Устное народное музыкальное творчество сообщение 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Фольклор – народная мудрость (англ.). Система передачи общественного человеческого опыта и эстетических ценностей дописьменного периода в особой художественной форме. Устное бытование и бесписьменная (устная) передача из поколения в поколение, и как следствие этого - вариантность и импровизационность исполнения. Коллективное творчество. Проверка временем. Общие черты восточнославянского фольклора и отличие друг от друга локальных традиций. Восточные славяне, их деление на 4 народности: белорусы, украинцы (малороссы), южнорусская народность и севернорусская народность. Их отличие друг от друга (различие географического положения, истории, диалектов, типов жилища, костюмов, жанровых систем). Половозрастная циклизация (прикреплённость) разных жанров музыкального фольклора и музыкальных инструментов.

Тема 2. Классификация музыкального фольклора.

Жанр (франц.) – род, вид музыкального фольклора. Определение жанра по назначению (функции) и строению (структуре) произведения: кто, для чего и как (инструмент, манера интонирования) его исполнял.

Деление всех вокальных и инструментальных жанров на 2 группы: приуроченные (прикреплённые) и не приуроченные.

Музыкальные жанры (песни, наигрыши и пр.) могут быть:

А) календарно приуроченными (к определённому календарному обряду или празднику), а также определённому сезону (сезонно приуроченными, например, к весне); это все календарные обрядовые песни, которые вне обряда не исполняются.

В) приуроченные к трудовым процессам: трудовые песни и припевки (лесосплавщиков, бурлаков и т.д.), пастушьи, охотничьи инструментальные наигрыши.

Неприуроченные жанры: те, которые поются или играются в любое время (частушки, лирические песни, плясовые наигрыши, игры с музыкальным сопровождением, былины, баллады).

Тема 3. Календарные обряды восточных славян и их музыка.

Праздники и праздничные циклы с закреплённой календарной датой (по солнечному калндарю, например, Рождество Христово, Покров, Благовещение, Иванов день) и с незакреплённой датой (по лунному календарю: Пасха, Троица, масленица, Вознесение). Сочетание в календарных и семейных обрядах языческих и христианских представлений.

Святочный период (Святки) – от Рождества Христова (7 января) – через Васильев вечер (Новый год) 14 января – до Крещенья (19 января).

Мясоед (от святок до масленицы) – время свадеб, молодёжных гуляний.




Покров 14 октября – рубеж между осенью и зимой.

2. Завершение сезона пастьбы скота. Рассчёт с пастухом. Совместные застолья пастухов.

3. Вытягивание жребия рекрутами. Их особое поведение после этого.

Престольные (годовые) праздники в течение всего года. Посещение родственников, жителей соседних селений. Приуроченность ярмарок к этим праздникам, кулачные бои, сопровождаемые специальными инструментальными наигрышами (Ломанье, Под драку, Горбатого).

Тема 3. Цикл семейных обрядов (приуроченных к жизни человека) и обрядовая музыка. Обряды перехода. Музыка, как один из языков семейных обрядов.

Детский фольклор Колыбельные, потешки, пестушки, сказки – исполняли взрослые детям. Считалки, игры с песнями, заклички весне, птицам, дождю, радуге, аису, божьей коровке – исполняли сами дети.

Обряды инициации (перехода во взрослое состояние) – рекрутский у мужского пола и свадьба – у женского.

Преобладание прощальных грустных песен и причитаний в 1 половине северной свадьбы, контрастная драматургия. Невестина баня. Виды свадебных причитаний: сольные (невесты, её матери, ворковойки вытницы, причётницы, вытьянки, сольные на фоне прощальных песен, групповые (песенные) причитания подруг невесты и их сочетание с сольными. Обрядовая эротика (открывание печной заслонки с пением озорных припевок).

Подавляющее большинство напевов плясового характера в южнорусской свадьбе. Единичные причитания на фоне песен. Двуххорное (антифонное) исполнение (каноном) некоторых свадебных песен. Каравайный обряд и пение каравайных песен эротического содержания в южнорусских областях.

Большая роль инструментальной музыки (волынка, скрипка и др.) в западнорусском ритуале – наигрыши во время важнейших драматических обрядовых моментов с причитаниями невесты, свадебные марши во время перемещений и встреч. Типичный свадебный ансамбль (скрипка, цимбалы, бубен) во время застолий. Большое количество корильных песен, исполняемых всей роднёй.

Похоронный и поминальный обряды. Причитания, духовные стихи ночью над покойником и во время поминальных застолий. Поминальные даты. Причитания на могилах.

Духовные стихи разного содержания и временных пластов в современном бытовании во время поминальных обрядов.

Тема 5. Эпические жанры восточных славян.

Былины – героико-эпические песни, сложенные народом о далёком прошлом в поэтически художественной форме. В них воплотились идеалы народа. Прототипами русских богатырей являлись конкретные исторические личности, но народ их наделил сверхестественными физическими и умственными способностями. Вражеские захватнические полчища же изображены в виде чудищ семиголовых и др. сказочных персонажей.

Южнорусские казачьи былинные песни менее развиты по сюжету. Они в отличие от северных старин бытуют в виде лирических протяжных песен многоголосной фактуры и сложного строения напева и структуры.

В текстах исторических песен в отличие от былин рассказывается о каком-то конкретном событии (битве, походе) или историческом лице (царе, битве, полководце, атамане и пр.) На юге России (в том числе и у казаков) часть их имела вид лирических протяжных многоголосных песен. Другие – были похожи на поздние городские лирические песни простого строения или солдатские и казачьи строевые песни чёткого ритмического рисунка.

Баллады - песни трагического содержания. Ранние баллады по напеву были

похожи на былины. Другая часть пелась на поздние городские напевы.

Духовные стихи - были разными по содержанию.

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЕМ

Трудовые артельные припевки и песни .

Хороводные и плясовые песни.

Исполнение этих песен связано с каким-либо хореографическим движением, пляской или театрализацией (обыгрыванием). Исполнение ансамблевое или хоровое.

Медленные хороводы исполнялись на улице, во время весенне-летних праздников или обрядов под плавные, медленные напевы. Они делятся по типу движения и действия на:

1. круговые (простое асинхронное движение по кругу или с обыгрыванием внутри него)

4. Наборные хороводы – поются в начале игрищ для набора нужного количества участников или при движении групп девушек к месту вождения хороводов (круг, долонь и т.д.)

5. Хороводы-игры. Короткие песенки, под которые дети и молодёжь играли в разные игры – Каравай, Коршун, Кострома, Зайка, Дрёма, Хрен и др.

В содержании поэтических текстов преобладает семейная тематика: о выборе пары, о старом или нелюбимом муже, об измене, об отношениях с родителями и другими членами семьи мужа и т. д.

Кадрильные песни песни позднего исторического пласта, под которые танцевали кадрильные циклы (чаще всего Ах вы сени, Светит месяц), которые состояли как из традиционных плясовых наигрышей (или их вокальных вариантов), так и поздних городских парных танцев (Вальс, Полька, Краковяк, Падэспань и др.). Кадрили были линейными и круговыми. Количество фигур и напевов кадрильных циклов было очень разнообразным (от 1 до 7 напевов).

Строевые песни - пелись солдатами во время пешей маршировки или казаками верхом на лошадях во время походов. Отличаются акцентной ритмикой, зычной манерой исполнения. Тематика их различна: часты исторические и шуточные сюжеты.

Страдания (припевки, походные, короткие песенки - местные названия) – под проходку с инструментальным сопровождением и без него (на юге России - хоровые варианты) любовной, рекрутской, хулиганской тематики. Напевы в каждой местности индивидуальны. Распевные, неторопливые по темпу. Сольный запев и хоровой подхват, движение линиями вдоль улицы, диалогическая форма исполнения (попеременно).

Кирюшина Т.В.

(краткое учебное пособие по вокальным жанрам музыкального фольклора)

Тема 1. Музыкальный фольклор. Его основные особенности.

Фольклор – народная мудрость (англ.). Система передачи общественного человеческого опыта и эстетических ценностей дописьменного периода в особой художественной форме. Устное бытование и бесписьменная (устная) передача из поколения в поколение, и как следствие этого - вариантность и импровизационность исполнения. Коллективное творчество. Проверка временем. Общие черты восточнославянского фольклора и отличие друг от друга локальных традиций. Восточные славяне, их деление на 4 народности: белорусы, украинцы (малороссы), южнорусская народность и севернорусская народность. Их отличие друг от друга (различие географического положения, истории, диалектов, типов жилища, костюмов, жанровых систем). Половозрастная циклизация (прикреплённость) разных жанров музыкального фольклора и музыкальных инструментов.

Тема 2. Классификация музыкального фольклора.

Жанр (франц.) – род, вид музыкального фольклора. Определение жанра по назначению (функции) и строению (структуре) произведения: кто, для чего и как (инструмент, манера интонирования) его исполнял.

Деление всех вокальных и инструментальных жанров на 2 группы: приуроченные (прикреплённые) и не приуроченные.

Музыкальные жанры (песни, наигрыши и пр.) могут быть:

А) календарно приуроченными (к определённому календарному обряду или празднику), а также определённому сезону (сезонно приуроченными, например, к весне); это все календарные обрядовые песни, которые вне обряда не исполняются.

В) приуроченные к трудовым процессам: трудовые песни и припевки (лесосплавщиков, бурлаков и т.д.), пастушьи, охотничьи инструментальные наигрыши.

Неприуроченные жанры: те, которые поются или играются в любое время (частушки, лирические песни, плясовые наигрыши, игры с музыкальным сопровождением, былины, баллады).

Тема 3. Календарные обряды восточных славян и их музыка.

Праздники и праздничные циклы с закреплённой календарной датой (по солнечному калндарю, например, Рождество Христово, Покров, Благовещение, Иванов день) и с незакреплённой датой (по лунному календарю: Пасха, Троица, масленица, Вознесение). Сочетание в календарных и семейных обрядах языческих и христианских представлений.

Святочный период (Святки) – от Рождества Христова (7 января) – через Васильев вечер (Новый год) 14 января – до Крещенья (19 января).

Мясоед (от святок до масленицы) – время свадеб, молодёжных гуляний.

Покров 14 октября – рубеж между осенью и зимой.

2. Завершение сезона пастьбы скота. Рассчёт с пастухом. Совместные застолья пастухов.

3. Вытягивание жребия рекрутами. Их особое поведение после этого.

Престольные (годовые) праздники в течение всего года. Посещение родственников, жителей соседних селений. Приуроченность ярмарок к этим праздникам, кулачные бои, сопровождаемые специальными инструментальными наигрышами (Ломанье, Под драку, Горбатого).

Тема 3. Цикл семейных обрядов (приуроченных к жизни человека) и обрядовая музыка. Обряды перехода. Музыка, как один из языков семейных обрядов.

Детский фольклор Колыбельные, потешки, пестушки, сказки – исполняли взрослые детям. Считалки, игры с песнями, заклички весне, птицам, дождю, радуге, аису, божьей коровке – исполняли сами дети.

Обряды инициации (перехода во взрослое состояние) – рекрутский у мужского пола и свадьба – у женского.

Преобладание прощальных грустных песен и причитаний в 1 половине северной свадьбы, контрастная драматургия. Невестина баня. Виды свадебных причитаний: сольные (невесты, её матери, ворковойки вытницы, причётницы, вытьянки, сольные на фоне прощальных песен, групповые (песенные) причитания подруг невесты и их сочетание с сольными. Обрядовая эротика (открывание печной заслонки с пением озорных припевок).

Подавляющее большинство напевов плясового характера в южнорусской свадьбе. Единичные причитания на фоне песен. Двуххорное (антифонное) исполнение (каноном) некоторых свадебных песен. Каравайный обряд и пение каравайных песен эротического содержания в южнорусских областях.

Большая роль инструментальной музыки (волынка, скрипка и др.) в западнорусском ритуале – наигрыши во время важнейших драматических обрядовых моментов с причитаниями невесты, свадебные марши во время перемещений и встреч. Типичный свадебный ансамбль (скрипка, цимбалы, бубен) во время застолий. Большое количество корильных песен, исполняемых всей роднёй.

Похоронный и поминальный обряды. Причитания, духовные стихи ночью над покойником и во время поминальных застолий. Поминальные даты. Причитания на могилах.

Духовные стихи разного содержания и временных пластов в современном бытовании во время поминальных обрядов.

Тема 5. Эпические жанры восточных славян.

Былины – героико-эпические песни, сложенные народом о далёком прошлом в поэтически художественной форме. В них воплотились идеалы народа. Прототипами русских богатырей являлись конкретные исторические личности, но народ их наделил сверхестественными физическими и умственными способностями. Вражеские захватнические полчища же изображены в виде чудищ семиголовых и др. сказочных персонажей.

Южнорусские казачьи былинные песни менее развиты по сюжету. Они в отличие от северных старин бытуют в виде лирических протяжных песен многоголосной фактуры и сложного строения напева и структуры.

В текстах исторических песен в отличие от былин рассказывается о каком-то конкретном событии (битве, походе) или историческом лице (царе, битве, полководце, атамане и пр.) На юге России (в том числе и у казаков) часть их имела вид лирических протяжных многоголосных песен. Другие – были похожи на поздние городские лирические песни простого строения или солдатские и казачьи строевые песни чёткого ритмического рисунка.

Баллады - песни трагического содержания. Ранние баллады по напеву были

похожи на былины. Другая часть пелась на поздние городские напевы.

Духовные стихи - были разными по содержанию.

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЕМ

Трудовые артельные припевки и песни .

Хороводные и плясовые песни.

Исполнение этих песен связано с каким-либо хореографическим движением, пляской или театрализацией (обыгрыванием). Исполнение ансамблевое или хоровое.

Медленные хороводы исполнялись на улице, во время весенне-летних праздников или обрядов под плавные, медленные напевы. Они делятся по типу движения и действия на:

1. круговые (простое асинхронное движение по кругу или с обыгрыванием внутри него)

4. Наборные хороводы – поются в начале игрищ для набора нужного количества участников или при движении групп девушек к месту вождения хороводов (круг, долонь и т.д.)

5. Хороводы-игры. Короткие песенки, под которые дети и молодёжь играли в разные игры – Каравай, Коршун, Кострома, Зайка, Дрёма, Хрен и др.

В содержании поэтических текстов преобладает семейная тематика: о выборе пары, о старом или нелюбимом муже, об измене, об отношениях с родителями и другими членами семьи мужа и т. д.

Кадрильные песни песни позднего исторического пласта, под которые танцевали кадрильные циклы (чаще всего Ах вы сени, Светит месяц), которые состояли как из традиционных плясовых наигрышей (или их вокальных вариантов), так и поздних городских парных танцев (Вальс, Полька, Краковяк, Падэспань и др.). Кадрили были линейными и круговыми. Количество фигур и напевов кадрильных циклов было очень разнообразным (от 1 до 7 напевов).

Строевые песни - пелись солдатами во время пешей маршировки или казаками верхом на лошадях во время походов. Отличаются акцентной ритмикой, зычной манерой исполнения. Тематика их различна: часты исторические и шуточные сюжеты.

Страдания (припевки, походные, короткие песенки - местные названия) – под проходку с инструментальным сопровождением и без него (на юге России - хоровые варианты) любовной, рекрутской, хулиганской тематики. Напевы в каждой местности индивидуальны. Распевные, неторопливые по темпу. Сольный запев и хоровой подхват, движение линиями вдоль улицы, диалогическая форма исполнения (попеременно).

Народное творчество – это коллективная творческая деятельность людей. Творчество зародилось еще в глубокой древности. В нем отражались взгляды человека на мир.

Фольклор – обширная часть русской культуры. Устное народное творчество включает в себя сказки, былины, предания, легенды, песни, пословицы и т.д.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство включает в себя ковку, ткачество, роспись (например, знаменитая хохлома), гравирование и многое другое. Важную роль в создании предметов декоративно-прикладного искусства играет орнамент. Он может изменяться в зависимости от региона.

Народный танец носил обрядовую функцию, был неотъемлемой частью народных гуляний. Самым известным народным танцем считается хоровод – движение людей по кругу под музыкальный аккомпанемент.

Пример русской архитектуры – деревянная изба. В основе русской архитектурной традиции находятся две конструктивные системы: сруб и каркас.

Народная музыка зачастую создавалась сельским населением. Музыкальные традиции передавались из поколения в поколение. Традиционными русскими инструментами считаются гусли, балалайка, гармонь, бубен, трещотка, деревянные ложки.

Важное место в народном творчестве занимает театр. Элементы театра встречались в различных обрядах (например, свадьбах). Были распространены кукольные театры. Внимание уделялось не декорациям и игре актеров, а занимательному сюжету.

2861 дн. с момента
Зачет по ИКТ

Музыкальный фольклор


Фольклор — х удо жественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые б ыл введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.

Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется ( 1 ).

Различных фольклорных музыкальных жанров у разных народов мира чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-н ибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие). (2)


Остановимс я подробнее на жанрах русского народного фольклора. Основной жанр здесь будет песня. Существуют разные жанровые разн овидности. Проще всего различать их по признаку, где и когда они используются. Некоторые песни поются только лишь раз в год , какие-т о песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только во время этого обряда. Есть песни, которые поются только в определенное время года. И ко нечно же есть песни, которые можно петь всегда, у них нет привязки ни к какой точке.

2. Песни, которые связ аны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные, свадебные и рекрутские песни, похоронные плачи и причеты, поминальные молитвы и духовные стихи). Кумушки, ой кумушки.


3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни). Курушка-Рябушка.

5. Песни будней и праздников (солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни, трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные, балаганные, шуточные песни и частушки).

Устное народное творчество В мире русской народной песни Урок в 8 классеУчитель:

№ слайда 1

Устное народное творчество В мире русской народной песни Урок в 8 классеУчитель: Малахова Е.В.

Устное народное творчество ( фольклор ) - народная мудрость

№ слайда 2

Устное народное творчество ( фольклор ) - народная мудрость

Русские народные песниЛирическиеИсторические

№ слайда 3

Русские народные песниЛирическиеИсторические

Исторические песни о Пугачеве Как народ в песнях называет Емельяна Пугачева?Пора

№ слайда 5

Исторические песни о Пугачеве Как народ в песнях называет Емельяна Пугачева?Поработайте над средствами выразительности в песне (по выбору).Прочитайте выразительно дну из песен.

Предания Предание – жанр русской народной прозы, повествующий об исторических со

№ слайда 8

Предания Предание – жанр русской народной прозы, повествующий об исторических событиях, лицах, природных и культурных объектах.Какие предания вы знаете, какие герои и события в них отражены?

основная мысль Борьба добра со злом.Борьба ума с глупостью.Борьба справедливости

№ слайда 9

основная мысль Борьба добра со злом.Борьба ума с глупостью.Борьба справедливости с подлостью.

песен и преданийгерои

№ слайда 10

Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

Что такое фольклор и что такое жанр?

Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.

Какие бывают жанры музыкального фольклора?

Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).

Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).

Жанры русского песенного фольклора

Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.

Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.

А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.

Читайте также: