Устаревшие слова живые свидетели истории историзмы сообщение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Учитель: Соловьева И. А.

Тип урока: комбинированный урок.

- расширить представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа;

- определить причины, по которым слова выходят из активного употребления;

- познакомить с лексическим значением устаревших слов разных тематических групп;

- обогатить речь учащихся;

- формировать речевую культуру учащихся,

- совершенствовать коммуникативные навыки в монологе и диалоге;

- развивать аналитические умения учащихся.

- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к историческому прошлому своей страны и малой родины;

- воспитывать бережное отношение к родному языку, к устаревшим словам как части национальной культуры.

Планируемые результаты обучения:

1) личностные результаты: развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений;

2) предметные результаты: дать понятие об устаревших словах (историзмах и архаизмах), расширять пассивный словарный запас, опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи;

3) метапредметные результаты: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица).

Организационный момент.

Актуализация знаний по теме и проблемное учебное действие

Цель этапа: активизировать познавательную деятельность учащихся.

Учитель: Здравствуйте, отроки и отроковицы!

Вы удивлены моим приветствием?

Знаете ли вы, кто такие отроки и отроковицы?

Где можно встретить эти слова?

А почему я к вам так обратилась именно на этом уроке? (Учащиеся отвечают на вопросы.)

II. Создание проблемной ситуации. Мотивация к деятельности

Цель этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Среди этой кутерьмы,
В сумасшедшем этом ралли
Сколько слов мы растеряли!
Сколько слов забыли мы!
Сочных, точных, огневых,
Бесшабашных и печальных,
Родниковых, изначальных,
Наших, русских, корневых!

Учитель: Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для нашего исследования? О чём оно?

Еще раз внимательно про себя причитайте стихотворение. (Читают.)

Попробуйте объяснить значение каждого эпитета?

Как вы думаете, почему мы забываем множество слов?

А что об этом думает автор стихотворения?

Ребята, обратите внимание на большое количество восклицательных знаков в маленьком стихотворении. Что этим хотел сказать автор?

II . Целеполагание

Учитель: Внимательно прочитайте тему и определите цели нашего урока. (Ответы учащихся: познакомиться с устаревшими словами; выяснить, какие слова называются устаревшими; учиться находить историзмы в тексте и объяснять их значение; применять их в своей речи для создания атмосферы времени.)

III . Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа: организовать осмысленное восприятие новой информации.

Учитель: Ребята, открываем учебное пособие на стр. 12 и читаем теоретические сведения (Ученики читают пар. 2.)

Учитель: Правильно ли вспомнили, что же такое устаревшие слова, историзмы и архаизмы? (Да.) Молодцы! Посмотрите на экран. Перед вами тематические группы историзмов (Слайд на экране). Ознакомьтесь с ними. Классификацию запишите в тетрадь.

I V. Первичная проверка понимания материала

Цель этапа: вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

VI . Физкультминутка

Учитель: Вытяните выю (шею), расправьте рамена (плечи), поднимите десницу (правая рука) и шуйцу (левая рука), укажите перстами чело, очи, уста, ланиты (щёки), ударьте дланью о долонь. (2 раза.)

Работа в группах.

Задание на раздаточном материале для 1-ой группы:

2. Какова основная мысль текста?

3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами из текста.

4. С какой целью автор использует устаревшие слова?

5. Выберите и запишите слова-историзмы любой тематической группы, объясните их значения.

Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю веселыми глазами, огоньком приветливо подмигивает. В избе березовая лучина горит, угольки от нее в ушат с водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна лучинка, как девчоночка Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы вставляет. Пока лучинка горит, девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей, согнувшись, за работой сидит, топориком из березы ложки вырубает да вытесывает. Жена Катерина из ложки-болванки скобельком нутро выбирает и тыльную сторону зачищает, а дочка Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят на низеньких чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а готовые ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.

Задание на раздаточном материале для 2-ой группы:

2. Какова основная мысль текста?

3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами из текста.

4. С какой целью автор использует устаревшие слова?

5. Выберите и запишите слова-историзмы любой тематической группы, объясните их значения.

А опричник Скирлибек с дружком Васькой Басманом и стремянным той порой уже за Волгу переплыли и скакали лесными дорогами в край заволжский сосново-березовый. Раным-рано поутру спешились опричники у Семеновой избы и в ставни стукнули. Недолго отклика ждали, вышли из избы все трое — и Семен-Ложкарь, и жена Катерина с дочкой Авдоткой, встали тесным рядком и дивятся на незваных гостей. На Семене сермяга внакидку, березовые стружки в курчавых волосах и бороде понасели, а Катерина в домотканом сарафане да кацавейке овчинной. Не шибко нарядной и Авдотка из избы выскочила — в рубашке льняной, розовой, высоко пояском подпоясана, на голове платок холстинковый узелком завязан, на ногах лапотки. Но загляделись на нее опричники, а пуще всех царский слуга Скирлибек. С большой неохотой оторвал он свой взгляд от девчонки Авдотки и грозно спросил Ложкаря:

Чей ты раб и холоп, как прозываешься и на какого господина работаешь?

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цели этапа: организовать оценку учениками собственной учебной деятельности; подвести итог проделанной работы на уроке.

Давайте подведём итоги урока.

С какими словами мы сегодня познакомились на уроке?

Почему они называются устаревшими?

На какие группы делятся устаревшие слова? (историзмы и архаизмы)

О каких тематических группах устаревших слов узнали?

Осталось ли что-то непонятным?

С какой целью мы изучали устаревшие слова?

Как вы думаете, достигли ли мы цели, поставленные в начале урока?

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Спасибо за плодотворную работу на уроке! До свидания, отроки и отроковицы!

Александрова О.М. Русский родной язык. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М.: Просвещение, 1996.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Устаревшие слова – живые свидетели истории.

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (освоение содержания учебного предмета):

осознают роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;

осознают язык как взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;

имеют представление о русском родном языке как хранителе культуры;

осознают историческую преемственность поколений, свою ответственность за сохранение культуры народа;

обогащают активный и потенциальный словарный запас, развивают культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

формируют аналитические умения в отношении языковых единиц.

Осознание обучающимися изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; соблюдение основных лексических и грамматических норм современного русского литературного языка, норм речевого этикета.

Метапредметные (формирование универсальных учебных действий):

Познавательные: умеют определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Создают письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.

Личностные (духовно-нравственное развитие и воспитание):

Понимают, что родной язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность родного русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, осознают необходимость пополнения словарного запаса и усвоения грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; анализ и сравнение; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия: историзмы, архаизмы

Устаревшие слова Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы. Устаревшие слова делятся на две группы: Архаизмы; Историзмы. Архаизмы Архаизмы — это те слова которые вышли из употребления благодаря появлению их современных […]

Устаревшие слова Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы. Устаревшие слова делятся на две группы: Архаизмы; Историзмы. Архаизмы Архаизмы — это те слова которые вышли из употребления благодаря появлению их современных […]


Устаревшие слова

Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы.

Устаревшие слова делятся на две группы:

Архаизмы

Историзмы

Культурные традиции могут возрождаться, а слова переставать быть историзмами. Если мы говорим об исторических фестивалях или о предметах народного творчества, мы снова употребляем слова, признанные историзмами. В случае сомнений в правильном употреблении слов, можно обратиться к словарю или посоветоваться с филологом.

Устаревшие слова: архаизмы

Словарь

А

Абие – тотчас, с тех пор как, когда.

Абы – чтобы, дабы.

Агнец – ягненок, барашек.

Аз, буки, веди – названия первых букв славянского алфавита.

Аки – как, так как, подобно, словно, как бы.

Алтын – старинная серебряная монета достоинством в три копейки.

Ан, аже – если же, между тем, ведь.

Б

Бабка – четыре снопа овса – колосьями вверх, накрытые пятым – колосьями вниз – от дождя.

Бадог – батог, палка, посох, хлыст.

Базланить – реветь, кричать.

Барбер – брадобрей, парикмахер.

Барда – гуща, остатки от перегона хлебного вина, используемые на откорм скоту.

В

Вадить – манить, привлекать, приучать.

Важно – тяжело, тяжко.

Вандыш – снеток, сушеная рыбка вроде ерша

Варюха, Варвара – христианская святая, день которой отмечался 4 декабря по ст. ст.

Вахмистр – старший унтер-офицер в кавалерийском эскадроне.

Г

Гай – дубрава, роща, небольшой лиственный лес.

Галун – золотая или серебряная мишурная тесьма.

Гарнизон – войсковые части, расположенные в городе или крепости.

Гарчик – горшок, кринка.

Гатки, гать – настил из бревен или хвороста на топком месте. Нагатить – настлать гать.

Гашник – пояс, ремень, шнурок для завязки штанов.

Гвардия – отборные привилегированные войска; воинские части, служащие охраной при государях или военачальниках.

Д

Дворница – хозяйка постоялого двора.

Деверь – брат мужа.

Девичья – комната в помещичьих домах, где жили и работали крепостные дворовые девушки.

Девятина – срок в девять дней.

Дежа – опара для теста, квашня; кадка, в которой месят тесто для хлеба.

Е

Евдокеи – христианская св. Евдокия, день которой отмечался 1 марта по ст. ст.

Единочадый – единственный сын у родителей.

Ежеден – ежедневно, каждодневно.

Елей – оливковое масло, которое употребляли в церковной службе.

Ж

Жальник – кладбище, могилы, погост.

Железа – оковы, цепи, кандалы.

Жеманство – отсутствие простоты и естественности; манерность.

Живот – жизнь, имущество; душа; скот.

Животы – живность, достаток, богатство.

З

Забедовать – жаловаться, плакаться.

Забел(к)а-сметана; в широком смысле кушанье, заправленное молоком или сметаной.

Завертка – веревочная привязь оглобли к повозке.

Загнета (загнетка) – зольник русской печи.

Загнетка – площадка печи между утьем и топкой, заулок на шестке русской печи, куда сгребают жар.

Заговенье – последний день перед постом, когда можно употреблять скромную пищу.

И

Иванов день, Иван Купала – день летнего солнцестояния, 24 июня по ст. ст.

Иже – что, кто, который.

Избыть – погубить, извести, сбыть.

Извадиться – приучиться к дурным привычкам.

Извары, звары – специальные сосуды типа ушат для приготовления напитков

К

Кабала – письменное кабальное обязательство.

Казак, казачиха – работник. (работница), батрак, наемный работник.

Казнь – наказание, возмездие.

Калика – паломник, странник, нищий.

Камер-лакей – старший лакей при царском дворе.

Л

Ладер – ток (от: плоский как ладонь).

Ладка – маленькая пышка.

Ладом – хорошо, как следует.

Ладыга – лодыжка, щиколотка.

Лазутчик – разведчик, преимущественно в тылу противника; шпион.

Лал – благородная шпинель, драгоценный камень, по цвету близкий к рубину

Лалы – болтовня, пустословие.

Ланской – летошний, прошлогодний.

Ластки – цветные четырехугольные вставки под мышками рукавах рубахи.

М

Мазуни – сладкая масса из редьки с патокой с добавлением пряностей.

Малариуз (в других списках – балагиус) – черный гранат.

Мамка – нянька, кормилица.

Мана – от манить, обманывать, дурачить.

Мандрагора – в русских травниках адамова голова, сонное зелье.

Маркер – лицо, прислуживающее при бильярде и ведущее счет во время игры.

Марья, Мария Египетская – христианская святая, день памяти которой отмечался церковью 1 апреля по ст. ст.

Н

Наветки – клевета, наговор, намек.

Нагольные шубы – не покрытые тканью, состоящие из одного меха.

Надолба – столбик, тумба, вкопанные в землю.

Назола – тоска, грусть, досада, огорчение.

Накопыльник – продольный брус у саней, в который вставлены верхние концы копыльев (см. копыл)

О

Обабок – гриб, подберезовик.

Обаять (обаить) – оговорить, сглазить.

Обельный – крестьянин, освобожденный от податей и повинностей.

Обер-секретарь – старший секретарь в Синоде или правительствующем сенате. В речи Пугачева – о его секретаре, писаре (и о нем же, – в ироническом употреблении, в повествовании Гринева).

Обжирство – обжорство, чревоугодие.

Обильность – богатство, сокровища.

Обиход – привычный, установленный уклад жизни.

Облоухий – долгоухий, ушастый, длинноухий.

Устаревшие слова: историзмы

П

Паголенки – чулок без ступни, охватывающий только голень ноги.

Пажить – пастбище, место выгона скота.

Паки – вновь, опять.

Паленица – богатырь, наездник; женщина – воительница, богатырша.

Панагия – нагрудное украшение с изображением Богородицы.

Парапет – прикрытие, защищающее от поражения пулями, бруствер.

Пароль – секретное, условленное слово или фраза; применяется для опознавания своих людей на военной службе или в конспиративных организациях.

Паска – пасха, христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа.

Пасма – моток льняных или пеньковых ниток.

Р

Радеть – стараться, заботиться, оказывать содействие. Разболокаться – раздеваться.

Радуница – день поминовения умерших на первой неделе после пасхи.

Раменье – большой дремучий лес, окружающий поле; опушка леса.

Рамон масло – аптечная (римская) ромашка

Раскат – гладкое место, по которому удобно катиться; помост, на котором ставились пушки на крепостных стенах.

Распятие – здесь: крест с изображением распятого Христа.

Расшиперить – растопырить, раскорячить, расколоть оскалить зубы.

Ратай – крестьянин, пахарь.

С

Саадак – расшитый чехол для лука и стрел.

Садовина – все, что растет в саду: ягоды, фрукты.

Сайдак – оружие, состоящее из лука со стрелами.

Сало – мелкие пластинки, кусочки льда на поверхности воды перед ледоставом.

Сан – облачение, соответствующее положению человека.

Сандрик – можжевеловая смола.

Сарафан – длинная нарядная мужская одежда.

Сарынь – толпа, ватага, сброд.

Т

Тавранчуг (тавранчус) – похлебка из разных сортов рыбы.

Таган – железная с ножками подставка под кухонную посуду.

Таже – затем, потом.

Талан – судьба, удача, счастье.

Талина – талая земля, проталина.

У

Убо – ибо, так как, поэтому.

Убогий – бедный, неимущий, нищий.

Уброд – рыхлый глубокий снег.

Убрус – нарядный головной убор, свадебная фата.

Убрус – тонкое полотно, полотенце.

Ф

Фамилия – здесь: род, ряд поколений, имеющий одного предка.

Фата – покров из легкой прозрачпои ткани: большой четырехугольный платок.

Фельдмаршал – точнее, генерал-фельдмаршал – высший чин (1-го класса) в сухопутных войсках.

Ферязи – верхняя одежда без пояса и воротника с длиннымн рукавами, распашная с рядом пуговиц.

Ферязь – мужское долгое платье с длинными рукавами, без воротника; женское платье, праздничный сарафан.

Х

Хвальный – достойный похвал.

Хвилый – слабый, хилый.

Хлопчатая бумага – волна хлопка, вата.

Ц

Целовальник (цаловальник) – продавец вина в питейных домах, кабаках.

Цеп – молотило, длинная палка держала, короткая – било, соединены ремнем.

Циновка – плотная плетеная рогожа из сученых мочал, соломы, тростника и т. п.

Ч

Чало – чаялось, казалось.

Чаятельно – вероятно, по-видимому.

Ш

Шабала, шебала – баклуша, осиновый чурбан, из которого точат деревянную посуду.

Шабур – сермяжина, домотканая оджда из грубого домотканого материала; плохая, грубая одежда.

Шайка – скопище людей, ватага; деревянная посудина с ручкой для зачерпываняя и носки воды.

Шалыга (шелыга) – плетеный мяч; деревянный шар; плеть, кнут, погонялка.

Щ

Щепа – деревянная посуда.

Щи двои – вообще похлебка, всякий суп с приправами, но без мяса, дичи или рыбы.

Щи кислые – овощной напиток вроде кваса, который можно было заправлять крупой или овощами.

Э

Элегия – род стихотворения, в котором выражается грустное или меланхолическое чувство.

Эпитафия – надпись на надгробном памятнике.

Эпитимия – духовное наказание (пост, длительные молитвы и т. д.).

Эскадрон – часть или отряд конного полка.

Эфесиянцы – жители Эфеса.

Ю

Юже – что, которую.

Юр – высокое место.

Я

Яглы – общее название некоторых крупяных продуктов, получаемых из остролистных растений, например – просо (ягль – ячная крупа).

Ядение – еда, пища, процесс еды.

Яже – что, которая.

Язык– народ, племя.

Якши (тат.) – хорошо, ладно.

Фефелова Лариса Анатольевна

Проект позволяет активизировать знания об устаревших словах, выяснить различие историзмов от архаизмов, понять причины появления их в языке.

ВложениеРазмер
proekt_po_russkomu_yazyku_2015g_2.pptx 1.63 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель проекта : -Расширить знания об устаревших словах -Выяснить различие архаизмов от историзмов -Понять причины их появления в языке

План проекта: 1.Вступление. 2.Что такое архаизмы и историзмы. 3.Причина их появления. 4.Виды архаизмов. 5.Использование архаизмов и историзмов в произведениях литературы. 6.Выводы

Проблемный вопрос: Изучая в курсе русского языка, устаревшие слова, мы задумались над такими вопросами: -Что происходит с вытесненными из языка словами? -Нужно ли их изучать и зачем?

Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмами

Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов: 1) Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун и др.; зипун камзол кафтан шушун

2) Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др.; алтын полушка грош

3) Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.; боярин царь герцог

4) Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.; урядник городовой приказчик

5) Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.; пищаль шестопер единорог (пушка)

Устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни называются архаизмами

Отличие архаизмов от современных слов Архаизмы отличаются от современных слов не целиком, а лишь: 1) некоторыми звуками : пиит-поэт, огнь-огонь, вран -ворон. 2) ударением (акцентологические архаизмы) : симв о л, суд а рь, призр а к. 3) морфологические архаизмы : свирепство-свирепость, нервический-нервный

Причины появления историзмов Причина появления в языке историзмов – в изменении быта, обычаев, в развитии техники, науки, культуры. На смену одним вещам и отношениям приходят другие. С исчезновением из языка таких видов одежды, как армяк, камзол, кафтан, из русского языка ушли названия этих видов одежды: их теперь можно встретить лишь в исторических описаниях.

Причина появления архаизмов Причина появления архаизмов в языке – в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие

В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например неполногласными сочетаниями звуков . Подобные архаизмы называются фонетическими. младой – молодой, брег – берег, град – город, Огнь-огонь

Другая группа архаизмов объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками. Такие архаизмы называются словообразовательными. музеум ( совр . музей) содейство ( совр . содействие)

Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица. Это лексические архаизмы. око– глаз, уста – губы, ланиты– щёки, десница– правая рука, шуйца– левая рука.

С архаизмами шутить нельзя! Не следует и пренебрегать ими: дескать, уходят из языка, ну и пусть, забудем их! Не спешите выносить приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, губернатор, полицейский, рождество, лицей, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В первые годы революции они успели архаизоваться , но потом вернулись, обретя новое значение.

Архаизмы, как и историзмы, необходимы художникам слова для создания колорита древности при изображении старины . В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности

В голубой далекой спаленке Твой ребенок опочил. ( А.Блок) (Ополчил-уснул) Легким взмахом белого перста Тайны лет я разрезаю воду. (С.Есенин) (Перст-палец) Опочивальня

Читайте также: