне зависимости от цели использования, поэтому на некоммерческое использование нельзя ссылаться как на основание для свободного и безопасного использования чужих произведений.

Миф № 5: в интернете если не всё, то почти всё свободно для использования.
Нет, огромное заблуждение. Другая разновидность этого мифа — всё, что публикуется в социальных сетях или в интернете, — общественное достояние, поэтому всё можно использовать свободно. Нет, нет и ещё раз нет. Общественное достояние — это когда срок охраны авторского права истёк (он составляет 70 лет, как правило). И ещё одна разновидность этого мифа: интернет — это место, открытое для свободного посещения, значит, можно свободно воспроизводить всё без согласия авторов и(или) правообладателей и выплаты вознаграждения.

У каждого текста или фотографии, видео есть автор. И чаще всего, когда речь идёт, например, об общедоступном тексте в блоге или на веб-сайте, вы можете использовать его только если:

  • предполагаемое использование предусмотрено общей лицензией, предоставленной через веб-сайт;
  • использование предусмотрено ограничениями или исключениями из авторского права; или
  • вами получено разрешение на предполагаемое использование.

Возвращаемся к нашим фотографиям. Обе фотографии — объекты авторского права, имеют авторов и продаются в фотобанках depositphotos и dreamstime. За использование этих фотографий необходимо заплатить через портал или другим способом получить согласие автора или правообладателя, обсудить возможность использования.

Несколько рекомендаций от Светланы Кузевановой для казахстанских медиа и журналистов:

Читайте также: