Устаревшие слова живые свидетели истории историзмы сообщение
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Учитель: Соловьева И. А.
Тип урока: комбинированный урок.
- расширить представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа;
- определить причины, по которым слова выходят из активного употребления;
- познакомить с лексическим значением устаревших слов разных тематических групп;
- обогатить речь учащихся;
- формировать речевую культуру учащихся,
- совершенствовать коммуникативные навыки в монологе и диалоге;
- развивать аналитические умения учащихся.
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к историческому прошлому своей страны и малой родины;
- воспитывать бережное отношение к родному языку, к устаревшим словам как части национальной культуры.
Планируемые результаты обучения:
1) личностные результаты: развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений;
2) предметные результаты: дать понятие об устаревших словах (историзмах и архаизмах), расширять пассивный словарный запас, опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи;
3) метапредметные результаты: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица).
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме и проблемное учебное действие
Цель этапа: активизировать познавательную деятельность учащихся.
Учитель: Здравствуйте, отроки и отроковицы!
Вы удивлены моим приветствием?
Знаете ли вы, кто такие отроки и отроковицы?
Где можно встретить эти слова?
А почему я к вам так обратилась именно на этом уроке? (Учащиеся отвечают на вопросы.)
II. Создание проблемной ситуации. Мотивация к деятельности
Цель этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Среди этой кутерьмы,
В сумасшедшем этом ралли
Сколько слов мы растеряли!
Сколько слов забыли мы!
Сочных, точных, огневых,
Бесшабашных и печальных,
Родниковых, изначальных,
Наших, русских, корневых!
Учитель: Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для нашего исследования? О чём оно?
Еще раз внимательно про себя причитайте стихотворение. (Читают.)
Попробуйте объяснить значение каждого эпитета?
Как вы думаете, почему мы забываем множество слов?
А что об этом думает автор стихотворения?
Ребята, обратите внимание на большое количество восклицательных знаков в маленьком стихотворении. Что этим хотел сказать автор?
II . Целеполагание
Учитель: Внимательно прочитайте тему и определите цели нашего урока. (Ответы учащихся: познакомиться с устаревшими словами; выяснить, какие слова называются устаревшими; учиться находить историзмы в тексте и объяснять их значение; применять их в своей речи для создания атмосферы времени.)
III . Первичное усвоение новых знаний
Цель этапа: организовать осмысленное восприятие новой информации.
Учитель: Ребята, открываем учебное пособие на стр. 12 и читаем теоретические сведения (Ученики читают пар. 2.)
Учитель: Правильно ли вспомнили, что же такое устаревшие слова, историзмы и архаизмы? (Да.) Молодцы! Посмотрите на экран. Перед вами тематические группы историзмов (Слайд на экране). Ознакомьтесь с ними. Классификацию запишите в тетрадь.
I V. Первичная проверка понимания материала
Цель этапа: вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
VI . Физкультминутка
Учитель: Вытяните выю (шею), расправьте рамена (плечи), поднимите десницу (правая рука) и шуйцу (левая рука), укажите перстами чело, очи, уста, ланиты (щёки), ударьте дланью о долонь. (2 раза.)
Работа в группах.
Задание на раздаточном материале для 1-ой группы:
2. Какова основная мысль текста?
3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами из текста.
4. С какой целью автор использует устаревшие слова?
5. Выберите и запишите слова-историзмы любой тематической группы, объясните их значения.
Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю веселыми глазами, огоньком приветливо подмигивает. В избе березовая лучина горит, угольки от нее в ушат с водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна лучинка, как девчоночка Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы вставляет. Пока лучинка горит, девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей, согнувшись, за работой сидит, топориком из березы ложки вырубает да вытесывает. Жена Катерина из ложки-болванки скобельком нутро выбирает и тыльную сторону зачищает, а дочка Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят на низеньких чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а готовые ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.
Задание на раздаточном материале для 2-ой группы:
2. Какова основная мысль текста?
3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами из текста.
4. С какой целью автор использует устаревшие слова?
5. Выберите и запишите слова-историзмы любой тематической группы, объясните их значения.
А опричник Скирлибек с дружком Васькой Басманом и стремянным той порой уже за Волгу переплыли и скакали лесными дорогами в край заволжский сосново-березовый. Раным-рано поутру спешились опричники у Семеновой избы и в ставни стукнули. Недолго отклика ждали, вышли из избы все трое — и Семен-Ложкарь, и жена Катерина с дочкой Авдоткой, встали тесным рядком и дивятся на незваных гостей. На Семене сермяга внакидку, березовые стружки в курчавых волосах и бороде понасели, а Катерина в домотканом сарафане да кацавейке овчинной. Не шибко нарядной и Авдотка из избы выскочила — в рубашке льняной, розовой, высоко пояском подпоясана, на голове платок холстинковый узелком завязан, на ногах лапотки. Но загляделись на нее опричники, а пуще всех царский слуга Скирлибек. С большой неохотой оторвал он свой взгляд от девчонки Авдотки и грозно спросил Ложкаря:
— Чей ты раб и холоп, как прозываешься и на какого господина работаешь?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Цели этапа: организовать оценку учениками собственной учебной деятельности; подвести итог проделанной работы на уроке.
Давайте подведём итоги урока.
С какими словами мы сегодня познакомились на уроке?
Почему они называются устаревшими?
На какие группы делятся устаревшие слова? (историзмы и архаизмы)
О каких тематических группах устаревших слов узнали?
Осталось ли что-то непонятным?
С какой целью мы изучали устаревшие слова?
Как вы думаете, достигли ли мы цели, поставленные в начале урока?
VIII. Домашнее задание.
Цель этапа: организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Спасибо за плодотворную работу на уроке! До свидания, отроки и отроковицы!
Александрова О.М. Русский родной язык. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М.: Просвещение, 1996.
Тема: Устаревшие слова – живые свидетели истории.
Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.
Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (освоение содержания учебного предмета):
осознают роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;
осознают язык как взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;
имеют представление о русском родном языке как хранителе культуры;
осознают историческую преемственность поколений, свою ответственность за сохранение культуры народа;
обогащают активный и потенциальный словарный запас, развивают культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формируют аналитические умения в отношении языковых единиц.
Осознание обучающимися изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; соблюдение основных лексических и грамматических норм современного русского литературного языка, норм речевого этикета.
Метапредметные (формирование универсальных учебных действий):
Познавательные: умеют определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме
Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Создают письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.
Личностные (духовно-нравственное развитие и воспитание):
Понимают, что родной язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность родного русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, осознают необходимость пополнения словарного запаса и усвоения грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; анализ и сравнение; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия: историзмы, архаизмы
Устаревшие слова Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы. Устаревшие слова делятся на две группы: Архаизмы; Историзмы. Архаизмы Архаизмы — это те слова которые вышли из употребления благодаря появлению их современных […]
Устаревшие слова Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы. Устаревшие слова делятся на две группы: Архаизмы; Историзмы. Архаизмы Архаизмы — это те слова которые вышли из употребления благодаря появлению их современных […]
Устаревшие слова
Устаревшие слова — это те слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы или понятия, которые они означали вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы.
Устаревшие слова делятся на две группы:
Архаизмы
Историзмы
Культурные традиции могут возрождаться, а слова переставать быть историзмами. Если мы говорим об исторических фестивалях или о предметах народного творчества, мы снова употребляем слова, признанные историзмами. В случае сомнений в правильном употреблении слов, можно обратиться к словарю или посоветоваться с филологом.
Словарь
А
Абие – тотчас, с тех пор как, когда.
Абы – чтобы, дабы.
Агнец – ягненок, барашек.
Аз, буки, веди – названия первых букв славянского алфавита.
Аки – как, так как, подобно, словно, как бы.
Алтын – старинная серебряная монета достоинством в три копейки.
Ан, аже – если же, между тем, ведь.
Б
Бабка – четыре снопа овса – колосьями вверх, накрытые пятым – колосьями вниз – от дождя.
Бадог – батог, палка, посох, хлыст.
Базланить – реветь, кричать.
Барбер – брадобрей, парикмахер.
Барда – гуща, остатки от перегона хлебного вина, используемые на откорм скоту.
В
Вадить – манить, привлекать, приучать.
Важно – тяжело, тяжко.
Вандыш – снеток, сушеная рыбка вроде ерша
Варюха, Варвара – христианская святая, день которой отмечался 4 декабря по ст. ст.
Вахмистр – старший унтер-офицер в кавалерийском эскадроне.
Г
Гай – дубрава, роща, небольшой лиственный лес.
Галун – золотая или серебряная мишурная тесьма.
Гарнизон – войсковые части, расположенные в городе или крепости.
Гарчик – горшок, кринка.
Гатки, гать – настил из бревен или хвороста на топком месте. Нагатить – настлать гать.
Гашник – пояс, ремень, шнурок для завязки штанов.
Гвардия – отборные привилегированные войска; воинские части, служащие охраной при государях или военачальниках.
Д
Дворница – хозяйка постоялого двора.
Деверь – брат мужа.
Девичья – комната в помещичьих домах, где жили и работали крепостные дворовые девушки.
Девятина – срок в девять дней.
Дежа – опара для теста, квашня; кадка, в которой месят тесто для хлеба.
Е
Евдокеи – христианская св. Евдокия, день которой отмечался 1 марта по ст. ст.
Единочадый – единственный сын у родителей.
Ежеден – ежедневно, каждодневно.
Елей – оливковое масло, которое употребляли в церковной службе.
Ж
Жальник – кладбище, могилы, погост.
Железа – оковы, цепи, кандалы.
Жеманство – отсутствие простоты и естественности; манерность.
Живот – жизнь, имущество; душа; скот.
Животы – живность, достаток, богатство.
З
Забедовать – жаловаться, плакаться.
Забел(к)а-сметана; в широком смысле кушанье, заправленное молоком или сметаной.
Завертка – веревочная привязь оглобли к повозке.
Загнета (загнетка) – зольник русской печи.
Загнетка – площадка печи между утьем и топкой, заулок на шестке русской печи, куда сгребают жар.
Заговенье – последний день перед постом, когда можно употреблять скромную пищу.
И
Иванов день, Иван Купала – день летнего солнцестояния, 24 июня по ст. ст.
Иже – что, кто, который.
Избыть – погубить, извести, сбыть.
Извадиться – приучиться к дурным привычкам.
Извары, звары – специальные сосуды типа ушат для приготовления напитков
К
Кабала – письменное кабальное обязательство.
Казак, казачиха – работник. (работница), батрак, наемный работник.
Казнь – наказание, возмездие.
Калика – паломник, странник, нищий.
Камер-лакей – старший лакей при царском дворе.
Л
Ладер – ток (от: плоский как ладонь).
Ладка – маленькая пышка.
Ладом – хорошо, как следует.
Ладыга – лодыжка, щиколотка.
Лазутчик – разведчик, преимущественно в тылу противника; шпион.
Лал – благородная шпинель, драгоценный камень, по цвету близкий к рубину
Лалы – болтовня, пустословие.
Ланской – летошний, прошлогодний.
Ластки – цветные четырехугольные вставки под мышками рукавах рубахи.
М
Мазуни – сладкая масса из редьки с патокой с добавлением пряностей.
Малариуз (в других списках – балагиус) – черный гранат.
Мамка – нянька, кормилица.
Мана – от манить, обманывать, дурачить.
Мандрагора – в русских травниках адамова голова, сонное зелье.
Маркер – лицо, прислуживающее при бильярде и ведущее счет во время игры.
Марья, Мария Египетская – христианская святая, день памяти которой отмечался церковью 1 апреля по ст. ст.
Н
Наветки – клевета, наговор, намек.
Нагольные шубы – не покрытые тканью, состоящие из одного меха.
Надолба – столбик, тумба, вкопанные в землю.
Назола – тоска, грусть, досада, огорчение.
Накопыльник – продольный брус у саней, в который вставлены верхние концы копыльев (см. копыл)
О
Обабок – гриб, подберезовик.
Обаять (обаить) – оговорить, сглазить.
Обельный – крестьянин, освобожденный от податей и повинностей.
Обер-секретарь – старший секретарь в Синоде или правительствующем сенате. В речи Пугачева – о его секретаре, писаре (и о нем же, – в ироническом употреблении, в повествовании Гринева).
Обжирство – обжорство, чревоугодие.
Обильность – богатство, сокровища.
Обиход – привычный, установленный уклад жизни.
Облоухий – долгоухий, ушастый, длинноухий.
П
Паголенки – чулок без ступни, охватывающий только голень ноги.
Пажить – пастбище, место выгона скота.
Паки – вновь, опять.
Паленица – богатырь, наездник; женщина – воительница, богатырша.
Панагия – нагрудное украшение с изображением Богородицы.
Парапет – прикрытие, защищающее от поражения пулями, бруствер.
Пароль – секретное, условленное слово или фраза; применяется для опознавания своих людей на военной службе или в конспиративных организациях.
Паска – пасха, христианский весенний праздник в честь воскресения Иисуса Христа.
Пасма – моток льняных или пеньковых ниток.
Р
Радеть – стараться, заботиться, оказывать содействие. Разболокаться – раздеваться.
Радуница – день поминовения умерших на первой неделе после пасхи.
Раменье – большой дремучий лес, окружающий поле; опушка леса.
Рамон масло – аптечная (римская) ромашка
Раскат – гладкое место, по которому удобно катиться; помост, на котором ставились пушки на крепостных стенах.
Распятие – здесь: крест с изображением распятого Христа.
Расшиперить – растопырить, раскорячить, расколоть оскалить зубы.
Ратай – крестьянин, пахарь.
С
Саадак – расшитый чехол для лука и стрел.
Садовина – все, что растет в саду: ягоды, фрукты.
Сайдак – оружие, состоящее из лука со стрелами.
Сало – мелкие пластинки, кусочки льда на поверхности воды перед ледоставом.
Сан – облачение, соответствующее положению человека.
Сандрик – можжевеловая смола.
Сарафан – длинная нарядная мужская одежда.
Сарынь – толпа, ватага, сброд.
Т
Тавранчуг (тавранчус) – похлебка из разных сортов рыбы.
Таган – железная с ножками подставка под кухонную посуду.
Таже – затем, потом.
Талан – судьба, удача, счастье.
Талина – талая земля, проталина.
У
Убо – ибо, так как, поэтому.
Убогий – бедный, неимущий, нищий.
Уброд – рыхлый глубокий снег.
Убрус – нарядный головной убор, свадебная фата.
Убрус – тонкое полотно, полотенце.
Ф
Фамилия – здесь: род, ряд поколений, имеющий одного предка.
Фата – покров из легкой прозрачпои ткани: большой четырехугольный платок.
Фельдмаршал – точнее, генерал-фельдмаршал – высший чин (1-го класса) в сухопутных войсках.
Ферязи – верхняя одежда без пояса и воротника с длиннымн рукавами, распашная с рядом пуговиц.
Ферязь – мужское долгое платье с длинными рукавами, без воротника; женское платье, праздничный сарафан.
Х
Хвальный – достойный похвал.
Хвилый – слабый, хилый.
Хлопчатая бумага – волна хлопка, вата.
Ц
Целовальник (цаловальник) – продавец вина в питейных домах, кабаках.
Цеп – молотило, длинная палка держала, короткая – било, соединены ремнем.
Циновка – плотная плетеная рогожа из сученых мочал, соломы, тростника и т. п.
Ч
Чало – чаялось, казалось.
Чаятельно – вероятно, по-видимому.
Ш
Шабала, шебала – баклуша, осиновый чурбан, из которого точат деревянную посуду.
Шабур – сермяжина, домотканая оджда из грубого домотканого материала; плохая, грубая одежда.
Шайка – скопище людей, ватага; деревянная посудина с ручкой для зачерпываняя и носки воды.
Шалыга (шелыга) – плетеный мяч; деревянный шар; плеть, кнут, погонялка.
Щ
Щепа – деревянная посуда.
Щи двои – вообще похлебка, всякий суп с приправами, но без мяса, дичи или рыбы.
Щи кислые – овощной напиток вроде кваса, который можно было заправлять крупой или овощами.
Э
Элегия – род стихотворения, в котором выражается грустное или меланхолическое чувство.
Эпитафия – надпись на надгробном памятнике.
Эпитимия – духовное наказание (пост, длительные молитвы и т. д.).
Эскадрон – часть или отряд конного полка.
Эфесиянцы – жители Эфеса.
Ю
Юже – что, которую.
Юр – высокое место.
Я
Яглы – общее название некоторых крупяных продуктов, получаемых из остролистных растений, например – просо (ягль – ячная крупа).
Ядение – еда, пища, процесс еды.
Яже – что, которая.
Язык– народ, племя.
Якши (тат.) – хорошо, ладно.
Проект позволяет активизировать знания об устаревших словах, выяснить различие историзмов от архаизмов, понять причины появления их в языке.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_russkomu_yazyku_2015g_2.pptx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта : -Расширить знания об устаревших словах -Выяснить различие архаизмов от историзмов -Понять причины их появления в языке
План проекта: 1.Вступление. 2.Что такое архаизмы и историзмы. 3.Причина их появления. 4.Виды архаизмов. 5.Использование архаизмов и историзмов в произведениях литературы. 6.Выводы
Проблемный вопрос: Изучая в курсе русского языка, устаревшие слова, мы задумались над такими вопросами: -Что происходит с вытесненными из языка словами? -Нужно ли их изучать и зачем?
Слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений называются историзмами
Историзмы представляют собой достаточно разнообразные тематические группы слов: 1) Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун и др.; зипун камзол кафтан шушун
2) Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др.; алтын полушка грош
3) Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.; боярин царь герцог
4) Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.; урядник городовой приказчик
5) Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.; пищаль шестопер единорог (пушка)
Устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни называются архаизмами
Отличие архаизмов от современных слов Архаизмы отличаются от современных слов не целиком, а лишь: 1) некоторыми звуками : пиит-поэт, огнь-огонь, вран -ворон. 2) ударением (акцентологические архаизмы) : симв о л, суд а рь, призр а к. 3) морфологические архаизмы : свирепство-свирепость, нервический-нервный
Причины появления историзмов Причина появления в языке историзмов – в изменении быта, обычаев, в развитии техники, науки, культуры. На смену одним вещам и отношениям приходят другие. С исчезновением из языка таких видов одежды, как армяк, камзол, кафтан, из русского языка ушли названия этих видов одежды: их теперь можно встретить лишь в исторических описаниях.
Причина появления архаизмов Причина появления архаизмов в языке – в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие
В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Одни из них отличаются от современных своих синонимов какими-нибудь особенностями в звучании, например неполногласными сочетаниями звуков . Подобные архаизмы называются фонетическими. младой – молодой, брег – берег, град – город, Огнь-огонь
Другая группа архаизмов объединяет слова с устаревшими суффиксами, приставками. Такие архаизмы называются словообразовательными. музеум ( совр . музей) содейство ( совр . содействие)
Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в какой-то своей части, а полностью, как лексическая единица. Это лексические архаизмы. око– глаз, уста – губы, ланиты– щёки, десница– правая рука, шуйца– левая рука.
С архаизмами шутить нельзя! Не следует и пренебрегать ими: дескать, уходят из языка, ну и пусть, забудем их! Не спешите выносить приговор устаревшим словам. Бывают случаи, когда они возвращаются в язык, вновь вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами солдат, офицер, прапорщик, министр, губернатор, полицейский, рождество, лицей, советник, получившими в современном русском языке новую жизнь. В первые годы революции они успели архаизоваться , но потом вернулись, обретя новое значение.
Архаизмы, как и историзмы, необходимы художникам слова для создания колорита древности при изображении старины . В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности
В голубой далекой спаленке Твой ребенок опочил. ( А.Блок) (Ополчил-уснул) Легким взмахом белого перста Тайны лет я разрезаю воду. (С.Есенин) (Перст-палец) Опочивальня
Читайте также: