В чем тайна художественного образа сообщение 8 класс

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок мировой художественной культуры, 8 класс

«ТАЙНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Учитель искусство Толкачёва Е.Ю.

Цель: Формирование у учащихся ключевых компетенций, в т.ч. понимания мировой художественной культуры как эстетической ценности, обладание которой является составляющей современной модели выпускника школы.

2. Раскрыть природу художественного образа.

3. Воспитывать творческое отношение к пониманию произведений различных видов искусства.

Форма урока: урок-дискуссия.

Учитель: В каждом произведении искусства заложена идея, выраженная в конкретном объекте, изображаемом автором произведения, будь-то музыкант или художник, скульптор или поэт. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор. Искусство на то и искусство, что заложенный в нём смысловой фон несёт в себе нечто большее.

Любое изображение связано с субъективным авторским замыслом, который воссоздаётся и находит воплощение в том или ином образе. Сегодняшний урок позволит нам познакомиться с тайнами художественного образа.

Послушайте ребята отрывок из одной античной легенды.

Ученик: В старинной античной легенде рассказывается о состязании двух живописцев – Зевксиса и Паррасия. Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый задумал поразить людей чем-то необыкновенным, из ряда вон выходящим. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что соперник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нарисованный покров.

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому была присуждена победа?

(Ответы учащихся)

С давних времен люди по-разному измеряли степень совершенства художественных произведений. Самый упрощенный способ призывал выяснить, насколько произведение искусства похоже на жизнь. Казалось бы, все ясно. Если похоже – хорошо. Если очень похоже – талантливо. А если так похоже на жизнь, что невозможно отличить, – гениально.Давайте и мы попробуем дать оценку нескольким работам.

– Перед вами работы, где изображено одно и тоже время года – осень. Какое из них вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?

(Ответы учащихся с пояснением своей точки зрения).

(Ответы учащихся)

(Ответы учащихся.)

– На слайде вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают? (Ответы учащихся).

В повседневной жизни нас окружает множество вещей, перед нашими глазами разворачиваются различные события и явления. Все это необходимые предпосылки для создания произведений искусства. Но таковыми они становятся лишь в преломлении мыслей и выражении чувств человека. Ярко выразить свои переживания способен не каждый. Это подвластно лишь художникам.

(Ученикам даётся письменное задание описать образ композитора, выбрав одно из изображений. Звучит музыка А. Моцарта).

– Каким пред вами предстаёт образ великого гения? (Блиц-опрос) .

(Ученики инсценируют отрывок из комедии.)

Я вывел в драме нашу жизнь, обычаи, привычки,

Меня любой проверить мог.

Все понимая, зритель

Мог уличить меня, но я не хвастался напрасно.

Ведь разберется зритель сам, и не пугал его я. ) Ребята, на чьей же стороне Аристофан? Кто же из них более прав?

(Ответы учащихся).

Видит Зевс, это верно, но надо скрывать все позорные вещи поэтам

И на сцену не следует их выводить; уделять им вниманья не надо,

Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых – поэты.

Лишь полезное должен поэт прославлять.

- Следующий видеоряд поможет увидеть и услышать художественные образы в различных произведениях искусства и ещё раз подтвердить, что художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только собственный мир чувств и переживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Домашнее задание (вариативное) :

2. У английского поэта У. Блейка есть такие стихи:

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.


ЖМИ : ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

--> -->Наш опрос -->

--> -->Форма входа -->

Каких только терминов не придумали, чтобы проникнуть в тайну художественного образа, чтобы понять и объяснить его. Он же по-прежнему не хочет быть объяснимым… Он, как радуга, отодвигается от нас ровно на столько, на сколько мы к нему приблизимся. Он как стриж, который не может взлететь с земли и которому всегда необходимо пространство, обрывающееся вниз. Художественный образ остаётся самим собою где бы то ни было: в литературе, в слове, в музыке, в архитектуре, в танце, в живописи- во всех этих классических видах искусства, а также в способе жизни, в её стиле и смысле.

Так что же такое художественный образ?

Художественный образ — форма художественного мышления, иносказательная, раскрывающая одно явление через другое. Художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом.

Художественный образ - это родное дитя традиции, оплодотворенной вдохновением художника.

Художественный образ так же глубок и богат по своему значению и смыслу, как сама жизнь.

Художественный образ — единство мысли и чувства, рационального и эмоционального. Там, где исчезает хотя бы одно из этих начал,— там распадается сама художественная мысль, кончается искусство.

I . Тайны художественного образа

Художественный образ – это образ от искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности, это всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве.

Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание и её субъективную интерпретацию, и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ является мельчайшей и неразложимой "клеточкой" художественной "ткани", в которой запечатлеваются все основные особенности искусства: художественный образ есть форма познания действительности и одновременно её оценки, выражающей отношение художника к миру; в художественном образе сливаются воедино объективное и субъективное, материальное и духовное, внешнее и внутреннее; будучи отражением реальности, художественный образ является и её преображением, т. к. он должен запечатлеть единство объекта и субъекта и потому не может быть простой копией своего жизненного прообраза; наконец, передавая людям то, что художник хочет сказать о мире и о себе, художественный образ выступает одновременно и как определённое (поэтическое, идейно-эстетическое) значение и как несущий это значение специфический знак. Такая уникальная структура художественной "ткани" сближает искусство в одном отношении с наукой, в другом — с моралью, в третьем — с продуктами технического творчества, в четвёртом — с языком, позволяя искусству при всём этом сохранять суверенность, поскольку оно оказывается носителем специфической информации, недоступной всем остальным формам общественного сознания. Поэтому взаимоотношения искусства и других способов освоения человеком мира оказываются основанными на диалектике взаимного сближения и взаимного отталкивания, конкретные формы которой обусловливаются различными общественно-историческими и классово-идеологическими потребностями; в одном случае искусство сближается с религией и отталкивается от науки, в другом, напротив, рассматривается как способ познания, родственный науке и враждебный религии, в третьем — противопоставляется остальным видам внеэстетической, утилитарной деятельности и уподобляется игре, и т. д.

Поскольку искусство охватывает множество видов, родов, жанров, общие принципы художественно-образной структуры преломляются в каждом из них по-своему. Соответственно каждый конкретный способ художественной деятельности имеет особое содержание и особую форму, что обусловливает его своеобразные возможности воздействия на человека и специфическое место в художественной культуре. Вот почему в разных историко-культурных ситуациях литература, музыка, театр, живопись играли неодинаковую роль в духовной жизни общества, и точно так же различный удельный вес на разных этапах художественного развития имели эпический, лирический, драматический роды художественного творчества, равно как и жанры романа и повести, поэмы и симфонии, исторической картины и натюрморта. Эстетическая теория склонна была всякий раз абсолютизировать современное ей конкретное взаимоотношение искусств, в результате чего какой-либо один вид, род, жанр искусства возвеличивался за счет других и воспринимался как некая "идеальная модель" художественного творчества, способная будто бы наиболее полно и ярко представить самую его сущность. Подобный односторонний подход успешно преодолевается в марксистской эстетической науке, все более последовательно проводящей идею принципиального равноправия всех видов, родов и жанров искусства и в то же время выявляющей причины, по которым каждый из них выдвигается на первый план в ту или иную историческую эпоху. В результате эстетика получает возможность выявлять общие законы искусства, лежащие в основе всех его конкретных форм, затем морфологические законы перехода общего в особенное и индивидуальное и, наконец, исторические законы неравномерного развития видов, родов, жанров искусства.

Емкую характеристику специфики художественного образа дал отечественный философ А.Ф. Лосев: "Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы ни воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ..”Вот где ключ к разгадке тайны искусства. Если псевдоискусство подражает ему чисто внешне, рассчитано на внешний эффект, то истинно художественные произведения предполагают вдумчивое прочтение, "ведь искусство возможно только тогда, когда существует потребность самостоятельного построения образа - через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение”.

Искусство – это мышление в образах

Известна легенда о талантливом кипрском художнике Пигмалионе, который вырезал из слоновой кости статую девушки такой необычайной красоты, что сам влюбился в собственное творение. Он дарил статуе роскошную одежду, украшения, цветы, и, согретая огромной силой человеческих чувств, скульптура ожила.

Реальный мир – основа для художественного творчества

Художественный образ – это особая, присущая искусству форма отражения и познания действительности. С помощью творческого вымысла художник создаёт образ действительности (предмета, события, человека), где обобщение выступает в конкретно-чувственном, эстетически выразительном облике. Разъясним это определение подробнее.

Подчеркивая, что искусство есть отражение действительности, мы указываем тот источник, из которого художник черпает темы и идеи своих произведений. Все наблюдения и представления почерпнуты им из окружающего реального мира. И даже то, что происходит в сказке, басне или фантастическом романе, - всё подсказано художнику жизнью. Но в том-то и заключается секрет и тайна искусства, что оно не копирует и не фотографирует действительность, не изображает её буквально. В основе произведения искусства всегда лежит факт реальный. Но как бы верно и детально этот факт (событие, предмет, конкретное лицо) ни был перенесён на холст живописца или страницы романа, он не станет фактом художественным. Для того, чтобы это произошло, реальный факт должен пройти через чувства, разум и воображение художника, вызвать в его душе ответный отклик, взволновать его и пробудить желание к творчеству. Глубокое знание и понимание реальной действительности есть первое условие творчества художника. Но для того, чтобы правда жизни стала правдой самого искусства, этого недостаточно.

4. Понятие условности в искусстве

Созданный художником образ, воспринимаемый нами как

Так мы подошли к важной для понимания сущности искусства мысли об обобщающей силе художественного образа. Представляя жизнь наглядно, конкретно – так, что любую картину, предмет или лицо можно увидеть, услышать, осязать, художник не удовлетворяется даже самой мастерской передачей подробностей, деталей предмета или черт человеческого характера. Он создаёт обобщенную картину или типический характер. В создании типических характеров и типических обстоятельств выражается суть реалистического искусства, его творческого метода.

II . Художественный образ в литературе

Художественный образ и образность в литературе

Поскольку образ индивидуального человека приобретает обобщенный характер, в его создании принимает участие художественный вымысел. Вымысел усиливает обобщённое значение образа. Обобщающее значение образа неотделимо от представления писателя об идеале, подчеркивает в нём то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему, о чем свидетельствует приведённые выше примеры.

Человек находится в тесной связи с миром природы, для его изображения писателю необходимо раскрыть эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом. Тем самым перед писателем встаёт задача показать человека в окружающей его общественной, природной, вещной и прочей среде, в которой он реально находится. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека (образ Евгения Онегина, например) – он, является картиной человеческой

Однако значительно чаще встречается тип повествования, в котором ряд речевых особенностей вообще не связан с особенностями речи персонажей, а представляет собой так называемую авторскую речь. Легко, однако, заметить, что эта авторская речь создаёт у читателя впечатление о том, кто рассказывает ему о людях и событиях, оценивает их с известной точки зрения; мы представляем себе как бы носителя этого особого типа речи, хотя он и не персонифицирован в облике какого-либо из действующих в произведении лиц. Это выражается в эпитетах, сравнениях, в интонации и пр., создающих у нас определённое отношение к тому или иному персонажу, иногда в прямом вмешательстве в текст в так называемых лирических отступлениях и т.п.

3. Роль детали в создании художественного образа

Художественная деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет ил характер в неповторимой индивидуальности. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки ил переживания.

Художественное время и пространство в литературе

Литература принадлежит, согласно разделению искусств, которое предложил немецкий просветитель и теоретик искусств XVIII века,

Сказочный элемент в былинном изображении времени не разрушает реальности мира, в нём - приведение фантастических возможностей власти человека над природой.

В воплощении времени находит отражение острая борьба между реализмом и представителями тех нереалистических методов, которые создают субъективные концепции времени. В этих концепциях находит отражение страх перед будущим, неверие в историю.

Тайны художественного образа, слайд 1

Тема: Тайны художественного образа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 9 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Тайны художественного образа, слайд 2

Тайны художественного образа, слайд 3

В каждом произведении искусства заложена идея. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор.
Передвижная выставка современной живописи "Искусство - страна открытий"

Тайны художественного образа, слайд 4

ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ О́БРАЗ – форма художественного мышления. Образ включает в себя: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображаемому, богатство личности творца.
Выставка современного искусства

Тайны художественного образа, слайд 5

Тайны художественного образа, слайд 6

В древнейших произведениях метафорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Изделия скифских художников в зверином стиле причудливо сочетают реальные животные формы
Золотые изделия скифов

Тайны художественного образа, слайд 7

Художественная мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей.
Изображения мифологических существ являют собой модель художественного образа:
Богиня Нюйва змея с головой женщины (Др.Китай)
Бог Анубис человек с голо- вой шакала (Др.Египет),
Кентавр конь с торсом и головой человека (Др.Греция)
Человек с головой оленя (Лопари)

Тайны художественного образа, слайд 8

Древнеегипетский сфинкс — человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Через причудливое сочетание человека и царя зверей мы познаем природу и самих себя — царственную мощь и господство над миром.
Реконструкция Сфинкса с подземными хранилищами
Статуя Большого Сфинкса в Египте

Тайны художественного образа, слайд 9

Художественный образ у римского писателя Элиана метафоричен и построен как сфинкс (человеколев): по Элиану тиран — человекосвинья. Сопоставление далеких друг от друга существ неожиданно дает новое знание: тирания — свинство.
Клавдий Элиан (ок. 175 - ок. 235). Римский писатель.

Тайны художественного образа, слайд 10

Заспорили Зевксис и Паррас, кто из них более талантлив. Один так нарисовал кисть ви­нограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что со­перник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нари­сованный покров.
Неизвестный художник. Зеквксис у полотна Паррасия
Кому была присуждена победа?

Тайны художественного образа, слайд 11

Тайны художественного образа, слайд 12

Тайны художественного образа, слайд 13

Тайны художественного образа, слайд 14

Вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают?

Тайны художественного образа, слайд 15

Тайны художественного образа, слайд 16

Тайны художественного образа, слайд 17

Портреты Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Каким пред вами предстаёт образ великого гения? Каким должно быть соотношение вымысла и действительнос­ти в художественном произведении?

Тайны художественного образа, слайд 18

Тайны художественного образа, слайд 19

Тайны художественного образа, слайд 20

Тайны художественного образа, слайд 21

Тайны художественного образа, слайд 22

Тайны художественного образа, слайд 23

Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только соб­ственный мир чувств и пе­реживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Тайны художественного образа, слайд 24

Тайны художественного образа, слайд 25

Художественный образ Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника.

П. Брейгель. Страна лентяев

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природа художественного образа в поэзии С. Есенина"

Данная презентация поможет разобраться в поэзии С. Есенина, раскрыть художественные образы в его творчестве.

Презентация на тему: "Художественный образ в романсе - "Царскосельская статуя"

Презентация к уроку по вокалу.


Презентация "Создание художественного образа"

Презентация для сопровождения занятия в театральном кружке (для школьников начальных классов).

Презентация по искусству для 8 класса "Художественный образ-стиль-язык"

Презентация поможет учителю наглядно и более доступно объяснить урок по искусству в 8 классе по теме "Художественный образ-стиль-язык".

Конспект урока МХК в 9 классе: "Тайны художественного образа".


Презентация к уроку искусства в 9 классе по теме "Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов".

В презентации представлены интерпретации в исполнении разных исплнителей с миоровым именем классического произведения "Адажио" Томазо Альбиони.

Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр.

Читайте также: