Сообщение на тему источники развития технологий

Обновлено: 02.07.2024

Приветствую тебя, мой дорогой читатель! Темой данной статьи сегодня станет размышление об развитии человечества и об технологиях, как, зачем, почему и другие вопросы.

Приятного просмотра!

Технологическое развитие человечества Этап 1

Человеческая эпоха началась примерно 40-50 тысяч лет назад. В смысле в то время человек стал человеком разумным. Первобытные люди вели здоровый образ жизни, дышали свежим воздухом, не загрязняли окружающую среду и не сидели в интернете. Потому что по другому не могли, не было условий. Для выживания приходилось в первую очередь рассчитывать на собственные силы. Люди того времени были наедине с природой. Свежий воздух - легче дышится, особенно когда приходится убегать от хищников. Первичными потребностями человека по пирамиде Маслоу у нас являются жилье и пропитание. В то время жилье предоставлялось государством бесплатно представляло собой обычную пещеру, которую обжили предки или навесы из веток(в Африке). Другое дело еда, каждый день и каждому человеку из племени нужно с утра до вечера искать себе пропитание.

Поскольку люди того времени не умели ничего, даже разговаривать, то и рацион питания у них был вегетарианским, ягодки-корешки. Так продолжалось пару-тройку тысячелетий, пока изменения в климате не привели к уменьшению объемов еды. И в этот час нужды самые великие умы тех времен, их имена нам не известны, разработали потрясающую технологию обработки камня, для придачи ему острой формы на оружие для охоты. Технология эта очень проста берутся два камня, и одним затачивается другой, пока края не станут достаточно острыми. По такой технологии делались наконечники для копий и инструменты для обработки шкур убитых животных

После такого прорыва жить стало лучше -жить стало веселее. Охота значительно улучшила пропитание, но некоторые виды животных начали потихоньку умирать.

Кстати, камни использовались не любые. Выбирались породы, которые можно было обработать. То есть уже в те времена человечество в некоторой степени разбиралось в минералах.

Этап 2

Идем дальше. Спустя еще пару-тройку тысячелетий человеку начала надоедать обработка камней. Очень уж это монотонный и долгий процесс, а если камень расколется, то тут, как говорится, брак на производстве и придется переделывать. Поэтому человек решил сменить каменное оборудование на медное.Главным преимуществом меди стала ее пластичность - инструменты из меди не раскалывались при изготовлении и использовании . Технология изготовления такая же, по куску медной руды стучим молотком камнем попрочнее до нужной формы. Позднее один неизвестный умник додумался бросить ее в огонь, тем самым дав старт выплавке инструментов из меди, а впоследствии и из бронзы (медь+олово).

Индустриализация идет полным ходом, большое внимание уделено сельскому хозяйству, и это я не про СССР. Технологическое развитие идет с ускоренными темпами. Если от камня до меди человеку потребовалось примерно один-два десятка тысячелетий, то переход от меди к бронзе составил 1-2 тысячелетия.

Параллельно появлению новых инструментов дало старт получили и другие виды деятельности: сельское хозяйство, животноводство, гончарное дело, отдельные племена и деревни стали объединяться в государства, зарождается письменность и искусство.

Точно определить временные рамки развития технологий не представляется возможным, но принято считать, что Восточная Азия(Индия, Китай) развивалась быстрее чем Средняя Азия, Африка и Западная Европа(Египет, Междуречье, Греция).

Этап 3

Железный век. Как можно понять из названия, это период, в котором человек научился обрабатывать железо. Его временные рамки расположились между 1000 лет до н. э. - 100 лет н. э. Очевидно, что железообработка(или уже металлургия?) получила развитие в все тех же первоначальных государствах Египет-Греция-Китай-Индия и примыкающим к ним территориям по мере расселения людей. Если Греция и Египет активно взаимодействовали друг с другом и с другими государствами, то Индия и Китай жили самобытно и изолированно. Но тем не менее, железо они начали обрабатывать примерно в одно время.

Все это время ведется активное освоение Европы, часто сопровождающееся войной. Появление письменности уже позволяет более точно определять временные рамки, тут стоит поблагодарить Древнюю Грецию и Древний Рим за изобретение латыни и римских цифр. Египетская письменность состояла из изображений со скрытым смыслом, а Китайская из иероглифов и разных диалектов. Латынь превосходит их как стандартизованный вариант. Благодаря письму появилась философия - мать всех наук, и математика - царица наук.

Этап 4

Средние века(500-1800г). Сначала это были времена, ведущие к светлому будущему, но потом как-то все потемнело. Закат Священной Римской Империи пришел на эту эпоху. Римская Империя была в это время культурным и научным центром мира, самое крупное государство все-же. Однако, долго сильным быть нельзя, государство начало медленно, но верно распадаться, оставляя на своем месте множество самостоятельных городов-государств. Правителем которых мог стать любой желающий, с разрешения Папы Римского.

Католическая церковь серьезно замедлила темпы развития науки. Если результаты исследований ученых противоречили Библии, то такие результаты будут сожжены в священном огне инквизиции вместе с учеными. Священники контролировали образование, все школы в эти времена были церковными. В них учили не всех, и учили только чтению, чтобы читать Библию. Число образованных к общему числу было ничтожно мало: читать и писать умели только представители духовенства, советники монархов, и некоторые дворяне. Остальным людям это было не нужно, они работали в полях и цехах. Вся надежда была на самородков типа Леонардо Да Винчи, он стал автором идей вертолета, парашюта, пулемета, шарикоподшипника и много еще чего, за что церковь осуждала и порицала его.

Греция и Египет уже давно не у руля. На их место пришли Византийская и Британская империи. Первая это уцелевшая часть Священной Римской Империи, по прежнему культурный и научный центр мира, но поменьше. А вторая это островное государство, которое сделало упор на развитие судоходства и таким образом преуспела в торговле настолько, что захватила половину Африки, Северной Америки, Австралию и Индию. Также активно подсаживала Китай на опиум, в результате чего он надолго вышел из мировой гонки.

Этап 4

Новое-новейшее время. Эпоха Просвещения, думать разрешается. Ученые вздохнули полной грудью и взялись за исследования. Буквально за пару веков будет сделано в несколько раз больше открытий, чем за всё Средневековье. Это примерно 400-300 лет назад, изобрели первый паровой двигатель, что значительно ускорило промышленный рост различных сфер деятельности человечества.

Был дан старт добыче нефти и других минеральных ископаемых, в общем человек начал перепахивать Землю в поисках природных ресурсов. Исаак Ньютон и другие астрономы не боятся вглядываться в небо, открывая другие планеты и небесные тела. Медицина стала чем-то большим, чем ампутация больной конечности и ртутные терапии.

Постепенно проходит механизация многих процессов, лошадей заменяют автомобили, происходит промышленное внедрение электричества и радиосвязи. Индустриализация идет по всему миру с огромной скоростью. С ростом сложности внедряемых технологий, растет и требовательность в квалификации к работникам. Образование становится общедоступным и налаживается международное сотрудничество.

За 20 столетие человек смог расщепить атом, слетать в космос, создать лазер, изобрести интернет, клонировать овечку, развязать две мировые войны и много чего еще.

Казалось бы, при таких темпах развития уже в 21 веке мы человек будет бороздить просторы космоса, лечить любые болезни, а на работе будут трудиться андроиды. Но нет, пока что еще нет.

2020 год. Во всем мире эпидемия, все сидят дома. В космос не летаем, болезни не лечим, на заводе по прежнему работают люди. Каждый год выпускаются новые модели телефона с яблочком. От открытия атомной энергии расщепления до ее промышленного использования прошло 20 лет, от запуска первого спутника до запуска первого человека в космос прошло 4 года. От первого запуска человека в космос до высадки на Луну прошло 8 лет. От первой высадки на Луну до второй высадки прошло больше 51 года и до сих пор идет.

В технологическое развитие Он состоит из прогресса, достигнутого производимыми людьми инструментами и технологиями с целью достижения улучшений с точки зрения здоровья, промышленного производства, телекоммуникаций, транспорта, торговли, образования, военной промышленности и любой деятельности, связанной с человеческой жизнью.

Технологическое развитие касается не только достижений, реализованных в крупных коммерческих и обрабатывающих отраслях, но и во всех аспектах человеческого общества. Технологические изменения позволили сэкономить много времени, а также повысить эффективность выполнения работы или домашних процессов.

Однако сложно понять природу технологических достижений, потому что эти достижения не следует изучать как явления, чуждые обществу, а напрямую зависит от экономических, политических и исторических факторов. Более того, технологическая эволюция - это не только историческое явление: они решительно меняют его.

Это означает, что, запрограммировав новые технологии, человек смог изменить ход событий на протяжении всей истории как для положительных сценариев, так и для действительно сомнительных событий. В некоторых случаях технологический прогресс улучшил качество жизни человека, а в других - нанес ему вред.

Например, создание печатного станка Гутенбергом подразумевало изменение эпистемы человека, потому что это увеличивало возможность производства знаний и делало их более доступными. Однако технологии также использовались, чтобы развязать разрушительные события, такие как создание более смертоносного оружия, такого как атомные бомбы.

Достичь прогресса сложно из-за тесной связи между наукой и технологиями. В своей работе Технологическое развитие в историиЛеонардо Ордоньес утверждает, что, хотя технологическое развитие восходит к истокам человеческого вида, начиная с эпохи Возрождения, отношения между техникой и наукой сузились, пока они не стали неразрывными.

Принимая это во внимание, эксперты могут заверить, что после эпистемологических изменений, произошедших в эпоху Возрождения, технологическое развитие резко ускорилось в течение следующих двухсот лет, так что сегодня эволюция становится все более систематической и сознательной. и быстрее.

характеристики

Среди основных характеристик технологического развития можно выделить следующие:

Специализация

Эта характеристика связана с тем фактом, что чем больше технологического прогресса, тем выше уровень специализации в различных научных и технических дисциплинах.

Интеграция

Это относится к интеграции, которую технологические разработки имеют в обществе. Эта характеристика варьируется в зависимости от технологического уровня компаний.

Например, в стране с высокими технологиями сложнее внедрить элементы, допускающие эволюцию, в то время как в стране с более низким уровнем технологического развития это будет проще.

Прерывность

Имеется в виду возможность прерывания технологических разработок из-за внедрения новых.

То есть, как правило, технический прогресс заменяет предыдущий, который устарел; следовательно, это непрерывный поток новых открытий.

Изменение

Технологические разработки обязательно предполагают параллельную революцию социального характера, поскольку они означают непрерывную адаптацию к техническим изменениям.

Этапы

Принимая во внимание техническую эволюцию человека, можно выделить следующие исторические этапы технологического развития:

Дотехнологический период

В этот период истории животные находились в нерациональном состоянии.

В настоящее время большинство из них продолжают этот путь, за исключением людей, некоторых птиц и приматов. С этого момента начали появляться первые доисторические гоминиды.

Первый этап: появление технологии

Первые технологические появления стали возможны благодаря развитию способности рационального мышления, что позволило ввести такое важное универсальное понятие, как концепция инструмента.

Он состоит из механического преимущества, которое облегчает выполнение физической задачи и должно быть обеспечено или поддержано животными или людьми.

Палеолит

Появление инструментов позволило - и позволяет - совершать невозможные для человеческого тела подвиги, такие как шкивы или краны; В эту категорию входят такие простые предметы, как корзины.

Для охотников и собирателей палеолита инструменты были нацелены на облегчение добычи пищи, поэтому первые примитивные инструменты состояли из чешуек, резных краев и бифаса. Позже появилась возможность разработать более сложные элементы, такие как копье, стрела или молот.

Неолит

В эпоху неолита начали использовать вьючных животных, таких как верблюд, бык и лошадь; это облегчило конструкцию плуга и некоторых поплавков. С этого момента уровень продуктивности увеличился более чем в 10 раз по сравнению с периодом палеолита.

Второй этап: внешний вид машины

Второй этап технологических разработок ознаменовался появлением машины; Это те устройства, которые не требуют энергии животных или человека.

Машина состоит из инструмента, который заменяет физические усилия человека и требует, чтобы оператор контролировал его работу.

Когда говорят о машинах, в основном думают о промышленной революции; Однако до этого события уже были очень важные машины, такие как ветряные мельницы или корабли.

После промышленной революции начали внедряться новые машины, которые значительно ускорили технологический прогресс. Этими машинами были освещение, железная дорога, автомобиль и, наконец, компьютер.

Механизация хозяйственной деятельности дала возможность монументально расширить эти машины, особенно с введением трактора.

Третий и последний этап: автомат

Этот этап соответствует современной эпохе и связан с появлением автоматов; Они состоят из машин, которые обходятся без человеческого контроля с помощью алгоритма, который работает автоматически. Примерами являются цифровые часы, кардиостимуляторы и компьютерные программы.

Стоит отметить, что, несмотря на технический прогресс, самые примитивные технологии все еще используются и совершенствуются.

Как измеряется технологическое развитие страны?

Есть несколько способов рассчитать технологическое развитие страны. Обычно они связаны с экономическим уровнем и качеством жизни его жителей. Вот некоторые из них:

Количество выданных патентов

Как правило, количество патентов, выданных на новые творения и изобретения, является показателем широты технологических разработок, которые назревают в стране.

Экспорт высоких технологий

Это одна из основных характеристик при расчете технологического развития страны, поскольку она не только указывает на способность страны к технологическим инновациям.

В дополнение к этому это также означает, что ваши идеи или проекты могут продаваться в соответствии с международными стандартами. Это приводит к большей финансовой выгоде.

ВВП

ВВП (валовой внутренний продукт) состоит из суммы добавленной стоимости в денежном выражении по отношению к экономической и производственной деятельности нации.

В общих чертах, ВВП может быть способом измерения технологических достижений, поскольку он позволяет рассчитать экономический рост страны. Это значение фиксирует уровни производительности, которые тесно связаны с техническими достижениями.

Примеры стран с технологическим развитием

В настоящее время есть четыре страны, которые выделяются своими технологическими достижениями. Эти страны, помимо крупной промышленности, обладают технологиями, которые заметно улучшают их экономику и другие аспекты повседневной жизни. Эти страны следующие:

Япония

Что касается технологических достижений, Япония является одной из стран, которые наиболее активно использовали эти достижения в повседневной жизни.

Например, у японцев есть лазерные пушки, которые позволяют стрелять лазерами в воздухе, а также у них есть габаритный лифт, который состоит из машины, которая перевозит людей с одного этажа на другой за считанные секунды.

Соединенные Штаты

В этой стране находится Кремниевая долина, где расположены одни из самых успешных компаний в мире, включая Microsoft и Google.

Кроме того, Соединенным Штатам удалось интегрировать технологии в повседневные аспекты жизни человека, такие как медицина и жилье.

Южная Корея

Южная Корея попала в этот список благодаря высоким инновациям в области транспорта и робототехники. Кроме того, он имеет самый быстрый интернет на планете и стал гигантом смартфоны или смартфоны.

Германия

Научные области Германии постоянно расширяются. Одна из областей наибольшего развития в этой европейской стране - это цифровая инфраструктура, в которую в течение нескольких лет были вложены серьезные инвестиции, с тем чтобы она могла реагировать на новые технологические тенденции, которые приближаются в ближайшем будущем.

История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и их влияние на среду обитания человека и уклад общественной жизни. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.

Промышленные технологии. Производственные технологии. Технологии сферы услуг. Технологии сельского хозяйства.

Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства.

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы.

Современные информационные технологии, применимые к новому технологическому укладу.

Управление в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.

Работа с информацией по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.

Технологии в повседневной жизни (например, в сфере быта), которые могут включать в себя кройку и шитье (обработку текстильных материалов), влажно-тепловую обработку тканей, технологии содержания жилья, технологии чистоты (уборку), технологии строительного ремонта, ресурсосберегающие технологии (воду, тепло, электричество) и др.

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Технологии производства продуктов питания (технологии общественного питания).

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.

Метод дизайн-мышления. Алгоритмы и способы изучения потребностей. Составление технического задания/спецификации на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность.

Методы проектирования, конструирования, моделирования. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.

Порядок действий по сборке конструкции/механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.

Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как вид проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции/механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда конструирования.

Опыт проектирования, конструирования, моделирования.

Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью.

Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) — моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы.

Изготовление продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления — на выбор образовательной организации).




Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента.

Разработка и создание изделия средствами учебного станка, в том числе управляемого программой. Автоматизированное производство на предприятиях региона.

Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.

Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с поставленной задачей и/или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.

Разработка проектного замысла по алгоритму: реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия/модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и/или сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).

Разработка и реализация командного проекта, направленного на разрешение значимой для обучающихся задачи или проблемной ситуации.

Построение образовательных траекторий и планов для самоопределения обучающихся

Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Высокотехнологичные производства региона проживания обучающихся, функции новых рабочих профессий в условиях высокотехнологичных производств и новые требования к кадрам.

[1] В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федарального учебно-методического объединения по общему образованию

История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и их влияние на среду обитания человека и уклад общественной жизни. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.

Промышленные технологии. Производственные технологии. Технологии сферы услуг. Технологии сельского хозяйства.

Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства.

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы.

Современные информационные технологии, применимые к новому технологическому укладу.

Управление в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.

Работа с информацией по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.

Технологии в повседневной жизни (например, в сфере быта), которые могут включать в себя кройку и шитье (обработку текстильных материалов), влажно-тепловую обработку тканей, технологии содержания жилья, технологии чистоты (уборку), технологии строительного ремонта, ресурсосберегающие технологии (воду, тепло, электричество) и др.

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Технологии производства продуктов питания (технологии общественного питания).

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.

Метод дизайн-мышления. Алгоритмы и способы изучения потребностей. Составление технического задания/спецификации на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность.

Методы проектирования, конструирования, моделирования. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.

Порядок действий по сборке конструкции/механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.

Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как вид проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции/механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда конструирования.

Опыт проектирования, конструирования, моделирования.

Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной связью.

Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) — моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы.

Изготовление продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления — на выбор образовательной организации).

Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента.

Разработка и создание изделия средствами учебного станка, в том числе управляемого программой. Автоматизированное производство на предприятиях региона.

Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.

Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с поставленной задачей и/или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.

Разработка проектного замысла по алгоритму: реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия/модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и/или сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).

Разработка и реализация командного проекта, направленного на разрешение значимой для обучающихся задачи или проблемной ситуации.

Построение образовательных траекторий и планов для самоопределения обучающихся

Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Высокотехнологичные производства региона проживания обучающихся, функции новых рабочих профессий в условиях высокотехнологичных производств и новые требования к кадрам.

[1] В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федарального учебно-методического объединения по общему образованию

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность (например, услуга).

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.

В ходе этого процесса получается продукт труда.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.

Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.


Продукт труда – материал

Средства труда – инструмент


Из этой схемы не понятно, как именно происходит процесс производства. Как, например, руда станет отливкой, отливка – заготовкой, заготовка – деталью, а деталь – частью машины. Именно технология определяет процесс превращения предмета труда в продукт труда.

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.

Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.

Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.

Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.

Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.

Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. Конечно же и до этого периода существовали различные методы и способы переработки сырья в изделие, только в условиях ремесленного и на начальной стадии промышленного производства невозможно было всё многообразие этих технологий объединить в единую научную систему.

Испытывая потребность в защите от непогоды, диких зверей и врагов, человек научился сначала использовать пещеры, рыть землянки, а со временем строить современные дома. Так возникли и развивались строительные технологии.

Чтобы перевозить грузы и путешествовать самому человек создал машиностроительные и транспортные технологии.

Одна из древнейших технологий – это технологии связи или коммуникации. История развития этой технологии уходит во времена первобытного человека. Чтобы предупредить соседей о грозящей опасности, информацию передавали с помощью сигнальных огней, дыма и звука. С появлением письменности и развитием транспортных технологий информацию стали отправлять письмами. Это новый этап развития технологии связи. Очень долго письмо оставалось единственным источником информации. Но у этого способа был один большой недостаток – скорость передачи. Письмо могло идти до адресата многие месяцы. Порой информация уже сильно устаревала, пока доходила до места назначения.

Новой значимой вехой в развитии информационных технологий становится изобретение радио русским учёным. Его звали Александр Степанович Попов изобретает. С этого момента технологии связи начинают стремительно развиваться. Появляется телефон. И чем больше новых предметов или благ создаёт человек, тем больше у него возникает потребностей. Ему уже не достаточно только слышать, он уже хочет видеть то, о чем ему пытаются сообщить. Начинает развиваться новый вид передачи информации – телевидение. Сегодня телевидение стало спутниковым, современные виды связи – это интернет, мобильная связь. Путь от первого радиоприёмника до спутникового телевиденья был пройден всего за 100.

Такой стремительный скачок обусловлен развитием не только технологии связи. Этому способствуют развитие всех известных технологий.

Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт или благо, информационная технология (ИТ) — информационный продукт.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 4. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – средство труда.

Человеческая речь была первым носителем знаний о совместно выполняемых людьми действиях. Знания постепенно накапливались и устно передавались от поколения к поколению. Процесс устных рассказов получил первую технологическую поддержку с созданием письменности на разных носителях. Сначала для письма использова­лись камень, кость, глина, папирус, шелк, затем — бумага. Возникно­вение книгопечатания ускорило темпы накопления и распространения знаний, стимулировало развитие наук.

В этот период английский ученый Ч. Бэббидж теоретически иссле­довал процесс выполнения вычислений и обосновал основы архитек­туры вычислительной машины (1830г.); математик А. Лавлейс разработала первую программу для ма­шины Бэббиджа (1843г.)

Третий этап развития ИТ начался с конца 40-х гг. XX в. — с соз­дания первых ЭВМ.

Инструментарий: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрическая пишущая машинка, портативный магни­тофон, копировальные аппараты.

Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера (70-е гг. XX в.) позволило окончательно перейти от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех приборов и устройств. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных.

В 1970—1980-е гг. созданы и распространяются мини-ЭВМ, осуществляется интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей.

В 1980— 1990-е гг. происходит качественный скачок технологии разработки программного обеспечения: центр тяжести технологических решений переносится на создание средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта. Важное место в ИТ занимает представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Широко распространяются персональные ЭВМ.

Развитие ИТ в 1990—2000-е гг.: Intel представляет новый процессор — 32-разрядный 80486SX, скорость которого составляет 27 млн операций в секунду (1990 г.); Apple создает первый монохромный ручной сканер (1991 г); NECвыпускает первый привод CD-ROM с удвоенной скоростью (1992 г); М. Андриссен представил публике свой но­вый веб-браузер, получивший название Mosaic Netscape (1994 г); к 1995 г. программное обеспечение, выпускаемое фирмой Microsoft, использовали 85 % персональных компьютеров. ОС Windows совершенствуется год от года, обладая уже и средствами дос­тупа в глобальную сеть Интернет;

На современном этапе развиваются инструментальные среды и системы визуального программирования для создания программ на языках высокого уровня: TurboPascal, Delphi, Visual Bask, С++Builder и др. Поэтому находит применение массовая распределенная обра­ботка данных. Уникальные возможности дает Internet, потенциально позволяя создать самый большой параллельный компьютер, чтобы эффективно использовать имеющийся потенциал сети. Его также можно рассматривать, как метакомпьютер — са­мый большой параллельный компьютер, состоящий из множества компьютеров.

Читайте также: