Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи 7 класс сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Заимствования иностранных слов — один из
способов развития современного языка и
источник пополнения словаря. Заимствования
становятся результатом взаимоотношений
народов, государств. Заимствования
иностранных слов — один из способов развития
современного языка и источник пополнения
словаря. Заимствования становятся результатом
взаимоотношений народов, государств.
Примеры заимствований:
войлок, лапша, армяк, тулуп, ярлык, барсук,
арбуз, карман, шалаш, аркан, сундук, колчан,
каблук, туман, тайга, чулан, изюм, шашлык,
деньги, баклажан.

Основные причины заимствований :
• Пополнение выразительных средств языка
• Необходимость выразить при помощи новых слов
многозначные русские понятия
• Отсутствие соответствующего понятия в когнитивной
лексике языка-реципиента
• Стремление к краткости
• Возникновение новых терминов на основе новых
технологий
• Отсутствие специальных названий для некоторых
вещей, предметов, поступающих из-за границы

Наиболее открытые для заимствований сферы
жизни:
• Политика
• Экономика
• Мода
• Шоу-бизнес
• Спорт
• Коммуникации

Носители языка, выбирая иностранные слова,
должны учитывать их лексическое значение,
стилистическую окраску, употребительность,
сочетаемость с другими лексемами. Игнорирование
этих критериев употребления заимствованных слов
приводит к тавтологическим ошибкам: Носители
языка, выбирая иностранные слова, должны
учитывать их лексическое значение, стилистическую
окраску, употребительность, сочетаемость с другими
лексемами. Игнорирование этих критериев
употребления заимствованных слов приводит к
тавтологическим ошибкам: экзаменационная сессия;
достигать рубеж; странный парадокс; первый дебют;
свободная вакансия и т.д.

Неоправданным заимствованием является слово,
которое вводится из иностранного языка в качестве
синонима для определения того или иного понятия,
которое уже существует в русском языке.
Неоправданным заимствованием является слово,
которое вводится из иностранного языка в качестве
синонима для определения того или иного понятия,
которое уже существует в русском языке.
Например: контракт (договор); консенсус (согласие);
голкипер (вратарь) презентация (представление);
инсталляция (выставка); плюрализм (многообразие);
инцидент (происшествие); комфорт (уют) и пр.

Заключение
Нужны ли заимствования в русском языке?
Да ,потому что разумные
заимствования обогощают
речь, придают ей точность
Заимствования без меры
засоряют речь

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока №4 по родному языку в 7 классе

Тема: Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. (§5)

Цели: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учить находить в тексте иноязычные слова, пользоваться словарем.

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

§4, упр.54 (прочитать, озаглавить и записать текст)

- Какова тема, основная мысль текста?

- Что, по мнению А.С.Пушкина, является чертой, отличающей цивилизованность от дикости? (уважение к прошлому)

- Согласны ли вы с русским поэтом?

- Как озаглавили текст?

3. Актуализация знаний

- О чём говорили на прошлом уроке?

4. Работа над темой урока

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы в задании 1, 4.

- Выпишите заимствования, в которых сохраняется латинская графика.

В последние десятилетия основную часть заимствования составляют слова, пришедшие из английского языка, точнее из американского. Такие слова называются англицизмами или американизмами.

Новые предметы, явления Более престижное обозначение

Более краткое, однословное название Языковая мода

Более точное обозначение

- Определите новые иноязычные слова по их значениям, используя материалы для справок (устно).

- Распределите устно слова на две группы: лингвистические и нелингвистические заимствования (письменно).

Мы часто говорим о том, что необходимо беречь и сохранять наш родной язык. Это связано с тем, что 43% языков на нашей планете находятся на грани исчезновения. В тоже время заимствование и устаревание слов – это необратимый процесс. Но вот, что наблюдается в языке в настоящее время.

Упр.60, 61 (задание 4)

5. Закрепление

Упр.65 (задания 1,2)

6. Итог урока

7. Домашнее задание

§5, упр.57 (задание 1; 3 – записать синонимичные пары, используя слова для справок), 64 (первый абзац).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 603 320 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 5. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.11.2021 2232
  • DOCX 17.2 кбайт
  • 230 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рахимова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. То есть, это такие иноязычные слова, которые полностью вошли в лексическую систему русского языка. Они приобрели лексическое значение, фонетическое оформление, грамматические признаки. Например: школа (лат.), гимназия (греч.), колледж (англ.), шахта (нем.), олимпиада (греч.), энциклопедия (франц.), клоун (англ.), костюм (итал.), верстак и ранец (нем.), митинг и матч (англ.), гитара и серенада (испан.) и т.д.

Использование иностранных слов свойственно всем современным языкам. Это вызвано потребностями назвать новый предмет, изобретённый другим народом, обозначить новое понятие, появившееся в обществе. Причиной заимствования являются тесные экономические, политические, культурные и иные связи между народами.

За последние несколько лет наш лексикон увеличился за счёт научно-технического прогресса, всеобщей компьютеризации, изменений в сфере политики, экономики и культуры. Например, монитор, принтер, сканер, хакер, драйвер, курсор, файл, ноутбук, диджей, гламур, кастинг, саммит, эмбарго. Многие из них заменяют в нашем языке целые словосочетания: снайпер – меткий стрелок, спринт – бег на короткие дистанции, мотель – гостиница для автотуристов, жалюзи – шторы из пластинок, навешиваемые на окна, и т.д.

Заимствованные слова в современном русском языке составляют примерно 15 % всего словарного запаса. Русские слова тоже переходят в другие языки. Среди самых известных: водка, борщ, перестройка, икона, царь, пошлость.

Заимствованные слова можно определить по следующим признакам:

двойные согласные в корне слова (касса, ванна, пресса, коллекция),

начальные буквы а, э (абажур, эра, алоэ),

конечные буквы инг, мен (смокинг, бизнесмен),

слияние гласных звуков (оазис, мозаика, дуэль, театр),

безударный звук [о] в конце слова (радио, какао),

твёрдый согласный звук перед [э] (партер, портмоне, пюре),

буква э в корне слова (поэт, мэр, энергия),

сочетание букв йо и ьо (майонез, бульон),

сочетание бю, мю, кю, вю, пю (меню, мюсли, кювет, бюро),

неизменяемость имён существительных и прилагательных (пальто, такси, кенгуру, хаки, суши).

Таким образом, оправданным является заимствование, которое означает в языке то понятие, которого ранее в этом языке не существовало (шоколад, телефон, галоши). Неоправданным заимствованием является слово, которое вводится в язык из иностранного языка в качестве синонима для определения того или иного понятия, притом, что русские слова, определяющие это понятие, уже имеются в наличии. Например: голкипер (вратарь), стагнация (застой), презентация (представление), плюрализм (многообразие), инцидент (происшествие, случай), оптимальный (наилучший), контракт (договор), паркинг (стоянка), модернизация (обновление), инновация (новшество), комфорт (уют), конфиденциальный (тайный) и т.п.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

Заимствования иностранных слов — один из способов развития современного языка.

Заимствования иностранных слов — один из способов развития современного языка и источник пополнения словаря. Заимствования становятся результатом взаимоотношений народов, государств.
Заимствования иностранных слов — один из способов развития современного языка и источник пополнения словаря. Заимствования становятся результатом взаимоотношений народов, государств.





Заметный след оставили грецизмы:

Заметный след оставили грецизмы:

В XVII веке начинается проникновение в русский язык латинских слов: В XVII.

В XVII веке начинается проникновение в русский язык латинских слов:
В XVII веке начинается проникновение в русский язык латинских слов:
библия, доктор, медицина, лилия, роза и другие



Активные политические и общественные связи с Францией в XVIII—XIX веках содей.

Активные политические и общественные связи с Францией в XVIII—XIX веках содействуют проникновению в русский язык большого количества заимствований из французского языка.
Активные политические и общественные связи с Францией в XVIII—XIX веках содействуют проникновению в русский язык большого количества заимствований из французского языка.

Итальянские и испанские заимствования связаны главным образом с областью иску.

Итальянские и испанские заимствования связаны главным образом с областью искусства: ария, браво, виолончель, новелла, пианино, речитатив, или гитара, а также с бытовыми понятиями: валюта, вилла; вермишель
Итальянские и испанские заимствования связаны главным образом с областью искусства: ария, браво, виолончель, новелла, пианино, речитатив, или гитара, а также с бытовыми понятиями: валюта, вилла; вермишель




















  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 603 320 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 5. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.12.2020 10931
  • PPTX 5.7 мбайт
  • 1171 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тугушева Румия Фатиховна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: