В м конашевич сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Владимир Конашевич ( 7 мая 1888 года — 27 февраля 1963 года ) — один из самых известных графиков России и СССР, выдающийся деятель искусств и доктор искусствоведения. Именно он является автором прекрасных иллюстраций к хорошо всем знакомым с детства произведениям К. Чуковского, С. Маршака и других детских писателей и поэтов.

Родной город Владимира Конашевича — Новочеркасск, здесь он прожил первые 10 лет своей жизни. Позднее семья будущего художника переехала в Чернигов. В 1908 году Владимир поступил в училище живописи и зодчества в Москве, одно из самых престижных художественных учебных заведений в Российской империи, и проучился там положенные пять лет. Преподавателями Конашевича были К. Коровин, Л. Пастернак и С. Малютин — известные живописцы и графики, своим творчеством вдохновлявшие Владимира и заложившие основу будущих успехов его мастерских иллюстраций.

Графика, в особенности книжная, стала приоритетным направлением деятельности художника. Кроме того, около 10 лет Владимир Конашевич занимался преподаванием в институте имени И. Е. Репина в Ленинграде, а также в нескольких художественных училищах. Умер талантливый график в 1963 году в возрасте 74 лет и был похоронен на Богословском кладбище.

Особенности творчества Владимира Конашевича : рисунки выдающегося мастера иллюстрации — четкие, выразительные и лаконичные. Однако при кажущейся простоте, особенно заметной в детской книжной графике, работы Конашевича очень декоративны и образны. Их сказочно-романтичные сюжеты в чем-то схожи с полотнами в стиле рококо. При этом художник отвергал излишнее украшательство и не стремился сделать рисунки, предназначенные для детей, живописным произведением искусства. Предельная простота, доходчивость, легкая подача материала — вот что имело ценность для графика. Цвету, однако, художник уделял много внимания: его работы кажутся подсвеченными изнутри, нарядными и наполненными волшебством. Иллюзия, эстетическое наслаждение и легкость восприятия — основные особенности детских книг, иллюстрированных Владимиром Михайловичем Конашевичем.

Известные картины художника : иллюстрации к произведениям С. Маршака и К. Чуковского, французским народным сказкам, сказкам Ш. Перро, А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, произведениям А. Барто, В. Маяковского и многих других.

Иллюстрации Владимира Конашевича

Иллюстрирование было основным занятием замечательного графика. Первыми работами этого направления стали, однако, не рисунки для книг известных писателей, а послания к маленькой дочери.

Говоря об оформлении детской литературы, Конашевич подчеркивал, что оно должно быть предельно понятным. Игра света и тени, виртуозное владение перспективой, прочие признаки высочайшего мастерства художника — все это имеет значение для взрослой аудитории, но совершенно не интересно детям. Форма, цвет, размер им важны гораздо больше, и любая неточность здесь будет означать полный провал иллюстратора у детской аудитории. Честность — лучший язык для общения с ней, и тут один из самых запоминающихся и талантливых советских графиков оказался на высоте.

Сюжеты иллюстраций Владимира Конашевича подробны, но не перегружены, изображения яркие и четкие, а герои легко узнаваемы. Художник, понимая всю важность этого счастливого, но короткого периода в жизни каждого человека, общается с детьми на их языке, демонстрируя при этом отличное его знание и понимание.

В 1908 году поступил на архитектурный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества, затем перевелся на живописное отделение, где его учителями были выдающиеся художники К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак.

Даль, Владимир Иванович. Старик Годовик : сказки, загадки, пословицы, игры / В.И. Даль ; составитель И. Халтурин ; рисунки В. Конашевича . – Москва: Детская литература, 1985. – 21 с.

Маршак, Самуил Яковлевич. Плывет, плывет кораблик : английские детские песенки / пересказал С. Маршак; рисунки В. Конашевича . – Ленинград: Художник РСФСР, 1991. – 26 с.

Маршак, Самуил Яковлевич. От одного до десяти : веселый счет / С. Маршак; рисунки В. Конашевича . – Москва: Детская литература, 1988. – 19 с.

Лифшиц, Владимир Александрович. Слон и Зоя / Владимир Лифшиц; рисунки В. Конашевича . – Москва: Мелик-Пашаев, 2015. – 16 с.

Барто, Агния Львовна. Игрушки / Агния Барто; рисунки В. Конашевича . – Москва: Мелик-Пашаев, 2015. – 12 с.

Владимир Конашевич


Владимир Михайлович Конашевич — русский и советский художник, график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Содержание

Владимир Конашевич / Биография

В 1897 году семья переехала жить в Чернигов — отец поссорился со своим начальником князем Кудашевым (управляющим банком), отказавшись провести не вполне законную операцию. В Чернигове Конашевич окончил реальное училище. Он с удовольствием занимался математикой, играл на скрипке. Увлекаясь символизмом и романтизмом, переписывал в тетрадь стихи Фета и Блока. Брал частные уроки у художника Ивана Ивановича Михайлова, затем стал заниматься у живописца П.Д. Цыганка.

В 1908 г. Владимир Конашевич поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1913. Учился у К. Коровина, С. Малютина, Л. Пастернака. С 1915 г. его жизнь связана с Петроградом-Ленинградом, который он не покинул и во время блокады.

В 1915 году Конашевич переехал в Петроград. Вместе с С.В. Чехониным и Н.А. Тырсой он расписывал Юсуповский дворец (1915-1917), ряд петербургских особняков, принимал участие в реставрации Павловского дворца-музея, устраивал выставки.Три года занятий декоративными работами позднее ярко проявились в его подходе к оформлению детских книг.


Азбука в рисунках Вл. Конашевича, 1918 год





Азбука в рисунках Вл. Конашевича, 1918 год

    Сказка о глупом мышонке / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1923


Сказка о глупом мышонке / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1923


Худ. Владимир Конашевич


Худ. Владимир Конашевич


Худ. Владимир Конашевич


Сказка о глупом мышонке / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1923

Ю. Герчук / Детская литература. 1970. № 9


Вот какой рассеянный / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1930


Вот какой рассеянный / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1930


Вот какой рассеянный / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1930


Вот какой рассеянный / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1953


Вот какой рассеянный / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1953


Вот какой рассеянный / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1953

Ю. Герчук / Детская литература. 1970. № 9

Иллюстрировал произведения И. Крылова, Ю. Олеши, А. Гайдара, Л. Квитко.


Сказка о военной тайне о мальчише-кибальчише и его твердом слове / А. Гайдар. Художник Владимир Конашевич, 1933





Сказка о военной тайне о мальчише-кибальчише и его твердом слове / А. Гайдар. Художник Владимир Конашевич, 1933

Хотя начало этого знакомства было не очень приятным. Чуковскому крайне не понравились рисунки Конашевича.

Из дневника Корнея Чуковского


Федорино горе / К. Чуковский. Художник Владимир Конашевич, 1936





Федорино горе / К. Чуковский. Художник Владимир Конашевич, 1936

Громова Л. Пушкинские сказки в иллюстрациях Конашевича // Детская литература. — 1974. — № 2

В. Конашевич также иллюстрировал произведения Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Зощенко, К. Федина, Б. Пастернака и др.

Владимир Конашевич – теоретик искусства, автор статей о книжной графике, писатель, автор документально-мемуарной прозы.

Владимир Конашевич


Раз два и готово / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1927


Худ. Владимир Конашевич


Худ. Владимир Конашевич


Худ. Владимир Конашевич


Раз два и готово / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1927

  • Рисунок всегда должен быть композиционно завершён.

Часто на одном и том же рисунке Конашевич показывает последовательность действий героя или даже события, которые происходят в разных местах. Этот приём тоже тщательно обоснован:

Не раз Конашевич говорил о том, что иллюстрация для детей должна обладать максимальной выразительностью. Состояние изображённого героя должно передаваться зрителю.


Просто на минуту вспомните знаменитые советские сказки Маршака или Чуковского. Как же их интересно было в свое время читать, в частности из-за того, что книги были наполнены интереснейшими иллюстрациями. К сожалению, мало кто помнит, что созданы они были рукой знаменитого иллюстратора Владимира Михайловича Конашевича, который занимался данной работой еще с 30-х годов прошлого века. Его рисунки стали поистине классическим оформлением любимых детских книг, а потому зачастую используются и в наше время. В этой статье будет рассказываться биография Владимира Михайловича Конашевича, а именно ее самые интересные моменты, которые привели к тому, что художник выбрал путь иллюстрации произведений для детей.

Детские годы

Прежде чем непосредственно перейти к картинам Владимира Михайловича Конашевича, следует рассмотреть, как же начиналась история этого выдающегося художника. Родился он 7 мая 1888 года в городе Новочеркасске. Его отцом был инженер, а мать обычной домохозяйкой. Впрочем, когда ему было девять лет, вся семья переехала в Чернигов, где он и получил первое образование. Как он сам замечал, в детстве его вовсе не тянуло рисовать, особенно детские рисунки. Его истинной мечтой в то время было море, а именно постройка кораблей. Правда, как и все детские мечты, она быстро изменилась, поскольку мальчик заинтересовался астрономией и увлекся музыкой, изучая скрипку. Только в подростковом возрасте он принял решение рисовать, а поскольку занимался он этим с энтузиазмом, то скоро приобрел достаточный уровень для посещения художественного училища.

Начало образования

Рисунки Конашевича

Как уже упоминалось ранее, Конашевич Владимир Михайлович свое первое образование получил в Чернигове. Здесь в реальном училище, которое, впрочем, более опиралось на изучение естественных и математических наук, он смог найти себе учителей, живописцев Михайлова и Цыганка. Они дали ему достаточный уровень знаний для того, чтобы в 1908 году переехать в Москву и там поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Профессиональная учеба

В МУЖВЗ он проучился до 1913 года, где обучался под руководством знаменитых учителей - Коровина, Пастернака и Малютина. Особых знаний о своей деятельности в этот период Владимир Михайлович Конашевич не оставил, но, как известно, именно во время обучения начал вырабатывать свой особенный стиль в графике, которым, впрочем, впоследствии не намеревался пользоваться, хотя и прославился именно этим.

Начало карьеры

После окончания учебы художник Владимир Михайлович Конашевич переехал в Петроград, с которым в дальнейшем и связал всю свою оставшуюся жизнь. Сначала он пытался двигаться в разных направлениях, причем из-за этого даже долгое время служил в Павловском дворце, который в то время был музеем, пока в 1918 году не начал заниматься графикой, а именно иллюстрированием детских книг.

Веселые рисунки

Розовая азбука

Это сейчас иллюстрации и Владимир Михайлович Конашевич являются неразрывно связанными между собой, но когда-то это было вовсе не так. На самом деле к подобному творчеству он пришел совершенно случайно. К 1918 году у него подрастала дочка, которой было 3 года, но она жила далеко от своего отца - на Урале, вместе с матерью. Чтобы хоть как-то ее порадовать, он принял решение рисовать для нее веселые картинки, которые олицетворяли бы каждую букву алфавита, а затем отсылать в письмах. Эти рисунки однажды увидел один из друзей художника. Они настолько ему понравились, что вскоре была напечатана первая книга Конашевича - "Азбука в картинках". После этого он принял решение оживлять детские книжки веселыми и забавными рисунками.

1920-е годы

Картина Конашевича тушью, 1922

В период 20-х годов стиль рисования Владимира Михайловича Конашевича все еще не был устоявшимся, а потому он занимался сразу двумя видами занятий. Свое искусство он полностью направил на графику, но одновременно с этим стал преподавать в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, а также в ряде других училищ. Свою преподавательскую деятельность он закончил только в 1930-м году.

Но на практике его популярность в искусстве графики только росла. Он нарисовал ряд превосходных картин к стихотворениям Фета, а также рассказам Тургенева, Чехова, Зощенко и многих других. Помимо этого, он создал ряд древесных гравюр и литографские серии, которые изображали Павловск середины 1920-х.

1930-е годы

Иллюстрации к книге Муха-Цокотуха

К 1930 году Владимир Михайлович Конашевич полностью определился со сферой своей деятельности, поскольку сосредоточился исключительно на иллюстрировании детских книжек. Непосредственно он сотрудничал с одним издательством - "Радуга", а если быть более точным, с отделом, занимающимся детской и юношеской литературой. Достаточно быстро он стал признанным мастером своего дела, поскольку в его манере рисования одновременно проявлялась шутливая гротескность, а также затейливая декоративная составляющая. Такой стиль он выработал в то время, когда писал графику для "Мира искусства" в 1922-1924 годах.

Сказочные существа

Сказки Перро

С легкостью можно заметить, что все изображенные им герои книг склонялись к сказочной теме. Как известно, наиболее любимыми его произведениями были рассказы, которые написал Корней Чуковский. К слову сказать, они к этому времени уже были хорошими друзьями и часто работали в тандеме. Произведения Чуковского он иллюстрировал по нескольку раз, каждый раз перерабатывая свою манеру письма. Все это привело даже к тому, что на него начали нападать в газетах. Самой унизительной для талантливого художника стала статья "О художниках-пачкунах", которая вышла в газете "Правда" в 1936 году.

Впрочем, это вовсе не остановило художника, так что он продолжил писать прекрасные иллюстрации для взрослой и детской книги, хотя основной упор у него был все же на последних. Свое внимание Конашевич уделял не только советским произведениям, но и зарубежным. Он нарисовал иллюстрации к книгам столь знаменитых писателей, как Ганс-Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многих других. Он брался практически за любую работу - эстонские, африканские, французские сказки. Песенки иллюстрировались им зачастую не по одному разу.

Военный период

К сожалению, к 1941 году в стране началась война. Опасаясь фашистских войск, художник был вынужден бежать в Ленинград, поэтому весь период блокады он провел в этом городе. В 1943 году он закончил великолепные иллюстрации к сказкам Андерсена, но иных ярких работ в этот период не наблюдается. Даже после войны его искусство не смогло достичь того же яркого эффекта, как это было раньше, поскольку его фантазию крепко сдерживали многочисленные догматы страны.

Возрождение

Иллюстрированная книга

Период его возрождения начался только в середине 1950-х годов после смерти Сталина. Он попросту поразил сначала своими превосходными картинками для сборника "Плывет, плывет кораблик", а затем к английским сказкам. После этого в свет вышло еще несколько великолепных книг. Самым последним его трудом стало иллюстрирование всех сказок величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Вышла в свет эта книга уже после смерти художника, который умер в 1963 году. Незадолго до этого он также смог получить Серебряную медаль на международной книжной выставке, которая проходила в городе Лейпциге. Она была дана ему именно за книгу "Плывет, плывет кораблик", которую признают главным художественным трудом Конашевича.

Иные картины

Рисовал, пусть и нечасто, Владимир Михайлович Конашевич и натюрморты, а также пейзажи, которые выполнял в интересной манере. Неизвестно, где он точно научился такому способу рисования, который был весьма специфичен для Советского Союза, но он сумел это сделать. Для своих произведений он брал исключительно китайскую бумагу и рисовал на ней только тушью или акварелью, что позволило ему создать поистине прекрасные образцы искусства.

Заключение

Сказки Маршака

Согласитесь, сейчас попросту невозможно представить, какими были бы книги Чуковского и иных писателей, если бы Владимир Михайлович отказался оживить их с помощью своих рисунков. Его фантазия была поистине уникальной, поскольку такого же количества иллюстраций не выдал больше ни один художник в России. Немного гротескные, но все равно милые герои радуют ребятишек по всей стране уже не одно десятилетие.

Он действительно сумел найти свой собственный стиль, который заметно отличал его ото всех других иллюстраторов. Артистичная манера и колоритность рисунков сделали их весьма популярными у читателей как детского, так и взрослого возраста. Сейчас его произведения хранятся во многих российских музеях, в том числе Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, занимая в них почетные места и привлекая посетителей.

Род. в 1888 году — ум. в 1963 году. Один из крупнейших мастеров отечественной книжной графики, создатель индивидуального, изысканного стиля оформления сказок, в котором яркость образов сочетается с иронией и мягким юмором, живость композиций с поэтичностью фантазии и декоративной красочностью рисунка.

Афанасий Фет


Владимир Михайлович Конашевич (20.05.1888, Новочеркасск — 27.02.1963, Ленинград) — русский художник-график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Создал индивидуальный, узнаваемый стиль оформления сказок, в котором яркость образов, витиеватые узоры и виньетки сочетаются с ироничным взглядом художника, умением увлечь ребёнка игровыми, живыми композициями, поэтичностью фантазии и красочной декоративностью рисунка.


В 1897 году семья переехала жить в Чернигов — отец поссорился со своим начальником князем Кудашевым (управляющим банком), отказавшись провести не вполне законную операцию. В Чернигове Конашевич окончил реальное училище. Он с удовольствием занимался математикой, играл на скрипке. Увлекаясь символизмом и романтизмом, переписывал в тетрадь стихи Фета и Блока. Брал частные уроки у художника Ивана Ивановича Михайлова, затем стал заниматься у живописца П.Д.Цыганка.


В 1915 году Конашевич переехал в Петроград. Вместе с С.В.Чехониным и Н.А.Тырсой он расписывал Юсуповский дворец (1915-1917), ряд петербургских особняков, принимал участие в реставрации Павловского дворца-музея, устраивал выставки.Три года занятий декоративными работами позднее ярко проявились в его подходе к оформлению детских книг.


Корней Чуковский вспоминал, что часто, перед тем как начать рисовать, Конашевич играл на скрипке. Один, без слушателей он играл своих любимых Баха, Чайковского, Шуберта…


1. Чайко-Конашевич О.В. Воспоминания // Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 413.


2. Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 36.

3. Там же. — С. 169.

6. Бурлюк Давид Давидович (1882-1967), русский поэт и художник. Организатор группы кубофутуристов. В 1920 эмигрировал, с 1922 жил в США.

8. Чайко-Конашевич О.В. Воспоминания // Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 404.

9. Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 193.

10. Там же. — С. 194.

11. Голлербах Э. Графика В.М.Конашевича // Красная Ника. — 1926. — № 33. — С. 16.

12. Молок Ю. Владимир Михайлович Конашевич. — Л.: Художник РСФСР, 1969. — С. 29.

13. Витинг Н. Иллюстрации В.М.Конашевича в детской книге // Детская литература. — 1938. — № 2. — С. 27.

14. Герчук Ю. Конашевич в жизни и в искусстве // Детская литература. — 1969. — № 7. — С. 39.

15. Симонович-Ефимова Н.Я. Графический язык детских книжек-картинок // Новые детские книги: Сб. 4. — М.: Работник просвещения, 1926. — С. 99.

16. Цит. по изд.: Кудрявцева Л. Кто под чудо-деревом сидит? // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 8. — С. 60.


18. Конашевич В.М. Некоторые мысли о приёмах иллюстрирования книг // Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 201.

19. Там же. — С. 202.

21. Против формализма и штампа в иллюстрациях к детской книге // Детская литература. — 1936. — № 3-4. — С. 47, 48.


23. Конашевич В.М. О сказке // Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 226.

24. Конашевич В.М. Длинный ряд исканий и сомнений // Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 245.

25. Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 39.

27. Атлас переливания крови / Рис. В.Конашевича, Д.Митрохина, М.Цехановского и др. — Л.: Ин-т усовершенствования врачей, 1946.

28. Конашевич В.М. Длинный ряд исканий и сомнений // Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 244.


31. Громова Л. Пушкинские сказки в иллюстрациях Конашевича // Детская литература. — 1974. — № 2. — С. 72.

32. Молок Ю. Владимир Михайлович Конашевич. — Л.: Художник РСФСР, 1969. — С. 231, 234.

33. Чайко-Конашевич О.В. Воспоминания // Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 407.

34. Переписка В.М.Конашевич — К.И.Чуковский // Конашевич В.М. О себе и своём деле: Воспоминания; Статьи; Письма; С приложением воспоминаний о художнике. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 297.

Читайте также: