Уральская роспись сообщение кратко
Обновлено: 30.06.2024
В течение года воспитанница нашего объединения Маковчик Даша изучала историю возникновения Уральской росписи. В своей работе она подробно изложила исторические предпосылки возникновения промысла, его семантику и раскрыла некоторые секреты мастеров,которые могут пригодится при создании росписи.
Вложение | Размер |
---|---|
uralskaya_rospis..docx | 262.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества
Япарова Екатерина Олеговна,
Педагог доп. образования
II кв. категории
ГЛАВА 1 УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ……………….………………………………………5
1.1 Что такое уральская роспись…………………………………………………………..5
1.2 История возникновения уральской росписи…………………………………………6
1.3 Семантика уральской росписи………………………………………………………..7
1.4 Роспись предметов быта……………………………………………………………. 9
ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА…………………………………………10
2.1 Технология выполнения уральской росписи……………………………………….10
2.2 Этапы выполнения уральской росписи……………………………………………..11
Изучая историю русской матрешки, о которой говорилось в предыдущей моей работе, я познакомилась с такой красивой и родной уральской росписью.
Раньше я даже не знала о том, что у нас на Урале существует своя интересная, не похожая на другие, роспись. Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. У нее необычная история возникновения. Меня так заинтересовали эти узоры, так захотелось узнать о них как можно больше, что я начала искать старые фотографии с изображением крестьянских изб, расписанных в этой технике, читала книги, просматривала сайты в интернете, в которых можно было что – то узнать об этой росписи.
Актуальность этой темы мы видим в возрождении интереса к своей родной региональной культуре, произведениям народных художников, а именно, к уральской росписи.
Цель исследования : выявление основных особенностей уральской росписи, техники ее выполнения.
- Познакомиться с историей возникновения уральской росписи;
- Провести анализ уральской росписи, выделить основные элементы и их значение;
- Освоить технологию создания уральской росписи;
- Выполнить роспись бытовых предметов и воссоздать интерьер крестьянской избы с использованием элементов уральской росписи.
- Изучение литературы по теме работы
- Обобщение, анализ полученной информации
- Практический
Свое исследование я проводила, опираясь на материалы М. С. Соколовой и В. А. Барадулина о художественной росписи по дереву на Урале.
Гипотеза работы : если мы выявим отличительные особенности уральской росписи, освоим приемы работы в этой технике, то, возможно, к росписи предметов с использованием элементов этой росписи сложится профессиональный подход и повысится эстетическое удовлетворение от результатов своих трудов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных на занятиях краеведения, изобразительной деятельности.
Моя работа состоит из двух глав и приложения.
ГЛАВА 1 УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
Определение этого словосочетания я искала в различных словарях. Интересно, что ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова и Ушакова и в Большой Советской Энциклопедии нет ни одного определения этого понятия.
Упоминание об уральской росписи встречается в статьях о декоративно- прикладном искусстве и росписи по дереву.
А так как, уральская роспись относится к разряду народных художественных промыслов, то для начала, я решила дать определение именно этому понятию.
Народные художественные промыслы – одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно – прикладного искусства)(2)
Домовая роспись вид русского народного искусства. Получил распространение на Урале в XIX - первой пол. XX в. Существовали два центра Домовой росписи.: Вятский (бывш. Костинская вол. Вятского у. и губ.) и Кармацкий (бывш. Гилево-Кармацкая и Успенская вол. Тюменского у. Тобольской губ.). Вятские мастера И.Малых, Я.Залешиков, И.Павлов и др., работая в Прикамье, создали стиль западно- уральской. Домовой росписи со свойственными ему оранжево-желтыми фонами, трехъярусными деревьями и букетами с птицами, крупными цветами. Росписью покрывали печи, мебель, двери. Более 500 мастеров Кармацкого ц., в т.ч. династии Беловых, Кармацких, Корчагиных, Мальцевых, Пятых, Рябковых, Уткиных, Хохолиных и др. работали в "роскошном" стиле урало-сибирской Домовой росписи. Ярким узором покрывали дом снаружи и внутри, а также утварь и орудия труда.
В 1960-80-е на основе традиций урало- сибирской Домовой росписи в Туринске Свердл. обл. возникло производство сувениров и художественных изделий из дерева. Произведения Домовой росписи хранятся в музеях -заповедниках "Хохловка" (Перм. обл.), Нижняя Синячиха (Свердл. обл.), ПГХГ, ПОКМ, Березовском, Соликамском краеведческих муз.
Уральская роспись зародилась в начале 19 века в крестьянском быту. Жители деревень расписывали в доме стены, двери,рамы,потолок, прялки и домашнюю утварь. Уральская домовая роспись отличается своей монументальностью: расписывались обширные площади6 горницы,избы,дома.
Элементы Уральской росписи известны всем :дерево,куст,ветка,букет,от которых расходятся в разные стороны яркие пышные цветы. Среди всего этого порхают и поют райские птицы.
Роспись в домах создавала уют и тепло. Считается,что Уральская роспись оберегает дом от злых духов. Дети с раннего детства имели представление об окружающем мире:птицах, животных, цветах.
Схема составления описательного рассказа о городецкой росписи 1. Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать.
Знакомство детей с историей родного края. Мезенская роспись Зародилась Мезенская роспись в селе Палощелье, на реке Мезени. Стоит село на высоком берегу и такой обрывистый берег в тех местах называют.
В первой половине 17 века за Уралом появились русские поселения, среди поселенцев были и разночинцы. Творчество, искусство были особенно близки этим людям, которые в тот час считались интеллигенцией. Следствием этому стало явление под названием урало-сибирская роспись. О том, что это за направление, чем выделяется оно среди прочих народных ремесел, какие цвета, мотивы и узоры присущи уральской росписи, мы расскажем в этой статье.
История появления и развития урало-сибирской росписи
Из поселенцев особо выделялись маляры и красильщики, которые как профессионалы всегда ценились и были востребованы. Считается, что красильный промысел развивался и благодаря грамотности населения. А священнослужители, также переселенцы, открывали храмы в регионе, и школы при них. Так создавался благоприятная почва для явления под названием урало-сибирская роспись по дереву.
Расписывали дома и снаружи, и внутри. Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.
Особо прославился промысел росписью домов. Преимущественно занимались этим мужчины, но и женщины могли помогать в непростом творческом деле. Порой над уральской росписью домов трудились целые династии. Красильщики (так называли мастеров) были желанными гостями в каждом поселении, встречали их радостно и тепло. Расписывали дома и снаружи, и внутри. Только около 100 лет назад от росписи внутри дома крестьяне стали отказываться.
Сочетания цветов
В традиционном колорите промысла нет того доминирования цвета, который отличает другие народные направления ремесел в России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное.
Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:
- один цвет для всей зелени;
- один цвет для группы цветов;
- один цвет для ягод;
- цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
- разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
- для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
- черный цвет используется для приписок.
На деревянных разделочных досках (до того безликих) горделиво вышагивают изящные пташки, собираются в аппетитные композиции сочные ягоды, открываются миру пышные майские бутоны. Каждый элемент доски, подноса, деревянной посуды появляется, чтобы радовать, петь гимн жизни и прославлять талантливую руку простого русского человека.
Уральско-сибирская роспись тем полюбилась людям, что простота ее изящна, изображения и мотивы понятны каждому, от работ веет нежностью и трепетом по отношению к делу.
Мотивы, узоры в росписи
Этот промысел отличает удивительная гармоничность и цельность. Самая популярная композиция – букет. Это вертикально ориентированное изображение на изделии, уравновешенное по цветовой массе от композиционного центра. Зритель видит квадратное поле с росписью, которое сверху и снизу ограничено полосками.
Интересно, что в каждом селе была своя специализация – в одном мастера расписывали коромысла, в другом – деревянные чаши, в третьем – прялки. Особенно востребованной стала роспись берестяных бураков. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Бураки делились на два типа – шпаклевка или полушпаклевка. Полушпаклевку перед окраской фона шпаклевали медом и столярным клеем. А шпаклевку перед нанесением фона грунтовали и выглаживали.
Изобразительные мотивы уральской росписи преимущественно цветочные, но изображения птиц и зверей в этом промысле тоже не редкость.
Но во второй половине 19 века мастера начинают активно рисовать человека. Это были сюжетные композиции, которые связаны с мечтами о лучшей жизни, о простых радостях. Находилось место и для выражения собственных переживаний через роспись.
Отдельного описания заслуживает домовая уральская роспись. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и вынужден был подчиняться запросам местного населения. Потому в формирования стиля домовой росписи присутствует большая подвижность, гибкость.
Внимание! Символико-поэтическая система росписи связана с языческими представлениями о мироздании. Круг – центровая фигура, знак солнца и жизни. Мотивы потолка в доме с росписью связаны были с небесным светилом. Круги-венки помещались на потолке в доме, становились его оберегом.
В большинстве флористических композиций урало-сибирской росписи встречается двойной мазок. Если вы научитесь этому несложному техническому приему, работы в стиле урало-сибирской росписи будут походить на каноничные труды. Для выполнения мазка вам понадобятся плоские и круглые кисти. Краски, которые вы используете, должны быть жидкие. Для первого опыта берите яркие сочетания красок: так проще понять нюансы техники.
Наглядно увидеть, как выполняется двойной мазок, можно в данном видео.
Не всегда получается это сразу, пробуйте и еще раз пробуйте. Такие технические моменты встречаются во многих промыслах, потому развиваться в этом направления без отточенного умения делать двойной мазок не получится.
Этапы урало-сибирской росписи
На примере несложного мастер-класса попробуем на практике понять, что же такое урало-сибирская роспись – поэтапно нарисуем простую цветочную композицию.
Для работы нам нужны:
- плоская кисть № 12, № 7;
- круглая кисть № 3;
- краски – гуашь;
- акварельная бумага;
- вода.
Урок урало-сибирской росписи – цветы пошагово:
- Предварительно на листе намечаем, где у нас будут располагаться цветы. Набираем на плоскую кисть охру, а на один из краев – оранжевую краску. Рисуем закругленный лепесток.
- Лист бумаги придется поворачивать, чтобы соблюсти размеры и симметрию. У нас получится светлый цветок с оранжевыми краями. Переходы цвета, благодаря технологии двойного мазка будут максимально естественны. Таким образом рисуется внешний круг цветка.
- Переходим к внутреннему кругу. Круглой кистью между двумя лепестками точно такими же красками рисуем внутренний круг, он поменьше. Элементы внутреннего круга перекроют недостатки и неровности первого круга. Прямо на глаза цветок будет становиться объемным. По мере необходимости добавляйте краску на кисть.
- Настало время сделать сердцевинку цветка. На круглую кисть набираем все те же 2 краски, прорисовываем округлый элемент.
- Переходим к следующему цветку. Его рисуют плоской кистью № 7. Краски используются тех же цветов. Рисуете так же, как и первый цветок, только размер этого цветка будет чуть больше.
- Берем новые цвета на кисть – красный и коричневый. Все тем же двойным мазком справа от первого цветка рисуем круг (одним безотрывным движением). Делаем второй круг, симметрично. Вот и все, с основой вы разобрались, технику двойного мазка освоили.
Выполняйте это упражнение как тренажер – сделайте несколько урало-сибирских цветков, попробуйте другие сочетания красок. После этого рисунки можно оживлять другими элементами, листочками, припиской, разживкой. Разживку очень удобно делать пальцами – так поступают и многие мастера. Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок, но это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.
Все работы сначала выполняйте на бумаге, и только потом переносите их на поверхность: доски, шкатулки, гребешка. Впоследствии милые цветы в технике урало-сибирской росписи могут украшать матрешки и другие традиционные детские игрушки. Не забывайте, что зафиксировать рисунок должен лаковый слой.
Искусство росписи не стоит на месте. Даже когда в мире люди все больше работают над диджитал-картинками, старинный промысел не уходит под слои музейной пыли. Мастера из творческих династий, художники, которые считают своим долго сохранять самобытное творчество, дают народной росписи возможность остаться, продолжиться, найти отклик у современного зрителя.
И если те, кто только восхищенно наблюдает за МК по росписи деревянных изделий, тоже возьмет краски и кисти в руки, старинный промысел не просто сохранится, но и обязательно даст подпитку новым арт-проектам.
Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска.
Рассматривать данный народный промысел необходимо с константных для любой традиции позиций: локализация, мотивы, колорит, набор изделий и их материал. Если один из перечисленных параметров не сохраняется, речь, скорее, должна идти о стилизации под традиционный промысел.
Традиционный колорит промысла использует небольшое количество цветов основных элементов: один цвет для всей зелени, один – для всех или группы цветов, и один для ягод. Как правило, цвета в росписи контрастируют к цвету фона, например, холодные сине-зеленые и сиреневые букеты расцветают у мастеров на бардовом или коричневом фоне. Разживка (она же разбел по другим источникам) чаще всего бывает белой и применяется в тех случаях, когда для росписи берётся темный или цветной фон (красный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый). Если фон, на котором выполняется роспись светлый (белый, светло-голубой, желтый, золотистый, древесный), разживку делают темными цветами, либо переворачивают двояко-окрашенную кисть белым цветом внутрь. В росписи обязательно присутствуют чёрный цвет для декорирующих роспись приписок.
Роспись традиционно выполнялась на окрашенной древесине масляной краской. Деревянную основу специально подготавливали ошкуриванием сначала среднезернистой, а затем мелкозернистой шкуркой. Подготовленную таким образом основу далее грунтовали. Если заготовка была качественной, и не требовалось заделывать сколы, ее грунтовали прозрачными лаками, клеем или сваренным крахмалом, забивая поры древесины. Просушенное изделие окрашивают масляной или нитрокраской в цвет фона росписи.
Как и многие народные промыслы, к концу XIX — началу XXI вв., уральские расписные промыслы переживают упадок. Однако художники не оставляют попыток возродить расписные промыслы. Они ищут возможности применения росписи в оформлении новых видов изделий. Часто промысел изучается в дополнительных образовательных программах, предлагая на практических занятиях выполнять сувенирную продукцию.
Список использованных источников:
Рубрики: Идеи для вас
Читайте также: