Сообщение на тему особенности невербального общения дошкольников

Обновлено: 08.07.2024

Формирование навыков невербального общения, как важное составляющее успешной социализации дошкольника.

ВложениеРазмер
neverbalnoe_obshchenie_doshkolnikov.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация - многоплановый процесс вхождения ребенка в социальную среду. Это приобщение к культуре, системе человеческих ценностей. Социализация предполагает способность личности к культурной идентификации, то есть осознанию своей принадлежности к определенной культуре на основе принятия ее ценностей как своих.

Социализация связана как со стихийным влиянием жизни, так и с целенаправленным воздействием на личность ребенка в процессе воспитания, образования, что определяет значимость педагогических аспектов социализации.

Первичная социализация личности включает дошкольный период жизни, когда ребенок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе. В детские годы начинают формироваться черты личности, привычки, отвечающие или противоречащие нормам действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций. К концу дошкольного детства формируется первичная система ценностных ориентаций ребенка, как психическое новообразование (Н.И. Непомнящая).

Изменение социально-экономических условий, появление новых форм собственности повлекли за собой необходимость изменения концепций воспитания и обучения практически во всей системе образования, включая ее начальный этап – дошкольный уровень. Изменения привели к возникновению дополнительных социально-психологических факторов, которые должны способствовать самореализации личности, требуя проявлений творческой активности, инициативности, самостоятельности уже на самых ранних этапах ее становления и развития. Несформированность этих личностных качеств затрудняет адаптацию ребенка в социальном обществе, тормозит процессы идентификации и самоактуализации формирующейся личности. Это объясняет особый интерес к проблеме социализации ребенка в современной дошкольной педагогике. Общение имеет огромное значение в формировании и развития психики человека в целом и ребенка в частности. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не смог бы социализироваться, включится в общественные отношения. Особенно большое значение для развития психики ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении первых шести лет не оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо медленнее своих сверстников. Кроме того, результатом содержательного и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Важнейшими видами человеческого общения являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка. Это общение при помощи жестов, мимики, пантомимики, через прямые сенсорные, телесные контакты. Благодаря чему человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития и социализации. Сейчас довольно остро стоит проблема становления межличностного общения, без которого невозможно полноценное включение в социальное взаимодействие. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание развитию, в том числе, и невербальному общения, которое способствует лучшему, более полному и качественному пониманию другого человека, облегчает тем самым социализацию. Существует ряд игр направленных на развитие навыков невербального общения. Данные игры прекрасно могут быть использованы в работе педагогов дошкольного учреждения.

“Зоопарк”
Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

“Как говорят части тела”
Цель: учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи: как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

“День наступает, всё оживает. ”
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Сделай подарок”
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“Здороваемся без слов”
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

“Дрозды”
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)

И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)

У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)

У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)

У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)

У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)

У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

“Ручеёк”
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.

Ход: дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.

Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.

Ход: дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой.

Цель: понимание жестов и мимики.

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений: мимики и пантомимики.

Ход: дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход: Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Цель: развития внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Ход: детям раздаются снежинки, предлагается рассмотреть и рассказать, что она чувствует.

Цель: развитие выразительности движения, внимания, произвольности; понимание мимики.

Ход: воспитатель бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию.

Цель: обучать детей общаться с помощью жестов, мимики.

Ход: дети делятся на две группы: одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая группа отгадывает.

Цель: формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

Ход: водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:

- О горе мне, горе.

- Ах, какой счастливый день.

Цель: развитие внимания к чувствам другого.

Ход: дети разбиваются на пары: один – человек, другой – тень. Человек делает движения, тень повторяет.

Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .

Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Формирование навыков невербального общения дошкольников.

Сборник игр по формированию невербальных форм общения старших дошкольников.


Сказкотерапия как фактор формирования навыков межличностного общения старших дошкольников

Роль сказкотерапии в жизни ребёнка.


Презентация "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников"

Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников.

Аннотация:Данная методическая разработка посвящена вопросу использования подвижной игры как средства развития навыков невербального общения для социальной адаптации воспитанников, определенных Ф.


Презентация для педагогов.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал посвящен развитию общения старших дошкольников на музыкальных занятиях.


Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.

Эти игры способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей детей.

Характеристика теоретической характеристики невербального компонента общения. Рассмотрение особенностей невербального общения дошкольников. Основные методы применения игровых приемов активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.03.2015
Размер файла 25,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая по психологии

Развитие невербального общения в детском возрасте в процессе игры

невербальный игровой дошкольный общение

Теоретическая характеристика невербального компонента общения

Особенности невербального общения дошкольников

Игровые приемы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста

Система невербального общения занимает важное место в общей структуре общения.

Проблема восприятия и психологической интерпретации невербального поведения разрабатывалась в течение многих веков. Однако до настоящего времени данный вопрос остается освещенным лишь в незначительной степени. Литература предоставляет отрывочные сведения по его истории, поскольку детально разработку вопроса стали осуществлять сравнительно недавно (последние 40 лет).

Несмотря на это, в литературе можно встретить различные классификации невербальных средств общения, их характеристику, функции.

Невербальные средства являются существенным дополнением речевой коммуникации, делая этот процесс более открытым, так как известно, что, по некоторым данным, до 90% различной информации, в основном эмоционального характера, передается именно с помощью неречевых средств. По этой причине трудно переоценить роль невербалики в человеческом взаимодействии.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.

Теоретическая характеристика невербального компонента общения

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты [5].

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. Хотя в подавляющем большинстве обычно люди, не прошедшие специальную подготовку, как правило, не осознают, или мало осознают свое невербальное поведение. С другой стороны, по оценкам специалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку. При помощи языка тела люди передают до 70% всей информации в процессе общения. Именно поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса взаимодействия.

Знак -- это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий в себе информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого.

Но знак становится сигналом, когда отправитель использует его осознанно с целью передать какую-то определенную информацию получателю.

Нетрудно представить себе, что эти информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Не осознаваемый отправителем знак, например случайный взгляд, может быть воспринят кем-то как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать какие-то действия; намеренно передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят просто как знак и т. д. Здесь возможны несколько вариантов, так как сочетания осознанности-неосознанности и намеренности-ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, поскольку каждый из них может занимать ту или иную позицию. Кроме того, даже когда обе стороны ведут себя вполне осознанно, интерпретация полученной информации совсем не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи.

Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных функций.

Невербальное общение позволяет передать информацию:

о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека;

о его физическом и психологическом состоянии;

об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

о возможных вариантах поведения и способах действии человека в тех или иных ситуациях;

о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.

о психологическом климате в группе и даже об обшей атмосфере в обществе;

особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т. д. [ 3]

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

Анестика или оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

внешний вид собеседника,

мимика (выражение лица),

пантомимика (позы и жесты).

Паралингвистика или околоречевая подсистема, включающая:

вокальные качества голоса,

Экстралингвистика или внеречевая подсистема, к которой относятся:

Проксемика - пространственная подсистема (межличностное пространство).

Особенности невербального общения дошкольников

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. [6]

Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника, его отношение к той информации, о которой он говорит.

Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Процесс обучения невербальным средствам общения дошкольников включает основные этапы работы:

развитие мышц лица, тела;

ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Игровые приемы активизации невербальных способов общения детей дошкольного возраста

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие. [1]

В ходе развития невербальных средств общения у детей можно использовать следующие игры:

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;

как говорит палец “Иди сюда”;

как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;

как говорит голова “Да” и “Нет”;

как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход. Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход. Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети - это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

Цель: понимание мимики и жестов.

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь -- тремся об него головой (показывает).

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Цель: развитие воображения и выразительности мимических движений.

В этих играх дети общаются с помощью мимики, жестов и движениями тела, они развивают коммуникацию между дошкольниками, внимание и творчество. Дети должны видеть своих коллег, ставить себя в их положение, понять невербальную коммуникацию и реагировать соответствующим образом на запросы, должны быть в состоянии понимать и ответить на них без словесного общения. [4]

Общение играет очень важную роль в нашей жизни. Общение - это, прежде всего процесс, которым мы пользуемся и ощущаем ежедневно. Параллельно со словами идет обмен информацией и невербально.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации. Дошкольный возраст создает определенные предпосылки для успешного развития невербального общения. В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения детей, в котором общение занимает важное и значимое место.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволит совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствует улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они станут больше использовать различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками. - М.: Аркти., 2002 - 96с.

2. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. - СПб., 2001.

3. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации.- М, 1978.

4. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991.

Подобные документы

Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

курсовая работа [50,4 K], добавлен 26.03.2012

Природа, сущность и история изучения невербального общения, его межнациональные особенности. Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения: кинесика, голосовые характеристики, такесика, проксемика.

курсовая работа [56,9 K], добавлен 28.09.2010

Сущность невербального общения как наиболее древней и базисной формы коммуникации. Виды невербального общения. Роль невербального общения. Расстояние между собеседниками, как показатель отношения людей друг к другу. Национальный колорит в жестах.

реферат [18,9 K], добавлен 13.12.2011

Особенности невербального языка и общения. Пространство и время в качестве особой знаковой системы, их смысловая нагрузка. Размеры личной пространственной территории человека, ее основные зоны. Визуальный контакт как компонент невербального общения.

реферат [35,1 K], добавлен 15.12.2016

Структура невербального общения. Анализ невербального общения представителей разных национальностей. Экспериментальное выявление отличительных особенностей невербальной коммуникации людей разных национальностей, проживающих в Астраханской области.

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений.

Выделяют следующие формы невербальной коммуникации:

– кинестетические выражения (поза, телодвижения);

– проксемика (пространственная организация общения);

– пара– и экстралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи, а также запинки, оговорки, паузы и молчание;

– такесика (прикосновения, рукопожатия);

– выразительные движения (жесты, мимика);

– движения глаз, взгляд.

Название наиболее изученного компонента невербальной коммуникации происходит от греческого слова mimikos – подражательный. Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Так же мимические движения подразделяются на:

1)мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др. ;

2)активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др. ;

3)пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др. ;

4)мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

6)маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся около глазная область.

1.3 Визуальное взаимодействие (контакт глаз)

Окулесика - наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения. Глаза - это одна из тех частей тела, которые сложно контролировать. Они расположены рядом с мозгом и напрямую выражают его мыслительные процессы. Движение глаз уже означают, что собеседник начал размышлять.

Главные характеристики: направление взгляда и его тип (способ визуального воздействия).

1.4 Дистанция общения (пространственная организация)

Начало исследованиям этого вида коммуникации положил американский учёный Э. Холл. Эти исследования привели к образованию новой области в изучении психологии общения – проксемики, т. е. пространственной психологии, которая занимается, в частности, связью между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров.

Проксемическое поведение людей вытекает из филогенетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы, из психофизиологического процесса восприятия и из организации пространства в зависимости от влияния культуры. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями (концентрические пространства с субъектом общения в центре):

1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей;

2) персональное расстояние о 45 до 129 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми;

3) социальное расстояние от одного метра до четырёх метров оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;

4) публичное расстояние от четырёх до семи с половиной метров используется при выступлении перед различными аудиториями.

Интерес к языку жестов, возрастая со временем, вызван той ролью, которую играют жесты в человеческом общении. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи. Жесты могут:

o Выражать то же, что и речь;

o Выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

o Предвосхищать значения, переданные речью;

o Быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

o Сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

o Заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);

o Заменять отдельное слово или фразу;

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем:

Жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чьё-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.

Жесты-сигналы – они непроизвольны и не рассчитаны на чьё-либо восприятие (хотя имеют значение для опытного наблюдателя).

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические (конвенционные).

o Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения.

o Дактилологические жесты – система жестов глухонемых;

Выделяются следующие тональности общения:

1.5. Пантомимика.

Каждый человек, иногда сам того не замечая, показывает свое внутреннее эмоциональное состояние окружающим. Если вы умеете видеть внутренними эмоции, отношение человека к кому или чему-либо, то вас можно поздравить, так как вы умеете читать невербальный язык.

Пантомимика - один из типов выразительных движений каждого человека. Он проявляется в жестах, походке, осанке человека. Благодаря этому передается его психологическое состояние, настроение, переживание и пр. Изменения в пантомимике возникают несознательно. Наиболее информативными средствами пантомимики являются жесты, мимика.

Мимика и пантомимика представляет собой группу выразительных движений мышц глаз, тела, лица человека. Они являются результатом психического состояния каждого человека. Это универсальный язык для общения, который понятный как иностранцам, детям, так и животным. Мимика и пантомимика представляют собой внешнее проявление внутренних ощущений (это может быть испуг, боль, удовольствие и пр.). С их помощью выражаются также и сложные интеллектуальные процессы. Мимико-пантомимические особенности могут зависеть от факторов, которые формируют и влияют на мышечный тонус, движения. На формирование мимической выразительности оказывает также влияние внутреннее состояние клетчатки, находящейся под кожей и кожных лицевых покровов.

У ребенка невербальные средства общения более ярко проявляются, чем у взрослого человека и пантомимика отличается наибольшей экспрессивностью. Но на протяжении взросления человека и его воспитания, мимический диапазон значительно расширяется и увеличивается количество сознательного контролирования мимических реакций.

На развитие мимической экспрессивности влияют соматические факторы. К примеру, когда человеку приходится голодать, изменяются не только характеристики его мышц, кожи, но и общая выраженность любых мимических проявлений.

Стоит отметить, что жесты мимика и пантомимика – это совокупность выразительных человеческих движений, благодаря которым можно понять намерения состояние человека.

Жесты служат для уточнения речевого общения. Они подразделяются на указательные, поясняющие, иллюстративные, выделяющие и выразительные, которые показывают эмоциональное состояние личности. Так, некоторые типы жестов на протяжении развития историко -общественной практики, приобрели обобщенное символическое общение. Актеры, танцоры и ораторы наибольшее количество своей профессиональной деятельности посвящают отработке жестов.

Развитие мимики и пантомимики помогает развить вашу память и снять напряжение в речедвигательном аппарате. Для детей это полезно тем, что воспитывает в них волевую сознательную само регуляцию. Так же, делая комплекс определенных упражнений, вы научитесь держать под контролем свои эмоции и уметь контролировать их мимическое проявление, что очень важно для людей бизнеса, ораторов и пр. Нет сомнений, что эти навыки положительно скажутся на вашем будущем. Развивать мимику и пантомимику можно и находясь дома.

Пантомимика – это целое искусство, поэтому приведем примеры всего нескольких пантомимических движений:

1. Жест открытости. Раскрытые руки, расстегивание пиджака – эти жесты свидетельствуют о добродушном расположении собеседника к вам, о его открытости.

2. Жесты скрытности. Машинальное потирание лба, подбородка, при этом взгляд отводится в сторону, говорит о желании вашего собеседника что-то скрыть от вас, он сомневается в вашей правоте.

3. Жесты защиты. Скрещивание рук, скрещенные кисти рук обхватывают плечи - это знак того, что собеседник видит в данной ситуации угрозу, опасность, он негативно к вам настроен.

Итак, искусство пантомимики является очень многогранной совокупностью движений, понимая которые, можно найти общие точки соприкосновения с любым человеком.

Характеристика невербальных компонентов коммуникации Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Особенности коммуникации у дошкольников с ОНР Статья: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний.

Современные средства визуализации и информации Добрый день, коллеги! хочу поделиться с вами очень полезной в сегодняшнее время информацией для педагогов всех областей, будь то воспитатели,.

Особенности коммуникации у дошкольников с ОНР Статья : ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний.

Театрализованные игры как средство развития коммуникации Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем.

Условия эффективной коммуникации Какие феномены межличностного восприятия могут повысить процесс коммуникации, а какие привести к искажению информации в процессе восприятия.


Экспериментальные психологические исследования свидетельствуют о том, что 2/3 всей информации о партнере по общению, его намерениях исходит от непосредственно наблюдаемого коммуникативного поведения. По мнению американский психолога Селже Ф., при разговоре значимость слов составляет лишь 7 %, интонация 38 %, а на жесты и мимику приходится 55 %. Именно паралингвистический аспект, являясь важным компонентом речевой деятельности, обеспечивает мотивацию общения. Невербальные средства позволяют адекватно оценить ситуативные условия общения, личностные особенности партнера и эмоциональный и интеллектуальный подтекст высказывания.

Невербальная коммуникация играет особую роль, когда языковые средства ограничены и недостаточно выполняют функцию общения. В связи с этим исследователи, отмечают наличие особых мимико-жестикуляторных средств и невербальных вокализаций, заменяющих вербальные элементы синтаксической структуры

Поза также играет важную роль среди жестовых знаков в выражении разнообразных оценок. Важную информацию предоставляет изменение позы в процессе общения: это может говорить об изменении отношений между собеседниками или изменении отношения к беседе, ее содержанию.

Походка является важной составляющей невербального общения. Это манера передвижения, по которой довольно легко распознать эмоциональное состояние человека. С большой точностью можно узнать по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье.

Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты дают дополнительную к вербальной информацию о психическом состоянии партнера по общению, о его отношении к участникам общения и обсуждаемому вопросу, о желаниях, выражаемых без слов, Большинство людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстрировать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что большинство жестов имеет социальное происхождение, поэтому межкультурные различия проявляются в них особенно ярко.

Жесты имеют три стадии. Центральной являются стадия реализации, именуемая пиком. Экскурсия готовит движение, рекурсия — это стадия, освобождающая энергию, выход из движения. Фазы жеста соотносятся с такими кинесическими параметрами как интенсивность движения, направление и траектория движения, степень мускульного напряжения. Они связаны с амплитудой или широтой движения, напоминающей длину произносимого слога, со скоростью или временной продолжительностью движения, подобными темпу речи. Различают произвольные и непроизвольные жесты. Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации.

В исследованиях Смирновой Н. И. отмечаются русские жесты, которые могут употребляться самостоятельно. Это жесты прощания, приветствия, привлечения внимания, запрещающие, жесты угрозы, оскорбительные, дразнящие, утвердительные, вопросительные, благодарности, примирения, просьбы, некоторые описательно-изобразительные жесты, жесты одобрения, негативной оценки, иронии и ряд эмоциональных жестов. Практически все указанные жесты могут употребляться как автономные носители значения (кроме подчеркивающих жестов) и легко понимаются в контексте соответствующей ситуации.

Основные функции жестов в коммуникации:

А) функцию регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего (так называемые иллюстративные жесты, сопровождающие многие речевые акты: приветствие, приказы, угрозы и т. д.)

Б) отображение в коммуникативном акте актуальных речевых действий. Это так называемые перформативные жесты. К ним принадлежат, например, невербальные просьбы типа поманить пальцем, жесты — вопросы и т. д.

В) коммуникативную функцию передачи адресату некоторой порции смысловой информации, например, жест — приложить палец к губам. К русским общекоммуникативным жестам принадлежат такие единицы, как отвернуться, подмигнуть, постучать рукой по лбу, похлопать рукой по животу и т. д.

Г) репрезентацию внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношение к партнеру по коммуникациям. Основой всех этих жестов является эмоция, а не его физиологическое проявление. Примерами русских симптоматических жестов являются: прикрыть рот рукой (от изумления), кусать губы, чесать в затылке, барабанить пальцами по столу, делать большие (круглые. страшные) глаза, топнуть ногой.

Д) дейктическую функцию: пояснение величины или размера какого-то объекта, а также уточнение местоположения лица или объекта.

Е) жестовое комментирование физических действий некоторого лица (например, жестовое представление чьей-либо походки или имитацию манеры поведения за столом).

Ж) риторическую функцию.

Е. А. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения, на основе которой составлялись тесты задания для исследования возможностей детей:

  1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).
  2. Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнера.
  3. Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.

Жестикуляция — это сложная и интенсивная кинетическая активность говорящего человека. Она возникает только тогда, когда человек активно разговаривает с другими людьми (А. Кендон). Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Различные речевые единицы внутри реплики соотносятся с различными движениями рук.

Таким образом, процесс речевого выражения осуществляется одновременно в двух формах активности: речевых органов и движений тела. Также отмечается и определенная связь интонации высказывания с кинетической организацией поведения.

Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности.

Как уже говорилось выше, общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны — вербальную и невербальную.

Доказано, что организация движений, образующих невербальные средства общения, обеспечивается более древними с точки зрения эволюции механизмами. По мнению Горелова И. Н., невербальные компоненты не просто дополняют вербальные акты, а являются первичными составляющими общения, возникающими раньше речевых реализации и способствующими формированию мысли-эмоции. Процесс речевого выражения, по мнению автора, начинается одновременно с жестовым при опережающем внешнем проявлении последнего: вербальная программа высказывания накладывается на предварительно развёрнутую схему невербальных компонентов.

В современной научной литературе достаточно широко обсуждается вопрос о механизмах рецепции, приемах переработки информации, передаваемой кинетическими средствами. Двухканальный принцип работы мозга проявляется не только в условиях восприятия речи, но и в процессе формирования (порождения) речевого высказывания в форме принципиально разных функций больших полушарий мозга в этом процессе. Разделение мозгом каналов вербальной (собственно речевой), лингвистической и экстралингвистической коммуникации создает различия в акустических средствах и принципах кодирования этих двух видов речевой информации.

В психологии проблема взаимосвязи вербальных и невербальных средств наиболее разработана в рамках общей, когнитивной, социальной психологии и психологии экспрессивного поведения. На сегодняшний день общепризнанными являются несколько положений:

  1. Сознание представляет собой единство интеллектуального и эмоционального, вербального и невербального.
  2. Мысль есть экстралингвистическое явление, и она может быть выражена как вербально, так и невербально.
  3. В основе развития речи лежит не формальная система языка, а коммуникативная потребность, выражающаяся в стремлении к общению.
  4. Базисом для развития языкового общения являются неязыковые компоненты.

Исследователями описаны несколько способов соотношения невербального поведения и речи, при этом акцентируется внимание на том, что:

‒ невербальные средства выражают то же, что и речь;

‒ предвосхищают значения, переданные речью;

‒ выражают нечто, противоречащее содержанию речи;

‒ связывают содержание высказывание с более глобальными аспектам взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

‒ заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (поиск подходящего слова и т. п.);

‒ поддерживают контакт между партнерами и регулирует поток речи;

‒ заменяют отдельную фразу или слово;

Таким образом, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение человека к партнеру, к предмету обсуждения и др.).

Невербальное поведение является более информативным, чем вербальное, в связи с тем, что в его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными. Ориентируясь на интонацию, мимику, позу, жестикуляцию говорящего, слушающий получает возможность понять его эмоции, отношение к ситуации и предмету разговора, войти в смысл высказывания ещё до того, как оно будет реализовано на вербальном уровне.

Роль невербальных средств общения в онтогенезе речи.

М. И. Лисина доказала, что на доречевой стадии закладываются эмоционально-экспрессивные основы полноценной речевой деятельности. Е. И. Исенина считает, что на основе образно-жестовых средств в деятельности ребенка формируются первые обобщения, благодаря которым слово приобретаем значение и смысл.

Жесты играют важную роль в период дословесной коммуникации и в усвоении речи в раннем онтогенезе, о чем свидетельствуют исследования Лепской А.И, Лисиной М. И., Рузской А. Г. и других.

A. M. Щетинина, экспериментально исследуя особенности восприятия эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста, пришла к выводу о постепенном формировании данного умения. На протяжении всего дошкольного возраста доля вербальных и невербальных средств общения в коммуникативном тезаурусе ребёнка меняется, но сохраняется взаимосвязь вербальных и невербальных структур.

На основании теоретического анализа можно сделать вывод о том, что адекватное понимание и употребление невербальных средств общения (кодирование — декодирование) во многом обусловливает успешность социального, эмоционального и речевого развития дошкольника.

  1. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. -М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
  2. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей /Е. И. Исенина. — Саратов: Изд-во СГУ, 1986. — 163 с.
  3. Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 151 с.
  4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  5. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — 2-е изд. — М: Изд-во МГУ, 1998.-336 с.
  6. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. — М., 1998. — 222с.
  7. Пиз А. Язык жестов\ Пер. с англ. — Воронеж, 1992. — 218с.
  8. Щетинина A. M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук психол. наук / Щетинина, Анна Михайловна — Л., 1984. — 16 с.

Основные термины (генерируются автоматически): невербальное средство общения, жест, средство, речевая деятельность, слово, дошкольный возраст, невербальное поведение, процесс общения, речевое выражение, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Развитие невербальных средств коммуникации как составная.

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение, невербальная коммуникация детей, невербальное средство общения, окружающий мир, ребенок.

Экспериментальное изучение состояния невербальных.

ребенок, общее недоразвитие речи, невербальное средство общения, жест, III, недоразвитие речи, невербальное поведение детей, жестовый тезаурус, речевое недоразвитие, речевой поток.

невербальное средство общения, жест, средство, речевая.

Теоретические основы использования невербальных средств. невербальное средство общения, жест, средство, речевая деятельность, слово, речевое выражение, дошкольный возраст, процесс общения, невербальное поведение, эмоциональное состояние.

Невербальные средства – важный элемент разговорной речи

ребенок, общее недоразвитие речи, невербальное средство общения, жест, III, недоразвитие речи, невербальное поведение детей, жестовый тезаурус, речевое недоразвитие, речевой поток.

Невербальные средства коммуникации

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Формирование невербальных (кинесических) средств общения.

Также необходимо разработать специальные методические условия усвоения детьми невербальных средств выражения просьбы, примирения и других способов взаимодействия. Непосредственному формированию жестов должна предшествовать подготовительная работа.

Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности.

невербальное средство общения, жест, средство, речевая деятельность, слово, речевое выражение, дошкольный возраст, процесс общения, невербальное поведение, эмоциональное состояние.

Влияние социокультурных факторов на речежанровые стратегии.

невербальное средство общения, жест, средство, речевая деятельность, слово, речевое выражение, дошкольный возраст, процесс общения, невербальное поведение, эмоциональное состояние.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного.

ребенок, общее недоразвитие речи, невербальное средство общения, жест, III, недоразвитие речи, невербальное поведение детей, жестовый тезаурус, речевое недоразвитие, речевой поток.

Читайте также: